Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Дневник исследования ученика по научному проекту. Дневник юного исследователя

Дневник исследования ученика по научному проекту. Дневник юного исследователя

ТЕМА: «ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Давыденко Наталья Станиславовна

учитель начальных классов

г. Норильск

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной задачей учителя является развитие ученика, формирование у него творческих умений и навыков. С этой целью необходимо привлекать учащихся к исследовательской деятельности.

Чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, необходимо проводить подготовительную работу. Учащийся должен владеть специальными умениями и навыками для самостоятельной работы. Помочь в этом может работа с «Дневником исследовательской деятельности»

«Дневник исследовательской деятельности» предназначен для организации работы учащихся над исследовательскими работами и охватывает все этапы: от замысла до оформления результатов. Позволяет понять последовательность действий, организовать поиск и обработку информации, подготовиться к консультациям; а также предоставляет учителю материал для детальной оценки продвижения каждого ученика.

Лучше если ребенок тему выбирает самостоятельно. Если ребенок не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

    Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

    Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, тогда учитель может предложить интересную идею.

На страницах «Консультация» (их в «Дневнике» - 10) ребенок фиксирует вопросы, заметки которые потом разбираются на консультациях с учителем.

На 3 странице дается информация о том, в какие группы можно объединить темы исследования, так же ставится цель и задачи исследования.

Работа идет поэтапно:

1. Подумать самостоятельно

Ученик работает с энциклопедиями, справочной литературой, с научной литературой и фиксирует интересную информацию по теме исследования.

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя.

Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

5. Спросить у людей

Запиши информацию, полученную от специалистов которые профессионально занимается тем, что ты исследуешь

6 . Понаблюдать

7. Провести эксперимент

Если в ходе исследования необходимо провести эксперимент, то на этой странице записывается план проведения эксперимента и его результаты.

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, начинается следующий этап: написание работы.

Кроме вопросов о научном исследовании так же предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.

Как подготовиться к выступления

От чего зависит успех

Последняя страница посвящена Общим требованиям к оформлению работы

В результате работы над «Дневником исследовательской деятельности» учащиеся приобретут навыки исследовательской работы, освоят алгоритм научного поиска, методы исследования, методы поиска литературы; будут знать требования, предъявляемые к содержанию работы, иметь представление о видах исследовательских работ и научатся их оформлять.

«Дневник исследовательской деятельности» может быть адаптирован для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с возрастом ученика.

Просмотр содержимого презентации
«Дневник исследовательской деятельности»

ДНЕВНИК исследовательской деятельности

учени ____ ___ класса «___»

МБОУ «Лицей № 3»

_______________________

________________

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

_______________________________________________________

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.

Выбор темы исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

Постановка цели

ЦЕЛЬ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ:

1. Подумать самостоятельно

С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю по теме исследования?

Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?

Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.

Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.

Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь

Составление плана исследовательской работы?

3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме

Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!

Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.

Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.

Составление плана исследовательской работы?

5. Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

  • К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
  • Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить.

Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.

Запиши информацию, полученную от других людей, на бумаге или на цифровом носителе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Составление плана исследовательской работы?

6. Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.

Зафиксируй результаты наблюдений.

Составление плана исследовательской работы?

7. Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum – «проба, опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.

Запиши план проведения своего эксперимента и опиши его результаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
  • ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
  • подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  • приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

  • Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей.

Дать определения основным понятиям

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.

Подготовка к защите исследования

Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

ПРЕДМЕТЫ

ПРОЦЕССЫ

СОБЫТИЯ

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого paradoxos – «неожиданный, странный, невероятный».

ПАРАДОКСЫ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т. д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.

ГЛАВНЫЕ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

ПРИМЕРЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

Выработать суждения и сделать умозаключения

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

СУЖДЕНИЯ:

2. Сделать выводы

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

ВЫВОДЫ:

3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

4. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

5. Написание тезисов.

ТЕЗИС

6. Приготовить фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования

Представление работы. Подготовка к конференции.

Как подготовится к выступлению?

  • Заранее прорепетируйте дома, произнося текст доклада мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом.
  • Во время репетиции засекайте время. Помните, что на все выступление отводится 5-7 минут. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки.
  • Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постарайтесь запомнить ее. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни.
  • Продумайте жесты. Определите с помощью зеркала, как лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию.
  • Заранее подготовьте наглядный материал (человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50% того, что видит).
  • Наденьте одежду, к которой вы привыкли, так как новая и чересчур изысканная одежда сковывает.
  • Пить успокоительное и таблетки не рекомендуется. Они делают выступление бесцветным, а реакцию докладчика – заторможенной.
  • Если присутствует волнение, то перед выступлением совершите пешую прогулку. Старайтесь идти не торопясь, делая глубокие вдохи.
  • Во время выступления важно установить зрительный контакт. Рекомендуется скользить взглядом по всей аудитории, так вы сможете создать впечатление у каждого слушателя, что обращаетесь лично к нему.

От чего зависит успех исследования

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дата ____________________________________

МОИ ВОПРОСЫ:

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОИ ЗАМЕТКИ:

Важно!

Подумать

Обсудить

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ.

Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4. Текст печатается ярким нежирным шрифтом (12), с межстрочным интервалом 1 только с одной стороны листа.

Заголовки располагают в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчеркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.

Страницы нумеруют арабскими цифрами.

Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Основная часть:
  • Обзор литературы;
  • Методика проведения исследования;
  • Организация исследования;
  • Результаты.
  • Выводы (заключение).
  • Список литературы.
  • Приложения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Учебное пособие для учащихся

https://pandia.ru/text/80/297/images/image003_68.jpg" width="315" height="236 src=">

– кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического Института Южного Федерального Университета, учитель биологии, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование»;

«Если ученик не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели делать

самостоятельно приложение этих сведений»

В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.

Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник. Что он из себя представляет?

По опыту работы предшествующих лет в качестве дневника лучше использовать общую тетрадь формата А4 со сшитыми, либо склеенными листами (только не на кольцах). Имеющуюся тетрадь разделите на несколько глав:

1. Выбор темы исследований . В этой главе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность (объем свободного места около 5 листов).

2. Степень изученности проблемы . Здесь следует привести план по поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи лучше скопировать, либо распечатать - помещать их в дневник не обязательно, но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на правильность оформления этого списка.

3. Методы исследования . В этой части дневника постарайтесь привести библиографический список литературы, связанной с методами исследований и подробно опишите все используемые Вами методы анализа.

4. Полученные результаты – самая объемная часть тетради, поскольку именно здесь Вы будете отмечать все результаты Ваших экспериментов. Если Вы выполняете некоторые анализы (особенно с использованием физико-химических методов) вклейте полученные схемы, результаты или их копии в тетрадь, а потом поместите таблицы, графики, описывающие их.

5. Обсуждение полученных результатов . Для юного исследователя самая трудная часть описать полученные результаты. Поэтому, часто руководители идут на поводу у учащихся, делая за них эту сложную работу и допуская при этом очень большую ошибку. Ребенок никогда не овладеет научным языком, не научиться сам описывать свои данные, он не будет «чувствовать» свою работу. Поэтому, первый вариант этой части должен быть обязательно написан юным исследователем, а уже потом подвергаться правке со стороны научного руководителя или консультанта. Причем, взрослым необходимо помочь ребенку расставить приоритеты, осветить все полученные результаты (особенно если работа выполнялась не один год). У нас нет отрицательных результатов – все результаты важны. Если что-то не укладывается в предлагаемую Вами концепцию – проконсультируйтесь, а не выбрасывайте материал.

6. Выводы. Попытайтесь подумать, что же важного Вы получили в результате этой работы. Важного для Вас, для Ваших товарищей, родителей, учителей и т. д. Сформулируйте не более 3-4 таких позиций. Обязательно, проконсультируйтесь либо с Вашим научным руководителем, либо с консультантом, поскольку это очень важная часть работы

7. Практические рекомендации . А где можно использовать результаты Вашего исследования? Может быть, Вы сможете дать какие-нибудь рекомендации администрации школы? Или района где Вы живете? Следует отметить, что эта часть очень важна для оценки работы экспертами.

Правильное и своевременное оформление «Дневника исследователя» очень важно, как для объективной оценки Вашей работы, так и для сохранности полученных Вами результатов. А вдруг Вы продолжите исследования в ВУЗе? Или эта часть войдет в вашу кандидатскую диссертацию?

Удачи Вам! Давайте расти вместе!

https://pandia.ru/text/80/297/images/image005_56.gif" alt="Подпись:" align="left" width="654" height="766" style="border-collapse:collapse">

К ДОКЛАДУ ГОТОВЯТ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Требования к презентации

· Читабельность

· Краткость

· Информативность

· Единый формат

· Умеренность анимации

Презентацию готовят по докладу, обратите внимание, чтобы пункты доклада совпадали с презентацией. Количество слайдов до 10.

Алгоритм выполнения исследовательской работы

Примечание:

1 - если Вы работаете с учениками 9-10 классов, или недостаточно заинтересованными в исследовательской деятельности , после консультации с педагогом возможно первоначальное выполнение эксперимента, а лишь затем подбор литературных источников. Это связано с тем, что ученику, уже приложившему немало труда, будет проще обратиться к менее интересной части для создания окончательной презентации выполненного. Возможно также одновременное выполнение этих блоков.

2 - Чем можем помочь ученику? Не только просмотреть написанный литературный обзор, но и оказать помощь в поиске литературных источников (в Публичной научной библиотеке), на какие журналы, книги, сайты в сети Internet обратить внимание и т. д.

3 – Зачем? Можете помочь подобрать наиболее доступную для учащихся методику, либо указать на недостатки используемой методики и предложить варианты их устранения.

4 – Возникли проблемы? Если нет реактивов, либо оборудования – не бросайте работу! Если Вы находитесь не далеко от родного города, согласуем время и сделаем эксперимент в институтской лаборатории, в противном случае постараемся помочь либо в приобретении, либо в безвозмездной аренде необходимых материалов. Будет только положительным моментом, если Вы будете консультироваться со своим педагогами о ходе эксперимента. В этом случае можно будет его вовремя остановить, внести дополнительные методы исследования, либо скорректировать выдвинутую ранее гипотезу.

5 – рекомендуем родителям или ученикам представить или направить в адрес педагога ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ пакет документов следующей комплектации: экспериментальная часть (непосредственное результаты эксперимента); описание результатов, выполненное учеником; вариант, отредактированный научным руководителем. В этом случае нам будет проще решить все спорные моменты.

6 –Учитель поможет Вам отредактировать выводы, однако на данном этапе следует представить полный вариант работы для устранения всех недостатков оформления. Результатом этого этапа является – полный вариант работы.

7 – Зачем? Вы дадите учащемуся и его родителю рекомендации по написанию аннотаций, тезисов, варианта доклада и представления работы.

Удачного пути в мир науки!

Требования к исследовательской работе

Работа МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)

Проведение школьной научно - практической конференции

«Я открываю мир»

Основная цель конференции - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:

Обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;

Характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;

Краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;

Собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;

Регламент выступления до 10 минут.

Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

отношение современников;

значение в наше время.

Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т. е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т. е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Организация и проведение конференции "Мир и мы" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование , защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:

* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.

* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников

В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

· повышается интерес к предмету;

· появляется желание углубить свои знания;

· расширяется кругозор;

· появляется удовлетворённость от работы;

· появляется возможность получить награду на конкурсе;

· повышается самооценка ученика;

· возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.

При правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей.

Можно говорить о семейном проектировании:

ученик родители учитель.

(или «Как работать над исследованием»)

Уважаемые старшеклассники.

Этот дневник поможет вам работать над своим исследованием. Ваше исследование, конечно, будет отличаться от исследования ученого. Но вы, как и настоящие ученые, пройдете путём открытия новых для себя знаний.

Всё о чём в дальнейшем пойдёт речь вам необходимо записывать любым удобным способом – на бумаге или компьютере, телефоне или планшете. Главное, чтобы материал работы над исследованием всегда был под рукой. Ведь светлые мысли могут посетить вас в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. Ваша задача вовремя ухватить и записать их для дальнейшего размышления и изучения. (Ведь именно так поступают все настоящие исследователи.)

Первое над чем надо подумать, приступая к работе над исследованием – ТЕМА.

I. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбирая тему исследования, вы должны исходить из своих интересов: что интересно вам узнать, как тема исследования будет связана с вашей дальнейшей учёбой и т.п.

II. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.

Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы проводите это исследование.

Запиши цель своего исследования:

Например :

Цель исследования: Хочу понять, почему бабочки такие красивые?

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи указывают основные шаги.

Перечисли задачи своего исследования: _________________________________________________________________________

Например:

Задачи моего исследования:

1. Выяснить, все ли бабочки красивые.

2. Чем питаются бабочки.

3. Где обитают бабочки.

4. Какие существуют мифы и легенды о бабочках.

III. ВЫДВИНУТЬ ГИПОТЕЗУ

Гипотеза – это предположение, догадка, рассуждение, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения чего-либо. Обычно гипотезы начинаются словами:

- предположим…

- возможно…

- допустим…

- что, если…

Запиши гипотезы своего исследования. __________________________________________________________________________________

Например:

- возможно, бабочки такие красивые, потому что питаются нектаром цветов

- предположим , что красота бабочек связана со средой их обитания

- что, если внешний вид бабочек – это способ выживания.

- допустим , что красивы только дневные бабочки.

IV.СОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Эту часть работы целесообразно сделать совместно с педагогом, курирующим твою работу.

В каждой исследовательской работе есть введение, 2-3 главы, заключение и список литературы.

Следует проговорить с педагогом, сколько глав будет в твоем исследовании. Чему они будут посвящены.

Когда все уточнения в план будут внесены, определись с приблизительными сроками работы над каждым этапом исследования.

В этом тебе поможет следующая таблица (ты вправе вносить в неё свои пункты:

Этап работы над исследованием К кому обратиться за помощью Примерный срок реализации
I.Уточнить тему исследования. Руководитель проекта
II.Определить цели и задачи. Руководитель проекта Педагог-наставник
III. Выдвинуть гипотезу исследования.
IV.Составить план исследования. Педагог-наставник Руководитель проекта
V.Сбор информации:
1) научная информация
2) художественная
литература
3) интернет ресурсы
4) кино- и телефильмы
5) мнения специалиста Специалист, в изучаемой области
VI.Написать текст исследования Педагог-наставник
VII.Подготовить презентацию
VIII.Подготовиться к защите
IX. Рефлексия Педагог-наставник Руководитель проекта

V. СБОР ИНФОРМАЦИИ

1. Познакомиться с научной литературой.

Составь список книг из твоей личной или школьной библиотеки, которые, на твой взгляд, помогут в работе над исследованием. Покажи список педагогу, курирующему твою работу, и дополни его книгами, предложенными им.

Собирая научные сведения, всегда записывай автора, название и выпускные данные изучаемой книги (издательство и год выпуска).

Если возникнет желание использовать тот или иной отрывок из изучаемого произведения, обязательно запиши номера страниц, на которых располагается понравившийся тебе отрывок. Это необходимо для грамотного составления сносок и списка используемой литературы.

2 . Познакомиться с художественной литературой, если того требует тема твоего исследования.

3. Воспользоваться интернет ресурсами по изучаемой теме.

4 . Познакомиться с кино- и телефильмами.

5. Обратиться к специалистам.

Обратившись к специалистам, если есть такая возможность, запиши их рассуждения и обязательно сделай ссылку на их компетентное мнение в тексте своего исследования.

VI. НАПИСАТЬ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ

После того, как все необходимые сведения собраны, сделаны все необходимые выписки из книг, записаны мнения специалистов, надо написать текст своего исследования.

Обратите внимание на то, что текст может неоднократно меняться. Отнесись внимательно к замечаниям, курирующего педагога, и старайся четко выполнять его рекомендации.

Проверьте, чтобы текст вашего исследования соответствовал всем требованиям, предъявляемым к подобной работе.

Остановись на следующих ключевых моментах:

Обоснование темы.

Цели и задачи исследования.

Гипотезы.

План исследования.

Результаты исследования.

Выводы, сделанные по результатам исследования.

Что можно в дальнейшем исследовать в этом направлении.

На этом пункте надо остановиться подробнее, поскольку для настоящего исследователя завершение одной работы – это начало новой работы, нового исследования. Поэтому обязательно отметьте, что и в каких направлениях надо исследовать в дальнейшем.

VII. ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Подготовить презентацию – это не только собрать картинки, которые проиллюстрируют ваше исследование. Это ещё и подготовить текст выступления. Помните, что для выступления надо взять только самое важное. Главная ошибка всех начинающих исследователей – «объять необъятное». Не надо пытаться рассказать обо всем, что вам удалось сделать. Ведь на презентацию отводится всего 7 минут.

VIII. ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Самый идеальный вариант – выучить «назубок» текст своего выступления. Очень портит впечатление безотрывное смотрение выступающего в текст сообщения. Таким образом, вы даете повод усомниться в самостоятельности вашей работы. Подсказкой для вас будут слайды презентации. Не волнуйтесь, и смело рассказывайте о той огромной работе, которую вы проделывали на протяжении нескольких месяцев.

В конце защиты всегда следуют вопросы. Конечно, невозможно предугадать, какие вопросы будут заданы, но предположить многие из них можно. Как правило, вопросы «из зала» касаются ключевых понятий и выводов, сделанных вами в ходе исследования.

Обязательно благодарите того, кто задал вам вопрос. Этого требует элементарная этика публичных выступлений. Ведь человек проявил интерес к вашему выступлению, что само по себе заслуживает благодарности с вашей стороны.


История школьного дневника Выполнила: учащаяся 2 «Б» класса МАОУ лицей № 17 г.о. Химки Седова Дарья Руководитель: Максимова Н.А.

Цель работы: изучить историю школьного дневника,

сформулировать его статус.

Объект исследования: школьный дневник.

Предмет исследования: история дневника, роль дневника в

в школьной жизни ученика.

Задачи исследования:

Изучить историю школьного дневника;

Посмотреть как видоизменялся школьный дневник;

Узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет;

Сформулировать современный статус школьного дневника.

Методы исследования:

Изучение справочной литературы и документальных

материалов, информации из Интернет ресурсов;

Проведение опросов и анализ их результатов;

Обобщение полученной информации и выводы.

Гипотеза. Имея свою историю и видоизменяясь, в век электронных дневников, бумажный дневник постепенно утратит свой статус обязательного атрибута школьной жизни.

Что означает слово «дневник»?

Школьные дневники дореволюционной России содержали страницы запретов,

где указывалось:

До какого времени можно находиться на катке;

В каком платье (форме) приходить в школу;

Какие места занимать в театре;

Что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера;

Что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д.Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Также можно прочитать, что председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д. Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Предметы, преподававшиеся ученикам 1-х классов в 50-х годах:

чтение, письмо, чистописание, развитие речи, арифметика и т.д.

Кроме поведения оценивалось еще и прилежание к учебе!

Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20

Ученики 20 и 21 веков

Так выглядели ученики 1 «В» класса мужской средней школы № 20 г. Тула, 1953 г.

Прошло более

Ученики 2 «Б» класса

Лицея № 17 г.о. Химки,

В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное обучение

Немного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он называется

«Ведомость оценки знаний и поведения»

Предмет «Русский язык» делился

на письменный и устный. Математика

называлась арифметикой. Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал.

Ученик 3 «А» класса внимательно слушает педагога

Ведомость печатается в типографии,

на бланке появилось место для печати.

Современные школьные дневники

сильно видоизменились. Существует

большое разнообразие школьных

дневников, отпечатанных на

высококачественной бумаге

Так выглядела обложка дневника

в 70-80 годы. Она была из сероватого,

реже белого картона

На первой странице дневника

помещались указания по ведению

дневника.

Первая страница дневника содержит

сведения об ученике, даже есть

место для его фотографии

В конце дневника шли страницы «Для замечаний классного

руководителя», «Учебно-производственная практика и

общественно полезный труд.

  • Дневники отражают время. Изучая историю дневника,
  • можно многое узнать об истории нашей страны и образования

    в ней. Во времена царской России дневники играли роль

    правового акта, регулирующего поведение школьника.

    2. В советское время дневники выглядели однообразно, но

    отношение к ним было как к документу.

    3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат

    много информации, но отношение школьников к ним изменилось.

    4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но

    именно они могут «рассказать много интересного» .

    В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями.

    Ведь так интересно узнать, как учились твои родители,

    бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о

    школьной жизни более старших поколений.

Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книг

Сюда положенный нечаянно мой ученический дневник.

Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.

Но я с трудом прочесть сумела: седьмая школа…5-й Д…

Листаю…Каждая страница – не просто запись, а рассказ.

Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.

И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косе

Так незаметно убежало и убежало насовсем!

В стихотворении Е. Нестеровой раскрывается «душа» дневника

Дневник юного исследователя

____________________________
фамилия, имя учащегося

___________________________________________________________________
общеобразовательное учреждение

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин

Дорогой юный исследователь!

Надеемся, что ты интересуешься не просто знаниями, добытыми той или иной отраслью науки, а хочешь узнать, что происходит на переднем крае науки в наши дни, где все еще не устойчиво нет сложившихся представлений и твердых правил, где сталкиваются разные, нередко противоположные мнения. Многие тайны земли видятся нам сейчас совсем по-другому. Надеемся, что ты сделаешь свой вклад в развитие науки.
Но чтобы процесс исследования был организован правильно, используй в своей работе предложенные тебе памятки и другие разделы дневника. Вперёд, юные исследователи!

Памятка "Юному исследователю"

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.


Компонент
Описание компонента
Особенности

1
Проблема
Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2
Актуальность
Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

3
Цель
Запланированный результат ваших исследований.
Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета.

4
Задачи
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Определяя задачи исследования, Вы составляете план работы, её этапы.

5
Методы
Как решать задачи, проводить исследование.
Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты, социологические исследований, анкетирование, интервью...

6
Гипотеза
Предположение, требующее доказательств.
Формулировка гипотезы может начинаться со слов: «мы предполагаем», «возможно, что..», «если, то.», «так как, то.» и др.

7
Теоретические основания
Теории, в рамках которых проводится исследование.

8
Объект
Что исследуется

9
Предмет
Как, в каком аспекте исследуется объект

Информация по исследовательской деятельности

Тема работы: ______________________________________________________________________
_

___________________________________________________________________________________

Актуальность темы: __________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Цель исследования:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Гипотеза исследования:____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задачи:____________________________________________________________________________
___________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Методология исследования:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Информационные источники:_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Предполагаемые результаты:_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Форма предоставления результатов:_________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сроки выполнения работы: ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Сведения о руководителе работы:________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·План работы над темой исследования

Самооценка деятельности:
_____________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзыв руководителя:
___________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 1
Этапы информационного поиска

Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.
Критическая оценка полученной информации.
Сравнение информации, полученной из различных источников.
Презентация полученных результато
·в.
Подготовка отчета.
Памятка № 2
Форма отчета по информационному поиску

Имя _______________________________________________класс___________________________
Я хочу найти информацию ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нужен иллюстративный материал? Какой?____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие источники найдены книги_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журналы и газеты (названия) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Видеокассеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ресурсы Интернет___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как я оформлю полученные результаты_________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка № 3

План доклада по результатам исследовательской работы

Приветствие.
Тема исследовательской работы.
Цель и задачи исследовательской работы.
Гипотеза исследовательской работы.
Значимость исследовательской работы.
Объект и предмет исследования.
Этапы исследовательской работы.
Результаты исследовательской работы.
Выводы исследовательской работы.
Памятка № 4

Требования к содержанию научно-исследовательской работы

Структура
Требования к содержанию

Титульный лист
Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
ФИО автора;
тему учебно-исследовательской работы;
ФИО научного руководителя;
город и год.

Введение
Содержит:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотезу;
задачи;
методы исследования;
практическую значимость;
апробацию;
базу исследования.

Основная часть
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

Для заметок: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лучшие статьи по теме