Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Интернет-магазины
  • Что значит государственное автономное учреждение. Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В.)

Что значит государственное автономное учреждение. Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В.)

Согласно Федеральному закону автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Преимущества автономного учреждения с точки зрения самого учреждения относятся:

  • получение бюджетного финансирования в форме субсидий;
  • утрата статуса получателя бюджетных средств, а следовательно, отсутствие казначейского контроля за расходованием бюджетных ресурсов;
  • возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг) также без постоянного контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа.

Возможности автономных учреждений по распоряжению финансовыми средствами

Автономное учреждение вправе получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции. Таким образом, появляется больше возможностей для обновления оборудования, мебели, обеспечения своевременного текущего ремонта помещений, повышения заработной платы сотрудникам и др. Как следствие, у автономного учреждения есть возможность для повышения качества оказания услуг и соответственно привлечения большего числа потребителей и получения больших сумм платежей за оказание платных услуг.

Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении, используются им для достижения целей, ради которых оно создано, не относятся к доходам бюджета. Заработанные автономным учреждением денежные средства и приобретенное за счет них имущество (здания, оборудование и др.) не могут быть переданы другим государственным (муниципальным) организациям.

Автономное учреждение вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, включая валютные счета. В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, что будет способствовать значительному повышению мобильности финансовых потоков и тем самым позволит более оперативно решать неотложные финансовые вопросы.

В отличие от бюджетных, автономные учреждения вправе получать кредиты и займы у кредитных организаций и иных частных лиц. Автономное учреждение, с согласия своего учредителя, вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций. Расширена и возможность распоряжения этих учреждений своим имуществом.

Ограничения по распоряжению имуществом

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться только недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Бюджетное финансирование автономных учреждений

Взамен существующего для бюджетных организаций бюджетно-сметного порядка финансирования для автономных учреждений будет установлен особый порядок: учредитель дает автономному учреждению задание на оказание социально-значимых услуг (образовательных, научно-исследовательских и др.), которое обязательно для выполнения. Выполнение такого задания финансируется за счет бюджета в форме субсидий и субвенций.

С момента перехода в автономное учреждение есть льготный трехлетний срок, в течение которого финансирование за счет бюджета будет сохранено в том же объеме, что и у бюджетного учреждения.

Управление автономным учреждением

  • Учредитель
  • Руководитель автономного учреждения
  • Наблюдательный совет
  • Иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы

Наблюдательный совет утверждает проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность, предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации. Эти решения наблюдательного совета обязательны для автономного учреждения.

Наблюдательный совет принимает и другие решения, уже рекомендательного характера, которые являются авторитетным мнением независимого органа и по смыслу закона должны учитываться при принятии окончательного решения, обладая «силой авторитета».

Кому выгоден переход в автономное учреждение?

Тем, которые ведут самостоятельную работу в больших объемах. При этом они должны иметь существенные внебюджетные доходы за счет спроса на платные услуги, который в ближайшее время не сократится. Лучше организовать работу в новом статусе получится у бюджетных учреждений, приспособленных к самостоятельной рыночной деятельности и имеющих инициативное руководство и лояльный трудовой коллектив.

Какие сложности могут возникнуть у бюджетного учреждения при смене статуса?

Смена типа бюджетного учреждения на автономное требует изменения подходов к организации работы учреждения. При этом происходит отказ от освоения сметы в пользу зарабатывания финансовых ресурсов путем оказания качественных услуг в требуемых объемах.

Для того чтобы получить максимальное количество плюсов от приобретения нового статуса, автономному учреждению потребуется повернуться лицом к потребителю, заинтересовать его в получении (приобретении) услуг именно у этого учреждения, а не у какого-либо другого.

При этом учредитель также должен быть уверен в необходимости данного учреждения, в том, что его услуги нужны и важны потребителям и могут оплачиваться за счет бюджетных ассигнований.

Автономному учреждению также потребуется выстраивать взаимодействие с кредитными организациями, поставщиками работ и услуг, переходить на другую систему бухгалтерского учета, обеспечивать публичность информации о собственной деятельности, подвергаться ежегодному аудиту.

Существует и риск утраты гарантированного бюджетно-сметного финансирования, заключающийся в том, что государство, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя «в свободном плавании» в рыночных условиях, в конкурентной среде, при сохранении минимального финансирования «по заказу» на основе задания учредителя.

Этот риск смягчен уже упоминавшимся Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182, по которому федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется в течение 3 лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.

В то же время необходимо отметить, что перечисленные сложности могут быть преодолены при условии заблаговременного продумывании путей и способов организации работы автономного учреждения, мотивации персонала, привлечения потребителей услуг.

Десять практических шагов по реализации перехода муниципального образовательного учреждения в статус автономного учреждения (автономной организации)

  1. Анализ ресурсов образовательного учреждения с точки зрения возможного перехода школы в иной статус.
  • Кадровые ресурсы
  • Материально-технические ресурсы.
  • Родительские ресурсы.
  1. Работа по формированию попечительского или наблюдательного совета.
  2. Работа со СМИ.
  3. Подготовка предложения о создании автономного учреждения (или автономной организации).

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения должно содержать:

  • обоснование создания такого учреждения, в том числе с точки зрения его ожидаемых социально-экономических последствий, доступности населению и качества предоставляемых им услуг.
  • сведения об имуществе.
  • расчет денежных средств, необходимых для исполнения всех полномочий, предусмотренных уставом автономного учреждения.

Предложение передается в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения о создании автономного учреждения.

  1. Работа с депутатским корпусом.

Решение о создании автономного учреждения (автономной организации) путем изменения типа муниципального учреждения принимается представительным органом муниципального образования.

  1. Работа с различными отделами администрации местного самоуправления.

Один из самых сложных вопросов при подготовке перехода школы в иной статус – вопрос финансирования нового учреждения (или организации). Финансирование той части деятельности, которая обеспечивает гарантии бесплатного образования, осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенции. Объем субвенции рассчитывается согласно региональным социально-финансовым нормативам и передается муниципалитету из регионального бюджета.

Второй очень серьезный вопрос, предполагающий совместную работу школы, ставшей инициатором перехода к автономии, и администрации местного самоуправления – это вопрос имущества.

В случае перехода школы в статус автономного учреждения, необходимо подготовить два реестра на имущество. Во-первых, это реестр, в который войдет та часть имущества, которая будет передана школе Учредителем, а также имущество, приобретенное за счет целевых бюджетных средств. Это имущество должно принадлежать школе на правах оперативного управления. Во-вторых, это реестр имущества, приобретенного за счет средств самого учреждения (благотворительные взносы, доход от дополнительных образовательных услуг или от проектной деятельности). Эта часть имущества переходит школе на правах собственности. И в том, и в другом случае, необходимо составить полные списки для принятия соответствующего решения.

  1. Участие в работе сессии представительного органа муниципального образования.
  2. Подготовка устава автономного учреждения.
  3. Создание наблюдательного совета.

Учредитель принимает решение о назначении руководителя автономного учреждения, а также назначает членов наблюдательного совета. Это предусмотрено ст.10 п.6 и ст.11п.2 законопроекта «Об автономном учреждении». Конечно, в данном случае, демократия весьма относительна, и автономное учреждение мало чем отличается от обычного муниципального. Поэтому, желательно, чтобы в состав наблюдательного совета вошли люди, способные открыто высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с позицией учредителя. Кстати, нормы законопроекта не предусматривают досрочное прекращение полномочий членов наблюдательного совета по инициативе учредителя.

  1. Государственная регистрация автономного учреждения.

Особенности положения бюджетного учреждения в рамках новых подходов к реформированию бюджетной сферы

Бюджетные учреждения нового типа (БУНТ)

При рассмотрении содержания внесенных поправок следует обратить внимание на следующие положения: оказание бюджетными учреждениями платных услуг возможно только сверх установленного государственного (муниципального) задания; уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания; бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а совершать сделки с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом; установлены нормы, касающиеся порядка предоставления бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений (поправки к статьям 69 и 79 Бюджетного кодекса РФ); для бюджетных учреждений нового типа впервые устанавливается возможность заключать договор финансового лизинга, при этом вводятся определенные ограничения: платежи не могут осуществляться в натуральной форме и устанавливается особый порядок взыскания задолженности по неуплаченным вовремя лизинговым платежам; первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на его содержание, с возможным увеличением на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы

Об автономных учреждениях

Существенные поправки внесены и в Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»: первоначально в законопроекте предлагалось образовывать автономные учреждения только в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения и социального обеспечения. Возможность создания автономных учреждений в иных сферах, ранее установленная статьей 2 Закона № 174-ФЗ, исключалась. После активных обсуждений данной нормы в итоге была принята поправка, предусматривающая создание автономных учреждений в иных сферах, если это предусмотрено федеральными законами. При этом согласно пункту 14 статьи 31 Закона № 83-ФЗ автономные учреждения, созданные в сферах, не предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона «Об автономных учреждениях», подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона; в соответствии с депутатской поправкой предусмотрена возможность открытия автономным учреждениям лицевых счетов не только в кредитных организациях, но и в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах. При этом норма вступает в силу при добровольном принятии такого решения учредителем автономного учреждения и при наличии соглашения учредителя с одним из указанных органов; принята норма, согласно которой автономное учреждение, так же как и бюджетное, не вправе отказаться от выполнения государственного задания; сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений.

О сроках

Значительно переработана статья Закона № 83-ФЗ, устанавливающая сроки вступления в силу его положений. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона его основные положения вступают в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. При этом с 1 января 2011 года и до 1 июля 2012 года (согласно депутатской поправке) устанавливается переходный период. В связи с этим чрезвычайно важными являются положения пунктов 15 и 16 статьи 33. Пункт 15 устанавливает право федерального органа исполнительной власти - главного распорядителя средств федерального бюджета принять в переходный период решение о предоставлении бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу, субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. При этом в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения главному распорядителю средств федерального бюджета необходимо будет представить в установленном порядке в территориальный орган Федерального казначейства соответствующие изменения, которые предполагается внести в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Пунктом 16 статьи 33 Закона № 83-ФЗ аналогичные нормы устанавливаются и для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений. Только принятие таких решений должно оформляться законом субъекта РФ и нормативно-правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления.

Указанными актами должны быть определены форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период (путем предоставления субсидий согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы) и дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Указанные акты подлежат принятию до 1 декабря 2010 года.

Таким образом, перевод конкретных федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания путем предоставления им субсидий из бюджета зависит от решения учредителя, которое может быть принято начиная с 1 января 2011 года до завершения переходного периода (за исключением тех федеральных бюджетных учреждений, которые становятся казенными в силу статьи 31 Закона). В отношении бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений такое решение принимается законом субъекта РФ и муниципальным нормативно-правовым актом.

Дата публикации:

четверг, марта 9, 2017

В нашей стране не найдется, наверное, ни одного человека, который бы так или иначе не сталкивался с государственными учреждениями. Мы все учились в школе, посещали поликлиники, отстаивали длинные очереди в налоговой инспекции или собесе. Хотя бы одно из этих мест, но обязательно знакомо гражданам России. А еще все наслышаны, а многие и лично знают об отнюдь не заоблачных зарплатах работников бюджетной сферы. Но сейчас речь не об этом. Долгое время понятие «государственное учреждение» было тождественно понятию «бюджетное учреждение». Однако не так давно в нашем законодательстве произошли некоторые изменения. В настоящий момент муниципальные и государственные организации делятся на казенные, автономные и В данной статье поговорим об одном из этих типов.

Автономное учреждение - это учрежденная Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием. Целью его является оказание услуг или выполнение работ в научной, образовательной деятельности, в сферах здравоохранения, социальной защиты, обеспечения занятости населения, культуры, спорта и прочих.

Государственное создано может быть двумя путями:

  1. Учреждение новой организации.
  2. Изменение типа действующей организации, т. е. преобразование бюджетного или казенного учреждения в автономное. Для данной процедуры необходимо решение органов исполнительной власти. Причем при смене типа учреждения учредитель, как правило, не изменяется.

Для чего же необходима данная процедура? Что получает организация в итоге?

Автономное учреждение - это организация, которой доступна большая часть льгот, положенных бюджетному учреждению, но при этом не имеющая таких же ограничений. Попробуем объяснить. Бюджетное учреждение получает определенные денежные средства от государства по расходному расписанию. Потратить их оно может только в строго определенных целях.

Кстати, это же касается и его внебюджетной деятельности. Причем за все расходы и поступления оно должно полностью отчитываться перед Федеральным казначейством РФ. Автономное учреждение - это организация, обладающая большей свободой в финансово-хозяйственном плане. Она получает финансирование от государства, которое может направлять на расходы по основному виду деятельности, на содержание имущества или уплату налогов. Но также она может получать доход от закрепленного за ней имущества, например сдавая в аренду помещение. При этом организация сама будет определять, на что тратить полученные средства, и имеет право корректировать расходы в случае необходимости. Она может объединять бюджетные средства и средства, полученные от внебюджетной деятельности. Автономное учреждение имеет право размещать финансовые средства на получая тем самым Кроме того, оно может брать кредиты. Упрощена отчетность перед Федеральным казначейством учреждений такого типа.

Автономное учреждение - это организация, имеющая возможность повысить свою доходность, а также качество услуг благодаря перечисленным выше факторам.

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей . В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета . Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями ! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия , которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы , что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления такими учреждениями, их отношения с учредителями, ответственность по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Автономным учреждением согласно п. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Являясь юридическим лицом, автономное учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
На основании ст. 5 Закона N 174-ФЗ автономные учреждения могут создаваться путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.
Решение о создании автономного учреждения принимает собственник его имущества - уполномоченный государственный или муниципальный орган.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя: им может быть РФ, субъект РФ, муниципальное образование (п. 2 ст. 6 Закона N 174-ФЗ).
Функции и полномочия учредителя автономного учреждения на основании п. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ могут осуществлять:
- федеральный орган исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662);
- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- орган местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.
Следует отметить, что создание автономного учреждения путем изменения существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ).
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.
Исходя из п. 7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг, в частности в сфере образования.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения утверждается его учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в силу п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ осуществляется с учетом расходов:
- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных учредителем;
- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Обратите внимание: если автономное учреждение с согласия учредителя сдает в аренду недвижимое имущество или особо ценное движимое имущество, закрепленное за этим учреждением или приобретенное за счет выделенных учредителем средств, то финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Пунктом 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономным учреждениям предоставлено право кроме государственного (муниципального) задания и обязательств выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, в том числе автономные образовательные учреждения вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Имущество автономного учреждения в силу п. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ, согласно которому автономное учреждение имеет право вносить недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем, а также находящееся у учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств (п. 4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2008 по делу N А62-4105/2007).
На основании п. 2 ст. 8 Закона N 174-ФЗ органами управления автономного учреждения являются:
- наблюдательный совет (в силу ст. 10 Закона N 174-ФЗ создается в составе не менее пяти и не более 11 членов);
- руководитель автономного учреждения (согласно ст. 13 Закона N 174-ФЗ в зависимости от вида учреждения им может быть директор, ректор и др.);
- иные предусмотренные федеральными законами и уставом учреждения органы, например ученый совет.
Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа осуществляются в соответствии со ст. 18 Закона N 174-ФЗ. Порядок ликвидации определен ст. 19 данного Закона.
Согласно п. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательную деятельность автономное учреждение вправе осуществлять только на основании лицензии.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ст. 91 Закона N 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.
Исходя из п. 1 ст. 92 Закона N 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию.
Порядок проведения государственной аккредитации образовательных организаций, в том числе автономных образовательных учреждений, по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования) устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
Согласно п. 11 ст. 13 Закона N 273-ФЗ порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено названным Законом.

Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который является обязательным и для автономных образовательных учреждений.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования устанавливаются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных указанным Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено ст. 99 названного Закона.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня их средней заработной платы, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. При этом расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе муниципальных автономных общеобразовательных учреждений, не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Для малокомплектных образовательных организаций (то есть малокомплектных автономных образовательных учреждений), расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.
К малокомплектным образовательным организациям органы государственной власти субъектов РФ относят образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
На основании п. 2 ст. 102 Закона N 273-ФЗ закрепленные за государственными и муниципальными образовательными организациями на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
При ликвидации образовательной организации (автономного образовательного учреждения) ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации (п. 3 ст. 102 Закона N 273-ФЗ).
При осуществлении образовательной деятельности автономные образовательные учреждения могут применять как общую систему, так и упрощенную систему налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ автономное образовательное учреждение имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), если по итогам девяти месяцев того года, в котором оно подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Это ограничение подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. На 2014 г. он равен 1,067 (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652).
Таким образом, для перехода на УСН с 2015 г. доходы учреждения за девять месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,067) (Письма Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/248, от 13.12.2013 N 03-11-06/2/54977).
Если величина доходов (по итогам отчетного или налогового периода) автономного учреждения, применяющего УСН, превысит предельный размер, установленный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, то учреждению придется перейти на общую систему уплаты налогов. Согласно указанному пункту предельный размер доходов, при котором учреждение еще вправе применять УСН, составляет 60 млн руб. Данная величина подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Учитывая изложенное, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 г. составляет 64 020 000 руб. (60 000 000 руб. x 1.067) (Письмо Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/248).
Согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН автономные образовательные учреждения:
- имеющие филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3);
- средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3). Порядок расчета среднесписочной численности работников закреплен в Приказе Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации";
- у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн руб. (пп. 16 п. 3). При этом в расчет необходимо брать только имущество, признаваемое амортизируемым согласно положениям гл. 25 НК РФ. Так, например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.
Обратите внимание: проводить проверки на соответствие критериев, установленных ст. 346.12 НК РФ, автономное образовательное учреждение должно на конец отчетного (налогового) периода. Если показатели окажутся выше предельных, то учреждение утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло такое несоответствие. Это означает, что с начала квартала автономное образовательное учреждение будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения и ему необходимо будет исчислить и уплатить в бюджет все налоги.
Также не вправе применять УСН автономные учреждения, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Напомню: согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ учреждения, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Вновь созданное автономное образовательное учреждение вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ при применении УСН образовательные учреждения освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные налоги данные учреждения уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При применении УСН автономное образовательное учреждение вправе выбрать объект налогообложения. В случае если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка согласно п. 1 ст. 346.20 НК РФ устанавливается в размере 6%.
Если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Не учитываются при определении объекта налогообложения доходы, предусмотренные п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности доходы, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.
На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям.
В силу пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными (муниципальными) образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности.
Кроме того, не включаются в налоговую базу субсидии, полученные автономным образовательным учреждением от учредителя на выполнение установленного им государственного (муниципального) задания, но при условии, что указанные учреждения ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (Письмо Минфина России от 31.07.2009 N 03-11-06/2/141).
Обратите внимание: при отсутствии раздельного учета у автономного образовательного учреждения, получившего средства целевого финансирования, эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Что касается других финансовых поступлений в автономные образовательные учреждения, то в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации услуг.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, если автономным образовательным учреждением оказываются платные образовательные услуги, то взимаемая плата за оказанную услугу является для этого учреждения доходом от реализации услуг, датой получения которого признается день поступления платы на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Порядок определения расходов для автономных образовательных учреждений, выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", установлен ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются таковыми после их фактической оплаты, на что указывает п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Замечу, что согласно данному пункту расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика - автономного образовательного учреждения, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент погашения.
Аналогичный порядок применяется в отношении уплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
При этом данные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ автономные образовательные учреждения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено данным Законом;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.
Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых также установлено данным Законом.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ расходов более чем на 50%.

Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена нормами статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания.

При формировании перечня дополнительных платных услуг и размера платы на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.

Дополнительная платная социальная услуга - социальная услуга, оказываемая сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая гражданам - потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.

Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.

Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Порядок определения платы за дополнительные платные услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано (услуги по ксерокопированию, оказание транспортных услуг, за исключением услуг «Социального такси», сдача имущества в аренду и другие).

В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости.

Для учреждений, оказывающих услуги одного вида, может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; наличие и состояние специального и табельного технического оснащения учреждений (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.)), в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного учреждения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент. При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.

При определении платы должен быть использован метод экономически обоснованных расходов. Размер платы за услуги должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на дополнительные социальные услуги за истекший период текущего. Размер платы за дополнительные платные услуги (работы) определяется на основании:

Установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения;

Размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг (производство работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

(Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»)

Лучшие статьи по теме