Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Первые шаги
  • История. Вложения для челябинский тракторный завод Челябинский тракторный завод что производит

История. Вложения для челябинский тракторный завод Челябинский тракторный завод что производит

Большой проблемой при эксплуатации импортной техники было банальное неумение ей пользоваться. Нужно понимать, что за люди работали на строительстве тракторного завода - это в недавнем прошлом просто крестьяне, никогда не видевшие даже колёсного трактора и в немалой части смотревшие на "механизму" со скепсисом и предубеждением. Впрочем, и техника тех времён была не настолько продуманной и надёжной, как нынешняя.

С прибытием крупных машин и механизмов методы и темпы работы должны были измениться. В условиях острой нехватки рабочих на строительстве нужно было как можно лучше использовать механизмы. Партийный комитет, руководители ЧТС уделяли этому вопросу большое внимание. Еще в то время когда на стройке не было ни одного крана, ни одного экскаватора, заглядывая вперед, послали группу из восьми человек на Днепрогэс для освоения работы на сложных машинах. В начале 1931 года на ЧТС были созданы курсы, на которых готовили крановщиков, мотористов, экскаваторщиков. На эти курсы посылали лучших рабочих - коммунистов и комсомольцев. В марте на Челябтракторострое организовали специальный отдел механизации, который должен был планировать работу механизмов, обеспечить уход за ними и ремонт, заниматься подготовкой обслуживающего персонала. Однако подготовка эта велась недостаточно квалифицированно, а главное - в спешке.

Рабочий народ, сезонники, люди, пришедшие от земли и сохи, смотрели на «диковинные» машины с большим интересом, но все же и с некоторым недоверием. За траншеекопателем ходили толпы строителей, восхищались - «умная механизма». Но стоило этой «механизме» остановиться, и на лицах зрителей вместо восторга появлялась хитроватая усмешка: «Что там ни толкуйте, а с лопаткой да с лошадкой - оно вернее». Так думали не только рядовые рабочие, но и некоторые руководители. Все это шло от неумения обращаться с машиной, из-за технической неподготовленности.

Правда, уже летом 1931 года лучшие механизаторы промплощадки добивались высоких показателей работы механизмов. Это во многом было заслугой Бориса Василевского. В мае, когда половина техники простаивала из-за различных поломок, Василевский с помощью комсомольцев организовал ремонт механизмов и добился увеличения загрузки некоторых из них до 80-90 процентов.

Позднее, в начале сентября, на строительстве паросиловой в бригаде Капралова прославилась молодая коммунистка Безрукавина. После окопчания курсов мотористов ее послали работать чернорабочей на жилстроительство: мол, девушке с машиной все равно не справиться. Безрукавина все же добилась, чтобы ее поставили па бетономешалку «Кайзер». И уже через несколько дней ей подчинился мотор бетономешалки, на который жаловались все мотористы. Безрукавина работала и в ту ночь, когда канраловцы дали рекордные 509 замесов. «Мотористам Тракторного не стыдно поучиться уходу за механизмом у молодой мотористки-коммунистки тов. Безрукавииой», - писал «Челябинский рабочий» в номере за 6 сентября.

Но опытных механизаторов на строительстве было еще очень мало. Техника использовалась плохо. А ведь по насыщепности ею ЧТС значительно превосходил другие стройки. Механизмы использовались всего на 40 процентов (из 81 механизма работало только 33). В газетах в это время печатались сводки о работе механизмов. Простои были огромными: поломки, аварии, неумение правильно организовать производственный процесс. «Не заставляйте машины быть прогульщиками!» - требовал «Челябинский рабочий».

Коммунисты - строители механосборочного писали, что «за варварское использование техники коммунисты отвечают вдвойне». Хорошо использовать ее мешают обезличка, несовершенная система оплаты труда, плохое знание механизмов и низкая квалификация тех, кто работает на них. На конференции по механизации, писали коммунисты промплощадки, нужно сделать «четкий анализ работы каждого механизма, каждой группы однородных механизмов (бетоньерки, краны), обобщить опыт, наметить конкретные пути овладения механизмами в условиях нашей стройки. Сюда должны привнести свой опыт все коммунисты - рабочие и специалисты, занятые на механизмах». [...]

Работа была проделана огромная. Каждый механизм, выписанный из-за границы, имел описание, но с ним знакомился лишь узкий круг людей, которые непосредственно принимали механизмы,- вспоминает Я. М. Ушеренко. - Чтобы лучше познакомить с техникой всех, кто обслуживал ее, были созданы секции, в которых составлялись памятки по каждому отдельному механизму: как лучше работать, как ремонтировать, как быстро устранять небольшие неполадки. Памятки должны были быть ясными и доступными каждому. Их готовили группы специалистов, наиболее хорошо разбиравшиеся в технике.

Партийно-техническая конференция но механизации открылась 8 сентября 1931 года в летнем клубе ЧТЗ и продолжалась целую неделю. Доклад о работе строймоханизмов сделал заместитель начальника строительства В. В. Борисов. Затем па секциях началось обсуждение 16 тезисов-памяток по наиболее важным и сложным машинам и механизмам.

После конференции, - рассказывает Я. М. Ушеренко,- начался поход за освоение техники. Массовым тиражом печатались памятки, разработанные на конференции. В газете стали появляться заметки о том, сколько мы должны вывезти хлеба, чтобы получить технику из-за границы. Рассказывая, во сколько нам обходится каждый механизм, мы призывали людей бережно отпоситься к социалистической собственности, воспитывали у них привязанность к стройке, преданность общему делу.

Конференция дала ощутимые результаты. Механизмы стали приносить значительно большую отдачу, число поломок, неполадок, простоев заметно сократилось.

Экскаватор "Менк" сохранился на множестве снимков - вот он с грейфером, вот с ковшом, вот поднимает лес или металоконструкции. Причём скорее всего на всех снимках - один и тот же экземпляр.

"Среди названий славных и наград

Которыми особенно гордятся.

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!" Е.Ховив

Фото Танкоград. Легендарная Т-34

Во время войны Челябинск имел второе название - . В 2013 свой 80-летний юбилей отметил самый известный челябинский завод, можно сказать бренд Челябинска - ЧТЗ. Челябинский тракторный, а во время войны танковый.

Во время войны именно здесь в Челябинске, а не в Москве, был создан и работал Народный комиссариат танковой промышленности. Это единственный случай. Этот наркомат располагался в здании, где сейчас находится "Детский мир" в центре города. Первым министром был Вячеслав Александрович Малышев. Еще несколько наркоматов было эвакуировано из Москвы.

Первые 6 лет своего существования ЧТЗ выпускал тракторы С-60, скопированные с американского образца. Они работали на каком-то особом топливе похожем на авиационный керосин. Двигатель был не дизельный. Это было дорого. В 1936 году перешли на выпуск тракторов С-65 уже на дизельной тяге. Буква "С" означала "Сталинец". Эта модель и стала в дальнейшем базой для выпуска военной продукции. Сначала это были артиллеристские тягачи С-2. До танков очередь дошла в конце 1940 года. Первым был опытный танк КВ-1. Их собрали за первые полгода всего лишь 25 машин.

Фото Музей военной техники

С началом войны все изменилось. Завод на 100% работал на оборону. В то время в СССР танки производили два завода: Кировский в Ленинграде и В Харькове. они оба оказались сразу же в зоне удара немецкой авиации. Кировский эвакуируют в Челябинск, а Харьковский на Уралвагонзавод в Нижний Тагил.

Кроме двух уральских заводов делали легкие танки в Горьком на автозаводе. Немного танков выпускали в Свердловске и Омске. Но ЧТЗ был главным танковым заводом страны. Сначала выпускали только тяжелые танки, а с августа 1942 года с конвеера пошли знаменитые "тридцатьчетверки". Этот танк признан одним из лучших в мире.

Фото Танкоград. Памятник уральским танкистам в Челябинске

С сентября 1943 года начали выпуск тяжелых танкв ИС (Иосф Сталин). История этих танков началась с приказа Главного комитета обороны СССР в феврале 1943 года. А причина - появление на Восточном фронте новейших немецких "Тигров". Тогда у Советской Армии не оказалось машин, способных бороться с тяжелой броней и мощным вооружением этих фашистких танков.

Главным методом войны для наших войск к тому времени стало наступление и прорыв. Для взламывания хорошо укрепленной обороны противника и постоянной поддержки наступления необходимо было создать эффективный танк с хорошей броневой защитой, мощным вооружением, и высокими маневренными характеристиками. И Танкоград дал фронту сначала ИС-1, а затем ИС-2. Этот танк - собственная разработка ЧТЗ. Основой для разработки послужил КВ-13. У ИС была 120-миллиметровая пушка. Это убойная сила для любого танка.

Фото Танкоград. Танк ИС-3 (Иосиф Сталин) последняя модель этой серии

По мощи танк ИС-2 не имел себе равных в годы Второй мировой войны. Немцы панически боялись этих ИС, их танкам даже запрещалось вступать с ними в открытый бой. Летом 1943 года после тяжелой Курской битвы Советское командование приняло решение что надо изменить конструкцию башни и корпуса. У новой модели ИС-3 башня более обтекаемой формы чем у его старших братьев. Носовая часть несколько выдавалась вперед и танкисты прозвали ее "щучий нос". Механик мог легко выбраться из танка и попасть в него так как люк стал удобнее. Но ИС-3 не успел проявить себя в боях. Он выпустился с конвеера уже в 1945-м. 7 сентября 1945 года эти танки приняли участие в берлинском параде. Стояли на вооружении до 90-х годов. Этот танк ИС-3 стал в Челябинске символом самоотверженного труда рабочих Танкограда, которые в годы войны делали все для фронта, все для Победы.

Фото Танкоград, Т-54

А всего в военное время было разработано и выпущено 13 разных моделей тактов и самоходок.

Малышева в шутку называли "Князем танкоградским". Это прозвище чрезвычайно нравилось Сталину, он Малышева очевидно ценил. За 1944 год советская промышленность выпустила уже 29000 танков, немецкая - 18300. Позле победы В.А.Малышев занимал разные высокие должности, можно сказать, что он сгорел на работе. Его не стало в 1957, ему было лишь 55 лет.

Фото Танкоград. Самоходная установка СУ-100

ЧТЗ всегда делал мощные гусеничные трактора. Они могли работать в экстремальных условиях. Были два ярких эпизода в 1936 году. В феврале того года на советском Памире произошла катастрофа. Из-за схода лавин Алайская долина и весь Памирский тракт оказались погребены под 12-метровым слоем снега. На ликвидацию ЧП были брошены силы армии и направлены специалисты с ЧТЗ. Военные расстреливали снежный массив, а дорогу освобождали челябинские бульдозеры.

Фото

Второй случай произошел в Якутии. Северные районы снабжались через морской путь по Ледовитому океану. Зима 1936-37 годов была очень ранняя и не дойдя 400 километров до Якутска, в устье реки Алдан вмерзли в лед три корабля. И город Якутск для которого предназначались грузы, прежде всего топливо и продовольствие, фактически оказался под угрозой холодной и голодной смерти. Были выделены 7 только что сошедших с конвеера "Сталинцев", была набрана команда из добровольцев-механиков, и они отправились из Челябинска в Якутию.

Фото Танкоград. Музей военной техники

До станции Невер (сейчас Забайкалье) они доехали по железной дороге, дальше своим ходом 1500 км. до Якутска. Они шли по руслам рек, кое-где прорубались через тайгу, участок в 600 км, где ни разу еще не проходила никакая техника. От Якутска еще 400 км до застрявших судов. Груз был перемещен в огромные сани, которые и тянули челябинские трактора. Якутск был спасен. У тех тракторов, надо сказать, не было кабины, и трактористы прошли этот нелегкий путь под открытым небом. Это в октябре-ноябре в Якутии. Это подвиг! "Снежный поход" таково было название этого мероприятия. Конструкторы проверили трактора в экстремальных условиях, получили неоценимый опыт. Не знаю, пришла ли им в голову после этого идея создать хоть какую-никакую кабину?

Фото с сайта 74.ru Антарктида

Была у челябинских тракторов и Антарктическая страница. В 1944 году, видя, что война уже идет к концу, челябинские конструкторы приступили к разработке нового мирного трактора С-80 (уже с кабиной!). Он станет главной рабочей лошадкой в восстановлении страны после войны. Но самая яркая страница в его биографии - это Антарктида. Опыт эксплуатации этого трактора уже был в Арктике. 30 ноября 1955 года из Ленинграда выходит дизельэлектроход "Обь". 5 января 1956 года он приходит к побережью Южного материка. Начинается первая советская антарктическая экспедиция. Причала там на побережье не было. Грузы выгружались рядом с кораблем на специально подготовленные грузовые сани. В трюме "Оби" было три С-80. Они и доставляли оборудование до станции. Они блестяще справились со своей задачей. Заводились на любом морозе, проходили через любые торосы. С этой выгрузкой связана первая, увы, трагедия. 21 января 1956 года при начале транспортировки очередных саней у одного из С-80 провернулись гусеницы и он вспорол лед собой. Трактор и сани наклонились и застыли в этом положении. Один водитель выскочил и тут в дело вмешался другой водитель Иван Хмара. Он рискнул, дал газ и в секунду провалился в воду. А дверка у него была закрыта. Всего 20 лет было парню. Он стал первым советским полярником, погибшем в Антарктиде. Всего за 60 лет освоения ледяного континента погибли более 60 советских и российских граждан. Недалеко от станции "Мирный" есть даже небольшое кладбище русских полярников. Ивану Хмаре установлен памятник. Челябинские тягачи вытянули этот первый антарктический поход и 13 февраля 1956 года была основана первая советская станция "Мирный". Она до сих пор является "столицей" русской Антарктиды. Именно отсюда ведется управление всеми нашими полярными станциями.

Фото Танкоград. Музей военной техники

В чем же секрет столь успешной работы челябинских тракторов в суровых, экстремальных условиях? В наших двигателях, которые отлично пашут при минус 70 и на высоте до 5000 метров. Правда они, выиграв в силе, потеряли в скорости. С 1957 года по наше время в Антарктиде используется целое семейство специальных вездеходов, которые изготавливались на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Но сердце у этих харьковских вездеходов челябинское. Харьковчане даже и не пытались создать свой двигатель.

Фото Танкоград. Музей военной техники. Прадед этого мальчика Миши был танкистом и погиб за Родину в 1944 году.

Танков в Челябинске много, старые военные машины на ходу, они постоянно участвуют в параде 9 мая, да и так установлено много, только в саду Победы в Тракторозаводском районе, где расположен музей военной техники под открытым небом, их наверное десятка два. Любимое место у всех детей, у девчонок не меньше чем у мальчишек. А в августе 2014 года наконец-то установили памятник - точную копию того первого трактора "Сталинец" на перекрестке Университетской набережной и улицы академика Королева. На "морду" трактору прицепили эмблему ХК "Трактор".

Фото с 74.ru (наверное)



День рождения тракторного - 1 июня 1933 года , когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).

30 апреля 1945 года Завод награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).

18 июля 1945 года Завод награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

22 января 1971 года Завод награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству , оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск .

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство .

25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в г. Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора . Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами, находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку и в течение нескольких дней техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.

01 июля 2003 года - освоен серийный выпуск и агрегатов на его базе.

25 июля 2003 года Решением президента социалистической республики Вьетнам "Челябинский тракторный завод-Уралтрак" наградили Орденом Дружбы за активную деятельность в укреплении дружественных и экономических взаимоотношений между двумя странами - Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 c гидромеханической трансмиссией.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится лауреатом конкурса"20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России.

Март 2005 года - потребителю отгружен первый с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер относится к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ. Серия погрузчиков является самой совершенной разработкой отечественного машиностроения благодаря использованию опыта ведущих конструкторов России в данной отрасли, а также применению узлов и комплектующих от известных европейских производителей.

Июль 2006 года - генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов возглавил комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и вошел в состав её президиума.

Ноябрь 2006 года - разработан новый представитель семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны.

Март 2007 года - начало производства новой модели . Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей. Наряду с апробированными конструктивными решениями (гидромеханической трансмиссией, новой подвеской гусеничных тележек и планетарных бортовых редукторов) на бульдозере установлена удобная шестигранная кабина с повышенной обзорностью и улучшенными условиями труда оператора.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с векторно-инжекторными электромашинами.

Осень 2007 года - разработан и изготовлен новый представитель семейства колесных :ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Январь 2008 года - В рамках создания Уральского бронетанкового холдинга Челябинский тракторный завод приобрел 100-процентный пакет акций Ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" - единственного российского производителя плавающих гусеничных транспортеров.

Июнь 2008 года - По решению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Челябинский тракторный завод удостоен ордена Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Такой престижной наградой ЧТЗ отмечен за добрые деяния на благо людей.

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК получил сертификат соответствия работ по охране труда. Наличие сертификата безопасности - обязательное условие, которое выставляют для своих потенциальных партнеров предприятия стран Евросоюза. Имея этот документ, ЧТЗ может организовывать с ними совместные производства на своей территории.

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод - суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Июль 2013 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001-2011(ISO 90001-2008).

Декабрь 2015 года - Челябинский тракторостроители сумели отстоять интересы отрасли в Евразийской экономической комиссии путем введения антидемпинговой пошлины на бульдозеры для недобросовестных китайских конкурентов.

Январь 2017 года - Трактор ЧТЗ Т-800, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, показали в популярной передаче канала НТВ «Поедем, поедим!».

Март 2017 года - Погрузчик ЧТЗ отправился работать и обучать студентов в Перу. Это первая заводская поставка колесной техники ЧТЗ в Латинскую Америку.

Январь 2018 года - Тракторостроители ЧТЗ создали эксклюзивный погрузчик для добытчиков алмазов, способный работать при температуре минус 50 градусов.

Июнь 2018 года - В Ташкенте впервые собрали из машинокомплектов бульдозер Б10М разработки Челябинского тракторного завода.

Ноябрь 2018 года - Изготовлен бульдозер Б11, который полностью управляется с помощью джойстиков.

Декабрь 2018 года - Завершена разработка нового мощного бульдозера Б20 с гидростатической трансмиссией (ГСТ).

Январь 2019 года - Собран первый бульдозер девятого тягового класса Б9.

75-ЛЕТИЮ ЧТЗ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведенный в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке. В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны. Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках СССР. Мощные машины с эмблемой "ЧТЗ" можно встретить на всех континентах - от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и всегда они с честью несут свою службу.

Крупнейший в мире

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для страны имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ.

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление "О приступе к постройке тракторного завода на Урале". Местом для его возведения не случайно был избран Челябинск: угольные шахты Копейска могли обеспечить будущий завод-гигант дешевым топливом, ЧГРЭС - необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат - чугуном и коксом. Расположение города на Транссибирской магистрали позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны. Плюс к тому, старейший промышленный район - Урал - это квалифицированные рабочие кадры.

В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий ЧТЗ должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов и производить 40 тысяч машин в год. Ни в Европе, ни в Америке не было в то время тракторного производства такого уровня.

Генплан из Детройта

Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде проектном бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что сооружение предприятия такого уровня, как ЧТЗ, возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

С руководством американской фирмы Caterpillar об оказании технической помощи договориться не удалось: требования выдвигались неприемлемые, переговоры зашли в тупик. Тогда советские представители решили создать в Детройте специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт", где 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Решили создать три корпуса: механический, литейный и кузнечный - вместо 20 отдельных цехов. Другое важное новшество - замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими. Благодаря этому расширялись пролеты в корпусах, что позволяло при необходимости менять объекты производства. Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года генерального план ЧТЗ был готов. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цехи.

Тракторострой начинается

Первые строители ЧТЗ столкнулись с очень большими трудностями: отсутствие техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1929 - 1930 годах - всего 60 процентов, большая текучесть, нехватка средств…

30 апреля 1931 года ЦК ВКП (б) принял постановление "О ходе строительства Челябинского тракторного завода". В нем говорилось, что "...своевременное окончание постройки и пуск Челябинского тракторного завода является одной из важнейших задач, стоящих перед народным хозяйством СССР". Наметили конкретные меры по обеспечению стройки кадрами и стройматериалами. В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться "...по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ".

11 мая 1931 года руководители "Челябтракторостроя" были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что "...ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".

На промплощадке ЧТЗ развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то в канун пуска завода - почти 90. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развернутому монтажу производственного оборудования.

В оснащении ЧТЗ оборудованием принимали участие 307 фирм Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР изготовляли станки и механизмы для ЧТЗ. Удельный вес отечественного оборудования составлял более 40 процентов. "За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!.." - под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

Мировое признание

31 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы тысяч собравшихся первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса на заводской двор. На следующий день - 1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина".

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ - С-60 и дизельный С-65 были удостоены "Гран-При" - высшей награды выставки.

30 марта 1940 года - менее чем через семь лет после пуска завода - с конвейера сошел 100-тысячный трактор марки "ЧТЗ".

А завтра была война…

Еще в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжелых танков КВ, разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин КВ-1.

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены. Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то с 1 июля до 1 октября он вырос уже до 42,8 процента, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

Положение на фронтах ухудшалось. 6 октября 1941 года приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в "Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске".

В сентябре - октябре 1941 года в Челябинск началась эвакуация двух огромных предприятий - Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными коллективами в считанные дни "снимали с фундамента", грузили в эшелоны, и через короткое время практически с колес запускали производство за много тысяч километров, в другом конце огромной страны.

Харьковский моторный завод № 75 успели эвакуировать под бомбежками фашистской авиации всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки. В еще более сложной обстановке велась эвакуация Кировского завода. В октябре-ноябре 1941 года все места на самолетах, уходящих из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, отдавались рабочим и специалистам Кировского, которых затем по железной дороге в срочном порядке направляли в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Основной состав ведущих танковых цехов созданных на ЧТЗ был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

К январю 1942 года на завод прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч - в заводских домах, 3800 человек - на эвакопунктах - в ФЗУ, заводском клубе и школе №52 (ныне №48). Условия жизни были неимоверно тяжелыми. Но все бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронт требовал: "Дайте танки! Скорее! Немедленно!".

В течение 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счет роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова, рабочих рук катастрофически не хватало. По плану на I квартал 1942 года, в цехах завода должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось всего 27 321. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО), на заводе было прекращено производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование - должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков. Рождался легендарный Танкоград.

Все для "тридцатьчетверки"

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 - в сентябре, а в октябре - уже 350. Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжелых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили бы на новую машину. Считалось, что это технически невозможно. Но это было нужно для Победы, и танкоградцы это сделали.

Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый механический цех, чтобы обеспечивать тяжелые и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовали цех сборки средних танков - цех СБ-34. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках, следовало перейти к технологии массового производства.

В считанные дни нужно было установить 1200 дополнительных станков и около 700 переместить из цеха в цех. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной. Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей "тридцатьчетверки", а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить…

ИСы в серию - досрочно

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объема сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжелых танков ИС.

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. ИСы были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, маневренностью и приспособленностью к полевому ремонту. Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали рабочих мест. И невозможное вновь стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков ИС.

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжелых танков!

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими ИСами в открытый бой. Уральские танки выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда. Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства боевых машин.

За годы войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

На мирные рельсы

О мирной продукции в Танкограде задумались еще в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов по своей инициативе уже прорабатывала концепцию перспективной машины. 15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально поручили разработку сельхозтрактора мощностью 80 л.с.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ в январе 1946 года, спустя восемь месяцев после окончания войны. Перевод танкового завода на производство тракторов вновь потребовал серьезной реконструкции предприятия, первый этап которой был завершен только к 1948 году. ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч тракторов С-80. Уже к концу 1948 года с главного конвейера завода в среднем стали сходить 20 - 25 тракторов в сутки.

После войны начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора. К середине 50-х годов техника ЧТЗ уже продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года был собран первый образец не имеющего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. 1 мая он демонстрировался на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается и поныне, он был и остается самым скоростным бульдозером в мире.

В конце 60-х - начале 80-х годов Челябинский тракторный завод переживает второе рождение: проводится его коренная реконструкция с целью постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов типа Т-130.

В 1984 году собран миллионный трактор марки "ЧТЗ". Пик выпуска промышленных тракторов был достигнут в 1988 году, когда с конвейера предприятия сошли 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчет которому пошел после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему еще не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях.

В конце 80-х завод пережил конверсию, было полностью свернуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объемы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. ЧТЗ в числе первых крупных машиностроительных предприятий провел акционирование. В 1992 году государственное предприятие производственное объединение "ЧТЗ им. В.И. Ленина" было преобразовано в акционерное общество. Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое снижение объемов производства и работ у традиционных потребителей челябинской техники - строителей, мелиораторов, в добывающих и других отраслях бывшего Союза вызвало обвальное падение выпуска тракторов. И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало все отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само существование ЧТЗ.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а ныне генерального директора Валерия Платонова без преувеличения стал новой точкой отсчета в истории Челябинского тракторного. За несколько лет проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде В. Платонова удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально превратить его в эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия - ООО "ЧТЗ-Уралтрак".

Снова на подъеме

За последние несколько лет создан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки ЧТЗ. Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка. Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульным бортредуктором, вынесенной осью тележки и гидромеханической трансмиссией. Большим спросом потребителей пользуется новый, более мощный бульдозер Б-12 тягового класса 15 тонн. Создан трактор Б-11 с современным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и облицовкой из композитных материалов. На заводе мощных тракторов наряду выпускается новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора "Уралец". Активно развивается начатое два года назад производство колесной техники - фронтальных погрузчиков семейства Proffi. И это далеко не весь перечень новинок, которые уже стали товарной продукцией.

На моторном заводе растет выпуск дизелей для бронетанковой техники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 300 танков Т-90 осуществлен только благодаря созданному на ЧТЗ 1000-сильному двигателю В-92. Готовятся к серийному производству разработанные конструкторами завода новые дизели для челябинских и нижнетагильских тракторов.

Сегодня ЧТЗ - Уралтрак - уже не только тракторный завод, а промышленное объединение по производству широкой гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции. Впервые в новейшей истории началась работа по техническому перевооружению производства, освоению гибких технологий, приобретается новое современное оборудование.

В состав имущественного комплекса ЧТЗ входят 160 предприятий, в том числе более 20 дочерних обществ работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь трудится более 20 тысяч человек. За последние три года комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую динамику роста. Если в 2005 году объем реализации продукции (с НДС) составил 8,76 миллиарда рублей, в 2006-м - 11,66 миллиарда, то по итогам 2007-го - более 16,8 миллиарда рублей (на 44 процента выше уровня 2006 года).

Стабильный рост объемов производства и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ обеспечили в 2007-м двухкратное увеличение налоговых выплат в бюджеты всех уровней (1,9 миллиарда рублей).

3160 инженерных машин (тракторов, ) под маркой ЧТЗ реализовано в 2007 году - в 1,55 раза больше, чем в 2006-м. Показатель продаж - лучший за пять лет.

ЧТЗ снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие. Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса "Лучший экспортер России в страны СНГ".

1 июня 2008-го Челябинский тракторный отметит свое 75-летие. Юбилейный год коллектив предприятия встречает с хорошими результатами, четкими перспективами и уверенностью, что современному поколению челябинских тракторостроителей удастся быть достойными славного имени ЧТЗ.

День рождения тракторного - 1 июня 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы "Сталинец-60" (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.

1936 год. Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: "Снежный поход" - пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой - дипломом "Гран-при".

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора "Сталинец-65" (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники - артиллерийского тягача "Сталинец-2" (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса "ТН-12" для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.

В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.

5 августа 1944 года Завод награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).

30 апреля 1945 года Завод награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).

18 июля 1945 года Завод награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.

5 января 1946 года собран первый послевоенный "Сталинец-80" (С-80), с кабиной закрытого типа, а с 12 июля 1946 года началось его массовое производство. Эта машина нашла широкое применение в различных отраслях народного хозяйства: так при строительстве Волго-Донского судоходного канала более половины земляных работ выполнено нашими тракторами. Машины ЧТЗ широко использовались при распашке целинных и залежных земель.

Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. ... На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ - это поистине на все руки мастер - работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.

20 июня 1958 год - заводу возвращено его историческое имя - Челябинский тракторный завод. Серийно выпускается трактор С-100. Эта машина отмечена золотой медалью международной выставки в 1961 году.

Январь 1961 года. Запущен в серийное производство дизельэлектрический трактор ДЭТ-250, мощностью 310 лошадиных сил. На его счету три золотых медали различных международных выставок: 1960, 1965, 1966 годов.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. В 1968 году на международной выставке он награжден золотой медалью. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т.д.) разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году на заводе выпускали 22 варианта трактора Т-100М.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

22 января 1971 года Завод награжден Орденом Ленина за большие успехи, достигнутые коллективом предприятия в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию производства мощных гусеничных тракторов.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение "Челябинский тракторный завод имени В.И. Ленина".

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой отечественной войны, установлен обелиск, в основании которого находятся части трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.

31 мая 1983 года Завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в оснащение народного хозяйства мощными гусеничными тракторами и заслуги в Великой Отечественной Войне.

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 - первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

Март 1988 года - тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Сентябрь 1988 года - трактор Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

Январь 1989 года - начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

30 декабря 1990 года - выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.

Ноябрь 1999 года - освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

25 сентября 2000 года на международной выставке "УРАЛСТРОЙ - 2000" (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

25 июля 2002 года - открыт первый региональный торговый центр - РТЦ ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" в г. Перми.

Октябрь 2002 года - собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года - получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б - 10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

01 июня 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" - 70 лет. В день юбилея из ворот завода своим ходом вышла колонна, в которой был представлен весь спектр тракторов, колёсных и специальных машин, мини техники. Это был действительно парад образцов, которые когда-либо выпускались заводом. В параде приняли участие и "трактор-ветеран" - С-65 выпуска 1937 года, тракторы ДЭТ-250, бульдозеры на базе трактора Т-170. Военная тематика была представлена легендарными танками Т 34 и КВ, машинами, находящимися на вооружении Российской армии - Т-72 и БМП-1. Современный ряд моделей был представлен семейством инженерных машин на базе трактора Т10М. Была продемонстрирована и колёсная техника: виброкаток ВК-24, погрузчик ПК-5, бульдозер БК-1, малогабаритный трактор "Уралец" и инженерные машины на его базе. Перспективные образцы представлял бульдозер на базе трактора Т3. Колонна торжественным маршем проследовала по центральной улице областного центра на демонстрационную площадку и в течение нескольких дней техникой могли любоваться жители и гости Челябинска. Тысячи горожан тепло приветствовали прохождение колонны. За три дня экспозицию посетило более 15000 человек.

25 июля 2003 года Решением президента социалистической республики Вьетнам "Челябинский тракторный завод-Уралтрак" наградить Орденом Дружбы за активную деятельность в укреплении дружественных и экономических взаимоотношений между двумя странами - Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией.

Декабрь 2003 года - ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК" подтвердил полученный ранее сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, включающий в себя современные требования.

Август 2004 года - потребителю отгружена первая партия бульдозеров Б10М.6000 с гидромеханической трансмиссией и двигателем ЯМЗ-236.

Ноябрь 2004 года - Начало внедрения системы "Уполномоченных представителей Завода в регионах". Вручен сертификат №1.

Декабрь 2004 года - трактор ДЭТ-320 становится Лауреатом конкурса "20 лучших товаров Челябинской области" и дипломантом конкурса "100 лучших товаров России".

Март 2005 года - потребителю отгружен первый бульдозер Б12 с гидромеханической трансмиссией, двигателем ЯМЗ, вынесенной осью качания ходовых тележек и планетарным бортовым редуктором. По типоразмеру бульдозер является близким к классу 15 тонн тяги.

Февраль 2006 года - потребителю отгружен первый колесный фронтальный погрузчик ПК-46 грузоподъемностью 4,6т. производства ЧТЗ. Серия погрузчиков является самой совершенной разработкой отечественного машиностроения благодаря использованию опыта ведущих конструкторов России в данной отрасли, а также применению узлов и комплектующих от известных европейских производителей.

Июль 2006 года - генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов возглавил комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и вошел в состав её президиума.

Март 2007 года - начало производства новой модели бульдозера Б11. Впервые на ЧТЗ широко применен высокопрочный пластик для изготовления облицовочных панелей. Наряду с апробированными конструктивными решениями (гидромеханической трансмиссией, новой подвеской гусеничных тележек и планетарных бортовых редукторов) на бульдозере установлена удобная шестигранная кабина с повышенной обзорностью и улучшенными условиями труда оператора.

Апрель 2007 года - на ЧТЗ создан опытный образец мини-экскаватора ЭО-112 массой 5,5 тонн, предназначенный для работы в стесненных городских условиях. Мини-экскаватор оснащен дизелем мощностью 112 л.с. Трансмиссия гидростатическая с итальянскими гидромоторами и трехступенчатыми бортредукторами производства ЧТЗ. У машины шесть сменных ковшей для различных видов работ.

Май 2007 года - на Заводе мощных тракторов ЧТЗ приступили к сборке трактора ДЭТ-400 с электромашинами на переменном токе.

Осень 2007 года - разработаны и изготовлены ещё два новых представителя семейства колесных фронтальных погрузчиков ЧТЗ: ПК-30 грузоподъемностью 3 тонны и ПК-65 грузоподъемностью 6,5 тонн.

Январь 2008 года - В рамках создания Уральского бронетанкового холдинга Челябинский тракторный завод приобрел 100-процентный пакет акций Ишимбайской машиностроительной компании "Витязь" - единственного российского производителя плавающих гусеничных транспортеров.

Июнь 2008 года - По решению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Челябинский тракторный завод удостоен ордена Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Такой престижной наградой ЧТЗ отмечен за добрые деяния на благо людей.

Декабрь 2008 года - бульдозерно-рыхлительный агрегат Б11.6000ЕН, производства ЧТЗ-УРАЛТРАК, признан лауреатом конкурса "100 лучших товаров России".

Май 2009 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в номинации «Лучший российский экспортер 2008 года» в отрасли – машиностроение.

Июнь 2009 года – бульдозер Б11 получил маркировку СЕ международного органа по сертификации ТЮФ (TUV Rheinland) - европейский сертификат качества, что открывает ему дорогу на внешний рынок Евросоюза.

Май 2010 года – на территории завода проходит испытания опытный образец шестицилиндрового двигателя серии «Т», установленного на бульдозере ЧТЗ с гидромеханической трансмиссией.

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК получил сертификат соответствия работ по охране труда. Наличие сертификата безопасности – обязательное условие, которое выставляют для своих потенциальных партнеров предприятия стран Евросоюза. Имея этот документ, ЧТЗ может организовывать с ними совместные производства на своей территории.

Июнь 2010 года - ЧТЗ-УРАЛТРАК победил в конкурсе на звание «Лучший российский экспортер 2009 года» в отрасли – машиностроение.

Сентябрь 2010 года - на шестицилиндровый двигатель серии «Т» выдан международный сертификат, свидетельствующий, что дизель ЧТЗ соответствует всем экологическим параметрам и, по оценке европейских экспертов, отвечает уровню TIER-2 (Евро-4).

Сентябрь 2010 года - на ЧТЗ готовится к пуску литейный мини-завод – суперсовременная автоматическая формовочная линия IMF (Италия) - совместный проект Челябинского тракторного завода и фирмы «Вертэкс-Транссталь» (ВТС).

Декабрь 2010 года - Трактор Т13 с навесным оборудованием и фронтальный колесный погрузчик ПК-65 отмечены дипломами всероссийского конкурса товаропроизводителей «100 лучших товаров России». Кроме того, трактор Т13 получил звание «Новинка года». Челябинский тракторный завод также награжден «за производство продукции высокого качества».

Январь 2010 года - начались испытания бульдозеров Б11 и Б13 с новыми четырехцилиндровыми двигателями ЧТЗ серии «Т». На одном из бульдозеров установлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Февраль 2011 года - маленький промышленный бульдозер Б8, после отладки систем управления прибывшими на ЧТЗ специалистами немецкой фирмы «Данфос», отправлен на полигонные испытания. На тракторе установлено новое программное обеспечение, дизель с электронной системой Common Rail (уровень «Евро-4») и итальянский модульный бортредуктор.

Лучшие статьи по теме