Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Учитель не профессия а призвание. Эссе


Работа на конкурс» Моя педагогическая философия»
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна - преподаватель литературы
ОУ: ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской обл.

Размышление: « Учитель…. Профессия или призвание?»

Надо любить то, что ты делаешь, и тогда
труд, даже самый грубый, возвышается
до творчества. (М.Горький)

Быстро промчались летние каникулы, и закончился отпуск, вновь училище начинает новый учебный год. Первый сентябрьский денек, как всегда погож: солнышко светит ярко, дует легкий осенний ветерок. Все школьники торопятся сесть за парты; бегут, спешат прохожие; мимо проезжают автомобили… Кажется, что весь мир очнулся ото сна - засуетился, ожил. Спешат и студенты в профессиональное училище, старое учебное заведение города Бежецка Тверской области, которое ведет свою историю с далеких двадцатых годов прошлого века. Для некоторых обучающихся училище уже стало родным домом, а другие только в первый раз переступят порог этого учебного заведения. Что их там ждет, как их там примут, смогут ли они реализовать свои жизненные планы - все эти, да еще может быть, и больше переживания, сомнения таятся в сознании будущих обучающих. Действительно, для них, по сути дела, начинается новая жизнь: новые друзья, новые учителя, новые неизвестные предметы, трудности и ошибки, взлеты и падения. Волнуются ученики, ведь есть от чего волноваться: в школе они были слабыми, неуспешными учениками, с низкой культурой, с плохим поведением и дисциплиной. А что же будет здесь? Будут ли их здесь ругать, а может быть, когда-нибудь похвалят? Будут ставить неудовлетворительные отметки, а может быть они станут более успешными, чем в школе? Много можно задавать таких риторических вопросов в первый сентябрьский день, а ответы появятся позже, когда пройдет месяц, другой, и учащиеся уже смогут сравнить училище и школу, и сказать, где им лучше, комфортней, спокойнее.
Немаловажна заслуга педагогов в том, чтобы вновь перешагнувшие порог профессионального училища почувствовали себя частичкой большого коллектива учеников и учителей. Поэтому первый день сентября также тревожный и волнительный для преподавателей: в этот осенний погожий денек они увидят своих новых учеников, встретятся с теми, кто уже перешел на второй и третий курс. Вновь будут уроки, классные часы, диалоги, беседы с учениками, споры, диспуты, много интересного, а порой и тернистого. Учителя Бежецкого профессионального училища – это дружный сплоченный коллектив. В профучилищах нет случайных людей, те, кто здесь трудится это преданные своей профессии люди. Здесь трудятся и пожилые педагоги, заслуженные работники образования, работают молодые инициативные учителя. Одинаково все заслуживают уважение и любовь своих учеников. Как же это удается педагогу, обычном рядовому человеку, со своими житейскими заботами и переживаниями.
Профессия школьный учитель
Прекрасна, важна и нужна!
И каждый страны нашей житель
Считает: почетна она!
Учитель за руку из детства
В мир взрослых детишек ведет,
И дарит им знаний наследство,
И ставит студентам "зачет".

На мой взгляд, толкование учителя как школьного преподавателя не совсем правильно. Любой родитель; старший брат (сестра) в многодетной семье, тренер в спорт секции, воспитатель - все они в той или иной степени учителя. Древнюю сентенцию "Уча, мы сами учимся" можно считать основной в работе педагога. Ведь подростки, которые приходят овладеть профессией, тоже многому учат нас, взрослых людей. Главное, как я полагаю, сейчас, в нашем современном бушующем мире – это проблема воспитания и обучения Человека.
Мне кажется, что не каждый человек способен быть хорошим учителем именно в таком понимании этого слова. Ведь помимо того, что преподаватель должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он не был, он еще должен быть мастером своего дела. Ведь можно удивиться, каким безграничным нам кажется мир учителя. Настоящий учитель должен знать ответ на любой вопрос, который бы ни спросил у него ребенок.
Всегда задаешься вопросом, что значит быть хорошим учителем? Какого учителя любят и уважают студенты? Можно говорить много слов о профессии учителя, о ее сложности, трудности, массу слов можно сказать о качествах педагогов-тружеников.
Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.
Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной радостью для учителя является благодарность учеников. Не случайно тверской поэт А.Дементьев писал: «Учителями славится Россия, ученики – приносят славу ей». Самое главное для учителя – педагога, чтобы его ученики хорошо устроились в жизни, овладели престижной профессией, а самое главное стали достойными порядочными людьми, высоконравственными, принципиальными, твердыми, гуманными, внимательными к людям.
Учитель…. Создатель….. Творец…. Кузнец детских душ… Педагоги профессиональных училищ понимают, что трудность их работы в том, что работают они с подростками трудными, требующими особого внимания. Трудятся в профучилищах люди самоотверженные, верные своему делу, очень чуткие и внимательные, способные понять душу каждого ученика. Учителя, мастера, воспитатели училища всегда готовы подать руку помощи еще не вошедшим во взрослую жизнь подросткам. Выдающийся педагог-воспитатель Я.Корчак писал: «Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний».

Ведь педагог – это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг. Я думаю, что современному учителю необходимо обладать качествам как терпение, внимательность, интеллигентность, тактичность, сдержанность, стрессоустойчивость, мобильность, эрудированность. Хорошо, когда педагог имеет чувство стиля, меры, юмора, владеет техническими средствами и технологиями.
Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до детей.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Это удается подлинным мастерам, педагогам, которые обладают не только обширными знаниями, но и чувствуют психологию ребенка.
Учитель несет добро, вселяет в души учащихся уверенность в завтрашнем дне. Учитель – это пример, образец, эталон. Конечно, учитель должен быть, в первую очередь, быть требовательным к себе, к своим поступкам и помыслам, ежедневно, ежечасно заниматься самообразованием, продумывать свой диалог с учениками. Каждый ученик по-разному относится к своим учителям: кто-то для них строгий, но справедливый, кто-то добрый, но требовательный, кто-то объясняет интересно и понятно…
Учитель – кто это такой?
Наставник или назидатель?
А может, он творец и душ ваятель?
А может, просто человек,
След оставляющий навек?
И простотой и глубиной души
Способный в жизни выстроить «мосты»,
Дарить всем знанья и уменья,
Делиться добрым настроеньем!
Учитель – кто это такой?
Кто может дать ответ простой?
Он- друг, Он- брат, путеводитель,
И это все – слово УЧИТЕЛЬ!
И вот новые ученики сидят в классе. Вглядываешься в глаза каждого и думаешь, ведь у каждого из них есть мечты, надежды, тревоги, а ты, как педагог- наставник должен быть рядом, помогать, учить. В первый учебный день ученики испуганно оглядывают незнакомую обстановку, боязливо поглядывают друг на друга и учителей, начинают знакомиться. Наступают самые трудные сентябрьские дни адаптации к незнакомым условиям, да и нам, учителям, будет сложно, ведь из года в год приходят новые ученики, меняются лица, но души учеников всегда требуют внимания, доброты, сочувствия, а порой и поддержки, которой им не хватает дома в семье. Все педагоги училища любят всей душой свое училище, они сроднились с ним, и не представляют своей жизни без него.

Вот переворачиваются листы календаря, время неумолимо мчится вперед: на смену осени придет зима, наступят зимние каникулы. Смотришь, а те ученики, которые с тревогой шли первого сентября, потом нарушали дисциплину на уроках, тем самым привлекая к себе внимание, получали двойки, стали вдруг родными, самыми лучшими. И именно учитель смог заронить в их души частичку доброты, понимания, гуманности, воспитанности, любви. Обучающиеся с удовольствием вовлекаются в учебно-воспитательный процесс: принимают участие в различных внеклассных мероприятиях, становятся помощниками учителя на уроках. Традиции, которые существуют в училище, ежегодные внеклассные мероприятия: литературные композиции, спортивные игры, походы, посещение музеев и библиотек - не только расширяет кругозор обучающихся, а привлекают их самих стать инициаторами новых идей и свершений.

Напрашивается ответ на вопрос - как стать любимым учителем, чтобы тебя уважали ученики - надо просто любить свою профессию и детей, принимать их такими, какие они есть на самом деле, а также своим личным примером делать их лучше, чище, обогащать их знаниями и культурой. Учителя профессионального училища, действительно, кузнецы человеческих душ, они не только открывают дорогу в жизнь для подростков, но и обогащают его израненную душу духовными, нравственными понятиями.

Бирюкова Наталья Николаевна ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской области

ЭССЕ

Мое призвание – Учитель!

Детей надо любить всем сердцем…

Ш. А. Амонашвили

Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель – это работа, профессия, должность, философия или призвание?

Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.

Последнее время много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Все больше иностранные педагоги завоевывают признание в современном обществе, а я считаю, что наше наследие самое богатое! Наша страна всегда славилась своими педагогами. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,

В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт.

Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской педагогики.

К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Самым главным для В.А. Сухомлинского было вырастить Человека. С первых дней жизни «Школы радости» великий педагог стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Сухомлинский утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

Ш. А. Амонашвили: “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

Я считаю, что современный российский учитель должен брать истины из опыта этих педагогов, потому что они - настоящие учителя, и они действительно отдавали сердце детям. Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.

В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». Я играла с подругами и куклами «в школу». В классе я была успешна и активна на уроках, а после - представляла себя в роли учителя: возилась с малышами из подшефного класса, «подтягивала» отстающих. Как же хорошо и весело было тогда! Это было незабываемое время! Школа для меня стала вторым домом. Мне очень нравилось придумывать сценарии, выступать на смотрах художественной самодеятельности и принимать участие в классных и школьных делах. Словом, активность моя была настолько бурной, что школьные учителя нисколько не сомневались - окончив учебу, я вернусь в школу. И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем.

С большим уважением я вспоминаю Кораблеву Татьяну Николаевну, учителя математики Шацкой средней школы, которая много лет посвятила себя любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – были ее отличительными особенностями. Добрая и серьезная, внимательная и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая, она в каждом ученике видела личность и уважала ее. На уроках всегда царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, ученики отвечали ей тем же, делились с ней своими радостями, огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла она учебный материал! Заслушаешься! Она передавала детям не только знания, но и свою доброту, оптимизм. Могу смело сказать, что ее ученики получали в дар частичку души своего учителя. Мы были для нее родными детьми. А она была для нас настоящим учителем.

Наверно, с того времени я уже по-настоящему влюбилась в свою профессию, которая стала смыслом моей жизни. С уважением вспоминая всех своих учителей, теперь понимаю, что настоящим профессионалом быть непросто, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных вырастить вдумчивых, стремящихся к своей цели молодых людей.

Дорогие мои учителя, всем вам я бесконечно благодарна. Бог дал мне дар и талант, а вы своим примером научили меня быть учителем.


С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности, я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои учителя.

Дети входят в класс с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы… Дорогие мои ученики! Вы самые лучшие дети на свете. Вы активны, открыты, приветливы, верите в добро, справедливость, счастье. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. И в классе устанавливается тишина. Дети сидят, сложив послушно ручки, готовые в любую минуту поднять их и ответить на мой вопрос.

Стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. И вижу их сияющие глаза. Теперь можно начинать урок. Приятно видеть поднятые руки. Как они стараются порадовать меня своими ответами. Милые мои ученики! Каждый из вас неповторим, каждый – личность. В вас столько искренности, наивности. Ваша душа еще так чиста и свежа.
Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание. Настоящая, искренняя любовь к детям подчас способна на настоящие чудеса. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети младшего школьного возраста эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я люблю всех одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их хорошим другом на всю жизнь. Я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться вперед с новыми силами. Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать

любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.

Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Итак, что же значит быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.

Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность. Быть учителем - значит создавать будущее.

Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.

«Учитель» для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня

« учитель» - это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это - жизнь.


Эссе «Учитель – профессия или призвание»

«Призвание – это маленький росточек таланта,

превратившийся в крепкое, могучее дерево.

Но без трудолюбия, без самовоспитания

этот маленький ростов может засохнуть на корню»

Что мы делаем, когда перед нами встаёт трудный, но интересный вопрос? Конечно, мы берём в руки книгу! С детских лет мы слышим: «Все знания в книгах!» Так давайте откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

По оценке академика В.В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но всякого образованного человека, интересующегося русским языком».

В Словаре Даля слово профессия разъясняется как промысел, как всякое сословное занятие, а слово призвание - наклонность, дарованье, назначенье, предопределенье и дается замечательный пример с этим словом: «Счастлив человек, могущий следовать своему призванью».

Стоит задуматься, учитель – профессия или призвание?

Учитель – прежде всего это «профессия дальнего следования, самая главная на Земле», как метко сказал Роберт Рождественский. В современном мире много творческих профессий, которые требуют терпения и таланта. Но есть и такие, которые трудно назвать только профессиями. К ним я отношу профессию учителя. Учитель – почётное и ответственное призвание. Разъединить эти понятия, это как нарушить связь атомов в живой клетке.

Практика показывает, что большинство выпускников школы стоит перед выбором: где учиться, какую профессию выбрать. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Психологи утверждают, что самые настоящие наши мечты, это мечты родом из детства. Моей мечтой была профессия учителя начальных классов. С детства любила играть «в школу», где в роли учителя, конечно, была я. Моя мечта стала явью. Но для того, чтобы мечта сбылась надо прилагать усилия для её осуществления. А профессия учителя требует ежедневного совершенствования. Самое важное в профессии учителя – любовь к тому, что преподаёшь, умение сделать свои занятия интересными, запоминающимися, и любовь к тем, кому преподаёшь. Мудрый учитель должен одинаково уважительно относиться ко всем ученикам: способным и не очень, уравновешенным и озорникам, опрятным и неряшливым. Надо верить в каждого ребёнка, в его творческие силы, в его успех. Ложь, равнодушие, неискренность недопустимы в учительской профессии. Дети чувствуют неправду, их не обманешь. Если педагог не может понять душу маленького создания, не обладает нужным запасом терпения, значит, это не его призвание. Не стоит тратить время и силы на то, что тебе не по душе, надо искать себя в другой профессии.

Многие прославленные мыслители, философы, писатели имели отношение к учительскому делу. Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций, прославился, как первый профессиональный учитель Поднебесной. В одной из легенд приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей не достаёт, учитель? – обращается к нему ученик. «Обогати её», - отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи её!»

Быть настоящим учителем, это значит обогащать своих учеников. А для этого учитель сегодняшнего дня должен быть восприимчивым ко всему новому, надо уметь владеть современной техникой, быть способным к творческому поиску. Я учу своих малышей, а они учат меня! Ведь современные дети порой лучше нас разбираются с техникой, часто приходится спрашивать у них совета, консультироваться!

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я нашла себя в профессии, занимаюсь делом, которое мне нравится, которое мне по душе. Моя профессия для меня и работа, и призвание, образ жизни и мыслей. Даже дома, вернувшись с работы, я остаюсь учителем! Эта профессия предполагает работу 24 часа в сутки, и если нет призвания к этой профессии – вы не справитесь с эти темпом, вы сломаетесь. Этой профессией надо просто жить! Призвание в этой профессии – это дар. Не зря же говорят: «Профессия учителя – это профессия от Бога!»

И так, напрашиваются следующие выводы: прежде чем решить стать учителем, подумай, а есть ли у тебя призвание? Любишь ли ты детей, умеешь ли ты с ними общаться, сможешь ли ты прощать им все их шалости, отдашь ли ты всё своё время им, детям? Учитель – это и профессия, и призвание. Во все времена эта профессия остаётся одной из самых важных и нужных. Ольга Нестеренкова очень верно замечает:

Пусть будет меньше праздников, чем буден.

Но тот, кто стал учителем, поймёт,

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет!

Размышления сельского учителя о своей профессии и о себе

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание : Эссе написано специально для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». В нем я попытался осмыслить дилемму "профессия или призвание", а также сформулировал собственное понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

С юношеских лет я бережно храню в своей домашней библиотеке одну из самых ценных и любимых мной книг – сборник афористических высказываний «Разум сердца». Названный в предисловии «самоучителем нравственности», он в школьные годы здорово помог мне при написании сочинений по литературе: собранные в нем изречения великих людей прошлого и современности охватывали весь круг моральных проблем, так что подобрать нужную цитату для меня никогда не составляло большого труда. Самые интересные высказывания я выписывал в черновик, помещал на обложки тетрадей и даже украшал ими свой дневник. Эту школьную традицию я сохранил до настоящего времени, оставляя размашистые надписи уже не только в своих собственных тетрадях, но и в тетрадях своих учеников: пусть лишний раз задумаются над книжной мудростью!

И вот, размышляя над темой эссе, я вновь беру в руки потрепанный сборник темно-красного цвета. Неторопливо перелистывая страницы, задерживаю внимание на отдельных высказываниях, которые я, еще будучи школьником, отмечал для себя галочками и подчеркивал линиями. Так, в небольшом подразделе «Учитель и ученик» мной некогда были отмечены три афоризма. Один из них принадлежал Ж. Ж. Руссо, другой – А. Дистервегу, а третий – более всего меня заинтересовавший – Л. Н. Толстому:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается крайне редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

С волнением перечитываю высказывание классика еще несколько раз. Да ведь это и есть ответ на вопрос, поставленный в названии эссе! Как будто уже осознавая свой будущий жизненный выбор, я, тогда учащийся старших классов, специально подчеркнул слова великого русского писателя и теперь спустя десять лет возвращаюсь к ним вновь.

Прочитав цитату классика, первой моей мыслью было использовать ее в качестве эпиграфа к эссе, но после некоторых размышлений я от этой идеи отказался: могло сложиться неверное впечатление, будто слова писателя я отношу к самому себе, что, может быть, очень лестно, но в еще большей степени самоуверенно, а это качество совершенно точно не красит настоящего учителя. Сам Лев Николаевич любил повторять, что «для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа». Последую и я этому умному совету и попробую осмыслить дилемму эссе на основе афоризма русского писателя, а заодно сформулирую свое понимание роли учителя в современной жизни и свои педагогические принципы.

Почему профессия учителя в нашей стране считается делом людей особенного внутреннего склада? Почему именно к учителям общество традиционно предъявляет более высокие личностные требования?

Полагаю, ответ на эти вопросы очень простой. Люди доверяют учителям самое дорогое, что у них есть – своих детей. Конечно, и сами родители заботятся о них – кормят, одевают, лечат и т. д. Но это проявления преимущественно материальной заботы – заботы о теле, о физическом здоровье детей. Учителя же работают на более высоком уровне – заботятся о душе, о нравственном развитии, о социализации подрастающего поколения. Задачи сложные и трудоемкие, а ответственность при этом огромная. Хорошо сказал Демокрит: «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». А вот слова нашего соотечественника В. Г. Белинского: «Воспитание – великое дело, им решается судьба человека».

Судьба человека… Помнится, Ю. К. Олеша назвал писателей «инженерами человеческих душ». Думаю, учителя могут с полным правом разделить с писателями это почетное звание, а если взять выражение Олеши и соединить его с процитированной фразой Белинского, то получится, что воспитатели (учителя) это еще и инженеры человеческих судеб! Конечно, не в совсем буквальном смысле, а только в определенной степени: все-таки каждый человек прежде всего сам творит свою судьбу. И, тем не менее, даже частичная причастность к судьбе будущего совершеннолетнего гражданина – это огромная честь. И опять же огромная ответственность.

Перед кем несет ответственность учитель? Перед детьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством, перед самим собой. Иными словами, профессия учителя – это социально-ответственная профессия, возлагающая на своих работников целый ряд специальных обязанностей. Часть этих обязанностей регламентирована государством, другая часть – неформально возложена на учителя общественным мнением и родителями. Причем последние выступают, как правило, самыми строгими судьями педагогического труда, что и понятно: родительский инстинкт всегда стоит на защите интересов детей и стремится оградить их от возможных неприятностей. Сложность работы учителя заключается, таким образом, не только в трудностях образования и воспитания несовершеннолетних детей (что само по себе отнимает много сил), но и в необходимости постоянно находить общий язык с их родителями, менее всего склонными занимать беспристрастную позицию.

Сопричастность к нравственному развитию детей, особая ответственность перед обществом, эмоциональная напряженность труда – какими же моральными качествами должен обладать человек, способный принять все вышеперечисленное как норму?

Мне представляется, что первое качество, без которого нельзя работать в школе – это добрый нрав учителя. Последний может быть строгим или не очень, с громким голосом или с мягким тембром, но прежде всего он должен быть добрым великодушным человеком, не имеющим дурных мыслей и предубеждений против детей. Второе важное качество – это вежливость и тактичность в отношении ребят. Недавно Госдума отклонила законопроект, обязывающий учителей обращаться к своим учеником только на «Вы». Инициатива, может быть, действительно излишняя, но вот сама необходимость хороших манер со стороны всех участников учебного процесса сомнений не вызывает. Третье качество – личная скромность. Не может тщеславный и самодовольный человек быть нравственными примером для детей, скромность же украшает как учителя, так и учеников. Еще одно качество обязательное для настоящего учителя – интеллигентность. Под этим словом я понимаю целый набор признаков противоположных понятию мещанства: уважение и интерес к высокой культуре, критическое мышление, постоянное самообразование, принципиальность, первичность общественных интересов, совестливость, альтруизм. Наконец, в виде пятого качества, тесно связанного с четвертым, я бы выделил то, что шотландский писатель С. Смайлс назвал особым «мужеством совести». Вот как сам автор определил это понятие: «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». Эта цитата одна из моих самых любимых. Считаю ее очень актуальной не только для нашего педагогического сообщества, но и для всего российского общества в целом.

Мне кажется, что именно здесь – в пространстве нравственных качеств личности – можно провести своеобразную границу между двумя смежными понятиями – профессией и призванием. Эта граница и есть то особое неуловимое чувство, которое Лев Николаевич назвал абсолютной «внутренней уверенностью» в невозможности быть никем иным. Кто может иметь такую уверенность? Если оставить за скобками известную склонность женщин к работе с детьми, такую уверенность могут иметь по-настоящему великодушные, скромные, интеллигентные, совестливые и самоотверженные люди. Только они могут приносить сегодня жертвы своему призванию. Только они и являются настоящими Учителями с большой буквы.

Для учителей по призванию профессия – это средство осуществления того, что они считают главным в своей жизни – воспитания сильных, духовно развитых, самостоятельных личностей. Такие педагоги – подвижники своего дела, творцы. Те, кто себе высоких целей не ставит, кто работает в школе преимущественно ради денег – это ремесленники. Можно ли осуждать их за такое утилитарное отношение к своей работе? Мне трудно об этом говорить. Уверенно могу сказать другое: осуждения, причем самого решительного достойны современные реалии нашей жизни, в которых учителя, несмотря на окружающий их ложный пафос, остаются бесправными «пролетариями умственного труда», а узаконенная деидеологизация общественной жизни порой не только разрушает все то, что с таким трудом воспитывают учителя в своих учениках, но и травмирует нравственный облик самих воспитателей (не в этом ли причина того, что соотношение «творцов» и «ремесленников» в педагогической среде оказывается в пользу последних?).

Да, учителям в нашей стране живется нелегко. Им, в общем-то, никогда не было легко: ни при царях, где они были поставлены в поистине невыносимые условия существования; ни при советах, которые утвердив авторитет учителя, не обеспечили ему также достойное материальное положение; ни тем более сегодня, когда уже нет ни авторитета, ни положения, ни даже уверенности в том, что школу, в которой работает учитель, завтра не закроют или как говорят чиновники, «оптимизируют».

Но может быть… именно в таких непростых условиях и проверяется то, насколько человек предан своему призванию?

Недавно мне довелось принимать участие в областном педагогическом форуме, проводившемся среди молодых учителей. Обсуждались различные вопросы, в том числе и социального характера. Когда речь зашла об условиях труда и заработной плате учителей одна из кураторов мероприятия, подводя итог неформальному обсуждению, заявила следующее: «Вы еще молоды и талантливы и в том случае, если вас что-то не устраивает, всегда можете легко поменять свою школу, переехать в другое место, сменить работу, наконец». Тогда из зала раздался вопрос: «Я сельский учитель. Если я брошу школу, кто тогда будет учить детей?» Ответа на вопрос так и не последовало: девушка-куратор, рассуждавшая до этого в категориях успешности и карьерных перспектив, просто не знала, что ответить…

Небольшой поселок Батьки – центр одноименного сельского поселения, славившегося в советское время большими урожаями сельхозпродукции, в настоящее время переживает не упадок, не застой, а тот тихий незаметный процесс умирания, в результате которого с карты России уже исчезли тысячи сел и деревень. Производственных предприятий в Батьках нет. Есть красивая сосновая роща, расположенный рядом с ней пруд и… унылая серость находящихся в стороне жилых строений. Тихо здесь, спокойно, пусто на улицах, как будто весь поселок погрузился в глубокий сон.

И только в двух случаях нарушается покой сельчан: когда проезжают автомобили по дороге и когда кончаются занятия в школе и дети шумной гурьбой высыпают на улицу. Немного их осталось и с каждым годом становится еще меньше. Все из простых скромных семей. Все хотят жить, радоваться, смеяться и меньше всего думают о том, что их ждет в будущем и почему иной раз с такой грустью в глазах смотрят на них редкие прохожие и гости поселка.

С этими сельскими ребятами я работаю уже третий год. Что заставило меня – городского жителя – устроиться именно в сельскую школу? Почему я вообще выбрал профессию учителя? Полагаю, что на второй вопрос я уже ответил выше: непосредственное участие в нравственном становлении будущих граждан (а история как раз тот предмет, который вместе с литературой и географией способствует решению этой задачи в наибольшей степени). Добавлю к этому возможность самовыражения, а также несколько наивную веру в том, что профессия учителя позволяет человеку сохранить свое достоинство, не опуститься до уровня обывательских интересов. Что же касается первого вопроса, то здесь решающим было влияние русской литературы XIX-XX веков. Я бы мог повторить вслед за А. М. Горьким: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В русской литературе есть то, чего так мало в современной жизни и что нам сегодня очень не помешало бы вернуть: бескорыстная помощь другим, истинное сострадание, жизнь ради высших смыслов, готовность к подвигу, самоограничение и самопожертвование... Так я оказался в Батьках.

Многие городские учителя, работающие в больших классах, склонны считать, что в сельских школах, где количество детей часто немногим превышает количество педагогов – самим этим обстоятельством созданы более благоприятные условия для учебной деятельности: на каждого ученика тратится больший объем времени, можно реализовать личностно-ориентированное обучение и т. д. Соответственно и качество обучения должно быть выше. На самом деле все не так просто. В сельских школах многие дети особенные: кто-то из неполной семьи, кто-то из неблагополучной, кто-то не вполне здоров. Старательными и дисциплинированными оказываются далеко не все ребята. В таких условиях одним личностным подходом не обойдешься, нужно задействовать весь арсенал всевозможных способов активизации познавательных и творческих способностей учащихся.

У меня нет какой-то специальной разработанной системы. Я просто стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый из них был прежде всего интересен самим ребятам. Достигается это разными средствами: постоянным применением обучающих схем и рисунков, увлекательными способами проверки домашних заданий, творческим обращением с книжным материалом, подбором ярких эмоциональных примеров из истории и жизни, использованием игровых приемов на занятиях, продуманной практикой награждения прилежных учеников. Разумеется, все вышеперечисленное происходит в самом тесном сотрудничестве учителя и учащихся, но при решающей роли первого из них: теорию о «модераторской» роли учителя на уроках я не только не признаю, но и считаю прямо оскорбительной для любого уважающего себя педагога.

Нравятся ли ребятам мои уроки? Оставляют ли они в них некий душевный след, а не только сухие факты? Говорить за самих детей очень нескромно, да и отличниками являются далеко не все из них. Но думаю, что кое-чем я могу гордиться с полным правом. Многие мои учащиеся с большим интересом и всегда успешно принимают участие в различных творческих конкурсах, посвященных истории родного края и Великой Отечественной войны. И дело не только в заслуженных победах, одержанных ребятами на муниципальном и всероссийском уровнях, не только в пробуждаемом творческим напряжением искреннем детском энтузиазме. Дело в том, что нельзя измерить никакими призовыми баллами и отметками в журнале – в осознании учащимися своей собственной причастности к судьбе родной страны, своей ответственности за ее настоящее и будущее. Может быть, именно осознание этой ответственности юными гражданами России – и есть мое самое большое педагогическое достижение. И самая большая награда.

Авг 29 2016

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. К. Д. Ушинскип Каждый талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой - физиком, третий - геологом, четвертый - хирургом, а я хочу стать учителем.

Учитель, педагог, наставник - это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Учителя, воспитателя часто сравнивают со скульптором.

Но человеческое дитя не глина, из которой можно вылепить все что угодно, и даже не мрамор, противопоставляющий усилиям мастера неподатливость камня. Педагога можно скорее сравнить со скульптором по дереву, вроде Коненкова или Эрьзя, осуществляющим свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности. Увидеть в сучковатой ветке голову старика или бегущего оленя и своим усилием реализовать этот - вот задача мастера. Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты.

Задача учителя - увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. Профессия учителя привлекает меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Я думаю, чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться.

Человек жестокий, властный, эгоистичный не может быть учителем. Но им не может быть и сухой, пассивный, замкнутый только на себе, на своих интересах человек. Быть учителем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый , воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными - сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно - в степени искренности.

Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Если я стану учителем, то постараюсь построить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь, раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «я». Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого.

Лучшие статьи по теме