Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Социальный лифт: понятие, примеры. Концепции социальной мобильности Понятие и виды социальной мобильности

Социальный лифт: понятие, примеры. Концепции социальной мобильности Понятие и виды социальной мобильности

1. Сущность этого понятия.

Пример вертикальной мобильности – это переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы. Пример горизонтальной мобильности – это переход с должности учителя в одной школе на должность учителя в другой школе. П. Сорокин стал основателем теории социальной мобильности и назвал основные лифты вертикальной мобильности.

2. Групповая мобильность

Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, расовые или сословные привилегии ограничения на индивидуальную мобильность, тогда представители низших каст, сословий и рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Такой тип личности, как теоретик, всегда пытается делать карьеру в одиночку, поэтому он является наименее успешным в административной карьере. Примеры групповой мобильности :

· Конфликт клик за власть внутри бюрократической пирамиды, например, клика Берии и Маленкова победила клику Жданова в рамках «ленинградского дела».

· В Древней Индии каста брахманов (священников) добилась превосходства над кастой кшатриев (воинов). Это стало примером коллективного восхождения брахманов.

· Большевики до октябрьского переворота были изгоями, во время переворота они преодолели огромную социальную дистанцию, в результате они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это служит примером коллективного восхождения большевиков.

· Социальный статус Римского папы и епископов за последние три столетия понизился. Это служит примером коллективного снисхождения.

· Статус афро-американцев в Америке повысился за последние 150 лет в результате отмены рабства и получения ими гражданских прав.

· Статус женщин в развитых странах мира повысился за последние 100 лет в результате получения ими гражданских прав.

· Статус рабочего класса за последние 100 лет повысился в результате получения его представителями гражданских прав, права на забастовку и различные пособия (по безработице, по болезни, по старости, по инвалидности).

3. Подвижные и неподвижные типы обществ.

В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго рода – кастовый строй в Индии, хотя степень вертикальной мобильности никогда не равна 0, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. На каждом «этаже» должно существовать «сито», просеивающее индивидов, иначе на руководящих постах могут оказаться непригодные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия реформ. Степень вертикальной мобильности можно измерить, например, по доле «выскочек» среди правителей и высших чиновников, вычисленной в процентах. Эти «выскочки» начали свою карьеру из среды бедняков и закончили правителями. Сорокин показал различие между странами по степени вертикальной мобильности:

Западная Римская империя -45,6%

Восточная Римская империя -27,7%

Россия до Октябрьского переворота -5,5%

Франция -3,9%

Англия -5%

США -48,3%

Президенты Франции и Германии -23,1%

4. Тестирование «ситом».

В любом обществе есть много желающих продвижения наверх, но достичь этой цели удаётся немногим, т.к. этому препятствуют «сита» на каждом этаже социальной иерархии. Когда человек приходит устраиваться на работу, его оценивают по нескольким критериям:

· Семейное происхождение . Хорошая семья способна дать своему ребёнку хорошую наследственность и хороший уровень образования. На практике этот критерий применялся в Спарте, Древнем Риме, Ассирии, Египте, Древней Индии и Китае, где сын наследовал статус и профессию отца. Современная семья нестабильна, поэтому, сегодня начинает складываться норма оценивать личность не по семейному происхождению, а по личным качествам. Ещё Пётр 1 в России ввёл табель о рангах, согласно которому продвижение по службе зависело не от «породы», а от личных заслуг.

· Уровень образования . Функция школы состоит не только во «вливании» знаний, но и в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, чтобы отсеять последних. Если школа тестирует интеллект учеников, то церковь – моральные качества. Еретиков и язычников не допускали до ответственных постов.

Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т.д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профпригодность. Этот тест можно считать окончательным.

5. К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?

Существует оптимальное соотношение количества людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью вооружённого захвата власти.

Недопроизводство элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоёв приводит к необходимости отдать часть элитарных позиций людям, не прошедшим селекцию. Это вызывает социальную нестабильность и глубокие противоречия внутри элиты между «вырожденцами» и «выскочками». Например, противоречия между «выскочками» (Екатерина 1, Меньшиков, Головкин, Ягужинский, Толстой) и «вырожденцами» (князья Долгорукие, Голицыны, Репнин) после смерти Петра 1 привели к череде вооружённых дворцовых переворотов. Слишком строгий контроль при отборе элиты часто приводит к полной остановке «лифтов», к вырождению элиты и к «подрывной» деятельности низко стоящих правителей по призванию, которые не могут сделать легальную карьеру и стремятся физически уничтожить «вырожденцев» и занять их элитарные позиции.

6.Выбор лифтов вертикальной мобильности для различных типов личности.

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. П. А. Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру – лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы – соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

· Армия . 36 римских императоров (Цезарь, Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императора из 65 достигли своего статуса по той же причине. Этот лифт предназначен для спикеров. Спикеры лучше других типов личности умеют управлять солдатами, имеют склонность к авантюризму, умеют принимать правильное решение в сжатые сроки и в условиях отсутствия полной информации об обстановке. Все великие полководцы были спикерами – Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Кромвель, Жуков. Появление в современной армии большого количества сложной техники открыло возможности для трудоустройства техников на второстепенных ролях.

· Церковь . Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Римский папа Григорий 7 в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви германского императора Генриха 7. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии. Этот лифт предназначен для психологов. В церкви на роль священников подбирают исключительно мужчин, поэтому женщины-психологи вынуждены реализовать свои способности в монастыре, секте, занятии колдовством и чёрной магией. Психологи в отличие от других типов личности обладают склонностью к духовности и фанатической вере в сверхъестественные силы. К руководству церковью иногда проникают спикеры, полностью лишённые фанатизма. Все основатели религии – Христос, Мухаммед, Будда – были психологами.

· Школа и научные организации . В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522-1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем – в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, т.е. школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4% академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов. Этот лифт предназначен для теоретиков, именно они способны учиться от души. Ученики-спикеры не любят учиться или учатся только ради хороших отметок, поэтому именно спикеры являются организаторами срыва урока. Техники являются зубрилами. Психологи стремятся выпрашивать у учителя хорошие отметки. В науке существует следующее разделение труда: роль создателей теорий предназначена для теоретиков, роль экспериментатора – для техников. Спикерам, склонным к плагиату, остаётся роль организатора научных конференций, а психологам – роль утописта. Все великие учёные – Евклид, Архимед, Аристотель, Ньютон, Ломоносов, Конт – были теоретиками. Все изобретатели в области технических наук, например, Фарадей и Эдисон, были техниками. Все утописты, например, Платон и Маркс, были психологами.

· Политический лифт, т.е. правительственные группы и партии. Первым сортом в политике является спикер, вторым сортом – психолог, третьим сортом – техник, четвёртым сортом – теоретик. Именно спикеры умеют побеждать в таких видах политического конфликта, как выборы, восстание и гражданская война. Именно спикеры умеют управлять политической партией и командовать вооружённым отрядом. Психолог обладает самым высоким уровнем мастерства при организации заговоров, политических убийств, террористических актов, закулисной борьбы бюрократических клик. Роль тирана предназначена для психолога. Техник способен получить власть только по наследству или по протекции. Роль чиновника предназначена для техника. Роль советника правителя предназначена для теоретика. Спикеры в политике являются «львами», психологи – «лисами», техники – консерваторами, теоретики – реформаторами. Ельцин, Горбачёв, Хрущёв, Ленин, Пётр 1, Екатерина 2, Бил Клинтон, Черчилль, Муссолини, Жириновский, Лужков, Немцов являются примерами спикеров в политике. Сталин, Гитлер, Иван Грозный, Нерон, Калигула, Брежнев являются примерами психологов в политике. Путин, Молотов, Косыгин, Николай 2, Буш, Николай 1, Александр 3 являются примерами техников в политике. Гайдар, Греф, Новодворская, Сахаров, Собчак являются примерами теоретиков в политике.

· Искусство или, другими словами, шоулифт . Среди самых известных литераторов Франции 13% были из рабочей среды. Этот лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров.

· Печать, телевидение, радио . Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение. Этот информационный лифт и профессия журналиста предназначен для спикеров, которые в совершенстве владеют популярным стилем изложения, состоят в близком знакомстве с большим количеством людей, находятся в курсе всех слухов, обладают ораторскими способностями. Техники и психологи являются вторым сортом в журналистике. Технику можно доверить роль диктора, который способен с выражением прочитать чужой текст по бумажке. Психологу можно доверить сочувственное изложение биографий великих личностей, описание их внутреннего мира, обзор мира искусства. Информационный лифт является очень скользким и быстрым лифтом, с помощью этого лифта можно за один день взлететь вверх или скатится вниз. Например, многие звёзды эстрады становились популярными после исполнения по телевидению только одного шлягера, а некоторые министры лишались своих постов после показа по телевидению компрометирующих материалов об их похождениях в публичном доме или об их связи с мафией.

· Экономические организации или бизнеслифт . Накопление богатств – это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. В древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н.э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Грейтон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии. Этот лифт предназначен для спикеров и отчасти - для техников и психологов. Примером спикера-предпринимателя является Брынцалов. В качестве примера психологов-олигархов можно указать на Березовского, Ходорковского и Гусинского. Создаётся впечатление, что эти психологи сумели путём махинаций и личных связей в Кремле присвоить значительную часть бывшей государственной собственности в период приватизации, а сегодня в период честного бизнеса и наведения порядка их ждёт банкротство.

· Семья и брак . По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених – богатство. Семейный лифт предназначен для психологов и отчасти для спикеров. Спикер имеет максимальный успех в любви, а психолог способен поддерживать любовные связи с максимальным количеством представителей противоположного пола. Выйти замуж за богатого – это лучший способ сделать карьеру для психолога. Именно психолог способен отбить богатого мужа у своей соперницы. Этим способом сделали карьеру такие психологи, как Екатерина 1, Борис Годунов и отчасти спикер Екатерина 2. Для техника и теоретика, как для потенциальных жертв «роковой» любви, проблема заключить брак является самой серьёзной проблемой в жизни.

По нашему мнению, существует эволюция происхождения лифтов социальной мобильности, они возникали по очереди, после возникновения нового лифта значение ранее возникших лифтов снижалось, и они оказывались устаревшими, а новые лифты становились главными по значению. Семейный лифт возник первым ещё при первобытном обществе. Чтобы сделать карьеру с помощью семейного лифта, нужно было выйти замуж за вождя племени. Такие лифты, как армия, правительственные группы, церковь, искусство, школа и наука, возникли при рабовладении. Такие лифты, как бизнес и печать, возникли при капитализме. Таким образом, при первобытном обществе главным по значению лифтом был семейный, при рабовладении - армия и правительственные группы, при феодализме - армия, правительственные группы и церковь, при капитализме - бизнес, правительственные группы и печать.

Спикеры являются наиболее перспективными кандидатами при использовании четырёх лифтов (армия, политика, печать, бизнес) и отчасти перспективными кандидатами при использовании ещё двух лифтов (шоу и брак).

Техники являются вторым сортом при использовании четырёх лифтов (армия, наука, бизнес, шоу). Теоретик является наиболее перспективным кандидатом при использовании только одного научного лифта.

Можно сделать вывод, что только спикер способен сделать головокружительную карьеру и пересаживаться с одного лифта на другой. Спикер способен сделать несколько карьер в разных профессиях в течение жизни. Спикер демонстрирует максимальную предприимчивость в достижении цели даже с помощью преступных средств, его головокружительная карьера представляет собой последовательность неожиданных взлётов и катастрофических падений, примером может служить карьера Б.Ельцина.

Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, т. к. доля теоретиков в популяции – 3% - ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу – от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству.

8.Влияние других факторов на степень успеха в карьере.

Опираясь на результаты эмпирических исследований, можно утверждать, что на степень успеха в карьере влияют и другие факторы, например, раса и пол, наличие образования, род занятий родителей, размер семьи, место жительства. Более успешными в США являются представители белой расы, мужчины, имеющие высокий уровень образования. Исключением из этого правила служит карьера нынешнего президента США афро-американца Барака Обамы. Результаты исследования социальной мобильности между поколениями показывают, что 40% детей квалифицированных рабочих («синих воротничков») поднялись на ступеньку вверх и стали представителями среднего класса («белыми воротничками»). А 30% детей из среднего класса опустились на одну ступенью вниз и стали квалифицированными рабочими. В постиндустриальном обществе растёт количество «белых воротничков» и снижается количество «синих воротничков». Горизонтальная мобильность между поколениями равна примерно 80%, именно такая доля детей меняет профессию отца на другую профессию. Американская мечта – это надежда на головокружительный успех в карьере: «Из хижины – в президентский дворец». Начиная с 1970 г. в американской экономике начался период застоя из-за повышения цен на нефть и возросшей конкуренции в области автомобилестроения и электроники со стороны таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай. Японские, китайские и корейские рабочие имеют более низкий уровень заработной платы и являются более трудолюбивыми по сравнению с американскими рабочими. Производство в этих отраслях переносится из США в эти страны, что приводит к оттоку рабочей силы в США из производства в сферу обслуживания, что в свою очередь сопровождается снижением заработной платы. Из-за этого в США возросло число людей, работающих в нескольких местах, и число молодых людей, которые не могут покинуть родительский дом, не могут купить собственный дом и вынуждены позднее вступать в брак.

Приложение к параграфу 40.

Степень успеха в административной карьере у различных типов личности .

В процессе исследования нельзя ограничиваться одними абстрактными рассуждениями, необходимо проводить эмпирические исследования, которые должны уточнить наши прогнозы, например, относительно степени успеха различных типов личности в административной карьере. Нами был проведен анализ карьеры 40 руководителей, которые являлись директорами учебных заведений или заведующими городским отделом образования. Проведение наблюдений за траекторией карьерного роста требует затраты большого количества времени, поэтому наши наблюдения проводились на протяжении последних 12 лет. Выборка была случайной. Со всеми респондентами мы были знакомы лично или работали в возглавляемых ими учебных заведениях, что позволило точно определить их тип личности и состояние учебного заведения. Процветание учебного заведения означает его хорошую репутацию в городском масштабе, рост контингента, хорошее состояние здания и оборудования, хорошее финансовое положение. Место проведения исследований: 9 руководителей - из Усольского района, 1 руководитель – из г. Екатеринбург, 1 руководитель - из г. Энгельс Саратовской области, 27 руководителей - из г. Березники, 1 руководитель - из г. Соликамск.

Можно сделать вывод, что нашёл экспериментальное подтверждение наш прогноз о том, что спикеры являются наиболее успешными в административной карьере, техники по степени успеха находятся на втором месте, психологи – на третьем, теоретики оказались полностью непригодными на роль руководителя. Именно спикеры составляют большинство среди руководителей, в первую очередь поднимаются вверх с должности директора школы на должность руководителя Гороно, а затем на должность руководителя Облоно, способны пересесть с одного лифта на другой и привести своё учебное заведение к процветанию. Крах в карьере психолога становится окончательным, например, мне известны два примера, когда один психолог оказался в местах лишения свободы сроком на 1 год за продажу аттестатов, а другой психолог допустил растрату финансовых средств, но этот скандал удалось замять и с трудом избежать возбуждения уголовного дела. Реформа в образовании требует от руководителей учебного заведения наличия предпринимательских качеств, поэтому в будущем следует ожидать увеличения среди них доли спикеров, которые умеют привести своё учебное заведение к процветанию на рынке образовательных услуг.

Таблица 2.

Вопросы, на которые мы постарались ответить в процессе наблюдения.

Коли чество руководителей

Психо лог.

Техник.

Спикер.

1. Сколько всего руководителей подвергнуто наблюдению?

12%

28%

60%

2. Сколько из них были руководителями высших учебных заведений?

29%

29%

42%

3. Сколько руководителей сумели подняться с должности директора школы на должность руководителя Гороно?

17%

83%

4. Сколько руководителей сумели подняться с должности руководителя Гороно на должность заместителя руководителя Облоно?

100%

5. Сколько руководителей имеют в карьере факт увольнения с должности за финансовые злоупотребления или за развал в работе?

13%

40%

47%

6. Сколько руководителей имеют в карьере факт чередования взлётов и падений, способность пересесть на другой лифт?

36%

64%

7. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к процветанию?

92%

8. Сколько руководителей привели своё учебное заведение к упадку?

29%

42%

29%

9.Сколько руководителей привели своё учебное заведение к закрытию или банкротству?

50%

50%

10. Количество мужчин среди руководителей.

33%

59%

Вопросы для размышления.

1. К чему привела попытка в СССР дать всем ученикам среднее образование? Назвать негативные последствия.

2. Какой из вышеперечисленных лифтов был главным в СССР?

3. Каким лифтом вы планируете воспользоваться в своей будущей карьере?

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

| Романова Кира Степановна,

Институт философии и права « Уральского отделения Российской академии наук,

старший научный сотрудник отдела философии,

" ^Н| кандидат философских наук, доцент,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье автор рассматривает роль и значение социальных лифтов для развития общественной динамики. Социальные лифты в истории общества присутствовали с самого начала. Исторические типы государств и форм собственности определяли доминирующее значение этих социальных лифтов, часто параллельно запуская иллюзорные лифты. Разрушение системы социальных лифтов приводит к деградации общества, потому что без них невозможно ни выстроить современное общество, ни запустить механизмы экономического роста.

Ключевые слова:

социальный лифт, мобильность, динамика, личность, государство.

Фундаментальная теория социальной динамики, охватывающая многие столетия, разные страны и культуры, принадлежит выдающемуся основоположнику русской и американской социологических школ Питириму Сорокину, и до сих пор в полной мере не освоена. Анализируя принцип имманентного изменения социокультурных систем, П. Сорокин делает выводы, что: 1) основание (или причина) изменения любой социокультурной системы лежит в ней самой, а не следует ее искать где-то еще; 2) дополнительной причиной изменения системы является окружающая среда, которая, в свою очередь, состоит в основном из имманентно изменяющихся систем; 3) любая социокультурная система, изменяющаяся имманентно, непрерывно порождает ряд имманентных последствий, которые, в свою очередь, изменяют не только среду, окружающую систему, но и саму систему . При

В настоящее время вновь возник повышенный интерес к социальной мобильности как разновидности социальной динамики. Это связано и с глобальной миграцией населения, которая перекрашивает цвет кожи европейского населения, изменяет его религиозность (исла-мизация), и относительным обнищанием народов, и развалом коммунистического лагеря во главе с Советским союзом. Вместе с распадом коммунистической идеологии выросло значение критической парадигмы, фиксирующей обвал нисходящей социальной мобильности и резкое усиление неравенства в постсоветских обществах. Самопонимание обществом своего реального состояния есть лишь основание для поиска путей выхода из него.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой социальной позиции,

VII Российский Философский Конгресс

места занимаемого в социальной структуре. Источником социальной мобильности служит социальная неоднородность общества, его социально-экономическое расслоение. Причинами социальной мобильности являются революции и другие подобные изменения, войны и военные конфликты, обогащение, разорение (банкротство). Векторная направленность мобильности может быть горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность -это, прежде всего, территориальная или географическая мобильность. Вертикальная мобильность в свою очередь может быть восходящей, то есть такой, которая «укрупняет» личность, улучшает ее социальный статус во многих отношениях, и нисходящей, которая связана с потерей социальных позиций.

Питирим Сорокин выделял три основных социальных лифта: армия, семья и церковь. На практике существует значительно больше вариантов социальных лифтов. В каждом историческом времени и в каждом обществе своя система социальных лифтов, которая позволяла оптимизировать условия, при которых у человека, независимо от социального статуса его родителей имелась относительная возможность попытаться подняться вверх по социальной лестнице. В советское время общество строило коммунизм, это была глобальная нематериальная идея, которая объединяла народ, и при относительно небогатом народе позволяла добиться успеха обществу в целом на основе энтузиазма и социальной активности личности. В этот исторический период определяющую роль в социальной мобильности играли в качестве социальных лифтов армия, политическая партия (включая комсомол), образование (особенно высшее и возможные за ним аспирантура и докторантура). Особая роль принадлежала тюрьме как социальному лифту. В период обострения репрессий тюрьма являлась нисходящим социальным лифтом. А в 90-е годы прошлого века тюрьма для многих явилась восходящим лифтом, особенно для так называемых «воров в законе» с их «общаками», то есть общими кассами денег, явившимися основой для первичного накопления капитала в новых

рыночных отношениях, где не последнюю роль играли криминальные связи.

90-ые годы - время очередной исторической российской смуты, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Озлобленность против богатых, недоверие к властям, обслуживающих их, отсутствие в обществе уверенности в том, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены, сегодня в обществе приводят к социальной апатии как массовидному явлению. Социальная апатия определяется региональными различиями социально-экономического развития, удаленностью их от центра России и провинциальностью. Низкий уровень жизни, люмпенизация, рост радикальных настроений. Все эти перечисленные проблемы имеют одну общую причину - неработающие социальные лифты. Отсюда доминирование горизонтальной мобильности, в первую очередь происки другого географического места жительства.

Социальные лифты развиты в западноевропейских странах, которые декларируют равенство прав человека и стараются обеспечить своим гражданам равные стартовые возможности. Международные социологические данные говорят о том, что запуск «социальных лифтов» во многих государствах третьего мира помогает преодолеть «сырьевую экономику». Для России в настоящее время преодоление доминирования сырьевой составляющей в экономике одна из важных задач. Как отмечает бывший министр экономики А. Кудрин: «Если мы понимаем, что наш ВВП на душу населения вдвое ниже, чем в развитых странах, - значит, надо играть по правилам рыночной экономики. Требуется модернизация, связанная с улучшением положения человека, его возможностями раскрыться не по блату, не по искаженным социальным лифтам, а в силу собственных способностей» .

В современной России ведущее место среди социальных лифтов объективно занимает институт собственности. Совершенно не важен источник и способ накопления собственности. Важен ее объем. Отсюда возникает тотальная коррупция и желание обогатиться любым путем. Возможность уйти от уголовной ответственно-

VII Российский Философский Конгресс

стиза криминальные способы присвоения в особо крупных размерах общественного богатства делают привлекательными территориальные формы мобильности, особенно в те страны, которые легко дают политическое убежище и не выдают чужих преступников.

Власти для её идеологической поддержки всегда требовались профессионально подготовленные, инициативные, самостоятельные, патриотично настроенные люди - их могла подготовить только высшая школа. Высшее образование выступает следующим по значимости социальным лифтом в ряде западных стран. Но состояние российской системы образования таково, что качественное конкурентоспособное высшее образование пока только для богатых и обеспеченных людей. Введение ЕГЭ декларировало уравнение стартовых возможностей абитуриентов, а в реальности у них разный базис знаний, который скрыт за тестами единого экзамена. Поэтому российское образование - лифт весьма ненадежный. Образование, конечно, обогащает личность в духовном и профессиональном плане, но не гарантирует продвижения по социальной лестнице.

Высшая школа в процессе подготовки специалистов помогает преодолеть маргинальность студентов в обществе, которая связана с отсутствием у них прочной и окончательной закрепленности в социальной структуре, неустойчивостью общественного состояния, подвижностью социально-бытовой зависимости в их среде. Это не означает, что влияние социального происхождения на личность студента прекращается, оно продолжает оставаться важным фактором мотивации его социальной деятельности, но действует не прямолинейно, а опосредовано, через формирование профессионально-нравственной культуры, которая способствует интеграции бывшего студента в иную общественную группу.

Семья и брак в качестве социальных лифтов проходят через всю историю общества. В современной России, по данным специалистов Института социологии РАН, дети бедняков, которые составляют практически половину населения страны, просто не способны воспользоваться возможностями, которые предоставляет современный экономический строй. Они

не могут получить качественного образования, найти хорошую высокооплачиваемую работу, делать карьеру. Дети элиты с «младых ногтей» погружены в иную культуру, занимаются иностранными языками, получают престижное образование, в большей части за рубежом, где в момент их пребывания формируются необходимые в дальнейшей социальной мобильности дружеские и деловые связи и отношения.

Институт брака не только в правовом, но и в гражданском виде сегодня востребован в качестве социального лифта, который зачастую выступает в качестве иллюзии. Сотни пособий, как выйти замуж за миллионера, издаются огромными тиражами. Тысячи девушек из провинции (деревень, поселков и малых городов) мигрировали в столицу и крупные города, где водятся богатые, с готовностью продать себя в любом качестве за более благодатные социальные условия жизни. Действительно изменить свой социальный статус удается только единицам с помощью этого социального лифта.

Армия в очень многих странах является доминирующим социальным лифтом. Примером могут служить Аргентина, Бразилия, Израиль и др. В Израиле исторически сложилось так, что служба в армии выступает залогом (социальным лифтом) для успешной политической деятельности. В Советском Союзе армия также являлась одним из доминирующих социальных лифтов. Служба в армии позволяла не только восходить по вертикали внутри ее структуры, но одновременно позволяла мигрировать из деревни в город.

Следующим важным фактором для достижения определенного социального статуса являлось вступление в партию, которое было растянуто во времени (кандидатский срок) и отягощено особыми поручениями. Взаимодействуя между собой, социальные лифты либо ускоряли восхождение по социальной лестнице, либо падение. Например, исключение из партии или комсомола автоматически влекло за собой исключение из вуза.

В настоящее время армия не является особым социальным лифтом. Она представляет интерес только для тех людей, кто профессионально решил себя связать с военным делом.

VII Российский Философский Конгресс

Многие граждане активно ищут причины уклонения от службы в армии, считая нахождение в ней пропащим временем. Политические партии, количество которых неограниченно и общественные статусы которых различны, сегодня тоже имеют ограниченное значение для мобильности личности.

Российское телевидение, другие средства массовой информации организуют десятки разнообразных конкурсных программ, суть которых сводится к одному: прояви себя на конкурсе - и ты станешь известным, востребованным, «звездой». Даже если рассматривать эту модель социального лифта как идеальную (когда участником может стать каждый желающий), он способен продвинуть также лишь единицы. При всей своей кажущейся безобидности такие иллюзорные социальные лифты таят в себе немалую опасность для общества. Они создают иллюзию благополучной вертикальной мобильности, отвлекая общество от реального отсутствия возможностей для продвижения вверх по социальной лестнице.

Нельзя не согласиться с В. Яблонским, директором направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив: «Механизм социального лифта как составляющей социальной мобильности является одним из основных инструментов повышения качества управления социальной сферой в частности и, государством, в общем. Обновление элит через этот механизм при условии его объективности - наиболее действенный способ обеспечить соответствие управленческого механизма общества и государства современным вызовам. В советский период были сформированы устойчивые механизмы вертикальной и горизонтальной мобильности, предоставляющие практически равный доступ к росту по карьерной лестнице, во всяком случае, до определенного уровня, и обеспечивающие схожий уровень жизни специалистов вне зависимости от региона. Сегодня эта система практически демонтирована, а те небольшие фрагменты, которые остались, безусловно, устарели. Общество постсоветского периода сформировало новые квазимодели социальных лифтов, но ключевой их проблемой являются необъективность и от-

сутствие равного доступа к старту (отсутствие публично доступных форм участия)» .

Социальная активность человека биологически предопределена, потому что движение есть способ существования всего живого. При этом окружающая среда существования может как подавлять, так и способствовать активности. Неслучайно президент В. Путин отмечает: «Прежде всего, люди должны почувствовать позитивные изменения - и, в первую очередь, через расширение своих собственных возможностей. Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. В России в полном объеме должна быть сформирована система социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемого ею неравенства. » .

Стагнация, общественная апатия, низкий уровень жизни, рост радикальных настроений -все эти взаимосвязанные проблемы имеют общую основу - неработающие социальные лифты. Социальные лифты выступают средством общественной динамики общества, которая позволяет его членам перемещаться из одной социальной группы (сословия, классы, страты) в другую. Без эффективных социальных лифтов и четкой системы пользования ими невозможно запустить механизмы экономического роста и активной социальной динамики современного российского общества. Наличие развитой системы социальных лифтов - это не только залог преодоления социальной несправедливости для человека, но и залог развития государства, которое сможет преодолеть сырьевую доминанту экономики страны.

1. Кудрин Алексей ВШЭ дала рецепт обновления российской экономики «Ведомости», 03.04.2013, № 57 (3319).

2. В.В. Путин. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить, Известия, 16.01.2012 г.

3. Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., СПБ6ЕХГИ, 2000. 1056 с. С. 747-748.

4. Владимир Яблонский. В России сложились неэффективные модели социального лифта, Российская Газета, 14.11.2011г.

VII Российский Философский Конгресс

---------------;- Issledovanie izmenenij vbol"shixsistemaxiskusstva, istiny, e"tiki,

1. Kudrin Aleksej VShE dala recept obnovleniya prava i obshhestvennyx otnoshenij / Per. s angl., SPB6RXGI,

rossijskoj e"konomiki «Vedomosti», 03.04.2013, № 57 (3319). 2000 1056 s S 747-748

2. V.V. Putin. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na 4 Vladimir Yablonskij. VRossii slozhilis" nee"ffektivnye

kotorye my dolzhny otvetit", Izvestiya, 16.01.2012 g. modeli social"nogo lifta, Rossijskaya Gazeta, 14.11.2011 g.

3. Sorokin Pitirim Social"naya i киПшпауа dinamika:

SOCIAL ELEVATORS

AS A MEANS OF SOCIAL MOBILITY

Romanova Юга Stepanovna,

The Institute of Philosophy and Law,

Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,

Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Candidate of Philosophical Sciences,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: [email protected]

In the article the author considers the role and value of social elevators for the development of social dynamics. Social elevators were presented in the history of the society from the very beginning. Historical types of states and the forms of ownership are determined the dominant significance of social mobility, often launching in parallel illusionary elevators. The destruction of the system of social elevators lead to the degradation of society, because without them it is impossible either to build a modem society, to launch mechanisms of economic growth.

Social elevators, mobility, dynamics, personality, state.

VII Российский Философский Конгресс

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Савин Владимир Николаевич,

Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры управления и права, кандидат философских наук,

Екатеринбург, Россия

Фатеева Наталья Борисовна,

Уральский государственный аграрный университет, старший преподаватель кафедры управления и права, Екатеринбург, Россия,

Аннотация

В статье анализируются практические аспекты различных современных методологических подходов изучения социальной мобильности, развиваемых в России и за рубежом. Особое внимание уделено взаимосвязи такого аспекта феномена мобильности, как адаптация-дезадаптация. Предложена концепция построения многоуровневой иерархи классификации процессов адаптации и дезадаптации в профессиональной мобильности.

Ключевые слова:

мобильность, социальная мобильность, методология социальных наук, трудовая и профессиональная мобильность, адаптация, дезадаптация.

В современной России становится особо актуальной проблема социальной мобильности . Термин «социальная мобильность» введён в социологию П. Сорокиным. Теоретически последовательное и целостное исследование явления социальной мобильности весьма отчетливо выразил еще П.А. Сорокин, который сразу же указал на необходимость понимания ее как социального процесса. «Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности» . П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт - экономических, профессиональных, поли-

тических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность .

«Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, - писал Сорокин, - мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А


Реферат

С социальной мобильностью. 2. Понятие социальной мобильности и её виды Термин социальная мобильность введён П. Сорокиным в работе 1927г. Сорокин ... относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт » движется...

  • Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050715. 65 Специальная психология красноярск 2013

    Учебно-методический комплекс

    11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, называются: Социальными лифтами . Социальными группами. Социальными отношениями. Социальными классами. 12. К «социальным лифтам » П. Сорокин относил : 1) Армию...

  • Социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов

    Документ

    ... социально -демографическим общностям относятся мужчины... социальная стабильность; социальное неравенство; социальное поведение; социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов П. Сорокина ... 4 социальный лифт сословие...

  • Урок

    Другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами . К ним относят армейскую службу, получение образования... отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество». Если экономический...

  • Социальная мобильность

    Социальная мобильность делится на вертикальную и горизонтальную .

    Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

    • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
    • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

    Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую,

    расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятия миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса.

    Существую следующие виды миграции по:

    • характеру - трудовая и по политическим мотивам;
    • продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;
    • территории - внутренняя и международная;
    • статусу - легальная и нелегальная.

    Социальные лифты

    Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляется в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

    Теория элит - концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берет на себя элита общества.

    Поколенная мобильность

    Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.

    Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

    Лифты социальной мобильности

    Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры.

    • Армия;
    • Религиозные организации;
    • Школа и научные организации;
    • Политический лифт, то есть правительственные группы и партии;
    • Искусство;
    • Пресса, телевидение, радио;
    • Экономические организации;
    • Семья и брак.

    План

    План …………………………………………………………………… ……….. 2

    Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

    Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

    1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
    2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
    3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

    Заключение…………………………………………………… ………11

    …………………………...……….. 12

    Вве дение

    К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
    Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

    Теория социальной мобильности П.Сорокина

    Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
    Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

    1. Концепция социальной мобильности и ее формы

    Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
    Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
    Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

    2. Характеристики социальной мобильности

    С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
    Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
    Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

    3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

    Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
    Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
    Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
    Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
    Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
    Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

    Зак лючение

    Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
    Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
    Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

    Список использованной литературы

      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
      Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
      Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
      Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
      и т.д.................

    Лучшие статьи по теме