Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Азбука архитектуры. Архитектурная азбука огюста перре Из чего состоит азбука архитектуры

Азбука архитектуры. Архитектурная азбука огюста перре Из чего состоит азбука архитектуры

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором "Собора Парижской Богоматери" Виктором Гюго: "Архитектура - застывшая музыка". Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения "мелодий", когда в сознании сочинителя есть еще только замысел, когда композитор начинает оформлять его в первых набросках или даже когда мелодия только еще слышна внутренним слухом. Всякая аналогия обманчива, создавая иллюзию объяснения, однако какой-то аналогией воспользоваться всегда полезно, и здесь мы предпочтем сравнения с "азами" литературы.
Обычно говорят, что в распоряжении композитора всего семь нот - только лишь семь звуков, различающихся по высоте тона. В действительности конечно же вся палитра композитора гораздо шире, но семь нот - в основании всего мира мелодического звучания. Черным и белым оперирует график. Массой и отъятием массы - скульптор. Черным, белым и тремя цветами - синим, красным и желтым -охватываются исходные основания работы живописца.
А что же находится в самом основании творчества архитектора?
Это основание тройное. В первой группе "буквы", пять базисных конструкций: стойка, стена, балка, свод и купол. Все безграничное богатство архитектурных форм было создано сочетанием этих фигур устойчивости, однако "слов" из этих букв еще не составишь, как не. составишь полных фраз из одних только имен существительных. Вторую, совсем маленькую группу образуют "союзы" - органические "молекулы" пространственного решения: комната, коридор и лестница.
Все разнообразие пространственных композиций, издавна составляющих суть архитектурного творчества, набрано сложным сочетанием этих элементов между собой. В отличие от грамматики текста, где, наряду с утверждением, важную роль играют также отрицание и вопросительная интонация, в архитектуре есть только утверждение и только восклицание - возведенные суждения ничего не отрицают и ни о чем не вопрошают. Это они нередко задают историку загадки, и это он ставит вопросы по поводу сооружений и ищет на них правдоподобные ответы.
Третью группу "элементов" образуют формулы мелодического строя - различные типы композиции, или основные фигуры сочетания оснований.
Так просто? В действительности все значительно сложнее, потому что многообразие форм, которые принимают "элементы" в опыте мировой архитектуры, хотя и поддается подсчету, но с величайшим трудом.

Лестница играет уникальную роль среди прочих элементов. С одной стороны, это такая же “буква” азбуки, как все предыдущие. Если подходить сугубо формально, то ведь лестницу справедливо определить как плиту или хотя бы балку, установленную наклонно, чтобы она опиралась концами на плиты поверху и понизу. Именно такими были и остаются самые примитивные лестницы — бревна, на…

С геометрической точки зрения коридор -это комната, длина которой во много раз больше ширины, служащая для того только, чтобы перейти из одной “настоящей” комнаты в другую, или еще это крытая улочка, устроенная для того только, чтобы из одного открытого пространства переместиться на другое. Простота, даже примитивность коридора препятствует тому, чтобы фиксировать на нем внимание, однако…

На первый взгляд, комната – столь незамысловатый и такой привычный элемент выстроенного человеком мира, что и говорить о ней нецелесообразно. Однако это не так. Вроде бы комнаты совершенно не изменились со времен фараонов: есть маленькие – от шести до двенадцати квадратных метров; есть средних размеров – от пятнадцати до двадцати, есть большие в тридцать и…

Разглядывание планов критских дворцов, движение по древним катакомбам, вид римского осадного лагеря у подножия горы Масада в Иудее – все это фокусирует внимание на “атоме” архитектурного сооружения. Роль такой наименьшей единицы всегда отдана комнате – изредка округлой, почти всегда -прямоугольной формы. Можно назвать эти три “элемента” союзами, однако в мире архитектуры используется преимущественно один союз -“и”, поскольку…

С точки зрения геометрического родства, купол образует одно семейство с аркой и сводом, ведь простейший купол образуется в том случае, если полуарку прокрутить по окружности вокруг ее центра. В этом смысле ближайшим родственником купола следует назвать многогранный шатер, возводимый из ветвей и травы или из жердей и древесной коры, или из жердей и натянутых на…

В обыденном употреблении слов свод иногда путают с куполом – недаром наряду с “куполом неба” говорят и о “небосводе”. Простейший из известных свод, называемый цилиндрическим, получится сам собой, если полуциркульные арки пристроить одну за другой вплотную. В геометрическом смысле -это всего лишь арка, растянутая вдоль прямой, восстановленной к ее плоскости под прямым углом. Конечно же,…

Эта пара нераздельна для современного сознания уже потому, что сечением свода всегда является арка. Однако так обстоит дело исключительно с точки зрения геометра. История распорядилась по-другому, так что у арки и свода оказались совершенно различные биографии. И все же эта пара нерасторжима, так как в обеих конструктивных формах созидающая дерзость человека выразилась мощнее, чем в…

Что может быть проще балки? Бревно, закрепленное концами в стенах или уложенное на две стойки. Каменный брус, уложенный на каменные же стены. Тем не менее водружение первой же балки стало когда-то одним из величайших подвигов интеллекта, открыв собой эру настоящего строительства. Только тогда в сочетании стоек и балки возникла целая система: стоечно-балочная конструкция, продолжающая верно…

Глядя на стены кремлей или замков, на бесконечные стены заводских корпусов, как-то неловко назвать стену “буквой”, и тем не менее архитектор оперирует стеной с такой легкостью и так долго, что в его “азбуке” она делит со стойкой почетное первое место. Пока стена невысока и сложена из камней, валяющихся поблизости, — таковы стены огромных ловушек для…

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором “Собора Парижской Богоматери” Виктором Гюго: “Архитектура – застывшая музыка”. Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения “мелодий”, когда в сознании сочинителя есть еще только замысел,…

Избранные выдержки из статей и высказываний выдающегося французского архитектора Огюста Перре, возвеличившего железобетон до статуса благородного материала, из которого можно и нужно создавать шедевры. Его проекты церкви в Ле-Ренси, реконструкция Гавра, театр Елисейских полей в Париже и многие другие постройки тому подтверждение. Литературное творчество Огюста Перре разнообразно: он оставил после себя множество ёмких афоризмов об архитектуре и несколько теоретических трудов (одну книгу и ряд статей), где отразил свои творческие принципы. Публикуем некоторые из них.

Архитектор - строитель, который, стремясь удовлетворить преходящее, создаёт долговечное. Это тот, кто, сопрягая научные знания и интуицию, создаёт портик, неф, храм, возвышенный приют, способный заключить в себе всё разнообразие элементов, необходимых для жизненных функций.

Архитектор - поэт, который мыслит и говорит, конструируя.

Архитектура есть искусство организовывать пространство, и она реализует себя в строительстве.

Архитектура овладевает пространством, окружает, ограничивает, замыкает его. Она наделена даром создавать магическую среду одной лишь силой духа художника.

Гармония - это то, чего добились греки совершенным приспособлением к изменчивости: устойчивости к атмосферическим и оптическим условиям и т.д. Что же касается пропорций, то это заложено в самом человеке.

Декор. Я слишком люблю живые цветы и потому считаю недопустимыми декоративные мотивы , превращающие их в грубую материю.

Единообразие и разнообразие. Мы идём к единообразию в пространстве и разнообразию во времени. Закон, правящий людьми, заставляет их, как кажется, терять на однообразии пространства то, что они выигрывают от разнообразия благодаря скорости во времени.

Здание - это каркас, наделённый элементами и формами, которые диктуются постоянными условиями; подчиняя его законам природы, эти условия связывают здание с прошлым и даруют ему долговечность.

Истинным в архитектуре мы называем то, что с честью несёт здание и даёт кров. Истинное может воссиять только с помощью пропорции, а пропорция - это сам человек.

Каркас для здания играет ту же роль, что скелет для животного.

Так называемая классическая архитектура сталапредставлятьсобой лишь декорацию с того момента, когда люди, сооружая здания из камня, чтобы избежать пожаров, стали имитировать фактуру и строительные особенности дерева. Престиж деревянного каркаса, являющегося исходной формой архитектуры, был очень велик.

Колизей - это ордера, ставшие украшениями.

Композиция - это искусство заключения самых сложных функций в простейший объём: яйцо.

Красота - капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на неё взгляд.

Наука и искусство. Зло заключается в том, что специализированные школы разлучили Науку и Искусство.

Нахождение удачной формы - оплата долга искусству.

Несущие конструкции. Тот, кто скрывает какую-либо часть несущей конструкции , лишает себя наиболее законного и прекрасного архитектурного украшения. Тот, кто маскирует столб, совершает ошибку. Тот, кто создаёт фальшивый столб, совершает преступление.

Обольщение. Те, кто не владеют мастерством, могут лишь на миг обольстить, но никогда не дадут истинного удовлетворения.

Ответственность - одна из основ стиля в архитектуре.

Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину.

Строительство - родной язык архитектора.

Если структура недостойна того, чтобы оставаться видимой и обнаженной, значит, архитектор плохо выполнил свою миссию.

Техника повседневно воздаёт должное природе, она главная пища воображения, подлинный источник вдохновения, самая действенная из всех молитв, техника - родной язык всякого зодчего. Техника в руках поэта рождает архитектуру.

Условия . Из всех видов пластических искусств архитектура более остальных зависит от материальных условий. Природа диктует постоянные условия, а человек - преходящие. Климат и его ненастья, строительные материалы и их свойства, устойчивость и её законы, зрительное восприятие и его деформации, вечное и всеобъемлющее чувство линии и формы являются условиями постоянными . Назначение здания, обычаи, строительные правила, мода являются условиями преходящими .

Характер и стиль . Если здание объединяет все необходимые помещения и хорошо оборудовано, то с первого взгляда ясно его назначение, а это-то и следует определить как его характер . Если характер найден, то при затрате минимума материальных средств, сооружение будет иметь свой стиль .

Цель искусства не в том, чтобы удивлять или вызывать в нас эмоции. Удивление и эмоция - это лишь краткие потрясения и случайные переживания. Истинная цель искусства заключается в том, чтобы диалектически вести нас от удовлетворения к удовлетворению, от любования к чистому наслаждению.

Эйфелева башня. Вначале её находили безобразной, теперь из неё создают шедевр архитектуры. По правде говоря, она не заслуживала ни этого возмущения, ни этого избытка чести. <…> Красота - это великолепие правды, а правда здесь заключается в форме, придающей устойчивость башне; нужно было, следовательно, утвердить и дать пышно развернуться этой форме, нужно было единым взмахом, от основания до вершины, дать взвиться этим четырём гиперболам, усилив их соответствующим мулюром или, в крайнем случае, краской или позолотой. Таким путём Эйфель создал бы гиперболу и был бы равен тому, кто первый покрыл сооружение сферическим сводом, - создал купол.

Язык . Чтобы стать поэтом, недостаточно выучить наизусть чужие стихи. Нужно, прежде всего, выработать собственный язык .

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование, требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Лучшие статьи по теме