Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Интернет-магазины
  • Научные подходы к инновационному менеджменту. Научные подходы к инновационному менеджменту Задачами системы управления инновационной деятельностью можно считать

Научные подходы к инновационному менеджменту. Научные подходы к инновационному менеджменту Задачами системы управления инновационной деятельностью можно считать

Понятие "управление" трактуется как воздействие на различные объекты, которое имеет целью его упорядочение, совершенствование и развитие.

В ранних учебниках по научным основам управления производством управление определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

Английское значение понятия управления выражается словом "менеджмент". Менеджмент с содержательной точки зрения - это способ управления, руководства, координации и контроля; использование таких ресурсов, как труд, капитал, и других с максимальной эффективностью. На основании такой точки зрения инновационный менеджмент - это целенаправленная система управления инновационной деятельностью, ее ресурсами, людьми, участвующими в разработке и внедрении новшеств с целью достижения максимальной эффективности инноваций как важнейшего фактора социально-экономического развития.

Зародившись в конце XIX в., наука об управлении прошла сложный путь развития. Первые попытки обобщения практического опыта в управлении сменились созданием школы научного менеджмента, основателем которой был Ф.У. Тейлор.

Впоследствии на смену первоначальным теориям пришли теории, требующие учета сложной совокупности научно-технических и социально-экономических факторов. Последующие школы менеджмента основывались на эволюции управленческой мысли. Так, на определенном этапе ученые стали рассматривать теорию управления с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и рационального и социального факторов менеджмента.

На фоне научно-технического прогресса и стремительной эволюции внешней среды происходила эволюция теории и практики управления. Основные этапы эволюции науки об управлении под влиянием разных школ и подходов показаны на рисунке 3.1.

Рис. 3.1

Особенность эволюции управления как научной дисциплины заключалась в том, что она развивалась на основе нескольких школ управленческой мысли, которые частично совпадали, а частично дополняли и совершенствовали друг друга. Этим объясняется, что как в традиционном, так и в инновационном менеджменте использовались знания и приемы различных школ, а процесс управления опирался как на теоретические концепции менеджмента, так и на различные научные подходы и практические приемы.

Это объясняется высокой сложностью и низкой детерминированностью объекта управления. Фактически было необходимо разработать алгоритмы оптимального управления научными, техническими, технологическими, социальными и смешанными системами.

Менеджмент как наука является междисциплинарным исследованием, использующим широкий спектр методов социологии, психологии, логики, педагогики, науковедения, математики и кибернетики, различных технических и экономических наук.

Эволюция науки управления основывалась на обогащении содержания и принципов управления, а также на совершенствовании его функций, методов и приемов.

Различные концепции и подходы к инновационному менеджменту как к науке представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте

Основные, базовые подходы и концепции

Формы их реализации и результаты

Классическая школа

1. Принципы разделения труда.

1 Дисциплина.

2. Единство цели и руководства.

2 Порядок.

3 Власть и ответственность.

3 Справедливость и вознаграждение.

4 Соотношение централизации и децентрализации.

4 Эффективность.

5 Вертикальная цепь менеджмента.

5 Подчинение главной цели компании.

Поведенческая школа

1 В центре внимания человеческий ресурс.

1. Наиболее эффективное использование потенциала работника.

2 Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений.

2. Повышение производительности.

3. Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности.

3. Повышение удовлетворенности работника.

4. Мотивация персонала.

4. Гибкая система вознаграждений и поощрений.

Научная школа

1. Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента.

1. Создание предпосылок для оптимального функционирования.

2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров.

2. Увеличение производительности труда.

3. Значение планирования и прогнозирования.

3. Повышение эффективности и стабильности производства.

4. Значение обеспечения ресурсами.

4. Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности.

5. Моральное и материальное стимулирование труда.

5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности.

Процессный подход

1. Понимание менеджмента как процесса.

1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления.

2. Анализ факторов воздействия на процесс.

2. Разработка и оптимизация функций управления.

3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления.

4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.

4. Повышение эффективности управленческих решений.

Системный подход

1. Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно-технической системы.

1. Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера.

2. Анализ внешней и внутренней среды системы.

2. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений.

3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую

3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности.

4. Вычленение из системы научно-технической и "человеческой" составляющих.

4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов.

5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.

5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации.

6. Функциональное единство элементов и подсистем.

6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.

Социально-психологический подход

1. В центре внимания личность работника.

1 Оптимальное воздействие на работника.

2 Исследование межличностных отношений.

2 Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление

3 Исследование групповой динамики.

3 Использование неформальных методов координации, руководства и организации.

4. Использование конфликтологии.

4. Повышение эффективности управления

5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей.

5. Единство морального и материального вознаграждений работника.

6. Применение теории ожиданий.

6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.

Жизнециклический подход

1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма.

1. Четкое планирование, координация и руководство.

2. Изучение стадий жизненных циклов.

2. Повышение информированности и компетентности менеджера.

3. Определение критических точек развития.

3. Принятие более точных и оптимальных решений.

4. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов.

4. Возможность разработки эффективной стратегии.

5. Выявление тенденций роста.

5. Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.

Количественные математические подходы

1. Применение эконометрических моделей.

1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений.

2. Применение аппарата производственных функций.

2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы.

3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты -- эффективность".)

3. Точность расчетов экономической эффективности

производственной деятельности.

4. Применение стохастических (вероятностных моделей.

4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков.

Проектный подход

1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.

1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий.

2. Бизнес-планирование проекта.

2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей.

3. Анализ проекта.

3. Проведение технико-экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков.

4. Оценка проекта.

4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.

5. Организация финансирования инновационного проекта.

5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков под проект.

Маркетинговый подход

1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга.

1. Направленность деятельности фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию новшеств с учетом запросов потенциального потребителя.

2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных преимуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д.

2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конкурентов, видов и форм конкуренции.

3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.

3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок. Разработка мероприятий и этапов позиционирования новшества.

Введение

1. Инновационная деятельность

3. Научные подходы к инновационной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное развитие мирового сообщества характеризуется системной интеграцией экономик государств, международной концентрацией капитала, интеграцией мировых рынков и глобализацией хозяйственной деятельности компаний. Важнейшими его факторами становятся научно-технический прогресс и интеллектуализация основных факторов производства.

Экономическое и технологическое доминирование США, Японии и стран Европейского Содружества основано на наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности и обеспечивает этим странам политическое господство в мире.

Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства этих государств перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволит сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.

В связи с этим стратегическое значение государственной политики приобретает инновационная деятельность компаний, содержанием которой является разработка и вывод на рынок новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, создание и применение новых знаний.

Структурная и организационная специфика инновационного процесса при его осуществлении в значительной мере определяется неопределенностями всех уровней. Неопределенности в инновационном процессе приводят к ограничению использования оптимизационных методов управления, обусловливая необходимость применения адаптивных подходов.

Значительные успехи в управлении инновационной деятельностью достигнуты рядом крупных зарубежных компаний. Изучение их практического опыта в области разрешения проблем управления инновационной деятельностью может оказаться весьма полезным и для российских компаний.

Несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблемы управления инновационной деятельностью, не до конца изученными остаются вопросы, связанные с комплексной интеграцией системы управления инновационной деятельностью в процессе формирования целей и стратегий развития российских компаний, функционирующих в конкурентной рыночной среде.

Однако на микроэкономическом уровне анализ инноваций, как обособленный раздел экономической науки начал развиваться гораздо позже. Развитие оценки нововведений за рубежом происходило в рамках оценки эффективности инвестиций и управления финансами предприятий, и связаны с именами Брайна Т., Валента Ф., Друри К., Кляйнкнехта А., Койре А., Купера Дж., Менша Г., Мэнсфилда Э., Найта К., Санто Б., Сэвидж Л., Твисса Б., Фишера И., Фридмана П., Фримена К., Шумпетера Й., Янча Э. и др.

В нашей стране вопросы оценки экономической эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий находят отражение в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Валдайцев С.В., Глазьев С.Ю., Гохберг Л.М., Завлин П.Н., Ильенкова С. Д, Казанцев А.К., Келле В., Кондратьев Н.Д., Ковалев В.В., Крылов Э.И., Миндели Л.Э., и др.

Цель работы рассмотреть научные подходы к инновационной деятельности.

Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения задач: выявление специфики инновационного процесса; анализ современного инструментария, и научных подходов управления НИОКР.

1. Инновационная деятельность

Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла. В настоящее же время эффективность использования ресурсов в России в два-три раза ниже, чем в промышленно развитых странах, удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке продукции составляет около одного процента. Производительность труда в отраслях народного хозяйства Российской Федерации в 4-10 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. По качеству жизни россияне находятся примерно на 60-м месте в мире. Кроме перечисленных выше причин подобного падения российской экономики, хотелось бы еще отметить мизерное финансирование образования и науки из госбюджета (в 50 - 100 раз меньше, чем в промышленно развитых странах, в расчете на одного человека).

Для выхода России из системного кризиса необходимо разработать целевые комплексные программы по различным направлениям экономики (по повышению конкурентоспособности, совершенствованию систем управления, в том числе менеджмента, активизации инновационной деятельности и др.). Необходимо правильно использовать такое огромное конкурентное преимущество, как размер запасов природных ресурсов (по этому показателю Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в четыре раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности, политической неустойчивости экономики и других причин еще не наметилась стабилизация российской экономики.

2. Содержание системы инновационного менеджмента

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т.д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов. На наш взгляд, главным из них является построение структуры системы инновационного менеджмента, которая представлена на рис.1.

Условные обозначения к рис.1:

1.1 - научные подходы к инновационному менеджменту;

1.2 - функции менеджмента;

1.3 - методы менеджмента;

2.1 - формирование портфеля новшеств;

2.2 - формирование портфеля инноваций:

3.1 - правовое обеспечение;

3.2 - методическое обеспечение;

3.3 - ресурсное обеспечение;

3.4 - информационное обеспечение;

4.1 - стратегический маркетинг;

4.2 - НИОКР по новшествам и инновациям;

4.3 - организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций;

4.4 - производство новшеств;

4.5 - сервис инноваций;

5.1 - управление персоналом;

5.2 - разработка управленческого решения;

5.3 - координация выполнения инновационных проектов.

Рассмотрим содержание компонентов системы

"Выход" системы.

Анализ системы начинается с ее "выхода" - выпускаемых фирмой товаров (продукции, услуг, новшеств и т.п.). Главное требование к "выходу" - обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем (внутреннем) рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования фирмы. Основным условием обеспечения потенциальной конкурентоспособности "выхода" системы является высокое качество стратегических маркетинговых исследований.

Затраты на последующих стадиях жизненного цикла товара растут высокими темпами. Например, затраты на НИОКР в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг. Затраты на организационно-технологическую подготовку производства в 2 - 5 раз больше затрат на НИОКР. Материализация объекта НИОКР в производстве требует еще больших затрат. Чем больше программа выпуска объектов, тем меньше доля предпроизводственных затрат в совокупных затратах за жизненный цикл объекта. Затраты на использование (эксплуатацию) товаров длительного пользования (более одного года) в несколько раз больше цены объекта. Например, затраты за 10 лет эксплуатации транспортных средств, металлорежущих станков, горного оборудования, сельскохозяйственной техники в 10 - 20 раз больше их цены. К эксплуатационным затратам относятся затраты на: энергию: топливо; запасные части; вспомогательные материалы; амортизацию основных производственных фондов, используемых при проведении технического обслуживания и ремонта техники; оплату труда обслуживающего и ремонтного персонала; отчисления на социальные нужды и т.п.

В результате этого на сегодняшний день УНИК большинства вузов представляет собой раздельно функционирующие учебный, научный и инновационный блоки. Более понятными и отработанными являются функциональные и экономические связи между научным и инновационным блоками, развивается их внутренняя и внешняя структуры, имеются признаки единого управления и координации инновационной деятельности в научно-технической (технологической) сфере. Активное и ускоренное внедрение инновационных подходов к управлению ресурсами и результатами НИД вузов ускорит формирование облика современного университета как единого университетского комплекса нового (предпринимательского) типа.  


Таким образом, основными признаками инновационного подхода к научной и образовательной деятельности являются  

Инновационный подход к взаимодействию высшей школы и промышленности  

Вуз как производитель и предприятие как потребитель работников интеллектуального труда связаны законами спроса и предложения. Использование предлагаемого нами инновационного подхода позволит вузу производить оценку перспективных потребностей предприятия в работниках интеллектуального труда с целью подготовки необходимых кадров для предприятия.  

Взаимодействие между предприятием и вузом должно начинаться еще на этапе, предшествующем учебному процессу, что существенно повышает эффективность деятельности обоих участников взаимодействия. Прогнозирование и учет перспективных потребностей в работниках интеллектуального труда позволят предприятию своевременно реагировать на тенденции развития отрасли и действовать адекватно складывающейся ситуации. Задача вуза - помочь предприятию развиваться согласно требованиям времени и конъюнктуры рынка , а предложенный нами инновационный подход позволяет сделать это.  

И это, прежде всего, относится к преподаванию иностранного языка. Инновационные подходы к решению задач обучения иностранному языку на качественно ином уровне требуют нового учителя - творческого, свободного от традиционных догм, умеющего  

такие конфликты Развитие такого обменом информацией друг друга компромиссное решение эффективной работе нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации , чтобы получить нужный положительный эффект. Так, визирование документов в разных службах и отделах - один из таких случаев.  

Следует отметить и то, что переход к рынку потребовал от менеджеров разных уровней освоения функций и видов деятельности , какими им вовсе не приходилось заниматься ранее, а если и приходилось, то не так глубоко и обстоятельно, как сейчас. Этим объясняется та роль, которая в учебнике отводится маркетингу, финансовому менеджменту , рисковому управлению, работе на рынке ценных бумаг , стратегическому планированию и управлению, инновационному менеджменту , организационному поведению , рекламной деятельности, использованию информационных технологий . Такая направленность системы знаний отвечает расширению использования инновационного подхода к управлению и поля деятельности менеджеров-профессионалов рыночной формации - поиску рыночных ниш и платежеспособных потребителей, формированию корпоративной культуры , применению сетевого управления и новых форм кооперации, определению конкурентных преимуществ и главных компетенций фирмы, развитию новых продуктов , освоению наукоемких технологий и новейших средств связи.  

Инновационный подход - целевое изменение в функционировании предприятия как единого объекта управления . Повышение инициативности работников, развитие их творческого потенциала.  

Это говорит о том, что инновационный подход к ресурсам является эффективным средством получения дополнительных выгод.  

D-N-модель была с таким успехом использована в области естественных наук, что ее начали приравнивать к научному методу . По иронии судьбы модель эта была в значительной степени превзойдена современными естественными науками общественные науки, тем не менее, все еще пытаются соперничать с достижениями естествознания девятнадцатого века. Попытки эти безуспешны, поскольку, как мы уже видели, предмет исследования не укладывается в рамки D-N-модели. Однако, как показала квантовая физика, научный подход не всегда ограничивается D-N-моделью статистические , вероятностные обобщения могут оказаться более продуктивными. Мы также не должны игнорировать возможность разработки инновационных подходов, не имеющих прототипов в области естественных наук. При различиях в предмете исследования , неизбежно должны существовать и различия в методах его изучения.  

В настоящей книге я исследую такой инновационный подход, но прежде чем я перейду к нему, я хочу обеспечить, что он не будет оцениваться по стандартам D-N-модели. Мир несовершенного понимания не поддается обобщениям, которые могут быть использованы для объяснения и прогнозирования конкретных событий. Симметрия между объяснением и предсказанием существует только при отсутствии мыслящих участников. В противном случае прогнозы всегда будут обусловлены восприятиями участников таким образом, они не могут обладать  

Реализация инновационного подхода базируется на совмещении исследований и  

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс , происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.  

Руководители нового типа предпочитают закладывать основы инновационного подхода, направляя наиболее ценных сотрудников или команды в горячие точки предприятия желание открывать новые горизонты активизирует деятельность всего предприятия Вместо анализа личного дела каждого сотрудника и отмеченных там навыков руководитель использует его энергию для выполнения ключевых задач (от работы - к проектам, от навыков - к инновациям).  

Стать лидером можно, только базируя свое производство на технологиях нового поколения, то есть используя стратегию опережающего, а не догоняющего инновационного развития. В полной мере это относится и к организационным технологиям. Возможно именно использование на крупных многопрофильных промышленных предприятиях реинжиниринга, как наиболее инновационного подхода к методам перепроектирования действующих структур бизнеса, позволит им добиться конкурентного преимущества , а нашей стране занять соответствующее место в мировом экономическом сообществе.  

На чем основаны инновационные подходы к развитию территорий и МО  

Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности , т. е. на основе разработки и внедрения новшеств. Факторы производства научно обоснованной инновационной деятельности , а не этапами развития экономики, как считает М. Портер.  

Приведем также "армейский" совет, годный и для ПР "Каждая целевая аудитория требует инновационных подходов для воздействия на ее поведение".  

Работать на Балтике - престижно, но в то же время - ответственно. Необходимость наращивания конкурентных преимуществ в условиях современного бизнеса требует от компании новых инициатив и инновационных подходов. Одной из главных задач в 2004 г. стало формирование новой команды службы маркетинга . Обновленная маркетинговая стратегия и амбициозные планы по увеличению рыночной доли всех брендов потребовали свежих идей, нестандартного мышления и серьезной работы над маркетинговыми планами . Осуществить эту задачу смогли молодые профессионалы, чьи знания и опыт помогли принятию качественно новых решений и определили будущие успехи компании.  

Чтобы укрепиться на рынке, все в большей степени нужны инновационные подходы, новые идеи, в том числе и в рекламе, которые часто работают более эффективно, чем большие средства в рекламных бюджетах.  

Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей , являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности , а не ее целью.  

Использование инновационного подхода при формировании структуры предприятия предопределило, что на предприятии определенные функции структурных подразделений объединяются в направления, составляющие инновационно-технический блок во главе с главным инженером предприятия. Все формализованные и неформализованные интеллектуальные силы входят в этот блок, который функционально осуществляет инновационно-техническую политику, на основании которой разрабатывается перспективный план технического перевооружения . По мере создания финансовой базы формируется годовая программа реализации перспективного плана технического перевооружения.  

Когда руководители более всего нуждаются в навыках решения проблем. Высокий уровень навыков решения проблем требуется для тех, чья работа включает новые ситуации, необходимость объединения усилий разных людей, прояснение деловых целей, анализ сложной информации и проведение детализированного планирования. Каждому менеджеру необходимо умение решать часто встречающиеся проблемы, но навыки решения проблем высокого уровня необходимо проявлять там, где часто приходится адаптироваться к меняющейся обстановке и проявлять инновационный подход. Навыками реше-  

В чем сущность инновационного подхода  

Инновационный подход разработка новой продукции Дифференциация продукции и технологий Вертикальная интеграция и диверсификация Реализация синергического эффекта в результате объединения технологических потенциалов разных фирм  

Инновационные подходы в науке Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания Сб. статей / Отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д, 1995.  

Участие в инновационной работе в возрастающих объемах становится формой самовыражения, новаторства, компетенции большинства работников предприятий. Потребности инновационного подхода к работе обусловили внедрение новой концепции подготовки кадров , в основе которой - становление и развитие творческой личности,  

Полученная информация не означает принятия решения о необходимости слепого подражания, стратегические решения обычно не принимаются адаптивным методом. Скорее всего, она может послужить отправной точкой к инновационным подходам, быть использована для оценки степени риска.  

Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией , согласованием различных позиций и желанием понять друг друга . В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение , основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства,  

Инновационный подход основан на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой . Это касается внедрения нововведений, новых технических решений , неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта . Залог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом , но и опережать его.  

При инновационном подходе необходимо помнить чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества право принимать решения и отвечать за конечные результаты . Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.  

На практике свойства коммуникационное, композиционное и комбинаторное организации чаще всего рассматриваются и реализуются в тесной взаимосвязи в виде основных составляющих единого и комплексного инновационного подхода и ресурса формирования, функционирования и развития новых организаций. Именно ими определяется перспектива организационных изменений , их содержание, направленность и эффективность.  

Понятно, что анализируемая конфигурация отражает только самые общие направления и распространенные формы классификации социальных организаций в последовательности построения основных взаимосвязей между ними. Но вместе с тем она создает конструктивные условия для достаточно четкого определения директории формирования практически любого, в том числе и пока никогда не создававшегося, социального образования. Формируя систему новых взаимосвязей, такой инновационный подход, в свою очередь, также будет определять то или иное построение ранее не имевшейся конфигурации и новое содержание элементов и связей классификации социальных организаций.  

В течение 21 месяца компания "Blue Bell" уменьшила размеры своих запасов более чем на 31% с 371 до 256 млн. долл. -без уменьшения объема продаж или снижения уровня обслуживания благодаря использованию количественных моделей и методов управления запасами . Успех обеспечили удачная комбинация инновационных подходов и энтузиазм менеджеров. Многие из этих моделей абсолютно стандартные, однако использование специфической системы маркировки сделало возможным их удачное практическое применение . Менеджмент уделил серьезное внимание развитию системы и обеспечению ресурсов, способствующих успеху проекта.  

Осуществление инновационных подходов в формировании организационных структур фирмы должны получить в бизне-плане должное отражение. Это же в полной мере относится к внедрению корпоративной культуры.  

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа , а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.  

Учебник, который вы держите в руках, во многом представляет собой методически-инновационный подход, безусловно требующий дальнейшего совершенствования и развития. Авторы будут благодарны за высказанные предложения, рекомендации и замечания, которые можно направить по адресу 109542, г. Москва, Рязанский проспект, д. 99, Государственный университет управления, кафедра теории организации

Инновативность предприятия определяется его способностью эффективно изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, быстро реагировать на изменения рынка (складывающейся конъюнктуры, потребностей, спроса) и извлекать максимальные преимущества из развития собственных ресурсов (использование новых технологий для продуктовых инноваций, оптимизация процесса производства за счет технологических инноваций, оптимизация всех бизнес-процессов посредством организационных инноваций). Скорость реакции предприятия, выражающаяся в активной инновационной политике, зависит от эффективности менеджмента – систем планирования, организации, координации, стимулирования и контроля. Основные стратегические подходы к созданию и управлению инновациями: 1) введение внутренних инновационных венчуров; 2) участие в стратегических альянсах с целью доступа к необходимым технологиям; 3) покупку инноваций или инновационных мощностей. Внутренние венчуры предполагают деятельность по созданию изобретений и инноваций внутри одной организации. Внутреннее предпринимательство состоит из двух процессов: 1. Автономное стратегическое поведение представляет собой процесс, направленный снизу вверх, при котором инициаторы (или защитники продукта – работники, обладающие предпринимательским взглядом на новый продукт и стремящиеся поддержать его коммерциализацию) продвигают идеи новых продуктов, координируя и развивая коммерциализацию нового товара или услуги до обретения ими рыночного успеха. Иногда автономное стратегическое поведение может изменять стратегическое намерение и миссию фирмы, а значит, корпоративные и деловые стратегии. 2. Индуцированное стратегическое поведение – это процесс, направленный сверху вниз, при котором текущая стратегия и структура способствуют соответствующим (определенным этой стратегией и структурой) инновациям. В этой ситуации стратегия как бы фильтруется через действующую структурную иерархию. Индуцированные процессы могут противостоять введению внутренних венчуров. Эффективные процессы внутреннего предпринимательства могут состояться только при условии постоянной корректировки индуцированной инновационной стратегии фирмы в соответствии с перспективными разработками (автономным стратегическим поведением) со стороны исследовательских подразделений. В противном случае будут преобладать малые нововведения и маловероятен технологический прорыв. Наиболее эффективным способом организации внутренних венчуров признаны межфункциональные продуктовые команды. Их основное преимущество: 1) эффективное использование сложных производственных технологий, уменьшение времени, необходимого для выведения товара на рынок, улучшение качества продукта. Стратегические альянсы как подход к созданию и управлению инновациями обусловлены невозможностью для одной (даже крупной) фирмы обладать всеми знаниями и самостоятельно развивать все технологии и ноу-хау, необходимые для успешной конкуренции в течение долгого времени. Покупка инноваций: приобретения и венчурный капитал. Данный подход к созданию и управлению инновациями основывается на приобретении инновации или инновационных мощностей у внешней организации. В современной экономической практике популярность для крупных фирм стратегических альянсов и приобретений возрастает, одна из причин этого – рост общего инновационного уровня экономик большинства стран. Вместе с выгодой от приобретения инноваций этот путь не лишен и существенных рисков. Основной риск этого метода заключается в том, что покупка инноваций может замедлить развитие фирмой способностей производить инновации внутри себя. Венчурный капитал. Вложения капитала на ранних стадиях разработки проекта и возможность наблюдать, что получится из нового венчура, может затем привести к приобретению, лицензированию технологии, правам на маркетинг продукта, возможно, предоставит международные перспективы. Поэтому крупные фирмы часто рассматривают венчурный капитал как окно в будущее технологическое развитие и способ участия в новом бизнесе. Другой подход к созданию инноваций через венчурный капитал заключается в выделении своих высокотехнологичных продуктовых подразделений в независимые компании, при этом удерживая контроль над ними. Перечисленные стратегические подходы к управлению инновациями касаются, главным образом, крупных фирм. Однако самостоятельные малые инновационные фирмы (наряду с внешними венчурами крупных компаний) играют заметную роль в создании революционных инноваций.

Современные подходы к управлению инновационным процессом

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).

Определим базовые понятия, имеющие место в публикациях, посвященных управлению образованием.

«Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования»(Э.М. Роджерс) .

Инновация - специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей» (Дж.Майлс).

«Инновация» (лат. novus - новый). «Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» (С.Д.Поляков).

«Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств» (О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, Л. В. Лоренсов).

«Педагогические нововведения , как и в целом нововведения, должны быть увязаны с социально-экономическими особенностями развития страны, общественными отношениями и культурой народа» (М. М. Поташник).

Педагогическое новшество – новое в практике обучения, воспитания, управления педагогическими процессами.

Новация - первая полная реализация новшества в образовательном учреждении.

Нововведение - новшество, вводимое в данной школе, училище, данной местности, ориентированное на уже состоявшуюся новацию как на образец.

Инновационная деятельность- комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам этот процесс.

Инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.

Ученые считают (Т.И. Шамова, М.М. Поташник, Н.П. Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

Работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно - педагогической деятельности;

Работу с учащимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

Работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

Совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

Осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

Осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

Осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С.А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят отражение концептуальные подходы к управлению развитием образовательной системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы:

1. Стратегию локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов

(например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам).

2. Стратегию модульных изменений, которая ориентируется на осуществление нескольких комплексных изменений. Данная стратегия образует модуль, в котором может возникать необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия охватывает многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет процесс ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

3. Стратегию системных изменений, которая предусматривает полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивает все компоненты деятельности (цели, содержания, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки. Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Эта стратегия позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Различают два типа инновационных процессов в системе образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип - инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования - ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение.

Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии:

    возникновение,

    зрелость,

    освоение,

    распространение,

    насыщение,

    рутинизацию,

  1. завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов (В.С.Лазарев и др.)

1. Создание новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

Проектирование новшеств;

Экспериментальное апробирование новшеств;

Экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

Подготовка к распространению;

Информирование о новшествах;

Поддержка освоения новшеств;

Анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

Анализ образовательной деятельности и выявление потребности изменениях;

Поиск новшеств;

Оценка и выбор новшеств;

Проектирование желаемого будущего образовательной системы;

Внедрение новшеств;

Анализ и оценка результатов изменений;

Институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово- экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

Обновление структуры внутришкольного управления;

Создание инновационного совета школы, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

Внедрение методики экспертизы инноваций;

Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе.(10,с184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса- лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ.

Т.И. Шамова указывает, что педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как правило, проходит следующие стадии: робость – кликушество – стабилизация – сотрудничество – зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей работы. Члены коллектива сдержаны в оценках инновации, не обладают для данной инновационной деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного кликушества» связана с первыми успехами в освоении нового. Для неё характерны стремление быстрей заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной деятельности. Качество инновационных проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко осмысливается. Многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества.

Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе – это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т.д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости» коллектива - это стадия, на которой в школе сформирована инновационная среда. Непрерывно протекающий инновационный процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемой в ней учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, достигший инновационной зрелости, обладает высокой адаптивностью, способностью к групповой самоорганизации и саморегуляции.

Результат инновационной деятельности - конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

Критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

Критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

Критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувсвия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

    Уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

    Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

    Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

    Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

    Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

    Заинтересованность пед. коллектива школы в освоении нового.

    Контролируемость инновационных процессов в школе.

ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней системы.

Вывод.

Управление инновационным процессом многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность является стержневой задачей выживания организации, залогом ее успеха в борьбе за прибыль.

инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития ОУ; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

Литература

    Абчук В.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Менеджмент/ В.А.Абчук, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин. Учебник. – 2-е изд.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 483 с.

    Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов – на Дону: НМД «Логос», 1999. – 136 с.

    Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г. Корзникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

    Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Педагогический поиск, 1993.

    Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. – М.: Педагогический поиск, 2007, 167 с.

    Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/ Вступит. ст. В.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1996. - 320с.

    Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М., 1989. – С.39-48

    Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

    Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005.

    Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 285 с.

Лучшие статьи по теме