Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Гиппократ как нравственный ориентир для врача. Эволюция традиционной медицинской этики

Гиппократ как нравственный ориентир для врача. Эволюция традиционной медицинской этики

«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum поп посе-ге».

Беспокоясь" о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»).

Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н. э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именемГиппократа.

Наряду с врачебной «Клятвой», в древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой- обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») ноача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития. Примером тому является последнее дополнение, которое внесено в текст Присяги врача Советского Союза» в:тзет на призыв III Конгресса движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», состоявшегося в Амстердаме в 1983 г. Вот эти строки:

Сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны.

Этот призыв объединяет сегодня зрачей всех континентов земного ша-эа и с новой силой напоминает нам о великой мудрости, заложенной в древности: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности.

Еще за 1 500 лет до нашей эры врачи Древней Индии давали профессиональную клятву. Для европейской медицины и по сей день непреходящее значение имеют этические наставления "отца медицины" Гиппократа (V–IV вв. до н. э.).

Особый интерес представляет Клятва Гиппократа, основные положения которой таковы. Уважение к жизни˸ "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария". Цель медицины – благо больного˸ "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного". Не навреди˸ "Я направлю режим больных к их выгоде..., воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости". Медицинская тайна˸ "Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской, из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной".

В книге "Об искусстве" говорится об отношении к неизлечимым и умирающим больным˸ "... К тем, которые уже побеждены болезнью, она (медицина) не протягивает своей руки". Хотя специалисты-историки считают, что данная не принадлежит самому Гиппократу, в течение столетий медицина придерживалась именно такой тактики отношения к безнадежным больным. В книге "О благоприличном поведении" дается моральное оправдание "святой лжи" в медицине˸ "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, ибо многие больные по этой именно причине... доведены были до крайнего состояния". О том же говорится в книге "Наставления"˸ "Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью".

В той же книге "Наставления" обсуждается вопрос о гонораре медиков, и дается совет – сначала оказывать помощь, а уж потом заботиться об оплате своего труда˸ "Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности". По Гиппократу, философия, и этика медицинского дела непременно предполагает элемент филантропии˸ "И я советую, чтобы ты не чересчур негуманно вел себя, но чтобы ты обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром...". Неоднократно Гиппократ касается практики лжеврачей, т. е. тех, кто, "…обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям". И в те времена представители медицинского оккультизма подчеркивали свой "особый дар", владение эзотерическим знанием (доступным лишь посвященным). В отличие от них, врачи школы Гиппократа (представляющие научную медицину) "отдают в общее сведение все, что приняли от науки" ("О благоприличном поведении").

Тема авторитета медицины, уважительного отношения медика к своей профессии проходит красной нитью через многие книги Гиппократа. В первых словах Клятвы будущий врач берет в свидетели языческих богов Аполлона, Асклепия, Гигиею и Панакеею, а затем дает письменную присягу уважать своего учителя˸ "…считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями …". А вот морально-психологический портрет идеального врача˸ "Врачу сообщает авторитет, в случае если он хорошего цвета и хорошо упитан... ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других... Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым... Поспешность и чрезмерная готовность, даже, в случае если бывают весьма полезны, презираются..." (книга"О враче"). Вернемся к тексту Клятвы˸ "Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство...". Здесь же содержится запрет интимных отношений с пациентом ("с женщинами и мужчинами, свободными и рабами"). Таким образом, Гиппократ предписывает медику держать под этическим контролем не только собственно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни .

См. также: Деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

Основная статья: Клятва Гиппократа

Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. XII век.

«Клятва» (др.-греч. ?скпт, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

2. Принцип непричинения вреда

3. Отрицание эвтаназии и абортов

4. Отказ от интимных связей с больными

В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...

Введение в биоэтику

Врачебная этика Гиппократа

Доступная нам в памятниках письменности история вра­чебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в 1500г. до н. э. Для европей­ской медицины непреходящее значение и по сей день имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (около 460 - около 370 г. до н. э.), в особенности его знаменитая "Клятва". После того как в XVI в, в разных странах (Италии, Швейцарии, Гер­мании, Франции) вышли первые печатные труды Гиппократа ("Корпус Гиппократа"), рост его авторитета среди европейских врачей можно образно назвать "вторым пришествием" Гиппо­крата. Уже в то время врачи, получавшие степень доктора ме­дицины на медицинском факультете Парижского университе­та, обязаны были давать "Факультетское обещание" перед бю­стом Гиппократа. Известно, что когда Ф. Рабле получал дип­лом доктора медицины в Монпелье, ему, по обычаю того вре­мени, не только вручили золотое кольцо, тисненый золотом пояс, плащ из черного драпа и малиновую шапочку, но и книж­ку сочинений Гиппократа. Во второй половине XIX в. "Фа­культетское обещание", в основе которого лежит "Клятва Гип­пократа", было введено на медицинских факультетах универ­ситетов России. По аналогии с "Клятвой Гиппократа" в начале XX в. была составлена сестринская "Клятва Флоренс Найтингейл" (по имени основательницы самостоятельной сестрин­ской профессии, открывшей в 1861 г. в Англии первую в мире школу сестринского дела). Во второй половине XX в., в особен­ности начиная с формирования на рубеже 60-х - 70-х годов би­оэтики, многие положения "Клятвы Гиппократа" (и "Корпуса Гиппократа" в целом) оказались в эпицентре бурных философ­ских, богословских, юридическо-правовых споров, что во мно­гом определяет обостренный сегодняшний интерес к "Гиппократовой этике".

Этические воззрения, требования и запреты великого ме­дика изложены в книгах "Корпуса Гиппократа": "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Настав­ления", "Об искусстве", "Афоризмы" и др. Историки уже дав­но спорят по поводу того, какие из названных книг принадле­жат самому Гиппократу. Так, достаточно распространена точка зрения, впервые предложенная американским историком Л. Эдельштейном, согласно которой "Клятва" была создана пифагорейской школой. Одним из аргументов в пользу этого утверждения считается то, что в "Клятве" выдвигаются сущест­венно более строгие нормы, чем те, которые провозглашались в греческом законодательстве, в этике Платона или Аристоте­ля, и те, которые были характерны для тогдашней медицинской практики. Сколь, однако, ни интересен сам по себе вопрос об авторстве Гиппократа, содержание книг "Корпуса Гиппокра­та", их значение и роль для истории медицинской этики (также как и общекультурное значение) могут рассматриваться неза­висимо от решения этого вопроса.

Первая часть "Клятвы" содержит характеристику взаимо­отношений внутри медицинской профессии, в частности, меж­ду учителем и учеником. Вступающий в профессию фактичес­ки становится приемным членом семьи учителя, и его наиболее сильные обязательства относятся как раз к учителю и семье учителя. Важными являются требования, запрещающие разгла­шать медицинские знания тем, кто не принял клятву, и обере­гать ряды профессии от проникновения недостойных. Меди­цинское сообщество, таким образом, предстает перед нами как весьма замкнутая социальная организация, которую можно бы­ло бы обозначить такими словами, как "орден" или "клан".

В том же, что касается взаимоотношений врача и пациен­та, этика Гиппократа - это прежде всего этика гуманности, че­ловеколюбия, милосердия. В ее основе лежит идея уважения к больному человеку, пациенту, обязательность требования, что­бы всякое лечение не причиняло ему вреда: "Я...воздержусь от причинения всякого вреда...", - говорится в "Клятве"(6). Со­временная медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное или неосторожное применение кото­рых может стать причиной серьезного ущерба здоровью (ятрогенная патология) и вообще благополучию пациента. Для пояс­нения отметим, что эти обстоятельства побудили известного отечественного клинициста Е.М. Тареева сделать следующий вывод: "Старое правило "primum nоn nосеге" (прежде всего - не навреди) отступает перед требованием современного прин­ципа хорошо рассчитанного риска". Думается, что Е.М. Тареев прав лишь отчасти. В современной клинической медицине, ко­нечно же, остается обязательным обсуждаемое требование эти­ки Гиппократа: ожидаемая от медицинского вмешательства польза (благо) должна превышать сопряженный с вмешатель­ством риск (подробнее речь об этом шла в гл. II). Более того, значение данного принципа врачебной этики все возрастает - по мере возрастания "агрессивности" медицинских вмеша­тельств в сферу здоровья человека.

Идеи гуманности и уважения человеческого достоинства пациента конкретизируются во многих наставлениях "Корпуса Гиппократа", в частности касающихся семейной жизни боль­ного. Особо следует подчеркнуть этический запрет интимных связей врача и больного. В "Клятве" говорится: "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи да­лек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особен­но от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами". В книгах "О враче" и Ь "О благоприличном поведении" можно найти развитие данной темы: "У врача с больными - не­мало отношений; ведь они поручают себя в распоряжение вра­чам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с деви­цами и с имуществом весьма большой цены, следовательно в отношении всего этого врач должен быть воздержанным"; "Во время прихода к больному тебе следует помнить... о внешнем приличии, ...о краткословности, о том..., чтобы сейчас же при­сесть к больному, во всем показывая внимание к нему"(6).

Врачевание, предполагающее в определенных ситуациях необходимость визуального и тому подобных обследований пациента врачом другого пола, как бы разрушает соответствую­щие моральные барьеры, "пренебрегает" культурным контекс­том взаимоотношения полов в обществе. Именно эта сторона врачебной практики, а также особая глубина душевного кон­такта, влияние врача на пациента (и даже власть над ним) со­держат в себе возможности злоупотреблений.

Проблема, поставленная Гиппократом, сохраняет свою практическую актуальность для современной медицины. На­пример, в 1991 г. Комитет по этическим и юридическим вопро­сам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев эти­ческие аспекты отношений между врачами и пациентами, при­нял специальное решение: интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны.

Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Это этическое требование содержится в "Клятве": "Что бы при лечении - а также и без ле­чения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной". В книге "О враче" перечисле­ние моральных качеств врача начинается с "благоразумия", первым (и даже как бы само собой разумеющимся) подтверж­дением которого называется умение молчать. А завершает дан­ный фрагмент книги "О враче" резюме: "Итак, вот этими-то доблестями души... он должен отличаться". Это отнесение вра­чебной тайны к "доблестям души" представляется особенно ценным в контексте всей последующей истории медицинской этики, в особенности - тех ее этапов, когда делались попытки вообще отказаться от правила конфиденциальности.

Пожалуй, ни одна из идей этики Гиппократа не привлека­ет сегодня, на рубеже XXI в., большего интереса (не только в профессиональной медицинской среде, но и в обществе в це­лом), чем идея уважения человеческой жизни. Вся огромная со­временная литература, посвященная проблемам эвтаназии и аборта, в определенном смысле сводится к полемике сторон­ников и оппонентов позиции Гиппократа: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария".

Хотя в текстах Гиппократа не встречается термин "эвтана­зия", приведенное положение "Клятвы", очевидно, не допуска­ет такого морального выбора врача в отношении умирающего больного, который в современной литературе по биоэтике назы­вается "активная эвтаназия"; запрещается врачу и тактика "ас­систирования при самоубийстве", также чрезвычайно широко обсуждаемая в последние годы (подробнее об этом см. в гл. X).

"Клятва" содержит запрет на участие врача в проведении аборта. Впрочем, сам Гиппократ, кажется, был иногда вынуж­ден под давлением необходимости допускать отступления от этой нормы. Так, рассматривая вопрос об оказании медицин­ской помощи рабам в Древней Греции, исследователь антично­сти Т. В. Блаватская в одной из своих работ упоминает рассказ Гиппократа о том, как он прервал беременность у молодой флейтистки-рабыни. Вообще имеющиеся сегодня исторические свидетельства позволяют говорить, что реальная медицинская практика времен Гиппократа была более терпимой в отношении абортов и эвтаназии, чем предписания "Клятвы". Как отмечает американский историк медицины Д. Амундсен, "общим для обоих запретов является по крайней мере то, что они не совпа­дают с ценностями, выраженными в большинстве источников, и нетипичны для реальностей древней медицинской практики, как они раскрываются в медицинской и иной литературе".

Несомненный интерес представляет трактовка Гиппокра­том темы информирования больных. В книге "О благоприличном поведении" молодому врачу дается совет: "Все... должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распо­ряжениях... и не сообщая больным того, что наступит или на­ступило, ибо многие больные по этой именно причине, т.е. че­рез изложение предсказаний о том, что наступает или после случится, доведены будут до крайнего состояния". В книге "Наставления" последняя мысль как бы уточняется: "Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаяв­шись, заменяют жизнь смертью".

Как видим, многие существенные черты "патерналист­ской модели" взаимоотношений врача и пациента сложились еще во времена Гиппократа. Отечески-покровительственный стиль поведения врача присущ и многим другим советам и на­ставлениям "Корпуса Гиппократа".

"Внимание" и "ласка" должны сочетаться у врача с "на­стойчивостью" и "строгостью". В некоторых случаях врач не доверяет больному (ведь "многие часто обманывали в приня­тии приписанного им"), и потому целесообразно приставить к нему достаточно опытного ученика, "который бы наблюдал, чтобы больной исполнял предписания вовремя". В заключении книги "О благоприличном поведении" содержится такой совет: "обо всем, что делается, наперед объявляй тем, которым знать это надлежит". Тем самым патерналистская позиция здесь по­лучает свою завершенность: ограничение в информировании самого больного дополняется требованием информирования третьих лип (без согласия больного!).

Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют мо­ральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом: "Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного... просит пригласить других вра­чей". Вместе с тем "врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга". Вра­чам не к лицу уподобляться "соседям по ремеслу на площади", "никогда суждение врача не должно возбуждать зависти друго­го". Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо по край­ней мере иметь в виду, что ты тоже человек и ты тоже можешь ошибаться, "ибо во всяком изобилии лежит недостаток".

Тема отношения врача к своей профессии проходит через этические сочинения "Корпуса Гиппократа" красной нитью. Забота об авторитете медицинской профессии накладывает у Гиппократа своеобразный отпечаток на педагогику врачебного дела и как бы направляет все усилия по воспитанию и самовос­питанию врача. Вот начало книги "О враче": "Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответст­венно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других". Далее молодому врачу даются сове­ты: "держать себя чисто, иметь хорошую одежду", которая должна быть "приличной и простой" и одеваемой "не для из­лишнего хвастовства". Лицо врача не должно быть суровым, но и противоположной крайности также следует избегать: "Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считает­ся тяжелым "(6).

Морально-этические наставления Гиппократа предписы­вают врачу держать под этическим контролем не только собст­венно профессиональную деятельность, но и весь свой образ жизни. Да, это настолько высокая этика, что возникает вопрос -посильно ли такое человеку-врачу, который дает клятву: "Чис­то и непорочно буду я проводить свою жизнь"? Вот, в частнос­ти, какой ценой дается "добрая слава" в медицине: "Мне, неру­шимо выполняющему клятву.., да будет дана... слава у всех лю­дей на вечные времена". Вот какой действительный смысл со­держится в словах (только на первый взгляд высокомерных): "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств".

Проблема авторитета медицины имеет у Гиппократа еще один очень важный аспект - это оценка и критика деятельности "псевдоврачей". Автор книги "Закон" утверждает о врачах: "по званию их много, наделе же как нельзя менее". В книге "О бла­гоприличном поведении" говорится о тех, кто, "обладая про­фессиональной ловкостью, обманывает людей... Их всякий мо­жет узнать по одежде и прочим украшениям". Что же касается истинных врачей, то, обладая многими положительными каче­ствами ("к спорщикам требовательны, предусмотрительны в за­вязывании знакомств с подобными себе" и т.д.), они также "от­дают в общее сведение все, что приняли от науки". Впрочем, в свете текста "Клятвы" это "в общее сведение", скорее всего, включает лишь ограниченный круг избранных.

Рассмотрим, наконец, морально-этические аспекты взаи­ моотношений врача и общества в античной Греции. Общество здесь высоко ценило и поощряло самоотверженность врачей. Исторические источники донесли до нас немало примеров пре­зрения к опасностям, личного мужества врачей во время эпиде­мий, войн, землетрясений. Некоторые из врачей при этом поги­бали (как, например, эскулап Менофил на Родосе в 225 г.). Од­нако не менее важно и другое: насколько справедливо оценива­лась такая работа-служение. В храмах в честь врачей устанавли­вались стелы с перечислением их заслуг. Когда издавался декрет в честь особых заслуг "инополисного" врача, то копию декрета посылали (иногда с торжественной делегацией) в его родной по­лис. Разнообразные дары и щедрое вознаграждение врачам в та­ких случаях упоминается во многих исторических источниках.

Очень высоко на шкале социальных ценностей в древне­греческом обществе стояло бескорыстие врачей. Не раз врачи, находившиеся на государственной службе, в трудные для поли­са времена отказывались полностью или на определенный срок от причитавшегося им жалованья. Здесь уместно вспомнить, что в древнегреческой мифологии характернейшей особенностью покровителя медицины Асклепия была филантропия. И если теперь вернуться к одной из важнейших идей этики Гиппокра­та, согласно которой жизнь врача должна соответствовать его искусству, то можно глубже понять эту идею: не только профес­сиональной деятельности врача, но и самой его жизни должна быть присуща филантропия.

Мы подошли к исключительно важной проблеме - врачева­ ние и вознаграждение за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор "Наставлений" советует своему ученику: "Если ты пове­дешь сначала дело о вознаграждении, - ведь и это имеет отноше­ние ко всему нашему делу - то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует за­ботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставля­ет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находя­щихся в опасности".

Здесь сделана попытка разрешить извечную дилемму: с од­ной стороны, труд врача должен быть справедливо оплачен, а с другой, - гуманная природа медицинской профессии выхола­щивается, если свести отношения врача и пациента исключи­тельно к денежным. Отношения врача и пациента не могут ха­рактеризоваться в одних лишь экономических категориях уже потому, что пациенту очень трудно оценить качество предлага­емого ему "товара". Врач - это не та профессия, где обогащение может быть единственной мотивацией профессиональной деятельности. Когда автор книги "О благоприличном поведении" говорит, что медицина и мудрость теснейшим образом взаимо­связаны (и даже тождественны), то первыми проявлениями му­дрой жизненной позиции врача он называет "презрение к день­гам, совестливость, скромность".

Слова "презрение к деньгам" необходимо, впрочем, пони­мать с учетом всего контекста этических сочинений "Корпуса Гиппократа". Так, автор "Наставлений" советует своему уче­нику, когда дело идет о гонораре, дифференцированно подхо­дить к разным пациентам: "И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Ес­ли же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким вособенности должно ее доставить..."(6).

Справедливость отношения общества к деятельности вра­чей имеет и другую сторону. В Древней Греции только в отно­шении врачей существовало особое наказание - "адоксия" (бесчестие). Речь идет о врачах, повинных в серьезных профес­сиональных промахах или тем более - взлоупотреблениях. Как пишет Т.В. Блаватская, исторические источники не сохранили сведений о процедуре адоксии и каких-либо фактических дан­ных о ее последствиях. В то же время, пишет она, есть основа­ние полагать, что это наказание было достаточно суровым и эффективным в борьбе полиса с лжеврачами и невеждами. Как минимум, адоксия означала потерю доверия и уважения со­граждан. Вероятно, она также означала потерю практики, поте­рю источника дохода для врача. Может быть, она означала для него частичное поражение в правах.

Итак, этика Гиппократа - это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику вра­чевания, определяющих отношение врача к пациенту, отноше­ние врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима.

Уже на ранних ступенях развития медицины была замечена взаимосвязь соматического и психическою в норме и патологии, врачи использовали это знание для психологического и нравственного воздействия на больного в целях увеличения эффективности лечения. В дальнейшем на всех этапах развития медицины велись поиски приемов психологического, эмоционального и морального воздействия на больного, что заложило основы врачебной морали и деонтологии.

Профессиональная, в том числе врачебная, мораль есть разновидность, конкретизация общей, господствующей в обществе системы морали, поэтому необходимо рассматривать врачебную мораль в связи со сменой общественно-экономических формаций и изменением господствующей морали. С самого зарождения врачебная мораль включала такие нормы, правила поведения и требования к личности врача, которые выражали сущность врачебной деятельности - облегчать страдания больному, приносить ему исцеление и являлись основой общегуманного ее содержания, общего для всех исторических эпох. Вместе с тем врачебная мораль всегда носила конкретно-исторический характер, что означало классовость ее, зависимость от уровня развития медицинской науки и техники и от системы организации здравоохранения. Причем эта система, прямо и непосредственно влияя на способы организации труда врача и удовлетворения его материальных потребностей, так же непосредственно отражается на морали и профессиональном поведении врачей, на их отношениях с больными.

Следует подчеркнуть и то, что передовые представители медицины по своим моральным воззрениям и соответствующему профессиональному поведению во все времена опережали господствующие нравственные отношения своего времени. Исходя из сказанного, рассмотрим основные этапы развития врачебной этики.

Начальный период врачебной этики характеризуется тем, что формируются общие требования к личности и поведению врача. Например, еще в V-IV в. до н. э. книга индийского народного эпоса рисует врача доброжелательным, сочувствующим страданиям больного, спокойным, терпеливым; нравственной обязанностью врача, согласно этому литературному источнику, является поддержание у больного надежды на спасение. Уже тогда понимали, что большое значение имеет отбор кандидатов для обучения врачебной профессии, причем учитывался не только возраст, память, состояние здоровья, но и определенные нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Но гуманизм этого периода был ограниченным: классовые и религиозные мотивы мешали врачу одинаково подходить к больным из различных социальных групп, более того, умирающие больные вообще не могли рассчитывать на врачебную помощь.

Древнегреческая медицина связана прежде всего с именем выдающегося врача древности - Гиппократа, который сформулировал важнейшие этические принципы врачебной деятельности: «Прежде всего - не вреди», «Врач-философ равен богу», «Где любовь к человеку, там и любовь к искусству» и др. Нравственные заповеди Гиппократа изложены в его знаменитой «Клятве», книгах «О враче», «О благоприличном поведении». Отдельные частные правила здесь обобщены и приведены в определенную систему. Поэтому Гиппократа можно считать родоначальником врачебной этики. «Клятва» оказала большое влияние на ее развитие в целом. Это объясняется тем, что большинство положений «Клятвы» носило общечеловеческий характер. Гиппократовская медицина уже утверждает право всех людей на медицинскую помощь, и свободные и рабы имеют право на заботу со стороны врача. В представлении Гиппократа врачу должны быть свойственны «презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство». Гиппократ сформулировал основные обязанности врача но отношению к больному: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла... В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от намеренного, несправедливого и пагубного...» Здесь же Гиппократ впервые говорит о врачебной тайне: «Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

Лучшие статьи по теме