Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Космические беженцы и советское детство: гид по фестивалю "Современное искусство в традиционном музее". Личный опыт: все детство я провел в детском доме

Космические беженцы и советское детство: гид по фестивалю "Современное искусство в традиционном музее". Личный опыт: все детство я провел в детском доме

Космические беженцы и советское детство: гид по фестивалю "Современное искусство в традиционном музее"

На целый месяц традиционные музейные хранилища превратятся в места, где покажут актуальное искусство. Инсталляции с книгами, парник в музее, граффити на стекле, видеокадры румынской революции – это и многое другое в нашем гиде по фестивалю.

БИЛЕТЫ

Цена билета в предварительной продаже до 20 сентября - 250 рублей, с 21 сентября и в дни фестиваля - 300 рублей. Билет действителен для однократного входа в каждый из 8 музеев-участников, посмотреть выставочные проекты фестиваля можно в часы работы музеев. Дети до 7 лет в сопровождении взрослого - бесплатно.

Билеты на фестиваль можно приобрести в городских билетных кассах систем kassir.ru, biletsofit.ru и muzbilet.ru, а также заказать на сайтах билетных операторов.

Более подробная информация о программе фестиваля: proartefestival.ru


Подписывайтесь на нас в "Яндекс.Дзен ": больше интересного каждый день. Все интересные события - в нашей еженедельной

Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления

Гид по событию Культура Гиперссылка на сайт обязательна
Музей сновидений Фрейда , Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость) , Государственный музей политической истории России (особняк Кшесинской) , Музей истории фотографии , Музей-квартира С.М. Кирова , Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина) , Музей-квартира Ф. И. Шаляпина , Музей-квартира Елизаровых , Музей космонавтики и ракетной техники имени В.П. Глушко , 14-й международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Парк развлечений GorillaPark

Природный, архитектурно-художественный музей-заповедник «Дивногорье»

Дивногорье, Воронежская область

Руководитель проекта — Марина Лылова

С чего всё началось?

Дивногорье у многих ассоциируется с мелом, желание показать то, что недоступно невооруженным глазом, привело к идее создания геолого-палеонтологической экспозиции. Вариантов было множество, вплоть до создания лупы из бетона, но только знакомство с Николаем Селивановым и участие в воркшопе его Мастерской художественного проектирования «Пространство как событие» помогли сформировать основу будущего проекта.

Замысел и суть проекта

Детство Земли - рассказ об эволюции Земли, помещенный в контекст истории идей, пытавшихся объяснять закономерности мироздания и найти ответ на вопрос, как естественная история повлияла на самые актуальные явления культуры.

В продуктах проекта нашли отражение геология, палеонтология, философия, искусство, педагогика. Оригинальность экспозиции заключается в расположении экспонатов в кинетических контейнерах (открываются с помощью «волшебной» магнитной палочки), которые, в свою очередь, скрыты в непрозрачных стальных контейнерах, символизируя зону неизвестного. Часто призмой для объяснения сложных геологических и палеонтологических процессов и явлений выступают философские идеи и обобщающие артефакты. Например, детская игрушка Шарик Рубика иллюстрирует модель образования Солнечной системы и становления порядка (по-гречески «космос») из хаоса.

Что особенно удалось?

Одной из самых сильных сторон проекта является междисциплинарность, а также индивидуальный подход к разным категориям посетителей. Для нас также важно признание местных жителей, которые после открытия экспозиции сами семьями ходили на экскурсии.

Что дальше?

Проект «Детство Земли» стал базой, благодаря которой появились связи с научными учреждениями, что позволит продолжить геолого-палеонтологические изыскания. Эстетика и технологичность экспозиции задает тон для дальнейшего развития территории Дивногорья. Заложенная в проекте система обобщений, поиска аналогий, необычного ракурса может стать основой других экспозиций и выставок.

Команда проекта

Координатор проекта: Софья Кондратьева

Проектная команда:

Игорь Назаров, Татьяна Зозулина, Ксения Форналева, Антон Родионов, Сергей Владимиров, Сергей Соболев, Николай Поличной

Разработка проекта: АНО «Мастерская художественного проектирования» (Москва)

Разработка визуального решения экспозиции и объектов:

Илья Уваров, Николай Селиванов, Ирина Бокун, Ольга Хан, Рина Липкинд

Инжиниринг: Даниил Ганжинов, Антон Тормасин, Николай Селиванов

Научные консультанты:

Ираида Стародубцева (Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН)

Татьяна Кузнецова (Московский государственный университет)

Игорь Барсков (Московский государственный университет)

Мария Романовская (Московский государственный университет)


Чернобыль, Припять, далее нигде… Шигапов Артур

Маршрут «Вымершие улицы моего детства» Гид - Александр Сирота

Маршрут «Вымершие улицы моего детства»

Гид - Александр Сирота

Площадь у ДК «Энергетик» - ул. Курчатова - магазин «Радуга» - пр. Ленина (дворы) - пр-т Энтузиастов - магазин «Светлячок» - пр. Дружбы народов - медсанчасть 126 - магазин «Березка» - школа № 1 - пристань - ул. Курчатова - гостиница «Полесье» - ДК «Энергетик» - детский парк - шестнадцатиэтажка (ул. Лазарева, 1) - ковш.

Гид - Александр Сирота

Подписи к объектам Припяти:

1. Дворец культуры «Энергетик»

2. Магазин «Радуга»

3. Детский сад «Солнышко»

4. Детский сад «Ивушка»

6. Химчистка 10

7. Столовая

8. Магазин «Светлячок»

9. Автовокзал

10. Магазин «Книги»

11. Магазин «Универмаг»

12. Магазин «Березка»

13. Поликлиника

14. Школа № 1

15. Теплица

16. Причал

17. Причальный комплекс

18. Кафе «Припять»

19. Кинотеатр «Прометей»

20. Музыкальная школа

22. Горком

23. Гостиница «Полесье»

24. Ресторан

25. Спортзал

26. Парк аттракционов

28. Общежитие № 18

31. Торговый центр

32. Магазин «Восход»

33. Детский сад «Золотой ключик»

34. Посадка в автобус

35. Тепличное хозяйство

36. Дом пионеров

37. Детский сад

38. Школа № 5

39. Кафе «Пирожковая»

40. Трибуна

41. Спортивное ядро

42. Уборная

43. Хозяйственный корпус

44. Дом допризывников

45. Кафе «Олимпия»

46. Общежитие 19

47. Общежитие 16

48. Общежитие 15

49. Детский сад-ясли

50. Комплекс садов-яслей

51. 9-этажный дом

52. 9-этажный дом

53. 9-этажный дом

54. Магазин «Детский мир»

55. Магазин

56. Столовая

57. Аптека

58. Продовольственный магазин

59. Детский сад

60. Детский сад

61. Школа № 4

62. Канализационная насосная станция

63. Детский сад

64. Детский сад-ясли

65. Детский сад «Звездочка»

66. Магазин

67. Плавательный бассейн

68. Кулинария

69. Мастерские

70. Школа № 3

72. Детский сад «Теремок»

73. Детская поликлиника

74. Общественный туалет

75. Магазин смешанных товаров

76. Здание ПКРО

77. Фекальная насосная

78. Спорттовары

79. Радиозавод «Юпитер»

81. Платная открытая стоянка

82. Гаражи

83. Пожарная часть

84. Милиция

85. База УЖКХ

86. Насосная, 2 подъема

87. Пункт приема стеклотары

88. Магазин «Овощи»

89. Станция фторирования

90. Станция обезжелезивания

91. Детский сад «Медвежонок 5»

92. Детский сад «Дружба»

93. Фабрика-кухня

94. Стадион

95. Контрольно-пропускной пункт

96. Магазин «Колосок»

97. Магазин «Мясо. Рыба. Овощи»

98. Гастроном

99. Детский сад «Золотой петушок»

100. Магазин «Молодость»

101. Школа № 2

102. Магазин «Мебель»

103. Магазин вино-водочный

104. Магазин «Хозтовары»

105. Кооперативные гаражи

106. Танцплощадка

108. Санэпидемстанция

110. Спортзал

111. Спортивный комплекс «Авангард»

112. Шахматный клуб

113. Мазутохозяйство

114. Стадион

115. Магазин «Овощи»

116. Магазин

119. Пункт техобслуживания

121. Прачечная

123. Слесарные мастерские

124. Родильное отделение

125. Инфекционное отделение

126. Неврологическое отделение

127. Пищеблок

128. Молочная кухня

129. Спасательная станция

131. Гостиница «Ласточка»

132. Профилакторий

133. Проходная с автовесами

134. База ОРСА

137. Овощехранилище

138. Квасильно-засолочный цех

139. Хлебозавод

Припять, начало

Припять, все уже построено

Не то чтобы мне повезло оказаться именно в этой группе. Я заранее знал, что хочу увидеть Припять глазами одного из юных сорванцов, у которого старшие ребята требуют деньги - аж три рубля - за потерянный футбольный мяч. Именно такая тяжелая детская проблема встала перед юным третьеклассником Сашей Сиротой 26 апреля 1986 года.

Этот факт мне известен достоверно. О том, что было дальше, я могу лишь догадываться.

Может быть, он вышел из ДК «Энергетик», где руководителем литобъединения работала его мама, на центральную площадь и пошел в сторону магазина «Радуга», грустно размышляя о внезапных поворотах судьбы. Еще вчера все было хорошо, и завтра было бы все пучком, не возьми они с другом этот злополучный мяч и не запни его на крышу теплопункта. Денег в кармане всего двугривенный, а мать на все осторожные просьбы только отмахивается - на носу майские праздники, и холодильник ломится от продуктов, пришлось потратиться. Мальчик проходит мимо «Радуги», где рыбаки запасаются снастями для грядущей первомайской рыбалки. Вот мужик из соседнего подъезда стреляет двухкопеечную монетку у телефона-автомата - это означает созвон с корешами и культурные посиделки за поллитрой у пристани. Тучная тетка придирчиво ковыряется в предметах мебели, выставленных в зале на продажу, и спрашивает у знакомого товароведа, когда наконец «выбросят» импортные тумбы под телевизор.

Вид на центральную площадь

Сейчас по тому же маршруту иду я. Магазин «Радуга» действительно напоминает радугу - он «светится» всеми своими двумястами микрорентгенами, что уловил дозиметрист нашей группы. Далее следует вход в жилой двор по проспекту Ленина.

Магазин «Радуга»

Он специально пошел не самой короткой дорогой - просто сильно переживал за мяч, и попадаться на глаза этим чертовым пацанам не хотелось. Все было как обычно, только почему-то милицейская машина стоит на углу, а проезжую часть окатывает водой поливальная машина. Чего это они сутра? На скамейках во дворе расселись бабки и вовсю судачат. До уха долетает «авария… больных везут… пожарные». Ух ты, неужели две машины столкнулись и загорелись?! Вот так новость! Это, наверное, из тех, что носятся сутра по городу с киевскими номерами как подорванные… Черные мысли о мяче исчезают из головы быстрее весеннего полынного ветра. Он сегодня дует от атомной станции…

На дозиметре 200 мкР/час

Двор зарос деревьями и кустарником так, что сквозь зеленую стену почти не видно строений. Лавочки, на которых когда-то сиживали городские сплетницы, давно уже сгнили и исчезли в зарослях. Иногда чаща расступается и отдает взору детские грибки с песочницами, качели и прочий придомовой советский антураж. Бывшие асфальтовые дорожки уже давно покрыты слоем дерна, в котором видны следы от диких кабанов. Зимой их заменяют волчьи отпечатки на снегу.

Окна в домах выбиты, подъезды наполовину обрушились, а кое-где вросли в землю.

Пробираясь сквозь заросли, замираю как вкопанный: передо мной заросший детский сад, подобный тому, что я посещал в сопливые дошкольные времена. Именно следы пребывания детей все время ищет глаз сталкера. Забытая впопыхах игрушка куда сильнее режет по сердцу, чем здание заброшенного завода, - и это означает, что в обезлюдевшем городе мы все еще остаемся людьми.

Детская дворовая площадка

Ну как же все-таки не хочется возвращаться во двор! Эти гады наверняка ошибаются возле подъезда и играют со складным ножом в «земли» или еще какую игру. Ну где, где я возьму им мяч, а уж тем более деньги?! Саша перемахивает через невысокую изгородь детского сада, опустевшего в субботу, и садится на лавку в беседке. Пьянящий аромат цветов из разрыхленной клумбы на секунду отвлекает от грустных размышлений. Вот оно, решение! Нужна лестница, длинная-предлинная, так? У кого они есть? Конечно, у пожарных (сегодня о них кто-то вспоминал на улице)! Отец может попросить, да хотя бы дядю Витю Кибенка, тот стопудово не откажет! Просветлевший пацан сигает обратно через ограду и уверенно направляется к пятиэтажке на проспекте Ленина. В ее крохотных квартирках живут семьи молодых припятчан, ожидающих «нормальное», по атомоградским меркам, жилье.

Пустые глазницы Припяти

Подъезд дома по пр. Ленина

Детсад на пр. Ленина

Двор по пр. Ленина

У родного дома уверенность сменяется растерянностью. Никаких пацанов, да и взрослые куда-то заполошно бегут. Бабки у подъезда ошарашивают новостью: «Авария на станции! Крыша горела! Пожарных в медсанчасть увезли…» Вот тебе и лестница! Выскочил на улицу Дружбы народов - там по прямой до 126-й санчасти пять минут ходу - а ее каким-то раствором моют. Из магазина «Светлячок» на улицу вынесли лоток с пирожными «Картошка» по 15 копеек, а продавщица оживленно судачит с какой-то теткой и повторяет то и дело: «Много молока им надо, много». Двугривенный отправляется по назначению, а «Картошка» - в детский желудок.

Магазин «Светлячок»

Наша группа, растянувшись по двору, собирается наконец-то у входа в подъезд в очередную «хрущобу» на проспекте Ленина. «Сейчас мы зайдем внутрь, - поясняет Александр Сирота. - Это дом моего детства. Здесь я жил до эвакуации».

В спешке бегства

Печальное зрелище внутри. В квартирах пусто. Окна выбиты. В коридорах - лишь ржавые почтовые ящики. Уже много позже эвакуации, когда горожане забрали самые необходимые вещи, а мародеры - самые ценные, почти всю мебель и прочие предметы быта выкинули из окон дезактиваторы и отправили в могильники. Многие жители сами ломали и портили свое имущество, чтобы не оставлять лихим людям.

Списки несуществующих жильцов

Мы заходим в крохотную «малосемейку» - здесь жил Александр с матерью ровно до 27 апреля 1986 года. Он бывал здесь десятки раз, уже будучи взрослым мужиком, но до сих пор не может говорить ровным голосом и усиленно прячет волнение. На подоконнике-увядшие цветы и мелкие деньги разных стран. Иногда они исчезают, а это значит, что до сих пор по городу шляются любители чужого добра.

Обычная припятская квартира

Практически нигде в домах не осталось батарей отопления. Свинчено и выдрано все, что связано с металлом. После ужесточения пропускного режима в городе трудятся предаавители множества фирм, связанных с утилизацией. Утилизируют историю, живой памятник-предостережение. Удивительная рачительность в стране, где бесследно исчезают казенные миллиарды…

Жители выбрасывали мебель…

В квартире А.Сироты

В подвале дома - комната агитации. Вот это настоящая находка для любителей советского ретро! Открытки, плакаты, журналы - все в первозданном беспорядке. Сюда еще не добрались любители постановочных фотографий, а мародерам делать уже нечего.

«А вы пробовали найти тот самый мяч? - интересуются начинающие сталкеры. - Он должен был навсегда остаться на крыше теплопункта. Это же лучшая память о детстве!» - «Конечно, мы его искали. На следующий день объявили эвакуацию, и о мяче все забыли. Он должен был быть там. Но его там нет. Город навсегда забрал эту тайну с собой».

Петляя по дворам, пересекаем проспект Дружбы народов, и выходим к проспекту Энтузиастов. Это - городские «задворки», за проезжей частью домов уже нет, а из окон отлично видна станция. Такое местоположение стало причиной сильного загрязнения, и фон здесь заметно отличается от «среднего по больнице» - около 500 мкР/час на асфальте у проволочного заграждения. В напрочь разграбленном помещении магазина «Светлячок» чудом уцелели старые советские лотки, отродясь не видавшие изобилия продуктов. «Светлячок» «светится» всеми цветами радиоактивной радуги - на дозиметре показания ползут еще вверх. Это самый «засвеченный» магазин в городе и еще одно пророческое название.

Бутылка нашего детства

Устав образцового общежития

Выходим на бывший проспект Дружбы народов. Народы уже давно не дружат, иногда устраивая всяческие молочные, газовые, винные и прочие «войнушки», а проспект превратился в заросшую аллею. Мы заговорили о пророчествах, коих было уже немало? В магазине «Березка» теперь растут березки. В каком апокалиптическом сне мог представить такой поворот сюжета автор названия? Отсюда уже совсем недалеко до печально знаменитой 126-й медсанчасти.

Бывший пр. Дружбы народов

Ушедшая эпоха

Да что творится кругом?! Люди со всех сторон собираются у больничного корпуса. Какие-то тети с безумными лицами выносят из «Березки» железные 3-литровые бидоны с молоком и, разливая его по асфальту, несутся к санчасти. Площадка перед входом запружена людьми; много милиции и еще каких-то мужиков в форме. Два месяца назад Саше тут выдирали зуб, и было очень больно. С тех пор он недолюбливает это здание. «Пустите меня к нему!» - заходится в плаче молодая девушка, и пацану становится как-то тревожно на душе. Он никогда не видел, чтобы взрослые так убивались, разве что если сильно выпьют. «Ты что, дура, на них дозиметр зашкаливает, всех соседей пришлось отселить!» - эти слова и вовсе непонятны. Еще какие-то тети прорываются в больницу, их оттесняют солдаты. Вот чудные, какой же нормальный человек туда сам захочет зайти?! Толпа тем временем прибывает, уже целое людское море. В окне кто-то появился, машет руками… да это же дядя Витя Кибенок! Он был там на пожаре, наверное, тушил крышу и обжегся. Вот когда я вырасту, тоже стану пожарным. Станция загорится, мы ее потушим, а меня тоже сюда привезут, и все люди сбегутся посмотреть на героя. И мама будет говорить им - вот, это мой сынуля, там, в окне, рукой машет.

Мечты о будущей славе неожиданно прервались на самом интересном месте. В толпе показались знакомые физиономии вымогателей, и малолетний должник поспешил скрыться во дворе своей школы, что стоит неподалеку. На футбольной площадке уже разгорелись баталии, но проситься в одну из команд никак нельзя: застанут врасплох эти гады - уже не отвертишься. Саша выскочил на Набережную улицу и скрылся в кустах неподалеку от пристани.

«Пожалуйста, не подходите к санчасти через газон, там 600 мкР/час, - предупреждает гид ретивых экскурсантов, - придерживайтесь асфальта, там в два раза меньше». У входа кем-то из постановочных фотографов заботливо вынесено гинекологическое кресло. Так нужно для придания трагичности снимкам, продаваемым в различные журналы и фотобанки. В здании царит жуткая разруха. Мне нестерпимо хочется посмотреть помещения 3-го этажа, куда привезли первых пораженных радиацией, но мы ограничиваемся вестибюлем. С каждым годом путешествия по зданию становятся все опаснее, и я отлично понимаю организаторов, опасающихся своих подчас безбашеннных клиентов. Если некоторые умудряются валяться на зараженном мхе и кушать упавшие яблочки, то как уследить за всеми в аварийном здании? Здесь впервые я натыкаюсь на посторонние надписи: какой-то идиот самовыразился на больничной доске. Мне понятны мотивы мародеров, срезающих батареи и провода, но что движет мародерами духа? Картинно раскладывать брошенные куклы ради эффектного снимка или писать на стене название своего интернет-сайта в Припяти - равно погрому могил на кладбище.

Зловещая труба

Огражденный город (500 мкР/час)

Вход в МСЧ-126

Пересекаем проспект Дружбы народов и вновь ныряем во дворы на свидание со школой № 1 и Комбинатом бытового обслуживания (КБО).

Припятское запустение

В просторном холле школы - рай для фотографов. На полу разбросаны противогазы, учебники, классные журналы с отметками. Воспаленная фантазия должна сразу нарисовать бегущих детей, надевающих резиновые «намордники» и бросающих в отчаянье их на пол. На самом деле противогазы вытащили и разложили много позже все те же «сценаристы апокалипсиса». Зато стенды и плакаты, известные с детства каждому советскому школьнику, - самые настоящие. Я заглядываю в журнал, радуюсь пятеркам по «физ-ре» Сементьевского Вити и огорчаюсь тройкам Галкиной Юли. Наверное, Юля была хрупкой девочкой, а Витек - крепким вихрастым пареньком-шалопаем, но хочется верить, что жизнь сложилась у обоих. Без них эта школа осиротела, и угол ее совсем обвалился. Футбольная площадка давно стала полем с травою по колено, но ворота остались. Ворота в прошлое?

«Записывайтесь на прием!»

Гардероб МСЧ-126

Опасные припятские яблочки

Привет из прошлого

Школа на вечных каникулах

На пристани только и разговоров, что об аварии на станции. Последний троячок Сашка решил потратить с пользой и подошел к автомату с газировкой. Два мужика, что только вышли из кафе «Припять», с жаром спорят друг с другом вполголоса.

- Я тебе говорю - валить надо из города, и как можно быстрее. Все нутро у реактора наружу, ты хоть понимаешь, что нам всем п…ц?! Пока они там думать будут, твоя Настька столько рентгенов нахватает, что на всю жизнь ей хватит! Сегодня «дозик» знакомый говорил, что у «Энергетика» 20 миллирентген, и это только начало. Вали, и родных увози с собой, пока не передохли!

Школьный стенд

«Граждане СССР имеют право»…

- Брюханов и Маломуж сказали же, что все под контролем, чего ты задергался?

- У них,…ля, только служебные «Волги» под контролем и спецсанатории для лечения, слуги народа гр… ные. Ты как знаешь, жди у реактора попутного ветра, а я… - Тут они оборачиваются, заметив невольного свидетеля, и резко замолкают.

Саша поспешно отвернулся, допил божественный трехкопеечный нектар и уже бежит по улице Курчатова кДК «Энергетик». Что такое «20 миллирентген», он не знает, но взрослое матерное слово «п…ц» ему хорошо знакомо. Так же говорили пацаны, когда обнаружили пропажу мяча. Мама еще на работе, надо рассказать ей обо всем увиденном. Здорово было бы тоже уехать куда-нибудь на время, пока эта история забудется, «заиграется», как подножка в футбольном матче, а там видно будет.

«Постановочные» противогазы

Школьный коридор

Послание из ядерного будущего

На площади неподалеку от «Белого дома» паркуются машины с киевскими номерами, из которых выходят серьезные дяди, многие - с большими звездами на погонах. На детской площадке в песочнице возятся ребятишки, а колесо обозрения должны запустить, по слухам, на майские праздники.

Саша забегает в спорткомплекс, где бывал уже тысячу раз, поднимается на второй этаж и врывается в мамин кабинет. Родное встревоженное лицо, ладонью по короткой мальчишечьей стрижке, и еще одно незнакомое слово: «эвакуация»…

Рухнувшая школа № 1

Вдоль набережной теперь - забор с колючей проволокой. У девятиэтажки неподалеку на Последнем этаже отходит панель и в недалеком будущем рухнет на землю. Пристань - самое загрязненное место в городе, дозиметры бодро отщелкивают до 1500 мкР/час и останавливаться на этом не собираются. Где-то рядом, на ступеньках, есть точечный источник излучения до 4 Р/час, действительно опасный для здоровья. Вот здесь люди из «ядерного будущего» как раз к месту. Причал полузатоплен, как и дебаркадер неподалеку. Когда-то Припять была довольно оживленным транспортным узлом, и по реке ходили рейсовые паромы. После аварии сюда садились вертолеты, загружались песком с барж и улетали к дымящему реактору. Ветер завывает ныне в разбитых глазницах кафе, заглушая стрекот дозиметрических приборов. Река по-прежнему есть, но нет нас на ней. И автомат с газировкой стоит на своем месте, как в далеком советском детстве, но мы не сполоснем граненый стакан и не нальем, как бывало, полстакана (сироп подается в начале, поэтому так вкуснее - поколению готового «пепси» этого уже не понять).

Всего в 5 раз выше нормы

Полузатопленная пристань

Бывший причальный комплекс

Знакомый советский автомат

Затонувший дебаркадер

Как-то неуютно осознавать, что под тобой прилично «фонит», поэтому сталкеры дружно покидают пристань и направляются по улице Курчатова мимо кинотеатра «Прометей» к площади, где дежурит автобус. Мох пробивается между дорожными плитами и показывает 500–700 мкР/час. Стены гостиницы «Полесье» разрисованы какими-то французскими художниками. Все очень неоднозначно - стоило ли трогать прошлое даже таким эмоциональным граффити? Но «космонавтам» они, безусловно, нравятся, чего нельзя сказать о бывших жителях Припяти. После этой акции художникам навсегда закрыли вход в Зону.

Гостиница «Полесье»

Припятские граффити

Здание гостиницы сохранилось неплохо, поэтому там можно гулять. В одной из комнат на 2-м этаже сквозь пол растет знаменитое деревце. На протяжении многих лет каждый год сюда приезжает один фотограф и делает снимок с одного и того же ракурса. Он фотографирует процесс Жизни в городе Смерти.

Дворец культуры был гордостью Припяти. Спортзал, бассейн, дискотека, множество помещений под всевозможные «кружки» и «секции» - да чего там только не было! Киевские художники раскрасили панно у входа, повествующее о сплоченном труде передовиков села и творческой интеллигенции. Мы входим под бетонный козырек здания с настоящими сталактитами из-под потолка. Картина, увы, общеприпятская: погром и запустение. В большущем спортзале растет дерево и висит канат - самый нелюбимый снаряд моего детства. Почему-то все одноклассники забирались к потолку быстрее, заставляя потеть и выбиваться из сил. Запустить бы колесо времени вспять, в 86-й, когда деревья были большими и не росли в спортзалах. Я бы по-прежнему пыхтел и все же обогнал бы на канате своего закадычного друга Булата, а на далекой и незнакомой ЧАЭС кто-нибудь не поставил бы подпись под проведением сомнительного эксперимента. История могла сменить свой вектор, и не писал бы через два десятка лет автор этот путеводитель, поскольку небольших городов у нас много, и рассказать о каждом жизни не хватит.

Центральная площадь Припяти

Вид из парка на ДК «Энергетик»

Все экскурсии по ДК «Энергетик» обязательно заканчиваются в подсобке, заставленной портретами партийных вождей. Вот над кем не властно время. Разрушается бетон, но холсты по-прежнему прочны, а краски не тускнеют. На различных фотографиях они расположены по-разному, их кто-то постоянно передвигает. Признак свободы? В том же 86-м я, будучи перестроечным школяром, перевернул портреты с членами Политбюро, что висели над классной доской, вниз головами и получил обвинение в антисоветчине. Теперь, глядя в лица нарисованных героев вчерашних дней, я понимаю всю иллюзорность представлений о свободе как возможности передвигать портреты героев сиюминутных. Сколько их уже сменилось за последнее двадцатилетие в России и на Украине, а свобода лишь усмехается над жителями бывшей одной шестой части суши и дразнит их издалека. Я вспоминаю Стругацких и свой любимый «Пикник на обочине»: «И опять поползли по сознанию, как по экрану, рыла… Надо было менять все. Не одну жизнь и не две жизни, не одну судьбу и не две судьбы, каждый винтик этого подлого здешнего смрадного мира надо было менять…»

Правила нарушены

Колесо обозрения, вид из ДК

Уехали все сильные, смелые, ловкие…

«Спасибо, я постою»

Заросшая 16-этажка

Прокатитесь, 600 мкР/час

Детский парк, что разбит неподалеку от ДК, знаменит своим колесом обозрения, что фотографируют едва ли не чаще самого саркофага. Колесо - значит детство, а колесо припятское - символ детства разрушенного. Саше Сироте не довелось на нем прокатиться. На следующий день он покинул свой город - как оказалось, навсегда. Он лишился родного места, как лишаются дети одного из своих родителей. Сирота - случайность? Здесь, в Припяти, я не верю больше в случайности. Нынешний Александр, вооруженный дозиметром, показывает на неприметное пятно на асфальте. Одна тысяча микрорентген, вторая, пятая… теперь их десять. Десять тысяч невидимых микрорентген в час, которые хотели его убить На машинках, катавших его в детстве, - всего 600. Мне кажется, невидимая смерть прежде всего остального хотела отравить именно это место, выжечь будущее, чтобы никогда не наступило в Припяти настоящее. Она добилась своего: теперь у этого города есть только прошлое.

Панорама парка

Городские джунгли

Плач о потерянном детстве

Памятная стела

Мы осторожно поднимаемся по лестницам 16-этажки, заросшей виноградными побегами. Неведомые силы выкорчевали лифт, но не смогли унести кресло и бросили его на полдороге. Идем цепочкой, по одному человеку на пролет. Иногда я заглядываю в квартиры, вычищенные почти до обоев. С крыши открывается удивительная панорама джунглей, поглотивших остатки былого великолепия. Наверное, такие же чувства испытывал в 1860 году француз Анри Муо, наткнувшийся на древнюю столицу Камбоджи - великолепный Ангкор, полностью заросший гигантскими деревьями. Миллионный Ангкор разрушил сам себя, вырубив джунгли и сгорев под палящим солнцем. Палящее солнце четвертого реактора взошло над Припятью 23 года назад и еще сотни лет не зайдет за горизонт. За тысячу лет ничего не изменилось в подлунном мире, и люди по-прежнему уничтожают по недомыслию свой уголок, отвоеванный у диких зарослей.

Мне хорошо виден саркофаг, красно-белая труба над ним, нитка дороги от ЧАЭС до города и безмолвные припятские кварталы. Два четырехугольника, очищенные от вековых сосен, - это площадки под новые микрорайоны, так и оставшиеся в проекте. Городской красавец-стадион настолько зарос, что почти не виден из-за листвы. Буйство красок заметно притупляет ощущение трагедии, и я жалею, что приехал сюда летом. Если доведется еще раз побывать в Припяти, то это наверняка будет холодное время года.

Мы выезжаем из города, заглянув напоследок к строительному ковшу. Его использовали на ликвидационных работах, не смогли отмыть и бросили возле какого-то учреждения. «Ковш очень грязный, близко подходить не стоит!» - предупреждает Александр, чуть ли не залезая внутрь с дозиметром. 2000 мкР/час - в сто раз выше нормы - и он предпочитает отойти на несколько безопасных метров. Я оглядываюсь по сторонам. Неподалеку стоит подозрительно рыжая сосна. Может, это просто болезнь, но жизнь всего одна, и проверять своей шкурой не хочется.

Радиоактивный ковш

На обратной дороге в автобусе куда тише, чем обычно. «Сталкеры на один день» осмысливают увиденное, и это означает, что главная цель организаторами поездки достигнута. Чтобы подбодрить экскурсантов, Антон Юхименко включает дозиметр и делает бодрое объявление: «Внимание, сейчас мы проезжаем зону «западного следа». Радиационный фон в центральном проходе автобуса равен 1000 мкР/час, у окон - в полтора раза больше». Обладатели мест в середине чувствуют себя победителями лотереи, «возлеоконники» им завидуют.

Обязательная остановка у бетонной стелы «Припять, 1970» на выезде из города. Я замираю на секунду. Ужин в Чернобыле будет потом. Потом будет дорога на Киев, фото знаменитого дорожного знака «Чорнобіль», удачная встреча с одним из всемирно известных специалистов по аварии, бывшим дозиметристом-ликвидатором Евгением Самойловым, и вечерняя украинская столица, как привет из другой жизни. Все это будет потом. Прости нас, живых и сытых, Припять! Сейчас я стою, опустив голову, и дописываю это письмо, и несуществующий почтальон уже с нетерпением ждет у твоего ржавого ящика, чтобы отправить конверт по назначению - никому, никуда. Только что окончился короткий летний дождь, и на обочинах дороги сверкают лужи. Часть сердца отрывается и не хочет уезжать. Она говорит: «Я остаюсь. Это мое место, моя боль, моя память. Мой бесконечный пикник на обочине».

Как вы думаете, чем все это кончится?

Вы о чем?

Посещение Зоны, сталкеры… вся эта куча… чем это может кончиться?

Для кого? Конкретизируйте.

Ну, скажем, для нашей части планеты.

Это зависит от того, повезет нам или нет… Конечно, не исключено, что, таская наугад каштаны из этого огня, мы в конце концов вытащим что-нибудь такое, из-за чего жизнь не только у нас, но и на всей планете станет просто невозможной. Это будет невезенье. Однако, согласитесь, это всегда грозило человечеству.

(А. и Б. Стругацкие, «Пикник на обочине»)

Из книги Заказные преступления [Убийства, кражи, грабежи] автора Иванов Алексей Николаевич

«Убей моего мужа!» Памела Смарт молода, красива и честолюбива. Жила в маленьком городке Дерри, штат Нью-Хэмп-шир, на восточном побережье Америки. И не находила себе места. Карьера учителя ее не привлекала, семейная жизнь оказалась монотонной и тоскливой, и она пыталась

Из книги Проходные дворы автора Хруцкий Эдуард Анатольевич

Лейтенант из моего детства Была война, а мы были мальчишками.Не помню, кто из наших прозаиков-фронтовиков написал о том, что на войне быстро взрослеют. Думаю, это можно отнести и к тем, кто четыре с половиной года войны жил в тылу.У моего поколения пацанов было очень

Из книги Песня серебряных горнов автора Сорокин Ю

ЗЕМЛЯ ВЕЧНОГО ДЕТСТВА Мы называем Артек землей вечного детства, и в этом нет никакого преувеличения. Так оно и есть.Сколько бы десятилетий ни прошумело над зеленым побережьем, что начинается у тесных улочек старинного Гурзуфа и ведет сквозь кипарисовые, сосновые и

Из книги Исповедь нормальной сумасшедшей автора Мариничева Ольга Владиславовна

Родом из детства Депрессия усиливается. Свидетельствовать депрессию – вот все, что мне остается. И постигать смысл: зачем мне дан этот путь вспышек и сгорания души, почему я с детства не совпала с плавным, не катастрофичным течением жизни? Помню, в детстве я подолгу

Из книги Путешествия без карты автора Грин Грэм

Поземка из детства Борис Михайлович Бим-Бад как-то предложил писать «портрет эпохи» – через свою личную жизненную историю, прежде всего – историю детства (у него в Университете, знаменитом УРАО, пока его не отобрали, был даже Музей детских воспоминаний – не столько

Из книги Компьютерра PDA N142 (22.10.2011-28.10.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Из книги Всего лишь 13. Подлинная история Лон автора Мансанарес Джулия

Из книги Прислушайтесь к городу… автора Голышкин Василий Семенович

Глава 11 Расширение моего кругозора Возвращение в ПаттайюНа следующее утро я приехала в Бангкок, а потом направилась в Паттайю. Я была на месте уже после полудня. Я бросила чемодан в квартиру, которую очень любила и быстро поехала к Дейву. Он был очень удивлен, увидев меня.

Из книги Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь автора Чуковский Корней Иванович

В интересах детства Самые разные конфликты сходятся в отдел к Татьяне Владимировне.Вот сидит перед ней взволнованный папа:- Хулиган жестоко избил моего сына. Чуть не покалечил. Я требую его привлечения к суду! В противном случае я буду жаловаться выше.На самом же деле

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

История моего «Айболита» 1Что же мне было делать, когда, окрылив меня на недолгое время, внезапно прекращался тот нервный подъем, который некогда именовали вдохновением, и у меня не оставалось надежды, что он снова вернется ко мне?Так произошло, например, с моей сказкой о

Из книги Мстители гетто автора Смоляр Гирш

В постели с женой моего любовника Отношения развивались, что называется, с пугающей силой и скоростью. Я ликовала – ну наконец-то судьба дала мне шанс влюбиться в мужчину, который сочинял стихи, издавал свои книжки, ставил спектакли и подвизался на кинематографическом

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

VI. ОН - НЕ СИРОТА Двенадцатилетний Вилик Рубежин дважды остался круглым сиротой. В первый раз, когда коричневые бандиты заняли его родной город Минск, мальчик остался один, не зная, куда девались его родители. Его семьей стала подпольная организация в Минском гетто. Вилик

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Глава 21 Конец моего отчета Этой завершающей конференцией трех держав было суждено создать разброд. Я не пытался описывать здесь все проблемы, которые были поставлены, но не были решены на наших заседаниях. Я ограничился лишь тем, что рассказал, насколько мне было это

Из книги Дневник бывшего коммуниста [Жизнь в четырех странах мира] автора Ковальский Людвик

Египетский сирота Первый печальный опыт не прошел для путешественника даром. Прежде чем вновь отправиться на поиски Томбукту, Кайе решил сначала изучить язык, быт и обычаи местных народов, стать своим среди чужих.В качестве мелкого торговца, в мавританской одежде он шел

Из книги Еврейский певец негритянского народа. Джордж Гершвин автора Штейнберг Александр

Глава 1А: Два Письма от Моего Отца В предыдущей главе я кратко обрисовал историю моей жизни. Большинство ранних воспоминаний – это переплетение моих собственных впечатлений и рассказов моей мамы. Отрывки из моих дневников появятся в следующих главах книги. Они

Из книги автора

МЕЛОДИИ ДЕТСТВА Они были совершенно разными, эти двое братьев – Айра и Джордж. Айра – вылитый отец. Спокойный, уравновешенный, даже немного флегматичный, он всегда рассуждал. Рассчитывал все свои поступки заранее. Хорошо учился в школе, был очень «положительным». Джордж

Уважаемые коллеги!

Специально для читателей сайта ДЕТСТВО-ГИД я написала две электронные книги:

1. «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей».
2. «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей».

«Методические подсказки» — это методические рекомендации для педагогов ДОУ (в том числе и для старших воспитателей), которые составлены в виде вопросов и развернутых ответов на них . Весь материал разработан в соответствии с требованиями и положениями ФГОС ДО.
«Методические подсказки» не содержат ничего лишнего, только конкретная и необходимая информация для работы. Этот материал можно взять как основу для написания планов, самоанализа к аттестации, выступления по теме самообразования, выступления на педсовете или методическом объединении , можно разработать презентацию и другие методические документы.

Как максимально использовать тексты из этих книг для своей работы, я разъяснила в этой статье .

Первая книга — «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей»

Что Вы узнаете из 100 страниц книги:

— о современных тенденциях и особенностях организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО (различных способах интеграции, современных формах взаимодействия педагога с детьми, характеристиках детских культурных практик по видам, задачам и содержанию);
— о том, что нужно делать, чтобы развивать важные личностные качества дошкольников (самостоятельность, эмоциональность, творчество, познавательную активность), на которые ФГОС ДО обращает особое внимание;
— о том, как разработать
— по какому алгоритму
— о том, что необходимо сделать по теме самообразования

Вы получите:

— практические материалы по организации образовательного процесс а в соответствии с ФГОС ДО;
— практические материалы по различным направлениям развития дошкольников (социализация личности, взаимодействие со сверстниками, восприятие художественных произведений, развитие диалогической речи, развитие связной речи) на основе конкретных современных технологий с указанием авторов ;

Чтобы посмотреть содержание

Цена книги: 230 рублей

[email protected] Я всё объясню и обязательно помогу.

Вторая книга — «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей»

Что Вы узнаете из 101 страницы книги:

— о современных тенденциях и особенностях организации образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (различных способах интеграции, современных формах взаимодействия музыкального руководителя с детьми, характеристиках детских музыкальных культурных практик по видам, задачам и содержанию);
— о конкретных моделях развития воспитанников по основным видам музыкальной деятельности (музыкального восприятия, певческой, музыкально-ритмической и творческой деятельности, инструментального музицирования);
— о том, что нужно делать, чтобы развивать важные личностные качества дошкольников в музыкальной деятельности (самостоятельность, эмоциональность, познавательную активность), на которые ФГОС ДО обращает особое внимание;
— о том, как происходит социализация личности дошкольника и осуществляется взаимодействие со сверстниками в музыкальной деятельности;
— о том, как разработать программу своего профессионального развития для межаттестационного периода;
— по какому алгоритму планировать деятельность по теме самообразования;
— о том, что необходимо сделать по теме самообразования , учитывая современные подходы и требования в этом направлении.

Вы получите:

— практические материалы для организации образовательного процесса по музыкальному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
— практические материалы по развитию у дошкольников музыкального восприятия (тематический и перспективный план, картотеку дидактических игр, пособий и творческих заданий). Выбор именно этих материалов не случаен, так как основная задача музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО – развитие ценностно-смыслового музыкального восприятия;
— практические материалы по моделям развития воспитанников в основных видах музыкальной деятельности Представлены задачи, содержание, организационные формы, современные методы, психолого-педагогические условия и предполагаемый результат по каждому из этих видов музыкальной деятельности;
— практические материалы, на основе которых Вы разработаете свою методическую документацию, презентации, отчеты, тексты выступлений, самоанализ образовательной деятельности.

Чтобы посмотреть содержание книги, кликните левой кнопкой мыши по изображению.

Цена книги: 230 рублей

Уважаемые коллеги! Если Вы не знаете, как оплачивать заказ или никогда не пользовались такой формой оплаты, или не смогли получить книгу после оплаты, то пишите на электронную почту сайта: [email protected] Я всё объясню и обязательно помогу.

Как разместить свой материал на сайте «ДЕТСТВО-ГИД»

Сайт «ДЕТСТВО-ГИД» предоставляет возможность педагогам ДОУ опубликовать свои авторские методические разработки. С данными разработками Вы можете ознакомиться в рубрике «Практические материалы» .
Для того, чтобы Ваши материалы были опубликованы, присылайте их на адрес: [email protected]

Публикация работ на сайте бесплатная .

К публикации принимаются:
— конспекты занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр и других форм взаимодействия педагога с детьми;
— статьи;
— проекты;
— методические разработки проектов, дидактических игр;
— сценарии праздников, развлечений, родительских собраний, педагогических советов, семинаров, конференций;
— консультации для педагогов или родителей;
— мастер-классы и др.

К публикации не принимаются:
— работы, ранее опубликованные на других сайтах;
— материалы, уникальность текста в которых менее 65%;
— буклеты;
— презентации.

Требования к присылаемым для публикации материалам:
1. К публикации принимаются только авторские разработки.
2. Необходимо указать:
— ФИО автора (полностью);
— должность автора;
— место работы (название учреждения);
— название населенного пункта;
— название авторского материала.
3. Если в методической разработке Вы опирались на материалы из других источников, то необходимо их представить. Для этого на последней странице текста указать список использованных источников — название печатных изданий и авторов или ссылки на страницы WEB-сайтов.
4. При оформлении текста не используйте рамки, заливки, подложки, а также выделения слов в виде ПРОПИСНЫХ БУКВ.
5. Текст следует оформлять в редакторе Word и обязательно проверить пробелы между слов. Не вставляйте непосредственно в текст работы графические изображения. Все графические объекты (фотографии, схемы, таблицы, картинки, рисунки) необходимо оформить в виде отдельных файлов в форматах jpg, png, gif.
7. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать присланные разработки или отказать автору в размещении материалов без разъяснения причин такого отказа.

Сроки публикации работ на сайте:
Присланные работы публикуются на страницах сайта в течение трех дней, при условии, что материал принят к публикации.

Получение свидетельства:

После публикации работы, на адрес Вашей электронной почты будет выслано электронное свидетельство. Вы сможете самостоятельно его распечатать на цветном принтере.
В случае, если Ваш материал не будет принят, Вы также получите об этом уведомление.

В свидетельстве указываются:
— название сайта;
— ФИО автора;
— дата опубликования методической разработки;

— название методической разработки.

Лучшие статьи по теме