Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Интернет-магазины
  • Логистическая информационная система предприятия. Пример логистической системы промышленного предприятия Теоретические аспекты транспортной логистики

Логистическая информационная система предприятия. Пример логистической системы промышленного предприятия Теоретические аспекты транспортной логистики

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Калининградский государственный технический университет

Кафедра управления производством

Курсовая работа

Логистическая оптимизация деятельности предприятия на примере ООО "Совлит"

Работу выполнила

студентка группы 06-МО

Байоринайте Р.В.

Руководитель

к.э.н., доцент Паршина Л. П.

Калининград, 2010


Введение

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Совлит»»

1.1 Общие сведения (историческая справка)

1.2 Динамика основных показателей деятельности предприятия

1.4 Оценка целесообразности реорганизации организационной структуры и возможности выделения единой логистической службы

1.5 Состав основных функций логистической службы

2. «Разработка логистической системы на базе ООО «Совлит»

2.1 Разработка логистической системы

2.2 Характеристика материальных, финансовых и информационных потоков

2.3 Характеристика логистических операций (активностей)

3. «Логистическая оптимизация деятельности ООО «Совлит»

3.1 Заготовительная (закупочная) логистика

3.2 Логистика запасов

3.3 Распределительная логистика

3.4 Транспортная логистика

3.5 Экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список литературы

В период становления рыночных отношений в России появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение производственной себестоимости продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения транспортных и складских издержек. Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:

Транспортная логистика (и автотранспортная логистика в частности)

Складская логистика (логистика складирования)

Коммерческая логистика

Информационная логистика

Маркетинговая логистика

Закупочная логистика

Производственная логистика

Промышленная логистика

Логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика).

Повышенный интерес к этой науке как в мировой, так и в российской экономике обусловлен рядом факторов: быстрым ростом затрат на транспортировку, фундаментальными изменениями в философии запасов, созданием продуктовых каналов, бурным развитием компьютерных технологий, переходом от концепции рынка продавца к концепции рынка покупателя.

Иностранный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. С позиции бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и конечно же сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибуции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

Целью курсовой работы является анализ управления на предприятии с помощью современных логистических методов, логистическая оптимизация деятельности предприятия, вследствие чего разработка мероприятий по усовершенствованию работы компании.Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.Предмет исследования - организация управления на предприятии.Объект исследования – ООО «Совлит». Основным видом деятельности рассматриваемого предприятия является производство безалкогольных газированных напитков, сокосодержащих напитков, питьевой воды и минеральной газированной воды.
1. «Технико-экономическая характеристика ООО «Совлит»

1.1Общие сведения (историческая справка)

Общество с ограниченной ответственностью «Совлит» образовано в июне 1997г. Генеральный директор предприятия – Сапожников Андрей Вячеславович. Компания имеет отличную деловую репутацию и обширный список клиентов и осуществленных проектов. Успешному развитию сотрудничества ООО «Совлит» с постоянными клиентами способствуют гибкая ценовая политика и индивидуальный подход к каждому партнеру. Основными критериями при выборе поставляемой компанией продукции являются ее надежность. Такой подход в сочетании с высокой квалификацией специалистов позволяют решать задачи любой категории сложности. ООО «Совлит» использует профессиональный опыт, накопленный ведущими специалистами, а также опирается на проверенные и перспективные технологии.

Деятельность предприятия характеризуется не только постоянно растущими объемами реализации, увеличением рентабельности и чистой прибыли, пополнением и модернизацией основных фондов, но и грамотной целенаправленной кадровой политикой, ориентированной на подбор квалифицированного персонала. Практически все сотрудники административно-управленческого аппарата и более половины производственного персонала ООО «Совлит» работают с момента его создания, имеют соответствующие занимаемым должностям квалификации и практический опыт работы в сфере высоких технологий

Основной вид деятельности - производство и реализация безалкогольных газированных напитков, сокосодержащих напитков, питьевой воды и минеральной газированной воды. Производственное оборудование размещено на собственных площадях. Имеются оборудованные склады для исходных материалов и для запаса готовой продукции.

Местонахождение ООО «Совлит»: 238750, г.Советск, ул.Некрасова, д.4. ООО «Совлит» использует профессиональный опыт, накопленный ведущими специалистами, а также опирается на проверенные и перспективные технологии, разрабатывает новые нестандартные решения.

ООО «Совлит» – динамично развивающаяся компания, нацеленная на увеличение объемов реализации товаров, работ и услуг.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность на основании договоров или других форм обязательств, и свободно в выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам.

Предприятие действует, исходя из принципа полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, осуществляет самостоятельный учет результатов работы, ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет, контроль в порядке, установленном законодательством РФ.

Деятельность предприятия характеризуется грамотной целенаправленной кадровой политикой, ориентированной на подбор квалифицированного персонала. Практически все сотрудники административно-управленческого аппарата и более половины производственного персонала ООО «Совлит» работают с момента его создания, имеют соответствующие занимаемым должностям квалификации и практический опыт работы.


Таблица 1. - Основные экономические показатели ООО “Совлит” в 2008-2009 гг.

Показатели 2008 тыс.руб 2009 тыс.руб Абс. откл.тыс.руб Относит. откл.,%
1.Выручка, т.р. 18710 19566 +856 104,6
2.Прибыль от реализации товаров, т.р. 6885 7885 +1000 114,5
3.Среднегодовая стоимость имущества, т.р. 283 226 -57 79,9
4.Фондоотдача, т.р./т.р. 24,40 48,58 +24,18 199,1
5.Рентабельность реализации, % 61,6 71,8 10,2 116,6
6.Объем реализуемых товаров, т.р. 11174 10980 -194 98,3

Таким образом, из данной таблицы можно сделать вывод, что состояние фирмы улучшилось и об этом говорит динамика следующих показателей:

· выручка увеличилась на 856 тыс. руб.;

· фондоотдача увеличилась на 199%;

· значительно возросла рентабельность реализации на 16,6%;

1.3 Характеристика организационной структуры ООО «Совлит»

На предприятии существует линейно-функциональная структура управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на рабочих местах: в каждом хозяйственном подразделении предприятия действует тщательно подобранный персонал, координирующий работу конкретного субъекта в соответствии с генеральной стратегией фирмы.

Общее руководство деятельностью фирмы осуществляет генеральный директор. В его непосредственном подчинении находятся главный технолог, коммерческий директор, главный бухгалтер, главный экономист, заместитель директора по общим вопросам. Организационная структура управления ООО «Совлит» представлена в схеме на рис. 1.

Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия.

Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой, способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

Значимым элементом любой логической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

а) техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

б) информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

в) математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные информационные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупности средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.

Обусловлен вывод, определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).

Информационные системы в логистике имеют возможность создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран (рисунок 4).

Рисунок 4. - Виды информационных систем, применяемых в логистике

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

1. плановые;

2. диспозитивные (или диспетчерские);

3. исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются функциональными и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможны следующие решаемые задачи:

· создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

· управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными;

· планирование производства;

· общее управление запасами;

· управление резервами

· и другие задачи.

Дизпозитивные информационные создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. В данном случае решению подлежат следующие задачи:

· детальное управление запасами (местами складирования);

· распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом;

· отбор грузов по заказам и их комплектование;

· учет отправляемых грузов

· и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами решаются задачи, связанные с:

· контролем материальных потоков,

· оперативным управлением обслуживания производства,

· управлением помещениями и т.п.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. Следовательно, при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики, должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, необходимо соблюдать и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.

Рисунок 5. - Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода

Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, складах, и на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают:

1. вертикальную

2. горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

· возрастает скорость обмена информацией;

· уменьшается количество ошибок в учете;

· уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

· совмещаются разрозненные информационные блоки

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Четкое соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

· обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

· повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

· снизить их стоимость;

· ускорить их построение.

Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, а это - выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина».

Обработка информации, циркулирующей в логистических системах, лежит в основе процесса управления материальными потоками

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Его существование возможно в виде бумажных и электронных документов.

Признак классификации

Рисунок 6. Виды информационных потоков в логистике

Виды информационных потоков:

1. в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

2. в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

3. в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

· опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

· опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

· одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

· вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Управлять информационным потоком возможно:

· изменяя направление потока;

· ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема;

· ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица - бит. При использовании ЭВМ информация измеряется байтами.

На практике информация о хозяйственной деятельности, как правило, измеряется также:

· количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

· суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.

Помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и ценные операции, сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако, именно логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Вывод к главе 1

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

История возникновения и развития логистики уходит далеко в прошлое. В данной главе рассмотрено много трактовок логистики. Хочется добавить, логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Она представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

Есть несколько уровней развития логистики на предприятиях. В данной главе подробно рассмотрены все четыре уровня развития логистики и факторы, влияющие как на них, так и на развитие логистики в целом. Анализ уровней развития изучаемой науки наглядно показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности.

В главе дано само понятие логистической системы и рассмотрены ее основные черты. Любая логистическая система состоит из совокупности подсистем, звеньев и элементов, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. На основании этого построена логистическая цепочка. Из этого следует, что формирование логистической системы является важнейшей задачей стратегического планирования бизнеса компании.

Деятельность любого предприятия или организации в значительной мере зависит от развития информационных связей с внутренней и внешней средой. Следовательно, одним из элементов логистического менеджмента является управление информационным процессом, которое имеет свои специфические характеристики:

· во-первых, информационную направленность и скорость принятия решений;

· во-вторых, учет протекающих прямых и обратных информационных процессов при принятии управленческих решений;

· в-третьих, организацию информационного обеспечения в условиях сложившейся системы обмена данных на предприятии и его организационной структуры.

Оглавление
Введение. 2
Раздел 1. 3
Глава 1. Информационные потоки в логистике 3
1.2. Характеристика информационных потоков 5
Глава 2. Информационные логистические системы 6
2.1. Общие сведения об информационных логистических системах 6
2.2. Виды информационных логистических систем 8
2.3. Принципы построения информационных логистических систем 10
2.4. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов 13
Раздел 2 15
Глава 1. Логистические информационные системы на примере книжных предприятий. 15
1.1. Организация входных потоков информации о книгах 15
1.2. Организация внутренних потоков информации (информационное обслуживание сотрудников) 18
1.3. Организация выходных потоков информации 21
Заключение. 24
Библиографический список: 25

Введение

Информационная логистика - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.
Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.
Информационная логистика должна выполнять следующие функции:
    собирать возникающую информацию;
    анализировать информацию;
    перемещать информацию;
    накапливать и хранить информацию;
    фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
    объединять и разъединять информационные потоки;
    выполнять элементарные информационные преобразования;
    управлять информационным потоком.
Информация (экономическая) - совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

Раздел 1.

Глава 1. Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:
    в зависимости от вида связываемых потоком систем:
горизонтальный(поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы;
    в зависимости от места прохождения:
внешний (поток протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);
    в зависимости от направления по отношению к логистической системе:
входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределю логистической системы, либо одной из подсистем);
    в зависимости от срочности:
обычные, срочные и очень срочные;
    в зависимости от степени секретности:
обычные, содержащие коммерческую тайну и содержащие государственную тайну;
    в зависимости от значимости почтовых сообщений:
простые, заказные, ценные;
    в зависимости от скорости передачи:
традиционные(почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);
    в зависимости от области охвата:
местные, иногородние, дальние, международные.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
    опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
    опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
    одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
    вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.
Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза.
Опережение информационным потоком материального предпочтительней. Это дает возможность лучше подготовится к приему грузов.

1.2. Характеристика информационных потоков

Информационный поток характеризуется следующими показателями:
    источник возникновения;
    направление движения потока;
    скорость передачи и приема;
    интенсивность потока и др.
Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.
Информационные потоки характеризуются с помощью нескольких оценок:
    Источники возникновения сообщений могут быть различными: как от участников логистических цепей, так и от смежных с ними организаций;
    По направлению информационные потоки могут быть горизонтальными и вертикальными, прямыми и косвенными. Горизонтальные – это сообщения между участниками одного уровня. Вертикальные – это потоки между руководящим и подчиненным уровнем управления. Прямое направление – для исполнения требований, имеющихся в сообщении. Косвенное направление – отправка копий сообщения только для ознакомления с данным вопросом.
    Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении. Третий способ – учет числа знаков в сообщении – оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения.
    Периодичность информационных потоков – характеризует частоту их формирования.
    Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия.
    Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет.
    Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения.
    Различен и порядок хранения информационных сообщений.

Глава 2. Информационные логистические системы

2.1. Общие сведения об информационных логистических системах

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 1)

Рис.1.1. Разделение информационных систем
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
    информационное обеспечение, которое включает себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
    математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.
Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем.
Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

2.2. Виды информационных логистических систем

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью
управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
Значит информационные логистические системы можно подразделить на две группы: макро- и микрологические.
Макрологические системы работают на уровне региона, страны или группы стран.
Микрологические системы работают на уровне отдельного предприятия. На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
    плановые;
    диспозитивные (или диспетчерские);
    исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
    создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
    управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;
    планирование производства;
    общее управление запасами;
    управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
    детальное управление запасами (местами складирования);
    распоряжение внутрискладским или внутризаводским) транспортом;
    отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем. Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечит многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Автоматизированные информационные системы имеют режим работы:
    информационно-спрвовчный;
    сортировки и группировки;
    аналитический;
    расчетный;
    советующий;
    обучающий;
    оптимизационный.

2.3. Принципы построения информационных логистических систем

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип - последовательного продвижения по тапам издания системы - должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
При разработке информационных систем следует соблюдать такие рекомендации:
    внедрить методы измерения и сравнения логистических показателей;
    определить системы оценки результатов обслуживания потребителей;
    установить нормативы для каждого вида логистических процедур;
    создать хранилища данных, с целью облегчения доступа к данным всех менеджеров предприятия, потребителям и поставщикам;
    установить систему оценки и контроля, которая объединяется с системами обслуживания заказов и планирования логистических операций, управления заказами.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня: Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень - участок, цех, склад где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально- технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы включают логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена в Таблице 1.

Таблица 1.1. Схема вертикальных информационных потоков
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
    возрастает скорость обмена информацией;
    уменьшается количество ошибок в учете;
    уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
    совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

2.4. Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. "Вся система движения товаров - это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления"
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (распознавать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения - на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
Автоматический сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои технологические преимущества. Например, код с прямоугольным контуром - код ITF-14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
Для кодирования большого объема информации на ограниченной поверхности может применяться код 2 из 5 с чередованием".
В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы дополнительная информация, номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.
В сфере обращения широкое применение получил код EAN, который час
и т.д.................

Одной из первых логистических информационных систем, получивших широкое распространение, является система «Канбан», разработанная японской фирмой Toyota (рисунок 3.8). Эта система обеспечивает согласование всех стадий производственного процесса по принципу «just in time». Основополагающим принципом действия, заложенным в эту систему, является «вытягивание» (pull) поставок с предшествующих операций по мере расходования продукции. Каждая деталь (партия) снабжена карточкой заказа «кабан». Само название системы происходит от названия данной карточки. По мере расходования продукции карточка заказа поступает на предыдущие рабочее место в технологическом процессе производства.

Цеха и рабочие места связаны между собой не общим планом, а заказом, который позволяет настраиваться на измерения спроса. Естественно, производственные мощности должны позволять адаптироваться на данные изменения.

Система «Кабан» применяется как для внутрипроизводственного управления поставками партий продукции, так и между предприятиями.

Имеется несколько типов системы «Кабан», предусматривающих:

    поставку равными партиями при варьировании времени между поставками;

    поставку партий продукции через равные промежутки времени при варьировании размера партии;

Рис. 3.8. Принцип действия логистической информационной системы «Канбан»

    варьирование как размера партии, так и времени поставки;

    учет особенностей производства путем варьирования состава (номенклатуры и количества) продукции в партии.

Эффективность системы «Кабан» состоит в:

    согласовании объема производства с рыночным спросом на готовую продукцию;

    снижении объемов незавершенного производства;

    сокращении складских запасов материалов, комплектующих и готовой продукции на складах и затрат на их хранение.

Современные корпоративные информационные системы содержат логистические модули. Так, корпоративная информационная система «Галактика» обеспечивает решение следующих логистических задач в составе контура логистики:

    Складской учет;

    Управление договорами;

    Управление производственной логистикой;

    Управление материально-техническим обеспечением;

    Управление заказами;

    Расчеты с поставщиками и получателями;

    Управление снабжением;

    Управление сбытом.

Контрольные вопросы:

    Назовите основные звенья логистической цепи.

    В чем состоят парадигмы создания логистической информационной системы?

    Назовите общие и частные показатели логистической информационной системы.

    Охарактеризуйте структуру модели управления запасами.

    В чем состоит информационная поддержка определения оптимального объема партии пополнения запасов: модель Уилсона?

    В чем состоит информационная поддержка управления денежными активами предприятия: модель Баумола?

    Раскройте содержательную постановку комплекса функциональных задач логистической информационной системы распределения товаров по филиалам дистрибьюторской фирмы.

    В чем состоит информационная поддержка матричной модели выбора структуры предложения с учетом гарантированной прибыли?

    Охарактеризуйте биматричную модель оценки структуры предложения с учетом гарантированной и упущенной прибыли.

    В чем состоит информационная поддержка модели оптимального периода пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы при случайном спросе?

    Приведите формализованную постановку задачи нахождения оптимальной последовательности объезда транспортным средством филиалов межрегиональной торговой фирмы.

    В чем состоит информационная поддержка модели нахождения оптимальной последовательности объезда транспортным средством филиалов межрегиональной торговой фирмы?

    Приведите формализованную постановку транспортной задачи пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы.

    В чем состоит информационная поддержка модели пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы?

    Приведите формализованную постановку задачи выбора поставщиков межрегиональной торговой фирмы.

    В чем состоит информационная поддержка модели выбора поставщиков межрегиональной торговой фирмы?

Лучшие статьи по теме