Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Бизнес-будни
  • Примерный перечень оборудования для предприятий автосервиса. Примерный перечень оборудования для предприятий автосервиса Схема КР машины

Примерный перечень оборудования для предприятий автосервиса. Примерный перечень оборудования для предприятий автосервиса Схема КР машины

Омск -2009

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Кафедра экономики и управления предприятиями

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО РЕМОНТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания

к курсовому проекту по дисциплине

«Организация производства на предприятиях отрасли»

для студентов специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии (транспорт)»

Составитель Л.В.Толкачева

УДК 65.012.25

ББК – 65.9(2)29

Рецезент : канд. экон. наук., доц. А.В. Терентьев (СибАДИ)

Работа одобрена НМСС факультета экономики и управления в качестве методических указаний по выполнению курсового проекта по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли» для студентов специальности 080502.

Организация производства специализированного ремонтного предприятия : Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» / Сост. Л.В. Толкачева. – Омск: СибАДИ,2009. – 26с.

Методические указания рассчитаны на студентов всех форм обучения, выполняющих курсовой проект по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли» по специальности 080502.

©ГОУ «СибАДИ», 2009

Введение ………………………………………………………………

Цели и задачи методических указаний………………………………

1.Расчетная часть………………………………………………………….

1.3. Годовая программа и режим работы предприятия ……

1.4. Годовой объем работ и состав работающих………….

1.5. Методы организации производства………………………

1.6. Структура площадей помещений…………………………………

1.7.Организация вспомогательного и обслуживающего производства……………………………………………………………

2. Графическая часть……………………………………………………

2.1.Продолжительность производственного цикла простого процесса…………………………………………………………………

2.1.1.Технологический цикл при последовательном движении деталей по операциям………………………………………………..

2.1.2. Технологический цикл при последовательно-параллельном движении деталей по операциям…………………………………….

2.1.3. Технологический цикл при параллельном движении деталей по операциям…………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………

Приложения……………………………………………………………………

Введение

Цели и задачи методических указаний.

Цель методических указаний – закрепление знаний по теме «Организация процессов производства на предприятии» и получение практических навыков ведения расчетов параметров основного, вспомогательного и обслуживающего производств.

Методические указания предназначены для решения следующих задач:

Изучение производственной структуры и функций авторемонтного предприятия;

Расчет производственной программы и режима работы предприятия;

Определение годового объема работ и состава работающих;

Выбор метода организации производственных процессов;

Расчет длительности технологического цикла производства продукции.

Графическая часть курсового проекта должна содержать:

Расчеты длительности технологического цикла при последовательном, параллельном и параллельно-последовательном движении предметов труда по операциям;

Графики длительности технологического цикла.

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Основное производство включает цехи, отделения и участки, непосредственно связанные с выполнением технологического процесса и выпуском готовой продукции. В общем случае структура основного производства авторемонтного производства может быть следующей:

Разборочный цех с участками наружной мойки, разборки автомобилей и агрегатов, очистки и мойки деталей, контроля и сортировки;

Сборочный цех с участками: комплектовочным, электроремонтным, аккумуляторным, ремонта шин, шиномонтажным, сборки автомобилей, регулировки и устранения дефектов;

Агрегатно-сборочный с участками: ремонта основных деталей и сборки двигателей, испытательной станции, сборки и испытания агрегатов, ремонта и сборки узлов;

Цех восстановления и изготовления деталей с участками: слесарно-механическим, кузнечно-рессорным, медницко-радиаторным, термическим, сварочным, гальваническим;

Кузовной цех с участками: ремонта кабин и оперения, обойным, окрасочным.

Вспомогательное и обслуживающее производство предназначено для обеспечения потребностей основного производства. Структурные составляющие вспомогательного и обслуживающего производства:

Инструментальное хозяйство;

Ремонтное хозяйство;

Транспортное хозяйство;

Складское хозяйство;

Материально-техническое обеспечение;

Энергетическое хозяйство.

Производственным процессом ремонта называется вся совокупность действий, осуществляемых с момента поступления объектов ремонта на предприятие до получения полностью отремонтированной продукции.

По назначению и роли в производстве процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств, внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению технологической оснастки (инструмент, приспособления для выполнения ремонтных работ), выработке пара и сжатого воздуха, получению тепло- и электроэнергии.

Обслуживающие процессы – это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. К ним относятся процессы материально-технического обеспечения деятельности предприятия, складские операции всех видов, процессы транспортировки.

Для того чтобы мощность цехов и участков предприятия была наиболее полно использована, производственные процессы должны быть правильно организованы в пространстве и во времени.

Организация производственного процесса в пространстве находит выражение в построении производственной структуры предприятия и в его планировке. Организация производственного процесса во времени предполагает установление продолжительности производственных, технологических, операционных циклов.

Комплекс определенным образом организованных во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, необходимых для изготовления определенного вида продукции, называется производственным циклом.

Длительность производственного цикла ремонта автомобиля представляет собой период времени от запуска автомобиля в ремонт до выхода его из ремонта.

Технологический цикл ремонта грузового автомобиля включает следующий комплекс работ:

Мойка и разборка автомобиля на агрегаты;

Разборка агрегатов, узлов на детали, мойка и сортировка;

Ремонт деталей;

Сборка агрегатов;

Испытание и регулировка агрегатов;

Общая сборка автомобиля, испытание, регулировка и устранение дефектов.


Похожая информация.


Введение

Авторемонтное предприятие - это система производственных зданий и сооружений, технологического оборудования и оснастки, исполнителей и технической документации, способная выполнять капитальный ремонт автомобилей одной или нескольких марок и (или) их агрегатов.

Система всех производственных объектов авторемонтного предприятия составляет его структуру, включающую цеха, участки и службы, а также связи между ними, возникающие в процессе эксплуатации предприятия. От структуры авторемонтного предприятия зависит его пропускная способность, удобство для клиента, а, следовательно, и прибыльность. Это говорит о необходимости грамотного проектирование структуры предприятия с учетом таких факторов как численность работников, пропускная способность, виды используемого технологического оборудования и предоставляемых услуг.

В настоящее время на рынке оказания авторемонтных услуг на фоне растущего спроса имеет место сильная конкуренция, что говорит о необходимости увеличения конкурентоспособности таких предприятий. Одним из инструментов ее увеличения становится организация наиболее оптимальной и удобной потребителю инфраструктуры, которая позволила бы увеличить качество и скорость выполняемых работ, что является определяющим фактором при выборе потребителем поставщика авторемонтных услуг.

Производственная структура авторемонтного предприятия - это состав его производств, цехов, участков и служб с указанием связей между ними. Назначение, структура, функции и производственная мощность авторемонтного предприятия определяются видами, содержанием и объемом выполняемых работ.

Авторемонтное предприятие выполняет множество функций, связанных с ремонтом автомобилей (диагностика, ремонт, мойка, наладка и т.д.), а также ряд вспомогательных функций, обеспечивающих работу основного производства.Для выполнения своих функций авторемонтное предприятие имеет в своем составе основное, вспомогательное и обслуживающее производства, а также управленческий отдел.

1.1 Основное производство

Основное производство - это множество производственных цехов (участков) с обеспеченными документацией исполнителями и средствами технологического оснащения, которые непосредственно воздействуют на ремонтируемые изделия. Основное производство также занято выпуском продукции для продажи или обмена.

)Цеховую структуру используют на крупных предприятиях с числом работающих свыше 500 человек. В этом случае предприятие, в зависимости от его специализации и кооперации с другими заводами, состоит из 3-5 самостоятельных цехов с числом работающих в каждом цехе 125-300 человек. В структуре управления цехом имеются начальник цеха, начальники смен, старшие мастера, мастера и бригадиры.

)Цехи состоят из участков. Заводы с числом работающих менее 500, человек имеют в своем составе только участки, которые возглавляются старшими мастерами.

)Комбинированная структура используется на предприятиях с численностью работающих не менее 500 человек, на которых операции выполняемые цехами можно разделить на более специфичные операции, требующие дополнительных сложных специальных работ.

Производственный участок является структурной единицей предприятия или цеха(в зависимости от вида структуры предприятия, числа предоставляемых им услуг и численности рабочих) и состоит из множества рабочих мест. Производственные участки предназначены для выполнения отдельного технологического процесса или комплекса работ по ремонту отдельных агрегатов.В первом случае, производственный участок организован по технологическому признаку, во втором - по предметному. Технологическая специализация участков более прогрессивная, чем предметная, т.к. номенклатура технологических процессов, применение которых возможно для ремонта или диагностики агрегатов и узлов оборудования, значительно больше номенклатуры самих агрегатов.

1.2 Вспомогательное производство

Во вспомогательном производстве изготавливают средства ремонта, необходимые в основном производстве, приобретение которых невозможно или нецелесообразно. Это производство содержит в исправном состоянии здания и сооружения, средства технологического оснащения, энергосистемы и инженерные сети. Оно обеспечивает основное производство ресурсами (теплом, холодом, водой, сжатым воздухом, чистым воздухом, газами, электроэнергией и др.). Его службы - инструментальный участок, отделы главного механика и энергетика, ремонтно-строительный участок.

3Обслуживающее производство

Обслуживающее производство обеспечивает материалами, полуфабрикатами и услугами основное и вспомогательное производства, контролирует выполнение заказов. В составе обслуживающего производства имеются:

)Транспортный цех, основными функциями которого является перевозка необходимых грузов и оборудования в пределах предприятия, цехов или производственных участков, а также контроль технического состояния подвижного состава. В своей структуре транспортный цех может иметь участки (например, диспетчерский, по ремонту транспортных средств, эксплуатационный и др.).

2)Службы снабжения и сбыта, выполняющая операции по обеспечению необходимыми материалами и оборудованием основного и вспомогательного производства, а также операции по утилизации оборудования и материалов, непригодных к эксплуатации или сбыт материалов, не востребованных производством.

Основной задачей обслуживающего производства является недопущение прерывания оптимального функционирования основного и вспомогательного производства ввиду различных причин: нехватка материалов и оборудования, выход из строя оборудования, отсутствие электроэнергии, водо-, тепло- или газоснабжения, избыток производственных отходов или невостребованных материалов, сбои поступления заказов и т.п.

1.4Управленческий отдел

Управление предприятия состоит изадминистрации, отделов и лабораторий. Состав и функции управленческого отдела зависят от мощности и специализации авторемонтного предприятия. На предприятиях с общей численностью рабочих свыше 500 имеет место следующая административная структура:

Администрация;

служба эксплуатации;

производственные отделы различного назначения;

бухгалтерия;

столовая;

фельдшерский здравпункт.

Производственные отделы - это отделы главного технолога (ОГТ) и главного конструктора (ОГК) (может быть объединенный из них - технический отдел), технического контроля (ОТК), материально-технического снабжения (ОМТС), планово-экономический (ПЭО), финансово-сбытовой (ФСО), производственно-диспетчерский (ПДО), труда и заработной платы (ОТиЗ), кадров (ОК). Основные функции заводских лабораторий: химический и металлографический анализ материалов, ремонт и поверка средств измерений, сбор данных о надежности проданной техники и др.

Предприятия с общей численностью рабочих менее 500 человек имеют в составе своей административной структуры меньшее число элементов (может не быть столовой, здравпункта, сокращено число отделов и участков).

Авторемонтное предприятие имеет иерархическую структуру с функциональным управлением, где каждый функциональный блок разделен на производственные участки, тесно связанные между собой (часто совмещенные), на которых выполняются специальные работы характерные для данного функционального блока (цеха). Каждый участок характеризуется наличием специального оборудования, требующего грамотного управляющего воздействия специалиста, обусловленным конкретной производственной задачей.

.1 Участки основного производства

Основное производство тесно связано с непосредственным решением производственной задачи, ремонтом и производством технологического оборудования. Деятельность основного производства ориентирована на извлечение прибыли и достижение целей авторемонтного предприятия.

К участкам основного производства относят:

)Разборочно-очистной участок: диагностирование агрегатов, наружная очистка автомобилей, разборка их на агрегаты, подразборка, очистка подразобранных агрегатов, разборка агрегатов на сборочные единицы очистка сборочных единиц, разборка сборочных единиц, очистка деталей. Оборудование данного участка классифицируется в зависимости от вида выполняемых работ: диагностическое, моечное оборудование, приспособления и инструменты для разборки.

Диагностирование автомобиля предусматривает определение основных технических показателей автомобиля с помощью специального оборудования (Рис.2.1.):

Центральный диагностический модуль

Тестер аккумуляторных батарей

Установка для проверки и чистки инжекторных форсунок

Установка для обслуживания кондиционеров с тестером утечек

Устройство для вытяжки отработавших газов

Набор инструментов электрика

Стробоскоп

Тестер давления топлива

Компрессометр и пневмовакуумметр

Рис.2.1 Участок диагностики автомобиля

Моечные операции выполняются при помощи специального моечного оборудования: моечные площадки (для наружной мойки автомобиля), моечные установки, блоки и машины для мойки мелких деталей и узлов автомобилей.

2)Участок дефектации деталей: определение технического состояния и сортировка деталей. Дефектация деталей подразумевает инструментальный и многостадийный контроль. В процессе дефектации деталей используются следующие методы контроля:

·органолептический осмотр (внешнее состояние детали, наличие деформаций, трещин, задиров, сколов и т.д.);

·инструментальный осмотр при помощи приспособлений и приборов (выявление скрытых дефектов деталей при помощи средств неразрушающего контроля);

·бесшкальных мер (калибры и уровни);

·микрометрических инструментов (линейки, штанген-инструменты, микрометры и т.д.) для оценки размеров, формы и расположения поверхностей деталей.

3)Участок восстановления деталей: операции сварки, наплавки, нанесения электрохимических покрытий, переработки резины и пластмасс, механические, слесарные, кузнечные, термические, прессовые, восстановление отдельных деталей (корпусных, валов и др.) или их групп.

4)Медницкий участок: ремонт водяных и масляных радиаторов, топливных баков, масляных фильтров, трубопроводов, упорных шайб, втулок и др. На данном участке используются в основном сварочные и наплавочные операции.

5)Термический участок: термическая и химико-термическая обработка заготовок. На термическом участке осуществляется нагрев и выдержка металлических или неметаллических материалов при высоких температурах в химически активных средах (твердых, жидких, газообразных). Химико-термическую обработку проводят с целью обогащения поверхностных слоев изделий определенными элементами. Их называют, насыщающими элементами или компонентами насыщения.В результате такой обработки формируется диффузионный слой <#"justify">6) Деревообрабатывающий участок: изготовление деревянных заготовок, ремонт деревянных кузовов грузовых автомобилей, упаковочной тары, ремонт спинок и сидений. На данном участке выполняются все работы, связанные с обработкой деревянных частей автомобиля.

В зависимости от мощности предприятия шиноремонтный участок может состоять из 3-х отделений:

Мойка и сушка колес;

демонтаж/монтаж шин;

вулканизационное отделение;

отделение ремонта и окраски дисков.

8)Участок ремонта электрооборудования: проверка и ремонт электродвигателей, стартеров, генераторов и реле-регуляторов, ремонт фар, электропроводки, приборов (в том числе электронных), текущий ремонт и зарядка аккумуляторных батарей. Операции данного участка предусматривают предварительную тщательную диагностику электрооборудования специальными приборами.

9)Участок ремонта топливной аппаратуры: ремонт подкачивающих топливных насосов, карбюраторов, инжекторов, топливных насосов высокого давления и форсунок. Ремонт топливной аппаратуры так же, как и ремонт электрооборудования невозможен без проведения диагностики специальным оборудованием, что обусловливает неразрывность этих процессов.

10) Слесарно-механический участок: подбор деталей и подгонка сопрягаемых поверхностей, работы на металлорежущем оборудовании, изготовление деталей.Слесарно-механический участок может быть оснащен станками и оборудованием различного назначения, которое позволяет производить металлоизделия и металлоконструкции. На участке могут быть размещены прессы для вырубки и штамповки металлических деталей, кривошипные ножницы, позволяющие рубить листы металла толщиной до 4 мм, отрезной станком, сверлильные станками различных модификаций, токарно-револьверные станки, заточные станки. Изготовление металлоизделий повышенной сложности зависит от квалификации работников.

11)Участок ремонта агрегатов: выполнение работы по ремонту отдельных агрегатов. На данном участке производится ремонт агрегатов и узлов, не относящихся к области деятельности остальных участков.

12) Окрасочный участок: подготовка поверхностей, нанесение и сушка лакокрасочных покрытий.

)Комплектовочно-сборочный участок: накопление деталей, образование и хранение сборочных комплектов деталей, узловая и общая сборка агрегатов и автомобилей. На данном участке происходят заключительные работы по сборке всех отремонтированных агрегатов и узлов и подготовка к обкаточным испытаниям.

)Обкаточно-испытательный участок: заправка топливом и маслом, обкатка, испытания, послеремонтное диагностирование, устранение неисправностей, консервация и сдача агрегатов и автомобилей. На этом участке проводятся окончательные работы, связанные с проверкой качественности выполнения всех предыдущих работ, устранением всех оставшихся недочетов и выпуском автомобиля в эксплуатационный режим.

.2 Участки вспомогательного производства

Основной целью вспомогательного производства является поддержание бесперебойного функционирования основного производства, обеспечение его необходимыми материалами и ресурсами.

1)Отдел главного механика: планово-предупредительный ремонт технологического и подъемно-транспортного оборудования. Подразумевается ремонт и профилактика неисправностей всего технологического, а также подъемно транспортного оборудования, а также средств диагностики и ремонта. Данный этап производства необходим для предотвращения простоев производства ввиду невозможности проведения работ из-за неисправности технологического оборудования.

2)Инструментальный участок: изготовление оборудования, приспособлений и инструмента, ремонт приспособлений, содержание и заточка инструмента. Инструментальный участок выполняет те же функции, что и отдел главного механика, но для другой группы технологических средств: инструментов и приспособлений. На данном участке возможно изготовление необходимых элементов оборудования, а также самостоятельных приспособлений.

)Отдел главного энергетика: ремонт и обслуживание силового, осветительного, теплотехнического и вентиляционного оборудования, содержание инженерных сетей, эксплуатация компрессорной и котельной. На данном участке производится профилактика и ремонт оборудования поддерживающего работоспособность энергосистем, отопления и вентиляции, что говорит о недопустимости сбоев работы данного участка, т.к. это может привести к остановке работы на всех других участках производства.

2.3 Обслуживающее производство

) Склад ремонтного фонда: приемка и хранение ремонтного фонда. Склад содержит в себе оборудование для ремонтных работ, запасные части для осуществления замены неисправных деталей и узлов, а также осуществляет временное хранение разборочных единиц во время процессов диагностики и ремонта узлов и агрегатов автомобиля.

2) Склад материально-технического обеспечения: расконсервация и входной контроль деталей, учет и хранение запасных частей, материалов, металла, химикатов, баллонов со сжатым и сжиженным газом, карбида кальция и др., выдача в цех. Этот склад связан с непосредственной поставкой новых расходных материалов, деталей и оборудования на производство. Здесь ведется строгий учет и контроль купленных производством материалов, а также учет отпуска этих материалов в производство.

) Транспортный участок: эксплуатация межцехового транспорта. Деятельность участка подразумевает использование внутрипроизводственных транспортных средств: тележек, подъемников, погрузчиков и т.п.

Заключение

Ремонт - это комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих надежную работу автомобилей и всего подвижного состава. Для этой цели предназначены специализированные ремонтные предприятия для ремонта полнокомплектных автомобилей и агрегатов, а также ремонтные мастерские автотранспортных организаций.

Авторемонтное предприятие имеет сложную взаимосвязанную структуру. При этом каждый технологический участок предприятия, выполняя свою узкоспециализированную функцию, поддерживает работоспособность всего предприятия в целом, сохраняя и поддерживая его производительность, а, следовательно, и прибыльность. Это обусловливает необходимость постоянного контроля над выполнением всех операций на производстве, каждая из которых прямым или косвенным путем влияет на выполнение остальных операций.

В настоящее время происходит интенсивное развитие авторемонтного производства , что приводит к изменению функций авторемонтных предприятий, которые становятся предприятиями по ремонту отдельных агрегатов автомобиля. Это способствует развитию и совершенствованию специального оборудования, углублению специальных знаний специалистов авторемонтных предприятий, что в совокупности оказывает положительное влияние на рост качества выполнения работ на данных предприятиях.

Приложение

Рис.1. Схема генерального плана авторемонтного предприятия: 1- административно-бытовой корпус; 2- производственный корпус; 3-резервуар для воды; 4-10- площадки и склады для горюче-смазочных, строительных материалов, утиля, ремонтного фонда, лесоматериалов, металла, готовой продукции; 11- площадка для приемки и сдачи автомобилей; 12- стоянка легковых автомобилей

Рис. 3.4. Планировка разборочно-моечного участка предприятия для ремонта силовых агрегатов: 1- подвесной конвейер доставки ремонтного фонда; 2- тумбочка для инструментов; 3- подвесная кран-балка; 4- эстакада для подразборки силовых агрегатов; 5- подвесной конвейер с подвесками для разборки агрегатов и складирования деталей; 6- верстак; 7- рольганг; 8- монорельс; 9- электрическая таль; 10- подставка для блока цилиндров; 11- моечная установка с вибрирующей платформой; 12- установка для очистки деталей в расплаве солей; 13- установка для промывки каналов в блоках цилиндров; 14- подъемный столик; 15- моечная машина для деталей; 16- накопитель деталей; 17- стенд для разборки блоков цилиндров; 18- установка для снятия накипи с головок цилиндров; 19- установка для очистки деталей косточковой крошкой; 20- стенд для вывертывания пробок из коленчатого вала; 21- подвесной конвейер; 22- установка для наружной мойки и пропаривания агрегатов; 23- установка для мойки нормалей; 24- установка для мойки подшипников; 25- стенд для разборки узлов коробки передач; 26- стенд для разборки маслонасосов; 27- стенд для разборки компрессора; 28- стенд для разборки крышки коробки передач; 29- стенд для разборки узлов двигателя; 30- стенд для разборки сцепления; 31- установка для мойки масляных фильтров; 32- сушильная камера; 33- машина для мойки подразобранных агрегатов; 34- машина для мойки погружного типа.

Рис. 3 .5. Планировка участка сборки силовых агрегатов: 1- накопитель для блоков цилиндров(элеваторного типа); 2- конвейер для сборки двигателей; 3- электрическая таль; 4- стенд для отвертывания(завертывания) гаек крышек подшипников; 5- стенд для выпрессовки(запрессовки) крышек; 6- консольно-поворотный кран; 7- гидроагрегат; 8- кантователь; 9- пресс для запрессовки гильз; 10- стенд для завертывания гаек головки цилиндров; 11- подвесной толкающий конвейер; 12- подвесной конвейер; 13- монтажный стол; 14- накопитель элеваторного типа; 15- стеллаж; 16- стенды для ремонта и испытания приборов смазки; 17- накопитель; 18- стенд для сборки узлов; 19-стенд для сборки и испытания жидкостных насосов; 20- стенды для сборки шатунно-поршневой группы; 21- стенд для ремонта и сборки головок цилиндров; 22- рольганг; 23- моечная машина; 24- камера для нагревания головок цилиндров; 25- стенд для гидроиспытания головок цилиндров; 26- стенд для сборки узлов коробки передач; 27- подвесной конвейер для сборки коробок передач; 28- стенд для испытания коробок передач; 29- монорельс.

Учебные вопросы:

1. Производственная структура предприятия.

3. Исходные данные для технологических расчетов и расчеты при проектировании.

1. В состав ремонтного предприятия входят:

· основное производство;

вспомогательное производство;

· складское хозяйство;

· транспорт;

· лаборатории;

· заводоуправление.

Основное производство включает цехи и производственные участки, непосредственно занятые выполнением технологического процесса ремонта и выпуском готовой продукции.

Вспомогательное производство включает инструментальное хозяйство и отдел главного механика (ОГМ). В его функции входят обслуживание и ремонт оборудования, зданий, сооружений и инженерных сетей, изготовление, ремонт и заточка инструмента, изготовление приспособлений и др. работы.

Складское хозяйство включает склады ремонтного фонда, готовой продукции, запасных частей, материалов, химикатов, металла, лакокрасочных, ГСМ, сжатых газов, утиля и др. склады, в зависимости от специализации предприятия.

Транспорт ремонтного предприятия разделяется на внешний и внутризаводской. Для организации и осуществления внешних перевозок в составе заводоуправления образуется транспортный отдел. Внутризаводской транспорт включает участок хранения и ремонта, а также зарядки аккумуляторов электротранспорта.

Лаборатории ремонтного предприятия: центральная, измерительная, надежности. Центральная лаборатория включает отделения: химическое, металлографическое, фотографическое.

Заводоуправление включает должностных лиц и отделы, состав и функции которых зависят от специализации и размеров предприятия.

Основное и вспомогательное производства могут быть организованы по бес цеховой и цеховой структурам. Производственные участки возглавляют мастера. При бес цеховой структуре мастера участков основного производства непосредственно подчинены гл.инженеру, вспомогательного производства – гл.механику. бес цеховая структура рекомендуется для ремонтных предприятий с числом рабочих до 500 чел. При цеховой структуре производственные участки объединены в цехи, а мастера участков подчинены начальникам цехов. Как правило, в цехе должно работать не менее 125 чел.

Для ремонтных предприятий с цеховой структурой характерен следующий состав основного производства:

1. Разборочно-моечный цех включает участки:

· наружной мойки и приемки;

· разборочно-моечный;

· дефектации деталей и входного контроля;

· централизованного приготовления и очистки растворов – на крупных предприятиях.

2. Сборочный цех включает участок комплектования деталей и др. участки в зависимости от типа предприятия:

а) на предприятиях по ремонту двигателей – участки:

· восстановления базовых и основных деталей;

· сборки двигателей;

· ремонта приборов питания;

· испытания, доукомплектования и доводки двигателей;

· окраски двигателей.

б) на предприятиях по ремонту прочих агрегатов:

· восстановления базовых и основных деталей агрегатов;

· сборки агрегатов;

· ремонта приборов пневмо- и гидросистем;

· окраски агрегатов и узлов.

в) на предприятиях по ремонту полнокомплектных автомобилей и автобусов –

· ремонта рам;

· ремонта электрооборудования;

· сборки автомобилей (автобусов);

· регулировки и испытания автомобилей (автобусов);

· шиномонтажный;

· аккумуляторный.

При ремонте автобусов:

· ремонта приборов пневмо- и гидросистем.

Если предприятия по ремонту автобусов не получают отремонтированные агрегаты по кооперации, то в состав сборочного цеха включают участки:

· сборки и ремонта двигателей;

· испытания и доукомплектования двигателей;

· ремонта приборов питания;

· сборки и ремонта агрегатов.

3. Цех ремонта кузовов (кабин и оперения) создается на предприятиях по ремонту полнокомплектных автомобилей (автобусов) и включает участки:

· обойный;

· окрасочный;

· деревообрабатывающий;

· ремонта и сборки платформ (при небольшой программе последние два участка могут быть объединены в один деревообрабатывающий);

· ремонта кабин и оперения (при ремонте грузовых автомобилей);

· ремонта кузовов;

· жестяницко - заготовительный;

· арматурный;

· сборки кузовов (при ремонте автобусов и легковых автомобилей).

4. Цех восстановления и изготовления деталей имеет участки:

· слесарно-механический;

· сварочно-наплавочный;

· полимерный;

· гальванический;

· кузнечный (кузнечно-рессорный); тепловой(при небольшой программе)

· медницкий (медницко-радиаторный);

· термический.

Вспомогательное производство включает:

· инструментальное хозяйство;

· отдел главного механика (ОГМ), с участками:

§ ремонтно-механический; при небольшой программе, ремонтно-

§ электроремонтным; механический

§ ремонтно-строительным.

2. Порядок проектирования АРП.

Последовательность проектирования и состав проекта предприятия регламентированы "Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" СН и П 1-01-95, 1.06.95г.

Проектирование объектов строительства осуществляется юридическими и физическими лицами, получившими право на соответствующий вид деятельности и, как правило, на конкурсной основе.

Проектирование ведется на основе договора (контракта), заключенного между заказчиком и проектировщиком на выполнение проектных и других работ.

Разработка проектной документации независимо от форм собственности и источников финансирования может осуществляться только, при наличии решения органа местного самоуправления (администрации) о предварительном закреплении земельного участка для строительства объекта.

Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется, как правило, на основе утвержденных заказчиком обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий, сооружений.

Задание на проектирование разрабатывает заказчик проекта при участии проектировщика, после чего оно утверждается заказчиком проекта. В задании на проектирование указывается:

· наименование и месторасположение проектируемого предприятия;

· основание для проектирования;

· вид строительства (новое, реконструкция или расширение предприятия);

· стадийность проектирования;

· требования по вариантной и конструкторской разработке проекта;

· особые условия строительства;

· основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. мощность, производительность, производственная программа;

· требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции;

· требования к технологии, режиму работы предприятия;

· требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям;

· необходимость выделения очередей и пусковых комплексов, перспектива развития предприятия;

· требования и условия разработки природоохранных мер и мероприятий;

· требования к режиму безопасности и гигиене труда;

· требования по ассимиляции производства;

· требования к разработке инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· требования к выполнению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ;

· состав демонстрационных материалов.

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации следующие предпроектные материалы:

· обоснование инвестиций в строительство данного объекта;

· решение местного органа власти о предварительном согласовании места размещения объекта;

· акт выбора земельного участка для строительства;

· архитектурно-планировочное задание;

· технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

· сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;

· исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуального изготовления и т.п.

При реконструкции действующих предприятий в состав предпроеткных материалов включает генеральный план, планы и разрезы зданий и сооружений, данные об их техническом состоянии, необходимые сведения о производственной деятельности предприятия и его оснащенности оборудованием. Стадии проектирования. Предприятия проектируют в одну или две стадии. При проектировании крупных промышленных комплексов, а также в случае применения новой, неосвоенной технологии производства, нового высокопроизводительного технологического оборудования и при особо сложных условиях строительства выполняют в две стадии: сначала разрабатывают проект, а затем – рабочую документацию. Рабочая документация содержит графические материалы и сметы, необходимые для строительства предприятия, и разрабатывается после утверждения проекта заказчиком. Если при проектировании предприятия используют типовые и повторно применяемые экономические решения, то проектирование ведут в одну стадию, при которой разрабатывается рабочий проект. При одностадийном проектировании вся документация утверждается одновременно, поэтому необходимые согласования принятых решений производятся в рабочем порядке, и сроки разработки проекта значительно короче, чем при проектировании в две стадии. Стадийность проектирования жестко не регламентируется и указывается в задании на проектирование.

Состав проекта. Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов:

· общая пояснительная записка;

· генеральный план и транспорт;

· технологические решения;

· организация и условия труда работников;

· управление производством и предприятием;

· архитектурно-строительное решение;

· инженерное оборудование, сети и системы;

· организация строительства;

· охрана окружающей среды;

· инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

· мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

· сметная документация;

· эффективность инвестиций.

После утверждения проекта заказчик обращается с ходатайством в соответствующий орган власти об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставления его для строительства объекта.

3. Способы расчета годовых объемов работ ремонтных предприятий

Годовой объем работ – это суммарная трудоемкость (станкоемкость) выполнения годовой производственной программы. Годовые объемы работ предприятия (Т r) и производственных участков определяются по формуле:

где Ti – трудоемкость ремонта i-го изделия; Ni – годовая производственная программа ремонта i-х изделий.

Трудоемкости работ по ремонту изделий определяются по пронормированной технологии (по данным технологических маршрутных карт), а при их отсутствии – по укрупненным показателям. Распределение трудоемкостей работ по производственным участкам при наличии маршрутных карт осуществляются путем суммирования трудоемкостей всех технологических операций, выполняемых на участке. При отсутствии маршрутных карт трудоемкости работ определяются по нормативно-справочным данным для готовых изделий и распределяются по производственным участкам с учетом пропорций, установленных опытом проектирования АРП. Для авторемонтных предприятий разработаны значения удельных технико-экономических показателей для эталонных условий и коэффициенты их корректирования, учитывающие производственные условия проектируемого предприятия.

При расчете по укрупненным показателям трудоемкость ремонта и другие технико-экономические показатели определяются по формуле:

Ti=tэК 1 К 2 К 3 К 4 К 5 ,

где tэ – трудоемкость для эталонных условий, чел.ч, К 1 …К 5 – коэффициенты приведения, учитывающие: годовую производственную программу АРП (К 1); типы, модели и модификации автомобилей и агрегатов (К 2); количество ремонтируемых на предприятии моделей агрегатов (автомобилей) (К 3); соотношение в программе предприятия полнокомплектных автомобилей и комплектов агрегатов (только для предприятий, ремонтирующих полнокомплектные автомобили) (К 4); соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов (К 5). Эталонными условиями являются следующие.

Годовая производственная программа, тыс. ед.

Капитальный ремонт:

полнокомплектных грузовых и легковых

автомобилей………………………………………………………………3

силовых агрегатов и прочих основных агрегатов

грузовых, легковых автомобилей и автобусов………………………...20

автобусов на базе готовых комплектов агрегатов,

получаемых по кооперации………………………………………………1

Тип и модель подвижного состава, агрегатов:

Автомобили легковые……..среднего класса (ГАЗ-3110);

Автобусы……………………среднего класса (ЛАЗ-695Н);

Автомобили грузовые………средней грузоподъемности от 3 до 5 т (ГАЗ-3307)

Структура годовой программы – капитальный ремонт агрегатов, автобусов одной модели, соотношение количества капитальных ремонтов автомобилей и комплектов товарных агрегатов 1:1.


Значение коэффициентов приведения К 2 , учитывающих тип подвижного состава, агрегатов

Значения коэффициента К 5, устанавливающего соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов, приведены в табл. 3.

Годовые объемы отдельных j-x видов работ, выполняемых отдельными производственными участками, определяются по формуле

где nij – доля j-го вида работ в общей трудоемкости ремонта i-го изделия, %. Значения величины nij приведены в табл. 4.

Значение коэффициентов приведения К 5 , устанавливающих соотношение между трудоемкостями капитального ремонта агрегатов, входящих в силовой агрегат и комплект прочих агрегатов.

Режим работы и годовые фонды времени предприятия

Режим работы предприятия определяется числом рабочих дней в году, числом смен в сутки и продолжительностью рабочей недели и смены. Все составляющие режима работы, кроме числа смен, установлены трудовым законодательством. При пятидневной рабочей неделе число рабочих дней в году – 253, а продолжительность рабочей смены – 8 ч.

Для ремонтных предприятий рекомендуется двухсменная работа за исключением участков с непрерывным характером технологического процесса (гальванического, термического), где следует принимать трехсменный режим. На участках с небольшим числом работающих допускается принимать односменный режим, если это не вызовет дополнительной потребности в оборудовании и площадях.

Годовым фондом времени рабочего, оборудования, рабочего места называют число часов, которые может отработать рабочий, единица оборудования, рабочее место в течение года. Различают номинальный и действительные (эффективные) годовые фонды времени. Номинальный годовой фонд времени служит основой для определения действительных (эффективных) фондов времени и определяется без учета потерь рабочего времени. Номинальный годовой фонд времени для производства с нормальными условиями труда составляет 2020 ч. Действительный (эффективный) годовой фонд времени рабочего с нормальными условиями труда составляет 1776 ч. Эффективные (расчетные) годовые фонды времени оборудования указаны в табл. 1.

Эффективный (расчетный) годовой фонд времени оборудования, ч.

Немеханизированное моечно-очистное, разборочно-сборочное, ремонтное Металлорежущее, деревообрабатывающее, заготовительное, трансформаторы сварочные Механизированное моечно-очистное, разборочно-сборочное, ремонтное, контрольно-измерительное, окрасочное, сушильное, гальваническое Полуавтоматическое разборочно-сборочное, испытательное с автоматической регистрацией результатов испытаний, термическое Сварочно-наплавочное (кроме трансформаторов) Комплексно-механизированные линии для окрасочных, гальванических, моечно-очистных, разборочных, сборочных работ и восстановления деталей

Расчет годовых объемов работ производственных участков, площадей производственных, складских и вспомогательных помещений. Для выполнения этих проектных расчетов составляют таблицу по форме табл. 5. Состав производственных, складских и вспомогательных подразделений принимают в зависимости от типа предприятия согласно рекомендациям разд. 1. Общее число рабочих на производственных участках основного производства определяется путем деления годового объема работ участка на действительный (эффективный) годовой фонд времени рабочего, который составляет 1776 ч. Общее число рабочих инструментального хозяйства принимается равным 25%, а ОГМ – 17% от числа производственных рабочих слесарно-механического участка основного производства. При двухсменной работе предприятия число работающих в первую смену составляет от 50 до 60% общего числа рабочих.

Распределение трудоемкости по производственным участкам АРП,%

Расчетная таблица площадей производственных, складских и вспомогательных помещений (образец).

При укрупненных расчетах площади производственных участков основного и вспомогательного производств (Fуч) определяется по формуле:


Fуч = fp*Xp, М 2 ,

где fp – удельная площадь на одного производственного рабочего, м 2 /чел.;

Хр – число рабочих в большей смене, чел.

Величины удельных площадей на одного производственного рабочего по производственным участкам, м 2:

Наружной мойки и приемки………………30…35

Разборке (при ремонте полнокомплектных машин)...20…30

Разборке (при ремонте агрегатов)………………...12…15

Мойки……………………………………………….25

Дефектования деталей и входного контроля……15…17

Комплектования деталей………………………..15…18

Восстановления базовых и основных деталей

силовых агрегатов……………………………….12…15

Сборки силовых агрегатов……………………..13…15

Окраски силовых агрегатов…………………….30…40

Испытания и доукомплектования двигателей...25…30

Ремонта приборов питания……………………..12…14

Ремонта электрооборудования…………………10…12

Восстановления базовых и основных

деталей агрегатов………………………………..11…13

Ремонта приборов пневмо- и гидросистем……12…14

Окраски агрегатов и узлов…………………...25…35

Ремонта рам………………………………………...20

Сборки автомобилей (автобусов)…………………25…30

Регулировка и испытания автомобилей (автобусов)….30…35

Шиномонтажный…………………………………...20

Аккумуляторный…………………………………...10…12

Обойный………………………………………………….…10

Окрасочный (при ремонте автомобилей и автобусов)...40…50

Деревообрабатывающий……………………...20…25

Ремонта и сборки платформ……………………20…25

Кабино-жестяницкий……………………………12…15

Ремонта кузовов…………………………………25…30

Жестяницко-заготовительный………………….10…12

Арматурный……………………………………...12…14

Сборки кузовов…………………………………..25…30

Слесарно-механический…………………………...10…12

Сварочно-наплавочный…………………………15…20

Полимерный………………………………………..15…20

Гальванический…………………………………….30…45

Кузнечный………………………………………….26…26

Медницко-радиаторный…………………………...12…15

Термический…………………………………………..24…26

Инструментальное хозяйство………………………..10…12

Ремонтно-механический участок ОГМ……………..10…12

Суммированием площадей производственных участков основного и вспомогательного производств определяют общую производственную площадь. Площади складских помещений принимаются в размере 25% от производственных площадей и распределяются между складами, %:

Запасных частей……………………………….20

Деталей, ожидающих ремонта………………...7

Комплектовочным………………………….10

Металлов………………………………………..8

Утиля…………………………………………….2

Горюче-смазочных материалов…………………..3

Леса………………………………………...8

Материалов………………………………………….17

Центральным инструментальным (ЦИС)…………..4

Агрегатов, ожидающих ремонта…………………..15

Отремонтированных агрегатов…………………..6

В расчетную площадь производственного корпуса включаются площади только тех складов, которые размещаются в производственном корпусе.

Различают три способа размещения вспомогательных (административно-бытовых) помещений:

· встроенными в объем производственного корпуса (рекомендуется при числе работающих на предприятии до 200 человек);

· пристроенными к одному из его торцов (от 200 до 500 человек);

· в отдельно строящемся здании (более 500 человек).

При размещении вспомогательных помещений в объеме производственного корпуса площадь бытовых помещений принимают в размере 12%, а административных – 5% от расчетной производственной площади (площади участков основного и вспомогательного производств).

Суммарную площадь производственных, складских и вспомогательных помещений, размещаемых в производственном корпусе, увеличивают на 10-15% с учетом площади, отводимой под магистральные проезды. В итоге получают расчетную площадь производственного корпуса.

Автомобили и их составные части ремонтируются различными АРП, которые в зависимости от объема производства, назначения (специализации) и типа производства могут быть систематизированы следующим образом.

АРП по масштабу производства могут быть разделены на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По назначению, с учетом специализации, АРП разделены на виды, каждый из которых обусловливается номенклатурой товарной продукции. Нормами технологического проектирования АРП, применяемыми при разработке вариантов реконструкции, технического перевооружения и нового строительства, предусмотрены предприятия, осуществляющие ремонт:

  1. силовых агрегатов автобусов и грузовых автомобилей;
  2. прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов;
  3. силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей;
  4. автобусов на базе получаемых агрегатов по линии кооперации.

Предприятия по ремонту полнокомплектных грузовых и легковых автомобилей и комплектов их агрегатов в нормах технологического проектирования не предусмотрены. Однако современная действительность авторемонтного производства в реальных практических экономических условиях показывает, что такие предприятия имеют такое же право на существование, как и перечисленные выше.

Из-за трудностей стабильного обеспечения ремонтным фондом предприятия по централизованному восстановлению деталей и ремонту отдельных сборочных единиц оказались нежизнеспособными. При достижении достаточно крупных производственных программ предприятий по ремонту агрегатов на них эффективно восстановление отдельных деталей и сборочных единиц.

Классификационная категория производства - тип производства, выделяемый по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. Подразделяется на единичное, серийное, массовое производство. Одной из базовых характеристик типа производства является коэффициент закрепления операций, количественно выраженный в отношении числа всех различных операций, выполняемых в течение месяца, к числу рабочих мест.

  • Единичное производство обусловлено малым объемом выпуска одинаковых изделий, что свойственно для ремонтных мастерских, где автомобили и агрегаты ремонтируются, чаще всего, необезличенным методом. Используемое оборудование и инструмент имеют, как правило, универсальное назначение, уровень механизации процессов отсутствует или низкий, квалификация рабочего персонала очень высокая и широкопрофильная.
  • Серийное производство характеризуется производством или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями. От количества изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций выделяют мелко-, средне- и крупносерийное производства.

    Коэффициент закрепления операций для мелкосерийного производства - 20-40, среднесерийного - 10-20, крупносерийного - 1-10.

    Для серийного производства свойственно использование до максимума универсального оборудования со специальными механизмами (устройствами) и инструментом. В средних крупносерийных производствах очень часто применяется поточный метод ремонта. Степень квалификации рабочих колеблется в широких пределах и с увеличением показателя серийности снижается.

  • Массовое производство определяется высоким объемом выпуска изделий, постоянно и непрерывно изготовляемых или ремонтируемых длительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест производится одна рабочая операция. Коэффициент закрепления операций для массового производства равен «1». Закрепление для каждого рабочего места одной технологической операции позволяет использовать конвейеры, широко применять специальное оборудование, механизировать и автоматизировать трудоемкие процессы. Требования к уровню квалификации рабочих при таком способе производства значительно снижаются.

На принципиальной основе единичного производства производится ремонт большегрузных автомобилей и разномарочных автобусов в авторемонтных мастерских, а также ремонт и производство прицепного состава на заводах и в мастерских. Серийное изготовление характерно для ремонта основных типов автомобилей и агрегатов на ремонтных заводах. Ремонт двигателей и других агрегатов и сборочных единиц на специализированных ремонтных заводах со значительным установившимся объемом выпуска продукции приближается к условиям массового производства.

Основное производство включает цехи, отделения и участки, непосредственно связанные с выполнением технологического процесса и выпуском готовой продукции. Структура основного производства авторемонтного производства следующая:

разборочный цех с участками наружной мойки, разборки автомобилей и агрегатов, очистки и мойки деталей, контроля и сортировки;

сборочный цех с участками: комплектовочным, электроремонтным, аккумуляторным, ремонта шин, шиномонтажным, сборки автомобилей, регулировки и устранения дефектов;

агрегатно-сборочный с участками ремонта основных деталей и сборки двигателей, испытательной станции, сборки и испытания агрегатов, ремонта и сборки узлов;

цех восстановления и изготовления деталей с участками слесарно-механическим, кузнечно-рессорным, медницко-радиаторным, термическим, сварочным, гальваническим;

кузовной цех с участками ремонта кабин и оперения, обойным, окрасочным.

Вспомогательное и обслуживающее производство предназначено для обеспечения потребностей основного производства. Структурные составляющие вспомогательного и обслуживающего производства:

инструментальное хозяйство;

ремонтное хозяйство;

транспортное хозяйство;

складское хозяйство;

материально-техническое обеспечение;

энергетическое хозяйство.

Производственные процессы авторемонтного предприятия

Производственным процессом ремонта называется вся совокупность действий, осуществляемых с момента поступления объектов ремонта на предприятие до получения полностью отремонтированной продукции.

По назначению и роли в производстве, процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основными называются производственные процессы, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств, внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию.

К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению технологической оснастки (инструмент, приспособления для выполнения ремонтных работ), выработке пара и сжатого воздуха, получению тепло - и электроэнергии.

Обслуживающие процессы - это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. К ним относятся процессы материально-технического обеспечения деятельности предприятия, складские операции всех видов, процессы транспортировки. Для того чтобы мощность цехов и участков предприятия была наиболее полно использована, производственные процессы должны быть правильно организованы в пространстве и во времени. Организация производственного процесса в пространстве находит выражение в построении производственной структуры предприятия и в его планировке. Организация производственного процесса во времени предполагает установление продолжительности производственных, технологических, операционных циклов.

Комплекс определенным образом организованных во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, необходимых для изготовления определенного вида продукции называется производственным циклом.

Длительность производственного цикла (Тц. п) ремонта автомобиля представляет собой период времени от запуска автомобиля в ремонт до выхода его из ремонта и может быть представлена в виде:

Тц. п=Тц. т Кпер

где Кпер - коэффициент, учитывающий время перерывов Тц. т - длительность технологического цикла; К пер - коэффициент, учитывающий время перерывов (0.96);

Технологический цикл ремонта грузового автомобиля включает следующий комплекс работ:

разборка агрегатов, узлов на детали, мойка и сортировка;

ремонт деталей;

сборка агрегатов;

испытание и регулировка агрегатов;

общая сборка автомобиля, испытание, регулировка и устранение дефектов.

Лучшие статьи по теме