Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Первые шаги
  • Курсовая работа: Разработка мер по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации

Курсовая работа: Разработка мер по внедрению инновационных технологий в организацию коммерческой деятельности. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации

1. Механизмы распространения инноваций

Инновация - не просто создание различного рода новшеств , но и их внедрение, порождающее существенные изменения в со­циальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Как правило, инновация встречает поддерж­ку одной части населения и яростное неприятие другой.

Это связано с тем, что основной особенностью инновации явля­ется то, что инновация есть всегда разрыв с существующей тради­цией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиа­цией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и рас­пространения инноваций, то можно заметить, что инновация все­гда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, сле­довательно, отхода от существующих общепринятых традиций.

В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, атак называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую и агрессивная) часть общества с по­мощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструк­ции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инно­ваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения . Здесь можно наблюдать не­сколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инновации:

В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии - распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европей­цев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты). Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть истори­ческое взаимодействие, так как инновация - это рождение и вне­дрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводя­щее ее на новый уровень, за существующие пределы, открываю­щее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния раз­личных культур в одном временном пространстве. В обоих случа­ях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.

Если инновации вносят новые культурные образцы, не суще­ствующие в реальной культуре, то возможны следующие пути развития:

1) инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного при­нятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отка­за от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, при­вычными. Только по прошествии достаточно длительного време­ни люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это - эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные иннова­ции (американский джаз, тяжелый рок и др.).

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):

Множественные эффекты отдельного изобретения или откры­тия (внедрение автомобиля привело к образованию отрасли про­мышленности, сократило время передвижения людей, оно вли­яло на человеческие ценности, на организацию рыночных от­ношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);

Произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизационные, социальные, культурные изме­нения в обществе. Например, эффект, произведенный изобре­тением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомо­бильная промышленность, изменившая характер деятельнос­ти людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т. д.;

Соединение эффектов различных изобретений (атомного реак­тора, ракеты, электронной системы обусловило появление ору­жия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).

Таким образом, инновации, даже если они сразу не принима­ются и вступают в конфликт с существующими культурными об­разцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эф­фект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно та­кое глубочайшее воздействие на общество, на систему существо­вавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.
2. Инновационные конфликты и возможности их разрешения

Как правило, всякая инновация практически в любом обществе ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспобность) общества и может иметь большую или меньшую степень выраженности. Те же самые проблемы возникают и при внедрении инновации на предприятии или в организации. И в первую очередь при внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации и личной жизнедеятельности в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются, что жизнь и работа станут хуже. Кроме этого, в зарубежной литературе выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности:

технико-экономические,

юридические,

организационно-управленческие

и социально-психологические

К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности ; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации традиций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:

Масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

Радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.


  • скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.

  • социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.
Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт - это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

  1. объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно порождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.

  2. организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.

  3. инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

  4. личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.

  5. ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осуществляется в условиях конкретных социально-экономических,социальных, материально-технических и других обстоятельств.
Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.

3. Инновационный потенциал личности

Творцом инноваций всегда является отдельный индивид. И тогда нам нужно рассматривать психологию отдельной личности с точ­ки зрения ее способности к инновациям. Поэтому центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоре­тического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потен­циала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. Можно предполо­жить, что способность к инновационной деятельности или способ­ность к творчеству - это врожденное свойство, которым наделе­ны лишь отдельные люди. Тогда возникает вопрос - что собой представляет «творческий человек». Какие черты характера по­зволяют успешно заниматься творчеством?

Психологи-когнитивисты и другие ученые годами серьезно изу­чали способность к творчеству. Их работа развилась в школу, ко­торая ставит своей задачей выявление важных составляющих «творческой личности». Большинство авторов выделяют следую­щие личностные черты творцов-инноваторов:

1) независимость. Личностные стандарты важнее стандартов группы, налицо нонконформизм оценок и суждений;

2) открытость ума: готовность охотно поверить своим и чужим фантазиям. Такой человек любит исследование и жаден до ин­формации. У него есть талант к поиску проблем. Он интересуется опросами, на которые не найден ответ, предпочитает самые труд­ные проблемы, обладает ненасытной любознательностью, всегда готов к очередному вызову своим способностям , очередной головоломке;

3) гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон. Выворачивает идеи наизнанку, задом наперед, вверх дном. Может отбросить заданный ряд предположений вопросом «А что если?» Любит метафоры и аналогии. Объясняет или описывает ситуацию, используя необычные образы или обороты речи. Спо­собен к так называемому синектическому «остранению», т. е. умеет увидеть в привычном, обыденном нечто нестандартное, «странное». Или, наоборот, умеет превратить самую неожиданную фан-тазию и, даже, бредовую идею в нечто очевидное, само собой разумеющееся;

4) готовность рисковать. Любит жить на грани. Ищет возбуждения и постоянной стимуляции. Легко пресыщается. Непрерыв­но ищет еще неисследованные территории. К поражениям отно­сится здраво. Любит работать в областях, пограничных его ком­петенции; иногда импровизирует или даже начинает дело, пови­нуясь импульсу, без основательной подготовки;


  1. высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

  2. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию; личный эстетизм. Склонность делать сложное простым. Находит модель явления, ассоциации и сходства. Проявляет большую толерантность к двой­ственности, асимметрии и неопределенности;

  3. уверенность в своих творческих способностях, в своей ода­ренности и в силе характера, и при этом объективность в оценке собственной работы. Спрашивает мнения о ней других. Учитыва­ет и использует критику. Дает особенно хорошие результаты при наличии обратной связи;

  4. самомотивация. Делает дело ради самого дела. Движим стра­стью решить задачу, страстью творить. Практически не интересу­ется вознаграждением, размером зарплаты или приработками. Не склонен менять свою работу на основе внешних форм мотивации -
    оценки или аттестации. Не терпит контроля.
Возможно, к этим типичным чертам творцов-инноваторов сле­дует добавить и такую характеристику, как отсутствие прямых меркантильных интересов в исследовательской деятельности.

Все вышеназванные характеристики мы можем объединить термином инновационное сознание. Инновационное сознание, яв­ляясь сферой нестандартного, или даже ненормального, отклоня­ющегося, девиантного, может быть определено как сознание, вклю­чающее в себя цели, мотивы, ориентации, установки, направлен­ные на осуществление структурной , функциональной, институ­циональной, нормативной трансформации какого-либо объекта с целью его модернизации или полной замены.

Инновационная готовность сознания во многом зависит от того, какие эмоциональные и мотивационные состояния та или иная проблемная ситуация вызывает у человека. Эти состояния (акти­визм, индифферентность, страх), безусловно, оказывают влияние на результативность и

4. Инновационный потенциал группы

Одной из важнейших задач по повышению эффективности ин­новационной деятельности считается задача формирования твор­ческих групп, или команд, состоящих из высококвалифициро­ванных специалистов, которые, вместе с тем, обладали бы необ­ходимыми и достаточными для эффективной продуктивной рабо­ты психологическими качествами.

Лучшими инновационными командами движут творчество и любознательность. Они понимают, что мир вокруг них меняется, но относятся к изменениям не как к врагам, а как к союзникам. Они готовы постоянно изменяться и развиваться совместно со своей рабочей средой.

Характеристики успешной проектной команды:


  • полная отдача себя проекту;

  • ориентированность на результат;

  • творческое мышление;

  • готовность к изменениям;

  • забота о качестве;

  • способность предсказать тенденции;

  • умение быть в курсе, заинтересованность и энергия;

  • способность быстро разрешать конфликты;

  • умение общаться, обратный отклик;

  • взаимная ответственность, доверие;

  • интерес к саморазвитию;

  • эффективные организационные контакты.
Эффективная инновационная команда должна осознавать свою

задачу, которая ограничена во времени, и нести полную ответ­ственность за ее выполнение.

Команда должна разработать четкие критерии коллективизма. Эта идентичность в основном определяется задачей проекта. Коллективизм должен быть направлен вовне. Сосредоточенность на конечном результате проекта поможет сохранить сплоченность ко­манды без опасного изолирования ее от широкой стратегии орга­низации.

Наконец, для успешной инновационной команды характерно обладание самыми разнообразными навыками. Разнообразие ко­манды - это ее сила. Она растет по мере взаимодействия навыков людей в ходе выполнения задачи. Команда должна уметь думать творчески, конструктивно и слаженно. Она должна быть готова к обмену идеями и информацией, двигаться к решениям вместе и приспосабливаться к изменению обстоятельств. Команда должна уметь вести плодотворные диалоги.

Особую роль в деятельности инновационной группы играет так называемый «парадоксализм» корпоративного сознания. Одно из его наиболее ярких проявлений - это коллективная уверенность группы в необходимости своей деятельности даже вне зависимос­ти от результатов этой деятельности.

Как правило, оптимальная численность инновационной коман­ ды составляет примерно 8-12 человек . В более многочисленных группах зачастую возникают непродуктивные социально-психо­логические напряжения, ведущие к внутригрупповым конфлик­там. Многоплановость функций, выполняемых инновационной командой предполагает наличие в ней как минимум трех катего­рий сотрудников-партнеров.

К первой группе относятся генераторы идей, способные прояв­лять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи.

Вторую группу составляют инноваторы-менеджеры, способные управлять инновацией как процессом. Именно они должны при­нимать решения в условиях неопределенности, идти на финансо­вый и предпринимательский риск, уметь преодолевать организа­ционные и психологические трудности.

Третью, наиболее многочисленную группу в инновационной команде, составляют квалифицированные работники («перифе­ рия»), обеспечивающие так называемую систему поддержки. Имен­но эта группа занимается информационным обеспечением, анали­зом внешней среды и внутренних возможностей, осуществляет практическую реализацию инноваций.

Индивидуальные психологические особенности каждого члена инновационной команды (во всех трех группах, но с разными ак­центами) должны соответствовать набору качеств, необходимых для эффективной инновационной деятельности. В частности, это такие качества, как интеллект, лидерство, инициативность, ком­муникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность.

Большое влияние на эффективность деятельности инноваци­онной команды оказывает руководитель. Он должен крепить сво­им руководством коллективизм команды, постоянно напоминать ей о целях проекта и о важности их выполнения , воодушевлять ее и ориентировать на более высокий результат. Причем автори­тарный или командно-административный стиль руководства не­возможен. Потому что статус члена инновационной группы опре­деляется не старшинством в должностной иерархии, не уровнем образования, а ценностью выдвигаемых идей, уровнем его креа­тивности, гибкостью мышления.

5. Инновационная активность организации

Инновационный потенциал организации или предприятия в немалой степени зависит от восприимчивости предприятия к нов­шеству. В свою очередь, это - показатель комплексный, завися­щий от различных факторов: личностно-психологических, внут­ренних или структурных и внешних.

В частности, к личностно-психологическим факторам относятся:


  • характеристики руководящего состава на всех уровнях управ­ления (личное отношение к нововведениям, профессионализм, место в организационной иерархии, склонность к риску и ак­тивным действиям, возрастные характеристики, интерес к служебному росту);

  • характеристики персонала (образовательный уровень, осведомлен­ность и мотивация к нововведениям, информационные контакты).
К внутренним (структурным) факторам относятся:

ресурсные характеристики (величина ресурсов, производствен­ные мощности предприятия, наличие резервов, специализиро­ванного подразделения по реализации новшеств, опыта в ис­пользовании новшеств, кредитных возможностей);

структурные характеристики (уровень централизации, разви­тость коммуникационных каналов, межорганизационная ин­теграция, организационно-техническая готовность предприя­тия к реализации новшеств).

К внешним факторам относятся :

Состояние внешней среды (стабилизация, неопределенность, рост, спад);

Межорганизационная кооперация;

Уровень конкуренции;

Динамика спроса на продукцию (услуги);

Региональные характеристики.

Кроме того, можно выделить факторы, препятствующие и спо­собствующие инновационной деятельности в организационно-уп­равленческой и социально-психологической сферах.

6. Инновационная культура общества

Эффективность инновационной деятельности социальных субъектов (индивидов, групп, сообществ) во многом определяется состоянием инновационного климата общества. Сам процесс фор­мирования инновационно восприимчивой среды чрезвычайно сло­жен. Еще К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса», рассматривая проблему использования новшеств, отмечал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. В частности, он вывел целую систему факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инерт­ность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и соб­ственного блага; временные убытки, противодействие непривыч­ному со стороны работников, нежелание переучиваться, корпора­тивные интересы, профессиональная зависть и т. д. Несмотря на то, что выводы ученого были сделаны более семидесяти лет назад, они и сегодня всё ещё актуальны.

Между тем для современных динамично развивающихся об­ществ проблема производства и внедрения инноваций становится особенно актуальной. Общество не просто должно адекватно реа­гировать на инновации, оно должно осваивать их во всех облас­тях человеческой деятельности. Неприятие инноваций, их блоки­рование ведет к застою в общественной жизни , что приводит к общему отставанию. Таким образом, в современном обществе дол­жен формироваться социальный спрос на инновационную деятель­ность во всех сферах общественной жизни.

Поэтому одним из важных вопросов является готовность обще­ства к продуцированию, распространению и принятию инноваций. И эта готовность во многом обусловлена культурными фак­торами. В частности, можно выделить два фактора, влияющие на этот процесс. Первый - это тип цивилизационного развития.

Исследователи признают, что инновации всегда присутствовали в человеческой деятельности. Например, по мнению Алана Баркера, переход человечества к сельскохозяйственному производству можно считать первым примером инновации, и даже самым важ­ным нововведением в истории человечества. Свою точку зрения он аргументирует следующим образом. Сельское хозяйство изме­нило человеческое общество сильнее, чем любая другая инновация до этого или с этих пор. Никто точно не знает, почему это про­изошло. Более 200 тысяч лет люди были охотниками и собирателя­ми. Затем около 10 тысяч лет назад произошло нечто странное: мы начали оседать на одном месте. Очевидных причин тому нет: зем­леделие изначально понижает стандарты здоровья в популяции.

Он предположил, что, возможно, это была реакция на интен­сивное глобальное потепление. Средние показатели температуры поднялись на 7 градусов по Цельсию за 10 лет. Для экосистем это должно было быть катастрофой. Люди отреагировали на этот кри­зис тем, что начали сажать сельскохозяйственные культуры и разводить животных для пропитания. Вообразите, какой стран­ной должна была сначала казаться эта идея. Охотники и собира­тели сами сажают и выращивают растения, сами пасут живот­ных, а не просто охотятся на них.

А. Баркер считает, что сельское хозяйство наглядно показало, что инновации возникают циклически, по спирали. Выращива­ние сельскохозяйственных культур, или, например, одомашнива­ние животных требует новых навыков и форм сотрудничества. Успешное производство продуктов питания приводит к появле­нию излишков. Возникает вопрос: что делать с остатком? Приду­мать и ввести новую форму обмена - торговлю. Торговля также порождает новые специализации и формы взаимодействий между людьми. Людям нужно регулярно встречаться. Они начинают со­бираться в деревни и города. Эти формы жизни приводят к еще большим проблемам. Как быть с разногласиями в общине? Как поддерживать гигиену? Как восстановить плодородие земли? Как добывать сырье и распределять материальные блага, созданные общиной?

Разработка новации включает следующие этапы.

1. Отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбора направления инновационной деятельности дается оценка конкурентоспособности и перспективности различных вариантов реализации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.

Факторами, влияющими на выбор инновационной идеи, являются: 1) потенциальная коммерческая эффективность разработки; 2) капиталоемкость; 3) уровень инновационных рисков; 4) соответствие тенденциям развития рынка; 5) соответствие стратегической позиции и возможностям компании. Для повышения вероятности получения желаемого результата и обоснования намеченных планов осуществления инновационного процесса используется прогнозирование. Функция прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов реализации инновационного проекта на основе всестороннего анализа исследуемого объекта с учетом возможных изменений в будущем.

2. На следующем этапе производится планирование проекта. При планировании осуществляется анализ будущего инновационного проекта: определяются цели и ожидаемые конечные результаты; определяются этапы работ, сроки выполнения работ, необходимые ресурсы, подбираются исполнители. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.

3. На последующих стадиях реализации инновационного проекта выбираются формы организации работ; осуществляется контроль над выполнением инновационного проекта, расходованием финансовых ресурсов, соблюдением планируемых сроков выполнения работ; производится анализ и устранение причин отклонения от разработанного плана. Структура организации инновационного процесса определяет величины затрат по реализации и инновационного лага.

4. При осуществлении инновационного процесса необходимым инструментом достижения намеченных целей является контроль над исполнением календарных планов и расходованием ресурсов. Задача контроля как функции управления заключается в обеспечении соответствия временных, финансовых и качественных характеристик проекта плановым показателям.

Заключительным этапом инновационного процесса является коммерциализация нововведения, которая включает предварительное размещение нового продукта на рынке для привлечения потенциальных потребителей («зондаж рынка»), а затем осуществление диффузии инновации.

«Зондаж рынка» может проводиться путем предоставления новшества в пробное пользование, экспонирования на выставках и ярмарках, реализации по льготным ценам. В результате инноватор получает информацию о том, как была воспринята инновация потребителем, какие характеристики не устраивают потребителя, что надо доработать в новом продукте для улучшения потребительских свойств.

Проведение изменений, внедрение новшеств вызывает ряд трудностей:

1) объем последствий. Функционирование любой организации стандартизировано. Все операции в производственном процессе взаимосвязаны. Изменение одного звена производственного процесса неизбежно повлечет изменения всех про чих звеньев цепочки. Всегда члены организации оценивают, не превзойдет ли объем негативных последствий объем позитивных последствий;

2) соотношение изменения и стабильности в организации. Организация постоянно стабильна, постоянно достигает определенные цели, у нее постоянная структура. Окружающая внешняя среда постоянно требует от организации изменений. Требование постоянных изменений вызывает сопротивление организации;

3) взаимоотношения старого и нового в организации; спрос на новшества постоянно давит на производство; тенденция смены продуктов (услуг) тягостна как для производителей, так и для потребителей. Парадокс – моральное устаревание услуг или продуктов при их физической новизне;

4) нововведения или изменения в организации требуют ее напряжения, избыточного потребления ресурсов, финансов, избыточного напряжения людей. Поэтому любые инновации встречают сопротивления.

Субъективные проблемы:

Дезинтегрированность инновационных процессов – это разрыв или недостаточность связи между различными этапами инновационного процесса;

Различия в целях между различными участниками инновации;

Расхождения между целями и интересами участников инноваций, с одной стороны, и целями и интересами организации, с другой;

Неразвитость организационных структур: организационная структура всегда не развита и ее можно совершенствовать;

Необходимо развитие клиентной ориентации организации, ее ориентации на гибкий спрос внешнего рынка.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: РАЗРАБОТКА НОВАЦИИ, ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИИ:

  1. 16. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: РАЗРАБОТКА НОВАЦИИ, ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИИ
  2. 1.Понятие инновации и инновационного процесса. Инновация как интеллектуальный товар.
  3. Ответ№11. Новация (новшество). Отличие от инновации (нововведения). Понятие новации, истоки совершающихся открытий и накопление потенциала теоретических знаний.
  4. 57. Инновации в образовании. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Критерии педагогических инноваций.
  5. 24. Управление инновационными организациями. Правовая и государственная защита инноваций и инновационной деятельности.
  6. 1. Понятие инновации, инновационного процесса, новшества, Нововведения
  7. Ответ№33. Первый процесс реализации инновационного менеджмента- разработка программы управления туристской фирмой как объектом.

Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Главными задачами любого производства независимо от отрасли можно назвать следующие:

  1. Удовлетворение запросов потребителей;
  2. Повышение производительности и эффективности труда и производства;
  3. Минимизация себестоимости выпускаемой продукции;
  4. Максимизация прибыли.

Даже самое успешное на текущий момент времени предприятие не сможет долго выполнять все поставленные задачи не прогрессируя, не изменяясь с течением времени и с появлением новых изобретений, как промышленного так и управленческого характера. Именно поэтому на любом предприятии всегда проводится инновационная деятельность, то есть разработка (которая может быть отдана на аутсорсинг) и внедрение инновационных проектов, например:

  • Модернизация оборудования;
  • Техническое переоснащение производства;
  • Запуск новых производственных площадей.

Также к инновационным проектам можно отнести другие, непроизводственные методы:

В управлении - изменение сферы деятельности работника, измерение организационной структуры предприятия, модернизация методов работы управленческого персонала

Экономические - изменения в финансовой деятельности предприятия, бухгалтерский аудит, проверка обоснованности ценообразования и другое.

Социальные - улучшение работы отдела кадров, более внимательный подход к найму и подготовке работников, соблюдение гигиены труда;

Юридические - исправление существующих нормативных актов и при необходимости введение новых.

Для определения списка необходимых инновационных преобразований необходимо провести предварительный анализ деятельности предприятия, аудит, который определит ряд проблем и возможные шаги для их решения.

К таким шагам относят:

Улучшение технологий для производства продукции;

Использование новых, более технологичных материалов;

Снижение процента неиспользуемых материалов и сырья;

Автоматизация производства;

Использование автоматизированных производственных линий;

Экономия электроэнергии за счет снижения доли энергозатратных процессов;

Использование научной организации труда. Улучшение нормирования.

Для того, чтобы данные шаги принесли большую пользу нужны также и следующие вспомогательные шаги:

  • Обеспечение взаимосвязанности и контакта между подразделениями, непрерывности процессов производства;
  • Мотивация персонала;

Главным показателем эффективности инновации будет экономический эффект, который должен быть в случае, если инновация не имела конкретный другой измеримый смысл (например снижение вредных выбросов в атмосферу). Совокупные затраты на производство единицы продукции в случае успешного внедрения инновации должны оказаться меньше чем до введение. Такой эффект и будет считаться экономическим эффектом от инновации и конечным смыслом инновации (если не указано особо). Что касается самого инновационного процесса, он строится по определенной схеме, где мы можем выделить следующие этапы:

Этап 1. Фундаментальные исследования - исследования, направленные на получение совершенно новых знаний. Проводятся эксперементально или теоретически.

Этап 2. Прикладные исследования - использование знаний, полученных в ходе фундаментальных исследований для решений конкретных задач.

Этап 3. Опытно-конструкторские работы - применение результатов прикладных исследований для создания рабочих образцов неких изделий. Являются последней стадией научных исследований.

Этап 4. Внедрение - производство пробной партии продукта и вывод ее на рынок, или же начало ее использования в промышленных целях. Затем, в случае успеха пробной партии начинается крупномасштабный выпуск продукции.

Этап 5. Рост объемов производства - расширение производства, снижение издержек за счет эффекта масштаба.

Этап 6. Замедление роста - снижение темпов роста, увеличение затрат на поддержание конкурентоспособности, поиск новых рынков.

Этап 7. Спад объемов продаж - перенасыщение рынка продуктом, падение объемов продаж и прибыли.

Если же брать отдельно процесс внедрения , как тему данной работы, его также можно разложить на следующие этапы:

1. Отбор инноваций из множества предложенных. Зависит от цели инновации и множества других факторов

2. Планирование проекта. Полный анализ выбранного проекта. Цели, задачи, сроки, затраты. Составление плана реализации инновационного проекта.

3. Выбор формы организации работ. Составление организационной структуры для выполнения всех видов необходимых работ.

4. Контроль. Контроль за сроками, за расходованием средств.

5. Коммерциализация нововведения. Размещение товара на рынке или на производстве.

В качестве примеров инновации хотелось бы привести примеры компании Siemens PLM Software , которые занимаются внедрением программных средств и услуг по управлению жизненным циклом товара.

Из их проектов можно отметить:

  • Замену устаревшей САПР на новейшие PLM-решения на ОАО «УАЗ». Это помогло компании значительно сократить сроки проектирования, при этом качество проектных работ повысилось за счет выявления недостатков конструкции и технологической оснастки еще на этапе проектирования.
  • Имитационное моделирование аэропортового комплекса «Домодедово». Позволило аэропорту пересмотреть свою схему приему авиагрузов и избавиться от «бутылочных горлышек» в этой схеме.
  • Сокращение сроков проектирования систем управления авиадвигателем на ОАО «СТАР». Использование Solid Edge и NX CAM позволило ускорить разработку сложных деталей на 30%
  • Внедрение передовых CAD-систем на предприятиях «Концерна «Тракторные заводы». После внедрения данной инновации на предприятиях произошли следующие изменения:
    • Сократилось время конструкторско-технологической подготовки производства,
    • Повысилось качество конструкторской документации,
    • Существенно снизилось количество ошибок при проектировании,
    • Были созданы 3D-библиотеки унифицированных деталей и узлов в рамках всего концерна.

Запрос на все эти процессы внедрения был сформирован по причине несоответствия получаемым результатам компаний желаемым и практически во всех случаях это принесло необходимые результаты. Компании стали работать значительно эффективнее.

Что же касается статистики по инновациям в России, то по информации федеральной службы государственной статистики, с 2000 года удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации практически не изменился и колеблется в коридоре от 9.3% до 10.6%.

Немного иная ситуация в сегменте малого бизнеса, где с 2005 до 2007 года произошел значительный скачок и процент предприятий, занимающихся технологическими инновациями увеличился в 2.5 раза, и стал 4.3% в 2007 против 1.6% в 2005 годах.

Больше всего за 19 лет сбора статистических данных изменились сами инновации, и методы их сбора, которые в 2009 годы были приведены в соответствие с международным стандартом CIS-2008.

В качестве подведения итога, хочется сказать банальную и избитую фразу. В условиях рыночной экономики без инноваций невозможен не то, что прогресс, без инноваций невозможно долгосрочное поддержание предприятия на плаву, и то, что в России лишь 10% предприятий четко осознают данную необходимость, вызывает некие опасения по поводу дальнейшего развития экономики в России.

Возможно, многие предприятия до сих пор живут с иллюзией плановой экономики, с примером когда АвтоВАЗ на протяжении более 30 лет выпускал одну модель автомобиля, никак ее изменяя и оставался лидером отечественного автопрома. В других странах такое было бы совершенно невозможно. Так как и невозможно это в условиях конкуренции в нынешней России.

Остается надеяться, что со временем все больше и больше предприятий осознает важность инновационного процесса и начнет внедрять его на практике, что позволит на равных и без помощи государства соперничать с зарубежными конкурентами в тех областях, где сейчас это кажется невозможным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Традиции и инновации в среде сельской молодёжи. Процесс диффузии инноваций в студенческой субкультуре. Концепция виртуального культуротипа личности. Современные проблемы инноваций монопромышленных городов России, признаки монопрофильных городов.

    реферат , добавлен 12.04.2010

    Понятие культуры социальных инноваций и ее составляющие. М. Ккрозье о понимании организационной культуры. Принципы простоты организации, автономии, управлении через культуру. Способность к инновации. Признание центральной роли человеческих ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2008

    Основные понятия инноваций в социальной сфере. Особенности механизмов их реализации. Роль социальной политики в стратегии развития страны. Анализ инноваций в здравоохранении и образовании. Оценка настоящего и будущего развития социальной сферы России.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    Социологическое обеспечение инноваций, инновационная диагностика. Социолого-статистическое обеспечение инновационных процессов. Основные принципы и признаки, характеризующие организационную структуру предприятия. Социологическая диагностика инноваций.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации. Оценка основных направлений социальной работы. Характеристика основных социальных проблем одиноких и пожилых граждан, пользующихся надомным обслуживанием.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2017

    Падение доверия населения к официальным источникам информации. Недостоверная массовая информация, возникающая на уровне межличностного общения. Интенсивность распространения слухов в обществе. Основные причины возникновения и распространения слухов.

    лекция , добавлен 02.10.2011

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Теоретические аспекты возникновения и распространения социальных болезней. Раскрытие последствий влияния на организм подростка алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. Разработка системы профилактических мероприятий табакокурения и токсикомании.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2010

Для успешного внедрения и освоения нововведений необходимы:
согласование экономических интересов разработчиков, производителей и потребителей новшеств;
завершенность разработки, в том числе проведение опытно- промышленной проверки и создание необходимой оснастки, оргпроектов, нормативов;
подготовка специалистов для внедрения новшества и переподготовка работников для его использования;
наличие у предприятия резервных мощностей для организации технической подготовки производства и освоения новшеств;
организация авторского надзора, участие в наладке, консультациях, послепродажном обслуживании.
Организация процесса освоения и распространения включает следующие этапы: ТЭО очередности освоения новой техники в различных сферах и масштабов ее распространенна; завершение разработки с учетом особенностей сферы ее применения; конструирование оснастки, составление технологических карт и проектов организации производства, подготовка технико- экономических нормативов и т.д.; обучение кадров для освоения разработки; организационно-техническая подготовка производства - изготовление оснастки, перестановка оборудования, организация снабжения, создание текущего запаса материалов и комплектующих изделий и т.д.; техническое освоение нововведения - получение промышленных образцов и первых промышленных серий, удовлетворяющих техническим условиям; производственное и промышленное освоение - достижение проектных мощностей и экономических показателей (себестоимости, рентабельности, экономичности) в процессе серийного производства; распространение (тиражирование) нововведения на другие мероприятия, предусмотренные ТЭО; распространение нововведения на отечественном и мировом рынках.
Обменом информацией о нововведениях призваны заниматься экспертные советы территориальных центров научно-технической информации.
Условиям рынка присущи динамические процессы распространения новшеств. Идет процесс диверсификации нововведений из наукоемких отраслей в смежные отрасли.
Масштабы распространения новшеств неразрывно связаны, с возможностью предприятий их осваивать. Поэтому требуются специальные меры по активизации инновационной деятельности:
льготное кредитование и налогообложение, гибкая амортизационная политика и т.п.
В области распространения новшеств значительная роль принадлежит рыночным отношениям, в том числе специфическим формам рынка: коммерческим предприятиям (технопарки, акционерные общества, товарищества), инновационным фондам, банкам и биржам инноваций.
Разновидностью рыночных отношений в инновационной сфере является лицензионная деятельность, бурное развитие которой наблюдается в настоящее время. Торговля лицензиями - весьма эффективная область внешнеторговых сделок. Ей предшествовало формирование современной патентной системы, которая устанавливала правовые основы обмена научно-техническими достижениями.
Существуют следующие виды лицензий:
исключительная, при которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения;
неисключительная (простая), в этом случае лицензиату предоставляются неисключительные права на использование охраняемого патентом изобретения с сохранением за лицензиаром прав на предоставление лицензий третьим лицам;
открытая (лицензия по праву), выдаваемая по заявлению патентообладателя лицу, заявившему о своем желании использовать охраняемое патентом изобретение, при этом патентообладатель не имеет такой возможности;
принудительная - лицензия, выдаваемая компетентным государственным органом по заявлению лица, желающего и готового использовать охраняемое патентом изобретение, если патентообладатель не использовал его в течение 5 лет с даты внесения изобретения в Государственный реестр изобретений;
кросс-лицензия, предусматривающая взаимный обмен правами на использование объектов промышленной собственности, знаний и опыта (предоставляется в тех случаях, когда стороны не могут осуществлять свою производственную деятельность, не нарушая прав друг друга);
возвратная, при выдаче, которой лицензиару предоставляются права на использование усовершенствований объектов техники или технологии, разработанных лицензиатом;
сублицензия, предусматривающая предоставление лицензии третьим лицам (по объему продаваемых прав соответствует простой лицензии).

Лучшие статьи по теме