Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Финансы
  • Ведение классификаторов. Система ведения общероссийских классификаторов; переходные ключи и система информационной поддержки классификаторов

Ведение классификаторов. Система ведения общероссийских классификаторов; переходные ключи и система информационной поддержки классификаторов

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.07.2015, N 27, ст. 3953) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N _____

ПОРЯДОК
разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы).

2. В целях организации и обеспечения разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов;

б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение, изменение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов (далее - Фонд стандартов);

обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений для их включения в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов;

организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов;

привлекает в установленном порядке для проведения работ по экспертизе предложений о разработке и отмене общероссийских классификаторов, проектов общероссийских классификаторов и их изменений организации;

утверждает требования к содержанию и оформлению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

осуществляет организационно-методическое обеспечение принятия и введения в действия общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

в) Федеральная служба государственной статистики:

обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов;

разрабатывает необходимые инструктивно-методические документы и программно-технологические средства;

г) федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов согласно Перечню общероссийских классификаторов, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).

II. Разработка общероссийских классификаторов

3. Разработка общероссийских классификаторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти).

4. Целесообразность включения нового общероссийского классификатора в Перечень рассматривается Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Комиссия).

Предложение о разработке нового общероссийского классификатора должно содержать:

а) проект акта Правительства Российской Федерации о включении общероссийского классификатора в Перечень, содержащий наименование общероссийского классификатора, его аббревиатуру и наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, ведение, изменение и применение нового общероссийского классификатора;

б) ориентировочные сроки разработки нового общероссийского классификатора;

в) обоснование целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, содержащего:

основную идею, цели, задачи и предмет классификации, круг лиц, на которых распространяется новый общероссийский классификатор;

описание исходного множества объектов классификации и признаков их классификации, указание источников для сбора объектов классифицируемого множества;

описание предлагаемой структуры общероссийского классификатора, примеры построения позиций общероссийского классификатора;

обоснование выбора методов классификации и кодирования;

информацию о соответствии предложения положениям федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

информацию об обеспечении гармонизации с аналогичными международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами и международными (региональными) стандартами по классификации, приемлемыми для Российской Федерации;

анализ состояния работ по классификации и кодированию данного вида технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и в иностранных государствах;

информацию о социально-экономических, политических, юридических и иные последствиях принятия общероссийского классификатора;

финансово-экономическое обоснование предлагаемых к принятию решений;

г) заключения о целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, полученные от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы государственной статистики.

5. Разработанный проект общероссийского классификатора подлежит обязательному согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, при необходимости - с другими органами государственной власти и организациями.

Состав государственных органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, а также органами, с которыми проект общероссийских классификаторов должен быть согласован в обязательном порядке.

Направленный на согласование проект общероссийского классификатора рассматривается органами и организациями, указанными в настоящем пункте, не более чем в месячный срок.

6. При наличии разногласий по проекту общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий данный проект, должен обеспечить обсуждение его с согласующими органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии.

7. Для принятия общероссийского классификатора руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, направляет в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проект общероссийского классификатора на бумажном носителе и в форме электронного документа, в том числе в форме, обеспечивающей предоставление информации в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов.

К проекту общероссийского классификатора прилагаются:

пояснительная записка с указанием срока введения общероссийского классификатора в действие;

справка о согласовании проекта общероссийского классификатора с органами и организациями, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, с приложением копий писем о согласовании, протоколов согласительных совещаний и решений Комиссии (при их наличии).

8. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не рассматривается проект общероссийского классификатора при наличии по нему неурегулированных разногласий и (или) отсутствии требуемых согласований с органами государственной власти и организаций.

9. Перед принятием общероссийского классификатора Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует проведение экспертизы проекта общероссийского классификатора с привлечением одной из подведомственных организаций. Срок проведения экспертизы проекта общероссийского классификатора составляет не более 45 дней со дня поступления общероссийского классификатора в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на принятие.

10. Экспертиза проектов общероссийских классификаторов оформляется заключением и включает:

оценку соответствия позиций проекта общероссийского классификатора принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийском классификаторе;

установление отсутствия дублирования позиций проекта общероссийского классификатора;

определение соответствия содержания наименований позиций объемам понятий документов, приводимых в качестве обоснования разработки;

оценку соответствия проекта общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии;

установление отсутствия неурегулированных разногласий по проекту общероссийского классификатора.

11. Общероссийский классификатор не принимается, если при проведении экспертизы проекта общероссийского классификатора установлено несоответствие этого проекта положениям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.

12. Проект общероссийского классификатора, в принятии которого отказано, возвращаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разрабатывающему его органу с указанием причин отказа в срок не более 3 дней с даты получения результатов экспертизы.

13. В случае если федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку общероссийского классификатора, в принятии которого было отказано, не согласен с заключение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, этот федеральный орган исполнительной власти в месячный срок проводит с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии согласительное совещание.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии по апелляциям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

14. Принятие общероссийского классификатора Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с присвоением ему регистрационного номера оформляется приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

III. Ведение общероссийских классификаторов

15. В целях ведения общероссийских классификаторов ответственные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают:

осуществление мониторинга применения общероссийских классификаторов и нормативных правовых актов Российской Федерации, использующих объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах (далее - мониторинг);

рассмотрение предложений о внесении изменений в общероссийские классификаторы;

организацию разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов;

предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам информации об общероссийских классификаторах.

21. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

22. В целях обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не реже одного раза в 5 лет в соответствии с утвержденными им планами организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов.

Целью такой оценки является установление степени соответствия общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии, а также нормативным правовым актам, использующим объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах.

Результаты оценки научно-технического уровня конкретного общероссийского классификатора с предложениями по его дальнейшему применению без изменений, по изменению или отмене направляются в ответственный федеральный орган исполнительной власти и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

23. Ведение информации об общероссийских классификаторах для ее предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам осуществляется путем включения в установленном порядке общероссийских классификаторов и их изменений в Фонд стандартов и информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики для ведения автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов для использования в информационно-технологических целях.

IV. Изменение общероссийских классификаторов

24. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

25. Основанием для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов является:

а) обеспечение соответствия общероссийских классификаторов:

международным договорам Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

международным (региональным) классификациям;

документам по стандартизации;

принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийских классификаторах;

современным достижениям науки, техники и технологии;

б) необходимость включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков;

в) принятие новых общероссийских классификаторов.

26. Разработка и принятие изменений общероссийских классификаторов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки общероссийских классификаторов.

27. Предложения об отмене общероссийских классификаторов рассматриваются Комиссией. Отмена общероссийского классификатора осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в случае исключения общероссийского классификатора из Перечня.

V. Применение общероссийских классификаторов

28. Применение общероссийских классификаторов включает их использование органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

29. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов.

30. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и граждан.

31. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации и граждан, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Подготовлен порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Процедура разработки классификаторов включает обязательную экспертизу их проектов.

Для обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Росстандарт не реже 1 раза в 5 лет организует проведение оценки их научно-технического уровня.

Определяются основания для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов.

Устанавливаются случаи обязательного их применения.

Рис. 4.5. Схема процесса разработки классификатора

На первом этапе «Разработка ТЗ на проектирование» выполняются две работы. Первая из них связана с определением состава, назначения и сферы действия классификаторов, исполь­зуемых в системе. Перечень классификаторов определяется на ос­нове анализа реквизитного состава первичных и результатных до­кументов и выделения всей совокупности реквизитов-признаков.

Далее определяют назначение классификаторов . Каждый клас­сификатор может быть предназначен для однозначной иденти­фикации объекта, передачи информации на расстояние по кана­лам связи или для поиска и логической обработки первичной информации с целью получения и выдачи результатной инфор­мации.

По сфере действия выделяют следующие виды классификато­ров: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязатель­ны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества. СМЭС представляет собой множество стандартных решений по классификационным группировкам и кодированию специальной и экономической информации и фор­мированию источников этой информации. В состав СМЭС вхо­дят классификации Организации Объединенных наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

Классификация основных продуктов (КОП);

Международная стандартная торговая классификация (МСТК);

Классификация функций органов управления (КФОУ);

Классификация функций правительства;

Классификации продовольственных и сельскохозяйственных организаций (РАО);

Классификации международной организации труда (МОТ);

Классификации ООН по вопросам образования, науки и куль­туры (ЮНЕСКО);

Международная стандартная классификация образования

К числу классификаций, разработанных другими международ­ными организациями, относятся:

Классификация международного энергетического агентства

Классификация Совета таможенного сотрудничества;

Система описания и кодирования товаров;

Классификация Всемирной туристической организации (ВТО);

Классификация деятельности, связанной с туризмом.

К классификациям Европейского сообщества и других меж­дународных региональных организаций относят:

Классификацию Европейского сообщества (ЕС);

Общую отраслевую классификацию экономической деятель­ности в рамках ЕС (КДЕС) и другие.

Второй класс классификаторов образуют общегосударствен­ные (общесистемные) классификаторы , обязательные для орга­низации процессов передачи и обработки информации между экономическими системами государственного уровня внутри страны, состав которых будет рассмотрен в следующем разделе.

Для выполнения процедур обработки информации и переда­чи ее между организациями внутри отрасли используют отрас­левые классификаторы . В пределах отдельных предприятий ис­пользуют, как правило, локальные классификаторы.

Выполнение работ второго этапа связано с определени­ем состава исходных данных и требований к разрабатываемым классификаторам .

К исходным данным , используемым в процессе проектирова­ния классификаторов, относятся:

Состав задач, для которых разрабатывается классификатор;

Состав объектов классификации и мощность исходного мно­жества;

Состав признаков классификации и число значений каждого

признака;

Наименования отдельных группировок и объектов;

Динамика процесса изменяемости состава задач, объектов и признаков.

К требованиям, которым должны удовлетворять разрабаты­ваемые классификаторы, можно отнести:

Полноту охвата объектов и признаков классификации каждым классификатором;

Согласованность признаков деления множеств объектов с ал­горитмами обработки экономической информации;

Взаимную однозначность наименовании объектов и их кодо­вых обозначений;

Простоту кодирования и возможность автоматизации класси­фикации и кодирования;

Возможность увязки с другими классификаторами и система­ми обозначений;

Эффективность использования классификатора при обработ­ке информации.

Критерий отнесения того или иного объекта к конкретному классифицируемому множеству;

Степень охвата кодируемого множества объектов.

Принципы построения классификатора определяются струк­турой классификатора, т.е. количеством ветвей, выходящих из каждой классификационной группировки, количеством ступеней и числом уровней классификации. Классификатор считается од­нородным, если на каждой ступени из каждой классификацион­ной группировки выходит одинаковое количество ветвей.

Кроме того, на этом этапе разрабатывается система взаимо­действия классификаторов разных уровней, предназначенных обес­печивать взаимодействие ЭИС с внешней средой. Эта работа пред­ставляет собой разработку некоторого транслятора перехода от одного классификатора к другому. Но чтобы его создать, необхо­димо провести выбор некоторой системы взаимодействия различ­ных классификаторов, ориентированных на некоторую номенкла­туру объектов. Существуют следующие системы взаимодействия:

а) система равноправных классификаторов , характеризуется тем, что на каждом уровне управления для целей обработки ин­формации используется свой локальный классификатор, а для получения или передачи информации из внешней среды исполь­зуется соответствующий транслятор. Недостаток данной системы заключается в том, что та система, которая имеет на входе наибольшее количество потоков информации от различных орга­низаций, должна иметь наибольшее количество трансляторов;

б) система приоритетных классификаторов , применяется для предприятий одной отрасли. При этой системе на каждом пред­приятии этой отрасли и на каждом уровне управления имеются локальные классификаторы. Обмен информацией осуществляет­ся в терминах классификатора вышестоящего уровня. Эта систе­ма дает уменьшение количества трансляторов независимо от чис­ла входных и выходных потоков. Однако трудности возникают при передаче потоков информации между предприятиями, отно­сящимися к разным отраслям;

в) система классификаторов-посредников , применяется при межотраслевом управлении. На каждом объекте любого уровня управления обработка ведется в терминах своего локального клас­сификатора, а обмен - в терминах одного классификатора-посред­ника. Преимущества такой системы заключаются в необходимо­сти создания только одного транслятора для каждого предприя­тия и в обеспечении возможности централизованного ведения классификатора-посредника, что дает минимальное количество ошибок при кодировании информации и обеспечивает информа­ционную совместимость ЭИС разных уровней;

г) система единого классификатора , для обработки информа­ции на всех предприятиях, входящих в состав экономической макросистемы, и для передачи этой информации между ними возможна только гипотетически, но реально ее нельзя осуще­ствить из-за необходимости кодирования всей информации, су­ществующей в стране, используя очень громоздкие классифика­торы.

К факторам , влияющим на выбор способа увязки классифи­катора, относятся следующие:

Объем и характер обрабатываемой информации;

Объем и характер потоков получаемой и передаваемой инфор­мации;

Минимум трудовых и стоимостных затрат на разработку и эк­сплуатацию системы ведения классификаторов.

На этом же этапе осуществляется разработка методик пост­роения классификаторов , отражающих методы и последователь­ность выполнения отдельных операций по созданию классифи­каторов, содержание которых зависит от выбранных критериев и принципов их построения.

Третий этап связан с работами по организации сбора и обработки исходных данных , необходимых для составления клас­сификаторов. К их числу относится разработка инструктивных материалов по сбору и обработке исходных данных:

Определение перечня решаемых задач, использующих класси­фикаторы;

Выделение классифицируемых объектов;

Определение состава признаков классификации и значений признаков;

Осуществление лингвистической обработки этих данных (уда­ление синонимов, омонимов, полисемии, антонимов и др.);

Согласование используемой терминологии в исходных данных

с ГОСТами.

Другой работой, которую выполняют на этом этапе, являются сбор и обработка данных согласно разработанным инструкциям.

На четвертом этапе «Составление классификаторов и системы их ведения » осуществляется построение эталонной и ра­бочей формы классификатора и системы ведения классифика­тора.

Эталонный классификатор должен быть согласован, отпеча­тан типографским способом и распространен всем пользовате­лям для кодирования информации первичных документов.

Рабочие классификаторы наносятся на машинные носители в необходимых разрезах, передаются пользователям и заносятся в файлы справочников баз данных для выполнения процедуры автоматического заполнения машинных форм первичных доку­ментов и для декодирования результатной информации, получа­емой после ее обработки.

К задачам, решаемым системой ведения классификатора , от­носятся:

Актуализация классификатора, т.е. постоянное пополнение и изменение объектов классификации и кодирования;

Своевременное оповещение всех пользователей о всех проис­ходящих изменениях;

Реструктуризация, или пересмотр структуры классификато­ра, при котором осуществляются контроль за дублировани­ем объектов классификации, контроль и выявление тупико­вых ветвей, не ведущих к объекту, оптимизация резервных ветвей по всем уровням иерархии или по всем аспектам клас­сификации;

К проблемам, связанным с проектированием системы веде­ния классификаторов, относятся:

Разработка организационной структуры системы ведения, т.е. службы, которая отвечает за пополнение классифика­торов;

Разработка юридических основ внесения изменений в класси­фикатор;

Разработка информационного и программного обеспечения системы.

Все работы по проектированию классификаторов заканчи­ваются экспериментальной проверкой и внесением коррективов, утверждением, изданием и рассылкой классификаторов всем пользователям в функциональные подсистемы.

4.4 Понятие Единой системы

классификации и кодирования (ЕСКК)

Для обеспечения информационной совместимости ЭИС раз­ных уровней разработана Единая система классификации и коди­рования (ЕСКК) . ЕСКК предназначена для выполнения следую­щих функций:

Централизованной разработки общесистемных (общегосудар­ственных) классификаторов;

Пополнения и обновления, своевременного и систематического оповещения организаций обо всех изменениях, внесенных в классификаторы;

Ответов на разовые запросы;

Оптимизации структуры классификаторов;

Проведения работы по созданию информационно-поисковых языков.

Схема структуры ЕСКК приведена на рис. 4.6. В состав ЕСКК входят три составные части. Первая ее часть «Комплекс нормативно-технических и методологических материалов» включает в себя документы, которые регламенти­руют:

Состав системы, цели системы, задачи и всю используемую тер­минологию системы;

Принципы и методы классификации и кодирования;

Рис. 4.6. Схема структуры ЕСКК

Принципы сопряжения и взаимодействия классификаторов;

Структуру работ по созданию и внедрению системы.

Второй частью является «Комплекс общесистемных клас­сификаторов (ОК)» , в который входят следующие группы класси­фикаторов:

1. Классификаторы о природных и трудовых ресурсах :

Профессии рабочих;

Должности служащих;

Специальностей;

Полезных ископаемых и т.д.

2. Классификаторы о продуктах труда и производственной деятельности :

Промышленной и сельскохозяйственной продукции;

Строительной продукции;

Деталей;

Услуг: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, материально-техническом снабжении;

Услуг населению.

3. Классификаторы структуры народного хозяйства и объек­тов административно-территориального деления :

Предприятий и организации;

Отраслей народного хозяйства;

Органов государственного управления;

Объектов административно-территориального деления;

Пунктов погрузки и разгрузки.

4. Классификаторы управленческой информации и докумен­тации :

Единиц измерения;

Технико-экономических показателей;

Управленческой документации;

Технической документации, обозначений стандартных и тех­нических условий;

Технологической документации;

Операций и деталей.

Все общесистемные классификаторы в зависимости от исполь­зуемой системы классификации в процессе их проектирования построены по двум принципам.

Первый принцип основывается на идентификации объектов внутри классификационных группировок . Для примера рассмотрим структуру Общесистемного классификатора промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) , который осно­вывается на использовании иерархической системы классифика­ции и состоит из двух блоков: блока наименования и блока иденти­фикации . Блок идентификации состоит из классификационной, регистрационной и контрольной части кода (рис. 4.7). Классифи­кационная часть включает группировки по следующим призна­кам:

Подкласс;

Подгруппа;

Рис. 4.7. Схема структуры ОКП

Второй принцип основан на применении раздельной идентификации и классификации и фасетной системе классифика­ции, что отражается в структурной формуле классификатора, ко­торая включает три блока: идентификации, классификации и наи­менования. Для примера рассмотрим структуру Общесистемно­го классификатора предприятий и организаций (ОКПО) . Этот классификатор основан на использовании фасетной системы клас­сификации. Он состоит из трех блоков (рис. 4.8):

1) блока идентификации , включающего в себя код отрасли, регистрационный номер предприятия и контрольную часть кода;

2) блока наименования ;

3) блока классификации , состоящего из следующих фасетов:

Фасета подчиненности - Ф1, в котором можно выделить при­знаки: код министерства, код управления, код треста;

Фасета административно-территориальной принадлежности -Ф2;

Фасета отраслевой принадлежности - ФЗ.

В составе автоматизированной системы ведения общесистем­ных классификаторов (АСВОК) можно выделить три типа под­систем: объектные, функциональные и обеспечивающие.

Рис. 4.8. Схема структуры ОКПО

Объектные подсистемы объединяют предприятия, отрасли, отраслевые институты, которые отвечают за передачу информа­ции об изменениях, происходящих в заданной номенклатуре, чис­ло которых может быть равно числу общесистемных классифи­каторов.

Функциональные подсистемы объединяют однотипные техно­логические процессы по ведению общесистемных классификато­ров и включают в свои состав подсистемы сбора, хранения, вне­сение коррективов; регулярного обслуживания абонентов; обслу­живания по разовым запросам; развития АСВОК, включая оптимизацию структуры классификаторов, устранение недействи­тельных ветвей классификаторов, стандартизацию терминологии.

Обеспечивающие подсистемы состоят из типового набора под­систем, к которым относят программное, техническое, информа­ционное и лингвистическое обеспечение.

В состав информационного обеспечения АСВОК входят: тезаурус; сводные эталонные файлы классификаторов; дополни­тельные эталонные файлы дополнений и исключаемых позиций; файлы поисковых образов позиций классификаторов; файлы не­занятых позиций; таблицы сопряжения классификаторов; вспо­могательный файл организаций, ответственных за ведение клас­сификаторов; таблицы периодичности оповещения организаций и вспомогательные файлы интересов абонентов.

4.5 Технология использования штрихового кодирования экономической информации

Развитие международных торговых и производственных свя­зей приводит к росту товарных /информационных потоков, ко­торые необходимо обрабатывать в условиях территориальной разбросанности производителей и потребителей продукции. Трудности учета информации о свойствах товара на его упаков­ке, наличие неточностей в сопровождающей его документации, отсутствие достоверной и своевременной информации у постав­щиков продукции о поступлении товара к покупателю вызывают необходимость автоматизации маркировки товаров, считывания информации и осуществления идентификации о них. Целью штри­хового кодирования является отражение основных информаци­онных характеристик товара в штрих-кодах, которые обеспечи­вают реальную возможность проследить за их движением к по­требителю, что дает повышение эффективности управления про­изводством.

Технология штрихового кодирования предназначена для осу­ществления автоматизированной записи, считывания и иденти­фикации информации об объектах или деловых процессах . Эта технология основана на использовании двоичного кода для записи и запоминания, предварительно разработанных смысло­вых кодов в виде последовательностей, состоящих из нулей и еди­ниц, отраженных кодированными штрихами. Поэтому штрихо­вой код - это последовательность чередования широких и узких, темных и светлых полос, которым присвоены логические значе­ния 1 и 0 (широким линиям и широким промежуткам присваива­ется логическое значение 1, узким - 0).

В различных странах мира применяют три системы штрихо­вого кодирования:

UPC - универсальный товарный код, разработанный в США и применяемый в странах Америки;

EAN - товарный код, созданный в ЕС на базе UPC, соответ­ствующий названию Европейской ассоциации товарной нумера­ции, получившей в настоящее время статус Международной орга­низации (EAN International);

UCC/EAN - единый стандартизированный штриховой код, созданный организациями США и Канады (Uniform Code Council) и EAN International.

Коды типа EAN и UCC/EAN широко применяются во всех странах мира, включая Российскую Федерацию.

В каждой системе существуют свои виды кодов: UPC-12, EAN-8, EAN-13, EAN-14, UCC/EAN-128 (Code 39).

UPC-12 - это двенадцатиразрядный код, имеющий следую­щую структуру:

Ф = [X]: [ХХХХХ]: [ХХХХХ]: [К]

EAN-8 - восьмиразрядный код, который используется для " кодирования малогабаритных упаковок, имеющий структуру:

EAN-13 - тринадцатиразрядный код, используемый для ко­дирования продукции, имеющий следующую структуру:

EAN-14 - четырнадцатиразрядный код с прямоугольным кон­туром, используемый для идентификации транспортной упаков­ки и имеющий такую же структуру, что и код EAN-13, но включа­ющий дополнительный первый разряд, предназначенный для кодирования от 1-й до 8-й специфики упаковки (например, 1 отра­жает групповую упаковку, 2 - упаковку партий в контейнер и т.д.).

Code 39 может варьироваться до 40 разрядов и не имеет фик­сированной длины. Этот код получил свое название по сочетае­мости трех широких элементов и шести узких в каждом знаке кода. Для отображения кода используются 43 символа, включая про­писные буквы, цифры от 0 до 9 и семь особых знаков (-.$/+% пробел).

UCC/EAN-128 является современной версией кода Code 39, используемого для описания полной характеристики предмета поставки, не имеющего фиксированной длины и позволяющего комбинировать использование различных систем кодирования. В структуре кода можно выделить пробелы между компонента­ми кода, стартовый знак, обеспечивающий использование наи­более полного набора знаков, знак функции, позволяющий авто­матически контролировать отличие символики кода от других символик, данные и контрольное число.

Применение штриховых кодов UPC-12, EAN-8, EAN-13, EAN-14 регулируется международными и национальными орга­низациями. В Российской Федерации такой организацией явля­ется Ассоциация автоматической идентификации, в состав кото­рой входит более 2000 членов. Эта организация устанавливает номера предприятий в кодах EAN-13 и EAN-14 и коды продуктов в коде EAN-8. Код страны присваивается EAN International. Использование кодов UCC/EAN-128 (Code 39) регулируется со­ответствующими международными и национальными стандар­тами.

Использование штриховых кодов обеспечивает совместную деятельность производителей и потребителей товаров на едином товарном рынке по всей цепочке взаимосвязанных партнеров. Эта технология предоставляет защиту продукции путем ее оператив­ного учета, управление потоками информации о передвижении и использовании продукции, поиск сведений об этих процессах по запросу или в реальном масштабе времени на основе идентифи­кации любого объекта, принимающего участие в этом процессе. Кроме того, эта технология ускоряет обмен информацией как внутри организации, так и между организациями с помощью ме­тодов и средств электронного обмена данными (ЭОД).

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью разрабатываются классификаторы?

2. Какие бывают классификаторы?

3. Чем отличается иерархическая система классификации от фа-сетной?

4. Что такое информационный язык? Что такое дескриптор и тезаурус? Перечислите типы отношений между терминами.

5. В каких случаях используются регистрационные системы ко­дирования и какие системы относятся к этому классу?

6. Для чего используются классификационные системы кодиро­вания, какие системы входят в эту группу?

7. Что включается в систему ведения классификаторов?

8. Что такое ЕСКК и какова его структура?

9. Каков состав ОК? Каковы принципы организации ОК?

10. Каково назначение АСВОК и какова ее структура?

11.Какое назначение штрихового кодирования?

12. Перечислите типы и виды штрих-кодов?

Процесс постоянного накопления знаний, рост многообразия социальных явлений, развитие производства и создание новых технологий приводят к постепенному устареванию классификаторов в части адекватного отображения классифицируемой информации.

В этой связи возникает необходимость в обновлении классификаторов, внесении в них изменений, перегруппировании и перекодировании объектов информации.

Процесс поддержания классификаторов в «достоверном» состоянии, обеспечения полноты информации и ее распространения среди пользователей называется ведением классификаторов. При этом средства и соответствующая организационная структура составляют систему ведения классификаторов.

В процессе ведения классификаторов.совершенствуются их состав и содержание, но не нарушаются принципы их построения и целостная структура, последние могут претерпевать изменение только при пересмотре классификаторов.

Ведение классификатора заключается в подготовке и внесении в него изменений в части включения, аннулирования или изменения кодов и наименований классификационных группировок или иной информации, являющейся его частью. Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, в приложения; в пояснения, раскрывающие содержание группировок; в определения категорий, используемых в классификаторе.

Изменения основываются на законодательных и нормативных актах, разрабатываемых органами государственной власти и управления Российской Федерации; отечественных, зарубежных и международных стандартах; документах директивного характера, общероссийских унифицированных системах документации.

Разрабатываются они министерствами, ведомствами Российской Федерации, ответственными за ведение соответствующих классификаторов. Проекты изменений к общероссийским классификаторам согласовываются с организациями обязательного согласования, при необходимости - с другими заинтересованными организациями и утверждаются по поручению Госстандарта России Всероссийским НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.

Информационное обслуживание пользователей изменениями по общероссийским классификаторам осуществляется ВНИИКИ, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Государственного комитета РФ по статистике (ГМЦ) или организациями, на которые министерствами и ведомствами возложены эти функции.

Система автоматизированного ведения общероссийских классификаторов базируется на распределенной по регионам информационно-вычислительной сети государственной статистики, в рамкахкоторойфункционирует автоматизированный банк классификаторов (АБК), который обеспечивает пользователей актуализированными версиями общероссийских классификаторов, а также информацией о их составе, структуре, количестве и сроках внесенных в них изменений.

ГМЦ через АБК передает изменения по общероссийским классификаторам в автоматизированные банки данных территориальных органов государственной статистики республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Территориальные органы государственной статистики доводят информацию об изменениях общероссийских классификаторов до местных органов государственного управления и других абонентов, расположенных на их территории.

В государственной статистике АБК используется в качестве нормативно-справочного обеспечения комплексов электронной обработки статистической информации, общероссийских унифицированных форм отчетно-статистической документации, генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, каталога статистических показателей, Единого государственного регистра предприятий и организаций, а также других целевых регистров, при составлении сводно-группировочных таблиц, перечней однородных элементов данных.

Объем распределенной базы данных общероссийских классификаторов составляет около 5 млн позиций.

Изменения к общероссийским классификаторам публикуются Госстандартом России в ежемесячно издаваемых им информационных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации».

Организационная структура ведения общероссийских классификаторов включает ряд организаций, за которыми закреплены определенные функции.

Госстандарт России является ведомством, ответственным за координацию работ в области ведения общероссийских классификаторов (ОК); осуществляет общее организационное руководство, утверждает общероссийские классификаторы, обеспечивает ведение сводного эталонного фонда ОК; взаимодействует с министерствами, ведомствами по ведению ОК; обеспечивает гармонизацию ОК с международными аналогами.

Государственный комитет РФ по статистике - ведомство, ответственное за координацию работ в области ведения общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети государственной статистики для ведения ОК и обеспечения взаимодействия с абонентами в регионах. Он осуществляет взаимодействие с международными статистическими и экономическими организациями по разработке социально-экономических классификаций, а также взаимодействует с министерствами (ведомствами) по закрепленным классификаторам; обеспечивает гармонизацию ОК с международными аналогами и их внедрение в статистическую практику. Государственный комитет РФ по статистике является организацией, ответственной за ведение общероссийских классификаторов (ОКОГУ, ОКПО, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ).

Министерства (ведомства), ответственные за ведение разработанных ими ОК или их разделов, осуществляют организационное руководство работами по ведению ОК в своей отрасли; назначают организации по ведению закрепленных ОК, в том числе головные и ведущие организации по ОКП.

Межгосударственный технический комитет по стандартизации («Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле») рассматривает проекты общероссийских классификаторов и рекомендует их для утверждения.

ВНИИКИ является организацией, ответственной за функционирование системы ведения общероссийских классификаторов; осуществляет научно-методическое и организационное руководство, формирование и ведение эталонов ОК на машинных и бумажных носителях; экспертизу проектов изменений к ОК и их утверждение.

НИИ статистики Государственного комитета России по статистике отвечает за разработку методологии, проведение работ по созданию и совершенствованию системы социальных и экономических классификаций, их внедрение в статистическую практику и экономику в целом.

ГМЦ отвечает за программно-технологическое обеспечение ведения общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети государственной статистики. Он ведет АБК, распространяет между абонентами информацию по ОК через территориальные органы государственной статистики.

Организации обязательного согласования обеспечивают согласование разработанных проектов ОК и изменений к ним. Состав согласующих организаций устанавливается разработчиком ОК по согласованию с ВНИИКИ Госстандарта России.

Государственный комитет России по статистике является организацией обязательного согласования изменений к общероссийским классификаторам: ОКУН, ОКДП, ОКП, ОКИСЗН, ОКСО, ОКЗ, ОКУД, ОКОФ, ОКВ, ОКЕИ, ОКПДТР, ОКСВНК, ОКИН, ОКНПО, ОКЭР, ОКСМ, ОКОК.

Организации по ведению ОК, включая головные организации по ОКП, осуществляют ведение ОК или их разделов, разработанных соответствующими министерствами (ведомствами).

Ведущие организации по ОКП осуществляют ведение отдельных разделов или группировок ОКП, закрепленных за ними.

Территориальные органы государственной статистики обеспечивают пользователей информацией по ОК на своей территории.

В ЕСКК наряду с системой ведения общероссийских классификаторов создается система их информационной поддержки, включающая переходные ключи (таблицы соответствия), которые обеспечивают связь между новыми и предыдущими версиями классификаторов, между классификаторами с однотипными объектами классификации и между классификаторами, функционально связанными друг с другом.

Поскольку в разных классификаторах для классификации объектов используются во многих случаях несовпадающие классификационные признаки, соответствие позиций классификаторов не всегда является однозначным, что вызывает затруднения при проведении сопоставлений.

Переходные ключи предназначены для установления взаимного соответствия (соотнесения) позиций классификаторов и служат для обеспечения сопоставимости информации, представленной с помощью различных классификаторов.

В последнее время для системы информационной поддержки общероссийских классификаторов большое значение приобретает разработка лексико-семантического обеспечения классификаторов в виде терминологических словарей, тезаурусов, справочных пояснений (explanatory notes) и примечаний, позволяющих производить однозначное толкование содержащихся в классификаторах терминов и устанавливать эквивалентность содержания понятий, представленных в разговорном (естественном) языке и в классификаторах. Для решения лингвистических проблем при классифицировании продукции важно различать, например, смысловое содержание понятия «производство» в случаях «производства труб» и «производства (выращивания) клубники» или переходить, например, от понятия «шуба» к эквивалентному понятию «пальто меховое».

Контрольные вопросы

1. Каково назначение ЕСКК?

2. Охарактеризуйте статус и категории классификаторов.

3. Какие основные понятия используются для описания структуры классификаторов?

4. Как осуществляется ведение общероссийских классификаторов?


Похожая информация.


Любая информационная система финансового (бухгалтерского) учета строиться с большим количеством различных и многообразных классификаторах. Классификаторы или как их часто называют справочники служат очень важным задачам в создании системы учета на предприятии. Например, одним из самых полезных преимуществ введения справочников является устранение ошибок ввода данных пользователем автоматизированного рабочего места.

Классификаторы разделяются на тематические группы, на группы по оперативности изменения данных в них. Например, справочник "Контрагентов" на предприятии является очень динамичным элементом, в тоже время справочник расчетных счетов предприятия меняется очень редко, а справочник содержащий реквизиты предприятия практически не меняются на протяжении всего времени его работы на рынке.

Классификаторы как правило имеют многоуровневую иерархическую структуру. Это объясняется сложностью логических моделей данных, которыми описывается предметная область управленческих информационных систем. Например, справочники описывающие материальный учет всегда имеют усложненную структуру, которая описывает группы материальных объектов, таких, например, как "Имущество", "Товары", "Услуги", "Материалы". В свою очередь эти группы могут иметь подгруппы, например, группа "Материалы" имеет подгруппы "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", ГСМ", "Драгоценные металлы" и т.д.

Другая важная сторона, связанная со справочниками. На любом предприятии есть однотипные хозяйственные операции, которые совершаются в массовом порядке. Для уменьшения объемов вводимой информации, повышения оперативности работы персонала АРМ создаются справочники типовых хозяйственных операций. Справочники типовых хозяйственных операций также имеют иерархическую структуру для разных участков учета, для разных АРМ и т.д.

Управленческие информационные системы должны иметь развитый аппарат аналитических признаков для хозяйственных операций. Для охвата всех сфер деятельности предприятия также создаются справочники аналитических признаков (тоже иерархическая структура), справочники затрат.

Ведение классификаторов

Очень важное значение имеет политика ведения классификаторов, справочников на предприятии. Их ведение должно быть строго регламентировано. Должно быть назначено одно лицо или список лиц, которые ведут справочники. Кроме этих лиц вносить изменения, удаления и добавления элементов справочников никто не должен. На предприятии, где этому вопросу не уделяется должного внимания и значения автоматизированные системы "засорены" неактуальными данными. Что значит неактуальными? Это означает что справочники содержат недостоверные данные, содержат излишние данные. содержат дублирующие данные. Как правило, в таких организациях операторами автоматизированных рабочих мест совершается большое количество ошибок, причем часто не по их вине. Например, справочник материалов содержит одинаковые по названию объекта, описывающие материальный объект. Оператор может при фиксировании одной хозяйственной операции использовать в какой-то период времени один из них, причем к этой операции приписываются денежные суммы, остатки и т.п., в другой момент времени другой. В оперативной повседневной работе это может и не обнаружиться, но когда при закрытии отчетного периода начнут формировать отчеты, ведомости. то результаты в них начнут "рвать". как выражаются бухгалтера и экономисты. Вот тогда в авральном порядке будут потрачены громадные усилия, нервы и прочее, в результате которых эта ошибочное состояние справочника обнаружиться, проведены исправления проведенных хозяйственных операций.

Когда обычно вносятся ошибки в справочники. Когда за их ведение никто не отвечает и данные в них вносятся подряд всеми операторами. Как правило в спешке оператор при внесении может не найти уже записанный туда объект и повторно это выполнить. Что в результате получается описано выше.

Таким образом, ведение классификаторов должно быть четко регламентировано. За ведение справочников должен отвечать персонально закрепленный сотрудник или группа сотрудников. Никто, кроме этого персонала не имеет право вносит данные в классификаторы. Для ведения классификаторов должно быть выделено достаточно рабочего времени. Должны быть разработаны процедуры проверки актуальности данных. хранящихся в классификаторах, так как нет гарантии что персонал, отвечающий за его ведение не внесет ошибок. К ведению классификаторов должны быть прикреплены лица из состава информационно-компьютерной службы предприятия. Должны быть разработаны процедуры создания новых классификаторов, модификации существующих. Решение о создании классификаторов, составе их структуры должно согласовываться со всеми другими службами предприятия, так как очень часто возникает ситуация, что в разных подразделениях создаются логически одинаковые справочники, но ведутся они по разным процедурам, отвечают разные лица, но когда возникает необходимость "слить" данные из этих двух подразделений. то возникают проблемы логического, технического и программного характера. Например, справочники ведутся в базах данных СУБД различного типа.

Лучшие статьи по теме