Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Документация
  • Необходимость и актуальность профориентации. Анализ проблемы профориентации учащихся старших классов Социальные проблемы профориентации учащихся протокол

Необходимость и актуальность профориентации. Анализ проблемы профориентации учащихся старших классов Социальные проблемы профориентации учащихся протокол

Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессий с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Нарастает проблема трудоустройства выпускников ПТУ и техникумов, даже государственные ВУЗы все более ориентируются на удовлетворение потребности населения в образовании, нежели на удовлетворении потребности народного хозяйства в кадрах рабочих и специалистов определенного профиля, в результате чего рынок профессий и рынок образовательных услуг оказываются практически не связанными.

Судя по оценкам экспертов, такие условия для проведения профессиональной ориентации в школах как: материальная база, наличие кадров, способных вести такую работу на должном уровне, наличие научно-методической литературы, а также информированность школ о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, оставляют желать лучшего.

До сих пор в известной степени остается дискуссионным вопрос о том, кто же должен заниматься профессиональной ориентацией учащихся. На сегодня, ею занимаются педагогические работники, учителя производственного обучения и классные руководители. Подключаются также учителя-предметники и школьные психологи. Должны же заниматься профориентационной работой в первую очередь психологи и социальные педагоги. Остальные - по мере возможности (либо необходимости). Также предполагается, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами /18/.

Что же конкретно делается в школах по профессиональной ориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:

формирование положительного отношения учащихся к труду;

проведение спецкурса "Основы выбора профессии";

осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

проведение профессиональной консультации школьников;

осуществление психофизиологической диагностики способностей;

выявление отклонений состояния здоровья учащихся и определение профессиональной пригодности по медицинским показаниям;

проведение работы с родителями о выборе профессий с их детьми;

организация начального производственного обучения в школе;

прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

организация выставок технического и художественного творчества;

проведение экскурсий на предприятия, в организации, в различного типа учреждения.

Таким образом, на первый план в работе со школьниками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе. Но поскольку такое перемещение акцентов в работе профконсультанта наверняка не всем будет понято и принято, то "ориентированная на перспективу" помощь подростку в профессиональном и личностном самоопределении должна осуществляться ненавязчиво, желательно даже на фоне традиционно выполняемых задач профконсультации.

При выделении результатов и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты (выбор), сколько на формирование самой готовности сделать выбор, т.е. готовность к самоопределению. Отсюда можно несколько уточнить главную (идеальную) цель профориентационной работы, которая состоит в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т.е. готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла. Сущность профконсультационной помощи заключается в том, чтобы помочь подростку находить личностно значимые смыслы в выбираемой трудовой деятельности, а также в самом процессе профессионального самоопределения, что позволит ему стать реальным субъектом своего выбора /19/.

Лучшей подготовкой школьников к трудовой жизни способствует спецкурс по основам выбора профессии, который уже можно проводить, начиная с 8-го класса. Но наиболее эффективным способом обнаружения и развития способностей детей является погружение их в соответствующую деятельность, в которой только и можно раскрыть свои способности.

Анализируя состояние профориентационной работы в школе, можно сказать что, несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, в первую очередь финансовые и материально технического обеспечения, она продолжает осуществляться. И есть готовность школ ее совершенствовать.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии », а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование , где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация , в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация ».

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Современные проблемы профориентации в России


Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

Пути решения проблем профориентации в России

Наиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

  1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
  2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
  3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

Заключение

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

Некоторые психологи считают карьерное консультирование для большей части населения важнее, чем психотерапия. При этом консультирование в данной области рассматривается как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира клиента, но и внешнего мира, в сфере профессий.

Карьерное консультирование:

    проблема выбора или смены профессии

    помощь в повышении профессиональной эффективности,

    в преодолении стресса, связанного с профессией,

Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направлением отечественных психотехников и педологов 20-30-х гг. Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, исследовали их способности, склонности, интересы, совместно с медиками составляли профконсультационные заключения, в которых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания.

Важнейшими направлениями профориентации являются:

    профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;

    профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

    профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

    профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

    профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений, содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом. Методы осуществления профориентации - информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опосредованно через СМИ; психологическое и медицинское консультирование; использование методов психологической и медицинской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психологическая поддержка направлена на повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, на помощь в процессе реализации профессиональной карьеры, на предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения. Пути осуществления психологической поддержки - оптимизация психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации личности. Основные направления психологической поддержки:

    психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;

    психологическое консультирование - оказание помощи личности в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизненных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консультирование руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации);

    психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

В условиях рынка труда становится более понятным то, что наступившие и вновь возникающие трудности являются следствием изменений условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального развития самого человека.

И вполне естественно встаёт проблема подготовки молодёжи и особенно подросткового и раннего юношеского возраста к самостоятельной жизни в этих условиях. И мощным средством для оптимальной подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности наших юных людей является профессиональная ориентация.

Разумеется, успешность любого дела зависит от понимания его сути, значимости для человека и общества.

В своё время, работая директором центра занятости города Иваново, немало внимания уделял развитию системы профессиональной ориентации.

Собственные наблюдения

Пришел работать в службу занятости из школы. Стал свидетелем того, что сотни юных людей, окончив школу, профессиональное учебное заведение, просто теряются, столкнувшись с требованиями рынка труда.

Причин на то немало.

Во-первых, даже выпускник профессионального учебного заведения еще слаб по профессии. Сложно стало и профессиональным учебным заведениям организовывать качественную производственную практику, а без практики специалиста не подготовить. А работодателям непременно нужен опытный специалист. Немало молодых людей по окончании того или иного учебного заведения не желают работать по полученной специальности. Это, как правило, следствия ошибок профориентации или её полное отсутствие.

Во-вторых, узкий диапазон практических специализаций даже в рамках полученной профессии. Например, технолог швейного производства, но «шить не могу и не хочу, считаю, что это ниже моего достоинства».

В-третьих, отмечается идеалистическое представление о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработанной платы. У немалого числа молодёжи силён инфантилизм, причём чаще всего социального происхождения, отсутствует уверенность в своих профессиональных возможностях. Всё это, конечно же, затрудняет социальную и профессиональную адаптацию. Тревожит то, что у отдельных незанятых молодых людей отмечаются опасные тенденции в настроениях, то есть заметна склонность к криминальным действиям. У длительно не работающих молодых людей с течением времени сокращаются ресурсные возможности потенциальных работников, рождается и укрепляется идеология иждивенчества, что ещё больше снижает конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Это тоже является следствием отсутствия должной профориентации в школьный период.

Школа без труда

К сожалению, часто встречаемся с такими фактами: уроки труда в школе не ведутся почти год из-за отсутствия учителя. И это не воспринимается администрацией школы как ЧП. Часы замещают то информатикой, другими предметами, но не трудом и не подготовкой к труду. И это одна из веских причин, по которым общество теряет качественный потенциал трудовых ресурсов. Не обладая элементарными начальными трудовыми навыками, учащиеся в силу индивидуальных типологических особенностей становятся нерешительными и опасаются трудовых нагрузок, избегают их, что является причиной затруднений в их самостоятельной жизни (в семье, на работе и так далее).

Убеждён, пора службе занятости заниматься активно профилактикой безработицы, в том числе и среди молодёжи при содружестве с системой образования. На местах это приживается с трудом. Думаю, это возможно, если на уровне Министерства образования и Министерства труда будет Договор содружества о реализации профессиональной ориентации. В этом случае по вертикали будут обязаны работать в этом направлении совместно и система образования, и служба занятости на местах. Это позволит формировать должную систему профессиональной ориентации, нарабатываться теоретический и практический опыт.

В своё время наша служба занятости стала инициатором совместной работы по профессиональной ориентации с образованием в г. Иваново. Создали центр «Ресурс», выходили в школы, даже издавали ежегодно путеводители по профессиональным учебным заведениям города. Совместно проводили научно практические конференции с участием работодателей.

Какие функции в профессиональной ориентации молодёжи подросткового и раннего юношеского возраста мы взяли на себя?

Разъяснение сути профессиональной ориентации как мощного средства защиты от безработицы

В первую очередь, мы об этом говорили со взрослыми, которые окружают ребят, и от которых во многом зависит их будущее. Это родители учащихся, классные руководители, школьные психологи. В ряде школ города мы провели «круглые столы» с педагогами и психологами, с родителями встречались на информационных встречах. В ходе работы «круглых столов» решали такие проблемы, как пути осознания ребятами минусов и плюсов безработицы, как явления в условиях рынка труда, и их следствий для человека; условия успешной адаптации на рынке труда; принципы профессиональной ориентации в школьные годы с учётом требований современного рынка труда и так далее.

Важно не пугать ребят безработицей

Необходимо настраивать школьников на то, что от них самих будет зависеть, столкнутся ли они с безработицей. И, конечно, очень важно укреплять веру в то, что не бояться безработицы надо, а предпринимать всё необходимое для усиления своей конкурентоспособности.

Исключить манипуляцию

Следует полностью исключить из практики профориентации методы манипулирования и директивы в ситуации выбора будущего профессионального пути. Выбор профессии не следует рассматривать как компенсацию беспомощности («тебе там не трудно будет учиться, а там тебе не осилить).

Прямые и однозначные советы с благой якобы целью строятся, как правило, на бытовом субъективном мнении. Такой подход в профориентации вреден и недопустим! Нам, педагогам, часто кажется наше решение верным, так как мы знаем способности ребят в учёбе. Но человек может реализоваться по иному, перейдя в другую стадию личностного развития. Если мы своевременно профессионально поработаем в школьные годы с ним, то он способен будет более осознанно оценивать и при необходимости корректировать свои ожидания.

Продолжение следует...

Лучшие статьи по теме