Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Фотостоки для заработка для начинающих. Инструкция, как зарабатывать на фотографиях в интернете

Фотостоки для заработка для начинающих. Инструкция, как зарабатывать на фотографиях в интернете

За последнее десятилетие фотостоки серьезно изменились. Теперь это не просто тихая гавань одиноких фотографов, наполняющих рынок технически-грамотными и протокольными фотографиями, а достойная площадка для размещения своих работ, в том числе - художественных.

Лично я расцениваю фотостоки как прекрасный антикризисный план для фотографа. Прямая монетизация своей деятельности, основанной на работе и развитии мастерства, без оглядки (траты времени) на пиар, контекст, рыночный маркетинг.

На что смотреть? Если человек рассказывает как заработать на стоках, то неплохо бы узнать о его продажах, как он продвигается. Добился он чего, или давно забросил, и теперь зарабатывает на новичках, раздавая советы.

Если в течении беседы ты ловишь себя на мысли, что обогатился знаниями на год вперед и твой собеседник зарабатывает 3-4000$ - смело иди к нему. Сначала он скажет тебе, что все твое портфолио г*****. Тебе нужно с этим согласиться и делать так, как он скажет. Свою правоту он уже доказал на деле. У тебя доход 10$ (к примеру), а у него - 4000$.

Дабы не болтнуть лишнего, пойми одну «мелочь»: то, что он зарабатывает - правильно; а твоя бедность - показатель того, что занимаешься чем-то не тем.

Тут у нас полезный видос по теме.

Как выбрать нишу для заработка. Выгода и перспектива площадки

А. Бондарь: Хорошо. Учителя мы нашли, «микростоковую кухню» изучаем, но возникает вопрос - при выборе своей ниши, как оценивать перспективы и размер доходов? Самой площадки и создаваемых работ.

Ю. Илюхин: Это вопрос трендов, прогнозирования, планирования съемок. Запомни, в стоковой фотографии ты не будешь постоянно снимать одно и тоже (или что любишь ты), плодить бессмысленное количество. Надо учиться анализировать.

К примеру, заглянем в Google Trends. Удобный инструмент, который показывает все популярные запросы в нужном тебе разрезе: по континентам, странам, городам и прочим критериям.

Наша задача анализировать тренды, но не которые актуальны сегодня, а смотрим более широкие временные промежутки - месяцы. Что растет и почему. Прогнозируем всплески активности, под которые нам нужно готовить контент.

К примеру - фуд. Ага, растет популярность виски определенного сорта. Что делать? Берешь это виски и фотографируешь.

Бросим еду, глянем в спорт - футбол. Фотографируем игроков, болельщиков и моменты индустрии, которые могут заинтересовать покупателя.

Так постоянно и во всем. С едой, предметами, людьми и т. д. Исключений нет.

Если честно, то стоковый фотограф - во вторую очередь фотограф, а в первую - стоковый, т. е. производитель картинок для покупателя. Это надо понять и не обижаться. А при создании фотографии думать (в первую очередь) о ее коммерческой пригодности, а во вторую - о творческой составляющей, определяющей стоимость фотографии вне стока.

Если вычленить суть в оценке перспектив, то получим 2 правила:

  1. Ты не можешь снимать то, что хочешь именно ты.
  2. Попав «в струю», нельзя ждать когда пресытится твоя аудитория. Необходимо снимать под потребности будущего.

А финансы, выгода… Надеюсь ты понял, что если будешь попадать в тренды (следить за актуальностью работ) и делать грамотную картинку - покупать будут хорошо.

Отбор фотографий для продажи

А. Бондарь: Хорошо. Мы отсняли серию работ, теперь интересно узнать критерии отбора снимков под загрузку.

Ю. Илюхин: Мой товарищ, опытный стокер, дал мне совет:

— Как-только ты сделал фотографию, необходимо подумать и представить 5 разных мест размещения этой фотографии. Если у тебя меньше 5 вариантов - фотография никому не нужна и нет ей места на стоке. По сути - ее и снимать не стоит.

У фотографии должен быть концепт, согласно которому и будет проводится выборка работ.

Возьмем те же «бьютики». Просто красиво, просто красивая девочка - нафиг никому не надо, прости за честность. А вот если это «бьюти» продумано под Spa, ногтевой бизнес или салон красоты - можно на что-то рассчитывать, если ты совсем упрям и лезешь в эту тему. 🙂

Хотя если ты сделаешь фотографию, а не продукт (с кадрированием под размещение текста, с ориентацией под сайт и т.д.), то вновь можно «пролететь». Заказчик не будет любоваться на твою красивую девочку, его проблема - отсутствие фотографии-заготовки, которую он сможет применить в своем бизнесе. С этим он и пришел на сток. А ты, как стоковый фотограф, создаешь это решение и предлагаешь купить. Все просто.

  • Оценка коммерческой ценности. Первична и от нее зависит твой доход (будет ли он вообще). На что смотреть? Как может применить фотографию заказчик. Не ты, а заказчик - ключевой момент. Никогда не смотри на фото своими глазами и не берись оценивать художественную ценность. Фигня все это. Твой вопрос - хочу. Хочу ли я купить эту фотографию (потому-что) или нет? Вот она, фотография, пригодится в твоем блоге, например, или она бесполезна? Если хоть доля сомнения - не грузи снимок, а лучше - не делай. Учись думать ДО, а не разгребать завалы после. Да, это трудно, но окупается.
  • Техничность. Это уже больше для проверщика. Просто не греши шумами, не жести с обработкой и все будет хорошо.

Сроки жизни фотографии на стоках

А. Бондарь: Говоря о регулярном пополнении своего портфолио, невольно возникает мысль - а сколько, в среднем, «живет» фотография на стоках?

  • Ничто не мешает новой фотографии стать хитом. Все зависит от баланса между датой загрузки и количеством продаж. К примеру, фотография за сутки заработала 100$ и оказалась на первых позициях по своим запросам. А фотография, которая заработала 100$, но в течении года - никогда не увидит топа.
  • Став хитом, фотография держится в топе, в среднем, около года. Это гарантирует тебе ежедневные продажи.
  • А если фотография попала на первое место в категории, то это позволяет не сдавать позиции 2-4 года, если конечно никто не снимет лучше.

В целом, «срок годности» фотографии тебя не должен волновать. Следи лучше за трендами.

Перспектива предметной и фуд-фотографии

А. Бондарь: Почему так популярна фуд-фотография?

Ю. Илюхин: Открой любой журнал о еде. Печатный или электронный - без разницы. 99% фотографий купили на стоках. Журналов в мире огромное количество, а ведь еще есть блоги. И тем и другим, нужен качественный контент. Где его брать?

  1. Пойти к фуд-фотографу и отдать 600$ за фотосъемку, это если снимать у нас, в Минске.
  2. Отправиться на сток и взять любой понравившийся снимок за 1$.

А теперь вспомни среднюю стоимость журналов, 5$, и ты поймешь почему фуд-фотография так востребована на стоках.

Поверь, ничего и никогда не изменится. Сколько будет жить человек - столько он будет интересоваться едой и журналами о ней. Это потребность.

А. Бондарь: С фуд поняли, а предметка? Какие у нее перспективы?

Ю. Илюхин: Давай скажем так, что предметка и фуд - очень связанные, в данном случае, направления. И преимущество их в том, что даже на стоках они могут быть арт-фотографией. Причем очень высокого уровня.

И авторы таких работ есть. Делают из фуд - предметную фотографию, смотря на которую, ты даже не сразу понимаешь как снимали и главное - нет сомнений, что это искусство. Шикарный свет, постановка, нюансы световых акцентов. Все о чем ты думаешь и реализуешь в портретной фотографии, эти авторы делают с предметами, в том числе - с едой. А это круто. 🙂

Вот и получается, что спрос есть. Предложение имеется и выводит фотографию на качественно новый уровень. Все больше фотографий на которых не просто «печенюшка», а история создания.

Предметка не потеряет актуальности. Будь спокоен. 🙂

Формирование / поиски команды для заработка на стоках

А. Бондарь: Еда нас успокоила, давайте подумаем о команде. Точнее - где ее искать и нужна ли она для стокового фотографа?

Ю. Илюхин: Говоря о стоках, как о бизнесе, необходимо понимать - без команды не обойтись, причем в любой нише.

  • Делаешь «бьюти»? У тебя должен быть свой визажист, парикмахер, стилист. Это минимум. В идеале - необходим костюмер (а то и два-три). Все они должны работать, как и ты, за идею. В противном случае, помни о простой арифметике: чем больше ты вложил - тем больше тебе надо вернуть. А после вспомни - ты вначале пути, работаешь в минус. И чем больше сопутствующих затрат - тем сильнее брешь в твоих финансах. Перегнешь палку - затея с фотобанком тебя превратит в банкрота. А потерянное время - в бомжа на обочине фотографии твоего местного рынка.
  • Собирая команду, посматривай на возможность соединить 2в1. Визажист и парикмахер прекрасно уживаются в одном человеке, который в идеале - твоя муза. Кстати, это тоже приятный бонус, когда семья задействована в твоем бизнесе. Можно повременить с выплатами, консолидировать каждую копейку в семейном бюджете. Но это не у всех получится. Ввиду творческого таланта и понимания роли музы. Да, такой вариант исключение, нежели правило, но у нас с тобой честный разговор, говорю как есть.
  • Если не соберешь идейную команду - готовь финансы и посматривай на преимущество такого сценария - качество твоих работ. У коммерческой команды оно всегда будет выше (ну если конечно ты не набрал балбесов) и ты сразу вспомнишь о еще одном человеке - ретушере. Без него, уходя на сток, никак. Особенно если снимаешь крутые исходники, которые можно и нужно довести в PS до совершенства. Да, ты можешь и сам провести вечер у пк, работая над 1-3 кадрами. Но лучше делегировать, а самому пойти и снять еще 5 кадров.

Но это если о людях, а давай о нашей еде. 🙂

Фуд-стилист - нужен как воздух. А лучше - повар с творческим безумием в голове, потому что набирают популярность фотографии не предметного фуда, а фотографий самого процесса. С руками, действиями, кухонной атмосферой. Для таких дел одного желания и финансов маловато, тут необходимы личные контакты, умение заинтересовать, быть лидером.

В общем, что я хочу сказать? Без команды на стоках делать нечего.

Возможности арт-фотографии

А. Бондарь: Есть ли смысл в продвижении арт-фотографии на стоках?

Ю. Илюхин: Если говорить про микростоки, то в фуде и предметке. Арт в данном направлении уместен и востребован.

Но вспомни, есть еще макростоки и стоки, которые пытаются продавать художественную фотографию. Правда есть заминка - туда невозможно попасть. Только по личному приглашению администрации ресурса.

Среди знакомых, у меня только один такой счастливчик. Получил приглашение, заключил договор. Что самое интересное, он известен в Минске и круто снимает, а на микростоках продается мало. Не покупали и все тут. А макростоки стали его площадкой, продажи идут и автор всем доволен.

Но вот что интересно.

На площадках, которые продают художественную фотографию все немного иначе. И целевая аудитория и требования. Вновь шумы на фото. Портреты людей, живых и настоящих, как они есть в повседневной жизни. Но все равно, учти, это очень специфичные стоки и неизвестны реальные тамошние финансовые обороты. Информации не просто мало, ее нет совсем.

Да, продажи на этих стоках есть, и есть люди, которые полностью ушли на арт-стоки. Но есть и те, кто ждали когда закончится контракт, чтобы скорее выйти. И тех других много, поэтому трудно судить о реальной ситуации и перспективах.

Частые ошибки стокера/фотостокера

А. Бондарь: Хорошо. Представление о бизнесе на фотостоках сформировано. Но любое дело, на раннем этапе, не обходится без ошибок, часть которых мы обсудили. Попрошу вас обозначить наиболее частые ошибки начинающих стокеров. Хочется иметь памятку с пунктами, которые нельзя проверять на себе. 🙂

Ю. Илюхин: Дело нехитрое, давай соберем:

  • Самая распространенная ошибка - остановка после первой неудачи. Начитался человек мотивации, блестящих историй и пришел на сток. Прошел экзамен, дождался первой ошибки, провала и все - опускает руки. Идет снимать свадьбы, деток или что востребовано в его городе. Уныние и разочарование - глупость. Если начало не такое стремительное, как ты ожидал - это в тебе проблема, а не в том, что делаешь. Снимаешь круто? Все у тебя будет. Просто вспомни зависимость - время-деньги. Чем дольше ты будешь на стоках, тем больше ты будешь зарабатывать. Ведь с каждым днем твое портфолио будет становиться больше, а фотографии лучше. Терпения многим не хватает и это первая ошибка.
  • Загрузка случайных фотографий. Ты снимаешь не думая о коммерческой стоимости, возможности применения для покупателя. При отборе снимка многие первым делом смотрят на «красиво», а только потом задают вопрос «зачем»? Надобно все поменять местами и тогда жизнь станет лучше. Правда такова, что загрузкой лишнего страдает 90% стокеров. Хотя для 80% это не трагично и они верно понимают, что «мусор» в портфолио будет всегда. Важно не превращать свою «витрину» в свалку, а лишь иногда увеличивать свое портфолио за счет «проходных» кадров.
  • Понимание природы микростоков. Все таки арт, в чистом виде и кроме еды / предметки, для них работать не будет. Но это не исключает ситуаций, когда ты работал с колоритным персонажем и не забыл о коммерческой ценности фотографии. Такие снимки можно подмешивать в портфолио, но строить только на этом (искусство ради искусства) свое продвижение - ошибка.
  • Фотографирование всего, что видишь. С одной стороны - это способ увеличить портфолио, а с другой - сегодня это ошибка, ниша «все подряд» забита. Все сфотографировано. И твое «все подряд», будет еще одним в очереди, среди таких же упрямых балбесов.

Но есть оговорка. Кто такой настоящий стокер? Это человек, который едет в своем авто, к примеру, бам - авария. Машина разбита, у самого перелом ноги. Что делает стокер? Он достает камеру, фотографирует свою ногу, машину, других пострадавших. Потом ждет приезда скорой, фотографирует медиков, как его укладывают на носилки, берет релизы с каждого и едет в больницу. Там снимает все вокруг и причастных к своей проблеме, вновь подписывает дополнительные релизы и грузит фотографии на сток. Пока будут продаваться снимки, стокер занимается своим здоровьем.

К чему это я? Ситуация, выдуманная, утрированная, но наглядно поясняет какое «все подряд» можно снимать для продаж на микростоках, но главное - протоколирование этой ситуации никто не купит, а только снятое с «изюминкой». Ты должен это грамотно, уникально преподнести. В общем если ты можешь из каждого «жизненного лимона» делать себе лимонад, то снимай «все подряд», если же нет - не лезь. 🙂

  • Тяга к лени. Глупо думать, что без ежедневной работы тебя ждет доход. Поснимаю сегодня, а потом через месяц, когда придет вдохновение… С таким подходом, 2-3$ в месяц. Вот и весь доход. Кстати, распространенная ошибка, которую проверяет на себе 95% стокеров.

И давай развеем «розовые мысли о стоках» большинства новичков:

  • В сущности, стоки — «крысиные бега». Ты бежишь за очередным $, но достигнув - начинаешь вновь, новый круг, понимая последствия остановки. Год-два и все умрет. Если ты редко фотографируешь - все умрет. Если ты не попадаешь в топы - то уже беда, т. к. нет достойной оплаты твоего труда и ты, спустя год-два, не можешь вернуться на реальный рынок, ты отстал от его трендов и запросов. Выхода нет. Крыска в лабиринте.
  • Стоки, это не традиционный вид безнеса. И само за тебя ничего работать не будет. Стоки - ежедневная работа, как на заводе, и загрузки фотографий дважды в неделю. Пропустил, махнул рукой? На следующей неделе твои доходы снизились. Пускай чуть-чуть, на 2%, но эти «крохи» ты очень почувствуешь. Спроси тех, кто давно на стоках и зарабатывает 5000$ и более. Они всегда замечают последствия отпуска, лени.

Перспективность заработка на фотостоках

А. Бондарь: И последний вопрос. Заработок на фотостоках - перспективный бизнес? С оглядкой на развитие ИИ и опасений, что протоколированием может заняться робот и вытеснить фотографа со стоков, по сути - убить надобность в стоковом фотографе.

Ю. Илюхин: Первое:

Стоки может убить то, что все перестанут пользоваться визуальным контентом. А это невозможно, по крайней мере, ближайшие 20-30 лет.

Пару недель назад, мы с семьей посетили выставку роботехники. Да, организовано было круто. Представлены Американские, Английские роботы. Много опытных образцов. Был там и по нашей теме экземпляр - обучаемый робот. Можно взять его руку, показать действия и он их повторяет.

Мне нравятся интересные диалоги, вот и спросил, «приставленного» к роботу человека:

— Давайте подумаем, куда можно задействовать обучаемого робота?

В ответ привычные сверлить, строгать и т. д. Я остановил собеседника и поделился идеей:

— Есть же McDonald’s. Можно поставить робота на свободную кассу. Научить принимать заказ, протягивать руку к бургеру и клиенту. Ничего ведь сложного.

Ответ оказался предсказуем:

— Простите, но вы забегаете вперед. Для таких профессий робот не готов.

О чем и речь. Правда к слову: кассир McDonald’s - самая тупая должность из всех возможных вариантов. Ну согласись, примитивнее ничего не придумано в трудовом обществе. И когда я слышал от людей, что: «Ура, я устроился работать в McDonald’s» — то понимал, что у человека квадратная голова. Но теперь все изменилось. Я знаю что есть обучаемый робот, который еще глупее…

Собственно, давай по твоему вопросу. В нашей с тобой жизни, никакого вытеснения роботами на стоках не увидишь. Работой спокойно и не отвлекайся на мелочи пиарщиков.

Вообще, вот так по-честному, заработок на фотостоках - хорошая перспектива. Я сегодня так много говорил о трудностях, подводных камнях, что многие невольно подумают:

— Че они городят? Там нет перспектив, пойду на свадьбу…

Нет, давай скажем коротко и ясно:

Заработок на стоках имеет хорошие перспективы и полностью зависит от фотографа. Если ты ежедневно работаешь 7-8 часов в сутки, хорошо ведешь бизнес - все у тебя будет хорошо. И сыт будешь, и семью обеспечишь и свое личное развитие будешь спонсировать (обучение, техника и подобные дела). Главное приглушить свое «Я» и помнить, что потребители на стоках не дураки и нуждаются в правдивой и коммерчески-пригодной фотографии.

А. Бондарь: Юрий, благодарю вас за интересный разговор. Многое для себя прояснил.

Ю. Илюхин: Не за что. Применяй с умом. 🙂

  • Продолжая тему изучения микростоков, я поймал себя на мысли, что нуждаюсь в «напоминалке», памятке о первых шагах стокового фотографа. А […]
  • С очередным витком развития фотографии и ее переходом на цифровые технологии, человек столкнулся с проблемой - где хранить личные архивы? […]
  • Необходимость работы с Raw давно не вызывает сомнений, по крайней мере - среди коллег-фотографов; единственный нюанс - нет единого […]

В наше время фотографам и людям, занимающимся графическим дизайном, приходится нелегко. Конкуренция в данных отраслях растет, как на дрожжах, и заработать на хлеб с маслом сложнее день ото дня. Однако выход есть! Выкладывайте свои работы на фотостоки и начинайте получать стабильный доход с каждого снимка или рисунка.

Мы подготовили для вас обзор фотобанков (фотостоки). В первой части статьи речь пойдет о наиболее популярных русскоязычных порталах, а во второй – представлены зарубежные сайты и подробно описаны тонкости сотрудничества с ними.

Отечественные фотостоки

1. ЛОРИ

Доход. От 36 до 1350 рублей за изображение со стандартной лицензией, от 300 до 3500 рублей с расширенной. Авторский гонорар за видеоролики составляет от 180 до 4500 рублей.

Особенности работы. Вам необходимо пройти регистрацию на сайте, после чего на электронную почту будет автоматически выслано письмо с подтверждением. Никакие дополнительные экзамены не требуются. Затем вы заключаете договор о сотрудничестве и прикладываете к нему ксерокопии удостоверения личности (причем документы нужно высылать по почте).

Денежные средства выводят посредством перевода на банковский счет, на карту Payoneer либо на аккаунт PayPal. Если работать через банки, то с доходов будут взимать налог 13%.

2. PressFoto

Доход. Нестандартная система начислений в зависимости от ранга автора (вычисляется на основании торгового оборота). Стартовая выплата за одно изображение колеблется в диапазоне от 24 до 42 рублей.

Особенности работы. Вы заключаете авторский договор и можете приступать к загрузке. Фотосток принимает растровые изображения размером 2500х1800 px и выше, векторные рисунки с типом файла EPS, совместимые с Illustrator 8 или 10, футажи с минимальным разрешением 640х360. Оплата происходит 1 раз в месяц на счета PayPal или Skrill.

3. Украинский Фотобанк

Доход. Оплату устанавливают в индивидуальном порядке, нижней планки как таковой нет. На форумах авторов, сотрудничающих с данным микростоком, оплату меньше $5 за фото я не видела.

Особенности работы. Распространяет изображения, предназначенные для наружной, внутренней рекламы, интернет ресурсов и веб-разработки. Клиенты могут за дополнительную плату попросить предоставить фотооригинал – слайд или негатив. Для сотрудничества следует выслать портфолио, оно будет рассмотрено в течение нескольких дней. После прохождения конкурса с вами свяжется HR, обсудит условия работы и озвучит ставку на период испытательного срока.

4. GeoPhoto

Доход. От 100 рублей за одно фото со стандартной лицензией и от 150 рублей с расширенной.

Особенности работы. Фотобанк специализируется на съемке природно-географической тематики и изображениях новостного жанра. Для сотрудничества необходимо предоставить портфолио из 20-40 фотографий. К нему следует приложить сопроводительное письмо с коротким рассказом о себе, информацией о вашем рабочем оборудовании и творческих предпочтениях.

5. Росфото и Профи-Имидж

Доход. От $12.5 до $250 за одно фото. Учтите, что от заработка государство удержит подоходный налог в размере 13%.

Особенности работы. Объединенный проект двух фотобанков Росфото и Профи-Инидж. Оба сайта работают автономно и обмениваются файлами между собой. Автор сам выбирает удобную ему платформу, а администрация дублирует материал.

В качестве экзаменационного задания выступает тематическая съемка. Вы должны предоставить не менее 10 фотографий с размером от 2500 px по длине. Достоинство данного фотостока заключается в том, что деньги перечисляют на банковский счет после каждой продажи. Вам не нужно дожидаться начала месяца для получения зарплаты или копить минимальную для вывода сумму.

6. Fotoimedia

Доход. От 75 до 15 000 рублей (если клиент приобретет неограниченное право использования изображения в рекламных целях).

Особенности работы. Для заключения договора следует отправить 10-15 снимков (можно в виде превью с минимальным размером 600 px по длине). Невероятно ценятся такие тематики как: сюжетные фото, спорт, праздники, предметная съемка на контрастном фоне, мода и красота.

Деньги выводятся только посредством банковского перевода. У жителей России взимается 13% налога, а у нерезидентов 30% от фактического дохода.

Зарубежные фотостоки

1. Shutterstock

Доход. По стандартной лицензии – от 25 до 38 центов, по расширенной – до $28. Не обращайте внимания на сравнительно мизерные суммы, ведь на данном фотостоке наблюдается высокий уровень продаж.

Особенности работы. Вы заполняете регистрационную форму. Все данные нужно вводить только латинскими буквами. Обратите внимание, чтобы имя и фамилия по написанию совпадали с загранпаспортом. Обязательным условием сотрудничества является прохождение тестового задания. От вас потребуют предоставить 10 фотографий любой тематики. Если модераторов удовлетворит качество хотя бы одного снимка, то ваш аккаунт активируют.

Получить гонорар можно посредством перечисления на Paypal или Moneybookers, а также дождавшись именного чека, высланного по почте. Первую выплату проведут только спустя 90 дней с момента регистрации, а затем деньги начнут поступать ежемесячно.

2. iStockphoto

Доход. Ввиду разнообразия выставляемых файлов и значительной разнице в ценах озвучить конкретные суммы крайне затруднительно. Авторам полагается процент от продаж в зависимости от индивидуального рейтинга. Минимум вы получите 20% от заявленной стоимости, максимум – 40%.

Особенности работы. Многоплановый фотосток, занимающийся торговлей фотографиями, иллюстрациями, видео- и аудиоматериалами, а также 3D моделями. Ресурс предъявляет жесткие требования к качеству выставляемых файлов и квалификации автора.

Для начала сотрудничества вам потребуется заполнить регистрационную форму. Затем вы выбираете тип файла, с которым предпочитаете работать и получаете короткое учебное пособие. Освоив теорию, вы должны пройти тест на профпригодность. Следующий этап отбора – предоставление портфолио из 10 материалов.

Минимальная сумма для вывода составляет $100. Перевести гонорар можно на счета Paypal, Moneybookers, карту Payoneer. Особенно терпеливые авторы получают именные чеки по почте.

3. Dreamstime

Доход. Стандартная лицензия – от $0.50 до $15 за фото, расширенная – до $150, эксклюзивные права – от $175 и до $600.

Особенности работы. Экзамен не предусмотрен, требования к изображениям сравнительно мягкие. Вам необходимо загружать файлы с разрешением не менее 3 MPX. Следует учесть, что за один день можно выставить ограниченное количество работ. Лимит на суточную загрузку устанавливается на основании индивидуального рейтинга автора. Материалы обязательно проходят модерацию.

Условия вывода средств для Dreamstime такие же, как и для iStockphoto.

4. FOTOLIA

Доход. Стандартная лицензия от $0.33 до $27, расширенная – до $66, эксклюзивные права – от $33 до $660. Тарификация указана для самого низкого ранга автора.

Особенности работы. Для регистрации необходимо заполнить простую анкету и загрузить в личный кабинет скан паспорта (допускается предоставление отечественного документа, но лучше отправлять копию загранпаспорта). Портфолио не требуется.

Выводят деньги через Paypal или M oneybookers, при необходимости можно в индивидуальном порядке договориться о других способах перечисления. При переводе сумм до $50 удерживается комиссия в размере $1.

5. Depositphotos

Доход. От 34 до 42% от фактической суммы, оплаченной покупателем за скачивание одного изображения. Если клиент оформил подписку, то автор получает фиксированное вознаграждение (от $0.30 до $0.35) за каждое фото.

Особенности работы. Вы регистрируете аккаунт и проходите экзамен поставщика, загрузив от 5 до 10 ваших лучших работ. Фотосток принимает растровые и векторные изображения, видеоролики. Для сотрудников действует рейтинговая система, основанная на количестве скачиваний. Гонорарный процент разнится в зависимости от уровня, занимаемого автором.

Чтобы вам перевели зарплату, следует иметь на электронном счете минимум $50. Depositphotos работает с практически всеми видами платежных карт (Visa, MasterCard и т.д.), а также системами PayPal и Moneybookers.

6. Crestock

Доход. С 1-й по 99-ю продажу — от $1 до $3 за фото, после 100-го скачивания – от $1.5 до $4.5. При оформлении подписки автору начисляется по $0.25 с каждого реализованного материала.

Особенности работы. Продает растровые и векторные изображения только по стандартной лицензии. Экзамен при заключении договора не требуется, можно просто зарегистрироваться и с порога начинать загружать файлы. Минимально допустимое качество фото – 4 MPX, вектор должен быть в формате EPS, AI.

Для вывода средств через системы Moneybookers, PayPal необходимо иметь на виртуальном счету $50, а для получения чека или осуществления банковского перевода следует накопить $100.

7. BigstockPhoto

Доход. Стандартная лицензия — $0,5 до $3, расширенная – до $60.

Особенности работы. Высокая лояльность к автору – основное достоинство BigstockPhoto. Фотобанк предъявляет мизерные требования к качеству материалов. И, чисто теоретически, работать на нем могут обладатели непрофессиональной фототехники. После регистрации вам потребуется пройти короткое обучение, завершающееся тестом. Главный плюс экзамена на данном фотостоке – отсутствие лишних вопросов. Если вы внимательно прочитали методические указания, то с легкостью справитесь с задачей.

Минимальная сумма для вывода — $30. BigstockPhoto осуществляет перечисления на Moneybookers, PayPal и высылает чеки.

8. ZOONAR

Доход. От 50 до 80% от заявленной стоимости изображения, причем цену озвучивает сам автор.

Особенности работы. Обычно загруженные материалы находятся на модерации не более суток, что выгодно отличает ZOONAR от других фотостоков, на которых файл может зависнуть на несколько недель. Проходить экзамен при регистрации не нужно. Сервис не требует эксклюзивности, при желании вы можете размещать фото и на других аналогичных порталах.

Администрация фотобанка имеет два подхода к расчету авторских гонораров. Во внимание принимается общее количество загруженных файлов (иными словами – размер портфолио) и уровень продаж.

9. 123RoyaltyFree

Доход. $0.50-1.5 при поштучной реализации, $0.36 за фото при оформлении подписки.

Особенности работы. Предусмотрен условный экзамен, который заключается в предоставлении на проверку 10 фотографий высокого качества без шумов и других погрешностей. При регистрации в обязательном порядке необходимо отослать скан-копии загранпаспорта. Не поленитесь после основной анкеты заполнить дополнительный опросник. Тогда в качестве поощрения сервис будет периодически выводить ваши свежие работы на первую полосу (так значительно вырастут продажи).

Выплаты осуществляют не чаще 1 раза в месяц. Минимум для вывода через PayPal равен $50, Moneybookers — $100, для именного чека – $200.

10. MOSTPHOTOS

Доход. 12.5 евро за изображение максимального размера и 2.5 евро за фото для веба.

Особенности работы. Достаточно нетривиальный фотосток, он более походит на тематический портал для фотографов, нежели на площадку по продаже снимков. Помимо выставления работ, авторы обмениваются комментариями, ставят друг другу оценки и делятся полезными советами. Экзамен отсутствует, как и модерация изображений. Однако вас могут забанить на основании жалоб других пользователей.

Минимальная выплата составляет 10 евро. Дополнительно можно заработать до 15% от чужих продаж в награду за предоставление услуг посредника. Вы просматриваете объявления заказчиков и находите авторов с соответствующим портфолио. В итоге 10% вы получаете от благодарного коллеги и 5% от покупателя.

11. Can Stock Photo

Доход. От $0.2 за фото.

Особенности работы. Хотя главный офис фотобанка расположен в Канаде, в настройки сайта включен русский язык. Поэтому он является одним из лучших порталов для новичков, выходцев из стран СНГ. К качеству изображений предъявляются формальные требования. Экзамен есть, но критерии отбора не строгие. Если модераторы рассмотрят в претенденте потенциал, то они допустят его к работе, невзирая на шероховатости снимков.

Вывести деньги можно начиная от $100. Перевод осуществляется на счета Moneybookers и PayPal. При регулярных загрузках начинающему фотографу вполне реально заработать до $70 за месяц.

12. YAYmicro

Доход. 50% от выручки за единичную продажу. Для подписок существует тарификация в зависимости от качества предоставляемых материалов: 0.2 евро за веб-изображение, 0.75 евро за картинку среднего размера и 1.5 евро за отличный снимок.

Особенности работы. Фотобанк открыли в далеком 2006 году, но за 10 лет своего существования дальше средних показателей по продажам он не продвинулся. Руководство пытается стимулировать клиентов через установление приемлемых цен, а авторов привлекает вкусными гонорарами и упрощенными условиями регистрации.

13. GL Stock Images

Доход. 52% от продаж.

Особенности работы. В 2012 году компания Graphic Leftovers провела ребрендинг и выступила на рынок с новым названием GL Stock Images. Кроме комплексной переработки интерфейса с целью улучшения юзабилити были введены обновленные правила для авторов. Теперь на загрузку установлен лимит, тесно связанный с личным рейтингом. Каждое изображение продается по фиксированной стоимости, поэтому рассчитать доход может даже ученик начальных классов.

Выплаты осуществляются исключительно через системы PayPal и Moneybookers. Внимание, если вы не проявляли активность в течение 12 месяцев, то ваш аккаунт будет автоматически удален, а счет аннулирован.

14. Stockfresh

Доход. От 50 до 60% от стоимости одного скачанного файла, $0.35 за фото при оформлении подписки.

Особенности работы. Для создания аккаунта необходимо предоставить экзаменационное портфолио, в которое должны входить 5 лучших ваших снимков. Сканы документов не требуются. Уделите особое внимание подбору работ, ведь модераторы Stockfresh принимают только идеальные фотографии. Прайс рассчитывается исходя из разрешения (для растровых изображений), формата (для векторной графики) и типа лицензии. Стартовая ставка — $1, верхняя планка — $20.

Начиная с $50, заработок становится доступным для изъятия. Выводят деньги через системы Moneybookers и PayPal.

Как показывает практика, наиболее выгодно продавать фотографии по стандартной лицензии. Пускай доход сравнительно мал, но средства приходят с завидным постоянством. Зарабатывать на фотостоках легко, стоит лишь начать и систематически дополнять портфолио, а там прибыльный бизнес сам наберет обороты.

Вы заметили — людей с фотоаппаратами на улицах все больше и больше. Вокруг треск срабатывающих затворов. Только успевай уворачиваться, чтобы не влезть в чужой кадр.

Фотограф Nikos Economopoulos

Да, для многих из нас фотография – замечательное хобби. Но… Файлами фотографий компьютер заполняется быстро, архивы все множатся, и интересные кадры пропадают зря. А ведь любимое дело может еще и приносить деньги!

Речь идет о фотостоках. Думаю, вам не нужно объяснять, что это такое. И всё-таки. Фотосток (photostock) или фотобанк – это WEB-ресурс, посредник между фотографом и покупателем результата, место хранения и реализации фотографий.

Большое количество продаж отдельно взятого фото достигается за счет низкой стоимости его для покупателя, и как следствие огромной базы клиентов. Вознаграждение автору в среднем 0,25-0,30 долларов за фотографию (Shutterstock).

Не буду здесь подробно описывать достоинства и недостатки работы со стоками – для этого в сети есть отдельные ресурсы. я опишу свой опыт и сделаю обзор фотостоков, к которыми сотрудничаю.
Мой опыт: заработок на фотостоках.

На фотостоках я начала зарабатывать 5 лет назад. Работая с четырьмя фотобанками, загрузила в них за это время 230 фото. В результате, не являясь монстром фотостоков, я уже несколько лет оплачиваю поездки в отпуск за счет заработка на фотостоках.

Первая страница моего портфолио на Shutterstock (сортировка по убыванию популярности)

Думаю, вас интересует вопрос о количестве времени, которое необходимо посвящать работе с фотостоками. В начале я могла тратить (и тратила) до 2 часов в день, но с рождением дочки, то есть уже почти два года, ничего на сток не добавляла. Сейчас мой архив работает независимо от меня и без всякого моего участия. Я ленива, и такая ситуация очень меня радует.
Заработок на фотостоках: достоинства фотостоков для мамы-фотографа:

  • Независимость от работодателя. Сколько вы сможете заработать на фотографии, зависит от Вашей работоспособности и терпения.
  • Ваша лучшая модель всегда рядом с вами, ведь мама проводит с ребенком большую часть времени, почему бы не использовать, чтобы заработать в декрете?
  • Для достижения результата — заработка на фотостоке — достаточно полчаса — час в день.
  • Работа на дому молодым мамам, в любое удобное для вас время.
  • «Накопительный эффект», то есть чем больше фотографий загружено, тем лучше база работает на Вас. Добавив 1-2 фотографии, вы получаете значительное увеличение скачиваний ваших старых работ.
  • И наконец, работа с фотостоками добавляет адреналина в жизнь, результат никогда не предсказуем до конца!

Заработок на фотостоках: в каком случае фотостоки не подходят вам?

  • Если у вас камера самого начального уровня, так называемая «мыльница». Вы снимаете на автомате, и у вас нет желания разбираться в настройках камеры
  • Если вы снимаете исключительно кисок и цветы (лично я ничего не имею против, но вот модераторы обычно отсекают такие фото)
  • Если вы снимаете высокохудожественные фотографии, используете необычные черно-белые арт-обработки, искаженные пропорции, цвета. Ваши фото производят впечатление на зрителей, но фотостоки такие фото обычно не принимают.
  • Если вы не хотите учиться даже азам обработки фотографий.
  • Если Вы не обладаете хотя бы начальными знаниями английского, вам будет значительно сложнее подбирать ключевые слова.
  • Если вы не обладаете достаточной уверенностью в себе и упорством, чтобы многократно высылать фото фотобанку, править и получать отказ, пока наконец – о чудо! – вашу фотографию примут! (скорее всего, потому, что сменилась смена модератора)

Большая часть стоков принимает не только фото, но также векторные изображения, 3D-графику, видеоролики. Основные покупатели: рекламщики, дизайнеры (в том числе веб-дизайнеры), реже — частные лица.

Плюсы и минусы заработка на фотостоках

Фотостоки как способ заработать способны превратиться в источник пассивного дохода. При использовании лицензии Royalty Free одно и то же фото размещается на нескольких площадках, и его покупают неограниченное количество раз. С годами дело превращается в отчасти пассивный заработок: вы получаете плату за давно проделанный труд.

Благодаря размещению на ресурсе фотограф не ищет заказчиков самостоятельно, загружает на сайт свои картинки, а сток выступает посредником при их продаже.

Изображения приобретаются по всему миру, на большинстве площадок оплата происходит в долларах и переводится через зарубежные платёжные системы. Так стокер не зависит от экономической ситуации в стране.

Главный минус – для хорошей прибыли понадобится загружать много новых фото практически ежедневно. Первые несколько лет уйдут на понимание запросов аудитории и отработку навыков фотографирования. Деньги вы начнёте получать быстро, но первые суммы будут небольшими.

Как начать?

Сначала проходим регистрацию на сайте фотобанка. Крупные площадки просят предоставить сканы документов (в основном, загранпаспорта) и пройти небольшой экзамен. Загружаете фотографии (5-10 штук), цензоры их оценивают и принимают решение о вашей регистрации.

Новичкам рекомендуют начинать с фотостоков попроще, без экзаменов. Но регистрироваться следует сразу и везде, и на крупных площадках тоже. Большие фотобанки приносят больше денег, а участие в экзаменах повышает уровень фотографа и добавляет полезный опыт.

Работа стокера выглядит так: сделать и загрузить объект, подобрать релевантное название, описание и побольше ключевых слов, дождаться проверки, получить оплату.

Как подобрать тематику для стоковых фотографий

Как заработать на фотостоках новичку? Попасть в «тренд» (делать фотографии на востребованные темы) или делать фото, которые не могут сделать другие.

Но важна не художественная, а практическая (коммерческая) ценность продукта . Его покупают чаще всего для бизнеса, и сложные задумки не оценят.

Для понимания, в каком направлении стоит двигаться, изучите отчёты фотобанков: по каким ключевым словам наибольшее количество запросов покупателей.


Востребованные тематики, чтобы продавать фото:

  • Бизнес (деловые переговоры, сотрудники за ноутбуками, обсуждения и презентации проектов и т. п.);
  • Профессии;
  • Семья;
  • Спорт;
  • Фуд фотография и диеты;
  • Праздники;
  • Социальная тема (взаимоотношения и пр.);
  • Путешествия (достопримечательности, архитектурные объекты);
  • Объекты крупным планом на однородном или белом фоне (канцелярские товары, овощи и фрукты, гаджеты и т. д.).

Для выставления на продажу изображений с людьми необходимо прилагать модель-релиз, подтверждающий согласие человека на использование фото с его участием.

Нюансы работы и требования к стокеру

Чтобы начать на фотостоках, нужно иметь базовые знания Photoshop, для художников — Corel Draw и Adobe Illustrator . В большинстве случаев высоки требования к качеству снимков, поэтому нужна зеркальная фотокамера. Появились ответвления известных стоков или отдельные ресурсы, предназначенные для снимков на мобильный телефон. Это приложение Clashot от Depositphotos, EyeEm, Foap, Twenty20, Lobster.

Главные требования к загружаемым в фотобанк изображениям:

  1. Разрешённый формат картинки (обычно jpg);
  2. Отсутствие шумов, размытия, бликов, если это не предусмотрено композицией;
  3. Нельзя вручную увеличивать размер снимка в ущерб качеству;
  4. Хорошее освещение (без пересветов или большого ухода в тень);
  5. Соблюдение авторских прав (на картинке не должно быть логотипов или названий брендов).

Лучшие фотобанки

Чтобы иметь хороший доход, размещайтесь минимум на 5-6 порталах. Наиболее известные:

  • Shutterstock;
  • BigStockPhoto;
  • Fotolia;
  • Dreamstime;
  • Crestock;
  • Depositphotos;
  • Lori;
  • 123RF;
  • Istockphoto;
  • CanStockPhoto.

Сколько можно заработать на фотостоках

Комиссия фотостока составляет 30-70% от стоимости фото. В среднем за одну работу фотограф получает 0,14-0,3 $ при разовом скачивании. В редких случаях получается выручить до тысячи долларов за снимок (много продаж). Удачная картинка активно приносит прибыль в первые полгода, затем её приобретают реже. Перед тем, на фотостоках непрерывно, необходимо сразу сформировать портфолио из 100-200 изображений и постоянно его обновлять. В день рекомендуется добавлять не менее пяти-шести новых снимков.

Хорошее фото приносит примерно 0,5-0,7 $ в месяц. При наличии тысячи работ в портфолио фотограф получает около 600 $ ежемесячно. Эта цифра реальна при условии размещения на нескольких стоках.

Чтобы понять, как заработать на фотостоке, изучите современные тенденции в сфере визуализации, отчёты, популярные снимки и методики востребованных фотостокеров. В перспективе стоит заняться разработкой и продвижением собственного сайта, который позволит в сети Интернет без посредников.

Будем откровенны: все мы пришли на стоки за заработком. Конечно, не только за ним - еще и за возможностью получать этот заработок, делая то, что делать интересно, тогда, когда удобно. Но все же в основном - за заработком:) Однако, что забавно, почти никто не готов говорить о заработке открыто.

В интернете так мало информации на тему заработка со стоков, что понять, сколько реально можно заработать, очень сложно. Это формирует целый ряд проблем.

ДВЕ ПРОБЛЕМКИ

Проблема первая - обманутые ожидания. Кто-то когда-то где-то написал, что на стоки можно рисовать левой пяткой и зарабатывать от $1000. И вот приходит автор, потенциально сильный, но пока этого не знающий, пыхтит-пыхтит, получает свои $50 за первые пару месяцев и забивает на стоки, потому что начинает чувствовать себя полным лузером. Ведь кто-то рисует левой пяткой и зарабатывает кучу денег! А он выкладывается по-полной - и получает копейки. А если бы автор понимал, что $50 за первые пару месяцев - это нормально, то, может, не бросил бы и даже вышел бы на $1000.

Проблема вторая - очень сложно планировать вложения сил и времени, когда не знаешь, на что можно рассчитывать. Кому-то любой лишний доллар в копилке - хорошо, и тогда, конечно, терять нечего, но кто-то, чтобы работать на стоки, должен уйти с основной работой, и тут уже нужно понимать, будут ли деньги на еду.

Все вышесказанное не значит, что я решила начать показывать свои доходы - я прекрасно понимаю всех тех, кто доходы скрывает, и сама раскрывать конкретные цифры не планирую:) Не столько потому что это запрещает Шаттерсток (при желании есть масса способов запрет обойти), сколько из-за того, что я не готова к такому уровню откровенности на просторах интернета.

Но основываясь на своем опыте и на опыте коллег, с которыми мне довелось обсудить тему финансов, я постараюсь рассказать о том, какие цифры можно считать реальными, какие - оптимистическими, а какие - очень сложно достижимыми

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЗАРАБОТОК

Главные факторы, которые влияют на размер заработка со стоков:

  • Насколько хорошо автор понимает стоковую специфику
  • Насколько качественные картинки он рисует
  • Насколько удачно он выбирает тему
  • Сколько картинок производит/загружает в месяц и насколько регулярны загрузки
  • Хорошо ли работает с ключевиками и описаниями
  • И, наконец, занимается ли продвижением своих работ где-либо в соцсетях (это эффективно, понятное дело, только если есть база фолловеров)

Идеальная картина выглядит так: человек знает, какие темы в тренде, умеет их рисовать, быстро понимает, что нужно на стоках (скорее «элементы» для дизайна, чем готовые плотно прорисованные картины), учится делать разнообразные симиляры, делает несколько сотен картинок в месяц, снабжает их все отличающимися описаниями и качественными ключами, пиарится в своих соцсетях, где у него уже набрана база лояльных фолловеров.

Мне такие люди не встречались, поэтому я могу только фантазировать об уровне дохода, но уверена, что такой человек сможет выйти на $2000 в месяц с Шаттерстока за год. Это - очень хорошая цифра за очень короткий срок на стоках, и так почти не бывает (я, по крайней мере, о таком не слышала).

$500 В МЕСЯЦ

Когда я пришла на стоки, я ставила себе цель за первый год выйти на стабильные $500 в месяц. Точнее это была даже не цель, а мечта, потому что все факторы, перечисленные выше, у меня были в глубоком минусе (не было ни понимания рынка, ни знаний иллюстратора, ни умения выбирать тему и вообще понимания, что какую-то тему надо выбирать - то есть я начинала не то что с чистого листа, а с похода в магазин за этим листом). Но мечта сбылась раньше, чем планировалось, - через 10 месяцев с момента начала работы.

Тут надо сказать, что работала я много, грузила регулярно, старалась подбирать ключевики, то есть имела «в плюсе» два фактора из шести перечисленных выше. И за счет этой плотной работы со временем начала учиться думать о темах и, обучаясь на и , повышала уровень картинок.

Я знаю примеры выхода на эту сумму в более короткие сроки, но только в случаях, когда этих самых факторов у автора изначально было больше, чем было у меня.

Это логично и понятно - если человек приходит на стоки со знанием иллюстратора, с опытом в дизайне, например, логотипов, с пониманием, что такое хороший дизайн и чем он отличается от плохого, он может выйти на $500 раньше, чем за год. Думаю, вполне реально достижимая планка для такого человека - это $500 за пять-шесть месяцев, при условии, что он грузит хотя бы 150 качественных картинок в месяц (лучше - больше) и делает это регулярно, не забывая про .

ГДЕ ПОТОЛОК?

Я думаю, что «средний потолок» - то есть сумма заработка, до которой счастливо добраться большинство, и который в то же время достаточно реален, чтобы записывать его в цели, а не в мечты, - это $3000 - 4000 в месяц (со всех стоков, не только с Шаттера, только с Шаттера такой цифры добиться сложнее) за пару-тройку лет работы. Совсем потолок-потолок - это, по моим ощущениям, $10000 - 12000 (это та сумма, которую я бы назвала очень-очень сложнодостижимой). Но как добраться туда знают единицы и я не уверена, что при текущей конкуренции это возможно в одиночку, без команды. Поправьте, если ошибаюсь:)

Учитывая все вышесказанное, оптимистичный план стокового дохода выглядит так: выход на $500 в месяц за первые полгода, на $1000 в месяц за год, выход на стабильные $2000 в месяц за второй год-третий год и на $3000-4000 еще за год.

Это, повторюсь, оптимистичный план.

В реальности новички без знаний в области дизайна, но с желанием учиться и развиваться, рисующие достаточно картинок и регулярно их загружающие, то есть работающие очень плотно над собой и своим портфелем, чаще выходят на $500 в месяц за первый год и на $1000 за второй. Это реалистичный план, но, повторюсь, он требует регулярной и плотной работы.

И нужно учитывать, что бывают откаты назад и что сумма не вырастет с $500 до $1000 за 13й месяц работы:))

Поэтому тем, у кого есть постоянная, но крайне надоевшая работа, я бы советовала ее не бросать, а начинать работать со стоками параллельно - хоть ночами, хоть утрами, хоть обеденными перерывами, - либо иметь достаточно жирную финансовую подушку, чтобы можно было прожить на запасы год-полтора.

Я не верю в тоерию заговора и не думаю, что у Шаттерстока есть какой-то злобный план «мочить» конкретных авторов, не давать им выползти на уровень желаемого дохода, поэтому если у вас не начинается рост доходов или он прекратился - дело в вас и в ваших картинках. Хорошая новость заключается в том, что, зная это, можно начать работу над ошибками: лучше , делать более качественные работы, пробовать новые стили.

У меня, кстати, довольно скоро будет специальный воркшоп, посвященный как раз-таки поиску тем и эффективному размножению картинок:) Воркшоп прошел и доступен в виде видеокурса .

Ну и излюбленная тема про то, что раньше выползти на хороший уровень дохода было легче, а теперь - совсем невозможно.

Я знаю людей, которые начали в этом году и вполне уверенно выползают на оптимистичный график. Знаю и тех, кто начал в одно время со мной (два года назад), но так и не добрался до $500 в месяц. Поэтому дело все-таки в умениях и желании развиваться конкретно взятого человека.

Да, уверена, что несколько лет назад начать было проще, просто потому что стоковая база была гораздо худее и авторов качественного контента было меньше. И, по ощущениям, тогда большинство относилось к стокам как к хобби, поэтому те, кто относился к ним как к бизнесу, могли быть уверены, что они быстро выползут наверх. Сейчас соотношение тех, кто приходит на стоки с планом и целями и тех, кто приходит просто порисовать и заработать копеечку, меняется.

Но это не значит, что пробовать поздно и что студии завоюют мир:) Это значит лишь что нужно учитывать реальную ситуацию и включать голову прежде, чем садиться рисовать.

Как вам озвученные в статье цифры - нравятся или разочаровывают? На что ориентировались вы, когда пришли на стоки?

Лучшие статьи по теме