Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Финансы
  • Медицинские осмотры обследования работников. Ежегодный медицинский осмотр

Медицинские осмотры обследования работников. Ежегодный медицинский осмотр

Медицинский осмотр медицинских работников выполняют при приеме на работу этих специалистов и в процессе работы. С целью предупреждения инфекций работодатель обязан организовывать медосмотры. Более подробно - в материале статьи.

Скачайте документы по теме:

Медицинские осмотры медицинских работников: общая информация

Федеральный закон от тридцатого марта 1999 года под N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не дает повода к разночтениям: в 34 статье «Обязательные медицинские осмотры» отражено, что сотрудники обязаны проходить предварительные при поступлении на должность, а также периодические профилактические медосмотры при приеме на работу медицинских работников. При этом индивидуальные предприниматели, а также юридические лица должны обеспечивать все необходимые условия для этого, выписывать направления.

Каких врачей должен посетить работник, прежде чем начать работать, отражено в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от двенадцатого апреля 2011 года под N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (см. ). Приказ вступил в законную силу с первого января 2012 года.

Кроме того, нужно опираться на ст. 213 ТК РФ, которая устанавливает случаи обязательного прохождения осмотров для:

  • лиц, занятых на работах с вредными, опасными условиями труда;
  • всех сотрудников медицинских организаций, независимо от их должности;
  • работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в т.ч. связанные с источниками повышенной опасности.

Что включают в себя медосмотры медицинских работников

В целом медосмотр для медработников включает практически тот же перечень обследований, что и для других категорий граждан. Единственное - он расширен некоторыми дополнительными процедурами, пройти которые необходимо в обязательном порядке, так как это регулируется законом.

Работники проходят:

  1. рентгенографию грудной клетки;
  2. мазки на гонорею;
  3. исследование крови на сифилис (RW);
  4. исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций;
  5. исследования на гельминтозы;
  6. мазок из зева, а также носа на наличие патогенного стафилококка;
  7. серологическое обследование на брюшной тиф;
  8. раз в год полагается посещение дерматовенеролога, терапевта, стоматолога, оториноларинголога, психиатра, нарколога и инфекциониста.

При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров медицинских работников требуется сдать клинический анализ крови (гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, цветной показатель, лейкоциты, СОЭ, лейкоцитарная формула). Обязательным является клинический анализ мочи (удельный вес, сахар, белок, микроскопия осадка). Работник проходит электрокардиографию, цифровую флюорографию или рентгенографию в двух проекциях (прямая и правая боковая) легких. Кроме того, показан биохимический скрининг: определение содержания в сыворотке крови холестерина и глюкозы.

Все медики в обязательном порядке должны быть вакцинированы согласно Национальному календарю прививок, утвержденному Приказом Минздрава России от 21.03.2014 года под N 125н. При этом на сотрудников других сфер деятельности данное правило не распространяется - они могут отказываться от прививок по различным причинам, в том числе и личным убеждениям. Работодатель не может отстранить их от работы, но это не означает, что работники могут быть допущены вообще без прохождения медосмотра.

Важно! Медицинский осмотр медицинских работников включает в себя регулярное обследование на наличие туберкулеза. Так, работники родильных домов, (отделений, перинатальных центров) проходят профилактический осмотр 2 раза в год. Работники медицинских, в том числе санаторно-курортных организаций – один раз в год (Приказ Минздрава России от 21.03.2017 N 124н).

Также специальные медосмотры должны проходить медработники, занятые выполнением ультразвуковых исследований – не реже одного раза в год. Сотрудники занятые проведением лучевой терапии с использованием закрытых источников ионизирующего излучения – ежегодно.

Возможен ли самостоятельный медосмотр для медработников

Сама система медицинских осмотров медицинских работников организуется руководителем и подтверждается документами, о чем сказано в приказе Минздравсоцразвития под №302н. При трудоустройстве, когда работникам требуется пройти предварительные медосмотры, работодателем выдается специальный лист, в котором фиксируются заключения врачей.

Работодатель обязан:

  • разрабатывать и утверждать поименный список сотрудников, для которых периодический медицинский осмотр медицинских работников обязателен в соответствии с законом;
  • направлять список в Роспотребнадзор в течение десяти дней с момента его утверждения;
  • согласовывать с больницей дату медосмотра;
  • направлять список работников в клинику за два месяца до запланированной даты;
  • знакомить работников под роспись с графиком медосмотра за десять дней до его начала;
  • оформлять направления на медосмотр и выдавать их сотрудникам;
  • сообщать в ФСС РФ сведения о проведенных предварительных и периодических осмотрах путем заполнения таблицы 10 формы 4-ФСС.

Медицинская организация обязана:

  • составлять план медицинских осмотров медицинских работников, согласовывать его с работодателем и утверждать у руководителя медорганизации;
  • формировать постоянно действующую врачебную комиссию;
  • комиссия должна определять необходимость участия определенных врачей-специалистов, виды и объемы исследований;
  • проводить осмотр и забор анализов;
  • оформлять: медкарту амбулаторного больного, паспорт здоровья;
  • направлять работника в центр профпатологии, если это требуется;
  • по итогам медицинских осмотров медицинских работников не позже чем через тридцать дней после их окончания совместно с работодателем и Роспотребнадзором обобщать результаты медосмотра и составлять окончательный акт;
  • направлять заключительный акт в течение пяти дней с даты утверждения не только работодателю, но и в Роспотребнадзор, региональный центр профпатологии.

Работник обязан:

  • прибывать в медорганизацию в назначенную дату с указанными документами: паспортом, направлением на медосмотр, паспортом здоровья при его наличии, решением врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • проходить медицинский осмотр медицинских работников.

Что включает заключительный акт на медицинские осмотры медицинских работников

Акт включает ту же информацию, что отражена в медицинской книжке. Если медработник при трудоустройстве предоставляет лишь медицинскую книжку, не факт, что она не поддельная. В последние годы участились случаи покупки медосмотров, что отметил даже сам главный врач страны.

В заключительном акте, составляемом на каждого медика, указывают:

  1. дату выдачи заключения;
  2. Ф.И.О, дату рождения и пол лица, поступающего на работу или проходящего ежегодный осмотр;
  3. наименование работодателя;
  4. полное наименование структурного подразделения при его наличии, должности или виды работ;
  5. наименование вредного производственного фактора или вида работы;
  6. результаты медицинских осмотров медицинских работников.

Заключение подписывается председателем комиссии с указанием фамилии и инициалов. Оно должно заверяться печатью организации, проводившей осмотр. Без этого документ можно считать недействительным.

В целом по учреждению составляется общий акт, в котором отражается полная информация:

  • наименование организации, проводившей осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • дата составления акта;
  • полное наименование работодателя;
  • общая численность сотрудников, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет, а также специалистов, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
  • численность всех работников, занятых на тяжелых работах, находящихся во вредных или опасных условиях;
  • численность лиц, занятых на работах, при выполнении которых требуется проведение периодических медицинских осмотров медицинских работников и обследований в целях охраны здоровья, предупреждения распространения и возникновения заболеваний;
  • численность и список сотрудников, прошедших периодический осмотр;
  • процент охвата специалистов периодическим осмотром;
  • список лиц, которые прошли периодический осмотр, с указанием даты рождения, пола, структурного подразделения, заключения комиссии;
  • численность и список работников, которые по различным причинам не завершили периодический осмотр;
  • численность работников, которые не имеют противопоказаний к работе;
  • численность лиц, имеющих временные противопоказания;
  • численность специалистов, имеющих постоянные противопоказания;
  • численность тех, кто нуждается в проведении дополнительного обследования, в том числе в центре профпатологии;
  • численность работников, нуждающихся в амбулаторном, стационарном обследовании и лечении;
  • численность лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в диспансерном наблюдении;
  • результаты выполнения предыдущих рекомендаций, отраженных в заключительном акте;
  • рекомендации работодателю по реализации оздоровительных мероприятий, включая профилактику.

Число пунктов, отраженных в заключительном акте, может расширяться. В качестве примера приведена лишь часть из них. Обратите особое внимание на последний пункт - этот комплекс может проверить трудовая инспекция, что происходит наиболее часто при возникновении чрезвычайных происшествий и в ряде других ситуаций.

При проверке соблюдения санэпидрежима представители Роспотребнадзора вправе сверить список сотрудников по заключительному акту со списком контингента. При составлении документа, отправляемого на утверждение, работодатель должен обратить внимание на правильность указания:

  • наименования работодателя;
  • формы собственности и вида экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименования медицинской организации, фактического адреса ее местонахождения и кода по ОГРН;
  • видов медицинских осмотров медицинских работников, которые могут быть как предварительные, так и периодические;
  • Ф.И.О. поступающего сотрудника;
  • даты рождения лица, поступающего на работу;
  • наименования структурного подразделения, в котором будет занято лицо, поступающее на работу;
  • наименования должности (профессии) или же конкретного вида работы;
  • вредных и (или) опасных производственных факторов и т.д.

Если документ оформлен с явными нарушениями, в ходе проверок возникнут проблемы не только у организации, работники которой проходили медосмотры, но и у той, которая их проводила. Работодатель обязан внимательно изучить заключительный акт, проверить наличие печатей, подписей и прочей значимой информации.

Паспорт здоровья

При проведении медицинских осмотров медицинских работников в учреждении, которое взяло на себя данную обязанность, на каждого работника заводится личная амбулаторная карта. В приказе Минздравсоцразвития под №302н, который вступил в силу уже в 2012 году, упоминается Паспорт здоровья, но проверять его стали не так давно. Исключений для медработников частных клиник, а также косметологических кабинетов, нет.

У Паспорта здоровья должен быть уникальный номер. Также в нем ставится дата заполнения. Документ хранится у работника, а в организацию, которая проводит медосмотры, он сдается исключительно на время их прохождения.

Штрафы за несоблюдение правил проведения медицинских осмотров медицинских работников

Работодатель обязан организовывать прохождение обязательного предварительного медосмотра. Если он оформил прием на работу без заключения или со справкой, в которой отражены явные противопоказания, то в случае проверки он может быть привлечен к административной ответственности, а трудовой договор придется прекратить. При этом до прекращения ТД работодатель должен предложить сотруднику другую должность, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья. В случае совершения аналогичного нарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, ему грозит суровое наказание.

Если работник не прошел обязательный медицинский осмотр медицинских работников, требуемое психиатрическое освидетельствование или же в соответствии с заключением, выданным в установленном законом порядке, выявлены противопоказания для текущей работы на данной должности, - работодатель обязан отстранить его. Помимо этого работник может привлекаться к дисциплинарной ответственности, если опираться на пункты ст. 192 ТК.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее - Порядок , Перечень факторов , Перечень работ ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3 ).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком .

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ .

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов , а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.2016 №  02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка .

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ ).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка ).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 №  03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23 , 25 , 26 , 42 , 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 №  12‑232/2015 .

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 №  34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Отказав организации, суд учел следующее:

  • согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона №  52‑ФЗ работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
  • в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона №  52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;
  • на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

К сведению

Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора .

Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?

Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ ).

К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.

Нормативные акты

Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей

Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики

Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта

Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)

Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением

Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50

Работники, занятые на подземных работах

Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н

Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.

Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.

Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?

Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц и ИП - в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц - в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ , если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).

В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ .

Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:

Обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;

Не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и мед-учреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;

По мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медо-смотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;

Если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;

За несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).

На основании Приказа Минздравсоцразвития № работники предприятий, образовательных учреждений, торговых точек проходят ежегодный обязательный медосмотр. Для руководителей обследования персонала исключает переживания за риски для здоровья окружающих, оберегает от выплаты компенсаций. Согласно ст. и ТК расходы за прохождение медосмотра берет на себя работодатель.

Медицинский осмотр представляет собой комплексные мероприятия по диагностике патологий и профилактике профессиональных болезней. Процедура имеет периодический характер. Целями проведения медосмотра являются:

  • контроль здоровья сотрудников;
  • снижение количества травм, полученных на производстве;
  • соблюдение сроков врачебного наблюдения за представителями некоторых профессий;
  • отслеживание динамики заболеваний работников;
  • обнаружение начальной стадии патологий, которые развиваются из-за вредных факторов;
  • мониторинг возможных препятствий для определенных работ;
  • профилактика инфекционных болезней;
  • устранение рисков несчастных случаев на производстве.

Человек, прошедший периодический медосмотр, получает заключение врачебной комиссии. На его основании он может попросить работодателя о переводе на менее опасный производственный участок.

Типы медицинских осмотров работников

В зависимости от периодичности существует три вида обследований.

Типы медицинских осмотров

Обязательный предварительный медицинский осмотр

Предварительный медицинский осмотр работников является разовой процедурой перед принятием в штат предприятия. Кандидат получает направление от работодателя или проходит обследование в качестве обязательного этапа составления трудового контракта. На основании неудовлетворительных результатов соискателям отказывают.

Пройти предварительный, а по принятию в штат - ежегодный плановый медосмотр нужно:

  • кандидатам на работу, не достигшим 18 лет;
  • соискателям, планирующим выполнять тяжелые или опасные работы;
  • претендентам на трудоустройство в районах Крайнего Севера;
  • спортсменам, пилотам, водителям, машинистам;
  • служащим рядов МЧС, таможни, судьям;
  • работникам железнодорожного сообщения.

Организации, пренебрегшие данным правилам, привлекаются к административному штрафу. Для остальных категорий бизнеса прохождение медосмотра остается на усмотрение руководства.

Важно! Когда соискатель не подходит по причине состояния здоровья, отказ направляется в письменной форме. При несогласии пройти осмотр для подписания трудового контракта начальство имеет право отказа в трудоустройстве.

Периодический медосмотр работников

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. ТК для на специалистов предприятия распространяется ежегодное плановое прохождение медосмотра. Диагностические процедуры можно выполнить в государственной больнице или частной клинике с лицензией.

В процессе медицинского обследования специалисты проводят анализы и тестирования, различные для профессий, возрастов, полов. Ряд процедуры обязаны проходить все работники. К ним относятся осмотр у терапевта, невролога, хирурга, окулиста, сдача общих анализов крови, мочи, флюорографию, а также ЭКГ. Результат освидетельствования заносится в медкнижку.

Процедура прохождения медосмотра каждый год обязательна для:

  • работников производства, связанного с вредными или опасными факторами;
  • сотрудников предприятия общепита;
  • людей, занимающихся работами на высоте;
  • медиков, представителей санстанций, специалистов фармацевтики;
  • персонала образовательных учреждений;
  • граждан, работающих в области птицеводства, животноводства и водоканалов.

Периодические обследования проходят сотрудники до 21 года, водители, машинисты и пилоты перед заступлением на смену.

На заметку! Организации, персонал которых проводит за компьютером более 50% рабочего времени, могут заказывать выездной медицинский осмотр. Его результаты приравниваются к «обычному».

Внеочередной медосмотр работников

Законодательство РФ не устанавливает четкий порядок проведения медосмотра вне очереди. Его может проходить сотрудник по собственной инициативе при подозрениях ухудшения состояния здоровья. Чаще всего эти причины связаны с профессиональной деятельности.

Представители медицинского учреждения могут дать рекомендации при прохождении внепланового обследования после периодического. Поводом является дополнительная экспертиза или медосмотр, инициированный специалистами по охране труда, которые подозревают, что на работе резко ухудшились условия, а ежегодный анализ выявил подозрительную симптоматику.

Кто должен проходить медосмотр

Законодательство РФ четко устанавливает, кто именно проходит плановый медосмотр - проверяются ежегодно:


Периодичность проведения медосмотра

На основании типа деятельности организации устанавливаются сроки проведения медицинского обследования. Для кого на 2019-2020 год необходим ежегодный плановый медицинский осмотр, можно узнать из таблицы.

Крановщики, лифтеры, электрики, работники компаний по транспортировке и валке лесов должны проходить обследование 1 раз в 2 года.

По месту работы осуществляется осмотр специалистов, на качество выполнения здоровья и работ которых влияют шум, свет, температура, физические и сенсорные нагрузки.

Порядок проведения медосмотров работников предприятия

Ответственность за прохождение персоналом ежегодных плановых медицинских осмотров возлагается на работодателя. Медцентр, с которым у организации есть договор, формирует врачебную комиссию. Полный список врачей имеется в Приказе № . Законодательно устанавливается порядок проведения медосмотра.

Шаг 1. Заключаем договор

Руководство компании осуществляет выбор медицинского учреждения и подписывает с ней договор. Сроки диспансеризации подбираются и согласовываются после составления контракта.

Важно! У клиники должна быть лицензия для диагностической экспертизы работников.

Шаг 2. Составляем список

Работодатель составляет два перечня:

  • контингент - список сотрудников и занимаемых должностей;
  • поименный - перечень персонала.

Первый документ в течении 10 дней направляется в территориальный Роспотребнадзор. Второй - подается в медцентр за 2 месяца до даты осмотра.

Шаг 3. Составляем план

Сторона-исполнитель (медцентр), принявшая поименный список должна на протяжении 10 дней с момента получения и за 14 до прохождения медосмотра разработать календарный план. В нем по дням указывается, каких специалистов проходить и какие анализы сдать. Наниматель утверждает план подписью и печатью.

Образец плана медосмотра

Шаг 4. Подготавливаем приказ

Работодатель составляет приказ о необходимости медицинского осмотра и порядке его очередности. Сотрудники знакомятся с текстом документа за 10 дней до медкомиссии. В приказе отражаются:

  • основания для периодического медицинского осмотра - это ст. , и ТК;
  • необходимость утверждения списка сотрудников и графика прохождения осмотра;
  • медучреждение, куда направляется персонал;
  • документы, которые гражданам нужно иметь на руках;
  • обязательность сохранения заработка (на основании ст. ТК);
  • обязательность предоставления медицинского заключения;
  • способ ознакомления руководителей подразделения работников с приказом.

Важно! В документе стоит указать лиц, контролирующих его исполнение.

Образец приказа о проведении медосмотра

Шаг 5. Выдаем направления

Унифицированной формы направления законодательство РФ не устанавливает. Компания составляет его произвольно и выдает сотруднику на руки.

Шаг 6. Работники проходят осмотр

Имея направление для медосмотра от работодателя, паспорт, представители компании приходят в медцентр, с которым у предприятия есть договор. На период, когда проводятся диагностические мероприятия, за сотрудниками сохраняется средняя заработная плата.

Образец направления на медосмотр

Что делать после осмотра

После того, как ежегодное плановое медицинское обследование персонала организации завершено, у медицинского центра есть 30 дней для составления акта-заключения. Документ заверяется директором клиники, а потом подается на согласование в территориальный Роспотребнадзор.

Работодатель собирает у работников медкнижки с результатами диспансеризации, подписями и печатями врачей. По врачебному заключению устанавливается принадлежность человека к диспансерной группе. В медицинской карте врачам нужно указать рекомендации по сохранению здоровья. При наличии патологий - предоставить данные о наблюдении, терапии и реабилитации.

Расходы на прохождение медосмотра

Предприятие-наниматель на 100% компенсирует затраты персонала на прохождение осмотра. На период обследования за работниками сохраняется средний заработок. По окончанию мероприятия сотрудники должны передать медкнижку работодателю.

В зависимости от региона руководство оплачивает медцентру 1500-5000 руб, но большинство компаний делают скидку. Государство компенсирует часть средств через ФСС.

Медкомиссию при приеме на работу также оплачивает работодатель. Если сотрудник самостоятельно оплатил услуги специалистов, ему полагается возврат средств. Для этого понадобится написать заявление и приложить квитанции об оплате.

Последствия непрохождения медицинского осмотра

Законодательно устанавливаются меры ответственности руководства и работников, которые не прошли периодический медосмотр.

Санкции для персонала

При отказе гражданина проходить плановый осмотр, наниматель имеет право отстранить его от работы и не платить зарплату, пока нарушитель не пройдет экспертизу. Если человек не хочет проходить медкомиссию при трудоустройстве, ему отказывают в приеме на работу. При наличии уважительных причин сотрудник получает оклад за весь период безработицы.

Санкции для работодателя

Работодатель, проигнорировавший ежегодный плановый медицинский осмотр его работников, облагается штрафом в зависимости от формы собственности. ИП платят 15 тыс. руб, юрлица - 110 тыс. руб.

Если сотрудник пропустил осмотр по причинам, от него и руководства независимым, глава компании оплачивает простой в размере 2/3 оклада человека.

Периодичность проведения медосмотра зависит от профессиональной квалификации специалистов. Для большинства видов деятельности он регулярен - 1 раз в год. Придерживание алгоритма прохождения убережет нанимателя от штрафа, а персонал не отстранят от работы.

Медосмотр — это комплекс мер по исследованию здоровья, выявлению возможных патологий и их профилактике.

Периодический медосмотр работников предприятия проводится с целью выявления на ранних сроках заболеваний, которые могут быть опасны для окружающих или делают сотрудника непригодным для выполнения тех или иных работ. Он позволяет отследить динамику изменения здоровья, а также выявить возможные профзаболевания и минимизировать вред, причиненный самочувствию человека.

Кто должен проходить медосмотр

Прежде всего, периодический медосмотр необходим:

  • гражданам, занятым на высотных работах;
  • людям, трудящимся в сфере общественного питания;
  • работникам образовательных организаций и медучреждений;
  • сотрудникам, трудящимся в сфере парикмахерских услуг, в салонах красоты, прачечных, банях;
  • работникам фармацевтических компаний;
  • лицам, чья работа связана с системами водоснабжения;
  • работникам птицеферм и животноводческих предприятий;
  • гражданам, занятым на опасном и(или) вредном производстве.

Но по инициативе директора организации или самого коллектива проходить периодические медицинские осмотры могут люди любых профессий. Законодательство определяет лишь некоторые специальности, представители которых должны обязательно проходить регулярные врачебные осмотры.

Периодичность проведения медосмотров

Требования к периодичности и порядку проведения профосмотров указаны:

  • в ТК РФ (статьи , и );

Согласно этим документам, сотрудники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотр ежегодно.

Как правило, каждая организация составляет собственный календарный план проведения периодического медицинского осмотра и согласно ему направляет сотрудников на проверку. Календарный план согласовывается медцентром с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Порядок проведения медосмотра

Шаг 3. Составляем план

На основании поименного списка (в течение 10 дней с момента его получения, но не позднее чем за 14 дней до согласованной даты осмотра) медцентр составляет календарный план проведения периодического осмотра.

Шаг 4. Подготавливаем приказ

Работодатель издает приказ о периодичности медосмотра и очередности его прохождения. Лица, направленные на диспансеризацию, должны ознакомиться с распоряжением как минимум за 10 дней до ее проведения.

Шаг 5. Выдаем направления

После этого следует выдать работникам направления на медосмотр. Утвержденной формы этого документа нет, поэтому он оформляется в произвольном виде.

Шаг 6. Работники проходят осмотр

С направлением на руках сотрудники должны прийти в медучреждение, с которым был заключен договор, в срок, указанный в документе. Также при себе они должны иметь паспорт и направление от работодателя.

Во время медосмотра за работниками сохраняется средний заработок. В случае если сотрудник отказывается проходить проверку, директору придется отстранить его от трудовой деятельности и не начислять зарплату до тех пор, пока осмотр не будет пройден. Если же осмотр был пропущен по вине нанимателя или по не зависящим ни от сотрудника, ни от главы фирмы факторам, недопущение к выполнению обязанностей считается простоем и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты трудящегося.

Что делать после осмотра

По завершении мероприятия медучреждение составляет заключительный акт (в срок до 30 дней). Заверенный документ, подписанный руководителем медцентра и предприятием, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора на согласование.

Теперь поговорим о том, как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации. После того как работники пройдут медосмотр, работодатель должен собрать подписанные и заверенные печатью медучреждения заключения с результатами проверки.

На основании врачебного заключения определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим указанием в медкарте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профзаболеваний. А при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Кто оплачивает профосмотры

Все расходы по проведению планового медосмотра, так же, как и , оплачивает директор предприятия: это требование статей 212 и 213 ТК РФ . Впоследствии государство компенсирует ему часть затрат на проведение медосмотров через ФСС.

Ответственность работодателя

Когда именно поправка вступит в силу, пока неизвестно. Поэтому пока работодатели должны планировать медосмотры для всех работников, чья деятельность осуществляется под воздействием, в том числе, электромагнитного поля широкополосного спектра частот.

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

Лучшие статьи по теме