Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Бизнес-будни
  • История серии «Андрей Первозванный. Эскадренный броненосец "андрей первозванный" Броненосец андрей первозванный

История серии «Андрей Первозванный. Эскадренный броненосец "андрей первозванный" Броненосец андрей первозванный

Боевые корабли мира

Издание альманаха «Корабли и сражения» Санкт-Петербург 2003

На 1–4 страницах обложки даны фотографии броненосца "Андрей Первозванный" в различные периоды службы.

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор СВ. Смирнова

Корректор B.C. Волкова

1. Проект Великого Князя

В январе 1900 г. Главный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцов представил в МТК проект броненосца, во многом опрокидывавший прежние представления об этом классе боевых кораблей. По водоизмещению -14 000 т - новый корабль существенно превосходил строившиеся тогда эскадренные броненосцы типа "Бородино", выше (на 1 узел) была и 19-узловая скорость, и совсем иное (16 203-мм пушек в восьми башнях) предлагалось вооружение. Проект был составлен по заданию великого князя Александра Михайловича. В чине капитана 2 ранга он командовал на Черном море броненосцем "Ростислав" и по своему великокняжескому положению мог позволить себе любую, даже экстравагантную инициативу.

Проект воплощал общепризнанный, хотя и слишком поспешный вывод из опыта японо-китайской войны 1894–1895 гг. о преимуществе скорострельной артиллерии. Теперь вместо 152-мм патронных орудий предусматривались более эффективные и уже не столь разительно, как прежде, уступавшие им в скорострельности (2,54 выстрела в минуту против 3,97 для 152-мм) 203-мм пушки. Составлявшие для корабля единый и главный калибр (еще предусматривалось 4 152-мм, 16 75-мм, 14 47-мм пушки и 4 пулемета), эти орудия напоминали о прежних опытах и применении единого калибра. Так было в осуществленных проектах русских трехбашенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" (1867 г.), трехбашенных эскадренных броненосцев семейства "Екатерина II" (1882 г.), германских трехбашенных эскадренных броненосцев типа "Бранденбург" (1891 г.).

Существовали еще два, оставшиеся неосуществленными, отечественных проектов четырехбашенных эскадренных броненосцев. В 1883 г. лейтенант Л.А. Рассказов безуспешно убеждал Управляющего И. А. Шестакова добавить в проект броненосца "Екатерина П" четвертую парную установку 305-мм орудий и превратить корабль в четырехбашенный (с двумя установками на каждом борту). Адмирал отложил проект лейтенанта. Еще более смелое решение - уже вполне дредноутную схему расположения по диаметральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок в своем проекте 1884 г. - предложил лейтенант В.А. Степанов (1858–1904).

Такова предыстория первых кораблей условно дредноутного класса, о которой, казалось бы, не могли не знать русские офицеры и корабельные инженеры. Но то, что сегодня так просто и ясно, совсем иначе выглядело в глазах людей того времени. О похороненных в архивах предложениях Л.А. Рассказова и В.А. Степанова люди просто могли и не знать. В лучшем случае названия оригинальных проектов должны были казаться лишь одиночными, давно забытыми проявлениями экзотики в кораблестроении. Именно к такому образцу мышления приучали корабельных инженеров повсеместно царившие в тогдашнем кораблестроении рутина и косность. И неспроста, видимо, смелые проекты предлагали тогда не корабельные инженеры, привыкшие к подчиненному и подручному положению, а более творчески раскованные флотские офицеры.

И хотя время заряжания 305-мм пушки, составлявшее в 80-е гг. до 15–20 мин, к началу XX в. уменьшилось почти до 1 мин, мировая рутина - и отечественная, и зарубежная - продолжала 305-мм пушки считать чуть ли не вспомогательным калибром, призванным лишь довершить успех, достигаемый во множестве устанавливавшихся на броненосцах скорострельных 152-мм орудий.

Этой концепции следовало подавляющее большинство эскадренных броненосцев мира, и, хотя некоторые из них уже несли на себе печать "реабилитации" орудий крупного калибра (к 4 305-343-мм орудиям добавляли по два-четыре 234-274-мм), в неприкосновенности оставался самый модный калибр - 150-164-мм пушек. Шагом вперед в этом направлении был проект броненосцев типа "Витторио Эмануэле", в котором выдающийся корабельный инженер В. Куниберти (1854–1913) предусмотрел 12 203-мм орудий в шести бортовых башнях. В оконечностях устанавливались две одноорудийных (305-мм) башни. Орудия этих башен должны были завершить успех победы, достигнутой массированным огнем 203-мм орудий. Эти броненосцы-крейсеры типа "Витторио Эмануэле" были заложены в сентябре 1901 г.

Иной оказалась судьба проекта Д.В. Скворцова. Его обсуждения в МТК в январе и апреле 1900 г. выявили удручающий разнобой взглядов ведущих адмиралов. Так, председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов признал, что однородная артиллерия в боевом отношении лучше разнородной, принятой на современных эскадренных броненосцах. Начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховский настаивал на преимущественном применении 152-мм орудий. По мнению адмирала главное - достижение высокого процента попаданий, а по этому показателю 152-мм орудия намного превзойдут традиционные четыре 305-мм орудия. Различия в мощи разрыва между 305-мм и 152-мм снарядами адмирал почему-то не сравнивал.

Находясь во власти моды на скорострельные орудия, В.П. Верховский, видимо, не был знаком с изречением адмирала А.А. Попова: "Корабли строятся для пушек". И пушки эти предполагались возможно наибольшего калибра. Запамятовал он и признание другого известного адмирала Г.И. Бутакова, сделанное еще в 1855 г. на страницах "Морского сборника" (№ 10): "Трудно попасть с большого расстояния, но попавши можно нанести огромный вред". При голосовании за единый 203-мм калибр по проекту высказались великий князь Алексей Михайлович, вице-адмиралы В.П. Верховский, И.М. Диков, К.К. Де Ливрон, Н.И. Скрыдлов.

За 305-мм и 152-мм пушки высказались контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам и артиллерийский отдел МТК, вице-адмиралы Ф.В. Дубасов, И.Н. Ломен, контр-адмирал Ф.И. Амосов. Контр-адмиралы Н.Н. Ломен, К.С. Остецкий, капитан 1 ранга А.А. Вирениус полагали более полезным вооружение из 305-мм концевых и 203-мм бортовых орудий. Сторонников единого 305-мм калибра среди собравшихся не оказалось. Сомнение вызывала и целесообразность постройки по предлагаемому проекту только одного корабля, хотя для эскадренного боя один лучший ходок не имеет значения, так как эскадренный ход зависит от худшего ходока. Согласия не оказалось даже в сравнении весовых характеристик корабельных котлов.

Таков был мыслительный интеллектуальный потенциал русского адмиралитета в преддверии войны с Японией. Никто из собравшихся не сумел проявить того просветления сознания и чувства предвидения, которые в проекте великого князя могли бы заставить увидеть идеи дредноута. А потому и судьбу проекта решили с обезоруживающей простотой. Для этого оказалось достаточно сообщения ГУКиС в МТК о том, что финансовые средства Морского министерства весьма ограничены и броненосец водоизмещением 14000 т может быть построен взамен одного из броненосцев типа "Бородино", заказанных Балтийскому заводу. Между тем, вся артиллерия для этих броненосцев, в том числе и башни 12-дм. и 6-дм. орудий уже заказаны. В случае осуществления нового проекта все эти заказы пришлось бы отменить.

Понятно, что ущерб для казны, вызванный изменением заказов, не мог идти ни в какое сравнение с тем огромным преимуществом, которые давал флоту проект (случись такое чудо) корабля с вооружением только из 305-мм орудий. Более того, заводам такая перемена была бы даже выгоднее. Ведь трудоемкость работ по изготовлению ограниченного числа 305-мм орудий и их башен в сравнении с множеством 152-мм или 203-мм башен существенно уменьшалась. Но и заводы не были готовы к столь большому подвигу, как перепроектирование нескольких уже строившихся и предполагаемых к постройке броненосцев типа "Бородино" под три или четыре башни 305-мм орудий. Не исключалось и кардинальное изменение проекта для броненосцев № 7 и 8, для чего очень кстати был накопленный Балтийским заводом огромный опыт проектирования крейсеров семейства "Рюрик", броненосцев типа "Ослябя" и только недавно одобренный императором инициативный проект башенного крейсера. Надо было лишь продолжить путь инициативы и творчества. Это был бы великий инженерный подвиг.

Приложение № 2 "Андрей Первозванный" и "Дредноут"

(Из брошюры "Общества ревнителей военных знаний", изданной в г. С.-Петербурге в 1908 г.)

Линейные корабли "Андрей Первозванный" и "Император Павел I "

I . Тактические элементы

Водоизмещение - около 18 000 т.

Длина (наибольшая) - 460 ф, ширина - 79 ф.

Углубление - 27 ф.

Артиллерия (черт. № 1)

4 орудия - 12 дм. в 40 калибров длины.

14 орудий- 8 дм. в 50 калибров длины.

12 орудий - 120 мм. 8 пулеметов.

Минное вооружение (черт. № 2)

3 подводных минных аппарата: один из них носовой, два бортовых.

Корабль снабжен тараном.

Броня (черт. № 3)

1-й броневой пояс по ватерлинии от носа до кормы - 8-8 1/2 дм. (к корме этот пояс утончается до 4 дм., а к носу до 5 дм.).

11-й броневой пояс над первым из носа до кормы - 5 дм. (к корме и к носу этот пояс утончается до 3 1/2 дм.).

111-й броневой пояс прикрывает каземат 8-дм. орудий - 5 дм. (внутри каземата орудия отделены друг от друга траверсами).

IV -й броневой пояс прикрывает каземат 120-мм орудий – 3 1/2 дм.

Башни 12-дм. орудии прикрыты броней в 10 дм., подачные к ним трубы 5 дм.

Башни 8-дм. орудий прикрыты броней 7 дм., подачные к ним трубы-4 дм.

Боевая рубка 9 дм. Дальномерная рубка 6 дм.

Палуба над казематом 120-мм орудий (черт. № 3) 3/4 дм., палуба над казематом 8-дм. орудий 1 дм., верхняя палуба (черт. № 4) 1 дм., верхняя броневая палуба (черт. № 4) 1 1/4 дм., нижняя палуба (черт. №№ 3 и 4) - 3/4 дм-1 1/4 дм.-IV , дм.

Крыши башен - 2 дм.

Машин две - тройного расширения; 25 котлов систе­мы Бельвиля.

Индикаторных сил (по проекту) - 1 7 600.

Скорость хода -18 узлов.

Запас угля (нормальный) - 1500 тонн.

Запас угля (полный) - 3000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 6500 миль (при­близительно).

Прожекторов - 2.

Мачт легких - 2.

Судовой состав: офицеров, механиков и врачей 29; кондукторов 22; команды 900 человек.

Башни приводятся в действие при помощи электриче­ства. Подача ко всем орудиям при помощи электрических элеваторов, а в случае порчи вручную.

Непотопляемость корабля достигается разделением его на большое количество водонепроницаемых отсеков, из коих вода выкачивается в случае получения пробоины, при помощи одиннадцати 500-тонных электрических турбин. Таким образом, водоотливные средства позволяют в течение часа выкачать из судна 5500 тонн воды. Выравнивание крена дос­тигается путем соединения противолежащих отсеков толсты­ми трубами, автоматически перепускающими воду из повреж­денного отсека в другой, ему противолежащий.

Историческая справка

"Андрей Первозванный" был заложен в сентябре меся­це 1903 года на Галерном островке. Первоначальный чер­теж значительно отличался от настоящего его вида - про­должительность его постройки тем и объясняется, что в те­чение работ чертежи неоднократно изменялись в зависи­мости от получения опыта русско-японской войны. В осо­бенности значительные изменения, согласно боевого опы­та, претерпела система броневого прикрытия, кото­рая из далеко не полной, каковою она была на первона­чальном чертеже, ныне дошла до предела - еще нигде не достигнутого, прикрывая собой весь корпус корабля без единого в нем (сбоку) отверстия и прикрывая все его палу­бы. Чтобы достигнуть этого, пришлось, например, умень­шить толщину нижней броневой палубы, взамен чего поло­жить тонкую броню на верхнюю и среднюю палубы (черт. № 4). Легко себе представить, сколько времени отняла та­кая работа. Но эта потеря времени возмещена тем, что в результате мы получаем корабль в значительной мере со­гласованный с требованиями опыта минувшей войны и ус­тупающий, сравнительно с первоначальным его чертежом, лишь новейшим кораблям его типа "Dreadnought ".

Водоизмещение "Андрея Первозванного" не дало воз­можности, однако, достигнуть установки исключительно две­надцатидюймовых орудий и увеличить ход до 20-21 узла, к чему главным образом и сводится опыт воины. Удалось лишь прибавить две 8-дм. пушки. Во всяком случае на "Андрея Пер­возванного" надо смотреть, как на переходную ступень от кораблей, построенных до войны, к кораблям, на которых опыт войны использован целиком.

Выше было сказано, что "Андрей Первозванный" уступа­ет лишь "Dreadnought "y ", но следует заметить, что в настоя­щее время уже "Dreadnought " не является последним словом военного корабля. Уже существуют корабли значительно совершеннее "Dreadnought "a ".

Боеспособность "Андрея Первозванного"

Боеспособность корабля слагается из его средств на­ступления и обороны.

а) Средства наступления

Артиллерия, мина и таран -те средства, коими корабль может наносить вред своему противнику; но для использо­вания в полной мере того или иного из этих средств ему необходимо прийти на различные дистанции: например, для тарана на дистанции, равные нулю; для мины 10-20 кабель­товых; для артиллерии - на средние дистанции от 30 до 50 и на большие от 50 до 95 кабельтовых. Прийти на выгодную дистанцию возможно при условии преимущества в скорости хода. Выражаясь языком тактики, элемент скорости дает ко­мандование дистанцией, т. е. возможность сохранять выгод­ную для себя дистанцию, не позволяя противнику выбрать для себя такую же.

В настоящее время средние дистанции боя колеблются между 30-50 кабельтовыми, а потому использование в бою мины и тарана линейным кораблем будет носить лишь слу­чайный характер и участь боя будет решаться, главным обра­зом, силой артиллерийского огня.

Сила артиллерийского огня измеряется количеством взрывчатого вещества, вводимого внутрь корабля противни­ка в единицу времени на средних дистанциях.

Следовательно, чтобы судить о силе артиллерии "Андрея Первозванного", необходимо определить то количество взрывчатого вещества, каковое им может быть введено внутрь неприятельского корабля через препятствия (броневая за­щита) разной толщины, с дистанции 30 кабельтовых, в едини­цу времени.

За единицу времени примем, для простоты, 100 минут.

Процент попадания, (боевой) выведенный из опыта, мож­но принять равным 3%.

На "Андрее Первозванном"

на один борт стреляют:

4 орудия 12 дм, скорость стрельбы 1 выстрел в 1 минуту.

7 орудий 8 дм. скорость стрельбы 2 выстрела в 1 минуту.

Следовательно, в 100 минут попадут в цель:

12-дм. снарядов - 12 штук.

8-дм. снарядов - 42 штуки.

Количество взрывчатого вещества в снарядах

12-лм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно! 6 фунтов.

12-дм полубронебойный снаряд содержит в себе при­близительно 49 фунтов.

12-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизитель­но! 00 фунтов.

8-дм бронебойный снаряд содержит в себе приблизи­тельно 5 фунтов.

8-дм полубронебойный снаряд содержит в себе прибли­зительно 15 фунтов.

8-дм фугасный снаряд содержит в себе приблизительно 30 фунтов.

Препятствия, встречающиеся на пути снаряда, мы раз­делим на три категории:

Небронированные части борта, трубы, мостики и т.д. для указанных снарядов (кроме фугасных) препятствий не составляют.

Следующие данные указывают, для таких снарядов, какие доступны категории препятствий с расстояния 30 кабельтовых:

12-дм. бронебойные пробивают - I , II , III .

12-дм. полубронебойные пробивают- II , III .

12-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

8-дм. бронебойные пробивают- II , III .

8-дм. полубронебойные пробивают- III .

8-дм. фугасные пробивают - только легкий борт.

Следовательно, в неприятельский корабль мо­жет быть введено (взрывчатого вещества) в бою, на расстоянии 30 кабельтовых, в 100 минут:

Через препятствие l -ой категории, от 12 снарядов бро­небойных 12-дм калибра, т.е. 192 фунта.

Через препятствие 11-ой категории, от полубронебойных снарядов: 12-дм.- 588 фунтов + от 8-дм. 210 фунтов - 798 фунта.

Через препятствие lll -ой категории, от полубронебой­ных снарядов: 12-дм.- 588 ф. + от 8-дм. 630 фунтов -1218 фунтов

Через легкий борт от 12-дм. фугасных 1200 фунтов + от 8-дм. фугасных - 1260 фунтов - 2460 фунтов

Если же определять пробиваемость тех же снарядов на другом пределе средних дистанций, т. е. на 50 ка­бельтовых, то получится, что

12-дм бронебойный пробивает - II и III категории;

12-дм полубронебойный пробивает- III категорию;

8-дм бронебойный пробивает- III категории.

Фугасные же снаряды пробивают - легкий борт.

Таким образом, на расстоянии 50 кабельто­вых можно ввести взрывчатого вещества в 100 минут:

Через II категории 12-дм. снаряды бронебойные - 192 фунта.

Через III категории 12-дм. снаряды полубронебойные - 588 фунта + 8-дм. снаряды бронебойные - 210 фунтов - 798 фунтов.

Через легкий борт - 2460 фунтов.

Современная система бронирования по катего­риям, указанным выше, распределяется по поверхности ко­рабля, согласно нижеследующему:

Легкий небронированный борт, трапы и мостики - 10%.

Основываясь на исчислениях, указанных выше, заключа­ем, что для "Андрея Первозванного" выгодны дистанции в 30-35 кабельтовых, ибо с этих дистанций его 12-дм и 8-дм снаряды, не теряя своей меткости, могут вводить в корабль противника взрывчатое вещество через препятствие II и III категорий, составляющих 75% всей поверхности цели, а счи­тая легкий борт - 85% цели.

Дистанции же в 50 кабельтовых будут для него невыгод­ными по той причине, что, во-первых, на этих дистанциях меткость 8-дм. пушки значительно понижается по сравне­нию с 12-дм. пушкой, а во-вторых, 8-дм. бронебойным сна­рядам, несущим ограниченное количество взрывчатого вещества, доступны на дистанции в 50 кабельтовых только пре­пятствия III категории, составляющие на дистанциях 35-45% всей цели. Между тем 8-дм. пушки составляют главный кон­тингент артиллерии "Андрея Первозванного".

Эти данные приводят к мысли, что в будущих войнах фугасные снаряды не будут иметь большого значения по той причине, что объект их действия обозначился более чем скромными 10%-ми всей плошали цели.

В частности же, по отношению к "Андрею Первозванно­му", можно сказать, что для него будет невыгодным избрать объектом своих действий броню l -ой категории, так как она составляет только 15% площади цели, а вместе с тем доступ­на лишь его четырем 12-дм. пушкам и совершенно не доступ­на его 8-дм орудиям.

Располагаясь на дистанции в 30-45 кабельтовых и стре­ляя снарядами полубронебойными, "Андрей Первозванный" имеет возможность ввести в своего противника, заброниро­ванного по новейшей системе, от 20 до 25 пудов взрывчато­го вещества в течение 100 минут.

б) Оборонительные средства

Что же касается зашиты "Андрея Первозванного" от ар­тиллерийского огня, то она почти ничего не оставляет же­лать лучшего, и во всяком случае из всех систем зашиты плавающих ныне судов является наилучшей.

Система бронирования рассчитана таким образом, что куда бы ни попал снаряд, он везде встретит броню, которая может быть его и не задержит, но во всяком случае заставит, пройдя первую броню, разорваться; следующая же броневая палуба задержит осколки разорвавшегося снаряда и не по­зволит им проникать в жизненные части корабля.

Проследим попадания некоторых намеченных сна­рядов.

Если снаряд а (черт. № 3), попадая в 5-дм. броню казема­та, ее пробьет, то после этого препятствия он несомненно разорвется, осколки будут задержаны 1 1/4-дм. (средней) бро­невой палубой и не проникнут в жизненные части корабля.

Если снаряд а’ (черт. 4) попадает на 1-дм. (верхнюю) палубу в той ее части, где нет казематов (8-дм. и 120-мм орудий), то палуба будет пробита в том лишь случае, если угол паде­ния снаряда достаточно велик, т. е. 20°-25°. Следовательно, снаряд должен быть выпушен сравнительно с большого рас­стояния, чтобы дать из прицельной пушки такой угол паде­ния. Если же расстояние, с которого выпушен снаряд велико, то пробивная его способность невелика, и поэтому можно с уверенностью сказать, что если этот снаряд даже пробьет среднюю броневую палубу, то за нею, наверное, разорвется, и осколки будут задержаны нижней броневой палубой; та­ким образом, жизненные части корабля не пострадают. Что же касается до того помещения, где снаряд разорвется, то, конечно, он там произведет разрушения, но это не будет уг­рожать жизни корабля, ибо в помещениях между броневы­ми палубами нет важных механизмов.

Проследим далее, как могут снаряды - бб(черт. № 3) проникнуть в жизненные части корабля. Если 12-дм. снаряд ударит в плиту 5-дм. брони по нормали и будет даже выпу­щен с расстояния 10 кабельтовых, то он пройдет 5-дм. плиты обоих бортов, следовательно, пробьет судно насквозь и вы­летит вон, оставив в бортах лишь дыры, несколько большие диаметра снаряда, т. е., в сущности, никакого вреда кораблю не причинит. Чтобы причинить вред кораблю, снаряд дол­жен ударить 5-дм. плиту под некоторым углом падения (черт. № 3 - верхнее 6), т. е. быть выпушенным с расстояния 30-40 кабельтовых. На таком расстоянии 12-дм. снаряд пробьет эту плиту и за ней разорвется, а осколки его встретят сред­нюю броневую палубу и в ней, конечно, будут задержаны.

Снаряд в(черт. № 3) может пробить 8"/2-Дм, плиту, если он будет 12-дюймового калибра и выпушен с расстояния не более 30 кабельтовых, но, пробив эту плиту, если он даже и не разорвется, то встретит еще нижнюю броневую палубу, в которой и застрянет. Чтобы этот снаряд мог пробить 8-дм. и 1 1/2-дм. брони 12, он должен быть выпушен с расстоянии не больше 10-15 кабельтовых.

Итак, мы видим, что система бронирования рассчитана таким образом, чтобы снаряд, стремясь проникнуть в жиз­ненные части корабля, встречал на своем пути в некотором расстоянии друг от друга две преграды, из которых первая заставляет его рваться, а вторая задерживает его осколки.

Применение на "Андрее Первозванном" этой системы делает его неуязвимым для бронебойных и не бронебойных снарядов всех калибров, на расстояниях не меньше 15 ка­бельтовых и не больше 80 кабельтовых, когда снаряд падает под большим углом. Если же мы примем во внимание, что дистанции современного боя не будут меньше 15 кабельто­вых, ибо на этих дистанциях уже можно действовать миной, то окажется, что "Андрей Первозванный" может быть уязвим с расстояний больше 80 кабельтовых; но на этих дистанциях едва ли будут вестись современные бои, вследствие недоста­точной силы на такие расстояния современной артиллерии. В расчете на будущее увеличение силы артиллерии, на новых проектах предположено увеличить толщину брони верхней палубы до 2-х дюймов. Что же касается до фугасных снаря­дов, то на "Андрее Первозванном" они не будут производить большего эффекта, ибо, как показала война, они разрывают­ся, ударяясь о дюймовую плиту, но ее не пробивают.

В заключение можно сказать, что сильная сторона "Ан­дрея Первозванного" - это его бронирование, с кото­рым справиться самому сильному современному кораблю будет чрезвычайно трудно.

Зашита же его от мин оставляет желать многого, но во всяком случае не уступает таковой же на существующих но­вейших кораблях. Опыт войны использован еще и в том смыс­ле, что на "Андрее Первозванном" удален всякий горючий материал и всякие легкие надстройки и мостики, о которые могли бы рваться фугасные снаряды, выводя экипаж кораб­ля из строя своими многочисленными осколками, а также и осколками разрушаемых надстроек.

Сравнение "Андрея Первозванного" с броне­носцем английского флота "Dreadnought "

Чтобы составить себе полное впечатление о боеспособ­ности "Андрея Первозванного", противопоставим ему силь­нейший из современных броненосцев - "Dreadnought ".

Водоизмещение 17900 т.

Алина (наибольшая) 520 ф.

Ширина 82 ф.

Углубление 31 ф.

Машины -турбинный двигатель.

Индикаторных сил 23000.

Скорость хода 21 узел.

Запас угля (нормальный) - 900 тонн.

Запас угля (полный) - 2000 тонн.

Район действия экономическим ходом - 5800 миль (при­близительно).

Экипаж - около 800 человек.

"Dreadnought " вооружен десятью 12-дм. орудиями в 45 калибров длиной, расположенными в 5 башнях (черт. № 5); из десяти пушек восемь могут действовать на один борт. Минное вооружение: 5 минных аппаратов (один носовой, четыре бортовых).

12-дм. пушки по своей силе почти одинаковы с таковыми же на "Андрее Первозванном". Следовательно, четырем 12-дм. и семи 8-дм. пушкам "Андрея Первозванного", "Dreadnought " противопоставляет восемь 12-дм. своих пу­шек. Иными словами, четыре 12-дм. пушки "Dreadnought "a " уравновешиваются семью 8-дм. пушками "Андрея Первозван­ного". Если же мы сравним силу 8-дм. с 1 2-дм. на расстоянии 50 кабельтовых, то окажется, что семь 8-дм. пушек на рассто­янии пробивают своими бронебойными снарядами толь­ко броню III категории, т. е. могут ввести внутрь судна через броню III категории в единицу времени (100 минут) 42 снаря­да бронебойных, по 5 фунтов взрывчатых веществ в каждом -т.е. 210 фунтов взрывчатых веществ.

Четыре же 12-дм. пушки на этих расстояниях пробивают своими полубронебойными снарядами ту же броню, то есть могут ввести через броню III категории в единицу време­ни 12 полубронебойных снарядов, по 54 фунта, т.е. 648 фун­тов взрывчатых веществ, не говоря уже о том, что бронебой­ные снаряды 12-дм. пушек на этих дистанциях способны про­бить броню II категории.

Значит, если "Dreadnought ", сражаясь с "Андреем Пер­возванным", расположится от него на дистанциях 55-50 ка­бельтовых, то он почти совсем исключит по себе действие бронебойных и полубронебойных 8-дм. снарядов "Андрея Первозванного", которые будут не в состоянии пробить его толстую и среднюю брони. Между тем, на том же расстоянии 12-дм. пушки "Dreadnought "a " будут свободно пробивать среднюю и даже толстую брони "Андрея Первозванного". (12-дм. пушка 45 калибров пробивает 8"/2-дм. броню с рас­стояния 45-48 кабельтовых бронебойным снарядом). Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что превосходство в скоро­сти "Dreadnought "a " на три узла (21 узел) над "Андреем Пер­возванным" дает возможность "Dreadnought "y " располагать­ся во время боя на выгодных для себя дистанциях. Но однако следует заметить, что рассматриваемые типы броненосцев разнятся в системах бронирования, причем брониро­вание "Dreadnought "a " значительно уступает в силе "Андрею Первозванному", что несколько изменяет обстановку в борь­бе этих двух судов, сравнительно с тем положением, когда. системы бронирования одинаковы.

Из рассмотрения на черт. № 6 и 7 бронирования "Dreadnought "a " мы видим, что по разрезу N "-N " (черт. № 6 и № 8) с расстояния 45-50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды действительно не могут проникнуть в жизненные части корабля. Но по разрезу N "-N " (черт. № 7 и № 8), карти­на получается совсем другая: на расстоянии, даже большем 50 кабельтовых 8-дм. бронебойные снаряды, вследствие зна­чительных углов падения на таких расстояниях, могут совер­шенно свободно пробить 1 дм. палубу и следующую за ней 3/ 4-дм. и разорваться непосредственно в машине. Нечего уже и говорить, что фугасные 8-дм. снаряды имеют огромное поле деятельности по "Dreadnought "y "/ ибо почти 40% его повер­хности не бронировано. (См. продольный вид "Dreadnought "a " - черт. №5 и №6).

Таким образом, принимая во внимание далеко не совер­шенное бронирование "Dreadnought "a ", можно с увереннос­тью сказать, что на дистанциях, выгодных этому последнему (45-50 кабельтовых) 8-дм. пушки будут с успехом с ним бо­роться, действуя своими бронебойными снарядами по его кормовым палубам и фугасными снарядами коверкая его не­защищенные борта и надстройки, что чрезвычайно неблагоп­риятно влияет на моральное состояние экипажа корабля.

Следовательно, приходя к заключительным выводам, можно сказать, что в то время как жизненные части "Анд­рея Первозванного" на всей его длине будут неуязвимы для снарядов "Dreadnought "a " и борта, будучи сплошь защищены броней, сохранят свой первоначальный вид, между тем на "Dreadnought "e " кормовые жизненные час­ти: машины, валы и рулевые приводы будут под ударами 12-дм. и 8-дм. бронебойных снарядов, а борта легко мо­гут быть исковерканы фугасными снарядами. Таким об­разом, в единоборстве описываемых двух кораблей по­беда останется за тем, кто раньше одержит моральную победу над противником, убьет его дух и тем самым по­низит меткость его огня.

Если мы теперь подсчитаем, сколько снарядов без разли­чия калибров в 100 минут времени попадет в каждый ко­рабль, то окажется (принято для обеих сторон 3% попада­ний), что в "Андрей Первозванный" попадет - 24 снаряда, а в "Dreadnought " - 54 снаряда.

Из этого сравнения очевидно, что "Андрею Первозван­ному", дающему большее количество попаданий, легче, не­жели "Dreadnought "y ", убить дух противника.

Следовательно, из них тот победит, у кого процент попа­дания будет больше, вследствие лучшей организации, лучше­го обучения, и тот, у которого дух будет крепок и стоек, ибо и на море, как и на суше, сражаются не корабли, не пушки, а люди, и следовательно, к морскому бою вполне применимо изречение Наполеона: "Три четверти успеха зависит от мо­рального состояния".

Проект Корабли (2) (16) (1) (5)

Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1920гг. Начаты постройкой на кредиты, выделенные для поддержания деятельности "частных судостроительных заводов и казенных верфей". Достраивались по программе "Распределение ассигнований на судостроение" на 1907- 1911гг.

Заложены как улучшенные броненосцы типа Бородино с увеличенным (до 203мм) калибром средней артиллерии, усиленными бронированием и противоминной защитой. По опыту Русско-Японской войны проект был переработан. Число орудий увеличили до 14; ввели единый противоминный калибр и усилили противоминную защиту, при отсутствии каких либо отверстий в броне ниже верхней палубы.

Из-за многочисленных переработок достройка затянулась и к моменту вступления в строй морально устарели. Последние из построенных русских броненосцев.

Андрей Первозванный1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах "Краснофлотский" и "Первомайский", а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой - на мониторах Амурской флотилии.

Император Павел I1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).

С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

65 Kb
76 Kb

80 Kb
85 Kb
86 Kb
90 Kb
91 Kb
93 Kb


93 Kb
97 Kb
107 Kb
111 Kb
112 Kb
137 Kb
138 Kb
229 Kb

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Разговор двух дураков и что из этого получилось

Когда-то, не так впрочем давно, один мой знакомый пристал ко мне с вопросом: «А можно ли было из «Андрея Первозванного» и «Павла Первого», сделать один дредноут?». В общем-то ответ понятен. И примерно так я и ответил, но знакомый не сдавался и продолжал допытываться, какие же допущения надо сделать, чтобы сию помесь бульдога с носорогом получить. По результату родилось вот это.

«Когда не помирать, всё одно день терять» (с) Народное.

Во-первых, сразу хочу извиниться за качество рисунка. Как говорили английские пираты – «кому быть повешенным, тот не утонет»; моя очередная попытка «утопиться», нарисовав что-либо, ожидаемо закончилась неудачей.

Во-вторых, хочу предупредить, что альтернатива начинается гораздо раньше описываемых событий, ибо без этого не сросталось.

В-третьих, опять таки хочу предупредить: «Внимание, попаданец!» (ибо без него исходное условие опять-таки не выполнялось).

Конечный вариант линкора (отдельная благодарность коллегам NF, Андрею, Ansar02 и сверхособая благодарность коллеге boroda )

Программа усиленного кораблестроения, принятая в 1895 г., более или менее успешно выпол­ня­лась уже 7 лет и подходила к своему логическому завершению, когда в 1902 г., сразу после спуска на воду всех 4-х ЭБР типа «Бородино», была начата модернизация производственных мощностей Балтий­ского завода и Нового Адмиралтейства. Согласно «программе», на этих заводах до 1905 г. планиро­валось построить ещё 2 ЭБР по «улучшенному проекту «Бородино», и в связи с этим на смежных предприятиях ещё в конце 1902 г. были заказаны агрегаты, механизмы, броневой прокат и воору­жение для двух новых броненосцев. Стоило предполагать, что, имея такой задел, отечественные кораблестроители успели бы сдать недостающие корабли в срок, определённый программой, и оба корабля флот получил бы в середине 1905 г. Однако в сентябре 1903 г. в судьбу ещё даже не заложенных на стапелях кораблей вмешалось разведуправление флота и лично Его Императорское Величество.

13 сентября 1903 г. в здании МТК состоялось первое совещание «особой комиссии перспек­тив­ного кораблестроения» во главе с самим императором Николаем II. В состав комиссии также вошли начальник МТК Ф. В. Дубасов, контр-адмирал С. О. Макаров, капитан 2-го ранга В. А. Смирнов, директор Балтийского завода К. К. Ратник, заведующий опытовым бассейном А. Н. Крылов, инженер И. Г. Бубнов и ряд других инженеров Балтийского завода. Присутствующим членам комиссии были представлены данные о начале работ по эскадренному броненосцу нового типа в Великобритании, и о возможных сроках его закладки и ввода в строй.

Было предложено выработать ТТЗ на проектирование аналогичного линкора, для сохранения текущего соотношения сил и недопущения катастрофического ослабления русского флота. Поскольку Е.И.В. с самого своего восшествия на престол уделял изрядное внимание флотским делам, то составление ТТЗ проходило при его непосредственном участии, и по дошедшим до нас мемуарам участников этих событий, с одной стороны обстановка совещаний комиссии была весьма демократична , а с другой стороны, порой дебаты становились весьма напряжённы. Однако, к чести участников комиссии, никакие их разногласия, проявившиеся в ходе работы, не оказали никакого влияния на дальнейшие взаимо­отношения между ними.

Одним из сложнейших вопросов, вызвавших разногласия, был вопрос выбора силовой уста­новки нового линкора. Е.И.В. и инженер Бубнов настаивали на паротурбинной силовой установке, указывая на её большую удельную мощность и перспективность таких СУ и ссылаясь на данные разведки, что именно такую СУ англичане собираются ставить на свой броненосец. Им возражали К. К. Ратник, С. О. Макаров и В. Ф. Дубасов, вполне резонно отмечая отсутствие в России турбин­ного произ­вод­ства, неопробованность турбин в реальной эксплуатации, их высокую стоимость и следующие из этого возможные задержки строительства корабля.

В конечном итоге им удалось убедить Императора и Бубнова в том, что на первом российском корабле такого типа надо использовать обычные паровые машины тройного расширения, хорошо освоенные русской промышленностью в производстве. Не менее бурными (в основном за счёт темперамента участников, и так разогретых предыдущей дискуссией) стало обсуждение бронирования нового корабля. Здесь главным зачинщиком стал С. О. Макаров, в очередной раз выдвинувший идею скоростного безбронного корабля. Однако против этой идеи высказались все остальные участ­ники совещания, и уровень бронезащиты был уста­нов­лен как «не ниже уровня современных броненосцев Российской империи и иностранных держав» .

Благодаря личному участию императора в разработке ТТЗ, оно было готово уже к концу ноября 1903 г. Кроме того, согласно личному распоряжению императора, в проект было изначально заложено использование техни­ческого задела по строительству ЭБР типа «Улучшенное Бородино» (в РИ «Андрей Перво­званный»).

Согласно ТТЗ, новый линкор должен был иметь водоизмещение в пределах 22 тыс. т. Воору­жение из 8-12 двенадцатидюймовых орудий в башнях и 12 шестидюймовок в башнях или казематах. Максимальная скорость была определена не менее чем 21 узел, а дальность плавания в 3000 миль экономичным ходом.

В январе 1904 г. на МТК были представлены два проекта нового линкора. Первый из них, разрабо­тан­ный при участии С. О. Макарова, представлял собой проект быстроходного (23-24 узла) линкора со слабым бронированием (толщина ГП до 180 мм), а второй более полно соответствовал требо­ваниям, выдвинутым комиссией. В результате он и был принят к постройке. В марте 1904 г. состоялась официальная закладка линкора, получившего имя «Андрей Первозванный», причем в официальных документах он назывался «эскадренный броненосец типа «Улучшенное Бородино» .

Вообще стоит отметить высокую степень секретности, окружавшую строительство этого корабля, её можно было назвать беспрецедентно высокой по отношению к российскому кораблестроению: достаточно сказать, что истинную природу корабля англичане смогли понять только к тому моменту, как у достроечной стенки Балтийского завода началась установка орудийных башен корабля. Надо заметить, что и само строительство и сроки его ведения оказались для британского адмиралтейства шокирующими. И лишь год спустя, узнав о том, что фактически производство механизмов, вооружения и брони (а также, возможно, ряда корпусных деталей) началось ещё в 1902 г., они несколько успокоились. Но выход 10 октября 1906 г. линейного корабля «Андрей Первозванный» на испытания произвёл фурор как в иностранной, так и российской прессе.

К завершению навигации 1906 г. на новом линкоре успели провести только испытания машин на полную мощность, которая вполне соответствовала проектным данным и позволила развить расчётную скорость в 21 узел. К сожалению, также эти испытания показали, что использование машин, рассчитанных на куда более лёгкие корабли, оказалось не самой удачной идеей. Увели­чение давления пара в котлах и паропроводах привело к постоянным поломкам в машинной части, регулярно приводящих к падению полного хода с 21 до 18 или даже 17 узлов. За время зимнего простоя в машины корабля был внесён ряд изменений, призванных увеличить их надёжность, но, как показала практика, в этом отношении мало что изменилось.

Весной 1907 г. испытания продолжились. Были проведены стрельбы главным и вспомогатель­ными калибрами, проверены маневренные элементы корабля, проверена дальность хода, проведены испытания систем борьбы за живучесть. Уже к лету испытания были окончены, и корабль был принят в казну. Несмотря на необычность самой концепции и проблемы с машинами, это событие было принято моряками и офицерами РИФ с нескрываемой радостью. Так, участ­вовавший в обес­печении испытаний линкора командующий 3-м дивизионом миноносцев, капитан 3-го ранга А. В. Колчак, писал начальнику испытаний к-а Щенсновичу:

«Как жаль, что этот корабль был построен столь поздно: если бы мы успели построить его до нападения на Порт-Артур, то никакой войны бы и не было. А ведь такие шансы у нас были, только сейчас я узнал, что Владимир Алексеевич Степанов ещё в 1884 году предлагал проект подобного корабля. Удивительно ли, что и теперь он принял самое живое участие в проектировании и построй­ке этого красавца?».

По окончании испытаний линкор направился в своё первое зарубежное плавание, заходя в порты Германии, Дании и Франции с официальными визитами; закончил он его в августе 1907 г. в Портс­муте, приняв участие в традиционном королевском смотре флота на Спитхедском рейде. Помимо «Андрея Первозванного» в торжественном мероприятии от лица Российского Импера­тор­ского Флота приняла участие эскадра к-а Витгефта в составе броненосца «Ретвизан» и крейсеров «Аскольд» и «Аврора». По окончании смотра, включенный в состав этой эскадры линкор ушел вместе с ней обратно в Санкт-Петербург.

Кампанию 1908 г. «Андрей Первозванный» провёл в составе средиземноморской эскадры, поуча­ст­вовав вместе с ней в ликвидации последствий землетрясения в Мессине. Позднее он неоднократно совершал дипломатические визиты в различные государства. Неоднократно бывал в портах Франции и Англии. Участвовал в спасательных и поисковых операциях в Балтийском и Северном морях.

После начала в июле 1912 г Первой мировой войны линкор оставался на Балтике, вплоть до марта 1916 г., когда в связи со сложной внешнеполитической обстановкой было принято решение усилить флотилию Северного Ледовитого океана линейными кораблями (собственно решение-то было принято гораздо раньше, но до 1916 г. у России не было возмож­ности обеспечить базирование на севере крупных боевых кораблей). В результате этого решения, 4-я бригада линейных кораб­лей Балтфлота в составе линкоров «Андрей Первозванный», «Ретви­зан» и «Слава» (последние двое - ЭБР, участники РЯВ, пусть и прошедшие модернизацию), в сопровождении 14-го дивизиона эсминцев, 2-го отряда СКР, а также танкеров «Онеж», «Ладога», угольщика «Двина», ледокола «Эдуард Толль» и 4-х транспортов отправилась в дальний поход. Балтийское море и датские проливы были пройдены без проблем, и отряд под общим коман­до­ванием контр-адмирала А. М. Лазарева направился на Север. До вступления Российской Империи в Первую Мировую Войну оставалось несколько дней.

Конструкция корабля

Линкор «Андрей Первозванный» имел гладкопалубный корпус с малой высотой надводного борта с классическим таранным форштевнем. Небольшие кормовая и носовая надстройки также были призваны уменьшить силуэт линкора. Корпус был разделён на 14 водонепроницаемых отсеков. В носовой части корпус получил усиление по ватерлинии для безопасного плавания в сложной ледовой обстановке.

Из-за высокого соотношения длины к ширине (7,42), корабль получил скуловые кили. Также корабль получил решётчатые мачты т.н. «американской конструкции», разработанные инженером Шуховым. Орудийные башни были размещены линейно-монотонно, но не равномерно. Носовые башни располагались перед носовой надстройкой и за грот-мачтой, а пара кормовых разместилась за кормовой надстройкой.

Хорошего времени дней, коллеги. Нужно бы для разнообразия обновиться с Орлами Отечества, в противном случае еще поразмыслю, что совсем закинул эту тему. Вариантов судов в действительности масса для публикации, но выбрать я решил один-единственный, и я бы сообщил – неповторимый корабль.

Обращение отправится об других (но не весьма) броненосцах типа Андрей Первозванный.

Вступление

Меня тут последнее время колбасило по-различному. Были созданы и опубликованы космические их эскорт и линкоры, опубликовал я и собственные ветхие черновики на одну древнюю полуфэнтезийную тему. И вот последнее меня что-то зацепило. Нет, сама полуфэнтезийная тема была, не обращая внимания на отдельные моменты, которыми я доволен, шлаком, к тому же не соответствующим тематике сайта. Но сама античность – в ней что-то имеется. И меня поперло.

И не смотря на то, что древняя тема на сайте не популярна (но, как и многие чисто исторические альтернативы – чем больше технички в альт. теме, тем на нее больше реагируют в плане комментариев), я все же решил заморочиться на эту тему и выдать что-то наподобие хронологий Phoenix Purpura, лишь значительно более детализованных, более похожих по содержанию на Мир погибшего Чингиз-хана коллеги boroda. Да, вероятнее большая часть сотрудников эту мою новую альтернативу проигнорируют, но вот хочется мне, и будь что будет.

Осталось лишь подтянуть матчасть да карту нарисовать (куда ж без нее!). А в том месте возможно и альтернативу оформить, и по большому счету может таки что-то написать (в противном случае я все ною да музу ожидаю в мечтах о том, что что-то я таки напишу в ближайшие лет 5).

Но все это совсем не означает, что я закрываю собственные ветхие альтернативы. Правильнее, пока все печально с Dixieland-ом – его тащить дальше до тех пор пока что не получается. А вот с Орлами Отечества все медлено начинается.

Если бы не потребность перепиливать половину военной техники (нашёл оооогромный косяк масштабирования, почему большая часть нарисованных образцов военной техники на 15-20 процентов меньше, чем должны быть – сами осознаёте, какой это п-ц), то я бы ее уже опубликовал – по сути, у меня готова вся БТТ до 1920 года, и танки 1920–1930 годов. Опубликовал бы я и авиацию, если бы набрался хватает храбрости – потому что предвижу срач и раскрытие полной туфтовости собственных наработок на эту тему.

Когда-то я это все дело опубликую, но в то время, когда – без понятия. Да и добрая половина самолетов в том месте на базе настоящих…

А кого я собираюсь показать сейчас? Да имеется один корабль. Вот вы ни при каких обстоятельствах не задавались вопросом – как бы смотрелся Андрей Первозванный, если бы на нем не переборщили с бронированием бортов? Да и эстетически кормовая башня в громадном отрыве от надстройки выглядит не весьма.

Я этими вопросами задавался неизменно, и таки сподобился, в итоге, отрисовать эдакого онормаленного Андрея Первозванного, больше похожего на современников наподобие Радецкого и Лорда Нельсона, чем на цельный точеный кусок чугуния с пушками, кинутый в воду на погибель и страх неприятелей. Само собой, была подкорректирована и техническая часть – потому что у меня в альтернативе и котлы другие, и пушки новые подоспеют, и по большому счету расклад второй – соответственно и Андрей обязан оказаться вторым. И как он оказался – делать выводы вам.

На этот раз я буду немногословен. В смысле, не так дабы весьма, но многословить на тему истории судов что-то не шибко хочется до тех пор пока. Тем более что имеется у меня одна неприятность, позванная моей не самой хорошей памятью – по окончании перерыва с Орлами Отечества я начисто позабывал кое-какие моменты, почему каждая подробная детализация сказания до тех пор пока что чревата громадными косяками. Так что информации будет чуть-чуть.

Основное – как выглядит Андрейка в альтернативе…

Мертворожденное величие

Жёсток и красив был этот броненосец, хоть и не довелось ему покрыть себя славой в сражении.

Уже при закладке второй тройки эскадренных броненосцев типа Бородино в МГШ был выдан заказ на проектирование нового эскадренного броненосца для Русского Императорского флота. Наряду с этим появился достаточно важный вопрос – а куда дальше развиваться-то?

Броненосцы типа Потемкин смотрелись верхом совершенства башенно-казематных судов, а тип Бородино являлся прекрасной (согласно точки зрения МТК и МГШ) вариацией на тему, с уменьшенным числом орудий СК, но лучшими углами их обстрела и теоретически лучшей живучестью. Самым несложным и естественным методом развития казалось предстоящее наращивание числа орудий СК – до 16 у Бородино и 18–20 у Потемкина.

Фактически, такие проекты судов были представлены к конкурсу. Кроме этого, все новые суда имели вместо 87-мм калибра противоминной артиллерии 107-мм числом 12-20 штук. Имелся и один проект концепции all-big-guns, в котором 12 254/45-мм орудий размешались в шести башнях шестиугольником.

Но в конкурсе одержал победу совсем другой проект Балтийского завода, сочетающий в себе умеренный консерватизм и достаточно высокую долю инноваций. Балтийцы решили не идти по пути наращивания количества орудий, а решили расширить сам калибр СК до 203 мм, сохранив наряду с этим большое количество орудий – 14 штук. Наряду с этим 8 орудий размешались в четырех башнях, и вдобавок 6 – в казематах (для места и экономии веса под замечательную ЭУ).

При выборе противоминного калибра балтийцы перескочили через 107-мм орудия и решили установить сходу 130-мм артиллерию, отталкиваясь от того, что личные проекты новых эскадренных миноносцев уже несли 107-мм пушки, и было бы уместным вооружить броненосцы более замечательным оружием против вражеских эсминцев. В качестве орудий ГК должны были выступить 4 305/45-мм пушки Обуховского завода, каковые в тот момент уже проходили опробования.

Наряду с этим броненосец имел хорошую защиту громадной площади и толщины. Все это стало причиной рост размеров, общей полноты и водоизмещения корпуса – в следствии для сохранения скорости в 18 узлов было нужно разместить заметно более замечательную ЭУ, чем на предшественниках. Совместно все характеристики составляли достаточно современный и замечательный броненосец, что теоретически превосходил все, что имели возможность ему противопоставить зарубежные государства.

Было решено выстроить три таких корабля. Головной стал называться Андрей Первозванный.

Схема бронезащиты Андрея Первозванного. Не смотря на то, что весьма возможно, что где-то я с ней накосячил.

Но у истории был собственный расчет по поводу этих судов. Заложенные перед самым началом русско-японской войны, броненосцы имели возможность бы стать неоспоримым аргументом России на море, но из-за затяжного производства и организационных затруднений 305/45-мм орудий было решено не форсировать их постройку. В следствии тройка последних русских броненосцев вступила в строй в 1908 году – в то время, когда уже началась эра дредноутов, и Андреи успели морально устареть.

Однако, тройка этих броненосцев вместе с тройкой первых русских дредноутов составила ядро Балтфлота в годы ПМВ, в следствии чего устаревшие броненосцы стали одними из самых активных судов высшего ранга в русском флоте. Им неоднократно довелось стрелять по неприятелю, среди них и по германским сотрудникам – броненосцам Балтийской эскадры Германии.

Не обошлось без утрат – Император Александр I подорвался на мине в 1916 году, а на обратном пути в порт еще и распорол дне о неотмеченную гора. В следствии по окончании постановки в освидетельствования и док рабочей группы решение суда был неутешительным – продолжительный и дорогостоящий ремонт, либо большое понижение боеготовности. Броненосец перевоплотили в плавбатарею.

Но, финиш у него был таким же, как и у двух вторых его собратьев – Императора Павла I и Андрея Первозванного: все три корабля в соответствии с условиям Вашингтонского морского контракта 1922 года были выведены из состава флота и со временем разрешены войти на слом. Однако, часть их сохранилась – орудия и модернизированные башни этих трех судов стреляли по ветхому неприятелю уже в новой всемирный войне в составе батарей береговой обороны Моонзунда и Риги.

Вот где-то таким и оказался мой Андрей Первозванный

«Андрей Первозванный» (БФ), Адмиралтейский завод, Петербург – 08.01.1904/14.05.1906/ 13.09.1908

«Император Павел I» (БФ), Балтийский завод, Петербург – 08.01.1904/23.04.1906/09.09.1908

«Император Александр I» (БФ), Путиловская верфь, Петербург – 08.01.1904/12.05.1906/ 15.07.1908

Водоизмещение: обычное 17 850 тысячь киллограм, полное 18 880 тысячь киллограм

Размерения: 140,7?23,5?8,8 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 18 000 л.с. = 18 узлов

Запас горючего: 500/1400 тысячь киллограм угля

Дальность: 3600 миль (10 узлов)

Броня (крупп): основной пояс 102–229 мм, траверзы и верхний пояс 152 мм, казематы СК 152 мм, казематы ПМК 76 мм, кожухи КО 76 мм, башни ГК 203–254 мм, крыши башен ГК 64 мм, башни СК 152–178 мм, крыши башен СК 51 мм, барбеты ГК 254 мм, барбеты СК 203 мм, боевая рубка 305 мм, крыша боевой рубки 76 мм, комм. труба 102 мм, нижняя палуба 38–51 мм, верхняя палуба 38 мм

Оружие: 4 305/45-мм, 14 203/45-мм, 12 130/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 957 человек

В 1915 году установлены 2 87/30-мм зенитные пушки.

Примечания

1) О них еще будет статья. Не смотря на то, что в том месте альтернативы снова же не шибко большое количество…

2) Имеется подозрения, что водоизмещение занижено.

P.S. Не могу не проспойлерить:

Небесный покровитель Святой Руси: Апостол Андрей Первозванный и его крестный путь

Лучшие статьи по теме