Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Обучение поставщиков малого и среднего бизнеса госзакупкам. Сложно ли малому бизнесу участвовать в госзаказе

Обучение поставщиков малого и среднего бизнеса госзакупкам. Сложно ли малому бизнесу участвовать в госзаказе

1.1.Виды тендеров.

1.2 Какие документы необходимы для участия в тендере.

1.3 Правила участия в тендерах.

2.Разница между государственными закупками и тендером.

  1. Можно ли ИП участвовать в тендерах.

Что такое тендер

Тендер - в переводе с английского tender - торг, конкурс. В Российском законодательстве по мнению предпринимателей, занимающихся в принципе не существует такого понятия, но все давно привыкли к такому названию проведения закупок тех или иных товаров. То есть «тендер» - это мероприятие, которое проводят с целью привлечения большего количества поставщиков той или иной продукции и выбора более подходящего исполнителя для выполнения поставленных задач.

На сегодняшний день существуют торговые площадки на которых заказчики размещают свои заказы, а исполнители соответственно свои выгодные предложения. Вы можете без особого труда найти перечень торговых площадок, где участвовать в тендерах может любая организация, компания или предприятие:

Существуют также площадки, на которых осуществляются торги государственного назначения. Какую именно выбрать зависит от рода вашей деятельности. Также предлагаем вашему вниманию список ТОП-20 тендерных площадок РФ, которые используют усиленные квалифицированные электронные подписи:

  • http://fedresurs.ru
  • http://eais.rkn.gov.ru
  • http://fips.ru
  • http://gisee.ru
  • http://akot-info.rosmintrud.ru

Виды тендерных торгов

Тендер на строительство - это работы связанные с возведением зданий и сооружений, но никак с их капитальным или текущим ремонтом. Это прежде всего необходимо знать исполнителю. У организации должен быть большой опыт в возведении зданий и капитал, а также можно взять . Существуют некоторые правила, как участвовать в тендере по строительству, чтобы не попасться на нечестного заказчика.

  • имущественная ответственность;
  • ИП нельзя продать. Ваш повышенный за счет участия в тендерах рейтинг никак не повлияет на отчуждение предприятия.

То есть, прежде чем принять участие в тендере как поставщик, следует трезво оценить свои возможности во всех направлениях, а также посмотреть на нашем сайте.

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

    сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

    сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

    сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

    сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .

Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    электронный аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).

Сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План-график закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Госзаказы, которые пугают малый бизнес

Чем невыгоден госзаказ для малого бизнеса

В условиях кризиса государство стало самым надежным и желанным всеми покупателем. Казалось бы, предприниматели всех мастей должны биться не на жизнь, а на смерть ради победы в различных тендерах на поставку своей продукции государственным структурам. Но практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления - структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, - говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. - С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция».

В настоящее время от компаний, получивших госзаказ, зачастую требуют денежное обеспечение в размере 30 процентов от суммы контракта. И это не просто прихоть чиновников. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, ведь куда сложнее компании исчезнуть после получения авансового платежа, если в залоге у заказчика лежит внушительная сумма ее денег.

Схема вполне логичная и имеющая право на существование. Если бы ни одно но. А этим «но» является тот факт, что Минэкономразвития и антимонопольщики, по словам Валерия Малиновского, рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, дабы не стать жертвой мошенников. В итоге государство получает от предпринимателей беспроцентный кредит, средства на который были изъяты из оборота компании. А что значит для небольшого предприятия взять и вывести из оборота более-менее солидную сумму, объяснять не стоит.

Участники рынка подчеркивают, что бывают случаи, когда государственный заказчик требует от небольшой компании денежное обеспечение контракта, причем весьма крупного, но в итоге не платит даже аванс. И получается, что исполнитель в течение нескольких месяцев выполняет контракт исключительно за свой счет (не забываем, что часть денег компании еще и находится в залоге у государства).

Мало того, предприниматель не избавлен от риска, что конечный результат не устроит заказчика по тем или иным показателям. Ощутимые финансовые потери в такой ситуации практически неизбежны, даже если предприниматель получил весьма крупный государственный заказ.

Впрочем, не смотря на столь пугающие цифры, интерес малого бизнеса к государственному заказу очень велик. Так, по предварительным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе составляет не менее 30 процентов. При этом законодательно квота малых предприятий здесь определена в 10-20 процентов.

Но аналитики готовы поспорить с такими цифрами. Например, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов считает, что интерес частных предпринимателей к государственному заказу невелик, а одна из причин этого - сложившийся стереотип коррумпированной системы.

«Бизнесмены думают, что госзаказ - очень коррупционная сфера, - говорит Алексей Шестоперов. - Как следствие, они не видят там возможности выигрыша».

Расходится с цифрами ФАС и мнение председателя совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. Он уверен, что малый бизнес находится за бортом госзаказа, практически не участвуя в нем.

Причиной такой ситуации Сергей Габестро считает 94-ый закон, регулирующий вопрос государственных закупок. По его мнению, дабы произошел рывок, данный закон стоит отменить.

«Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно, - Уверен Сергей Габестро. - Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом».

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, сложившаяся система отражает, во-первых, продолжающийся кризис доверия в мировой экономике. Ставки банков, для малых и средних предприятий, к примеру, по-прежнему выше докризисных, ужесточились и требования к заемщику. Собственно государственная политика в области госзаказа отражает эту тенденцию в мировой экономике.

Во-вторых, существуют системные проблемы управления российской экономикой регуляторами. Они связаны с тем, что в условиях ослабления государственного контроля над финансовыми и сырьевыми потоками в российской экономике в ней усиливаются тенденции формирования "сильных" и "слабых" отраслей. При этом инвестиционный капитал концентрируется в избранных отраслях экономики, это финансы, девелопмент, розница, добыча и переработка сырья. Усиливается теневая, спекулятивная направленность инвестиций. Для решения этой проблемы, каких то изменений административно законодательного характера, в том числе в области госзаказов, будет не достаточно. Необходимо увеличение государственных инвестиций, создающих в производственном секторе базу для долгосрочных, прямых вложений, изначально более "прозрачных" по своей сути.

«Естественно, до определенного момента такая практика ведет к росту конкуренции среди малых предприятий, их укрупнению, параллельно, в российских условиях растет коррупционная составляющая данного процесса, - подчеркивает Александр Осин. - Его сложность и "не прозрачность" поддерживают такую тенденцию. В дальнейшем, мы действительно можем получить существенное сокращение активности инвесторов аукционов госзаказа».

Как рассказали в одной крупной веб-студии, пожелавшей не афишировать свое название, для них опыт участия в госзаказе оказался двояким.

«Мы выиграли несколько тендеров в Сибири на разработку сайтов для государственных учреждений, - говорит директор студии. - Но это скорее были исключения из правил. В большинстве случаях госзаказ получали другие компании, иногда без громкого имени и предлагавшие более дорогие и менее технологичные решения. При этом не могу сказать, что мы хорошо заработали на госзаказе. Прибыль с этих сайтов была ниже, чем с аналогичных проектов, создаваемых для коммерческих структур. Для нас это было, скорее, вопросом престижа и поводом громко заявить о себе в регионах, где наши позиции не самые сильные. Будем ли еще раз бороться за госзаказ - это пока вопрос открытый».

Еще предприниматели жалуются и на то, что после их «засветки» в системе госзаказа, различные проверяющие органы просто срываются с цепи.

«Мы несколько раз участвовали в госзаказе, причем далеко не всегда его получали, но всегда к нам приходили те или иные надзорные органы с очередной проверкой, - говорит директор небольшого производственного предприятия из Астрахани. - При этом проверки проходили с особым пристрастием, а нарушения пытались найти даже там, где их никогда не было и быть не могло».

Сергей Семенов

Тендер – многим это слово до боли знакомо. Сразу приходят на ум госкомпании, аукционы, заявки, коррупция… У каждого найдется масса отговорок, чтобы не участвовать в тендере. Многие компании считают, что все заранее поделено, а в ТЗ (техническом задании) специально заявлены условия, которые подходят только «своим» заказчикам. Однако мифы о тендерах сильно преувеличены. И если хорошенько разобраться в этой «кухне», то можно построить успешный и перспективный бизнес на тендерах.

Что такое тендер?

Это процедура, которую заказчик проводит для поиска лучшего поставщика. Он приглашает к участию всех желающих и объявляет так называемый конкурс. Победит тот, кто предложит товар с наилучшими характеристиками (цена, качество, параметры и т.д.). Та фирма, которая обойдет остальных соревнующихся, получает право реализовать свои товары или услуги.

Несмотря на довольно сложный процесс, отказываться от участия в тендерах не стоит. Ведь это единственный способ продать большую партию продукции государственным компаниям и крупным частникам. Например, партия халатов для поликлиники или несколько десятков компьютерных столов школе. Такие товары покупаются только через аукционы. Выходит, что многие компании по своей воле отказываются от огромного числа клиентов.

Как использовать тендеры для малого бизнеса?

План по реализации этой бизнес идеи довольно прост. Вы хорошенько изучаете процесс участия в тендерах, узнаете все подводные камни, знакомитесь с законодательной базой, после чего предлагаете услуги посредничества фирмам, которые самостоятельно не рискуют участвовать в торгах.

Выгоду получают обе стороны. Компании не придется держать в штате самостоятельную единицу (специалист по участию в тендерах), а вы получите возможность заработать на вознаграждении за оказание такой услуги.

Чтобы открыть такое дело, понадобится всего лишь компьютер с доступом в Интернет и ваше желание зарабатывать. Заниматься этим бизнесом можно прямо у себя дома, а встречи с клиентами проводить на их территории.

Реализация идеи сводится к двум этапам:

  1. Поиск существующих тендеров
  2. Участие в тендере от лица компании.

Итак, вы регулярно просматриваете все сайты, где проводятся электронные торги, а затем предлагаете компаниям принять участие в той или иной закупке.

Что касается заработка на тендерах, то здесь важно установить ценовую категорию, которая будет выгодна продавцам. Многие компании подписываются на интернет-сайты, где появляется свежая информация о тендерах. Стоит такая подписка от 8 до 20 тысяч рублей. Посредник же готов сотрудничать за 600 рублей в месяц. Возможно, вам такая сумма покажется слишком маленькой, но ведь клиент будет не один. И цена эта включает лишь поиск подходящих тендеров. Если же брать еще вознаграждение за участие в торгах от лица компании, то расценки будут значительно выше.

Посредники с опытом, как правило, одновременно работают с 40-50-ю компаниями. Несложно подсчитать, что любой желающий при грамотном подходе получит весьма неплохую прибыль.

Если вы хотите, чтобы с вами сотрудничало как можно больше компаний, важно создать подходящий имидж. И в этом поможет в том числе грамотная рекламная кампания.

В первую очередь понадобится собственный сайт с качественным контентом и дизайном. Свои услуги можно предлагать не только на сайте, но также в журналах, посвященных бизнес-тематике, и в Интернете.

Этапы сотрудничества

Итак, приблизительные шаги вашей посреднической деятельности в реализации плана по проведению тендеров будут выглядеть следующим образом:

  1. Поиск тендеров.

Подбор актуальных тендеров для своих клиентов по различным критериям: характеристики товаров, ценовые диапазоны, местонахождение и т.д.

  1. Получение электронной подписи и аккредитации.

Для своего клиента вы получаете электронную подпись, без которой невозможно участие в тендерах. Также осуществляете прохождение аккредитации на торговых площадках.

  1. Подготовка заявки.

Производите подачу заявки, запрос предложений, котировок и т.д. Осуществляете консалт клиентов на всех этапах проведения торгов. Основные действия выполняете вы, от клиента лишь требуется информационная поддержка о его деятельности и продукции.

  1. Участие в тендере.

Торги проходят в режиме онлайн. Решение о ценовом предложении принимает клиент. При этом он во время тендера может находиться где угодно. Все этапы проходите вы сами и действуете от лица фирмы.

  1. Заключение контракта.

В случае успешного участия в торгах вы составляете для компании закупочную документацию.

Посредник — это основное действующее лицо при участии в тендере

Личный опыт

Несколько лет назад решили вместе с женой открыть бизнес по участию в тендерах от лица различных компаний. Офис был не нужен, клиентов мы искали сами, то есть и не рекламу не тратились. Жена занималась бухгалтерией и общалась с производителями и поставщиками товаров. К слову, прямые контакты дали нам отличную базу клиентов с низкими ценами и минимальными сроками поставок. Первый год мы работали по предоплате, затем, когда о нас узнали, стали получать товарный кредит.

Я занимался общением с клиентами, поездками к поставщикам. Накладные расходы были минимальными. Договаривались заранее работать со склада поставщика либо делать по 2-3 отгрузки. Это позволило мне не покупать грузовую машину и не брать в аренду склад. При необходимости нанимал водителей-экспедиторов. Финансовая часть составила 600 000 рублей заемных средств. Налогообложение – упрощенная система.

Первое время были опасения, что бизнес этот слишком сложный. Но все оказалось гораздо проще. Я копировал объявления о конкурсе и техзадание, после чего отправлял поставщикам запрос, есть ли у них такая продукция и по какой цене. И сразу становится ясно, есть ли смысл участвовать в конкурсе.

Первое время работали через trade.su. Оплатили подписку. Стоила она 100 тысяч рублей в год, зато получали еще и консультации, а также помощь в подготовке документов для участия. На сайте отображалась информация о заказчике: кто ранее играл в его тендерах, кто выигрывал, на каких условиях, были ли соблюдены условия договора.

Были разные ситуации с нечестными на руку участниками. Например, поставка на 300 000 рублей, а побеждает участник с разницей в 50 рублей. Сразу становится понятно, что это далеко не случайность. В общем, тендеры – огромное поле для различных нечестных действий со стороны заказчика. Даже если ты подаешь заявку с хорошим предложением, это не дает никаких гарантий. За сутки до окончания приема заявок секретарь или другой специалист, который осуществляет сбор конкурсных предложений, может сообщить компании, с которой договорные отношения, о том, какую цену нужно вписать в их заявку. Но все эти махинации можно заметить, если постоянно анализировать и собирать информацию.

На самом деле, все не так страшно, как кажется. И мой опыт говорит, что лучше всего сотрудничать с учреждениями здравоохранения. В таких организациях действительно заинтересованы в цене, но без ущерба качеству.

Если у вас остались вопросы по данному виду бизнеса или имеется свой опыт в такой области, мы ждем ваши комментарии. Нам важно любое ваше мнение!

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Лучшие статьи по теме