Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Как осуществляется система планирования в образовательной организации. Стратегическое планирование в образовательном учреждении

Как осуществляется система планирования в образовательной организации. Стратегическое планирование в образовательном учреждении

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Любая деятельность человека (или учреждения) начинается с планирования, от которого зависит не только осуществление целей деятельности, но и качество, эффективность затраченных усилий. Планы и их составление относится к одному из основополагающих компонентов управления учреждением. Благодаря планам, а точнее планированию, можно обеспечить эффективное функционирование, устранить угрозы, избежать неопределенности будущего. Для современной системы дополнительного образования детей актуальной является ориентация на социальное партнерство и открытость в решении вопросов планирования, т.к. при поддержке Правительства и Комитета по образованию, а также социальных партнеров, учреждение дополнительного образования может привлечь необходимые ресурсы для своего дальнейшего развития. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении Образ действий, которого придерживается учреждение, преследуя свои долгосрочные цели, называют стратегией (Роберт Грант «Современный стратегический анализ», СПб.: Питер, с.). Понятие «стратегия» в образовании неразрывно связано с инновационными процессами, т.е. практической реализацией качественно новых направлений и решений. Формирование и конкретизация целей развития учреждения и его структурных подразделений составляют сущность одной из важных функций управления функции планирования. Планирование также предполагает определение средств достижения цели, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов. 1

2 Задачи планирования: 1. Обеспечение целенаправленного развития учреждения в целом и всех его структурных подразделений. 2. Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития. 3. Координация деятельности структурных подразделений и работников учреждения. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов. 4. Создание базы для объективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности учреждения путем сравнения фактических значений с запланированными. 5. Мотивация трудовой активности работающих. 6. Информационное обеспечение работников учреждения. Планы содержат важную информацию о целях, прогнозах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ. Стадии планирования. 1. Разработка общих целей, задач и предложений по развитию. 2. Детализация и уточнение планов 3. Согласование и корректировка планов 4. Утверждение планов 5. Доведение планов до исполнителей (в части, касающейся их работы) 6. Реализация планов и их корректировка в ходе выполнения работ (при необходимости). Результатом процесса планирования является система взаимосвязанных плановых документов планов. План основа деятельности учреждения. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение этой задачи. 2

3 Классификация планов: Уровень Предмет Содержание Цель планирования планирования планирования планирования План учреждения в целом План подразделения План реализации проекта План работы отдельного исполнителя Учебный план Финансовый план План мероприятий Планы сотрудничества с социальными партнерами План повышения квалификации и т.д. Календарное планирование Ресурсное планирование Тематическое планирование Стратегическое Оперативное Стратегическое планирование заключается в определении миссии учреждения на каждом этапе его развития. Ориентировано на период 5 и более лет. Разработка стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся особенностям внешней социокультурной среды. Оперативное планирование поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития учреждения. Может быть ориентировано на год, полугодие, месяц. Определяет, какие мероприятия и краткосрочные проекты будут реализованы 3

4 в учреждении. Особое значение для учреждения имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать способность организации платить по счетам прошлых, настоящих и будущих периодов, позволяет предвидеть проблемы и изыскивать дополнительные средства. В практике большинства региональных учреждений дополнительного образования детей наблюдается доминирование задач оперативного планирования и ориентация только на достижение целей и задач краткосрочного периода развития образовательного учреждения. Характерные недостатки планирования: - сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач учреждения; - отсутствие четкой системы принятия управленческих решений на опережение, на долгосрочное планирование; - недостаточное внимание социальному заказу общества. Приступая к стратегическому планированию, целесообразно изучить нормативно-правовую базу. Эту деятельность регулирует действующий Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Этот закон устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование строится на нормативно-правовой базе: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от N 273-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от; 4

5 Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от года; Концепция развития дополнительного образования (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от); «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на годы» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от); «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года 1008; «О программе развития государственной образовательной организации». Информационное письмо Комитета по образованию от /1300. Стратегический план образовательного учреждения должен обосновываться мониторинговыми исследованиями и фактическими данными о развитии системы образования в городе, регионе, о существующей конкуренции среди различных видов учреждений дополнительного образования в отношении предоставления обучающимся вариативных дополнительных услуг. Особенность стратегического плана целостность в сочетании с достаточной гибкостью, дающей возможность модификации или переориентации деятельности учреждения. Для эффективного стратегического планирования руководитель учреждения должен предпринять ряд мер: 5

6 1. Смоделировать ситуацию т.е. понять закономерности взаимодействия потребностей и социального заказа населения, изучение деятельности явных конкурентов учреждения. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. 2. Определить необходимость стратегических изменений. Предполагает готовность реагировать на тенденции, возникающие в системе дополнительного образования, действовать в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. 3. Разработать стратегию локальных и системных изменений. 4. Использовать надежные методы в ходе непредвиденных изменений. 5. Воплощать стратегию в реальную педагогическую практику. Функции стратегического планирования: 1. Распределение ресурсов: планирование, распределение материальнотехнических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и др. 2. Адаптация к внешней среде приспособление к изменениям социального запроса населения на дополнительные образовательные услуги. Эффективность управления будет высока в том случае, если конкурентные преимущества учреждения будут учтены заранее, т.е. четко спланированы. В этом отношении стратегическое планирование обеспечивает благоприятные организационно-педагогические, научно-методические условия для опережения социального запроса населения на дополнительные услуги путем введения в образовательный процесс новых образовательных направлений, предметных областей и т.п. 3. Координация и регулирование согласование усилий всех подразделений для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом. 4. Организационные изменения проведение организационнопедагогических, научно-методических преобразований в учреждении: 6

7 перераспределение функций управления, полномочий администрации, создание системы стимулирования и пр. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет высокого профессионализма и творчества педагогических работников, тесной связи учреждения с внешней средой, вариативных дополнительных услуг, реализации текущих планов. Срыв реализации стратегического плана может произойти из-за непредвиденных изменений в социальной среде, неверно проведенного проблемно-диагностического анализа, административных ошибок, связанных с недостаточной реализацией кадрового потенциала. Успешной реализации стратегических планов способствует соблюдение следующих требований. - стратегический план должен быть четко структурирован, доведен до педагогических работников; - план должен быть обеспечен всеми необходимыми ресурсами. 7


Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья Функции управления Функция управления Это вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемым

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного дошкольного

Понятие и этапы стратегического планирования Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое

NovaInfo.Ru - 66, 2017 г. Экономические науки 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАВДИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» Фуфачёва Дарья Михайловна

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В.А. Шереметьев В экономической теории выделяется два основных типа развития хозяйственных систем экстенсивный и интенсивный.

О. В. Кожевина Доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» А. А. Тонжеракова Зав. организационно-аналитическим отделом БУ РА «Республиканский центр оценки качества

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 2.Паспорт Программы развития 3.Нормативно-правовая и информационная основа Программы развития 4. Информационная справка о МБОУ «Вурнарская СОШ 2» 5. Проблемно-ориентированный

Департамент образования администрации г. Арзамаса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 16 с углубленным изучением отдельных предметов» Согласовано Утверждаю С.Н. Шевелев

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения программы развития I. Общие положения 1.1. Положение о порядке разработки и утверждения программы развития (далее - Положение) Государственного бюджетного

Экономика предпринимательства, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ Маслюкова Екатерина

Внедрение и распространение результатов педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской работе, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности; ориентация педагогов на кооперацию,

Лекция 6 Тема: Выработка и реализация управленческих решений в органах внутренних дел Вопросы 1. Понятие и виды управленческих решений. 2. Разработка и принятие управленческих решений в органах внутренних

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОН1\ САНКТ -ПЕТЕРБУРГ А ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Х!! 15 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО

НИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проблемы реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.10. Программа развития Учреждения утверждается после ее согласования с учредителем в соответствии с Порядком проведения процедуры согласования программ развития муниципальных образовательных учреждений

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Карасёв Р.А. ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» Орёл, Россия THE ESSENCE AND PRINCIPLES OF PLANNING OF THE ORGANIZATION Karasev

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. ИРКУТСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБУДО «Станция детского технического творчества» г. Оренбурга на 2014-2017 год Паспорт программы развития МБУДО «СДТТ» г. Оренбурга Настоящая Программа определяет концепцию развития

УДК 658.14/17 О.А. Шапорова, Е.А. Тюхова, И.И. Власенко МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА В статье рассматривается порядок внедрения на предприятиях

Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга "Юность" на 2016-2020 годы. Программа

УТВЕРЖДЕНО приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 46 с углубленным изучением отдельных предметов 410 от 13.11.2014г. Положение о структуре

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 21.12.2016г. 51-13-09/179-О г. Воронеж Об утверждении методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития

Приложение 7 к постановлению Администрации (исполнительно-распорядительного органа) городского от 27.12.2013 542 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БАЛАБАНОВО» «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация к образовательной программе повышения квалификации «Стратегический менеджмент образовательной организации» Программа рассчитана на руководителей общеобразовательных учреждений, административно-управленческий

КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от «27» ноября 2015 года 22/141 Об утверждении положения «О стратегическом планировании в Котельниковском муниципальном районе

УДК: 373.2 РИММА ЮРЬЕВНА БЕЛОУСОВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород,

УДК 658.562 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ Е. В. Родайкина, магистрант кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной

Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Р.КУНАКБАЕВ Стратегическое планирование: проблемы и перспективы Значение стратегического управления и стратегического планирования для развития общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации ЧОУ ВПО «Камский институт» «ПРИНЯТО» Решением Ученого совета ЧОУ ВПО КИ От «01» 10 2013г. Протокол _2_ «УТВЕРЖДАЮ» Ректор К.ф.н., доцент Р.В.Дараселия

Некрасов Артем Эдуардович, студент Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Липецк [email protected] Маркетинг

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) код А Обобщенные трудовые функции наименование Управление организацией и ее

1 Программа формирования и подготовки резерва в 2011-2013 годах (утверждена постановлением от 13.07.2011 1436) I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа формирования и подготовки резерва в

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2006 И.В. Ильина, С.Н. Белова И.В. Ильина кандидат педагогических наук, доцент каф. управления

1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования в «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (далее положение) определяет цели, задачи, принципы

Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИМАНСКИЙ РАЙОН» от 21.11.2016 593 Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социальноэкономического

СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ Сергей Фалько, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Объединение Контроллеров», профессор, д.э.н. Динамичные изменения внешней среды усложняют системы

158 Разработка предприятия в условиях развития инновационной 2009 Е.Л. Смольянова, С.В. Шапошникова Приведены понятие и содержание, выделены особенности ее построения. Рекомендованы требования к формированию

Раздел V. Механизмы реализации Плана Реализация Плана предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых

Общие положения Настоящее положение разработано на основе следующих документов: - Конвенция о правах ребенка. - Концепции модернизации Российского образования. - Федерального Закона «Об образовании в Российской

Планирование и организация деятельности МКСО основные аспекты эффективности внешнего муниципального финансового контроля Генералова Ольга Николаевна Председатель контрольно-счетной палаты г. Улан-Удэ,

Волошина А.А. студент Института управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород Научный руководитель: Селюков М.В., к.э.н., доцент Института управления НИУ «БелГУ» России, г. Белгород РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края Программа стажерской практики «Участие родительской общественности в управлении качеством образования в условиях малокомплектной

О реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» и о формировании

Отдел политики занятости и развития рынка труда управления по занятости населения Задачи отдела: 1. Содействие совершенствованию региональной системы управления качеством рабочей силы. 2. Формирование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 60 (ГБД 60) Приморского района Санкт-Петербурга Принято: Общим собранием ТК Протокол от 20 г. Утверждаю:

2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого

М. И. Яковлева (Ленинградская область) ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством образования на региональном

Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разработке стратегической программы исследований и разработок технологической платформы 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические материалы разработаны в соответствии

Его и ания УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО РО «ЗимПК». Чухн о 014 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМОВНИКОВСКИЙ

ПАСПОРТ ДОКУМЕНТА 1. Название документа Концепция социального сотрудничества с работодателями на период 2016 2019 гг. 2. Образовательное Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Е ВРАЗИЙСКАЯ ВЫСШАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА Т Е М Ы В Ы П У С К Н Ы Х К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Х Р А Б О Т Утверждено 27.12.2013г Согласовано Ученым советом Протокол 11 от 27.12.2013г. СПИСОК ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные проблемы экологии и природопользования» 18-20 апреля 2012 г. Экологический факультет РУДН г. Москва. Сборник научных

Приложение 2 к приказу от 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы Г.Н. Тараскина ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ответственного

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1287" (ГБОУ ШКОЛА 1287) П А С П О Р Т развития

Утверждаю Директор МКОУ «Вязовская НШ» Ларионова О.Н. Приказ 1-137 от 30.11.2016 Положение о внутренней системе оценки качества начального общего образования 1. Общие положения 1.1. В настоящем положении

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Городской центр развития дополнительного образования Актуальные документы в деятельности педагога дополнительного образования Алла Ивановна Колганова,

2 1.3. Разработка и совершенствование нормативной базы в работе организационной структуры. 1.4. Совершенствование работы интернет портала ТП «Т и ЛП». 2.1. Рассмотрение запланированных работ по проектам

В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

2. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

3. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

1. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

2. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

3. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

4. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

5. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы между реальными и желаемыми результатами. Эти разрывы принято называть проблемами. Поэтому метод, нацеленный на выявление таких разрывов, называют методом проблемного или проблемно-ориентированного анализа.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.

Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Программы развития образовательных систем, определяют:

Исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

Образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

Данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления;

Оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:

С их ярко выраженной ориентацией на учёт состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

С ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

С прогностичностью, направленностью на будущее;

С опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

С использованием при разработке этого документа специальной структурированной технологии.

Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.

В науке об управлении используется две дефиниции «действие» и «результат». Действие - определенные операции. Оно является средством для достижения какой-то цели. Результат - конечный итог, ради которого и проходили операции.
Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении Оуч разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Рассмотрим содержание различных планов.
Обоснованный конкретный план - один из показателей научной организации и управления Оуч. План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование (подготовительный этап каждого управленческого цикла) может быть текстовым, графическим и смешанным. В любом случае в Оуч должно существовать календарное планирование, т.е. все мероприятия должны располагаться по определенным временным интервалам (например, для общеобразовательного учреждения по четвертям, месяцам, неделям отдельным числам). Каждое Оуч планирует свою работу, исходя из региональных условий и возможностей. При этом каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
В практике работы Оуч имеют место следующие виды планирования:
— перспективный план работы на 3-5 лет;
— план учебно-воспитательной работы (годовой);
— графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана);
— план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть);
— планы общественных организаций.
Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку Оуч к новому учебному году.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений.
Перспективный план развития Оуч предусматривает направления его деятельности с учетом работы региональных органов власти. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача - наметить важнейшие ориентиры функционирования и развития Оуч на определенный период. Перспективный план включает:
1. Рост контингента обучающихся по годам, количество групп (классов), примерное финансирование;
2. Потребность в педагогах разной квалификации.
3. Перспективный график повышения квалификации педагогов. Оно может осуществляться через курсы институтов подготовки и переподготовки кадров и различных семинаров.
4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, учебных пособий, хозяйственных и канцелярских материалов и др.
5. Финансовую, коммерческую деятельность.
План учебно-воспитательной работы Оуч на учебный год включает следующие вопросы:
1. Введение: а) региональные особенности и условия работы Оуч; б) краткий анализ итогов работы Оуч за прошлый учебный год; в) основные задачи Оуч на новый учебный год.
2. Выполнение закона «Об образовании».
3. Организация работы с кадрами: а) расстановка кадров и распределение обязанностей; б) основные научно-практические темы, над которыми работает коллектив; в) повышение квалификации и методическая работа; г) изучение и распространение передового опыта; д) научно-педагогическая информация в образовательном учреждении.
4. Руководство педагогическим процессом: а) организация его; б) внеаудиторная учебно-воспитательная работа в образовательном учреждении.
5. Педагогический контроль образовательного процесса.
6. Работа с шефами, общественностью.
7. Укрепление материально-технической базы в Оуч и организационно-хозяйственная работа.
На основе плана учебно-воспитательной работы в Оуч составляется календарный план организационной, методической и внеаудиторной работы на текущий семестр (четверть). Он включает разделы: ученый совет (педсовет); заседания методических комиссий (объединений); профсоюзные собрания и производственные совещания; совещания (ректорат) при ректоре (директоре); заседание местного комитета; собрание студентов (родительские собрания); вечера отдыха; спортивные соревнования; редакционно-издательская работа (газеты, издания и т.д.); работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.
Такой план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу педагогических кадров.

побуждение - А что еще заметили, какие особенности строе- - Колючки вместо листьев (вторая решающая

к гипотезе ния указывают на то, что верблюжья колючка при- гипотеза)

побуждение способилась к выживанию? - Давайте проверим гипотезу. Почему колючки? - Меньше испаряют влаги.

к проверке - Итак, сделаем вывод о втором приспособлении. (аргумент)

опорный - Согласна (вывешивает на доску «колючки, мел- - Еще одно приспособление - колючки вместо

сигнал кие листья»). листьев для уменьшения испарения.

материал для - Два приспособления определили, но это еще не все. каждая группа работает с текстом об одном

выдвижения Даю задание по группам. Каждая прочитает текст и из приспособлений:

гипотез попробует высказать свои предположения относи- Утолщенные листья и стебли.

тельно приспособляемости растений пустыни. Быстрый рост весной.

побуждение Листопад или веткопад.

к гипотезе - Заслушаем группы. Какие появились гипотезы?

опорный фиксирует выступления групп на доске каждая группа высказывает соответствующую тексту гипотезу

сигнал - Сделайте вывод о приспособлениях растений делают вывод (открытие нового знания)

вывод пустыни.

Основные выводы статьи

1. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

2. Технология проблемно-диалогического обучения представляет собой детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

3. Технология проблемно-диалогического обучения является общепедагогической, т.е. реализуемой

на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время существует определенная предметная специфика данной технологии, наиболее ярко выраженная у побуждающего диалога.

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., АПКиПРО, 2002. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа-2100». Сборник программ. М., 2004. С.75-90.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М., Баласс, 1999. С.85-93.

Табарданова Татьяна Борисовна,

к.п.н, ст. научный сотрудник Ульяновский ИПК и ПРО

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Учреждения

Качество планирования во многом определяет уровень руководства образовательным учреждением. Перед руководителями образовательного учреждения в процессе планирования возникают следующие вопросы, от правильности ответов на которые зависит эффективность как процесса планирования в целом, так и его продукта - собственно плана:

Какие этапы выделяют в процессе планирования? - Каковы требования к плану работы организации?

Что представляет из себя система планов в образовательных учреждениях?

Какие существуют формы планирования?

Именно на эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этом параграфе.

Целеполагающая деятельность руководителя образовательного учреждения, как было сказано выше, предполагает и определение средств реализации целей. Задача руководителя и возглавляемого им коллектива - выбрать из множества средств такие, которые наиболее рационально приведут к реализации целей. В свою очередь, цели операционного уровня служат своеобразными «точками контроля» за движе-

Теория инновационной деятельности

нием организации к целям оперативного и официального уровней.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой коллективом образовательного учреждения.

Во всем мире планирование является основным содержанием деятельности управленца. Рассмотрим некоторые трактовки термина «планирование», встречающиеся в управленческой и педагогической литературе. Так, З.П. Румянцева в учебном пособии «Менеджмент организации» придерживается той точки зрения, что планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Сущность планирования, по В.П. Симонову, заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ.

Цель планирования в образовательном учреждении заключается в выработке единства действий всех субъектов деятельности - административного персонала и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива обучающихся - с другой.

Принимая эти определения в качестве базовых, мы выделяем следующие, три основных компонента плана:

Цели, которые должны быть достигнуты, при формулировке которых необходимо учитывать все свойства и характерные особенности целей организации;

Действия, которые необходимо предпринять для достижения целей;

Ресурсы (средства), необходимые для осуществления этих действий.

Этапы планирования

1. Выявление потребностей развития организации на основе анализа источников изменений (внешних и внутренних).

2. Выявление проблем (технологической основы целеполагания.

3. Формулирование целей с учетом их характерных признаков.

4. Генерация вариантов реализации целей и их оценка (выявление как можно большего числа альтернативных вариантов действий, оценка каждого из вариантов, выбор оптимального).

5. Определение действий (что нужно сделать для того, чтобы реализовать выбранный вариант).

Таблица 1

Особенности традиционного и стратегического планирования

№ п/п Типы планирования

Традиционное Стратегическое

1 Отсутствие вариативности Планирование альтернативных вариантов развития

2 Организация планирования «сверху вниз». Отсутствие мотивирующего характера плана Организация планирования «снизу вверх». Мотивирующий характер плана

3 Непереформулирование целей Непрерывное переформулирование целей (в пределах миссии)

4 Ориентация на однажды намеченный результат, а не на процесс Определение конкретных промежуточных рубежей. Мониторинг

5 Соотношение планов в большей степени с материальными ресурсами Соотношение планов в большей степени с человеческими ресурсами

6 Ориентация на внутренние ресурсы организации Учет как внутренних, так и внешних ресурсов

6. Ранжирование действий (какая последовательность выполнения действий оптимальнее).

7. Определение необходимых ресурсов (какие ресурсы понадобятся для реализации плана).

8. Пересмотр плана (приведет ли данный план к требуемым результатам? Если ответ отрицательный, необходимо вернуться к этапам 4, 5 или даже к 3-му).

9. Подготовка плана действий и определение сроков их реализации (кто, что, в какие сроки должен будет сделать).

10. Контроль за осуществлением плана, коррекция плана в случае необходимости.

Для того чтобы план работы организации эффективно выполнял свои функции, он должен отвечать следующим требованиям:

Полнота состава действий (содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия);

Целостность, скоордивированность (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);

Сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым и др.);

Контролируемость (определяется операциональ-ностью промежуточных целей);

Чувствительность к сбоям.

Остановимся подробнее на анализе некоторых из этих требований.

Основные недостатки традиционного планирования заключаются в том, что в нем, как правило, не обеспечивается полнота состава действий, необходимых для достижения целей, не фиксируются связи между мероприятиями, без которых план представляет собой некоторую «эклектику» мероприятий. Как правило, это происходит в случае пропуска или некачественной реализации 4, 5 и 6-го этапов планирования.

Особо следует остановиться на проблеме согласования мероприятий по содержанию и срокам. Конечно, если действий, необходимых для достижения данной цели, немного и их выполнение, не требует координации с действиями по достижению других целей, то согласование сроков не представляет труда. В других же случаях необходимо использовать специальные средства для согласования сроков выполнения действий. Многие авторы пособий по управлению рекомендуют в данном случае пользоваться ленточной диаграммой (графиком) Гантта, условный пример которой мы приводим на рис. 1.

Строить диаграмму необходимо с заключительного действия (мероприятия), двигаясь справа налево.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Вначале нужно зафиксировать момент времени, когда должно быть закончено достижение цели, т.е. выполнены все действия; затем определить продолжительность действия, заключающего процесс решения поставленной задачи (действие 5 на рис. 1), и момент его начала и окончания заключительного действия надо нанести на диаграмму и соединить прямой линией, показывающей п родолжительность действия. Затем определить, какие действия должны быть закончены к моменту начала отобранного на диаграмме последнего действия. Для этих действий уже оп ределяются их продолжительность, момент начала, и наносятся на диаграмму (рис. 1, действие 4). Затем все повторяется вновь для действий, только что нанесенных на диагра мму.

После первого заполнения может оказаться, что мероприятия не умещаются в гр аницах времени, отводим ого на решение задачи, т.е. в предусматриваемые сроки задача не может быть р ешена. Тогда необходимо либо изменять общие сроки начала и окончания данной задачи, либо умень шать продолжительность к аких-либо действий.

Из графика Гантта видно, что если при реализации плана какое-то действие (мероприятие) в указанное время не начало сь, то сбои пойдут по всей цепочке слева направо, т.е. к предполагаемому сроку задача не будет решена.

Итак, четкое представление о связях между дей-ст виями позволит сделать управление прогностичным, своевременно корректировать действия, а не просто фиксировать «отрицательный результат».

Не менее важным требованием, особенно в настоящее время, является требование сбалансированности по всем ресурсам, т. к. всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Первая прикидка и оценка необходимых ресурсов осуществляется еще на ранних этапах планирования, например, при оценке различных вариантов действий. Данный ресурсный анализ, вероятно, следует проводить, отвечая на вопрос, что мы имеем для реализации определённых целей? Однако только после уточнения, упорядочения действий необходимо провести более точный, подробный ресурсный анализ, отвечая на вопрос, что мы должны предпринять, чтобы создать условия, необходимые для реализации плана.

М.М. Поташник выделяет следующие условия, или группы условий (ресурсов), которые должны стать объектом анализа руководителя и возглавляемого им коллектива:

Организационные - приведение в соответствие организационной структуры учреждения с новыми целевыми установками. Руководитель должен быть уверен, что в его организации есть структуры (подразделения), которые возьмут на себя ответственность по реализации определенной цели. Обеспечение организационных ресурсов - это создание новых структур -(месяцы) органов, советов, комиссий, лабораторий, центров, временных творческих коллективов или постоянно действующих научнометодических подразделений;

Кадровые - повышение профессионального мастерства членов организации в связи с усложненными целями деятельности коллектива. Обеспечение кадровых ресурсов - это управление персоналом - организация системы методической работы; повышение квалификации; изучение, обобщение передового педагогического опыта, аттестация педагогических кадров; переподготовка специалистов;

Научно-методические - разработка концептуальных основ развития учреждения, создание методикодидактических блоков;

Финансовые - это и деньги, которые нужны для финансирования решения задачи, и действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь; это и ответ на вопрос, какова цена задачи, и ответ на вопрос, каковы пути, средства, источники финансирования новых программ;

Мотивационные - это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в достижения новых целей. Это конкретные приемы стимулирования и мотивации работников, согласно анализу их ведущих потребностей и возможностям организации. К сожалению, реализация этих условий часто носит стихийный характер;

Нормативно-правовые - это подготовка документов регламе нтирующего характера (уставов, положений, решени й, приказов и т.п.).

Чувствительность же плана к сбоям определяется многими факторами.

Во-первых, наличием в плане вышеупомянутых промежуточных операционных целей, которые будут являться определенными стандартами, (параметрами) в процессе осуществления управленческого контроля. Только сравнив измеренные результаты со стандартами, руководитель может принять решение о необходимости корректирующих действий, не допуская тем самым «отрицательного результата», создавая основу для прогнозирования, оценки деятельности и планирования.

Во-вторых, планированием альтернативных вариантов развития организации, что пока еще не находит достойного места в нашем традиционном планировании.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

В связи с этим нельзя не затронуть понятие «стратегическое планирование», которое не имеет никакого отношения к срокам планирования, а отличается от нашего традиционного (долгосрочного) определенными показателями.

Реализация принципов стратегического планирования сделает план не только чувствительным к сбоям, но и придаст ему устойчивость.

Система планов

в образовательных учреждениях

Выработка стратегии организаций - не самоцель стратегического планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл в том случае, если стратегия в дальнейшем реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководитель вместе с членами организации разрабатывают планы, программы, проекты, мотивируют процесс, т.е. управляют им.

Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.

Основная предпосылка, лежащая в основе структуризации системы планов, отражает вывод теории управления - «закона необходимого разнообра-

зия», согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, т.е. система планов должна быть примерно такой же сложной, как сама организация.

Как показывает практика, в современном образовательном учреждении разрабатываются три уровня взаимосвязанных планов (см. рис. 2).

Рассмотрим характерные особенности каждой разновидности планов, реализуемых в образовательных учреждениях. Стратегические планы имеют следующие особенности:

Субъективны по своей природе и основаны на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряжены с некоторой степенью неопределенности и риска;

Являются вершиной системы планов, т. к. характеризуют основное назначение организации (миссию), ее цели и стратегии;

Служат ориентиром для всех прочих планов;

Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом планов тактического уровня.

К стратегическому уровню планирования относится и весьма распространенная сегодня в российских образовательных учреждениях программа развития.

Тактические планы характеризуются следующим:

Служат основным инструментом реализации стратегических планов;

Разрабатываются в полном соответствии со стратегическими планами, «в их развитии»;

Рис. 2. Система планов образовательного учреждения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

При их разработке реализуется принцип «кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает» (особенно важно учитывать эту характеристику при разработке плана работы на текущий учебный год, вовлекая в процесс планирования всех членов коллектива, а не «спускать план сверху»);

Рассчитаны, как правило, на более короткий период времени, чем стратегические планы, поэтому результаты их реализации проявляются сравнительно быстро и возможно скорое принятие мер по выявленным отклонениям;

Если стратегические планы направлены на реализацию официальных и оперативных целей, то тактическое планирование основано на целях второго (оперативного) и третьего (операционного) уровней организационных целей.

Оперативные планы имеют следующие характеристики:

Служат основным инструментом реализации планов тактического уровня;

Направлены на реализацию операционных целей;

Максимально детализированы, соотнесены с конкретным сроком реализации;

Разрабатываются конкретными исполнителями.

Формы планирования

Известно, что главное в планах работы всех учреждений - их содержание. Однако, чтобы стать действительно рабочим документом, план должен быть разработан в удобной для пользователя форме.

В менеджменте чаще всего рассматривают графическое и программно-целевое планирование.

В основу технологии графического планирования заложен комплексный подход, включающий следующие три этапа:

Первый. Планирование ежемесячно повторяемых мероприятий (дел), определяемых спецификой функционирования школы (дошкольного учреждения, учреждения дополнительного образования), как образовательного учреждения и особенностями каждого месяца учебного года.

Второй. Помесячно спланированные мероприятия дополняются сложившимися традициями образовательного учреждения, сформированными годами деятельности и отражающими её индивидуальность и неповторимость.

Третий. Разработка новой системы мер под те цели, которые определены на основе анализа деятельности учреждения за предыдущий год.

Такая технология позволяет ежегодно обновлять содержание плана лишь на 1/3 планируемого, что экономит время его разработчиков и особо концентрирует их внимание на развивающих учреждение новых мероприятиях, реализующих новые цели. Так обеспечивается развитие традиций учреждения, преемственность в системе мер.

Преимущества графического планирования следующие:

Наглядность, т.к. на шкале времени четко просматривается содержание основных разделов плани-

рования; удобны для обозрения на стенде и на рабочем столе;

Сбалансированность, т.к. исключает дублирование мероприятий по срокам и исполнителям;

Оптимальность, т.к. не допускает перегрузки плана;

Системность, т.к. позволяет разрабатывать годовой план на основе месячного и недельного планирования.

Другой формой является программно-целевое планирование, суть которого в разработке и реализации комплексно-целевых программ.

Исходный принцип программно-целевого планирования - четкая формулировка целей на основе анализа деятельности учреждения за прошлый период, выявление проблем, потребностей в изменениях.

Ядро плана - цель, программно-целевое же планирование - это:

Глубокий анализ состояния системы;

Формулировка генеральной цели (миссии);

Декомпозиция цели (генеральная цель может распадаться на несколько уровней, причем чем он ниже, тем конкретнее его цели;

Качественная и количественная (по возможности корректно) определенность целевых нормативов и показателей;

Выход на мероприятийный уровень (формулировка целей в форме конкретных задач).

Итак, вначале строится дерево целей, а затем под каждую цель - конкретная программа. Некоторые мероприятия направлены на достижение нескольких целей (задач), причем в ряде случаев, выходящих за рамки программы.

Под каждую программу формируется состав исполнителей, определяются этапы ее выполнения, выбираются оптимальный путь и средства решения программных задач, назначаются сроки исполнения и меры (формы) контроля.

Процесс составления и реализации такой программы по форме может опираться на документ, который по содержанию требует ответа на следующие 6 вопросов, объединенных в 3 категориальные пары:

1) Субъект - объект. (Кто? Что?).

Кто отвечает за достижение данной цели?

Что представляет собой эта цель?

2) Пространство - время (Где? Когда?).

Где и когда, что именно должно быть сделано?

3) Количество - качество (Сколько? Как?).

Сколько ресурсов потребуется на выполнение данной работы? Как именно это будет сделано?

Программно-целевое планирование может быть оформлено в виде таблицы (см. образец):

Гене- раль- ная цель Условия ее реализации Цели 2-го уровня (оперативные) Факторы, способствующие их достижению Цели 3-го уровня (операционные) Си- стема мер

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Программно-целевое планирование будет эффективным при реализации технологии американского менеджмента «Управление по целям», в основу которой положен приоритет целеобразования в структуре управленческой деятельности. Процесс управления рассматривается при этом следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2

Процесс управления по целям

Основные элементы Основные цели

Постановка целей 1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы 2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации 3. Определите задачи подразделений 4. Определите задачи каждого работника

Планирование мероприятий 5. Разработайте план мероприятий

Самоконтроль 6. Внедрите и осуществите корректирующие действия

Необходимо отметить еще один критерий эффективности как программно-целевого планирования, так и технологии «управление по целям», совместное определение целей руководителем и конкретным, исполнителем, ибо цели, поставленные руководителем, часто не становятся целью исполнителя.

В.И. Зверева выделяет следующие общие черты всех программ, независимо от их содержания и формы:

Направленность на цель, конечный результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату;

Наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный, и качественный характер;

Объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей от начала до окончания работ;

Четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации и определение ответственных исполнителей;

Включение программ в перспективное (стратегическое) планирование;

Гибкая система управления, максимально отвечающая особенностям программы и максимально приближенная к исполнителям.

Процесс совершенствования планирования в образовательных учреждениях невозможен без постоянной аналитической деятельности руководителя и членов коллектива, направленной на оценку качества системы планов. Поэтому необходимо назвать некоторые критерии оптимальности планов образовательного учреждения, в т.ч. следующие:

Значимость целей и задач, определенных на предстоящий период работы организации (подразделения);

Аналитичность построения плана;

Единство целей планируемой работы и средств их достижения;

Реальность выполнимости плана;

Оптимальность выбранной формы планирования;

Степень вовлеченности членов коллектива в процесс планирования (мотивированность плана).

Вопросы и задания

Насколько точно все эти этапы планирования согласуются с вашим личным управленческим опытом?

Какие этапы планирования не находят места в процессе планирования в вашей организации?

Спрогнозируйте возможные последствия игнорирования того или иного этапа.

Проанализируйте свои действия при проведении ресурсного анализа. Какие его компоненты являются постоянным объектом вашего внимания?

В соответствии с перечисленными критериями проанализируйте годовой план работы вашего учреждения (тактический уровень планирования) по следующим вопросам:

1) Какую форму плана вы используете (графическая, программно-целевая, текстовая) и в чем вы видите ее преимущество для работы?

2) Дается ли в плане анализ итогов работы учреждения за прошедший учебный год, вскрывает ли он причинно-следственные связи успехов и неудач?

3) Насколько основные цели годового плана вытекают из анализа работы учреждения (подразделения) за прошедший год?

4) Есть ли в разделах плана конкретный набор мероприятий, благодаря осуществлению которых должны быть достигнуты намеченные цели?

5) Определены ли методы и формы оперативного контроля за выполнением плана?

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Заключение

1) Осознание менеджером организационной культуры, доминирующей в образовательном учреждении, поможет определить оптимальную стратегию управленческого поведения в той или иной ситуации.

2) Организационная культура - это совокупность осознанных и неосознанных представлений сотрудников о способе деятельности, набор привычек, писаных и неписаных норм поведения, запретов, ценностей, ожиданий, проявляющихся и действующих в учреждении.

3) В состав организационной культуры входят символы и герои учреждения, ритуалы и церемонии, язык учреждения, разделяемые убеждения и ожидания, профессиональные и общечеловеческие ценности.

4) Общепринятая сегодня в мире типология организационных культур включает ролевую культуру, культуру «ордена», культуры деятельности и индивидуальности. В реальных образовательных учреждениях различные типы культур сосуществуют.

5) Управленческое поведение менеджера в образовательном учреждении детерминируют следующие «культурные» факторы:

Показатели социокультурной специфики (властная дистанция, индекс тревожности, динамизм изменений, отношение к ценностям, к людям, к самому себе и др.);

Доминирующая в образовательном учреждении организационная культура и способ ее существования (субкультуры успехов, неудач, конфронтации, личностного развития);

Представление менеджера об образовательном учреждении как объекте управления, сориентированном на внешние цели или живущем по законам саморазвития;

Базовая «гипотеза» менеджера о личностных особенностях людей, работающих в учреждении (экономически ориентированная, социально ориентированная, самоактуализирующаяся, сложная личность).

6) Важнейшими компонентами профессиональной подготовки менеджера образования являются умения целеполагания и планирования.

Целеполагание - это процесс формирования цели, осуществляемый на основе анализа обстановки; выявления ценностей и интересов, подлежащих удовлетворению;

Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и конкретно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого

образовательное учреждение может реально достичь к определенному моменту времени.

Цели образовательных учреждений разнородны, причем базовыми являются официальные, отражающие заказ и миссию учреждения; оперативные, определяющие направления деятельности учреждения; операционные, раскрывающие конкретные мероприятия (программу действий).

Технология целеполагания - это законосообразная, логически обусловленная последовательность этапов и действий, включающая выяснение потребностей и проблем на основе анализа и синтеза информации о прошлом и настоящем учреждения; анализ возможностей; принятие решения о том, что необходимо; выбор; уточнение цели; установление временных границ; контроль своих достижений.

Цель является объединяющим понятием плана деятельности, реализуемой образовательным учреждением, причем основными компонентами плана считаются цели, которые должны быть достигнуты; действия, необходимые для достижения цели; ресурсы и средства, требуемые для осуществления действий.

7) Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий, конкретных исполнителей и сроков выполнения работ. Инвариантная схема планирования включает следующие этапы:

Выявление потребностей развития учреждения на основе анализа источников изменений;

Уточнение проблем;

Формулирование целей;

Генерация вариантов реализации целей и их оценка;

Определение действий;

Ранжирование действий;

Нахождение необходимых ресурсов;

Пересмотр плана;

Подготовка плана действий и определение сроков выполнения работ;

Контроль за осуществлением плана и его коррекция в случае необходимости.

8) Современные сложные условия нестабильности в российской системе образования обусловливают отказ от традиционных схем и переход к стратегическому планированию, отличающемуся планированием альтернативных вариантов развития, мотивирующим действием плана, организацией планирования «снизу вверх», мониторингом, учетом как внешних, так и внутренних, особенно человеческих, ресурсов.

Все это обеспечивает инновационный менеджмент.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

Приложение 2

Обобщенная структурно-содержательная схема программы развития общеобразовательного учреждения

№ п/п Инвариантные компоненты программы развития Состав инвариантных компонентов программы развития Содержание и формы представления инвариантных компонентов программы развития

1 Аналитическая часть Проблемно-ориентированный анализ состояния образования в образовательном учреждении и выбор оснований для развития: - описание фактического состояния образования; - выявление позитивных достижений (т.е. базы новых преобразований); - выявление затруднений, проблем и анализ их причин (т.е. установление поля «ближайшего развития» образования); - характеристика требований социума; - описание возможных перспектив; Обобщенная информация о фактическом состоянии образования. - История становления учреждения (кратко). - Состояние материальнотехнической базы учреждения. - Характеристика окружающего социума. Сведения об обучающихся: - число учащихся; - распределение учащихся по полу, социальному составу, здоровью, успешности в обучении по развитию. - Организационно-педагогическое строение образовательного учреждения: - количество смен и режим работы учреждения; - количество классов по ступеням образования и параллелям; - образовательно-профильная направленность классов. Сведения о педагогах учреждения: - число педагогов; - количество учителей по учебным предметам (образовательным областям); - квалификационный состав педагогов (по кафедрам или МО); - распределение педагогов по возрасту, полу, уровням профессиональнопедагогической подготовленности. Краткая характеристика позитивных достижений образовательного учреждения - Достижения в освоении учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ: - распределение учащихся начальной, основной, полной школы по образовательным уровням (обязательный, продвинутый, повышенный); - средняя успеваемость; - эффективность участия в олимпиадах и других конкурсах; - результативность поступления учащихся в вузы. - Укрепление и развитие материально-технической базы. Достижения в педагогической деятельности: - темы и опыт работы, обобщенные за последние 5 лет; - позитивные изменения в методической работе; - достижения в инновационно-поисковой деятельности; - успехи во внеурочной воспитательной работе. Краткая характеристика затруднений и нерешенных проблем - Факторы, препятствующие полноценному освоению учащимися государственных образовательных стандартов и учебных программ. - Профессиональные затруднения педагогов. - Неразвитость материально-технической базы. - Слабость дидактико-технологического оснащения (учебники, программы, пособия, программные средства и т. п.). - Неэффективность управления. - Неоптимальность организационно-педагогической структуры учреждения. Характеристика требований социума: - к работающим педагогам (кто должен учить?); - к обучающимся (кто должен учиться?); - к содержанию образования; - к технологиям обучения и воспитания; - к результатам образования; - к условиям жизнедеятельности в учреждении; - к выпускникам учреждения.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Теория инновационной деятельности

2 Концептуально- прогностическая часть Описание образа «желаемого» будущего состояния образовательного учреждения и характеристика вариантов развития Содержание описания: - тип и статус учреждения; - цели и задачи, решаемые учреждением; - организационно-педагогическая структура и система управления учреждения; - содержание и организация образовательного процесса; - учебные планы учреждения; - основные этапы и содержание инновационно-поисковой деятельности; - характеристика предполагаемых изменений: в содержании и технологиях образования; - в режиме функционирования учреждения; - в условиях деятельности педагогов и учащихся; в системе управления; - в результатах образовательного процесса. Формы представления: - развернутое текстовое описание; - положение о проектируемом образовательном учреждении; - концепция опытно-поисковой деятельности учреждения.

3 Ресурсное обеспечение программы развития Перечень факторов, обеспечивающих реализацию предполагаемых инновационных изменений Подробные расчеты и обоснования кадровой, материально-технической, финансовой, научной, информационной, дидактико-технологической поддержки инновационных изменений. Может быть представлено в виде «пакета», включающего сметы расходов; изменения в штатном расписании, перечни необходимого оборудования, списки дидактико-технологических материалов и др.

4 Процессуально-технологиче ская часть Описание состава и структуры действий исполнителей программы Подробный план действий по реализации программы развития. Схема представления может быть следующей: направления преобразований, содержание действий, сроки выполнения, ответственные.

5 Контрольно-экспертная часть Перечень способов контроля за ходом реализации программы Детальное планирование содержания и форм контроля, определение сроков и периодичности представления отчетности. Может быть представлено следующими документами: - циклограммами годовой работы руководителей учреждения, включающими контрольно-экспертные действия; - графическим планом работы управленческих звеньев учреждения; - матрицей контрольно-экспертных действий; направления контроля и экспертизы; сроки и содержание отчетности.

Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева

концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения

В последние годы в практической деятельности школ и ДОУ возникло противоречие между спросом на кадры, способные реализовать современные образовательные цели, и предложением со стороны специализированных образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования. Ежегодно в школы приходят молодые специалисты из педагогических вузов и колледжей, не подготовленные к работе в условиях современной школы. Поэтому зачастую, для того чтобы самореализоваться в современных условиях рынка образовательных услуг, они нуждаются в переподготовке непосредственно после выпускных квалификационных экзаменов в педкол-

леджах, пединститутах и педуниверситетах, что приводит к перерасходу временных и финансовых ресурсов, снижает качество образования.

Исследования, проведенные Ассоциацией «Школа 2000...», показали, что основной причиной указанного противоречия является стремление управленцев педагогических колледжей реализовать современные образовательные цели в рамках традиционной системы организации учебного процесса. Однако требования, предъявляемые к молодому специалисту рынком труда, сегодня кардинально изменились. Как отмечено в документах Правительства Российской Федерации, «в условиях стремительного развития и расширения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Лучшие статьи по теме