Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Дети
  • Чем заняться если хочешь учиться. Способы мотивации для студента или как заставить себя учиться

Чем заняться если хочешь учиться. Способы мотивации для студента или как заставить себя учиться

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

У студентов не за горами сессия, у школьников - конец четверти, надо бы вплотную приниматься за учебу, но вот желания нет никакого. И многие учащиеся задаются одним и тем же вопросом: как заставить себя учиться ?

В школе с этим проще - в той или иной степени присутствует контроль со стороны родителей и учителей. А вот в университете твои успехи и неудачи - твоя личная проблема . Поэтому студенты чаще школьников задаются этим невеселым вопросом: как заставить себя учиться?

Причин у нежелания учиться масса . Это могут быть легкомысленность, безответственность и отсутствие силы воли (как у попрыгуньи-стрекозы, которая «лето красное пропела», а потом за это поплатилась). Причиной может быть также нелюбимая специальность, на которую пошел под давлением родителей или потому, что альтернатив не было. А если специальность любимая, нежелание учиться могут вызывать общеобразовательные предметы, которые кажутся скучными и ненужными.

Итак, как заставить себя учиться, даже если не хочется? Первое, что нужно сделать, - это изменить постановку вопроса . Говоря «заставить», мы уже подразумеваем принуждения, а принуждению подсознательно хочется сопротивляться. Поэтому постарайтесь использовать более мягкие формулировки: «Как начать учиться?» или «Как наконец-то сесть за учебу?».

Начать нужно с мотивации, ведь отсутствие желания учиться - это, по сути, отсутствие мотивации. Мотивация может быть разной, нужно выбрать стимул, который подходит именно вам . На кого-то лучше влияет негативная мотивация («Если я не буду учиться, меня отчислят»), кому-то нужны более позитивные стимулы. Кого-то устроит долгосрочная позитивная перспектива («Если я хорошо сдам эту сессию, я с большей вероятностью получу красный диплом и устроюсь на хорошую работу»), а кому-то нужна более близкая, более «осязаемая».

Определив для себя мотивацию, принимайтесь за обустройство рабочего места . Учиться, лежа на диване с ноутбуком, возможно, и комфортно, но на рабочий лад это вас не настроит. Так что выделите себе место, где вы будете заниматься исключительно учебой. Важный момент! Компьютера там быть не должно, садиться за компьютер вы будете лишь тогда, когда он действительно нужен для учебы, в остальное время он может вас отвлекать. А чтобы место для учебы не вызывало отторжения, порадуйте себя забавными яркими канцтоварами.

Выделите в своем расписании четкое время для учебы и учитесь только в это время. Не забудьте чередовать учебу с отдыхом. Час поучились - пятнадцать минут расслабились. Постарайтесь свести к минимуму все отвлекающие моменты - отключите мобильный телефон и телевизор, попросите ваших домочадцев вас не отвлекать. А вот легкая фоновая музыка, наоборот, может помочь сосредоточиться.

А в процессе учебы старайтесь использовать нестандартные методы , которые вы сами находите увлекательными. Составляйте схемы, используйте метод ассоциативных карт (mind maps), разноцветные фломастеры и стикеры - в общем, пытайтесь сделать учебу настолько интересной, насколько можете.

Попробуйте использовать для лучшей мотивации метод кнута и пряника, точнее, вторую его часть - пряник. В течение всего процесса учебы делайте себе «призы» , причем чем значительнее результат, тем весомее «приз». Выучили очередные 10 билетов - съешьте что-нибудь вкусненькое. Отучились день - позвольте себе понежится в ванной. Сдали экзамен - купите себе приятную мелочь. Сдали сессию - сходите с друзьями в ночной клуб. Но «призы» должны быть только за реальные достижения!

Часто основной проблемой становится не сама учеба. Вся сложность заключается в том, чтобы начать, а дальше дело идет как по маслу . И вы придумываете все новые и новые предлоги, чтобы не садиться за учебу, новые и новые более важные занятия. Имя этому - прокрастинация, и мы уже о том, как с ней бороться и научиться делать первый шаг. А еще один злейший враг студента - это , ее тоже нужно научиться преодолевать, иначе каждую сессию вы заново будете думать, как заставить себя учиться, но так ничего и не придумаете.

Наконец, есть еще один совет, который кажется самым очевидным, но очень немногие на самом деле ему следуют. Звучит он очень просто: «Учиться на протяжении всего семестра, а не откладывать все на потом ». Если распределить нагрузку равномерно, сессия не особо будет отличаться от обычных учебных дней. Конечно, придется пожертвовать парой вечеринок и посиделок с друзьями на каждой неделе, зато это сбережет вам нервы и здоровье. Но решать, разумеется, только вам. Удачной сессии!

Цель современного образования – научить учиться. Знания не даются в готовом виде – ученики должны сами находить ответы на проблемные вопросы. После окончания школы самообразование и вовсе становится основным средством развития. Наверное, у каждого человека время от времени возникает вопрос «как заставить себя учиться?».

Основа учебной деятельности – . Мотивация – это внутренние и внешние факторы, побуждающие к активности. В структуру мотивации входят:

  • познавательные ;
  • цели и планы по их достижению;
  • интересы.

Каждый из этих элементов важен и должен присутствовать. Но проблема в том, что по направленности мотивация бывает внешней и внутренней. Внутренние мотивы ориентированы на содержание обучения (интерес к самому предмету, цель – получить знания). Внешние мотивы ориентируются на результат – получить диплом, «корочки». В первом случае, когда человек хочет получить знания, с мотивацией проблем не возникнет, как и необходимости заставлять себя. А вот внешняя мотивация как раз обычно и становится предвестником лени и трудностей в обучении.

Как заставить себя учиться

  1. Позаботьтесь о рабочем месте. Минимизируйте воздействие раздражителей, устраните отвлекающие факторы. Если дома такой возможности нет или компьютер соблазняет играми, то уйдите в библиотеку. Не совмещайте занятия с прослушиванием музыки или шумом телевизора. Конечно, если вы не из тех, кого отвлекает полная тишина. Некоторым людям наоборот нужно что-то «для фона». Монотонный шум моря, например.
  2. Сделайте рабочее место приятным, ярким и привлекательным. Украсьте его на свой вкус.
  3. Занимайтесь только на рабочем месте, в идеале – за письменным столом. Не обедайте за этим столом и не учитесь на диване или в кровати. Ваш мозг должен привыкнуть, где и что он делает: кровать – сон и отдых, кухня – прием пищи, письменный стол – обучение. При соблюдении этого порядка концентрироваться на занятиях будет проще.
  4. Действуйте по принципу «раньше начну – раньше закончу». Определите дневной учебный план – сколько часов вы должны позаниматься или что должны усвоить. Обещайте себе, что после того как выполните план, сразу займетесь любимым делом. Но не наоборот!
  5. Постройте учебный план на неделю, месяц, год. Определите цели и значимость их достижения. Оформите это как коллаж. Цели превратите в изображение желаемого результата (картинки), а не просто запишите. Продумайте систему санкций и поощрений.
  6. Делайте разминки и чередуйте активность. Иногда лень – реакция на усталость. Организм сам начинает отвлекаться, когда требует перезагрузку. Делайте зарядку перед занятиями и после. При длительном уроке – во время.
  7. Награждайте себя чем-то приятным за успехи. Например, пообещайте сходить в кино после изучения новой книги. Это внешняя мотивация, но маленький кусочек можно оставить.
  8. Структурируйте информацию, составляйте планы, таблицы, схемы и т. д. Это упрощает усвоение и делает интереснее процесс.
  9. Применяйте полученные знания на практике. Находите примеры в вашей жизни.
  10. Найдите ответственного друга, с которым будете заниматься, оформите это как соревнование. Тут и дух конкуренции, и чувство стыда в случае лени, и контроль со стороны.
  11. Запишитесь на групповые занятия, если это уместно и возможно. Узнайте, есть ли они в вашем учебном учреждении, городе.
  12. Рассказывайте о своих планах друзьям или ведите дневник в интернете. Выставив планы на всеобщее обозрение, вы не захотите прослыть лентяем, неудачником, лгуном.
  13. Не садитесь заниматься голодным. Перед интеллектуальной активностью обязательно съешьте что-то сладкое. Сахар повышает мозговую активность.
  14. Не начинайте занятие в тревожном, взволнованном состоянии. Успокойте эмоциональный фон, позаботьтесь о том, чтобы дурные мысли не отвлекали, и только тогда приступайте к занятиям.
  15. Продумайте тайм-менеджмент, чтобы не сетовать на то, что учеба отнимает все время. Спланируйте свой день так, чтобы и на хобби время нашлось, и на домашние дела, и на учебу.
  16. Ставьте посильные задачи. Обучение должно чуть опережать развитие. Тогда оно будет посильным и интересным. Пересмотрите план, не ставите ли вы завышенные цели. Чрезмерная требовательность не идет на пользу. Маленькими шагами можно легче и быстрее добиться больших результатов. Этот же принцип работает в похудении: мозгу проще принять, что телу нужно похудеть на 5 кг, а потом еще на 5 кг, чем сразу на 10 кг.

Осознайте, что учебный процесс – всего лишь средство достижения цели. Какова тогда ваша цель? Помните о ней. Разбейте на задачи, микроцели. Например, за 3 месяца научиться говорить по-английски, за 4 месяца – писать и т. д. Это пятый пункт из списка.

Интерес к содержанию возникает при интересной подаче материала и при склонностях в этой сфере. Но как бы, например, я ни любила психологию, в ней есть нудные даты, цифры и термины, теории, которые приходится просто заучивать. Подобный материал есть в каждой науке – ничего не поделаешь. Но в остальном можно очень интересно трактовать знания: примеры из жизни, рисунки, видеофильмы, презентации.

В вашем распоряжении весь интернет. По любой теме в нем можно найти массу вариантов подачи материала и в том числе пособия, написанные простыми словами, доступным языком, кратко. Формулировкой «… для чайников» вы никого в интернете не удивите. И форматы любые можно найти: аудио, видео, электронные книги всех форматов.

Если ваша проблема – нежелание ходить в учебное заведение, то проанализируйте причины. Не исключено, что это вызвано с одногруппниками (одноклассниками) или преподавателем. Решите эти конфликты.

Упражнения

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию . Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном . А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.

admin

Каждый день абитуриенту приходится постигать новую информацию, отвечать в классе по пройденному материалу, писать контрольные работы. Но это не главная проблема. Ученик приходит домой и начинает дальше изучать параграфы, решать упражнения, зубрить даты и формулы.

Обучение — титанический труд, поэтому многие не знают, как заставить себя учиться и выдержать жесткий режим. Процесс самоорганизации больше касается студентов, так как школьников контролируют учителя, родители.

Студенты же — вольный народ, которые самостоятельно решают учиться или нет. Свобода опьяняет, абитуриент теряет контроль и не знает, как заставить себя учиться, чтобы вовремя сдавать сессии.

Ставьте конкретную задачу

Формулировка задачи играет важную роль. Согласитесь, намного приятнее думать «как хорошо учиться», чем «как заставить учиться».

Оно начинает действовать, ориентируясь на положительный результат. Психологическая составляющая способна создать благоприятную почву для изменения отношения к обучению. Ищите вескую причину, которая направит вас на успешное направление.

Ищите правильную мотивацию

Бывает разной. Вы должны подобрать такой мотив, который заставит вас усиленно учиться. Для кого-то стимулом становится перспектива будущей карьеры, кто-то учится, чтобы его не отчислили из учебного заведения. Некоторые подстегивают собственное желание возможностью поехать в лагерь или долгожданной покупкой.

Часто мотивация учиться пропадает вместе с появлением . Если ваш ребенок стал замкнутым, его оценки заметно снизились, узнайте об отношениях в классе.

Организуйте рабочее место

Создать рабочую атмосферу и настрой можно с помощью окружающих предметов. Выделите для обучения отдельный уголок и занимайтесь там только школьными или институтскими делами. Доказано, что эффект от занятий домашней работой в сидячем положении больше. В положении лежа материал усваивается плохо, так как организм настроен на отдых.

Позаботьтесь, чтобы на рабочем месте отсутствовали компьютеры, планшеты и другие гаджеты, отвлекающие от занятий. Оставьте учебники, карандаши, ручки и другие канцтовары.

Чтобы уголок выглядел ярко, привлекательно, создайте интересную атмосферу. Поставьте красочную подставку для ручек, купите оригинальную лампу. Постелите красочный коврик. Если есть возможность, поставьте стол около окна. Так вы отдохнете, отвлекшись на посторонние предметы, и выполните упражнение для зрения.

Используйте ассоциативный метод

Записывайте лекции с использованием различных цитат и с подчеркиванием маркерами. Повторяя материал, вы легче его запомните, так как текст представляет собой красочный шедевр: важные цитаты выделены одним цветом, списки, вторым, а формулы или термины — третьим. Так вы превратите скучную лекцию в запоминающееся занятие и сможете быстрее запомнить информацию, основываясь на визуальном эффекте.

Чтобы повторение вызывало приятное ощущение, приобретите красочные тетради с героями сериалов или фильмов. Используйте яркие стикеры, ручки с пахнущими чернилами. В общем, создавайте праздничное настроение, и учеба станет легче.

Придумайте награду за успехи

Если вы не знаете, как заставить себя учиться, подумайте, чего бы вам очень сильно хотелось получить. Начните с маленьких побед. Получили положительную оценку — поощрите чипсами или другой вкусняшкой, написали контрольную на хорошо или отлично — сходите на дискотеку или в кафе.

Это позволяет ощутить вкус победы и горечь незнания. Правильно оценивайте собственные возможности и полученный результат. Иногда четверка стоит намного больше пятерки. Оценивайте собственные действия, поощряя себя не только за оценки, но и за сделанную домашнюю работу, законченный проект. Важно то, какие знания при этом вы получаете. Ведь иногда оценки выставляются не совсем объективно.

Выполняйте больше в классе

Цените собственное время. Подумайте, как заставить себя учиться в классе, когда преподаватель быстрее закончил урок или у вас появилось свободное время на перемене. Тратьте время с умом и тогда сэкономленные минуты вы проведете с друзьями или за просмотром сериала.

Выполняйте домашнюю работу на завтрашний день. Пусть это будет другой предмет, лишь бы не заниматься бесполезными делами. Учитесь продуктивно с начала учебного года, чтобы знания накапливались постепенно. Вовремя усвоенный материал позволяет быстро выполнять упражнения. Если вы затянете, то в конце семестра вы уже станете мечтать не об отличных отметках, а о сдаче предмета.

Распределяйте нагрузку равномерно, чтобы и все контролировать. Попробуйте составить режим, где учтете минуты работы и отдыха. Продумайте каждую деталь, чтобы не было места пустым мыслям.

Например, вы приходите и разогреваете еду. Вы не отвлекаетесь на , а идете делать домашнюю работу. Вечером в обязательный режим входит прогулка, пробежка или поход в клуб. Составьте режим под себя.

Заставляйте себя учиться

Учитесь выполнять домашнюю работу как можно раньше. Не оттягивайте ее до позднего вечера, когда мышление перестает работать. Отложите дела и делайте первый шаг, хоть это трудно. Думайте, что вы противостоите собственной лени. Она мешает учиться, возводя перед студентом непреодолимые горы. Как только вы приступите к заданию, лень начнет отступать.

Чтобы побороть себя в первые минуты, начните конспектировать. Пишите заметки, даже если этот процесс не вызывает интереса. Сосредоточьтесь, возможно, выполнение займет от силы 20 минут, после чего вы сможете делать, что угодно.

Если дремлет и вам все время хочется поиграть в видеоигры, посидеть в социальных сетях, примите кардинальные меры. Отдайте приставки другу или близкому родственнику. Удалите или заблокируйте соцсети. Помните, что учеба важнее этих вещей.

Если вам трудно заставить себя учиться дома, пересмотрите собственный режим дня и рацион. Кушайте перед занятиями, так как голод — отвлекающая причина. Выполните несколько упражнений, чтобы поднять мышечный тонус и активизировать клетки мозга. Отведите время для полноценного сна, так как — утомляемость и пассивность.

29 марта 2014, 18:13

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

Лучшие статьи по теме