Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Дети
  • Что нужно для работы машинистом. О чём машинисты поездов не рассказывают пассажирам

Что нужно для работы машинистом. О чём машинисты поездов не рассказывают пассажирам

Работа машинистом метрополитена – это не только доходы, но и большая ответственность. Стоит ли брать ее на себя, стоит ли идти работать машинистом в метро? Давайте попробуем разобраться.

Конечно, на этот вопрос каждый должен ответить себе сам, но стоит рассмотреть особенности этой работы. Понимая их, любому будет проще принять решение.

Очевидно, что в любой профессии есть положительные и отрицательные стороны. Есть они и в профессии машиниста. Давайте рассмотрим их подробнее.

Стоит ли работать машинистом в метро - плюсы

Если рассматривать положительные стороны работы машиниста метро, то можно начать с самого начала, с возможности обучения.

  • Обучение в учебно-производственном центре при метрополитене - 1 месяц для помощника машиниста и 6 месяцев для машиниста. Обучение также можно пройти в колледже или в железнодорожном техникуме.
  • За всё время обучения выплачивается стипендия около 20 000 рублей.
  • Бесплатный проезд в метро. Стоит ли работать машинистом в метро ради бесплатного проезда – вопрос спорный, но все-таки это положительный момент.
  • Оплачиваемый отпуск 2 раза в год. Из-за сложных условий труда у машинистов достаточно большой отпуск, разбитый на 2 периода, кроме этого все часы переработки и работы в праздничные дни увеличивают время отгулов.
  • Возможность бесплатного обучения в высшем учебном заведении. После среднего образования или учебного центра есть возможность получить высшее образование в университете путей сообщения на бюджетной основе.
  • Возможность карьерного роста. После работы помощником машиниста повышается квалификация до машиниста, а приобретая высшее образование открываются возможности продвижения в сфере управления производством.
  • Постоянное медицинское обследование. Один раз в год обязательная медицинская комиссия (около 20 врачей), что своевременно выявляет заболевания и проводится лечение, а также медосмотр перед каждой сменой и после неё.
  • Повышение квалификации на современных тренажёрах;
  • Высокая зарплата. Повышая квалификацию, выбирая для себя более высоко оплачиваемые места работы можно добиться высокой зарплаты до 80 – 100 000 рублей. Стоит ли идти работать машинистом в метро ради доходов? Определенно да.
  • Оформление пенсии в 55 лет.

Вот основные положительные стороны работы машиниста, которые могут подсказать, стоит ли идти работать машинистом в метро.

Стоит ли работать машинистом в метро - минусы

Эта та профессия, которая была бы всем хороша, если бы не отрицательные стороны. Они есть, они существенны и их много.

Вот основные:

  • Тяжёлые условия труда. Работа машиниста метро связана с большими физическими нагрузками. На зрение влияют резкие перепады освещения после выезда из тоннеля на перрон, постоянный шум, увеличение давления от скоростного движения по тоннелю, ночные смены, перегрузки.
  • Воздействие электромагнитного излучения. Электромагнитное излучение негативно сказывается на здоровье, а также очень сильная вибрация, пыль (особенно металлическая пыль) приводят к многим хроническим заболеваниям. Стоит ли идти работать машинистом в метро ради мечты с учетом этого риска? Наверное, нет.
  • Условия отдыха между рейсами. Машинисты последних рейсов ночуют в депо в специальных комнатах отдыха, где отдохнуть полноценно не получается. График работы не всегда устраивает, так самый неудобный график работы с 21.00 до 01.00, затем следует отдых в комнате отдыха в метро, а с первым рейсом машинист снова приступает к работе. Такая разорванность смены очень неудобна. Стоит ли работать машинистом в метро, если такой график работы вам не подходит? Нет, поскольку рассчитывать на другой не приходится.
  • Каждодневный медосмотр перед рейсом. Осмотр проводится перед рейсом и после рейса. Особое внимание уделяется давлению, сердцебиению, тесту на алкоголь, а также обращается внимание на состояние машиниста – он должен быть отдохнувшим и в хорошем настроении. Если машинист не отдохнул или в стрессе – его отстраняют от рейса и посылают отдыхать.
  • Обедают на ходу. Любителям плотно и долго обедать точно не стоит идти работать машинистами в метро.
  • Смена 8-9 часов при норме 6 часов. При постоянной нехватке машинистов смены увеличивают.
  • неудобные графики работы. При такой работе можно забыть про праздники, дни рождения, Новый год и юбилеи, если на эти дни выпала смена.
  • нервные напряжения. Машинист находится в постоянном психологическом напряжении. Кроме того, что техника имеет свойство отказывать или ломаться, большое влияние оказывают и пассажиры, старающиеся придержать двери, задержать отправление поезда. Это очень сильно сказывается на состоянии машиниста, потому что задержка электропоезда даже 2-3 секунды может привести к неприятным последствиям, сбою в графике движения, а ведь следом идет очередной электропоезд.
  • Сложно выработать стаж. Чаще всего у машинистов здоровья хватает на 10-15 лет напряженной работы, такие нагрузки может вынести только молодой организм. Стоит ли идти работать машинистам в метро, если ваш возраст даже немного старше среднего – решайте сами.
  • Приходится оказывать медицинскую помощь. Очень часто машинисту приходится сталкиваться с людьми, бросающимися под поезд метро. В таком случае по должностной инструкции машинист должен оказывать помощь.

После таких заключений каждый может сделать для себя вывод и решить, стоит ли идти работать машинистом в метро.

Все положительные и отрицательные стороны необходимо проанализировать, понять, что в настоящее время важнее и сделать выбор. В целом, стоит сказать, что работающие по специальности машинисты не лишены оптимизма, довольны своей работой и многое принимают с юмором.

Грохочущие по рельсам колеса, темный тоннель, механическое "Осторожно, двери закрываются". Серая подземная обыденность? Дорога, в которой можно почитать книжку или посидеть в бесплатном Wi-Fi? Нет: работа. Которая иногда может идти не на жизнь, а на смерть.

Сумбурное человеческое, а не электронное "Как можно быстрее производите высадку и посадку" и мельком замеченная у первого вагона фигура с черным портфельчиком. Вот, в общем-то, и все наши "столкновения" с машинистами электропоездов – одними из главных людей метрополитена.

Здесь мы встретили Дмитрия, который накануне получил третью звезду на погоны (да-да, у машинистов они тоже есть), его ученика Виталия и Михаила, предпочитающего подземелье небу.

По следам сине-белых вагонов

Электродепо сильно напоминает обычный вокзал – впечатление схожести развеивают разве что рабочие в ярко-рыжих жилетах. Длинные платформы, поезда, сообщающие о своем прибытии пронзительным гудком, крыша, сквозь которую просачивается яркий солнечный свет. Так выглядит место, куда отправляется поезд, который "дальше не идет".

Думаю, выполнять практические задания труднее – при ответе на теоретический вопрос у тебя всегда есть шанс подумать. Да и самому – руками – делать "соображать" не требуется.

С другой стороны, многие вещи машинист делает на автомате. Когда что-то случается, ты точно знаешь, как нужно поступить, следуешь инструкции.

Главное, когда появляется какая-то неисправность, – первым делом успокоиться и определить, что случилось.

Машинист электродепо "Варшавское"

Незаметно незаменимые

Пассажиры редко видят машинистов. А потому не всякий обыватель, наверное, задумывался о том, что именно эти специалисты первыми должны реагировать на любые поломки составов и экстремальные ситуации – вроде подтоплений, например. Пожалуй, только смотревший отечественный блокбастер "Метро" вспомнит, чего стоили машинистам те решения, которые они принимали для спасения своих пассажиров.

Одна моя подруга говорит, что, пока мы не познакомились, она вообще никогда не видела машинистов в метро. Просто ездила и все. Мало кто из простых пассажиров обращает на нас внимание. Такие вот мы незаметные, наверное.

В экстремальных условиях

Главная "настольная книга" машиниста - свод профинструкций. За любое неточное действие и незначительное отступление от правил можно схлопотать выговор (или что-то еще более серьезное). А чтобы инструкции не забывались, "водители" электропоездов постоянно учатся - для чего в каждом депо работают машинисты-инструкторы, которые регулярно проверяют их навыки и знания. За каждым "закреплены" свои машинисты.

Фото предоставлено пресс-службой метро

У нас есть такая поговорка: машинист – это вечный студент. Инструкторы работают со всеми, даже с опытными машинистами.

Конечно, к тем, кто только начинает работать, внимание особое. Но и помощник, ставший машинистом, продолжает обучение. Он постоянно что-то учит, его знания, умения, правильность действий, согласно нормативам, регулярно проверяются.

Делается все это для того, чтобы машинисты не забыли то, чему их учили с самого начала. Дергать ручку они, конечно, и так умеют, а вот аварийные ситуации происходят не с каждым: можно отработать 20-30 лет, и так и не получить никакого печального опыта. Без обучения существует риск того, что человек будет десять лет ездить без происшествий и напрочь забудет, как действовать при их наступлении. А потом раз – и случится что-нибудь. Так нельзя.

Каждые два года машинисты сдают техминимум. Это экзамен, 30 билетов. Причем если результат неудовлетворительный, к работе тебя не допустят, отправят на пересдачу. Еще ежегодно сдается электробезопасность и раз в два года – охрана труда.

Кстати, как раз накануне нашего разговора Дмитрий, "наставник" Виталия, получил на погоны третью звезду – официально стал машинистом-инструктором. Соответствующие обязанности он, впрочем, исполнял уже в течение нескольких месяцев, теперь же получил подтверждение нового звания.

У нас своя система звезд – почти как в армии! (улыбается) Сначала, когда ты помощник машиниста, на погонах нет ни одной звезды. У машиниста без класса и машиниста третьего класса звезда одна.

Две звезды означает либо второй, либо первый класс. Три звезды – это погоны машиниста-инструктора.

Машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское"

Темные тоннели, яркие огоньки, постоянный поток бесчисленных пассажиров - для машинистов-инструкторов все это позади. К тому же, звание открывает новые карьерные перспективы - можно попробовать стать одним из управленцев депо, например.

От мечты детства до большой зарплаты

Длинные перегоны, которые "простые смертные" видят исключительно из окон вагонов, скорость, чувство управления огромной машиной. И, с другой стороны, вся та вечная суета, которая ассоциируется с метро у каждого, кто хоть раз толкался в час пик на одном из переходов. Находят ли машинисты в своей работе романтику? Некоторые - очень даже.

Я стал машинистом, потому что это была мечта детства. Причем мне всегда нравились именно поезда метро, а не обычные. Они под землей - прикольно же! Весело.

Сначала я, правда, поучился в Московском авиационном институте, на первом факультете ("Авиационная техника - примечание сайт) и отслужил в армии. В МАИ попал как-то нечаянно, кривая, так сказать, завела… так что после армии не стал восстанавливаться, а пошел в метро.

Самолеты я, кстати, строить так и не научился – высшее у меня неоконченное. Я ушел после второго курса, когда только закончилась общая программа.

Самое любимое у меня в профессии – это процесс вождения. У нас здесь тоже есть гонки - почти как на ралли! (смеется) В час пик или если у кого-то опоздание мы по-быстрому пытаемся успеть друг за другом. Это, естественно, совсем не опасно! Пассажиры даже не замечают. (улыбается)

Машинист электродепо "Красная Пресня"

Отлично помню свой первый "самостоятельный" перегон. До этого я был помощником, у меня был машинист, который рассказывал и показывал, что и как, всегда находился рядом. А теперь я сам стал машинистом и впервые поехал один...

Тот перегон был, конечно, жутковат. Если раньше я мог положиться на своего опытного коллегу, то теперь оказался один. Мне 20 лет, за спиной две тысячи пассажиров, вокруг темнота, машина большая… что с ней делать, если что-то случится? (улыбается) Конечно, меня учили, готовили, но ощущение все равно было жутковатое. Потом уже привык.

Теперь, когда за плечами уже 17 лет работы в метро, вести поезд – обычное дело. Тот, кто впервые попадает в кабину, ему все интересно – и тоннель, и станция, и выезд из тоннеля… А мне вот теперь уже кажется, будто так в моей жизни было всегда.

Машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское"

Есть, впрочем, машинисты, которые любят свою работу больше за высокую зарплату. Дмитрий говорит, что многие его ученики отправились в метро чисто "из материальных соображений". Наверное, отчасти такой выбор логичен - в среднем, машинист получает 90 тысяч рублей в месяц.

Михаил и Виталий. Фото предоставлено пресс-службой метро

Женщинам вход воспрещен

В среде машинистов есть и отслужившие 20-летние ребята, и 40-летние семейные мужья (то ли вспомнившие детские мечты, то ли просто вдруг оставшиеся без работы), и даже лица преклонного возраста. А вот представительниц прекрасного пола на этой должности не ждут.

Запрет брать женщин в машинисты закреплен законодательно, и достаточно давно: еще в 2000 году российское правительство постановило, что такая работа прекрасному полу противопоказана (постановление номер 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"). Считается, что постоянное нахождение под землей вредит здоровью девушек и женщин и может негативно сказаться на их способности иметь детей.

Раньше, впрочем, слабый пол активно брали в машинисты. И выгонять уже работающих женщин с должности после принятия постановления тоже никто не стал (хотя многие, говорят, ушли сами). Совсем недавно из столичной подземки уволилась последняя женщина-машинист, Наталья Корниенко. Она долгое время трудилась на Сокольнической ветке.

В 2008 году на должность машиниста метро пыталась устроиться девушка по имени Анна Клевец. Ее не взяли, после чего Анна обратилась в суд, апеллируя тем, что, согласно Конституции, мужчины и женщины имеют равные права на выбор профессии. Но Верховный суд признал справедливым постановление российского правительства.

Одному как-то раз чуть ноги не отрезал. Пьяный сидел, с платформы свесился. Но все закончилось благополучно: человека убрали передо мной, я до него не доехал.

Я сразу нажал на "тайфун" (громкий и пронзительный сигнал электропоезда метро – примечание сайт) , какой-то мужчина на платформе подорвался и отодвинул того, свесившего ноги.

Машинист электродепо "Красная Пресня"

Лучший из лучших

Пока мы беседовали то с Михаилом, то с Виталием, этап конкурса завершился. Практических заданий было два, в обоих ребятам нужно было справиться со смоделированными неисправностями подвижного состава. Они "звонили" из кабины диспетчерам, возились с инструментами на рельсах, проверяли вагоны.

Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро

За действиями конкурсантов наблюдала комиссия из сотрудников депо, которые записывали неточности, совершенные машинистами при выполнении заданий. Инженер отдела эксплуатации, с блокнотом и ручкой следовавший за ребятами, сказал, что важна была и сама последовательность действий, и соблюдение техники безопасности.

По итогам практики лучшим стал Михаил. Он же, как мы выяснили в день финала конкурса, получил в итоге почетное звание лучшего машиниста года. Наверное, потому, что искренне любит свою работу.

Анна Теплицкая

Жители больших городов регулярно пользуются услугами метрополитена и не задумываются о тех, кто по 6-8,5 часов в день перевозит их под землей. А это делает машинист метро, который за свою рабочую смену несколько раз проезжает по одному и тому же маршруту. Все это время он может только разговаривать сам с собой да развлекаться песнями и картинками, видимыми с рабочего места. Каждому машинисту доверяют жизни тысяч людей, и он отвечает за них. Такую серьезную нагрузку выдержать очень трудно, и мало кто из людей этой профессии работает в ней более 10-15 лет.

За что же страдает машинист метро? Зарплата (2013, Москва) такого специалиста в среднем составляет 50 000 рублей в месяц. Не такие уж и большие деньги за выполняемую работу. Почему же многие стремятся получить эту профессию?

Основная причина заключается в том, что работа на метрополитене кажется чем-то загадочным, романтичным. Ведь метро - объект стратегический, поэтому информации о нем совсем мало. И когда люди приходят то, узнав о графике и условиях труда, из сотни претендентов остается только половина, еще столько же отсеивают, и на обучение отправляется всего один человек.

Все-таки как устроиться машинистом в метро? Работать здесь может только мужчина, отслуживший в рядах ВС, возрастом до 35 лет. В первую очередь нужно обязательно пройти комплексное обследование у специалиста-психолога. А уже по его результатам претендент направляется на медицинскую комиссию. Здесь проверяют зрение, слух, наличие дальтонизма. Затем человек проходит флюорографию, ЭКГ, хирурга, терапевта, отоларинголога и сдает кровь. В том случае, когда медицинская комиссия дает положительное заключение, соискатель получает направление на четырехмесячное обучение, во время которого ему будут выплачивать стипендию.

После успешной экзаменационной сессии выходит еще не машинист метро, а его помощник. Где-то через месяц его могут отправить тренироваться под руководством опытного специалиста. И только по прошествии двух-трех месяцев он может быть допущен к экзамену на право управления составом. А еще через два-три месяца - к экзамену на право самостоятельного вождения. Получается, что проходит около года со дня поступления на учебу до самостоятельного управления.

На этом все трудности не закончились, можно сказать, это были только цветочки. Каждая смена начинается с медицинского осмотра, ежедневно ведется серьезный контроль над состоянием здоровья. Ведь машинист метро должен работать 6 часов в день, 36 - в неделю, но приходится трудиться по 8,5 часов за смену. И это при постоянном шуме, вспышках света и напряжении внимания. Когда имеется недостаток людей, то бывает и 11-12 рабочих дней подряд без выходных. Основное, что помогает машинисту справляться со всеми этими и другими трудностями, - чувство юмора. Без него под землей работать невозможно. Ведь, ко всему прочему, метрополитен является излюбленным местом самоубийц, которых, по инструкции, должен извлекать из-под поезда именно машинист.

Чем же еще характеризуется профессия "машинист метро"? Есть следующие десять пунктов.

  1. Машинисту разрешено курить в кабине.
  2. После ночной смены работники ночуют в специальных квартирах около станций или в комнатах отдыха, имеющихся в каждом депо.
  3. На такую должность не может рассчитывать женщина.
  4. Пенсионный возраст машиниста - 55 лет.
  5. На открытых участках линий, при снегопадах им также приходится стоять в пробках.
  6. Обедают они часто в своих кабинках, на ходу.
  7. После слов “Осторожно, двери закрываются” машинист имеет право закрыть дверь, не дожидаясь окончания высадки-посадки пассажиров.
  8. Его работа регулируется одновременно 55-ю инструкциями.
  9. при выезде поезда из туннеля на станцию являются сильным стрессом для машиниста.
  10. На работу он обязан прибыть подготовленным и хорошо отдохнувшим.

Каждый претендент на такую должность должен сначала хорошо подумать, выдержит ли он все эти тяготы, чтобы затем не было жалко потерянного времени.

Большое количество людей, которые ездят на метро, поездах, электричках, никогда не думали о том, кто управляет механизмом. Ведь именно от машиниста зависит безопасность пассажиров. После различных несчастных случаев, многие задавали вопрос: вернется ли к работе человек, управлявший составом? В большинстве случаев машинисты возвращаются к исполнению своих обязанностей. В этом им помогают психологи. Многие предприятия данной области изначально занимаются тестированием тех, кто собирается стать машинистом. Некоторым это не по силам.

Можно подметить, что, например, в метро женщин-машинистов практически нет. Ведь это работа действительно не из легких. Психологи отмечают, что приблизительно из 100 человек, что прибывают в отделы кадров, машинистом становится только один. 50% убывает сразу по «семейным» причинам. Причиной служит то, что не всех радуют ночные дежурства и работа в выходные. Вторым моментом является не соответствие здоровья профессии. Например, нагрузка на зрение машиниста огромная.

Еще одним отсеивающим фактором является отчисления за неуспеваемость. Профессия машиниста не требует высшего образования, но там нужны фундаментальные знания и отличная память. Еще некоторые не проходят проверку психолога.

Как стать машинистом поезда

Машиниста поезда еще называют машинистом локомотива. Работа для того, кому нравится путешествовать и желает объездить страну. Тому, у кого есть возможность быть далеко от дома несколько дней или недель. Также у профессии машинист поезда есть следующие плюсы: приличная зарплата и хорошая пенсия.

Требования к машинисту поезда:

  • Возраст – от 18 лет;
  • Тест на наличие наркотических веществ в крови;
  • Способность быть в состоянии одиночества большой промежуток времени и в чрезвычайных ситуациях.

Машинист - обучение

Машинист поезда должен пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Длительность обучения может быть несколько недель или месяцев. Многие машинисты проходят обучение в учреждениях при железнодорожных компаниях, но также есть такие, которые обучаются в колледжах, после того как их закончат они получают степень младшего специалиста в области перевозок. Для начала лучше получить начальный уровень, например, степень рабочего, тормозного оператора или проводника, чтобы был опыт и дополнительные навыки. Машинисту, который будет водить пригородные поезда, хорошо помог бы опыт вождения автобуса.

После завершения обучения нужно сдать экзамены и если успешно, тогда выдается лицензия. После чего можно начать зарабатывать стаж. Периодически необходимо проходить дополнительную аттестацию для доказательства актуальности лицензии.

Как стать машинистом метро

Получить работу машиниста метрополитена довольно тяжело, так как конкурс на место очень высок. Это связано с тем, что на этой должности есть солидный соцпакет, а именно: Высокая заработная плата, социальные гарантии, 45-дневный оплачиваемый отпуск и возможность получить бесплатное высшее образование. На должность машиниста метро берут, в основном, только мужчин. Все из-за высокой сложности профессии, а также нужно быть постоянно внимательным.

Как стать помощником машиниста

После поступления на работу необходимо обучаться на специальность помощника машиниста в специальном учебном центре. В обучение, длительность которого по будням несколько месяцев, будут входить строение состава, функции рычагов и кнопок, обязанности, навыки оказания первой медицинской помощи. После завершения учебы нужно сдать экзамены. После чего придется поработать помощником машиниста и затем сдать еще экзамен. После чего допустят к обучению машиниста. Нужно будет после окончания учебы сдать два экзамена: знание трассы и «аварийные игры». После обучения необходимо поездить с машинистом со стажем, который будет подстраховывать. Затем будет проверка знаний на допуск к управлению механизмом самостоятельно.

Можно сделать следующий вывод – чтобы обрести профессию машиниста, нужен приблизительно год. А для того, чтобы утвердиться на месте необходимо три года.

Изначально машинист не имеет никакого класса. Лишь проработав год он может сдать экзамен для получения третьего класса, после двух лет работы по профессии на второй, а после трех на первый. С повышением класса идет прибавка к зарплате на 10%.

Возможно Вас заинтересуют.

Лучшие статьи по теме