Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Найти методика исследования мотивационного выбора. Исследование мотивации личности

Найти методика исследования мотивационного выбора. Исследование мотивации личности

Мотивы могут делиться на внутренние или внешние. Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов референтной группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения - для того, чтобы получить статус.

Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации - это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом, если (самообразованием, танцами, посещением педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, на наказание за его невыполнение?» Если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней. Если же, напротив, ваш ответ будет положительным, то ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.

Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью (пакетом сладостей или магнитофоном), ни социальным отношением (статусом, престижем, властью и т.п.), ни всеобщим средством для приобретения того или другого (деньгами).

Такая мотивация имеет внутренние основания. Индивидуум внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.

Внутренний мотив - это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренний мотив, в отличие от внешнего, никогда не существует до и вне самой деятельности.

Экспериментальные методы выявления мотивов

С целью объективизации изучения мотивов в лаборатории Л.И. Божович были разработаны методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные световые сигналы, каждый из которых связывался с определенным мотивом (установкой). Сравнение времени реакции при разных установках позволяло судить об индивидуалистских или коллективистских мотивах учащихся. Как отмечает Е.П. Ильин, слабостью этого метода является то, что во-первых, он направлен на изучение только одного вида направленности личности, и во-вторых, он может показывать не столько общую направленность личности, сколько отношение данного учащегося к коллективу: отрицательное отношение к нему может искажать при эксперименте его общую коллективистскую направленность. Следовательно, для использования этого метода надо отбирать людей с положительным отношением к той группе, в состав которой его включают.

М.Н. Валуева предлагает изучать значимость тех или иных мотивов с помощью экспериментальной методики, основанной на регистрации вегетативных показателей эмоционального напряжения (использование эмоциональных реакций как «индукторов мотивов»). В качестве показателей, отражающих величину потребности и оценку вероятности ее удовлетворения выступают изменения порогов обнаружения звуковых сигналов и частоты сердечных сокращений. С помощью этой методики объективно оценивалась относительная сила двух мотивационных установок: избежать неприятного болевого воздействия самому; избавить от подобного воздействия партнера.

К экспериментальным методам изучения трудности выбираемой цели можно отнести методику выявления уровня притязаний. Е.И. Савонько модифицировала этот метод для изучения роли оценки и самооценки как мотиваторов, определяющих поведение школьников разного возраста. Учащимся давалась возможность выбирать задачи на сообразительность различной трудности. Уровень самооценки определялся по степени трудности выбираемых задач, а установка на оценку - выбором задачи, которую учащийся решал, зная, что оценка будет объявлена в классе.

В зарубежных исследованиях чаще других используются проективные методики, разработанные во многих случаях на основе патопсихологического подхода. К.Г. Юнг в 1919 году в качестве метода анализа скрытых мотивов (влечений, побуждений к чему-либо) предложил тест на ассоциацию слов (ассоциативный эксперимент). От испытуемого требуется, чтобы он как можно быстрее отвечал на названное слово своим, первым пришедшим на ум, словом. Заторможенность этой реакции (увеличение латентного периода), непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (беспричинный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указания на наличие эмоционально окрашенных (значимых) представлений. Помимо отдельных слов в качестве раздражителей в ассоциативном эксперименте могут использоваться числа, рисунки, цветные пятна и т.д.

По мнению американских психологов, проективные методики позволяют выяснить неосознаваемые мотивы (причины). Их этих методик наиболее известны тест Роршаха, проективно-ассоциативный логический тест (ПАЛТ) и тематический апперцептивный тест (ТАТ).

В тесте Роршаха испытуемые, рассматривая чернильные пятна причудливых очертаний, объясняют, на какие предметы или события они похожи. Экспериментатор, анализируя эти объяснения, выносит суждение о мотивах испытуемого.

В тесте ПАЛТ испытуемым предъявляется какой-либо раздражитель, например, фрагмент пьесы, по которому они письменно излагают свое видение ситуации, ее истоков, взаимоотношения персонаже, предшествующих, настоящий и будущих событий. Этот тест требует сложного логического анализа, который не у всех развит одинаково, и не менее сложного анализа письменного текста экспериментатором.

В тесте ТАТ испытуемым предъявляются сюжетные картинки, по которым они описывают не только настоящую, но прошлую и будущую ситуации.

М.В. Матюхина (1984) отмечает, что при использовании полупроективных методик хорошо выявляются малоосознаваемые мотивы. Необходимо отметить, что проективные методы не лишены недостатка. Для того чтобы по изобразительным и литературным сюжетам экспериментатор мог судить о побудительных причинах испытуемых, он должен истолковывать даваемые ими описания. А это чревато субъективностью: описание испытуемого может иметь несколько значений, и которое из них - истинное для одного человека, сказать трудно.

УДК 154.4 E.H. Арбузова*

Особенности применения методик исследования мотивации человека

На практике сложилось так, что в рамках отечественной школы мотивации разрабатывались исключительно теоретические, либо эмпирические ее аспекты. Методический аспект исследования мотивации в настоящий момент является одной из проблем, нуждающихся в новых исследованиях. Именно данный фокус проблемы мотивации человека представлен в работе автора.

Ключевые слова: мотивация, методика исследования мотивации, валидность, виды мотивации.

E.N. Arbuzova*. Methodological aspects of human"s motivation study

Practically is established that in national motivation school only theoretical or empiric aspects were being work out. Methodological aspect of motivation study at the moment is one of the most new researches demanding. In author"s work motivation problems are set forth exactly in this focus.

Keywords: motivation, methodology of motivation study, validity, motivation"s types.

Детерминация человеческого поведения в структуре философского и психологического знания всегда занимала одно из ведущих мест. При этом исследования мотивации, как правило, шли в нескольких направлениях. Во-первых, мотивация рассматривалась как феномен, являющийся движущей силой поведения человека, и поэтому связывалась с понятием воли. С другой точки зрения она рассматривалась как самостоятельное явление, имеющее в своей основе собственные особенности и механизмы формирования. Исследования, проводившиеся последние 20 лет, доказывают, что мотивация, ее содержание, структура и механизмы остаются все еще недостаточно изученными и требуют дальнейшей работы в этом направлении .

К основным проблемам мотивации на современном этапе можно отнести не столько теоретическую неопределенность понятия (хотя данная проблема и остается актуальной), сколько отсутствие интегративного подхода к исследованию явления. Зарубежные психологи, делая акцент на прикладных аспектах мотивации, в значительной мере уходят от целостного взгляда на проблему, теряя теоретический контекст. Отечественная психология, в противоположность зарубежным исследованиям, делает акцент на теоретических аспектах мотивации, однако не уделяет достаточного внимания эмпирической стороне проблемы. При этом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, как правило, являются разрозненными, лишенными единого контекста.

Необходимо сказать, что в последние годы были предприняты попытки системных исследований в области психологии мотива и мотивации. Заметную роль при этом сыграли разработка смежных с психологией мотивации областей - таких, как психология поведения, эмоций и воли, в контексте которых зачастую рассматривается и психология мотива, а также единичные разработки некоторых авторов .

Однако, несмотря на попытки рассмотреть данное явление как системное понятие, на современном этапе в структуре проблем мотивации все еще остается неразработанная область, требующая новых исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Это проблема методической обеспеченности психологических измерений. Данная проблема характерна не только для исследований психологии мотива.

Разработку и изучение основных параметров современных методик можно считать одной из важнейших проблем прикладной психологии, поскольку теоретическая проблематика, не имеющая возможности быть адекватно измеренной и диагностированной, практически теряет всякий смысл.

Обязательными процедурами разработки диагностического инструментария можно считать процедуры стандартизации и адаптации методик. При этом работа с любым тестом требует определенных знаний не только в области психологии, но и навыков работы со статистическими и математическими инструментами.

Важным моментом разработки любой методики является глубокое теоретическое исследование проблемы, под которую данная методика разрабатывается. Теоретические исследования в области психологии мотивации характеризуются большим разнообразием. При этом важнейшим основанием методических разработок в области психологии мотивации должно являться как минимум наличие четкого определения мотива, выделение структурных компонентов мотива и описание ее видов.

Теоретический анализ позволяет утверждать, что в настоящее время под мотивацией принято понимать некую совокупность различного рода побуждений, направляющих наше поведение на определенные объекты. Однако это лишь поверхностный взгляд на проблему. Так для того, чтобы

* Арбузова, Елена Николаевна Заместитель начальника кафедры общей и практической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Кандидат психологических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Email: [email protected].

* Arbuzova, Elena Nikolaevna, deputy chief of department of general and applied psychology, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affaires of Russia. Candidate of psychological science, associate professor. Russia. Saint-Petersburg.

знать, что мы измеряем, необходимо не просто определить явление, но и четко отнести изучаемое явление к тому или иному классу, представлять себе его структуру и виды.

В связи с этим гораздо большую определенность понятию придает исследование компонентного состава данного явления. В связи с данным уровнем анализа обнаруживается, что любой мотив имеет в своем составе целую совокупность явлений, позволяющих ему актуализироваться. К структуре компонентов мотива можно отнести потребности, влечения и интересы, желания и склонности, цели, намерения, привычки субъекта. Все указанные компоненты мотива имеют друг с другом горизонтальные связи и обеспечивают продвижение и развитие мотива от его зарождения до акта реализации (или отсутствия такового). Однако не следует забывать и о наличии вертикальных связей процесса мотивации, которые обеспечиваются работой собственно механизмов не мотивационной природы . Механизмы обеспечивают не столько содержание и развитие мотива, сколько его энергетику. Сюда можно отнести процессы эмоционального сопровождения, когнитивной оценки и показатели воли.

Таким образом, разрабатывая методические подходы к исследованию мотивации, необходимо учитывать, что данный феномен является многокомпонентным. Заявляя исследования мотива, необходимо четко осознавать, какой блок мотивационной системы исследуется - это может быть энергетическая основа мотивации (сила мотива); возможность оценки ситуации (формирование адекватного ситуации мотива); возможность его реализации (сила намерения). Данный план исследования проблем мотивации связан со структурой механизмов, позволяющих мотиву реализоваться, в связи с чем, выделяют три основных компонента мотива - потребностный, когнитивный и волевой (иногда сюда включают еще поведенческий компонент). Существует не так уж много методик, позволяющих исследовать рассмотренный ракурс мотивации. Данный аспект проблемы представлен только в исследованиях Е.П. Ильина. Однако одна из немногих методик, направленных на исследование компонентного состава мотива, не адаптирована для взрослой выборки.

Исследование мотива может идти в рамках его содержательных характеристик. Так, мы можем сделать акцент на исследовании потребностей, влечений, желаний, целей или склонностей. Необходимо сказать, что целостной структуры исследования всех составляющих мотива на данный момент не существует. Однако возможен еще один план исследования мотивации, связанный с изучением ее видов, как конечного результата работы мотивационной системы в целом. Данный план исследования мотивации является более популярным. Большинство методик, направленных на исследование мотивации, разработаны именно исходя из данного ракурса проблемы. Однако и здесь имеется немало зон неопределенности. Так, в настоящий момент существует огромное количество классификаций мотивации, направленных на выделение совершенно различных сторон мотивационного процесса. В современной психологии принято выделять следующие классификации мотивов:

Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач;

Социальная и биологическая мотивация;

Социальная и житейская направленность и т.д.

Это далеко не полный перечень классификаций мотивации. Существуют классификации, ориентированные на исследование потребностей и ценностных ориентаций субъекта, направленности и его интересов, мотивации общения и т.д. При этом исследование каждой из составляющих, указанных в различных классификациях, не позволяет охватить структуру мотивационных предпочтений человека в целом. Наиболее полная классификация методик, направленных на измерение мотивации, представлена в отечественной психологии в трудах Е.П. Ильина, в зарубежной психологии - в работах X. Хекхаузена. Е.П. Ильин представляет следующие классы методик :

Потребность в общении;

Потребность в достижении;

Мотивация к успеху и мотивация избегания неудач;

Мотивационная структура личности.

X. Хекхаузен предлагает несколько иную концепцию мотивации, расширяя ее за счет некоторых феноменов эмоционального ряда .

Представленные данные определяют проблемы описания и измерения данного явления. Необходимо сказать, что все представленные классификации мотива, во-первых, не имеют единого основания, во-вторых, даже в совокупности не исчерпывают теоретических знаний о понятии мотива. Так, невозможно точно определить абсолютно все виды мотивации, существующие в теории, и четко соотнести их друг с другом. Кроме этого, в структуре исследований отсутствует разграничение понятий мотива и мотивации, что является принципиально важным для разработки методического инструментария. Следовательно, затруднительно разработать как универсальную методику исследования мотивации, так и частные методики на все виды мотивации. Отсутствие четкости в определении мотивации на современном этапе подтверждает существование ряда проблем, связанных с изучением данного феномена. Можно предположить, что существующие теоретические разработки не являются достаточными для того, чтобы составить качественную основу для современных методик.

С другой стороны, в настоящее время явно недостаточно эмпирических исследований мотивации, позволяющих говорить о четком измерении уровня выраженности и характере формирования уже описанных видов мотивации. В исследованиях, проводимых нами на кафедре психологии, была предпринята попытка исследовать не столько теоретические стороны данного явления, которые обсуждались в предыдущих статьях, сколько провести обзор основных, наиболее популярных методик,

использующихся в психологии на данный момент, с целью определения их соответствия по целевому назначению. Для этого нами были проведена процедура частичной валидизации существующих тестов. Исследование проводилось на достаточно представительной выборке в 100 человек.

Как известно, можно выделить достаточно много видов валидности. Это конструктная, прогностическая, конвергентная и дискриминантная, экспертная валидность. Также выделяют факторы внутренней и внешней валидности. В целом валидность определяется как обобщенное оценочное суждение о том, насколько адекватными и приемлемыми являются действия и выводы, основанные на информации о тестовых показателях или результатах других способов оценивания. Понятие валидности теста отражает прагматическую идею обязательной практической проверки качества измерения психологических свойств личности. В истории развития представлений о валидности первым предметом рассмотрения была прогностическая валидность. Постепенно представления о валидности становились все более дифференцированными, и в качестве объединяющей их силы выступила концепция конструктной валидности.

В данном случае мы предприняли исследование прогностической валидности, изучаемой с помощью анализа корреляций определенного теста с уже существующими тестами подобного типа. Исследования прогностической валидности на современном этапе чаще всего связаны с моделями линейного прогноза (корреляции и регрессии). В исследовании конструктной валидности общей линейной модели используются главным образом многомерная матрица свойств, корреляционный и факторный анализ.

Нами были выделены три основные группы методик:

Методики, исследующие потребность в общении («Потребность в общении» М.Ю. Орлова; «Оценка потребности в одобрении», разработанная М.Ю. Орловым; «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна);

Методики, направленные на исследование мотивации на успех («Мотивация к успеху» Т. Элерса; «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. Реана);

Методики, направленные на исследование личностных мотивационных компонентов («Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана; «Направленность личности» М. Кучера; «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова; «Опросник МАС» И. Кубышкиной).

Анализ методик шел в направлении исследования уже имеющихся и достаточно популярных в психологии инструментов. В структуру каждого блока были включены относительно однородные, на наш взгляд, методики, имеющие целью исследование мотивации по единому основанию. Факт наличия определенной зависимости мотивационных структур от личностных особенностей уже описывался нами в ряде предыдущих работ.

В ходе работы оказалось, что корреляционные взаимосвязи между методиками не являются однозначными ни внутри выделенных мотивационных групп, ни по группам в целом. Некоторые взаимосвязи представляются довольно интересными.

В целом по первому блоку методик, направленных на исследование мотивации общения, наблюдается достаточно мало корреляционных связей. В данном блоке анализировались следующие показатели: потребность в общении, потребность в одобрении, стремление к принятию, страх отвержения. Корреляционные связи наблюдаются только в парах показателей, таких как «потребность в общении - стремление к принятию» (0,001) и «потребность в одобрении - страх отвержения» (0,003). Связь отрицательная. Особенности взаимосвязей показателей частично являются парадоксальными. Так, например, между показателем стремления к принятию и потребности в одобрении (которые близки в теоретическом плане) связи не наблюдается. Внутренняя согласованность данных по методике А. Меграбиана также отсутствует. Интересным является также факт отрицательных взаимосвязей между указанными выше показателями, что может обозначать следующее: либо данные методики невалидны, либо возможен второй вариант. Поскольку данные получены на достаточно представительной выборке, можно предположить, что в структуре мотивации чаще всего присутствует не какой-то конкретный вид мотивации, а лишь определенная тенденция к действию (положительная или отрицательная). Так, потребность в общении или одобрении (как положительные тенденции) связаны с низкими показателями стремления к принятию и страха отвержения (как отрицательной тенденцией). Однако это не соответствуют традиционным теоретическим представлениям о природе мотива как социально-психологического явления, характеризующегося все же специфической определенностью, и расходится с частными теориями мотивации, в которых потребность к принятию и потребность в одобрении рассматриваются практически как синонимы, а стремление к принятию и страх отвержения - как антонимичные феномены.

На следующем этапе анализировалась другая группа используемых методик. Несмотря на то, что в структуре методик, направленных на анализ мотивации на успех, наблюдается большая согласованность данных, их исследование также позволяет сделать выводы о наличии неоднозначных связей. Так, мотивация успеха связана с мотивацией к избеганию неудач (0,33). Однако связь наблюдается положительная, в то время как традиционно данная связь рассматривается в литературе как отрицательная. Этот же факт подтверждает наличие отрицательных взаимосвязей следующих методик: показатель методики А.А. Реана «Мотивация успеха и боязни неудачи» связан с показателем «Избегание неудачи» по методике Т. Элерса (0,31). Указанные связи представляются логичными. Кроме этого, также настораживает отсутствие каких-либо связей между показателями «Мотивация успеха» Элерса и «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана, в то время как в содержательном плане они

должны быть связаны друг с другом. Исходя из корреляционных взаимосвязей, наименее валидной представляется методика Элерса «Мотивация на успех».

Третий блок представлен методиками В.Э. Мильмана, М. Кучера, Ю.М. Орлова, МАС. Это методики, направленные на исследование личностных особенностей, обусловленных мотивацией, которые также показывают наличие определенной внутренней и внешней согласованности - но в определенных пределах. Внутри самих методик максимальная согласованность наблюдается в структуре показателей методики В.Э. Мильмана. В структуре показателей других методик внутренняя согласованность представлена в гораздо меньшей степени. Показатели являются содержательно независимыми. Наибольшая внешняя согласованность наблюдается по следующим параметрам. Показатели «Общая активность» и «Творческая активность» коррелируют с показателями методики Ю.М.Орлова «Направленность личности». Некоторые корреляционные связи наблюдается между показателями методики Мильмана и методикой МАС. Однако между остальными методиками корреляционных связей наблюдается мало.

В ходе анализа также были выявлены некоторые особенности взаимосвязей мотивационных характеристик в целом. Так, оказалось, что составляющей практически любого вида мотивации является общая творческая активность человека. Можно сделать вывод, что любая мотивация требует не только достаточно высокого энергетического потенциала, но и высокого творческого потенциала. Низкая творческая активность является основанием общего мотивационного снижения в структуре личности в целом.

При этом мотивация достижения является достаточно противоречивой психологической характеристикой, которая имеет определенные корреляционные связи с показателями других методик. Анализ взаимосвязей указывает на относительную парадоксальность связей. Так, характеристика творческой активности человека и склонности к социальной пользе в то же время коррелирует со склонностью человека к конфликтам. Можно предположить, что общая мотивационная активность человека, в том случае, если она вообще имеет место, может быть одинаково представлена как в положительных, так и в отрицательных тенденциях. Данные, подтверждающие эту мысль, уже приводились нами в рамках исследования первого блока методик. Кроме того, выраженная мотивационная активность скорее всего будет присуща только в целом активному человеку. Снижение мотивационной активности является следствием низкой активности человека.

Корреляция показателя «Потребность в достижении» с показателем «Достижения цели», скорее всего, доказывает валидность данных показателей.

Корреляционный анализ перекрестных связей между методиками из разных блоков, показал наличие интересных особенностей. Так показатель методики А.А.Реана показывает значительное количество взаимосвязей с методикой В.Э.Мильмана, М.Кучера и потребностью в достижении. Личностные характеристики мотивации по методике В.Э. Мильмана коррелируют как с общей направленностью личности, так и направленностью человека на общение.

Данные корреляционные взаимосвязи, объединяющие методики различного плана, на наш взгляд, говорят не столько в пользу валидности исследуемых методик, сколько в пользу недостаточной разработанности в структуре теоретических воззрений, когда методики различного содержательного плана дают большее количество корреляционных связей, нежели методики, входящие в одну содержательную группу.

Максимальное количество связей наблюдается между личностными показателями мотивации с мотивацией на успех и общение. Данные взаимосвязи представляются логичными, поскольку личностные особенности являются основой любого вида ситуативной мотивации. В свою очередь, в содержательном плане данные методики являются сходными.

Можно сделать вывод, что максимальной внешней и внутренней валидностью обладают методики В.Э. Мильмана и «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова. В группе методик, направленных на исследование потребности в успехе, наиболее валидной представляется методика Т. Элерса «Мотивация избегания неудач».

В целом в результате анализа исследуемых методик становится очевиден целый ряд и других проблем исследования. Так, во-первых, изучение используемых методик указывает на тот факт, что методический аппарат не охватывает всех сторон исследования мотива. Кроме того, изучение методического материала, направленного на исследование мотивации, показывает, что из 10 исследуемых методик, которые относятся к числу наиболее распространенных, только для двух методик рассчитаны средние показатели по нормативной выборке (это методика «Оценка потребности в одобрении» М.Ю. Орлова и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса). Кроме этого, даже у заявленных методик отсутствуют данные по первичной разработке теста, а также данные о выборке, на которой производилась адаптация либо разработка методики. Данные недостатки четко указывают на тот факт, что большинство методик для исследования проблем мотивации могут быть использованы только в целях сравнительного анализа и не подходят для многих более сложных видов анализа, поскольку не имеют достаточно четких средних показателей, т.е. разработаны в рамках ранговых шкал, и гораздо реже - в рамках интервальных и тем более абсолютных шкал.

Таким образом, на данный момент в структуре психологических методик, направленных на исследование мотивации, можно констатировать наличие множественных проблем, а именно:

Недостаточная теоретическая проработка проблемы;

Отсутствие данных о процессе стандартизации методик, отсутствие взаимосвязей между теоретически синонимичными показателями в методиках;

Отсутствие стандартных для теста параметров, хотя бы таких, как средние показатели по тесту.

Все эти и другие вопросы психологии мотивации требуют дальнейшей работы и исследования.

Необходимо отметить, что данное исследование можно было бы назвать пилотажным, не имеющим целью исследование всех видов и особенностей разработки тестов. Однако его результаты доказывают наличие проблем в области методической обеспеченности и практического исследования особенностей мотивации.

На наш взгляд, дальнейшей разработки требует как теоретическая база данного явления, так и ее методический компонент.

Список литературы

1. Арбузова, Е. Н. Юридическая психология: учебное пособие. - СПб.: СПбАА, 2005.

2. Арбузова, Е. Н. Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 3 (39). - С. 215-219.

3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

4. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.

5. Изард, К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

7. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2005.

8. Узнадзе, А. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.

9. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003.

10. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003.

1. Arbuzzova, E. N. Legal psychology. Train aid. - St. Petersburg, 2005.

2. Arbuzzova, E. N. Personality approach in research of problems of motivation in legal psychology // Saint Petersburg"s Ministry of International Affairs of Russia"s Announcer. - №3 (39). - 2008.

3. Aseev, V. G. Motivation of conduct and forming of personality. - Moscow, 1976.

5. I%ard, C. E. The psychology of emotions. - St. Petersburg, 1999.

6. Iljin, E.P. Motivation and reasons. - St. Petersburg, 2000.

7. Leontyev, A. N. Lectures on general psychology. - Moscow, 2005.

8. U%nad%e, D. Psychology and settings. - St. Petersburg, 2001.

9. Franken, R. E. Human motivation. - St. Petersburg, 2003.

10. Heckhausen, H. Motivation and activity. - St. Petersburg, 2003.

УДК 156.4 B.A. Корчмарюк*

Бессознательные аспекты копинг-стратегий поведения в правоохранительной деятельности

В статье анализируется теория копинг-поведения, её проявления в правоохранительной деятельности, подробно описаны основные компоненты копинг-процесса, раскрываются бессознательные аспекты в поведении человека, дается подробный сравнительный анализ различных копинг-стратегий поведения сотрудников силовых структур.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побудительная сторона предполагает рассмотрение понятий мотива и мотивации.

Мотив – это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность или поступок, смысл которого состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта.

Мотивация – более широкое понятие. Это – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивационная сфера человека – еще более широкое понятие, которое включает в себя: такие основные мотивационные образования как мотивы (диспозиции), потребности и цели.

Наиболее важной составляющей мотивации являются потребности.

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе по своему мотивационному значению понятие – цель. Это тот непосредственный осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.



Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развития можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой понимается качественное своеобразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибкой считается такая мотивационная сфера человека, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Также выделяют такое понятие, как сила мотива. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, ко­торое, в свою очередь, зависит, как отмечает К. В. Судаков (1972), от гипоталамуса, приходящего в состояние возбуждения от недостатка каких-то веществ в организ­ме. Гипоталамо-ретикулярные центры оказывают восходящее активирующее влия­ние на кору головного мозга. Таким образом, гипоталамус выступает в роли генера­тора энергии, необходимой для формирования побуждения к действию.

Однако силу мотива определяют и психологические факторы: знание результа­тов деятельности, а не выполнение работы «вслепую», понимание ее смысла, опре­деленная свобода творчества, а не жесткое регламентирование.

Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Яркая эмоциональная окраска мотива указывает на преимущественно экспрессивный его характер, требующий немедленной и исчерпывающей «энергетической разрядки» в соответствующей внешней деятельности.

Измерение силы мотива представляет значительные трудности.

По Дж. Аткинсону (J. Atkinson,1964), сила стремлений человека может быть оп­ределена при помощи следующей формулы: М = П ду х Вдц х Здц, где М - сила мотива­ции (стремления); П д - сила мотива достижения успеха как личностное свойство (диспозиция); В дц - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставлен­ной цели; З дц - личностное значение достижения данной цели для человека. Выра­женность П, В и 3 в совокупности и определяет силу мотива.

Факторы, детерминирующие формирование и развитие мотивационной сферы:

1. социальная детерминированность. Человек – существо биосоциальное, но в своем поведении чаще всего проявляет именно социальный аспект своего существа, поэтому оно (поведение) и регулируется социальными факторами, такими как признание, похвала, осуждение и т.д.

2. опосредованность интеллектом. Деятельность человека всегда имеет цель, цель объективно (или субъективно) важна для человека. Достижение цели или не достижение всегда осознается, то есть опосредуется мышлением.

Мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических, или инстинктивных, по происхождению. Это своеобразное фундаментальное положение характеризует теоретическую позицию Маслоу. Потребности, согласно Маслоу, носят не чисто физиологический, но также и психологический характер. Они образуют подлинную внутреннюю природу каждого представителя вида "человек", но они слабы, легко искажаются и подавляются неправильным научением, привычками или традициями.

Это, указывает Маслоу, "внутренние аспекты человеческой природы, которые культура только подавляет, но не может убить". Такая точка зрения, несомненно, бросает вызов древнему и устойчивому убеждению, разделяемому многими, о том, что инстинкты сильны, неизменяемы и плохи. Маслоу предполагает противоположное: потребности легко игнорируются или подавляются, но они "не плохи, а нейтральны или хороши".

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет к заболеванию

2. Ее наличие предотвращает заболевание

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать

Физиологические потребности . За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. Физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила. Позыв специфичен и имеет вполне определенную соматическую локализацию. Позывы почти не взаимодействуют друг с другом, с прочими мотивами и с организмом в целом. Хотя последнее утверждение нельзя распространить на все физиологические позывы (исключениями в данном случае являются усталость, тяга ко сну, материнские реакции), но оно неоспоримо в отношении классических разновидностей позывов, таких, как голод, жажда, сексуальный позыв. Физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям.

Потребность в безопасности . После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человека нет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда даже физиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им как второстепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.

Потребность в принадлежности и любви . После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Потребность в признании . Каждый человек (за редкими исключениями, вязанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Потребность в самоактуализации . Даже в том случае, если все ышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

Термин «самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном, употребляется в несколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности.

Наиболее глубоко и последовательно концепция мотивации раскрыта в теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданной А.Н. Леонтьевым.

В этой концепции источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (полимотивированная); точно также она может побуждаться несколькими потребностями. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться борьбой мотивов. В этой борьбе решение принимает сознательный субъект на основе своих ценностных ориентаций. При этом один из мотивов становится основным, ведущим, а др. – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанной внутреннее оправдание деятельности.

Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

Ведущая деятельность:

Деятельность, в которой формируются главные новообразования;

Формируются и закладываются основы будущей личности;

Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Эльконин. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:

1. Формирующие и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет);

2. Способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

В настоящее время существует большое количество методов для изучения мотивации:

1. Прямые методы (основанные на самоотчетах). Однако, прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, даже адекватно осознаваемые мотивы могут искажаться самим испытуемым, что проявляется, например, в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов.

2. Другим направлением диагностики мотивации человека являются проективные методы диагностики . Они разрешают проблему искажений со стороны испытуемого, но достоверность и надежность в большей мере зависит от квалификации и опыта экспериментатора. Большинство проективных методик дает возможность лишь качественного, но не количественного определения тех или иных черт.

Таким образом, традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации.

3. Личностные опросники. Испытуемые отвечают на вербальные стимулы-утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик. Проблема – фактор социальной желательности.

Среди методов психодиагностики мотивационной сферы обычно выделяют следующие группы: прямые методы, личностные опросники для измерения мотивов, проективные методы . К прямым относятся анкеты, содержащие перечень различных мотивов, которые испытуемый должен проранжировать в соответствии с их субъективной значимостью. Существенным недостатком анкетирования можно считать возможность диагностики лишь осознаваемых мотивов человека.

В личностных опросниках испытуемому предлагается отметить утверждения, связанные с мотивами, которые в этих утверждениях прямо не сформулированы. Одним из недостатков метода можно считать возможную неискренность испытуемого в связи с его стремлением к социальной желательности ответа или с влиянием ситуации тестирования. Несмотря на это, личностные опросники получили достаточно широкое распространение в психологических исследованиях.

К проективным методам принято относить такие техники, как словесные ассоциации, собственные рисунки испытуемых, незаконченные предложения, интерпретация сюжетных картинок и др. Проективные методы предполагают анализ продуктов воображения обследуемого. В основу этих методов положен факт влияния мотивации на воображение и перцепцию . При всех преимуществах проективные методы сложны при интерпретации полученных данных, что обусловлено трудностями разработки четких критериев оценивания диагностируемых психологических образований и в связи с этим - относительной субъективностью диагноза. В целом благодаря возможности диагностировать не только осознаваемые мотивы, но и глубинные мотивационные образования испытуемого, проективные методы более информативны по сравнению с анкетами и опросниками.

При всем многообразии проективных техник диагностики личности общим для них является то, что испытуемым предлагается неопределенная задача с неограниченным разнообразием возможных ответов. Для того чтобы не сдерживать фантазию индивида, даются только краткие, общие инструкции; предъявляемые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны .

В целях изучения познавательных и профессиональных мотивов нами была модифицирована методика измерения потребности достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клеллан- да, Е. Лауэлла, Р. Кларка (1958), Р.С. Вайсмана (1973). Модификация заключалась в разработке нового стимульного материала и критериев оценивания выраженности диагностируемых мотивов. Рабочее название предложенной модификации - прием визуализированных проблемных вопросов, состоящий в интерпретации сюжетно неопределенных картинок.

В отечественной психологии метод исследования потребности достижения, разработанный Д. Мак-Клелландом, Дж. Аткинсоном, Р. Кларком, Е. Лауэллом (1958), впервые был использован Р.С. Вайсманом (1973) для измерения показателя «потребности достижения», в частности, мотива творческого и мотива «формально-академического» достижения. Аналогом мотива творческого профессионального достижения для студентов автор избрал мотив, выражающийся в стремлении добиться творческого успеха в области науки или искусства, а мотива профессионального нетворческого достижения - мотив «формально-академического» достижения, выражающийся в стремлении к хорошей успеваемости, сдаче зачетов и экзаменов, подготовке к занятиям и другим видам «школярских» достижений. Заметим, что при обработке полученных данных Р.С. Вайсман использует критерии оценки указанных мотивов, не отражающие профессиональный аспект достижений.

Процедура работы по описанной методике состоит в следующем. Испытуемым предлагается письменно по определенному плану проинтерпретировать серию сюжетно неопределенных картинок, на которых изображены люди в различных ситуациях, подобно тому, как это делается в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ).

Авторами метода экспериментально доказано, что в предложенных условиях испытуемые «проецируют» на оцениваемые события и людей свои собственные потребности и мотивы, о которых можно судить по их письменным интерпретациям картинок (сочинениям). По мнению Р.С. Вай- смана, преимущество данного метода состоит в использовании специфически человеческого и наиболее чувствительного индикатора мотивационных состояний - речи, причем в ее наиболее развернутой, письменной форме. В отличие от «самоописательных» методов (вопросники, шкалы), основанных на субъективном отчете испытуемого, этот метод более чувствительно отражает изменения наличного уровня мотивации, а по сравнению с клиническими методами оценки мотивации дает более устойчивые показатели. По одним и тем же сочинениям можно судить о соотношении разных потребностей испытуемого в настоящий момент (их «ситуационной» соподчиненное™) и получать, пользуясь различными способами содержательного анализа, показатели сразу нескольких потребностей .

Р.С. Вайсман отмечал, с одной стороны, принципиальную возможность применения данного метода для психологического изучения мотивационной сферы человека, с другой - необходимость его модификации для использования в конкретных целях исследования. Определенные модификации вполне допустимы и, как показано авторами исходной методики, на качество получаемых результатов существенно не влияют . Это дало нам основание внести в вариант методики Р.С. Вайсмана следующие модификации.

  • 1. В связи с тем, что предметом нашего исследования являлось развитие познавательных и профессиональных мотивов, нами предложена другая серия картинок, подобранных таким образом, чтобы при сохранении их сюжетной неопределенности они могли быть проинтерпретированы испытуемыми как ситуации, отражающие не только познавательную или профессиональную, но любую другую деятельность (приложение 1).
  • 2. Несколько изменены формулировки плана интерпретации картинок, выраженного в следующих вопросах испытуемому:
    • - Кто эти люди?
    • - Что происходит на этой картинке? В чем заключается ситуация, отраженная в данном сюжете?
    • - Что привело к данной ситуации? Что произошло до этого?
    • - О чем в настоящий момент думают люди, включенные в изображенную ситуацию?
    • - Какие желания и чувства они переживают?
    • - К чему приведет данная ситуация? Что произойдет далее?
  • 3. Сформулированы критерии содержательного анализа сочинений, соответствующие этим критериям показатели познавательных и профессиональных мотивов.

Процедура исследования заключается в следующем. Каждому испытуемому выдается набор из шести картинок, лист с вопросами для интерпретации сюжетных изображений, шесть протоколов для письменных интерпретаций (сочинений) по каждой из картинок; в инструкции испытуемым сообщается, что данный прием предназначен для изучения творческого воображения. Испытуемые работают индивидуально и независимо друг от друга. Время ответов ограничивается: на интерпретацию каждой картинки отводится 6 минут, переход к следующей картинке контролируется экспериментатором.

Познавательные мотивы можно считать выраженными, если анализ сочинения показывает, что персонажи картинок стремятся раскрыть нечто неизвестное. Соответственно, выраженность профессиональных мотивов можно диагностировать как стремление раскрыть неизвестное в контексте какой-то профессиональной проблемной ситуации. Анализ описанных испытуемым стремлений персонажей позволяет судить, имеет ли сюжет его рассказа отношение к познанию как таковому, профессиональному познанию, профессиональному саморазвитию: да, если действия персонажа можно прямо расценить как стремление к познанию, к решению проблем и задач (широкой познавательной направленности или профессиональных); нет, в случае нечеткой или сомнительной представленности в рассказе обозначенных стремлений.

Критериями оценки сюжетного рассказа-описания на предмет отнесения к теме вообще познания, профессионального познания, профессионального саморазвития служили:

  • 1) стремление человека к решению задачи, проблемы;
  • 2) стремление или желание понять какие-либо явления, информацию;
  • 3) стремление понять суть излагаемого собеседником (коллегой), стремление к взаимопониманию;
  • 4) стремление к высокому уровню профессиональной компетентности, профессиональному самовыражению, самореализации, саморазвитию;
  • 5) стремление к созданию нового, овладению новыми знаниями, умениями, совершенствованию средств, способов собственной деятельности.

А. Персонажи заняты познавательной или профессиональной деятельностью, у них явно выражено стремление к познанию, саморазвитию, решению профессиональных задач и проблем.

Б. Стремление персонажей к познанию или решению профессиональных задач и проблем выражено неявно.

В. Персонажи не заняты познавательной или профессиональной деятельностью, их стремления не связаны с познанием или профессией либо слабо обозначены.

Отнесение сочинений испытуемых к той или иной из этих групп в соответствии с выраженностью познавательных мотивов осуществляется на основании следующих признаков:

  • познавательные мотивы выражены явно, сочинение относится к группе А, если персонаж включен в познавательную деятельность (думает над проблемой, решает задачу, изучает какую-то информацию), и в сочинении отмечается, что он стремится к познанию, осмыслению или решению какой-либо научной проблемы или задачи, к получению, усвоению или открытию нового знания;
  • познавательные мотивы выражены неявно, сочинение относится к группе Б, если персонаж вовлечен в решение проблемы, но стремление к познанию, открытию или усвоению нового знания нечетко обозначено в тексте;
  • познавательные мотивы не выражены, сочинение относится к группе В, если из содержания сочинения не следует, что персонаж стремится к познанию, усвоению нового знания, решению проблемы или задачи познавательного плана.

Приведем примеры сочинений, отнесенных к различным группам в соответствии с выраженностью познавательных мотивов.

Сочинение испытуемого, отнесенное к группе А: «Студенты на одном из практических занятий просматривают кинофильм и по ходу делают важные пометки в своих тетрадях. До этого на лекции они уже знакомились с этим материалом, а сейчас на практическом занятии рассматривают его более детально. В настоящий момент они заинтересованы своей работой, обдумывают увиденное на экране. У студентов присутствует интерес, желание работать по данной теме, получить новые знания. После просмотра фильма они вместе займутся обсуждением нового материала».

Сочинение группы Б: «Студент ожидает преподавателя физики. У него не получаются расчеты в курсовой работе, поэтому он пришел на консультацию к преподавателю. Этот молодой человек еще раз проверяет свои записи, пытаясь найти ошибку. Он думает о том, что скорее всего ему придется переделывать всю работу. Наверное, так и случится».

Сочинение группы В: «На картинке изображен студент, слушающий лекцию. До того он что-то записывал, а в настоящий момент обдумывает это и старается вникнуть в смысл слов лектора. Его лицо «говорит» об усталости и трудности восприятия невообразимо сложной для него информации. Дальше, я думаю, лекция закончится, и он пойдет либо домой (что более вероятно), т.к. за окном темно, либо на следующее занятие».

Дифференциация сочинений испытуемых на группы А, Б и В в соответствии с выраженностью профессиональных мотивов осуществлялась по следующим признакам:

  • профессиональные мотивы выражены явно, сочинение относится к группе А, если персонаж включен в профессиональную деятельность (решает профессиональные проблемы, задачи, изучает какую-то информацию), и в сочинении отмечается, что он стремится к овладению новыми методами, средствами или способами этой деятельности, к ее совершенствованию и саморазвитию (к освоению новых технологий, овладению новыми знаниями, умениями или поиску новой информации, необходимой для решения профессиональной проблемы);
  • профессиональные мотивы выражены неявно, сочинение относится к группе Б, если персонаж вовлечен в профессиональную деятельность, но стремление к совершенствованию этой деятельности, овладению новыми средствами и способами ее выполнения (знаниями, умениями, операциями, технологиями) нечетко обозначено в тексте или не отмечается совсем;
  • профессиональные мотивы не выражены, сочинение относится к группе В, если персонаж не был занят профессиональной деятельностью и его стремления никак не связаны с овладением средствами и способами ее осуществления либо нечетко обозначены.

Приведем примеры сочинений, отнесенных в результате первого этапа содержательного анализа к различным группам в соответствии с выраженностью профессиональных мотивов.

Сочинение группы А: «Научные сотрудники какого-то исследовательского института обсуждают проект, который предложил один из них. Автор проекта знакомит своего коллегу с основными положениями этого проекта. Накануне, допустим вчера вечером, у него возникла замечательная идея и он набросал план на листе. В настоящий момент коллеги думают о способах реализации этого проекта, выявляют его отрицательные и положительные стороны. Наверное, оба чувствуют радость от того, что проект, возможно, будет реализован. В дальнейшем они детально разработают все пункты проекта и представят его своим коллегам».

Сочинение группы Б: «Профессор и ассистент обсуждают содержание программы экзамена. Подошло время сессии, и им нужно согласовать все экзаменационные вопросы, что они и делают на ходу: уточняют формулировки билетов. Оба торопятся, т.к. одному нужно идти на занятие, другому - на ученый совет».

Сочинение группы В: «Люди, находящиеся в небольшой комнате, заняты каждый своим делом. Один механически просматривает какие-то бумаги, его мысли далеко. Два других человека смотрят в окно, наблюдая за чем-то. Закончив свои дела, они разойдутся по домам».

Если анализируемые мотивы были выражены явно, то каждое сочинение по результатам первого этапа анализа оценивалось баллом +1 (группа А), неявно - 0 баллов (группа Б), не выражены -1 балл (группа В).

На втором этапе содержательному анализу подвергались сочинения только группы А. Основой способа анализа стало представление о мотивационном синдроме как системе и процессе взаимодействия всех мотивационных переменных (собственно мотивов, ценностей, целей, стремлений, желаний, эмоций). Кроме того, представление о познавательном и профессиональном мотивационных синдромах, познавательных и профессиональных мотивах как стремлениях к открытию нового, разрешению проблем, проблемных ситуаций широкого познавательного и профессионального содержания послужило также основанием разработки критериев выраженности анализируемых мотивов. Соответственно, испытуемые «проецируют» собственные мотивы и их субъективные формы проявления (желания, стремления, эмоции, цели и др.) на мотивационные образования, проявляющиеся в деятельности персонажей, определенным образом представленных в письменных интерпретациях сюжетных картинок (сочинениях).

Сочинения, отнесенные к группе А на первом этапе содержательного анализа, оцениваются дополнительной суммой баллов на втором этапе в соответствии с конкретизированными критериями.

Конкретизированные критерии оценивания выраженности познавательных и профессиональных мотивов представлены в табл. 1.

Таким образом, баллы по 1, 2, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 14 признакам берутся с положительным знаком, по 5, 7, 8 - с отрицательным; последние оцениваются как наличие неадекватных мотивов по отношению к познавательной или профессиональной деятельности.

Показатель сформированное™ познавательных или профессиональных мотивов считается высоким, если сумма баллов по одному сочинению на втором этапе содержательного анализа оказывается в пределах от 7 до 11. С учетом баллов, полученных при анализе сочинений на первом этапе (максимум 6 баллов), общая сумма баллов от 48 до 72 рассматривается как высокая с точки зрения выраженности рассматриваемых мотивов у данного испытуемого. Количественными показателями выраженности познавательных и профессиональных мотивов испы гуемого служат средние баллы по всем написанным им сочинениям (отдельно для того и другого вида мотивов).

Критерии оценивания выраженности познавательных и профессиональных мотивов

Таблица 1

Познавательные мотивы

Профессиональные мотивы

Включенность персонажа в проблемную ситуацию, в поиск ответа на какой-либо вопрос, в решение задачи

Включенность персонажа в работу, профессиональную деятельность

Наличие у персонажа стремления к разрешению проблемы или задачи

Наличие у персонажа стремления к разрешению профессиональной проблемы или задачи

Наличие у персонажа желания получить новую информацию

Наличие у персонажа желания получить недостающую профессионально значимую информацию

Переживание персонажем гностических эмоций (удивление, сомнение), положительных эмоций в процессе познания, увлеченность решением задачи, проблемы

Переживание персонажем положительных эмоций в процессе работы, гностических эмоций, обусловленных решением профессиональной проблемы или задачи

Наличие у персонажа отрицательных эмоций в процессе решения задач или проблем

Наличие у персонажа отрицательных эмоций в процессе работы

Наличие у персонажа стремления (желания) продолжить решение задачи, проблемы

Наличие у персонажа стремления продолжить решение профессиональной проблемы, задачи

Наличие у персонажа стремления прекратить процесс решения проблемы, задачи

Наличие у персонажа стремления прекратить работу, решение профессиональной задачи или проблемы

Окончание табл. 1

Наличие у персонажа стремления получить помощь, избавиться от самостоятельного решения проблемы познавательного характера

Наличие у персонажа стремления получить помощь, избавиться от самостоятельного решения профессиональной проблемы

Наличие у персонажа различных познавательных (теоретических и практических) действий, направленных на понимание информации, осознание и/или решение проблемы, противоречия

Наличие у персонажа различных профессиональных (теоретических и практических) действий, направленных на понимание информации, осознание и/или решение проблемы, противоречия

Наличие у персонажа стремления к взаимопониманию, сотрудничеству в процессе решения задачи или проблемы

Наличие у персонажа стремления к взаимопониманию, сотрудничеству с коллегами в процессе решения профессиональной проблемы или задачи

Наличие у персонажа интереса к осуществляемой им познавательной деятельности

Наличие у персонажа интереса к осуществляемой им профессиональной деятельности

Наличие у персонажа стремления к овладению новыми средствами, способами, методами осуществления профессиональной деятельности

Стремление к оригинальному, нестандартному решению проблемы или задачи

Стремление нестандартно, оригинально решить профессиональную проблему или задачу

Включенность персонажа в исследование, стремление к открытию нового

Стремление к открытию нового в процессе исследования профессиональной проблемы

контрольная работа

1. Психодиагностика мотивации

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких, как мотив и потребность. Так, в отечественных работах мотив понимается и как осознанная потребность (Ковалев А.Г., 1965), и как предмет потребности (Леонтьев А.П., 1975) и отождествляется с потребностью (Симонов П.В., 1981).

В контексте различных теоретических подходов различаются и схемы анализа мотивации. В зарубежной психологии одной из наиболее влиятельных остается реактивная схема S-O-R (стимул-организм-реакция). Развитие когнитивной психологии привело к попыткам заменить мотивационные процессы информационными. Так, в атрибутивном подходе Б. Вайнера, основанном на схеме S - когниция - R, мотивация сводится к промежуточному информационному процессу, а мотивы - к перцепции; тем самым теряется качественная специфика мотивационных образований.

Особенности мотивации используются в экспериментальных процедурах - через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации. К сожалению, в некоторых исследованиях этим и ограничиваются, тогда как необходима, диагностика индивидуально-психологических различий в силе "обобщенных мотивов", которые актуализируются в данной ситуации до использования инструкций. Это дает возможность более адекватно оценить уровень актуальной мотивации. Валидность диагностики мотива складывается как из валидности методики, так и из валидности диагностической ситуации, другими словами, из валидности всей экспериментальной процедуры диагностики. Не случайно Д. Маккелланд и Х. Хекхаузен, анализируя особенности экспериментальной процедуры измерения мотивов, указывают на необходимость превращения ситуации диагностики в контролируемый фактор. Если ситуация стандартизирована и является относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные различия в уровне мотивации в нейтральной ситуации принимаются за индекс силы латентного мотива.

В результате многолетних исследований, проведенных большой группой исследователей, не только разработана одна из наиболее достоверных теорий мотивации, но и создан - на основе этой теории валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Исследования мотивации достижений начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.

Необходимость подобного рода исследований определялась социализацией общества и ценностными ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.

Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.

Существуют различные методы для диагностики мотивации.

Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о "кажущихся мотивах", причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности. Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у человека, "почему" или "ради чего" нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т.д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т.е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

"Список личностных предпочтений" А. Эдвардса (EPPS) является опросником, который измеряет силу потребностей. Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня.А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности.

"Форма по изучению личности" Д. Джексона (PRF) - это методика для измерения мотивационной сферы, построенная на теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных. У Х. Хекхаузена мотивация определяется как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность.

"Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению" A. Мехрабиана, измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости - независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е.Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью апробации методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением.

Методику оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали Д Макклелланд и Дж Аткинсон. Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимают участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляют рассказы на основе четырех картинок некоторые из них взяты из ТАТ Мюррея, "оригинальные картинки" предъявляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы. В данном случае подсчитывается категория "образа достижения" и выделяются другие категории: потребность в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) - еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Особенностью этой методики является специфический стимульный материал - юмористические фразы, - который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему.

Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные методики) методов диагностики представляется весьма важным. Проективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на результаты интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих критических замечаний приобретают иное значение, когда эти методики используются как инструмент диагностики мотивационной сферы личности, а не диагностики личности в целом.

Многие проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы не только по процедурам, но и по системе интерпретации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надежность, однако они имеют высокую надежность кодирования. Спорные вопросы часто возникают из-за того, что методы психометрики, разработанные для опросников механически переносят на проективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант было минимальным (или вообще отсутствовало). Другая проблема возникает из-за отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же мотивов посредством проективных методик и опросников. Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к респондентным методам, а проективные методики - к оперантным. В оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором. В отличие от этого, при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагностики мотивации личности.

Итак, подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией...

История и общая характеристика тестов личности

Личностные тесты - это методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности: установки, отношения, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, а также типичные формы поведения...

История развития и становления психодиагностики в России

Компьютерная психодиагностика

Методики исследования мышления и интеллекта

Психология индивидуальных различий - смогла сформироваться как психологическая дисциплина только тогда, когда, во-первых, появились достаточно отчетливые представления о психологических характеристиках, во-вторых...

Методы и методики диагностики мотивации достижения, отношения и аффилиации

Применение визуальной психодиагностики личности

Графологический психоанализ Графологический метод психодиагностики личности - бесспорный лидер среди скрытых диагностических инструментов, используемых в прикладной психологии...

Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

Несмотря на то, что диагностический аспект работы практического психолога разработан в теории и на практике лучше других, ясности для значительного числа специалистов, особенно начинающих свой профессиональный путь в системе образования...

Психодиагностика в консультировании семьи. Возможности диагностики психических свойств тестовыми методами

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н...

Психодиагностика в профконсультировании

Репертуарный метод в исследовании самосознания

У. Джемс ввел различение "чистого Я" и "эмпирического Я" обозначив тем самым, что представление человека о себе самом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса...

Цветовой профиль лиц и виктимное поведение

Лучшие статьи по теме