Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Финансы
  • Понятие и виды монополистической деятельности. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов

Понятие и виды монополистической деятельности. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов

Такие действия связаны со злоупотреблениями и нарушениями законодательства. Они ведут не только к ограничению (устранению) конкуренции, но и к нарушению прав и интересов покупателей, гарантированных Конституцией РФ, ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. Такая деятельность незаконна, пресекается государством с целью обеспечить прозрачные и равные условия для всех участников рынка.

Проявление

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.

Виды

Классифицируется МД по разным признакам. В ФЗ «О защите конкуренции» приводятся следующие виды:

  • неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением;
  • согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны;
  • другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.

Защиту субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке, обеспечивает государство посредством ФАС. Эта служба проводит мониторинг деятельности предприятий на предмет выявления признаков МД и предпринимает в отношении нарушителей соответствующие меры воздействия. Любая компания может защититься от нарушителей в судебном порядке, подав соответствующий иск.

Монополистическая деятельность негативно влияет на рынок, развитие бизнеса и экономику в целом. Поэтому основная задача государства — это защита прав и интересов субъектов хозяйствования, обеспечение равных прав и здоровой конкуренции.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

1) индивидуальную;

2) коллективную;

3) договорную;

4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вопрос 3.Понятие, признаки и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п.10 ст.4 Закона о конкуренции).

Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и воспринимается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория юридического состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности.

Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении.

Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определœение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения1.

Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами. По существу речь идет об индивидуальных и коллективных проявлениях монополистической деятельности.

Статьей 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта͵ результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в т.ч. следующие действия (бездействие):

Установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

Изъятие товара из обращения, в случае если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в т.ч. имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, в случае если на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, в случае если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

Экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, в случае если иное не установлено федеральным законом;

Создание дискриминационных условий;

Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При рассмотрении дел, связанных с нарушением ст. 10 Закона о конкуренции, является обязательным установление факта наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц)1. Но следует обратить внимание, что удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным, в качестве противоправного рассматривается факт злоупотребления доминирующим положением.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона о конкуренции действия (бездействия) хозяйствующего субъекта в исключительных случаях бывают признаны правомерными, в случае если хозяйствующий субъект докажет последнее.

Статьей 11 Закона о конкуренции установлен запрет на заключение (осуществление) соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, в случае если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

Установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателœей (заказчиков);

Экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определœенными продавцами либо покупателями (заказчиками), в случае если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

Навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в т.ч. имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

Экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

Созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

Установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединœениях, в случае если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Допускается заключение вертикальных соглашений между хозяйствующими субъектами, в случае если их доля на рынке не превышает двадцати процентов.

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные не только хозяйствующим субъектам, но и органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления. Форма таких проявлений должна быть индивидуальной или коллективной (согласованной)1.

В соответствие со ст. 15 Закона о конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определœенных видов товаров;

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

Дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определœенной категории покупателœей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

Установление для приобретателœей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделœение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Коллективные формы антиконкурентной деятельности органов власти, иных организаций выражаются в заключении в любой форме соглашений органами власти, иными организациями между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (ст.16 Закона о конкуренции).

Вопрос 3.Понятие, признаки и виды монополистической деятельности на товарных рынках - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 3.Понятие, признаки и виды монополистической деятельности на товарных рынках" 2017, 2018.

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Монополистическую деятельность можно подразделить на монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Таким образом, монополистическая деятельность обладает рядом признаков, позволяющих отграничить ее от иной деятельности субъектов монополистической деятельности:

противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской). Следовательно, осуществление такой деятельности противоречить нормам права;

монополистическая деятельность может быть как активной, т.е. осуществляться путем совершения действий, так и пассивной, т.е. осуществляться путем бездействия;

специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Следовательно, ее субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями;

антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положение субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли;

* монополистическая деятельность наносит вред, как другим субъектам хозяйствования, так и потребителю, потребности которого, в сущности, является осью всей предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться как индивидуально(злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке представляет собой противоправное использование субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на четыре группы:

  • 1)действия против конкурентной среды. Например, создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • 2)ценовые манипуляции. В частности, необоснованное и преднамеренное повышения цен. В этой связи вводится понятие монопольной цены, под которой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью - необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

Монопольные цены могут быть монопольно высокими, монопольно низкими и монополистически низкими.

Об установлении монопольно высоких цен могут свидетельствовать повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации); а также скрытое повышение цены [неизменность цены при снижении качества (основанием для констатации факта снижения качества товара является заключение Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь)] в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли.

Признаками монопольно или монополистически низких цен могут служить создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным; покупка (продажа) товара по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой, а также не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика;

навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок. Например, заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора;

дискриминация потенциальных контрагентов, т.е. применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В законодательстве не определен исчерпывающий перечень способов злоупотребления доминирующим положением, поэтому антимонопольный орган квалифицирует деятельность субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение на рынке, исходя из фактических обстоятельств.

В условиях конкурентной среды на товарном рынке же при отсутствии субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение, возможно осуществление монополистической деятельности. Для этого субъекты хозяйствования могут договориться осуществлять в различных формах согласованную деятельность, создавая для этого объединения либо заключая соглашения. Следует отметить, что такие соглашения возможны как между конкурентами (горизонтальные соглашения), так и не конкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующие положение на своем товарном рынке (вертикальные соглашения).

Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно. Формой ценовых соглашений является также обмен информацией в области цен. Многосторонний обмен информацией монополистами рассматривается как свидетельство сговора. Обмен информацией о текущих ценах или количествах является заменой формального соглашения о ценах.

Объектами ценовых соглашений являются цены и тарифы на товары и услуги, другие производственные ресурсы, промежуточную и конечную продукцию, внутренние, экспортные или импортные цены. Соглашения между продавцами могут выступать в виде фиксирования цен, договоренностей об их искусственном повышении или понижении, поддержания постоянного соотношения между ценами на взаимозаменяемые товары, скупки предлагаемых по низким ценам товаров, установления сроков и условий распространяемого на потребителей кредита.

Соглашения между покупателями заключаются по фиксированию либо искусственному назначению цен. Первый вид этого соглашения сводится к установлению покупателями цен, по которым они будут приобретать товары.

Монополистическая деятельность органов управления наиболее социально опасна, поскольку она осуществляется с использованием государственных властных полномочий. Выделяют следующие формы такой деятельности:

соглашения (согласованные действия) с другими субъектами хозяйственной деятельности;

незаконное ограничение деятельности субъектов предпринимательства;

дискриминация субъектов предпринимательства;

нарушение принципа свободы договора;

*создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды.

Этот перечень не является закрытым. Таким образом, антимонопольный орган, всесторонне оценив деяния государственных органов, может признать их монополистической деятельностью, если будут установлены все ее признаки.

) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и в силу этого противоречащие антимонопольному законодательству (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - далее Закон о конкуренции). Данное определение, если строго следовать сфере применения Закона о конкуренции,относится только к товарным рынкам. Общего определения термина "М.д." в законодательстве не содержится. Кроме того, не всякие действия, например, хозяйствующих субъектов. формально подпадающие под указанные признаки, могут быть квалифицированы как М.д. (например,не относятся к М.д. действия, образующие состав недобросовестной конкуренции).

Признание деятельности монополистической зависит не только от состава деяния, но и от того, кто это деяние совершает. Не субъект становится монополией от того. что начинает заниматься М.д.. а наоборот - деятельность становится монополистической из-за того, что ею начинает заниматься монополия. Природа (причина появления) этой монополии может быть различной. Обыкновенно монополией называется хозяйствующий субъект или несколько взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее, т.е. исключительное, положение на рынке товара, не имеющего аналога, либо взаимозаменяемых товаров(далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность влиять на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (см. Доминирующее положение).

Правовое регулирование М.д. может осуществляться двумя способами. Первый условно называют американским, второй - европейским. Американский способ исходит из принципа презумпции вредности монополий, а потому запрещает их деятельность. И лишь тогда, когда конкретная компания (несколько объединяющихся компаний) докажет, что именно ее монополия будет полезна публичным интересам,государственные органы могут санкционировать возникновение и деятельность такой монополии. Европейский же способ исходит из принципа "нет худа без добра", допуская существование монополий, но под всесторонним и эффективным законодательным контролем. И только лишь тогда, когда доказано, что от возникновения той или иной конкретной монополии будет больше вреда, чем пользы, полномочные органы вправе запретить ее создание или деятельность. Законодательство, устанавливающее понятие монополии и регламентирующее систему критериев, в соответствии с которыми определяется полезность (вредность) М.д., и. кроме того, устанавливающее ограничения на нее, традиционно называется антимонопольным законодательством.

Антимонопольное законодательство РФ пошло по чисто европейскому пути - монополии могут существовать, М.д. допустима, но в определенных рамках. а именно при условии недопущения злоупотреблений монополистом своим доминирующим положением на рынке. Статья 5 Закона о конкуренции устанавливает, что злоупотреблением считаются такие действия хозяйствующего субъекта, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (группы лиц) или физических лиц, в том числе: а) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен: б) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав. рабочей силы контрагента и др.); в) включение в договор дискриминирующих условий. которые ставят контрагента в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами; г) согласие заключить договор лишь после внесения в него условий, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован:д)создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам: е) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования: ж) установление монопольно высоких (низких) цен: з) сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей. при наличии безубыточной возможности их производства: и) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при нал.ичии возможности производства или поставки соответствующего товара. Перечисленные действия могут быть признаны правомерными только в исключительных случаях, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Законом запрещен также и такой вид М.д., как заключение соглашений и совершение согласованныхдействий. ограничивающих конкуренцию. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. если такие соглашения направлены на: а) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах: в) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок,по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков): г) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков): д) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Данные соглашения не могут быть признаны правомерными ни при каких условиях. Кроме того, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых

занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), а также действия объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ по координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций. если такие соглашения или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Они могут быть признаны правомерными. если хозяйствующие субъекты докажут. что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. Статьей 7 Закона о конкуренции к разряду М.д. отнесено также принятие актов и совершение действий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.Строго говоря, данные действия не должны относиться к категории М.д. - они составляют особую группу действий, направленных на ограничение конкуренции.

Федеральным органом, регулирующим М.д.. является МАП РФ.

Наряду с М.д., субъектом которой являются обыкновенные монополии, законодательство РФ выделяет и подвергает особому правовому регулированию деятельность субъектов естественных монополий. Арсенал правовых средств регламентации М.д. в условиях естественной монополии весьма ограничен,поскольку сферы деятельности, признаваемой естественной монополией,таковы, что какие-либо директивные ограничения или запрещения могут существенно повлиять на эффективность этой деятельности, а также на экономическое положение государства в целом. Все способы регулирования ее деятельности могут быть сведены к нескольким большим группам:правовое ограничение размеров цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов естественных монополий: установление разрешительной системы сделок, влекущих приобретение каких-либо прав, получение доходов и т.п. вне сферы своей непосредственной профессиональной деятельности.

Вопрос о М.д. на рынке банковских услуг законодательство РФ обходит почти полным молчанием, если не считать ст. 32 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г. 17-ФЗ - "Антимонопольные правила". Эти правила заключаются в следующем: а) кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле:б)приобретение акций (долей)кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций (групп кредитных организаций), не должны противоречить антимонопольным правилам: в) соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролирует МАП РФ совместно с ЦБ.

Из числа правил, упоминающих о правовой регламентации М.д. в иных сферах, можно назвать: указание ст. 23 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" о том, что предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству: норму ст. 4 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" о запрете создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если это противоречит требованиям антимонопольного законодательства РФ. а также о недействительности соглашений и действий бирж, имеющих целью или влекущих за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле: предписание ст. 17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-"О недрах" о запрете или признании неправомочными действий органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов(пользователей недр).направленных на ограничение(вопреки условиям конкурса или аукциона) доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом: уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе: замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами: дискриминацию пользователей недр.создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недро-пользовании: дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.\" Аналогичные правила действуют в области страхования, связи, культуры и т.п.

Лит.: Бур л и н о в Ю.И. Рынок и антимонопольное законодательство России. М., 1992; Жидко в О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968; Жидко в О..Яковлев Л. Монополизм и право//Хозяйство и право, 1989, № 10; 3 а г о рс к и и С.О. Синдикаты и тресты. Учение о капиталистических монополиях. Лекции. СПб.. 1914; Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. М., 1980; Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М.. 1966; Разумов К.Л. "Антимонопольное" регулирование и проблема недействительности договоров в условиях капиталистической интеграции//Советское государство и право, 1978,№ 8.

Белов В.А.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Противоречащие антимонопольному зако нодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органоввласти и управления, направленные на недопущение, ограничение и устране ние конкуренции и (или) причиняющие вред потребителям. Словарь… … Финансовый словарь

    Монополистическая деятельность - (англ. monopolistic activity) в антимонопольном законодательстве РФ противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    Монополистическая деятельность - (Monopolistic activity) — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции … Экономико-математический словарь

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридическая энциклопедия

    Монополистическая деятельность - 10) монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие),… … Официальная терминология

    монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на… … Большой юридический словарь

    В соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов … Энциклопедический словарь экономики и права

Лучшие статьи по теме