Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Бизнес-будни
  • Планирование деятельности оу среднего проф образования. Стратегическое планирование в образовательном учреждении

Планирование деятельности оу среднего проф образования. Стратегическое планирование в образовательном учреждении

Управление образования города Пензы

Муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы»

О планировании

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год

руководителям общеобразовательных учреждений

Пенза. 2011

Руководителям

общеобразовательных учреждений

в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год»

Управление образования города Пензы и муниципальное казенное учреждение «Научно-методический центр г.Пензы» в рамках единого образовательного пространства направляют для использования в работе рекомендации «О планировании в общеобразовательных учреждениях на 2011/12 учебный год» (прилагаются).

Просим привести организацию планирования в общеобразовательном учреждении в соответствие с изложенными рекомендациями.

Начальник Управления образования

города Пензы Ю.А.Голодяев

Директор МКУ НМЦ Т.Б.Кремнева

Приложение 1

к письму Управления образования

города Пензы и МКУ НМЦ

от « » 2011 г.

О планировании в общеобразовательных учреждениях

на 2011/2012 учебный год

«Если корабль не знает, в какой порт он плывет, ни один

ветер не будет ему попутным» Л.Сенека

1.Создание целостной системы управления развитием образования предполагает разработку взаимоувязанных стратегий, программ развития, текущего планирования на уровне отдельных образовательных учреждений. Такая взаимосвязь обеспечит согласованность действий и рациональное использование ресурсов системы образования в достижении целевых показателей.

В рамках единого образовательного пространства и сложившейся практики перспективного и текущего планирования в общеобразовательных учреждениях рекомендуется иметь:

1. Программу развития (стратегию развития).

2. Образовательную программу, включая учебные планы.

3. Годовой план работы ОУ (на учебный год, включая планы структурных подразделений).

4. Публичный доклад.

5. Рабочую программу по учебному предмету.

6. Оперативные планы (на месяц (четверть), в т.ч. план работы директора, поурочные планы, план классного руководителя и др.).

Для обеспечения преемственности в планировании исходить из того, что:

· стратегической целью развития муниципальной системы образования является подготовка социально – активной личности, интеллектуально и физически развитой, компетентной, способной социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящейся к инновационному развитию экономики и общества в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами, реализуемой через конкретные федеральные, региональные и муниципальные образовательные и социальные программы;

  • деятельность общеобразовательных учреждений должна быть направлена на формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования на всех ступенях обучения и воспитания, в том числе:

- в сфере предшкольного образования - создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения (создание равных стартовых возможностей);

- в сфере общего образования:

· внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих получение обучающимися качественного общего образования;

· приведение правового статуса и нормативно-правовой базы общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и №83-ФЗ;

· расширение использования современных образовательных технологий и образовательных ресурсов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися основных образовательных программ;

· расширение возможностей проявления личной конкурентоспособности талантливых детей;

· развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности;

· создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;

· создание условий для непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических работников в рамках нового порядка их аттестации;

· создание системы оценки качества образования на основе достижений педагогов и обучающихся.

Структура и содержание планов определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно.

2.При разработке Программы развития, образовательной программы и рабочих программ по учебному предмету администрация ОУ руководствуется рекомендациями Пензенского института развития образования, направленными в адрес общеобразовательных учреждений в 2010, 2011 г.г.

3. Подготовка годового плана работы ОУ

План работы на учебный год (далее - План) является важнейшим локальным актом образовательного учреждения (далее - ОУ). Он устанавливает способы и средства достижения цели, задач, определяет темп работы коллектива на весь учебный год. План в полной мере должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», типовому положению об общеобразовательном учреждении, федеральному, региональному и муниципальному законодательству, плану работы Управления образования города Пензы, основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Скоординированные таким образом планы ОУ обеспечивают создание единого образовательного пространства, согласуя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных организаций, субъектов социума.

Научная обоснованность, комплексность, аналитичность, конкретность, реальность, краткость, содержательность, единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм планируемой работы – обязательные условия плана.

Планы могут быть многовариантными, учитывающими специфику и индивидуальные особенности ОУ. Планы инновационных ОУ предполагают введение в их структуру таких разделов как управление инновационными процессами, межведомственные, научные и международные связи и др.

Планирование можно осуществлять по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации и др. Например, при конструировании Плана по коллективам, его компонентами могут быть: работа с педкадрами, система работы с учащимися, родителями и общественностью, администрацией. Если за основу Плана взять процессы, то его разделами могут быть учебно-воспитательный процесс, внеурочная деятельность, воспитательный процесс, процесс управления ОУ и др.

С учетом сложившихся в городе традиций и современных тенденций в планировании работы учреждений образования предлагается нижеследующая версия структурирования годового Плана:

1. Краткая информационная справка;

2. Анализ работы за прошедший учебный год;

3. Цели и задачи на новый учебный год;

4. Мероприятия по обучению, воспитанию и управлению: здоровьесбережение, безопасность, обеспечение базового, профильного и дополнительного образования, создание условий для достижения конечных результатов (целей и задач), управление достижением конечных результатов (оргпедмероприятия, инновации, инспекционно-контрольная деятельность, диагностика и мониторинг, регулирование и коррекция и др.), работа с семьей, общественностью, производственными коллективами в социуме и др.;

5. Приложение.

Раздел 1. Информационная справка

Как правило, справка обновляется полностью раз в 3 года. В ней должна быть представлена сравнительная характеристика описываемых процессов. В последующие годы отмечается в основном динамика изменений, новые тенденции.

Предполагаемая структура и содержание справки:

  • краткая характеристика микрорайона, тенденции;
  • общие сведения об ОУ: наименование, наличие учредительных документов, организационно-правовая форма, режим работы, сменность, прием, зачисление, структура и наполняемость классов, группы продленного дня, ресурсное обеспечение (кадры, финансы), учебный план, профили, дополнительное образование, используемые педтехнологии, в т.ч. инновационные, питание, платные услуги, участие родителей в управлении школой (состояние общественно- государственного управления ОУ) и т.д.;
  • конкурентное преимущество школы, авторитет школы в микрорайоне: результаты образовательного процесса; достижения администрации, учителей и обучающихся и ОУ в целом, рейтинг в городе, регионе, округе, на федеральном уровне; социализация выпускников и др.

Раздел 2.Анализ

Прежде всего необходимо проанализировать, как были выполнены поставленные цели и задачи. Выполнение каждой задачи следует проследить через все разделы плана. Такой анализ позволит сравнить, что хотели сделать с тем, что сделали и почему что-то не удалось, сформулировать новые задачи и определить мероприятия по их реализации. Наиболее наглядно это можно представить в виде следующей матрицы (таблица 1).

Таблица 1. Анализ выполнения задач …………. учебного года

Возможные структурные составляющие анализа:

1. Уровень здоровья, здорового образа жизни школьников, совместная работа педколлектива и семьи в данном направлении;

2. Обеспечение обязательного среднего общего образования;

3. Уровень базового, профильного и дополнительного образования;

4. Постановка воспитательной работы и уровень воспитанности школьников;

5. Уровень социализации выпускников школы;

6. Эффективность управления качеством образования:

· качество целеполагания (соответствие, оптимальность, выполнение, результат);

· качество управленческих оргпедмероприятий и решений, в т.ч. инновационной деятельности;

· оптимальность расстановки кадров и организации работы с ними (педсовет, аттестация, работа методических объединений, формирование мотивации к инновационной деятельности);

· работа с родителями, органами самоуправления и общественностью;

· качество материально - технической базы, эффективность работы со спонсорами и благотворителями;

· качество внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, результативность.

В анализе возможен и такой подход: педагогический анализ по проблемам, характерным для ОУ по алгоритму: наличие проблемы – степень решения проблемы . Например, анализ по таким проблемам: сохранение и укрепление здоровья обучающихся; эффективность управления качеством образования; создание условий для осознанного выбора и освоения обучающимися профильных образовательных программ; малоэффективность воспитательного пространства.

В последнее время в практике подготовки анализа работы ОУ все большее распространение приобретает SWOT – анализ, позволяющий определить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, и на этой основе выстроить цели, задачи, запланировать мероприятия.

Алгоритм анализа: декомпозиция - описание – синтез.

Схема анализа: описание факта – выделение положительных и отрицательных сторон – установление причин плюсов и минусов – выводы – рекомендации.

При использовании таблиц и графиков предпочтение следует отдавать графическим материалам. Главное – не перегружать анализ статистическими данными.

1.При анализе уровня здоровья и здорового образа жизни следует установить как повлияли на состояние здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся использование здоровьесберегающих технологий, морально-психологический климат в ОУ, санитарно - гигиеническая работа, организация питания, физкультурно-оздоровительные мероприятия, режим труда и отдыха, социальная защита детей, медицинское обслуживание; выяснить, что препятствовало положительной динамике; сделать соответствующие выводы.

2.При анализе уровня базового, профильного и дополнительного образования проанализировать, какие результаты дает обеспечение преемственности дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования; какие педагогические технологии осваиваются педколлективом, как осуществляется внеурочная учебная работа, насколько уровень обученности учащихся соответствует уровню их обучаемости; как организована работа по охране прав детства; удовлетворяют ли достигнутые успехи в обучении учащихся, родителей, педколлектив, соответствуют ли они поставленным целям. На основе представленного материала следует сделать выводы, почему не удалось получить запланированные показатели, что этому препятствовало, что следовало бы сделать в предстоящем году.

3.В ходе анализа системы воспитательной работы необходимо дать оценку её эффективности, влияния на неё школьного самоуправления; как осуществляется педагогическое руководство органами ученического самоуправления; как используются воспитательные возможности урока для формирования нравственных ценностей, убеждений и поведения обучающихся; как используются воспитательные возможности семьи, социума, какие традиции ОУ обеспечивают высокий положительный результат в воспитании детей. Анализируя уровень постановки воспитательной работы, следует выяснить причины, не позволившие достичь поставленных целей, негативного поведения учащихся школы, просчеты в работе и сформулировать направления деятельности участников образовательного процесса в новом учебном году.

4.Анализируя, насколько успешно решаются в школе вопросы социализации выпускников школы, следует обратить внимание на факторы, повлиявшие на выбор ими работы, учебного заведения, мотивы самоопределения и их связь с сформированностью общеучебных навыков и уровнем знаний; влияние экономического воспитания (экономическое образование, профориентация, освоение основ предпринимательства) на социализацию выпускников, сколько выпускников 9, 11 классов не работают и не учатся, и почему, а также проанализировать, почему профилизация школы не отвечает направлениям развития экономики региона; сделать необходимые выводы.

5.В процессе анализа работы с родителями, спонсорами, благотворителями, предпринимателями показать, как осуществляется педагогизация среды, результативность совместных мероприятий в микрорайоне, имеющиеся трудности, возможности и тенденции, определить основные направления ее развития.

6.В анализе внутришкольного управления выяснить, как оно повлияло на результаты работы ОУ, как выполнен план работы на учебный год, каковы причины невыполнения отдельных задач, какие факторы повлияли положительно, а какие отрицательно; создана ли в школе система информационно-аналитического обеспечения управления, какова эффективность системы планирования; насколько эффективно действуют органы самоуправления (совет школы, управляющий совет, родительский комитет, совет отцов, бабушек и др.); какова эффективность внутришкольного контроля, какие проверки дают лучшие результаты; какие использовались источники финансирования, как использовались для развития ОУ средства благотворителей, спонсоров, родителей; как отражается участие учителей в системе методической и исследовательской работы на результатах их деятельности, как организована социальная защита педагогов, стимулируется их эффективный и результативный труд.

Раздел3.Цель и задачи ОУ на новый учебный год

Аналитическая часть Плана завершается постановкой целей и задач на новый учебный год.

Цель и задачи (миссия ОУ) формулируются, исходя из анализа работы педколлектива, нерешенных проблем, Программы развития ОУ и муниципальных целевых программ и проектов, должны опираться на требования социального заказа города, родителей и обучающихся, быть соотнесены с реальными возможностями ОУ (кадровыми, материальными, финансовыми, научно-методическими и др.).

Поставленные задачи конкретизируют цель и определяют достижение прогнозируемых результатов в конкретных цифрах и показателях. Задачи могут быть определены, например, по направлениям: обучение и воспитание, здоровьесбережение, работа с кадрами, управление, в т.ч. внутришкольный контроль, ресурсообеспечение.

Прогнозируемые результаты наглядно представляются в форме следующей матрицы (таблица 2).

Таблица 2. Прогнозируемые результаты реализации поставленных задач на…….. учебный год

Раздел 4.План мероприятий по реализации поставленных целей и задач

Главное в планировании мероприятий на новый учебный год - мероприятия должны быть направлены на реализацию поставленных целей и задач, соответствовать выводам и рекомендациями, изложенным в аналитической части плана, количество и перечень мероприятий должны соответствовать материальными и кадровыми ресурсами, т.е. они должны быть реальными и выполнимыми по кадровым и материальным затратам.

Планируемые мероприятия, как правило, состоят из ежемесячно повторяющихся дел, определяемых спецификой функционирования образовательного учреждения, особенностями каждого месяца учебного года, сложившимися традициями, отражающими индивидуальность и неповторимость ОУ, и завершаются разработкой новой системы мер под те цели и задачи, которые определены на основе анализа деятельности за предыдущий учебный год, Программой развития и планом Управления образования города Пензы. При таком подходе к планированию ежегодно обновляется примерно 1/3 плана и основное внимание концентрируется на мероприятиях под новые цели и задачи, обеспечивается преемственность и целостность содержания плана.

Возможная структура плана мероприятий на новый учебный год:

1. Мероприятия по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни школьников: улучшение качества питания, медицинского обслуживания физического развития школьников, создание комфортной среды, реализация соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов и др.;

2. Мероприятия по обеспечению обязательного среднего общего образования: учет детей в микрорайоне, обучение на дому, организация ШРР, предупреждение «отсева», помощь малообеспеченным семьям, реализация программ и др.;

3. Мероприятия по обеспечению базового, профильного и дополнительного образования: формирование учебного плана, преемственность в обучении, повышение качества образования, обеспечение образовательных стандартов, предпрофильное и профильное обучение, использование индивидуальных образовательных программ, реализация муниципальной программы «Одаренные дети» и других программ, направленных на повышение качества обучения; внедрение инновационных технологий, в т.ч. цифровых образовательных ресурсов, расширение дополнительных образовательных услуг, повышение уровня социализации выпускников школы, др.;

4. Мероприятия по совершенствованию системы воспитательной работы и повышению уровня воспитанности обучающихся: нравственное, правовое, физическое, эстетическое, патриотическое, гражданское воспитание, профилактика негативных явлений среди обучающихся, общешкольные праздники, акции, мероприятия в школе и микрорайоне, по реализации городских программ, работа с семьей, общественностью, заинтересованными организациями и др.;

5. Мероприятия по повышению эффективности управления образовательным учреждением могут включать:

· оргпедмероприятия: совещания при директоре, при зам.директора, педагогические советы, регламент работы и др.;

· мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой деятельности, документоведению, по введению электронного управления и др.;

· мероприятия по повышению эффективности работы с кадрами: педсоветы, аттестация, курсовая переподготовка, участие в профессиональных конкурсах, работа методического совета, методических объединений, школы молодого учителя, формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности и др.;

· мероприятия по взаимодействию с органами самоуправления: советом, управляющим советом, профсоюзным комитетом, советом бабушек, советом микрорайона и др., спонсорами, благотворителями, сетевое взаимодействие, взаимодействие с Учредителем и администрациями района и города, СКК и др.;

· мероприятия по созданию надлежащих условий функционирования ОУ, для обучающихся и работающих: обеспечение безопасности, совершенствование материально-технического и финансового обеспечения, эффективности работы со спонсорами и благотворителями и др.;

· мероприятия по повышению качества внутришкольного контроля: создание системы управления качеством образования, усиление аналитического и прогностического потенциала, мониторинг, диагностика, обеспечение результативности и др.

Возможные матрицы плана мероприятий:

а) по разделам и месяцам.

…………(месяц, четверть)

б)по разделам плана

Наименование раздела плана

в)матрица плана ВШК

Комментарий к компонентам структуры плана мероприятий.

1.Мероприятия по сохранению здоровья и здорового образа жизни должны быть направлены на сохранение здоровья школьников в период их пребывания в школе, на достижение допустимого здоровья, на создание условий для формирования здорового образа жизни.

2.Мероприятия по совершенствованию учебной деятельности должны быть направлены на создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; на обеспечение оптимального уровня базового, профильного и дополнительного образования в соответствии с действующими государственными, региональными и муниципальными стандартами; на создание условий для реализации права граждан РФ на получение среднего (полного) общего образования; обеспечение условий для подготовки учащихся к продолжению образования, трудовой деятельности, к жизни в семье и обществе; способствовать развитию одаренности у детей.

3.Мероприятия воспитательного характера должны быть направлены на создание школьной воспитательной системы, ориентированной на достижение оптимального уровня воспитанности обучающихся, гармонического развития личности ученика с учетом его возраста, интеллекта и интересов, выявление и раскрытие его природных способностей, формирование уклада школьной жизни.

4.Мероприятия по совершенствованию управления школой должны исходить из задачи создания системы управления достижением оптимальных конечных результатов, включая все управленческие функции, в т.ч. организацию ВШК, работу с педкадрами, родителями, общественностью, вопросы материально - технического и финансового обеспечения образовательного процесса.

План мероприятий может быть представлен в текстовой, сетевой или графической форме. Независимо от формы плана он должен содержать сроки исполнения и ответственных.

Раздел 5. Приложение

В приложении концентрируется материал, иллюстрирующий основные разделы плана:

· Программа развития;

· Образовательная программа ОУ, в т.ч. учебный план;

· статистические материалы, использованные для построения анализа;

· планы структурных подразделений: библиотеки, психологической службы, социального педагога, МО, научно-методического совета, ШРР, НОУ, СКК, и др.;

· планы органов самоуправления и общественных объединений: Управляющего совета, совета бабушек, родительского комитета, совета профилактики и др.;

· другое - по усмотрению ОУ.

Планы ОУ могут быть различными по форме, содержанию и структуре. Главное: план должен быть удобен для его исполнителей и отвечать требованию:

план – это перечень дел, выполнение которых ведет к достижению поставленной цели, и твердые сроки выполнения этих дел.

Нормативно-правовое обеспечение планирования

Организация планирования закрепляется соответствующими локальными актами. Перечень планов отражается в номенклатуре дел ОУ.

Проект Плана принимается педсоветом, согласуется с органами самоуправления ОУ, Управлением образования, если это предусмотрено локальным актом, и утверждается приказом директора.

Источники информации:

Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. Ч.1,2.

Фриш Г.Л. Циклограмма работы директора школы. Библиотека журнала директора №8, 2005 г.

Научно-методические журналы «Завуч», «Практика административной работы в школе», «Школьное планирование», «Директор», «Народное образование».

Компакт-диск ИФ «Сентябрь» «Технология разработки годового плана».

Интернет-сайты.

Подготовлено МКУ НМЦ.

Приложение 1.

Титульный лист плана

учебно – воспитательной работы (наименование ОУ)

на ……….учебный год

Приложение 2.

Примерная циклограмма

работы общеобразовательного учреждения (корректируется с учетом особенностей функционирования каждого конкретного учреждения).

Август

  1. Подготовка школы к новому учебному году. Готовность учебных кабинетов, мастерских, спортивного зала к началу учебного года
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х классов
  4. Комплектование 10-х классов
  5. Зачисление учащихся в школу
  6. Учет детей 6-15 лет в микрорайоне
  7. Проверка укомплектованности школьной библиотеки учебной и мето­дической литературой
  8. Участие педагогов школы и администрации в августовской конференции
  9. Распределение учебной нагрузки, тарификация
  10. Августовский педсовет, утверждение плана работы школы, режима работы Знакомство с вновь принятыми педагогами
  11. Предварительный сбор учащихся. Обеспеченность учебными принадлежностями, учебниками
  12. Составление расписания уроков
  13. Составление графика работы сотрудников школы
  14. Составление графика дежурства администрации, учителей, учащихся
  15. Подготовка документации для сдачи статистической отчетности, тарификации
  16. Подготовка к празднику «День знаний»

Сентябрь

  1. Праздник «День знаний»
  2. Комплектование учащихся на 5 сентября
  3. Явка учащихся на 5 сентября
  4. Организация дополнительного образования (комплектование кружков, факультативов, спортивных секций и др.)
  5. Организация дополнительных образовательных услуг
  6. Комплектование ГПД
  7. Корректировка и утверждение расписания уроков
  8. Утверждение рабочих планов и программ, новых учебных программ, планов классных руководителей
  9. Составление графика проведения контрольных, лабораторных и практических работ на первое полугодие
  10. Организация обучения больных детей на дому
  11. Сдача отчетов в Управление образования, тарификация
  12. Организация горячего питания
  13. Заседания школьных методических объединений. Работа с вновь принятыми учителями
  14. Формирование органов самоуправления школы (Управляющего совета, родительских комитетов, ученического актива и др.)
  15. Сверка бланков строгой отчетности, алфавитной книги и личных дел
    учащихся
  16. Месячник по профилактике детского дорожного травматизма
  17. Проведение Дня здоровья
  18. «Входной» контроль в 5-х классах
  19. Контрольные работы по математике и русскому языку во 2-4-х классах с
    целью организации повторения для выявления пробелов в знаниях учащихся.
  20. Утверждение плана работы методического совета, графика проведения предметных декад, школьных предметных олимпиад
  21. Подготовка к школьной олимпиаде
  22. Изучение уровня адаптированности учащихся 1-х классов
  23. Подготовка школы к зиме

Октябрь

  1. Составление банка данных «Семья»
  2. Индивидуальная работа с детьми «группы риска»
  3. Обследование жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой
  4. Подготовка к аттестации работников школы
  5. Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда
  6. Утверждение индивидуальных маршрутов для одаренных детей
  7. Организация и проведение школьных предметных олимпиад

8. Работа школьной аттестационной комиссии (ШАК)

9. Контроль за организацией горячего литания

10. Проверка журналов по технике безопасности

11. Участие в городских конкурсах

12. Классно-обобщающий контроль в 10-х классах

13. Проверка школьной документации

14. Медицинское обследование учащихся, работа школьного врача

15. Итоги учебных результатов за 1-ю четверть

Ноябрь

  1. Итоги и анализ успеваемости за первую четверть
  2. Организация осенних каникул
  3. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 1-ю четверть
    Корректировка плана работы на 2-ю четверть
  4. Подготовка к городской олимпиаде и научно-практической конференции школьников. Встреча учащихся - членов школьного НОУ- с науч­ными руководителями, консультантами
  5. Контроль за работой ГПД
  6. Контроль за работой кружков, факультативов, спортивных секций
  7. Ведение документации классов КРО и надомного обучения
  8. Проверка ГПД
  9. Работа ШАК

  10. Центра семьи)
  11. Педсовет

Декабрь

  1. Индивидуальные консультации с учащимися по вопросам профессио­нального самоопределения
  2. Участие школьников в городских предметных олимпиадах
  3. Психолого-педагогический консилиум в 1-х классах
  4. Контроль за работой учителей, занимающихся с больными детьми на
    дому
  5. Административные контрольные работы за I полугодие
  6. Мониторинг образовательного процесса по результатам контрольных работ.
  7. Подготовка и проведение новогодних праздников. Утверждение плана
    работы на каникулы
  8. Итоги работы методических объединений за I полугодие. Работа с
    нормативными документами
  9. Участие в городских конкурсах и проектах
  10. Общешкольные родительские собрания
  11. Классные собрания по итогам I полугодия
  12. Составление графика отпусков работников школы

Январь

  1. Организация зимних каникул
  2. Итоги и анализ работы за I полугодие
  3. Анализ выполнения учебных программ. Корректировка рабочих планов.
  4. Проверка журналов
  5. Сдача отчетности в Управление образования
  6. Составление расписания, графика проведения контрольных, лабораторных прак­тических работ на второе полугодие
  7. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 2-ю четверть.
    Планирование работы на 3-ю четверть
  8. Анализ уровня заболеваемости и травматизма учащихся школы.
  9. Педсовет
  10. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  11. Работа ШАК
  12. Участие в научно-практической конференции учащихся
  13. Творческие отчеты социально-психологической службы (психолога,
    логопеда, социального педагога)
  14. Участие в городских конкурсах и проектах
  15. Проведение инвентаризации
  16. Организация работы Школы раннего развития (групп по подготовке к школе)

Февраль

  1. Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов
  2. Психолого-педагогический консилиум в 9-х классах
  3. Углубленная диагностика учащихся 9-х классов
  4. Контроль за работой кружков, факультативов, ГПД.
  5. Вечер встречи с выпускниками
  6. Предварительное комплектование
  7. Мониторинг учащихся 7-х, 8-х классов
  8. Дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов
  9. Участие в городском конкурсе «Учитель года»
  10. Работа ШАК
  11. Творческие отчеты аттестуемых учителей
  12. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  13. Праздник «День защитника отечества»
  14. Методический совет
  15. Мониторинг использования новых педагогических технологий педагогами школы
  16. Выявление рейтинга высоко значимых для подростка жизненных сфер
  17. Анализ санитарно-гигиенического режима и питания школьников

Март

  1. Анализ посещаемости и успеваемости детей «группы риска»
  2. Профессиональное самоопределение учащихся 11-х классов
  3. Психолого-педагогический консилиум в 11-х классах
  4. Углубленная диагностика учащихся 11-х классов
  5. Выбор учащимися 11-х классов ЕГЭ по выбору
  6. Подготовка к ЕГЭ
  7. Планирование летней занятости учащихся. Создание летнего пришкольного лагеря.
  8. Организация летнего отдыха детей, находящихся под опекой
  9. Неделя детской книги
  10. Работа Школьной аттестационной комиссии
  11. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи)
  12. Педсовет
  13. Праздник 8 марта
  14. Масленица
  15. Работа Школы раннего развития
  16. Организация весенних каникул
  17. Участие в городской научно-практической конференции педагогических работников
  18. Проверка соблюдения правил техники безопасности в мастерских, лаборантских, кабинетах и спортивном зале
  19. Соблюдение противопожарного режима
  20. Общешкольные родительские собрания

Апрель

  1. Итоги и анализ успеваемости за 3-ю четверть
  2. Анализ выполнения плана контроля и руководства за 3-ю четверть
    Планирование работы на 4-ю четверть
  3. Проверка тетрадей для контрольных, лабораторных и практических
    работ
  4. Проверка школьной документации
  5. Репетиционный экзамен по ЕГЭ
  6. Мониторинг качества образования по математике, русскому языку и
    литературе в выпускных классах
  7. Психолого-педагогический консилиум в 4-х классах
  8. Заполнение диагностических карт развития учащихся 4-х классов
  9. Мониторинг качества навыков чтения в 1-5-х классах
  10. Составление расписания экзаменов, консультаций для учащихся 9 классов, промежуточной аттестации
  11. Итоги работы предметных кружков, факультативов
  12. Методический совет
  13. Подготовка к празднованию Дня Победы.
  14. Работа ШАК.
  15. Совет профилактики (совместное заседание с представителями ИДН,
    Центра семьи).
  16. Работа Школы раннего развития
  17. Анализ работы методических объединений за год и планирование работы на следующий год
  18. Подготовка к планированию на новый учебный год
  1. Проведение итогового контроля за состоянием УВП (переводные контрольные работы, экзамены, ЕГЭ, итоговая аттестация за курс основной школы)
  2. Педсоветы по переводу учащихся и допуску к итоговой аттестации
  3. Утверждение экзаменационного материала
  4. Празднование Дня Победы
  5. Подготовка и проведение праздника последнего звонка
  6. Составление проблемно-ориентированного анализа учебного года
    Планирование работы на следующий год
  7. Работа Школы раннего развития
  8. Организация пришкольного лагеря, трудовых отрядов
  9. Сдача учебников в школьную библиотеку
  10. Общешкольные родительские собрания

Июнь

  1. Итоговая аттестация учащихся
  2. Педсоветы об окончании учащимися 9-х, 11-х классов
  3. Выпускные вечера
  4. Организация работы пришкольного лагеря, летних работ учащихся
  5. Статистическая отчетность по итогам года
  6. Организация летних занятий с учащимися

Июль

  1. Ремонт школы. Подготовка к новому учебному году
  2. Приемка школы
  3. Комплектование 1-х, 10-х классов

В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

2. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

3. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

4. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

5. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного или проблемно-ориентированного анализа.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.

Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Программы развития образовательных систем, определяют:

Исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

Образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

Данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления;

Оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:

С их ярко выраженной ориентацией на учёт состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

С ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

С прогностичностью, направленностью на будущее;

С опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

С использованием при разработке этого документа специальной структурированной технологии.

Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.

В настоящее время, характеризуемое модернизацией различных сфер жизнедеятельности общества, особую актуальность приобретает проблема развития образовательных учреждений с учетом изменений внешней среды. Проблема планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации возникает перед руководителем особенно остро в условиях диверсификации их деятельности. Для грамотного и эффективного планирования финансово-хозяйственной и образовательной деятельности школы руководителю необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения внешней среды образовательного учреждения; выявлять существенные факторы прямого и косвенного воздействия, влияющие на организацию образовательного процесса; владеть приемами и методами планирования. Недостаточно полный учет изменений внешней среды может приводить к неэффективным управленческим решениям. В реальной практике управления образовательной организацией планирование и прогнозирование, происходит, как правило, с опорой на опыт и интуицию руководителя школы. Планирование - это функция процесса управления, при реализации которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в данных условиях, а также устанавливаются конкретные сроки и исполнители. Очень часто планирование рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов тех задач, стратегий, политик, процедур и программ, которые в наибольшей мере направлены на достижение целей организации. Часто акцентируют внимание на том, что планирование связано не только с выбором, но и с упорядочением задач, а также на том, что планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны иметь директивного характера, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений. Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении образовательным учреждением разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Функциональное назначение планирования текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития государственного (федерального, регионального), муниципального бюджетного образовательного учреждения выражается комплексом организационно-экономических мер, направленных на объективизацию устанавливаемого экономического результата деятельности образовательного учреждения как суммы стоимостных величин выполняемого в течение каждого года государственного или муниципального задания по предоставлению образовательных услуг определённому по численности кругу потребителей и стоимости образовательных услуг, оказываемых сверх установленного государственного, муниципального задания и других услуг, выполненных работ, не являющихся основными видами деятельности, но указанными в учредительных документах бюджетного образовательного учреждения. В практике работы образовательного учреждения имеют место следующие виды планирования: 1) перспективный план работы на 3-5 лет; 2) план учебно-воспитательной работы (годовой); 3) графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана); 4) план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть); 5) планы общественных мероприятий. Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 31-е августа, включая летнюю работу и подготовку образовательного учреждения к новому учебному году. Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений. Исследование процессов планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации выполнено на примере МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей и взрослых. В таблице 1 представлены перечень и характеристика разрабатываемых планов образовательной организации. Таблица 1 - Характеристика разрабатываемых планов в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ Наименование разрабатываемых планов Краткое содержание плана 1 2 Прогнозирование Муниципальное задание - объем оказываемой муниципальной услуги; - объем финансового обеспечения муниципального задания; - порядок контроля за исполнением муниципального задания Финансово-хозяйственная деятельность План финансово-хозяйственной деятельности - сведения о деятельности ОУ; - виды деятельности ОУ; - показатели финансового состояния ОУ; - объем поступлений и выплат ОУ Планирование учебной деятельности Учебный план - требования к процессу обучения по ступеням; - характеристика специфики и обязательной части учебных планов по ступеням обучения; - особенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями; - перечень курсов внеурочной деятельности; - связь учебного плана и внеурочной деятельности; - предпрофильная подготовка; - педагогическое обоснование содержания учебного плана Графики проведения контрольных работ предметы, классы, даты и формы контрольных мероприятий План методической работы ОУ - работа по повышению педагогического мастерства; - планирование работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению; - утверждение рабочих программ по предметам; - работа учителей по методическим темам самообразования; - итоги мониторинга; - взаимопосещение уроков, кружков, внеклассных мероприятий по предметам; - участие в школьных педсоветах, методических семинарах; - предметные олимпиады, конкурсы и т.д. Планирование воспитательной работы План воспитательной работы ОУ - правовое воспитание и культура безопасности; - нравственное и духовное воспитание; - социально-культурное и медиакультурное воспитание; - культурнотворческое и эстетическое воспитание; - гражданско-патриотическое воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - воспитание семейных ценностей; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - формирование коммуникационной культуры; - экологическое воспитание План воспитательной работы класса - создание условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; - поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию школьного коллектива и украшающих его жизнь; - формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга; - создание системы психолого-педагогической помощи учащимся школы и родителям; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, стремления к здоровому образу жизни; - развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся; - усиление роли семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе. План внутришкольного контроля воспитательной деятельности - сроки контроля; - тема контроля; - цель контроля; - объект контроля; - виды и формы контроля; - методы контроля; - исполнители; - способы подведения итогов План работы школьного Ученического Самоуправления мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Гражданско-патриотическое воспитание План работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения акции «Долг» мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения дня пожилых людей мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Прочая деятельность Перспективный план повышения квалификации педагогов ФИО педагога, должность, образование, категория и дата присвоения, срок окончания аттестации План работы Совета Учреждения Дата, мероприятие, ответственные лица План работы общешкольного родительского комитета Дата, мероприятие План работы школьного спортивного клуба мероприятия, ответственные, даты проведения и результаты Прогнозирование деятельности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципаль-ного образования Ясненский городской округ осуществляется Администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области. В рамках муниципального задания на учебный год указывается объем оказываемой муниципальной услуги; объем финансового обеспечения муниципального задания, с разбивкой по месяцам; а также порядок контроля за исполнением муниципального задания. Планирование учебной деятельности включает учебный план, графики проведения контрольных работ. Нормативными документами, на которые опираются планы по учебной деятельности являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - ФГОС; - ежегодные приказы субъекта федерации о проведении региональных экзаменов; - Постановление Администрации МО Ясненский городской округ № 1182-п от 20 декабря 2010 г.; - Устав ОУ; - локальные акты ОУ; - приказы директора В рамках планирования воспитательной работы разрабатываются МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ разрабатываются план воспитательной работы, план внутришкольного контроля воспитательной деятельности; план воспитательной работы класса; план работы школьного Ученического Самоуправления. В плане воспитательной работы определены цель и задачи. Целью воспитательной работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» является воспитание духовно-нравственной, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и творческой личности школьника. В плане определены следующие задачи воспитательной работы: - Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы. - Выявление и работа с одаренными детьми. - Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей. - Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. - Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. - Укрепление связи семья-школа. В рамках гражданско-патриотического воспитания разработаны план работы по гражданско-патриотическому воспитанию план проведения акции «Долг»; план проведения дня пожилых людей; План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны. В соответствии с Программой патриотического воспитания в школе № 3 «Я-гражданин России» 2016-2020 гг., а также для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания учащихся намечены следующие цели и задачи на 2016 -2017 гг. Определена цель патриотического воспитания - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Выработаны задачи патриотического воспитания: 1) Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях: - способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.; - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине; - воспитывать у учащихся активную жизненную позицию; - воспитывать у учащихся интернациональные чувства. 2) продолжение создания системы патриотического воспитания: - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания. В состав мероприятий по патриотического воспитания включены месячник гражданской защиты; акция «Милосердие»; памятные даты сентября; месячник работы с допризывной молодежью; участие в районной спартакиаде допризывной молодежи; месячник правовых знаний; месячник по гражданско-патриотической работе; акция «Я гражданин России»; месячник оборонно-массовой и спортивной работы; участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Зарничка»; мероприятия, посвященные 56-летию полета в космос Ю.АВ. Гагарина; парад Победы; день памяти и скорби и пр. Так же в образовательном учреждении разработаны планы план финансово-хозяйственной деятельности; перспективный план повышения квалификации педагогов; план работы Совета Учреждения, план работы общешкольного родительского комитета, план работы школьного спортивного клуба. В рамках данных планов определены даты, мероприятия и ответственные лица. Проведя анализ процессов планирования образовательного учреждения нами выявлено, что практически все разрабатываемые планы составляются на учебный год. На более длительный период составляется лишь перспективный план повышения квалификации педагогов, составляемый на 5 лет. Перспективный план развития образовательного учреждения не составляется, что не позволяет изучать и анализировать возможности развития организации. Недостатком является и то, что в рамках внутришкольных контрольных мероприятий разрабатывается лишь контроль воспитательной деятельности, отсутствует план внутришкольного контроля учебного процесса. Для повышения эффективности деятельности образовательному учреждению рекомендуется составлять не только тактические годовые планы, но и перспективный план развития школы на 5 лет.

В науке об управлении используется две дефиниции «действие» и «результат». Действие - определенные операции. Оно является средством для достижения какой-то цели. Результат - конечный итог, ради которого и проходили операции.
Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении Оуч разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Рассмотрим содержание различных планов.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления Оуч. План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование (подготовительный этап каждого управленческого цикла) может быть текстовым, графическим и смешанным. В любом случае в Оуч должно существовать календарное планирование, т.е. все мероприятия должны располагаться по определенным временным интервалам (например, для общеобразовательного учреждения по четвертям, месяцам, неделям отдельным числам). Каждое Оуч планирует свою работу, исходя из региональных условий и возможностей. При этом каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы Оуч имеют место следующие виды планирования:
— перспективный план работы на 3-5 лет;
— план учебно-воспитательной работы (годовой);
— графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана);
— план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть);
— планы общественных организаций.
Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку Оуч к новому учебному году.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений.
Перспективный план развития Оуч предусматривает направления его деятельности с учетом работы региональных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача - наметить важнейшие ориентиры функционирования и развития Оуч на определенный период. Перспективный план включает:
1. Рост контингента обучающихся по годам, количество групп (классов), примерное финансирование;
2. Потребность в педагогах разной квалификации.
3. Перспективный график повышения квалификации педагогов. Оно может осуществляться через курсы институтов подготовки и переподготовки кадров и различных семинаров.
4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, учебных пособий, хозяйственных и канцелярских материалов и др.
5. Финансовую, коммерческую деятельность.
План учебно-воспитательной работы Оуч на учебный год включает следующие вопросы:
1. Введение: а) региональные особенности и условия работы Оуч; б) краткий анализ итогов работы Оуч за прошлый учебный год; в) основные задачи Оуч на новый учебный год.
2. Выполнение закона «Об образовании».
3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив; в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в образовательном учреждении.
4. Руководство педагогическим процессом: а) организация его; б) внеаудиторная учебно-воспитательная работа в образовательном учреждении.
5. Педагогический контроль образовательного процесса.
6. Работа с шефами, общественностью.
7. Укрепление материально-технической базы в Оуч и организационно-хозяйственная работа.
На основе плана учебно-воспитательной работы в Оуч составляется календарный план организационной, методической и внеаудиторной работы на текущий семестр (четверть). Он включает разделы: ученый совет (педсовет); заседания методических комиссий (объединений); профсоюзные собрания и производственные совещания; совещания (ректорат) при ректоре (директоре); заседание местного комитета; собрание студентов (родительские собрания); вечера отдыха; спортивные соревнования; редакционно-издательская работа (газеты, издания и т.д.); работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.
Такой план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу педагогических кадров.

1. Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения

В системе управленческого труда планирование является важнейшей функцией деятельности руководителя, следующей за педагогическим анализом и принятием управленческого решения. Реализация управленческих решений начинается с планирования, с продумывания способов решения, с мысленной модели каждого из них.

Для организации планирования и осуществления контроля за его выполнением необходимо:

Знать, какие отчетно-планирующие документы должны быть в профессиональном образовательном учреждении (их перечень составляется на основе анализа нормативных документов);

Знать основные требования к структуре и содержанию планов.

План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач. Эти задачи охватывают либо деятельность учреждения в целом, либо отдельных его подразделений (перспективно-тематические планы, планы уроков), либо педагогические формы организации работы (методической, внеклассной).

Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности пронизывают все содержание плана, особенно отчетливо реализуясь в его аналитической части - при определении задач работы профессионального образовательного учреждения на год. Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности ориентируются на социально-педагогический заказ общества и учитывают условия и возможности коллектива. Они реализуются также в ходе глубокого анализа деятельности учреждения за прошедший год.

Введение годового плана включает констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в образовательном учреждении за истекший период по следующим направлениям:

Выпуск и прием учащихся;

Изменения в кадрах;

Результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки (достижения и недостатки);

Состояние педагогической деятельности коллектива;

Учебно-материальной базы;

Руководящей деятельности администрации.

На основании такого анализа формируются поочередные задачи, которые записываются в постановляющую часть введения. Такая целевая ориентация придает работе инженерно-педагогического коллектива исследовательский характер, что в условиях перехода профессионального образовательного учреждения в режим развития особенно важно.

Управление развитием образовательного учреждения можно определить как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством решения задач планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива учреждения по наращиванию его образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, повышению качества образования1.

В практике планирования работы учреждений часто имеют место недостатки: задачи сформулированы либо как организационно-педагогические и методические проблемы, без ориентации на конечный результат (отсутствующий аспект), либо содержат лишь целевую ориентацию без указания конкретных педагогических путей ее решения. Например: «реализация межпредметных связей и профессиональной направленности в процессе изучения образовательных дисциплин»; «оборудование кабинета спецтехнологии»; «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла».

Правильно сформулированная задача может звучать так: «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла путем реализации межпредметных связей и профессиональной направленности». Как правило, перед коллективом в течение учебного года стоит не одна задача, а несколько, и связаны они с повышением качества теоретического и производственного обучения, уровнем воспитанности обучающихся. Задачи работы коллектива на год в зависимости от их сложности решаются через систему мероприятий, которые ложатся в основу содержания плана. Его ведущие разделы следующие:

Теоретическое обучение;

Производственное обучение;

Воспитательная работа;

Методическая работа и повышение квалификации инженерно-педагогических работников;

Руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом;

Профориентационная работа;

Финансово-хозяйственная и производственная деятельность.

Каждый из разделов имеет подраздел. Например, раздел «Производственное обучение» содержит подразделы: «Результаты обучения», «Качество учебного процесса», «Учебно-материальная база», «Охрана труда и техника безопасности», «Экзамены».

При анализе основной части плана особое внимание уделяется реализации принципов оптимальности, разумной достаточности мероприятий, комплексности всестороннего обеспечения решения задач и коллективности. Так, решая проблему «Формирование учебных мотивов учащихся путем ликвидации пробелов в их знаниях», необходимо рассматривать ее как достаточно узкую задачу, реализуемую через разделы «Теоретическое обучение», «Методическая работа» и «Контроль».

Одним из наиболее серьезных в деятельности профессионального образовательного учреждения является раздел годового плана «Методическая работа». Решение любой задачи годового плана не обходится без ее методического обеспечения. Будучи разделом годового плана, методическая работа является самостоятельным отчетным документом, отражающим две основные формы работы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма работы включает: педагогические чтения, конференции, школу передового опыта и другие. Коллективная методическая работа осуществляется через методические комиссии, которые рассматривают итоги успеваемости обучаемых; работу преподавателей и мастеров производственного обучения, входящих в состав комиссии.

Основные направления работы методических комиссий следующие:

Организационно-педагогические вопросы;

Повышение профессионального мастерства;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта;

Внеклассная работа по предметам.

Каждый из разделов плана имеет свои подразделы. Раздел «Организационно-педагогические вопросы» может иметь такие подразделы:

«Анализ учебных планов, программ, инструктивно-методической документации»;

«Составление контрольных, проверочных, самостоятельных работ, зачетных вопросов, экзаменационных билетов»;

«Оформление кабинетов»;

«Разработка дидактического материала и наглядных пособий».

В деятельности методической комиссии планируется и осуществляется индивидуальная работа преподавателя по выбранной теме, которая должна соответствовать общей проблеме учреждения.


Д. Ушинским, Т. И. Шамовой, Г.И. Щукиной Н.С. Яковлевым и др. Цель данной работы: выделить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами. Исходя из цели, поставлены задачи: - изучить и проанализировать литературу по проблеме управление образовательными системами; - определить организационно-педагогические...

Школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента. Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного...

Родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам. 7. Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической...

В основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании – следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, ...

Лучшие статьи по теме