Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Первые шаги
  • Социальное проектирование и конструирование как социально-философская теория и общественная практика. Что такое социальный проект и социальное проектирование? Мичуринский государственный аграрный университет

Социальное проектирование и конструирование как социально-философская теория и общественная практика. Что такое социальный проект и социальное проектирование? Мичуринский государственный аграрный университет

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Шифр № 141747

Контрольная работа

По политологии и социологии

за 1 курс

Студента–заочника Гончарова Андрея Александровича

Института заочного и дистанционного образования

Направление/специальность Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Социальное проектирование.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.


Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Этапы и методы

Проектирование - ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

Виды социального проектирования:

1. Социальное проектирование новых производств

Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие - в корне изменить свое содержание, а третьи - стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии.

Итак, социальное проектирование новых производств - это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы - работников и членов их семей - в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

2. Проектирование новых городов.

Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны.

Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания. Социальные аспекты стали необходимой составной частью районных планировок и генеральных планов городов, выступающих как связующее звено между проектированием территориально-пространственных комплексов и отдельных населенных пунктов и промышленных районов.

Достоинство этих проектов-планов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать одну из важнейших народнохозяйственных задач, а во-вторых, их реализация предусматривает комплексный учет всех аспектов - от технических до социальных.

Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы.

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

2. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

3. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.

Социальное проектирование - это научно-теоретическая и од-новременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объ-ектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, яв-ляющихся значимой социальной потребностью . Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции современного социального развития .

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

При проектировании социального будущего следует учитывать, что:

во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;

в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или «косвенно приводят к изменением в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.

Социально-конструктивное творчество - это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества . Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.

Социальное проектирование в качестве особого типа социальноинженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания . В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социальноинженерной деятельности выделило социальное проектирование, как разновидность социальных технологий.

Среди наиболее часто встречающихся дефиниций проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование - это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование - приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата; проектирование - это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование - это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование - это принятие решений в условиях неопределенности.

Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности . Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью влечет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20-30-х гг., ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в 60-70 гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. п.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук . Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Говоря о социальном конструировании следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности , а может носить и игровой характер.

От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство пли перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека). Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй - с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Понятие реконструирование дополняет понятие конструирование. Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование - это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации.

Деконструирование - построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и деконструирование - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система» , актуальное в разных сферах науки, например . В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система - это целостность, иерархически организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации . Если функции представляют собой целеустремленные человеческие действия, а управление ими направлено на достижение социально значимых действий, то их множество, организованное в целостность, представляет собой систему, существующую в обществе.

В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Проектирование (лат. «projectus» - брошенный вперед) - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научнотеоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений; составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Социальное проектирование должны учитывать следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задаст эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений о методологии проектирования в социальных науках. Только в этом случае удастся преодолеть два основных его недостатка. Один недостаток низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т.п.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта.

Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер. От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и дсконструированис, или декомпозицию, искусственного предмета.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и дсконструированис - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. и., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании и конструировании.

Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее:

  • 1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
  • 2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;
  • 3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки :

  • - он должен быть создан на научной основе,
  • - не противоречить нравственным нормам,
  • - выражать общепринятые социальные ценности,
  • - выражать социальный заказ,
  • - быть эффективным с точки зрения реализации,
  • - не содержать противоречий,
  • - должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени.

В зависимости от целей проектирования различаются его виды: организационное, операционально-деятельностное, временное, структурнофункциональное, пространственное моделирование.

Организационное проектирование предполагает изменение

  • целей работы организации;
  • содержания работы и структуры управления, технологии производства;
  • методов решения задачи;
  • кадровой политики (кого и сколько принимать) организации.

Операционально-деятельностное проектирование - это формирование

системы как некоторой оптимальной деятельностной системы. Значительная часть систем представляет собой алгоритмы оптимальной деятельности, реализуемые в пространстве и времени. В некоторых системах деятельность выступает не главной, а вспомогательной составляющей, но всегда приходится решать комплекс задач операционально-деятельностного проектирования (выделение операций, установление их порядка, формирование алгоритма, его оптимизация и т.п.).

Временное проектирование предполагает размещение процессов в социальном времени, когда определяется направленность в технологии вектора времени, ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Это прогрессивный тип технологии. Общество, которое применяет их, развивается, осваивает передовые достижения цивилизации. Но технология может быть и традиционалистской, т.е. ее миссия заключается в том, чтобы законсервировать настоящее. В отдельных случаях такие технологии являются очень важными и прогрессивными, например сохранение культурных ценностей малых народов. Но доминирование этих технологий в обществе закладывает его застой, отставание от передовых стран.

Пространственное проектирование - размещение фрагментов объекта или процесса в пространстве. Пространство выступает в качестве важнейшей характеристики системы. Так, в любом населенном пункте можно выделить огромное число разновидностей социального пространства: от пространства рекреации (предметный мир, зоны отдыха людей) и пространства трудовой деятельности людей до мусорного пространства, связанного со всеми составляющими возникновения, сбора, утилизации и переработки мусора. Социальная система должна соответствовать своему пространству, охватывать все его объекты и, самое главное, оптимизировать его, приводить в соответствие с достижениями цивилизации.

Структурно-функциональное моделирование объекта или процесса ориентировано на создание систем. Само создание системы, или структурнофункциональное проектирование, обычно происходит путем формирования требований к технологии, т.е. определения ее функций на «входе» проекта, затем выявляются ее структуры, которые на «выходе» проекта выступают в качестве конечного результата проектирования. С точки зрения принципа кибернетики, получившего название «принцип черного ящика», сущность проектирования заключается в том, чтобы «черный ящик», в качестве которого выступает модель технологии, сделать «светлым» путем раскрытия его структуры.

Проектирование организационных технологий - разработка организационной процедуры, организационной схемы, представляющих собой развернутую модель будущей организационной системы. Существуют два основных подхода к разработке организационной схемы, которые П.М. Керженцев называл условно «германским» и «английским». При «германском» подходе придается чрезмерное значение стройности и логичности организационной схемы. Создав такую схему, ее автор старается провести ее в жизнь вплоть до всех мелочей, не нарушая единства и логической законченности организационного плана. «Английский» тип в своей организационной работе меньшее значение придает общим, теоретизированным схемам, а исходя из повседневной практики стремится найти организационную схему, наиболее адекватную обстановке. Отсюда и чрезвычайно пестрые, разнообразные организации в англоязычных странах.

Безотносительно к стратегическим вариантам организационной схемы можно сформулировать несколько требований к ее разработке:

  • организационная схема должна быть ясна и понятна не только ее создателям, но и всем участникам организации;
  • элементы организационной схемы должны быть по возможности унифицированы;
  • организационная схема должна быть построена так, чтобы предполагаемая работа могла совершиться быстро, точно и экономно;
  • организационная схема должна быть достаточно устойчивой и в то же время гибкой, чтобы без труда применяться к меняющимся условиям.

Общие методические принципы проектного анализа:

  • альтернативный подход к выбору проектов;
  • разработка и анализ проектов по нескольким аспектам (разделам);
  • выявление и представление выгод и затрат, возникающих как следствие данного проекта;
  • использование принятых в мировой практике показателей ценности проектов с учетом фактора времени;
  • анализ и оценка рисков и неопределенности.

Проектирование социального эксперимента - метод научного познания и оптимизации социальных систем, который совершается через наблюдение за их поведением в контролируемых условиях. Проектирование социального эксперимента выполняет две функции - исследовательскую и управленческую - и поэтому принадлежит к научной сфере в области социального управления. Использование экспериментального метода требует наличия:

  • 1. Четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирических проверенных утверждений.
  • 2. Объекта, который допускает:
    • а) возможность описания системы переменных, которые детерминируют его поведение;
    • б) возможность количественных и качественных измерений его деятельности и поведения;
    • в) контроль за факторами, которые влияют на состояние объекта, и условиями во время проведения эксперимента.

Общая логика проектирования социального эксперимента состоит в том, чтобы, избрав экспериментальную группу (или группы), влиять на нее конкретными факторами и проследить направление, величину и стойкость изменяющихся характеристик, которые интересуют исследователя. В зависимости от специфики исследовательской задачи проектирование социального эксперимента делят на научно-исследовательские и практические. Первые направлены на получение научных данных, развитие теорий, вторые - на решение задач в управлении общественными процессами.

Построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования, в процессе которой используются специфические методы.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких- либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Профаммно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем, более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Среди методик проектирования следует выделить следующие.

«Дерево целей». В крупных проектах цель формируется как «дерево целей», которое позволяет точно зафиксировать полученный в итоге результат. Социальные цели могут быть представлены в виде «дерева целей», где из конечной цели (самоцели) логически выводятся ее составляющие первого, второго и т.д. порядков. Деление цели на подцели представляет собой логическую процедуру, которая определила и направление движения по ступеням целевой иерархии.

Методика матрицы идеи основана на использовании нескольких независимых переменных, дающих возможность найти разные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль (помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования). Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии (является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение, прогноз о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования). Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

  • а) чем больше известно общих признаков (PI; Р2, ...., PJ) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
  • б) чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • в) чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • г) если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения).

Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются нс только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма предполагает связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. «Мозговой штурм» осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в процессе которого обсуждаются различные проекты, делаются оценки, проводится экспертиза фактов, высказываются различные.мнения.

Методика сииектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Применительно к социальным проектам В.А. Луков формулирует следующие этапы: разработка проектов, оценка

жизнеспособности проекта, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, предварительный контроль, этап реализации проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга, завершение работ и ликвидация проекта. Значительная часть работы проводится до фазы реализации проекта.

В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.М. Сафронова и другие ученые выделяют следующие этапы проектирования:

  • 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
  • 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
  • 3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
    • - определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
    • - разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
    • - заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
  • 4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха.
  • 5. Задачи. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.
  • 6. Прогнозирование.
  • 1. Нормативный прогноз.
  • 8. Конструкт. Предполагает конструирование проекта, разработку основных элементов проекта при помощи различных методик.
  • 9. Проект системы. Предполагает текстовое оформление проекта.

Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме. Сравним два варианта структуры.

Первый вариант - типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.

Паспорт программы:

  • а) наименование;
  • б) дата принятия решения;
  • в) заказчик;
  • г) основной разработчик программы;
  • д) цели и задачи программы;
  • е) сроки реализации;
  • ж) перечень основных подпрограмм;
  • з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий;
  • и) объем и источники финансирования;
  • к) ожидаемые конечные результаты реализации программы;
  • л) система организации контроля за исполнением программы.
  • 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости се решения путем осуществления программы.
  • 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы.
  • 3. Система мероприятий программы.
  • 4. Ресурсное обеспечение программы.
  • 5. Механизм реализации программы.
  • 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
  • 7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Приложения:

  • а) Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам);
  • б) Дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.)

Второй вариант структуры основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти с 1995 г.

  • 1. Проблема, на решение которой направлен проект.
  • 2. Цели проекта.
  • 3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.
  • 4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.
  • 5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
  • 6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за его реализацию).
  • 7. Смета расходов.

Алгоритм защиты проекта описан В.А. Луковым. В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится по концентрическим кругам.

Самый маши круг - презентация проекта. Презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, се готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта; его цель и задачи; правовое, экономическое, организационное обоснование; потребность в средствах, модель и источники финансирования; участники проекта, их функции; места и время; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы; ожидаемые последствия осуществления проекта).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет - проект откладывают в сторону, если интерес проявлен - читают дальше.

Второй круг - изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов. Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений - те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Текст занимает 25-30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту, знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта.

Третий круг , строящийся по той же структуре, что и два предыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту. Эта часть может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и т.д. Но это не мешает видеть проект в целом: краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.

К тексту могут прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.

Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.

Социальное проектирование является одним из инструментов реализации научного управления или специфическим видом социального планирования, касающегося предполагаемого развития социального объекта, который еще нс создан.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

22 ноября 2017 Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Семинар КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

2 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГ ОБУЧЕНИЯ: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.) Совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.) метапредметных (универсальные учебные действия) предметных (система основных знаний)

3 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно -познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Деятельностный акцент ФГОС обеспечивает

4 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск СРЕДА В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «...совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»

5 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Известный русский и советский педагог- экспериментатор С.Т. Шацкий положил в основу своей концепции идею организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

6 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в урочной и избранной сфере внеурочной деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом; проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Для реализации творческого потенциала обучающихся необходимо:

7 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Использование нетрадиционных форм проведения уроков (уроки в музее, уроки с привлечением родителей, уроки –экскурсии, интегрированные уроки и т.д.) Предоставление максимально широкого спектра внеурочных занятий по всем направлениям Вовлечение родителей во все возможные виды деятельности Создание условий для желания учиться, дальнейшей способности к саморазвитию помимо системы основных знаний и реализации творческого потенциала обучающихся в МКОУ СОШ №1 п. Воротынск:

8 слайд

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск Уроки в музее «Как строят дом?» урок технологии 8 класс Учитель М.В. Ломакина(высшая квалификационная категория)

9 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе» Урок литературы 11 класс учитель А.В. Дубовова (1 квалификационная категория)

10 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жизнь на селе в старину. Обереги» окружающий мир, 3 класс, учитель Коренькова В.Н(высшая квалификационная категория)

11 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки с привлечением родителей литература, 5 класс, учитель Дубовова А.В.(первая квалификационная категория)

12 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Юный журналист, Я и мой выбор, Живое право (основное направление социальное) Интеграция внеурочной деятельности:

13 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Школьный театр, русский язык как неродной, Живое слово, музыкальная мозаика (основное направление общекультурное) Интеграция внеурочной деятельности:

14 слайд

Лучшие статьи по теме