Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Подводная лодка д2. Подводная лодка «Народоволец

Питер | Подводная лодка Д-2 «Народоволец» | V и IV отсеки.

Продолжаем осматривать подводную лодку Д-2 «Народоволец». Сегодня на повестке пятый и четвертые отсеки. Несмотря на то, что пятый отсек необходим и там стоит важное оборудование, внешне он проигрывает четвертому - центральному посту лодки. В пятом у нас находятся четвертая группа аккумуляторов, маслянные цистерны и, сверху, жилое помещение старшин. В четвертом же у нас сосредоточено все управление лодкой: погружение и всплытие, управление по курсу и управление стрельбой. Так же находится зенитный перископ. Сверху отсека находится боевая рубка, откуда командир лодки управляет ею во время атаки (если атака происходит в подводном положении), используя боевой перископ.

Подписи к оборудованию я пишу по памяти и могу ошибаться. Если что, не стесняйтесь меня поправлять.

Краткое содержание предыдущих серий:
VI отсек
VII отсек
Краткая справка:
Большая дизель-электрическая торпедная подводная лодка I серии «Декабрист» была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 19 мая 1929 года. Вступила в строй 11 октября 1931 года. Главный конструктор серии Б. Д. Малинин.
При закладке получила имя «Народоволец». 21 августа 1934 года была переименована в Д-2. 7 августа 1956 года — переименована в УТС-6.

Подводные лодки I серии были двухкорпусными, клёпаной конструкции. В отличие от всех предыдущих типов русских лодок, прочный корпус «Декабристов» разделялся прочными водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, сообщающимися между собой лазами и быстрозадраивающимися дверьми.

I отсек (носовой): казённые части торпедных аппаратов (6), запасные торпеды к ним (6), торпедно-заместительная и дифферентная цистерны, погрузочный люк.
II отсек: первая группа аккумуляторов и радиостанция.
III отсек: вторая и третья группы аккумуляторов, над ними жилые помещения командного состава. Здесь же находились камбуз, кают-компания, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны.
IV отсек: был отведён под центральный пост с главным командным пунктом. Здесь же находились уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения. Сверху крепилась к прочному корпусу через специальный комингс прочная рубка цилиндрической формы.
V отсек: четвёртая группа аккумуляторов и масляные цистерны. Над аккумуляторами находилось жилое помещение старшин.
VI отсек: дизельный.
VII отсек: главные гребные электродвигатели с их станциями, казённые части кормовых торпедных аппаратов (2) без запасных торпед, торпедно-погрузочный люк и дифферентная цистерна.

Ссылки для изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Д-2
http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=d2
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/d%20I/d-2/d-2.htm

23 фотографийи, общий вес 2,9 мегабайт


Эрдва-дэдва на самом деле не он, а корпус гирокомпаса.

«Телефон» явно более позднего периода.

Люк в дизельный отсек.

Люк задраен!


Сигнализация клапанов вентиляции и, кажется, станция погружения.

Торпедный телеграф.

Привод горизонтальный рулей. Помимо электрического управления из рубки, рулями аварийно можно управлять механически из первого и седьмого отсека.

Слева и справа указатели кормовых и носовых рулей. Между ними указатель тангажа лодки (я не знаю как это правильно называется в этом случаи. В авиации это тангаж). Внизу по центру два глубиномера. Точный до 40 метров и грубый до 160.

Переговорные трубы.

Место рулевого. Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

Общий вид. Сверху торчит зенитный перископ.

Зенитный перископ.

Щит сигнализации клапанов вентиляции.

Вид в сторону носа.

Люк в боевую рубку.

Станция погружения.

Слева указатель положения руля, справа показометр гирокомпаса.

В боевой рубке находятся повторители всех важных приборов и показометров. Что за экран с козырьком для меня загадка.

Повторитель гирокомпаса.

Боевой перископ. Он работает, в него можно посмотреть и покрутить различные ручки.

(с) Russos, 2007

1927 год 5 марта
Заложена на стапеле Балтийского завода под наименованием "Народоволец" ;

1931 год 11 октября
Вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Зачислена в 3-й ДнПЛ МСБМ;

1931 год 31 октября
Во время проведения испытаний (старший на борту - командир 3-го ДнПЛ Скриганов) в 10.00 на большом Конштадтском рейде при изменении курса столкнулась с парусной лайбой "Сильная", которая не уступила вовремя путь. В результате лайба наскочила своим форштевнем и бушпритом на носовую оконечность ПЛ с правого борта и погнула стойки радиоантенн. Кроме того на ПЛ лопнул носовой леер и имелся ряд мелких неисправностей. Никаких повреждений легкого и прочного корпуса, а также цистерн ПЛ не имела;

1931 год 20 ноября
Вступила в строй по приказу РВС. По некоторым данным, в этот день подписан приемный акт, но скорее всего - утвержден;

1932 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 22 ;

1933 год 18 мая - 5 августа
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-1 (совместно с ПЛ Д-1 и другими НК). 18.5, не дожидаясь официального открытия канала, ЭОН-1 вышла из Ленинграда. Продвижение до Свири не вызвало проблем, чего нельзя сказать о Свирских порогах и Онежском озере. Только 20.7 корабли ЭОН-1 прошли последний 19-й шлюз и встали в губе Сорокской у Беломорска. После установки демонтированного оборудования и испытаний 5.8 корабли благополучно прибыли в Мурманский торговый порт;

1933 год 5 августа
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-2 . Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1934 год
Попытка первого похода к Новой Земле совместно с ПЛ Д-1 . Сначал ПЛ дошли до мыса Нордкап, а затем в Баренцевом море ПЛ застиг шторм и они были вынуждены вернуться в Кольский залив;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. Общее количество ходовых дней в году составило 107 суток;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи;

1936 год 14 августа - 26 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу) по маршруту: Архангельск - пр. Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань - Полярное. На ПЛ "Д-1" был поднят флаг командующего флотилией флагмана 1 ранга К.И. Душенова. 18.8 обе лодки дошли до Карского моря, но, встретив ледяные поля, были вынуждены возвратиться. Вернувшись в Баренцево море, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, 21.8 вошли в Русскую гавань. 23.8 выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. Затем совместно с ПЛ "Д-3" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, откуда 12.9 проследовала к Лофотенским островам, выдержав по пути 9-балльный шторм. ПЛ достигла о.Реет и вернулась в Полярный, куда прибыла 26.9 сентября. За время этого 50-суточного похода ПЛ прошла 5803 мили (501 милю - подводном положении). Это был один из «стахановских» рекордов своего времени, которым страна гордилась в такой же степени, как полетами Чкалова;

1938 год 25 июня
При дифферентовке в Кольском заливе ПЛ потеряла плавучесть и провалилась до глубины 115-120 м, при этом были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на съемных листах прочного корпуса;

1939 год 15 апреля - 5 мая
Совместно с ПЛ Щ-402 , Щ-403 и Щ-404 обеспечивала радиосвязью самолет В.К. Коккинаки ("Москва"), во время его беспосадочного перелета в США. В море ПЛ настиг жесточайший шторм, сила ветра достигала 11 баллов по шкале Бофорта, но это не помешало кораблям занять назначенные позиции и выполнить поставленные задачи;

1939 год 22 - 29 сентября
Вернулась по ББК в Ленинград и встала на Балтийский завод для ремонта и модернизации. Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся лодок Учебной бригады подводных лодок КБФ;

1939 год сентябрь - 1941 год август
Прошла на Балтийском заводе (завод №189) ремонт и модернизацию. Числилась в составе 14-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год май
К началу кампании 1941 года ремонт уже завершался. Еще 1 марта нарком ВМФ отдал приказ о подготовке перехода очередной ЭОН-11 по ББК, в состав которой должен была войти и Д-2 . По плану лодка должна была уйти из Ленинграда не позже 17-20 мая, но этот срок оказался сорван;

1941 год июнь
Спустя двое суток с начала войны, поступило новое указание наркома - задержать лодку в Кронштадте и после полной подготовки к ведению боевых действий, включить в состав КБФ. Монтаж всех приборов и механизмов в полностью отремонтированном корабле к тому времени был уже закончен, но отсутствовали дизеля. Коломенский завод, который должен был осуществить их капитальный ремонт, поставку задерживал и грозил затянуть срок готовности корабля на многие месяцы. В конченом итоге дизеля были установлены, но, судя по последующей эксплуатации, это были старые агрегаты, не прошедшие ремонта, предположительно снятые с поставленной в капремонт ПЛ "Л-1" ;

1941 год 17 августа
По окончании ремонта и модернизации вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флотаФ;

1941 год сентябрь
В начале месяца покинула акваторию завода. Т.к. 30 августа противник вышел к Неве в районе Ивановских порогов, возникшие было планы вернуть "Д-2" на Север, были сорваны. Первую половину сентября ПЛ стояла на Неве, затем ПЛ перешла в Кронштадт. 16 сентября ПЛ находилась на Восточном, а с 22 сентября - на Большом рейде Кронштадта, где экипаж ожидал, чем завершиться исход сухопутной борьбы за город и уклонялся от вражеских авианалетов (в ходе восьми зенитных стрельб подводники израсходовали 66 45-мм снарядов). В этот период часть моряков экипажа ушла на сухопутный фронт, где сражалась в составе частей морской пехоты. 26 сентября ПЛ вернулась в Ленинград и стала на стоянку у набережной Робеспьера, где провела 11 месяцев. Входила в состав Дивизиона вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей;

1942 год лето
В начале года включена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год август
В начале месяца экипаж приступил к боевой подготовке. Все занятия проводились на Неве, на так называемом "Охтенском море" - широком участке реки между Литейным и Большим Охтинским мостами;

1942 год 23 сентября - 7 ноября
Боевой поход в район западнее выходов из Ирбенского прол. и прол. Соэлавяйн (позиция №4; затем должна была действовать на позиции западнее о. Борнхольм). 21.10 23.9 вышла на позицию. До точки погружения на Восточном гогландском плесе (прибыла в 05.29 24.9) двигалась в обеспечении БТЩ-210,-211,-215,-217,-218 и ЗСКА. В 16.52 24.9 в 45 каб. северо-западнее о.Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Осмотр был повторен в ночь на 26.9, после чего управляемость лодки улучшилась. В 00.20 29.9 закончила форсирование Финского залива и в 05.20 29.9 прибыла в район позиции у м. Ристна. Утром 30.9 у Ирбенского прол. обнаружила СКР противника. В 23.03 30.9 лодка получила приказ перейти на позицию зап. о. Борнхольм (позиция №1). В 09.57 3.10 произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (сев. оконечность о. Эланд) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2,д=6 каб., через 1 мин взрыв - зарубежных данных нет). При выходе в повторную атаку на "оставшийся" ТР командир посчитал себя обнаруженным ММ и от атаки отказался. Преследованию ПЛ не подвергалась. Утром 6.10 прибыла на позицию. В 11.04 7.10 произвела торпедную атаку ОТР юго-западнее Истада (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., при выстреле вынырнула на поверхность, ТР от торпеды уклонился - зарубежных данных нет). В 22.22 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях севернее м-ка Рюгенвальде (ТР? т, атака=надв/пр/1, д=1,5-2 каб., промах - безуспешно атакован шведский ТР "Гуннар"). Днем 9.10 отказалась от атаки ОТР из-за большого КУ. В 00.47 11.10 произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго- восточнее м-ка Смюгехук (ТР? т, атака=надв/пр/1, д=3 каб., промах - зарубежных данных нет). В 10.39 14.10 произвела торпедную атаку ОТР в том же районе (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., в момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину, промах - зарубежных данных нет). В 16.33 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 1 мин сильный взрыв - в точке 55°10" с.ш. /13°39" в.д. потоплен германский ТР "Якобус Фрицен", 4090 брт, груз угля, +1, -3). 15-18.10 штормовала на позиции. Вечером 16.10 сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения - затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя. 18.10 попала в рыбацкую сеть. В 17.55 19.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ПРЖД, 1 ВСКР, 5 СКР) в точке 55°11"9 с.ш./19°15"1 в.д. (ПРЖД, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - поврежден германский ПРЖД "Дойчланд", 2972 брт, перевозивший отпускников норвежского легиона, +24, -29, ПРЖД отремонтирован к 02.1943). Безрезультатно контратакована кораблями ПЛО, сбросившими 16 глб. 22.10 перешла в район бухты Хане. Днем 23.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 25.10 перешла к Карлскроне. Ночью 26.10 обнаружила ПЛ, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу. Вечером 29.10 в 10 милях восточнее о. Богшер обнаружена и безрезультатно атакована СКР противника, сбросившим 48 глб. В 21.36 30.10 начала форсирование Финского залива. В 20.57 3.11 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа минного защитника. В 11.18 4.11 ПЛ была встречена нашими СКА и днем прибыла в бух. Норре-Каппельлахт (о. Лавенсари). В 17.00 6.11 - 00.55 7.11 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. По результатам похода весь экипаж был награжден орденами, причем некоторые из числа тех, кто нырял за борт 24 сентября даже орденами Ленина. Командир корабля Р.В. Линденберг был удостоен ордена Красного Знамени;

1942 год 10 ноября
Вечером 10.11 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника (в течение получаса немецкие артиллеристы обрушили на ПЛ 150 осветительных и 600 фугасных снарядов);

1943 год 12 августа
Перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась без результатному обстрелу артиллерии противника. В Кронштадте была включена в оперативную группу ПЛ, предназначенную для развертывания на Балтике на тот случай, если проход сквозь установленные немцами противолодочные заграждения все-таки будет найден. Как известно, этого не произошло, и ПЛ простояла в базе еще 14 месяцев;

1944 год лето
Получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию "ASDIC-129" ("Дракон") и систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС);

1944 год 1 - 30 октября
Боевой поход в район восточного побережья о. Эланд - южного входа в прол. Кальмарзунд (позиция №9). 1-5.10 вышла финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий. Сразу после выхода начались поломки материальной части. 6.10 временно вышел из строя вертикальный руль. В 10.00 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 33 милях юж. м. Хоборг (ТР 1000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., ТР уклонился от торпед - зарубежных, данных нет, очевидно атаковано шведское рыболовное судно). Вечером 9.10 командир БПЛ приказал лодке занять сектор, ограниченный пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор №2). Вечером 10.10 прибыла на новую позицию. 11.10 на ПЛ вышел из строя ограничитель вертикального руля. 16.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 19.10 водой залило шахту перископа. 20.10 вышла из строя муфта Федорицкого. 22.10 отказала цепь Галля. Утром 24.10 в районе м-ка Паппензее не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Утром 26.10 по приказу командира БПЛ заняла позицию у м-ка Паппензее. В 12.54 26.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 СКР) в 8 милях зап. м-ка Паппензее (ТР 5000 т (по другим данным транспорт "Нина" ("Nina", 1371 брт)), атака=подв/ви/2, д=8 каб., командир наблюдал гибель ТР в перископ - зарубежных данных нет). После атаки ПЛ контратакована кораблями ПЛО, сбросившими на лодку 5 глб. Силами взрывов ПЛ дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще. В 02.20 27.10 начала возвращение в базу, управляемая при помощи винтов. Днем 29.10 стала на якорь у о. Утё, 30.10 прибыла в Турку;

1944 год 12 декабря - 1945 год 20 января
Боевой поход в район западнее Виндавы (сектор №1). В 08.48 12.12 вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° западнее Виндавы. 13.12 лопнул амортизатор помпы. В 17.30 14.12 прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами ПЛО. Вечером 16.12 при попытке атаковать КОН, обнаружена и атакована СКР, сбросившим несколько глб. В 04.52 23.12 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 57°21"8 с.ш./21°05"5 в.д. (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах - зарубежных данных нет). Днем 25.12 обнаружила 4 БДБ, но в атаку не выходила. В ночь на 26.12 не смогла атаковать КОН из-за противодействия СКР. В 20.10 29.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) в точке 57°17"8 с.ш./21°07"2 в.д. (ТР 9-10000 т, атака=надв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 50 сек наблюдалось попадание 1 торпеды в ТР - зарубежных данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. Утром 1.1.45 обнаружена и безрезультатно обстреляна кораблями ПЛО. В 06.19 3.1 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - зарубежных данных нет). В последующие дни имела контакты исключительно с кораблями ПЛО. С 10.1 получила приказ действовать в секторах южнее и юго-западнее Виндавы (позиция №5-новая). 16.1 во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей. Утром 18.1 при покладке на грунт на глубине 62 м во время шторма сильно ударилась о камни - повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу. В 14.00 20.1 встречена БТЩ-217 и в 21.55 прибыла на Ханко;

1945 год 20 апреля - 18 мая
Боевой поход в район южнее м-ка Фальудден (западная часть позиции №8). В 13.58 20.4 вышла на позицию в 60 милях южнее м-ка Фальудден. Днем 22.4 у северо-восточног побережья о. Готланд обнаружена шведскими кораблями ПЛО, которые в течение 4 ч безрезультатно сбросили на ПЛ 68 глб. В 21.20 23.4 прибыла на позицию. 27.4 по приказу командира БрПЛ перешла к Либаве (позиция №1). В ночь на 28.4 обнаружена и атакована СКР, сбросившим в течение 1 ч 7 глб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения. В ночь на 7.5 лодка получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18" с.ш./19°30" в.д. (занята к 10.00). В ночь на 9.5 обнаружила СКР, но в атаку не выходила из-за невыгодного КУ. 11.5 получила приказ занять позицию между меридианом м-ка Хоборг и о. Утклиппан и параллелями 55°45" и 57°00" с.ш. В связи с окончанием военных действий 18.5 прибыла в Турку;

1946 год 25 февраля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на Усть-Двинск;

1947 год 1 февраля
Перечслена в состав УДнПЛ УБрПЛ ОВСНК 8-го ВМФ с базированием на Кронштадт;

1952 год
По итогам года объявлена лучшей ПЛ соединения;

1954 год 1 августа
В составе бригады вошла в 68-ю ДиУК(ПЛ) (с 15.02.1957 - 68-я ДиУСПЛ, с 01.04.1958 - 68-я ОБрУСПЛ, с 17.10.1960 - 68-я ОБрПЛ) с прежним местом базирования;

1956 год 20 (29?) июня
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть для обеспечения подготовки экипажей соединения. Поставлена на прикол в Кронштадте;

1963 год 1 августа
Переформирована в состав 116-го ОДнПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1965 год 31 августа
Переформирована в состав 25-й БрПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1969 год
На лодке была установлена мемориальная доска. Еще в 1967 году группа ветеранов-подводников, среди которых был Герой Советского Союза С.Н. Богорад, бывший командир "Д-3" Ф.В. Константинов, бывший старпом "Д-4" , а в последствии вице-адмирал П.И. Парамошкин обратились с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить "Б-2" в музей. К сожалению, тогда должной реакции со стороны командования ВМФ кроме установки мемориальной доски не последовало;

1976 год
Выведена из состава 25-й БрПЛ ЛенВМБ;

1986 год 18 августа
Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал постановление, разрешающее создать на подводной лодке "Б-2" музей. Группа ветеранов флота обратилась к главкому ВМФ С.Г. Горшкову с предложением о создании музея на ПЛ "Б-2" в 1977 году, но и тогда не добилась успеха. В 1984 году в борьбу за подводную лодку включились специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. В результате решение о создания на ПЛ музея было принято на самом высоком уровне;

1987 год весна
Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе. Подводная лодка была поставлена в док, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фунтдаменты. Было установлено, что корпус полностью проржавел, и подводная лодка чудом удерживалась на плаву;

1987 год июль
Госпредприятие «Адмиралтейские верфи» предоставило плавучий док, в котором ПЛ перевели на Балтийский завод для проведения дальнейших работ. Передняя часть ограждения рубки была демонтирована и установлена в качестве памятника подводной лодке "Народоволец" в г.Кронштадт на территории соединения подводных лодок;

1989 год 8 июля
После восстановительного ремонта установлена в Ленинграде (у Шкиперского протока, недалеко от Морского вокзала) как мемориальная подводная лодка Д-2 "Народоволец" в качестве памятника российского флота и кораблестроения. Отсеки подводной лодки воссозданы такими, какими они были в дни войны;

1994 год 2 сентября
Открыта для осмотра как филиал Центрального Военно-морского музея;

2017 год
Является филиалом Центрального Военно-морского музея. Открыта для посещений и осмотра.

Мемориальный комплекс-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец" - одна из уникальнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Экспозиция музея посвящена истории подводной лодки Д-2, истории проекта "Декабрист", а так же действиям советских подводников на Балтике.

Представлены различные документы и изображения, стрелковое оружие моряков-балтийцев и орудия лодок, макеты кораблей, различное оборудование и предметы быта моряков.

Но самое основное в музее - это сама лодка.

"Народоволец" является единственным в своём роде памятником истории отечественного кораблестроения 1920-х годов.

Пусть не самая известная и не самая результативная, но самое главное - хорошо сохранившаяся, не порезанная в 60-х годах на металл. Прекрасно, с любовью восстановленная, дающая полное представление об устройстве подобных кораблей, о героической службе моряков-подводников.

Для тех, кто интересуется историей Военно-морского флота, историей Великой Отечественной войны, да и просто техникой - музей обязателен для посещения.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

История подводной лодки Д-2

Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи.

Головная лодка серии была заложена в 1927 году по проекту конструкторского бюро во главе с инженером-кораблестроителем Борисом Михайловичем Малининым (консультанты А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский).

Подводные лодки типа «Декабрист» создавались на базе отечественного опыта и теоретических разработок с учетом достижений мирового кораблестроения. Подводная лодка «Декабрист-1» вошла в состав Балтийского флота 12 ноября 1930 года.

Тактико-технические характеристики лодок серии:

Водоизмещение: надводное 933 т, подводное 1354 т; длина 76 м; ширина 6,4 м; осадка 3,8 м.

Мощность двигателей: двух дизелей 1619 кВт (2200 л.с.), двух электромоторов 736 кВт (1000 л.с.).

Скорость: надводная 14,7 узла (27,2 км/ч), подводная 9 узлов (16,7 км/ч).

Дальность плавания: надводная при скорости 9,5 узла (17,6 км/ч) 7 000 миль (13 000 км), подводная при скорости 3 узла (5,6 км/ч) до 150 миль (278 км).

Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата (калибр - 533 мм), 2 орудия (100- и 45-мм), 1 зенитный пулемет; экипаж 53 человека.

Подводная лодка типа «Декабрист» по конструкции существенно отличалась от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса переборками на водонепроницаемые отсеки, аккумуляторные ямы выполнены герметичными, вентиляция междубортных балластных цистерн – раздельная, установлена цистерна быстрого погружения.

Подводные лодки типа «Декабрист» успешно действовали в Великой Отечественной войне. Всего было построено 6 подводных лодок проекта Д.

Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 4 боевых похода общей продолжительностью 135 дней.

"Народоволец" произвел 12 торпедных атак, во время которых было выпущено 19 торпед.

Достоверно известные победы: 14 октября 1942 года потоплен транспорт «Якобус Фрицен», 19 октября 1942 года тяжело повреждён железнодорожный паром «Дойчланд».

В 1956 году подлодку превратили в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.

В 1967 году группа ветеранов-подводников обратилась с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить «Д-2» в музей.

5 марта 1987 года подводная лодка «Д-2» окончательно исключена из списков ВМФ. Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе.

2 сентября 1993 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса-музей "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

Фотографии подводной лодки и экспозиции музея

Носовое орудие Б-24ПЛ калибра 100-мм.

После внешнего осмотра переходим внутрь лодки. Осмотр начинаем с кормы, с седьмого отсека.

Кормовые 533-мм торпедные аппараты.

Главная щитовая станция, слева - "пульт" управления зарядкой аккумуляторов.

Таблица перестукивания. Применяется для общения через задраенные люки.

6-й отсек, дизельный. 2 дизельных двигателя фирмы MAN по 1100 л.с. каждый. Более поздние лодки серии уже оснащались нашими дизелями.

5-й отсек. В нем установлен гирокомпас лодки (виднеется справа). Видно лестницу в трюм, который раньше был заполнен аккумуляторами. Теперь там часть экспозиции музея.

Переходим в четвертый отсек - центральный пост, командный пункт лодки.

Каюта штурмана.

Кстати, гальюн - это свес на носу парусного судна, под бушпритом, для установки носового украшения. На этом же свесе и устанавливались отхожие места для матросов. Ветер-то парусному кораблю в корму дует...

Первый отсек - основная ударная мощь подводной лодки. Шесть 533-мм торпедных аппаратов. 12 торпед - 6 заряжено и еще 6 хранятся в отсеке. Здесь жила большая часть экипажа.

Торпедные аппараты.

Столы, койки и торпеды.

А вы смогли бы спать в обнимку с торпедой на поверхности в 40 см шириной?

Экспозиция в трюме лодки.

Аккумуляторы. Они-то и заполняли большую часть трюма.

Военно-морской флаг подводной лодки Д-2.

Покидаем лодку и переходим в музей. В музее собрано большое количество документов по истории подводной войны на Балтике. Хранятся различные реликвии.

Историческая справка

По сроку службы нет равной этой лодке в нашем подводном флоте. Разные ветры ласкали её военно-морской флаг, волны Балтийского, Баренцева и Карского морей смыкались над ней. Сегодня ветер истории мчится над палубой славной субмарины. Но все должно иметь свое начало.

26 ноября 1926 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, предусматривавшую, помимо строительства надводных кораблей, постройку 12 подводных лодок различных типов.

5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде закладывается первенец советского подводного кораблестроения — головная подлодка «Декабрист» (с 21 августа 1934 года — Д-1). Одновременно начинается строительство «Народовольца» (с 21 августа 1934 г. Д-2) и «Красногвар­дейца» (с 21 августа 1934 г. Д-3). Первую заклепку в деталь днища головной лодки Д-1 забил С.М.Киров. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошела со стапелей, а 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец». В апреле 1927 года на судостроительном заводе в Николаеве закладывают еще три подводные лодки типа «Д». Эти корабли строились по проекту, разработанному под руковод­ством талантливого конструктора Б. М. Малинина (1889-1949) и составили I серию подводных лодок СССР. Б.Малинин был одним из тех немногих инженеров, кто еще до революции лично участвовал в постройке подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Б.Малинин с группой конструкторов приступил к разработке проектных материалов для постройки первых советских подводных кораблей. Всего подводных лодок типа «Декабрист» было построено 6 единиц.

Тактико-технические элементы первых советских подвод­ных лодок оказались на высоком уровне и не уступали иностран­ным, а по некоторым показателям даже превосходили их. Новые подлодки подвергли очень жестким испытаниям, и

12 октября 1931 года «Народоволец» вошел в состав Военно-Морского Флота. В 1933 году вступил в строй Беломорско - Балтийский канал. Открытие судоходства по этому крупнейшему в нашей стране водному пути (длина 226 км) позволило перевести часть кораблей с Балтийского моря на Северный морской театр. В соответствии с приказом Народного комиссара обороны от 15 апреля все три подводные лодки типа «Д» перевели на Север, где они стали первыми подводными кораблями молодой Северной военной флотилии. 5 августа 1933 года все три лодки были включены в состав этой флотилии.

В 1939 году известный советский летчик В.К.Коккинаки на самолете «Москва» предпринял беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику в США. Для обеспечения этого перелета командование Северного флота выделило подводные лодки Щ-402, Щ-403, Щ-404 и Д-2. При выполнении этого задания подводники поднимались в высокие широты, используя опыт плавания Д-3 («Красногвардеец»). За освоения северного морского театра большая группа североморцев была награждена орденами. Командир Д-2 Л.М.Райснер был удостоен ордена Ленина. Перед Великой Отечественной войной 22 сентября 1939 года Д-2 вернулась в Ленинград для капитального ремонта и модернизации и в августе 1941 года была включена в состав Балтийского флота. Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийс­ком заводе. Подводники делили тяго­ты блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка под командованием капитана 3 ран­га Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила с 23 сентяб­ря по 4 ноября 1942 года и уже на сле­дующие сутки угодила в противоло­дочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продувани­ем цистерн главного балласта.

Лодка всплыла, но от сети не изба­вилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия при волнении в холодную погоду рубила сталь­ные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир балтийской Щ-310, Герой Советс­кого Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала и потопила у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» (4090 брт), а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов «Дойчланд» (2972 брт) был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку пре­следовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки - 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта. За период войны Д-2 совершила 4 боевых похода (с 23 сентября по 4 ноября 1942 года, 2 – 30 октября 1944 г., с12 декабря 1944 г. по 20 января 1945 г. и с 20 апреля по 18 мая 1945 г.).

После окончания войны Д-2 продолжала нести службу на Балтике. В послевоенный период, в 1953-1954 годах, лодка участвовала в испытаниях систем микроклимата. Речь идет об уникальном экспе­рименте, поставленном в связи с созданием первой советской атом­ной подводной лодки проекта 627. Атомная энергетическая установ­ка позволяла существенно увеличить продолжительность автоном­ного подводного плавания. Но при этом возникла проблема обеспе­чения обитаемости корабля — создания на нем условий для сохране­ния здоровья и работоспособности личного состава.

В июне 1956 года подлодку вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). В новом качестве Д-2 успешно использовалась до 1987 года, обеспечивая отработку подводни­ками способов борьбы с огнем и водой, а также приемов выхода из затонувшей подводной лодки.

1989 году правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конст­рукторам и судостроителям. Такой мемориальный комплекс был разработан на базе подводной лодки Д-2. Техническую документацию для проведения восстановительных работ разработало Центральное конструкторское бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» (Е.В.Бутузов, В.П.Семенов, К.З.Саравайский), а основной объем реставрационно-восстановительных работ выполнил Балтийский судостроительный завод. Научная разработка проекта экспозиции и ее архитектурно-художественное решение были выполнены сотрудниками Центрального военно-морского музея.

В отличие от подобных мемориальных лодок Тихоокеанского и Северного флотов решено было восстановить в отсеках оборудова­ние, приборы и механизмы (часть из них действующие), какими они были в период боевого использования подводной лодки. Исключени­ем стали аккумуляторные ямы, из которых были выгружены аккуму­ляторы, а сами ямы использованы для размещения экспозиции.

Среди музейных кораблей России и других стран подводная лод­ка Д-2 «Народоволец» занимает особое место. Это отмечают много­численные посетители и иностранные специалисты. Уникальность подлодки в том, что в период строительства ее на Балтийском заводе (1927-1931 гг.) не было электросварки, и потому сейчас можно уви­деть клепаный прочный корпус. Фактически все узлы и агрегаты (включая дизель германской фирмы MAN) воссозданы, что позволя­ет прочувствовать, в каких условиях жили и несли боевую службу советские подводники. Больше всего, конечно, посетителей поражает жуткая, как им кажется, теснота и неприспособленность отсеков лод­ки для жизни.

2 сентября 1994 года на подводной лодке Д-2 («Народоволец») вновь торжественно был поднят Военно-морской флаг и открыта музейная экспозиция. В торжествах по этому поводу приняли участие В.В.Путин, адмирал И.В.Касатонов, вице-адмирал В.В.Гришанов, контр-адмирал Л.Д.Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е.Н.Корчагин и другие. Мемориальный комплекс стал замечательным памятником истории отечественного флота и подводного кораблестроения, жизнь одной из первых отечест­венных подводных лодок продолжилась. В музейных залах комплекса проводятся научные конференции, выставки и встречи ветеранов-подводников.

Филиал ЦВММ па подводной лодке Д-2 «Народоволец» не только носитель флотской боевой истории - он является и культурным центром. Например, в береговом здании мемориального комплекса, где расположен пост управления и инженерного обеспечения, есть конференц-зал. Там постоянно проводятся различные мероприятия.

Сегодня эта работа велась в соответствии с программами подготовки к празднования 100-летия подводных сил России, 75-летия подводной лодки Д-2 «Народоволец» и 300-летия Центрального военно-морского музея (2009 год).

В этом уникальном корабельном музее работают люди, влюбленные в историю славного отечественного подводного флота: капитан 1 ранга запаса старший научный сотрудник Л. А. Нестеров, капитан 1 ранга в отставке младший научный сотрудник Б. А. Архипов, капитан 1 ранга в отставке Р. В. Рыжиков, капитан 3 ранга запаса инженер А. Г. Ласков, которые в свое время служили на дизельных и атомных подводных лодках Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов.

Добрых слов заслуживают сотрудники Т. В. Носова, Н. Г. Фролова, М. В. Корнилова, которые принимают активное участие в организации экскурсий, содержании музея в отличном состоянии.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 («НАРОДОВОЛЕЦ»)

  • Водоизмещение, т: надводное — 940, подводное— 1360.
  • Длина, м — 76,6.
  • Ширина наибольшая, м — 6,4.
  • Осадка, м — 3,6.
  • Скорость, узлов: надводная — 14,6, подводная — 9,5.
  • Автономность, суток — 40.
  • Предельная глубина погружения, м — 90.
  • Экипаж;, человек — 53.
  • Вооружение:
    • торпедное — 8-533-мм торпедных аппаратов, 14 торпед,
    • артиллерийское — 1-102-мм и 1—45-мм орудие.

КОМАНДИРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «НАРОДОВОЛЕЦ» - Д-2

  • Воробьев Владимир Семенович — 1928-1931
  • Назаров Михаил Кузьмич — 1931-1932
  • Рейснер Лев Михайлович — 1932-1937
  • Датченко Гавриил Григорьевич — 1937-1938
  • Жуков Аркадий Алексеевич — 1938-1939
  • Зайдулитт Измаил Магигулович — 1939-1940
  • Линденберг Роман Владимирович — 1940-1945
  • Александров Валентин Петрович — 1945-1947
  • Коваленко Георгий Данилович — 1947-1948
  • Егоров Сергей Григорьевич — 1948-1949
  • Андашев Виктор Петрович — с 1949
  • Хомич Иван Маркович — 1951-1955
  • Ананьев Всеволод Иванович — 1955
  • Крылов Юрий Александрович — 1955-1956

Лучшие статьи по теме