Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Дети
  • Как создать свой бренд одежды: способы раскрутки и расчет затрат. Регистрация торговой марки и особенности ее использования в россии Как создать свое свой бренд

Как создать свой бренд одежды: способы раскрутки и расчет затрат. Регистрация торговой марки и особенности ее использования в россии Как создать свое свой бренд

Trademark «торговая марка» и brand «бренд» – не идентичные понятия. Прежде чем говорить о том, каким образом создается бренд, нужно определиться, что именно означает это слово.

Понятие и структура бренда

Основу бренда составляет поданная в символической форме информация, связанная с некоторыми продуктами либо услугами и имеющая особую ценность для целевой аудитории (ЦА). Бренд становится уникальным благодаря комплексной разработке таких элементов, как:

  • наименование;
  • дизайнерское решение (от логотипа, цвета и шрифтов – до фирменной одежды);
  • корпоративная культура и поведение (нормы и ценности, общие для всех сотрудников; гимн компании и так называемый «музыкальный логотип»; форменная одежда);
  • корпоративная коммуникация (PR и рекламные мероприятия);
  • тактильная составляющая (материалы, используемые для производства самого товара и его упаковки);
  • специфические ароматы (парфюмерия или просто запах упаковки).

Основные функции бренда

Для чего нужно создавать бренд? Мы выделили следующие его функции и задачи:

  • захват определенной ниши на рынке товаров и услуг;
  • установка хорошо прослеживаемой ассоциативной связи между компанией-производителем и ее продуктами;
  • обеспечение узнаваемости компании;
  • гарантирование качества товаров и услуг;
  • формирование обоснованной ценовой политики;
  • создание базы для увеличения объема продаж;
  • налаживание сбыта товара и поиск постоянных деловых партнеров.

Бренд и торговая марка: в чем разница

Многие предприниматели не видят разницы между этими терминами. Но она есть. Марка – это оригинальное словесное, изобразительное или же комбинированное отображение фирмы и производимых ею товаров. Понятие бренда более узкое. Оно подразумевает не только уникальность представления сведений о конкретной фирме и продукции, но и высокую степень узнаваемости для клиентов.

Таким образом, получается, что каждый бренд – это торговая марка. Однако брендом является только та торговая марка, которую целевая аудитория хорошо знает.

Только в случае установления максимально прочных, доверительных отношений между клиентами и компанией торговая марка имеет шансы получить статус бренда.

Этапы создания бренда

Процедура разработки бренда включает множество этапов.

  1. 1. Начинается она с изучения деятельности конкурентов.
  2. 2. На следующем этапе определяются потребности клиентов. Для этого нужно проводить опросы ЦА, узнавать мнение ее представителей об аналогичных компаниях: в частности, о том, чего не хватает в продукции конкурентов, и о том, что потребителям нравится в ней.
  3. 3. Затем фирме следует занять определенную позицию на рынке (она должна быть уникальной, дающей возможность закрепить положительный имидж компании в сознании потребителя).
  4. 4. После этого наступает время работы над концепцией. На этом этапе рождаются оригинальное название, девиз, легенда, рекламные тексты, логотип и прочие визуальные составляющие.
  5. 5. Завершается создание бренда разработкой рекламной кампании. Способы продвижения торговой марки выбираются исходя из финансовых возможностей фирмы.

Раскрутка бренда

В настоящее время владелец торговой марки располагает множеством инструментов, помогающих повысить её популярность и узнаваемость. Вот самые распространенные из них:

  • рекламные баннеры и щиты;
  • ролики, транслируемые по телевизору;
  • реклама по радио;
  • брендированные продукты;
  • официальный сайт;
  • организация деловых встреч и обучающих мероприятий;
  • «вирусные» рекламные акции;
  • эпатирование публики;
  • активность в рамках социальных сетей;
  • организация специализированного сообщества;
  • запуск общественно значимых проектов;
  • найм «подставных уток», распространяющих информацию о торговой марке (бренде).

Для узнаваемости бренда огромное значение имеют оригинальное название и выразительный логотип. Именно на эти два элемента ориентируется потребитель, когда рассматривает возможность приобретения услуги или товара.

Они также служат для формирования общего представления о компании в сознании потенциального клиента. Вот почему, создавая бренд, необходимо с особым вниманием подойти к вопросу выбора названия и логотипа.

Разработка нейминга

Далеко не всякое название способствует популярности и узнаваемости бренда. Чтобы продвижение происходило как можно быстрее, название должно быть:

  1. 1. Простое (во избежание неправильных ассоциаций).
  2. 2. Лаконичное (короткое сочетание слов проще запоминается).
  3. 3. Правдивое (в противном случае клиенты разочаруются в продукте и не будут поддерживать его).
  4. 4. Легкопроизносимое (всегда будет на слуху и быстрее запомнится).
  5. 5. Позитивное (положительные эмоции, возникающие при упоминании марки – это залог лояльности к ней).
  6. 6. Благозвучное.
  7. 7. Уникальное (иначе его нельзя будет запатентовать).
  8. 8. Графичное (поскольку четкость написания способствует лучшей узнаваемости).
  9. 9. Многозначное (вызывающее интересные ассоциации и, как следствие, выделяющее фирму (продукт) из ряда аналогичных).
  10. 10. Охраноспособное (так как для обеспечения желаемой репутации необходимо будет осуществить правовую защиту наименования).

Как разрабатывается логотип

Логотип – это гарант узнаваемости компании. Он позволяет потребителю выделять ее продукцию среди многочисленных аналогов, производимых конкурентами. Логотип свидетельствует о высоком качестве товара, его эстетических достоинствах. Он является еще одним инструментом рекламы торговой марки.

Но не любой логотип сможет выполнить возложенную на него миссию, а только тот, что разрабатывался с учетом всех правил маркетинга. Иными словами, логотип должен быть:

  • эффектным (запоминаемым);
  • актуальным (то есть отвечающим представлениям ЦА о прекрасном и правильном);
  • уникальным (чтобы обеспечить максимум отличий от конкурентов);
  • гармоничным в цветовом отношении (обилие оттенков и деталей логотипу вредит);
  • способным выражать идеи компании, не компрометировать ее и создавать положительный имидж;
  • ассоциативным (чтобы потребитель правильно воспринимал отображенные в символической форме ценности компании).

Не каждая марка, пусть даже старинная и уважаемая, превращается в бренд. Повышение статуса требует серьезных финансовых вливаний. Чтобы создать бренд, владелец торговой марки должен обладать выдающимися предпринимательскими способностями.

рассказали, как сделать свою марку одежды в России. Look At Me публикует транскрипцию мастер-класса.

Отечественная модная индустрия находится в опале. О ней любят говорить, проводят круглые столы, обсуждают, но на деле мало чего происходит. Есть даже миф, что этим заниматься неинтересно и невыгодно. Мы бы хотели развеять этот миф: заниматься этим не только интересно и выгодно, но можно это делать, не ущемляя собственного чувства стиля и вкуса.

Модная индустрия - это производство, пресса и магазины. Производство - это и дизайн, и изготовление ткани и пошив, и производство фурнитуры. Без прессы индустрия тоже не может существовать, потому что люди должны о вас узнавать. И без магазинов тоже, ведь продажи - это главное.


У каждой компании есть концепция. Раньше нам казалось, что это дурацкая штука, но потом мы поняли, для чего она нужна. Надо, чтобы каждый сотрудник понимал, что он делает и для чего. Поэтому мы сели и написали, про что наша марка Oh, my и что мы хотим сделать. А хотим мы сделать в России марку недорогого трикотажа, по всем параметрам соответствующую уровню стабильного европейского бренда. И ориентировать ее не только на российский рынок, но сделать узнаваемой и продаваемой во всем мировом фэшн-сообществе.

Надо понять, есть ли для вас ниша на рынке. В России, с одной стороны, полно люкса, а с другой - есть огромное количество розничных сетей, где редко встретишь что-то интересное. А между ними пустота. Конечно, есть хорошие бренды небанальной и при этом недорогой дизайнерской одежды, которую может купить каждый из нас. Но этих брендов не так много, чтобы они формировали какую-то тенденцию. Мы поняли, что на рынке дыра, и мы вполне можем начать ее заполнять.

Очень важно иметь слепую веру в себя. Потому что помимо каких-то объективных моментов бизнеса и работы есть магия, когда все как бы само собой срастается. Но бизнес-составляющая тоже очень важна, без расчета ничего не получится. То, что мы шьем, надо будет продать так, чтобы потом заново пошить и, может быть, даже заработать.

Предположим, что к сентябрю мы хотим запустить марку одежды. У нас три месяца, за которые, не имея ничего, кроме некоторого количества средств, мы вполне можем успеть. Временной план делится на этапы работы. Каждый этап - в свою очередь на пошаговый процесс на пути к готовым вещам.

Для начала мы просто лазили по интернету и собирали картинки, которые нам нравятся. Мы четко понимали, что хотим делать недорогой хороший трикотаж. Есть American Apparel, есть H&M, есть еще куча чего, а у нас своей марки такой нет. Собрав много картинок, мы определились, какие мы хотим делать вещи. У нас было несколько категорий вещей: майки, футболки, лонгсливы, водолазки и худи.

Определиться с моделями надо до 6 июня. До 11 июня - нарисовать эскизы. Параллельно надо заниматься поиском конструктора, который все это для вас будет делать, потому что вы конструировать не умеете. Конструктор - профессионал, и он в итоге поймет, чего вы хотите. Процесс конструкции, если коллекция небольшая и вещи более-менее похожие (например, 10 несложных платьев), занимает месяц. Конструктора можно нанять на стороне, а можно взять в штат.

Параллельно надо искать ткань и фурнитуру. Ткань в России купить негде. И хорошую фурнитуру тоже - так, чтобы было дешево. У нас есть магазины, есть склады, но то, что там продается, - дорого и не лучшего качества. Поэтому мы заказываем ткань в Прибалтике, что в итоге получается дешевле, чем покупать ее здесь. Найти все это несложно, если у вас есть Google и Yandex. Вы находите поставщика, он высылает вам образцы, а вы, уже походив по магазинам и складам у нас, понимаете, чего хотите. Вы можете купить футболку, отправить им и сказать: я хочу такую ткань, такие свойства, такой состав. Еще надо иметь в виду таможню. Зимой нам ткань шла два с половиной месяца. Но если все делать грамотно, найти хорошего посреднка, то будет недолго. Самим лучше этим не заниматься.

Параллельно надо искать производство. У нас в стране высокотехнологичного производства нет, зато возможностей сшить футболку из полотна - завались. В Петербурге этого делать не стоит - дорого. Но это можно сделать в Ленинградской области, где швея зарабатывает не 20 000 р., а 10 000 р., и себестоимость вещи получается очень невысокая. Производство тоже можно найти в интернете. Вот вы уже готовы отправить разработанные лекала на производство.

В это время начинается работа с прессой. Пусть вы еще не знаете точно, какая будет обработка у рукавов и ворот у футболки, вы должны уже точно понимать, кто ваша аудиория и в каких журналах вы хотите увидеть материалы о себе. Надо иметь в виду, что номер в среднем сдается за месяц, и если вы хотите попасть в печатное издание, то нужно месяца за два выслать пресс-релиз, на который бы журналисты обратили внимание, и съемку, чтобы они поняли, про что им предлагают написать. За этот месяц вы уже должны четко понимать, какая у вас есть ткань, вы берете 10 метров этой ткани, шьете из нее разработанные вами модели и снимаете их. У вас получаются красивые фотографии вещей еще до того, как эти вещи у вас есть на самом деле. И за два месяца, пока верстаются журналы, у вас уже есть что им отправить и что им сказать.

Пресс-релиз. Главная проблема большинства пресс-релизов - что вместо конкретной информации журналистам приходится читать, в каком прекрасном летящем образе вы будете гулять по городу. И таких сообщений у журналиста в ящике 50 штук, поэтому он их открывает и сразу закрывает. Пишите как есть: вы представляете из себя такую-то марку, она интересна благодаря тому-то и тому-то. На вас стоит обратить внимание, потому что это красиво и при этом дешево. Или такого никто до вас не делал. Адреса журналистов вы найдете, если подойдете к киоску и купите те журналы, которые вас интересуют. Пишите каждому журналисту отдельное письмо. Написали скопом - получили скопом ответ «нет». И главное: хороший пресс-релиз стоит столько же, сколько плохой, и хорошая съемка стоит столько же, сколько плохая. Надо это иметь в виду.


Когда вещи готовы, их надо отправить в магазин. Для этого к себестоимости вещи надо прибавить еще и вашу наценку. Это называется добавочная стоимость. Вот, например, платье: если к его стоимости вы прибавите 100 % и в магазине к нему прибавят еще 100 %, оно будет стоить 1 500 р. Но у вас платье такое крутое, что оно продастся и за 3 000 р. Значит, вы можете прибавить больше. У добавочной стоимости нет четкого коэффициента. Но на начальном этапе надо прибавлять побольше, так как у вас по ходу дела еще будет куча ошибок, косяков, задержек, и это все будет стоить денег. И пока у вас маленький оборот, эти ошибки нужно застраховать.

Используйте интернет. Не думайте про показ, он вам не принесет никакого результата, так как у нас нет индустрии. Зато если вы сделаете красивый сайт, эффект будет куда больше.

Придумывайте спецпроекты. Часто печатному изданию неинтересно публиковать у себя новость, про которую еще два месяца назад написали 150 комментариев на Look At Me. Поэтому можно придумывать всякие интересные вещи - например, лимитированную коллекцию, о которой никому не рассказывать, кроме редакторов печатных изданий.


Используйте все бесплатные возможности. Публикация - это инструмент продаж. Когда появилась марка Oh, my posh! , о ней написали целую страницу в «Афише», и все к нам приходили и спрашивали: «Сколько вы заплатили?» Вы не поверите, но такого понятия, как оплата публикации, для хорошего журнала не существует. Красивое видео и фотографии тоже можно снять бесплатно, и в этом нет ничего позорного.

Помогите магазину. Для магазина вы являетесь партнером, ему интересно вас продавать, на вас зарабатывать. Поэтому распечатайте прайс, подготовьте красивые лукбуки, это будет стоить вам 5 000 р., но это будет инструментом, который вам поможет лучше продаваться. Лукбук - это банально, хорошо сфотографированые на белом фоне вещи, где подписаны артикулы, состав, цвета и размеры.

Думайте о том, куда вы будете двигаться дальше. Если вы потратили на первоначальный проект свои деньги, то потом можно найти инвестора, который позволит вам выйти на новый этап. Вам уже будет с чем к нему пойти.

Петербурженка Нелли Недре с детства мечтала работать дизайнером. Во время учёбы в институте она поняла, что ей неинтересно придумывать дорогую экстравагантную одежду, которую никто не сможет носить в повседневной жизни. Поработав дизайнером марки уличной одежды, год назад она решилась на создание своей компании и начала выпускать лаконичные вещи неброских цветов, которые вписываются в мировые модные тренды. Сейчас одежду Нелли продают в десяти магазинах, а месячный оборот компании превышает полмиллиона рублей.

Опыт работы

Нелли Недре

Основательница марки

В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.

Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке - знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»

В компании был экспериментальный цех, в котором мы отшивали образцы, отправляли их в магазины и, если понимали, что они хорошо идут, запускали большое производство в Китае. Я смогла очень многое попробовать в рамках Trailhead: развивала линию женской одежды, которой до меня почти не занимались, организовывала съёмки для лукбуков и интернет-магазина. В какой-то момент стало ясно: я знаю уже абсолютно всё, что нужно для открытия своего дела.




Свой бизнес

Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната - хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.

На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей. Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю. Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.

Сейчас у меня в штате - менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник - подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.




Работа с магазинами

Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали. Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.

Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский - Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.

Я не планировала открывать собственный офлайн-магазин: просто не было места. Однако получилось так, что люди, купив нашу одежду в других магазинах, начали заходить на сайт, писать нам напрямую. Так что я открыла шоу-рум, и сейчас он продаёт столько же, сколько все остальные точки. Наш интернет-магазин приносит нам ещё порядка 100 тысяч в месяц. Нам это выгодно, потому что в другие магазины мы поставляем одежду с пятидесятипроцентной скидкой, а у себя можем продавать по обычной розничной цене.

Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.

Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.




Создание коллекции

Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.

Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.

Выбор вещей

Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.

Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas - это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.

У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.

Фотографии: Яся Фогельгардт

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru

Успешный брендинг поможет вам превзойти конкурентов и создать превосходную репутацию для вашего продукта или услуг. Удача в данном вопросе ни при чем, ведь залогом победы служит должная осмотрительность, креативное мышление, наблюдение за конкурентами, осмысление ключевых принципов бизнеса, его миссии и культуры, а также сильное желание сотрудничать с людьми, которые вместе с вами создают успех вашей компании. Далее идет разработка логотипа и слогана, которые представляют уникальный дух вашей компании, и продвижение своего бренда изо всех сил. Ниже читайте о том, как сделать первый шаг на пути к созданию благополучного бренда.

Шаги

Часть 1

Создайте правдивый, живой и искренний образ

    Точно определите свою миссию. Какие качества, ценности и опыт вы предлагаете своим клиентам? Для того чтобы ваш бренд работал эффективно, необходимо спроектировать правдивый образ того, что ваша компания стремится предоставить потребителям. Но для сначала нужно сформулировать миссию вашей компании так, чтобы стало ясно, чем вы отличаетесь от ваших конкурентов. Подумайте над следующими вопросами:

    • Почему вы занимаетесь именно этим делом?
    • Каковы ваши цели?
    • Кто входит в ваш целевой сегмент?
    • Что делает вашу компанию особенной в этой сфере?
  1. Как вы хотите, чтобы вас видели. Вы должны сделать так, чтобы ваши клиенты думали о вашем бренде, как о живом, дышащем человеке, которому можно доверять. Проходя по супермаркету или листая телефонный справочник, они должны искать именно ваш продукт или услуги. Учитывая миссию вашей компании, решите, какой тип отношений вы хотите установить. Что вы собираетесь заложить в основу вашей миссии?

    • Может быть, вы хотите, чтобы ваш продукт воспринимали как приключение, билет в новую жизнь или второй шанс. Такой подход часто используется крупными продовольственными компаниями, которые продают такие продукты, как сок из ягод годжи или злаковые батончики из проросших семян.
    • Или, может быть, вы хотите представить свой бренд как умный и современный. Ваш продукт позволяет чувствовать себя круто, словно попадаешь в закрытый клуб? Компании «Urban Outfitters» и «Apple» используют этот подход.
    • Другим подходом будет предложить своим клиентам надежный вариант, которому можно будет полностью доверять и который никогда их не подведет. Это является хорошим подходом, если вы продаете продукт, который никогда не выйдет из строя, например, шины или юридические услуги.
    • При построении бренда вы также можете положиться на ностальгию. Люди чувствуют себя связанными с вещами, которые напоминают им о детстве и беззаботных временах.
  2. Думайте так же, как думает ваш клиент. Когда вы покупаете продукт, подумайте о том, почему вы его покупаете? Что заставляет вас выбирать конкретную марку? Попробуйте использовать свои ответы, чтобы представить, как ваш собственный бренд будет воспринят. Узнайте, что ваши клиенты жаждут почувствовать, и пусть они почувствуют это через ваш бренд. Они хотят чувствовать себя сильными? Ответственными? Добросовестными? Умными? Уникальными? Ваш бренд должен вызывать эти чувства своим внешним видом, маркетингом и дизайном. Пробуждайте эти чувства не только языком, но также и цветом и дизайном продукции.

  3. Привлекайте своих сотрудников. Сообщите вашим сотрудникам важность вашего бренда и объясните, как и почему вы пришли к этому бренду. Вам понадобится их поддержка для успеха вашего нового брендинга.

    • Помните, что клиент будет видеть ваш бизнес через ваш бренд. Это включает в себя также внешний вид и поведение ваших сотрудников.
    • У ваших сотрудников будет свое особое видение вашего бизнеса и методов достижения поставленных целей, так что каждый из них привнесет неоценимый вклад в развитие вашего бизнеса. Спрашивайте сотрудников, как ваш продукт был воспринят на рынке, и не игнорируйте их мнение.

    Часть 2

    Заработайте доверие клиентов
    1. Ваш продукт должен соответствовать вашему сообщению о нем. Если ваше сообщение звучит хорошо, но вы не выполните своих обещаний, ваши клиенты пойдут в другое место, и ваш бренд не приживется. Но если ваш бизнес выполняет то, что обещает ваш брендинг, в награду вы получаете доверие ваших клиентов. Вскоре, они начнут распространять информацию о качестве вашего обслуживания, и репутация вашего бренда будет говорить сама за себя.

      • Также убедитесь, что ассоциации, которые вызывает ваш бренд у ваших клиентов, соответствуют тому, что вы предлагаете. Например, если вы обещаете, что ваш лимонад со вкусом маргариты является наиболее освежающим напитком на всем рынке, но ваши клиенты обычно жалуются, что, едва сделав глоток, они бывают неприятно удивлены отсутствием в напитке текилы, то что-то не так с тем, как вы преподносите товар потенциальным потребителям. Вам, возможно, придется переименовать ваш напиток, чтобы каждый раз пробуя продукт, клиенты не чувствовали разочарование.
      • Прозрачность в ведении бизнеса также важна. Доверие – очень важная часть узнаваемости бренда, так как вашим клиентам необходимо чувствовать, что они знают ваш бренд как старого друга. Пусть ваши клиенты видят ваши реальные приоритеты, как вы работаете и куда идут ваши деньги. Если информация не всегда лучшая, по крайней мере, она должна быть правдивой и преподнесена в наилучшем свете.
    2. Проведите маркетинговые исследования, чтобы выяснить, кого вы обслуживаете. Каковы возрастная и демографическая группы вашей основной клиентской базы? Ответы могут удивить вас, поэтому важно провести некоторые исследования, чтобы выяснить, кто заинтересован в продукции, которую вы предлагаете, и как они реагируют на ваш брендинг.

      • Рассмотрите вопрос создания фокус-группы, как одну из возможностей проверить реакцию на ваш продукт людей разных демографических сегментов. Попросите их описать их восприятие вашего продукта до того, как они его попробовали и после этого.
      • Ориентация на конкретный демографический сегмент чаще оказывается более эффективной стратегией, чем попытки сделать продукт привлекательным для всех. Вы можете сузить целевую группу после того, как определите тех, кто покупает ваш продукт. Например, если вы обнаружите, что подростки являются наиболее вероятной целевой группой, заинтересованной в ваших сухих завтраках, вы можете изменить стратегию брендинга, чтобы сделать ваш продукт еще более привлекательным для этой группы.
    3. Сделайте сравнительный анализ. Проведите исследование, чтобы выяснить, что предлагают другие компании и найдите ваши отличия от этих компаний. Ваш брендинг должен сосредоточиться на отличиях, на том, что делает ваш продукт лучше остальных. Поиск чего-нибудь особенного, что отличает вас от других компаний, имеет очень важное значение, так как у ваших клиентов есть столько вариантов, что они могут так и не узнать о существовании вашего продукта, если вы не сделаете его особенным.

      • Вы можете обнаружить, что некая компания уже облюбовала конкретный сегмент рынка, но это не значит, что ваш продукт не будет привлекательным для несколько иной аудитории.
      • Если рынок будет пресыщен отличными товарами, рассмотрите возможность повернуть в другое направление. Измените либо подход брендинга, либо конфигурации вашего продукта.

Лучшие статьи по теме