Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Бизнес-будни
  • Световая кисть в фотографии портрет. Мастер-класс «Обыкновенное чудо фотографии, или Световая кисть

Световая кисть в фотографии портрет. Мастер-класс «Обыкновенное чудо фотографии, или Световая кисть

В нашем небольшом материале мы поведаем о опыте фотографа Валентина Волкова в создании студийных снимков техникой «световая кисть». Считаем, что это будет очень познавательно для фотографов, которые креативно подходят к студийным фотосессиям.

Canon 5D, Canon 50mm, ISO 100, 53с, f/5.0, режим экспозиции Bulb

Суть техники световая кисть подразумевает под собой открытие затвора фотокамеры на большой выдержке и одновременную «разрисовку» кистью неподвижного объекта, находящегося в полной темноте.

Как применить данную методику по отношению к людям, ведь они в отличии от натюрмортов не могут абсолютно не двигаться? Остаётся только одно – усилить опору модели за счёт стула, стола, пола и т.д.

Вместе с этим нужно провести инструктаж портретируемого человека как вести себя во время экспозиции, ведь она занимает довольно большой промежуток времени – это может быть 20 секунд, а может быть и целых 5 минут.

Особое значение придаётся статичности тех частей тела, которые освещаются в этот момент светом.

Самостоятельное экспериментирование техникой световая кисть – проще пареной репы. Вы должны лишь иметь фонарик, при этом вашей фотокамере безразлично какой тип светодиода встроен в него – лампы накаливания или галоген. Нужно лишь выставить наиболее подходящее значение цветовой температуры. Например, у лампы накаливания это 2800 К, у светодиодов с голубоватым оттенком-7000 К и т.д. Кроме этого, переднюю часть фонарика вы должны «вооружить"тубусом из чёрного не блестящего картона или другого. Имеющегося под рукой, светопоглощающего материала. Тубус должен иметь длину не более 15-20 см.

После всех приготовлений, наступает черёд съёмки. Вы фиксируете фотокамеру на штатив, выставляете чувствительность ISO – 100, диафрагме задаёте число 5.0, и выбираете режим съёмки «B» (Bulb). Для активации затвора, лучше подходит тросик с фиксацией. В качестве фона подойдёт ткань с пятнистой текстурой. Выключаете свет в помещении, открываете затвор и начинаете водить фонариком по телу модели. Будьте терпеливы ведь вам придётся сделать не один дубль, поскольку вы ещё точно не знаете какая длительность экспозиции будет лучше всего при имеющейся мощности фонарика и заданных установок диафрагмы и чувствительности.

Двигайте кистью плавно, не задерживаясь на месте, что бы не допустить появления жёстких, контрастных теней. После того, как вы «разрисовали» модель, нужно приступить к «оживлению» фона, а для этого произвольными движениями, исходя из своей фантазии, рисуете световые пятна. Сделав необходимое количество дублей, можете осмотреть полученные результаты, чтобы выбрать из них лучший.

Какие ещё тонкости нужно учитывать в работе с световой кистью?

  • В качестве фона можно использовать практически любые студийные фоны, будь то бумажные, тканевые, однородные или пятнистые.
  • Поверхности исходя из характеристик материала, имеют различные уровни отражаемости и яркости, поэтому если вы работаете с тёмным объектом, то время экспозиции должно быть на порядок больше, поэтому не забывайте этот момент и, если можно, увеличьте мощность света фонарика.
  • Задний план также можно осветить стационарной вспышкой, что позволит украсить фон разными цветовыми эффектами, а ещё существенно уменьшит общее время экспонирования.

Светографика или фотосъемка в технике «световая кисть» привлекательна тем, что для создания интересных, красивых снимков не требуется дорогостоящее студийное освещение. Все, что нужно для работы – фотокамера, штатив и небольшой фонарик, который путем несложных манипуляций и усовершенствований можно легко превратить в световую кисть.

По сути – фотосъемка в технике «световая кисть» – это рисунок светом. Направленным лучом света высвечивается та часть или детали композиции, которые вы хотите получить на будущем снимке. Каждый предмет подсвечивается отдельно, а источник света во время экспонирования движется. Фон остается темным, предметы как бы подсвечены с разных сторон, и непосвященному человеку совершенно непонятно откуда падает свет. Техника съемки несложная, но очень важно не переборщить с освещением – если предмет долго подсвечивать, то картинка потеряет загадочность, будет выглядеть как и при подсветке обычным светом.

Как сделать световую кисть?

Профессиональная световая кисть стоит очень дорого, поэтому большинство фотографов пользуются обычным фонариком, а чтобы он дал узкий пучок света, на него надевают трубку или конус. Главные требования к самодельной световой кисти – естественная цветовая температура, узконаправленный луч, однородность пучка света. Впрочем, в отношении цветовой температуры нет жестких правил – фонарики с теплым светом даже лучше, а высокую цветовую температуру, которую дают светодиодные фонарики, можно подправить балансом белого, исправить в фотошопе или надеть на фонарик светофильтр.


Простейшую световую кисть можно сделать из обычной плотной бумаги. С одной стороны на нее наклеивается фольга, с другой – черная матовая или бархатная бумага. Одну из сторон листа на 3-4 см. заклеиваем черной изолентой (клеим на фольгу). Сворачивается конус фольгой внутрь, затемненная сторона – это его узкая часть. Конус насаживается на фонарь, черной изолентой крепится к фонарику. В узкой стороне (которая обклеена изолентой) делается отверстие 10 мм. диаметром.

Техника съемки.

Основа – это длинная выдержка . Камера крепится на штатив, выставляется выдержка от 4 до 30 секунд, но как правило фотографы работают в пределах 8-15 секунд. Если выдержка больше – добавляется шум. Диафрагма подбирается опытным путем, если фонарик не очень мощный, то подойдет F-5, F-7. После пары пробных кадров ее можно будет выставить точнее. Фокусироваться лучше в ручном режиме, если используется автофокус, то после фокусировки камеру нужно переключить в ручной режим. Когда подготовка завершена, выключается свет и начинается работа световой кистью.


При освещении композиции можно придерживаться такого алгоритма: Сначала в течение 1-2 сек. дается общая засветка композиции. Потом 1-2 сек. подсвечиваются сами предметы – по контуру и точечно. После этого можно подсветить объекты, которые эффектно выглядят при освещении «на просвет». Завершается работа подсветкой фона (когда это нужно). Если вы осветили уже все, а затвор еще не сработал, выключайте фонарик, иначе освещение выровняется, кадр получится плоским, неинтересным. Следите за тем, чтобы фонарик не светил в сторону объектива – в кадре получатся полоски, которые придется убирать в фотошопе.

Особенности съемки.

Старайтесь не светить на стекло, на нем практически всегда получаются полоски, а свет, который оно отражает, подсветит вашу руку и в кадре будут видны разводы. Желательно работать в темной одежде и надеть на руку черную перчатку – она будет поглощать свет отраженный предметами. Снимать лучше в темное время суток, чтобы исключить засветку, а для удобства работы в дальнем углу можно зажечь маленькую свечку или оставить дверь приоткрытой.

Среди фотографов очень большой интерес вызывает техника фотосъемки с инструментом «световая кисть» (или иногда говорят «светографика») — это редкая и необычная техника съёмки. Она заключается в высвечивании пучком света именно тех деталей нашей композиции, которые мы хотим получить на будущем изображении. Сегодня рассмотрим: как можно сделать для этой техники простую «световую кисть» своими руками.

Изготовление «Световой кисти»

Для начала необходимо сделать саму «Световую кисть». Весь процесс изготовления занял всего 15-20 мин.

В качестве источника света лично я использовал фонарик «Яркий луч». Конечно, можно использовать и другой фонарик.

Для уменьшения угла луча света я использовал картонный каркас от рулона туалетной бумаги. Он плотно одевался на отражатель этой марки фонарика.

В него плотно вставляем трубочки от коктейля длиной 6 см. Получилась аккуратная сотовая насадка на фонарик для уменьшения рассеивания света.

Пятно света на расстоянии 1 метр от фонарика стало 10 см, на расстоянии 50 см - 6 см - для моих целей вполне было приемлемо. Фото готовой к применению конструкции «световой кисти».

Фото, сделанные с помощью «световой кисти»

Немного о тонкостях этой методики освещения

Теперь берём наш источник света со световым пятном и рисуем им всё, что и как захотим. Хочется сказать о нескольких подводных камней в этой технологии. Отсутствие одновременного освещения для всего объекта. Обычно мы снимаем, когда свет, освещающий объект, попадает на него с разных направлений, создавая световой рисунок, контраст, тональные нюансы и т.д. и весь этот световой поток мы видим одновременно. Мы можем сравнивать различные яркости снимаемого объекта и его частей визуально, без помощи экспонометра. Так строится освещение на самом объекте, так же строится освещение фона. Экспозиция в какой-то мере выступает фактором вспомогательным: главное — уложиться в известную широту фотографического материала и экспозамеры следуют ближе к концу процесса съёмки, когда светопластический рисунок снимка уже состоялся.

В технике световой кисти экспозамеры следуют намного раньше самого процесса съёмки. Есть простая методика подобных съёмок, где в самом начале, после композиционного построения натюрморта, приступают к изготовлению эскиза и просчёту экспозиции.

Нужен эскиз, простой карандашный контурный набросок сюжета съёмки, где, обрисовывая контуры, отделяем предметы друг от друга. Но это в рисунке. В фотографии линии как понятия нет, а есть зона раздела двух тонов, которая может восприниматься (и воспринимается) как линия, как контур предмета.

На этом эскизе мы при помощи штриховки пытаемся прорисовать пересекающиеся и накладывающиеся контуры предметов, заменяя линию на тональность, где-то штрихуя больше, где-то меньше, пытаясь тоном передать объём или, по крайней мере, просто не допуская получения одинаковых тонов на соседних участках предметов, не допуская их слияния по тону. То есть мы, таким образом, уже закладываем разные экспозиции для разных частей объекта. Чтобы прорисовать грани нашего кубика, нам придётся сделать три разные экспозиции для трёх разных граней объекта. Допустим, мы хотим создать максимальный контраст между светлой и тёмной гранями 1:4. Световой поток, попадающий на левую грань, мы условно примем за 100%. Чтобы отделить правую грань, мы должны уменьшить экспозицию, и в нашем случае она составит 25% при заданном контрасте 1:4. Экспозиционная поправка составит -2 EV, то есть свет ослабнет в четыре раза от нормы. Верхняя часть куба по тональности находится между светлой и тёмной тональностями правой и левой гранями куба. Чтобы она хорошо читалась, она должна быть темнее светлой левой грани и светлее тёмной правой. Опять уменьшение экспозиции по отношению к норме, но на меньшую величину: 50% от основной экспозиции составит поправку -1 EV. Можно сделать неожиданный вывод, что при работе световой кистью тональность различных частей предмета впрямую зависит от экспозиции. Но этот вывод лишь на первый взгляд кажется неожиданным — мы и при обычной съёмке получали эту зависимость, только не отдавали себе в этом отчёта.

Cветографика (англ.light graphic ) или лайтпейнтинг (калька с англ.light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом.

Особенности съёмки

В полностью затемнённом помещении фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения - бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки

  • Монокомпозиция . Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
  • Мультикомпозиция . Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.

Метод динамической отрисовки

  • Перемещающийся свет . Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
  • Перемещающаяся плоскость отрисовки , световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
  • Размывание . Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
  • Искажения и преломления . Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.

Световая кисть

Световая кисть - техника фотосъёмки. Принцип использования световой кисти заключается в том, что объекты освещаются отдельно, а источник света при этом передвигается. Основной сложностью метода является подбор и расчёт экспозиции. Эта фотографическая техника получила широкое применение в натюрморте.

Световая кисть - инструмент рисования светом. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч, направленный пучок света. Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. В качестве световой кисти используют бытовой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, это позволит точно высвечивать мелкие детали объектов.

Световой меч

Световой меч - один из инструментов, используемых в динамической отрисовке.

Применяются различные конструкции, но основной элемент в световом мече - люминесцентная лампа. Представляет собой постоянный источник света, напоминающий меч, палку, шест.

Часто наступают такие моменты, когда есть непреодолимое желание что-нибудь поснимать, но за окном ночь, и все уже спят. Тогда я прибегаю к приему фотосъемки, называемом «световая кисть». Выбираю для себя предмет съемки, и, никуда не торопясь, попивая кофе у себя дома, воплощаю нереализованные кадры в жизнь. Эта техника вносит немного загадки и волшебства в цифровую фотографию, ее, наверное, можно даже сравнить с пленочной фотографией, когда ты с трепетом ждешь, что же вышло после проявки.

Для того, чтобы начать съемку, нам понадобятся штатив и фонарик. Фотосъемка в данной технике осуществляется на длинных выдержках, поэтому при выборе штатива обратите внимание на его конструкцию: она должна быть довольно прочной, и камера не должна болтаться на нем.
Для четкого контроля потока света вам необходимо сделать луч фонаря как можно более точечным, когда вы будете фотографировать. Для этого я из куска черного (чтобы не был заметен при съемке) картона скрутил для него трубку (сделал так называемую насадку, именуемую у фотографов тубусом) и зафиксировал ее скотчем.

Чаще всего я снимаю предметы на стеклянной поверхности, закрепленной на уровне метра от пола, для этого приходится вынимать из серванта стеклянную дверцу. Также неплохо подойдет напольная плитка, оставшаяся после ремонта, дипломат или просто лакированный стол. Иметь дома
чистящее средство для стекол тоже будет не лишним, если не хотите убирать кучу пятен с поверхности в Photoshop.

После того, как вы подготовили съемочную площадку и установили камеру на штатив, устанавливаете на ней следующие съемочные настройки:
1. После того, как вы определились с композицией, фокусируетесь на объекте съемки и отключаете автофокус.


2. Чтобы избежать лишнего содрогания камеры, поставьте в настройках предварительный подъем зеркала. Тогда на первое нажатие кнопки спуска у вас будет подниматься зеркало, а на второе - экспонироваться кадр.


3. Подключите спусковой тросик (если имеется) или поставьте съемку с таймера. Чтобы, опять же, избежать лишней тряски от «косолапых» рук.
4. Закройте окна шторами и выключите свет.
5. Поставьте выдержку 2–5 секунд (время на ваш вкус, можно ставить и больше), относительно нее подберите значение ISO и диафрагмы, светя фонариком на объект съемки и ориентируясь на получаемую картинку. Параметры будут различны в зависимости от мощности вашего фонарика.
Большое значение ISO лучше не ставить, особенно если съемка будет в низком ключе.


Теперь нам остается сделать множество дублей, освещая снимаемую композицию с разных сторон, под разными углами, с разных расстояний. Фонарик не должен оставаться неподвижным при экспонировании кадра. Необходимо прорисовывать им грани снимаемого объекта. Желательно не менять угол свечения во время экспонирования, а перемещать фонарик только в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Чтобы добавить эффектности фотографии, мы можем использовать различные варианты света.


К примеру, вот эта фотография была освещена iPad. Существуют всевозможные приложения, чтобы использовать это устройство как небольшой софтбокс. Можно менять цвет вашего фонаря, что разнообразит кадр. Тем, у кого нет планшета, в качестве альтернативы могу предложить использовать телевизор.

Здесь, чтобы добавить в кадр огонь, для съемки использовалась жидкость для розжига костров. Будьте внимательны, не каждая жидкость будет
гореть. В последней съемке, я поджигал… Корвалол.


Параметры экспозиции при съемке огня, скорее всего, нужно будет корректировать. На слишком длинной выдержке пламя будет бесформенным, поэтому вам придется аккуратно, не задев фотоаппарата, поменять настройки: уменьшить выдержку, но не трогать диафрагму. Если кадр оказался
темным, то увеличивайте ISO.
Если вы хотите снимать что-то динамичное, то вам потребуется накамерная вспышка в качестве источника света. Для нее тоже желательно сделать тубус, чтобы пучок света был более направленным.


Для запуска вспышки понадобится обычный синхронизатор.
Если вы захотели провести скоростную съемку и, к примеру, «заморозить» жидкость, то вам необходимо будет обзавестись либо дорогим синхронизатором, поддерживающим скоростной режим вспышки, либо удлинителем горячего башмака, а также вспышкой, поддерживающей этот режим
съемки. Обычно этот режим не поддерживают только неоригинальные вспышки. В этом режиме можно ставить очень короткую выдержку, обходя параметр «выдержка синхронизации», который ограничивает нас снимать в студии на выдержках 1/200. У компании Canon он указывается вот
таким значком:


При съемке таких динамичных кадров выдержка будет более короткая: 1/1600 и короче. Снимаемые объекты желательно жестко зафиксировать клеем или скотчем, чтобы не произошло никаких смещений.
Основное время работы проходит в «склейке» финального кадра в Photoshop. Первым делом вам нужно выровнять баланс белого на всех фотографиях, особенно, если вы использовали несколько различных источников света. Поправить яркость, контраст и т. д.


Затем поочередно перекидываем фотокарточки в Photoshop и накладываем одну на другую с черной маской, подчищая белой кисточкой по маске слоя только в тех местах, где необходимо оставить нужный участок. Кому не понятно, что такое слои и маски, срочно залезайте в Интернет и «гуглите». Без этих знаний, считайте, вы совершенно не знаете Photoshop.

Лучшие статьи по теме