Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Название должности при внедрении бережливого производства. Должностная инструкция по бережливому производству

Название должности при внедрении бережливого производства. Должностная инструкция по бережливому производству

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.

Большое число мировых компаний рассматривают в качестве основного принципа работы концепцию бережливого производства, при этом профессия специалиста по бережливому производству на сегодняшний день считается редкой и высоко востребованной на рынке.

Специалист бережливого производства является сотрудником, запускающим процесс внедрения концепций бережливого производства, помогая в этих процессах всем сотрудникам и координируя работу в сфере совершенствования всей компании или ее отдельного подразделения.

Должностная инструкция по бережливому производству требует от сотрудника отвечать за вопросы обучения работников деталям, инструментам и основе бережливого производства, стимулируя обмен опытом целых отделов и различных специалистов. По должностной инструкции по бережливому производству такие сотрудники проводят аудит всей системы управления качеством.

Должностная инструкция по бережливому производству

Специалист бережливого производства работает в соответствии с должностной инструкцией по бережливому производству. Он должен иметь знания в соответствующих областях и опыт применения их в практической деятельности.

Должностная инструкция по бережливому производству гласит, что данный сотрудник должен доводить идеи бережливого производства до всех линейных менеджеров. В случае если специалисты бережливого производства не обладают необходимой квалификацией, может наступить дискредитация всех инициатив в сфере роста эффективности.

Должностная инструкция по бережливому производству состоит из должностных обязанностей специалистов бережливого производства, которые чаще всего определяются спецификой работы предприятия и соответствующими задачами, прикрепленными высшим менеджментом к этой функции.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

В число основных обязанностей специалиста по бережливому производству включены следующие действия:

  1. Координировать работу проектной команды в процессе разработки методологии и внедрения философии бережливого производства;
  2. Собирать информацию для разработки проекта совершенствования процесса;
  3. Осуществлять планирование и согласование календарных планов и бюджетов проекта в соответствии с установленной методикой;
  4. Координировать проведение мероприятий и встреч, организовывать взаимодействие проектной команды и подразделений с клиентами предприятия в рамках проекта;
  5. Разрабатывать документацию по проектным решениям;
  6. Подготовить отчетность по результатам реализации проектов;
  7. Разрабатывать нормативные документы в сфере управления проектами предприятия.

В процессе развития эффективной производственной системы бережливое производство не может быть функцией определенного работника или подразделения. Участие в данном процессе должны принимать все сотрудники компании, начиная от рядовых рабочих до директора. Каждый менеджер организации должен в определенной мере становиться менеджером бережливого производства.

На сегодняшний день в российских высших учебных заведениях изучение технологии и методик «бережливого производства» пока не нашло широкого распространения. Наша страна на современном этапе не имеет специализированных учебных заведений или программ по бережливому производству по причине относительной «молодости».

На данный момент оптимальным вариантом получения знаний в области бережливого производства может стать внутрикорпоративное образование. Крупнейшие транснациональные корпорации стали вводить в практику передачу данного опыта и знаний своим работникам. Обучение в этой сфере ведется в практических условиях на базе совместных проектов внедрения LEAN технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получающие необходимое образование и опыт, могут становиться наставниками для своих коллег.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Должностная инструкция по бережливому производству:

1.) В нашей стране появилась недавно, после того, как ее стали использовать зарубежные страны,

2.) Характерна только для зарубежных стран, в России не применяется,

Надеюсь, мой личный опыт будет вам полезен.

История случилась около года тому назад. Ввиду структурных изменений в корпорации и непрерывно повышающейся энтропии во всех сферах и процессах, я решил сменить работу. За плечами накопился некий опыт работы в сфере обеспечения качества, производственном отделе и отделе совершенствования процессов (Lean Six Sigma и все, что с этим связано). В принципе достаточно, чтобы найти желаемую должность в любом из этих направлений.

Мне сразу приглянулась вакансия лин-менеджера на заводе, производящем комплектующие для авто. Сектор перспективный, возможность карьерного роста просматривается, завод наращивает производственные мощности… Не работа, а удовольствие.

Собеседование с директором оставило хорошее впечатление, после чего я действительно настроился принять предложение этой компании. Оставалась одна формальная деталь – еще одно собеседование. В матричной структуре у каждого сотрудника есть 2 начальника: непосредственный руководитель (директор завода) и функциональный – лин-менеджер из штаб-квартиры. Вот с ним-то и предстояло пройти второе собеседование.

На втором собеседовании меня спросили, в чем заключается основная роль лин-менеджера?

Когда вам задают столь спорные вопросы при приеме на работу, которую вы готовы принять, которую вы уже хотите, отвечать страшно. А что, если наши мнения или взгляды не совпадут? А что, если я неправильно отвечу? Работу-то я хочу, а правильного ответа нет.

Существуют уловки и приемы, помогающие “сгладить шероховатости” при ответе на подобные вопросы. Я не люблю, когда в разговоре со мной их применяют. И не люблю увиливать от ответа сам, а потому вначале сообщил, что ответ зависит от текущих и долгосрочных целей организации. После такого вступительного слова я открыто поделился своим видением задач, которые решает менеджер по бережливому производству.

Если дать человеку рыбу – он будет сыт один день. А если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Можно решить проблему или внедрить проект на отдельном участке, и рабочие этого участка будут какое-то время работать с повышенной эффективностью. Можно научить рабочих решать проблемы или внедрять проекты, и они будут повышать эффективность всю жизнь.

Лин-менеджер может расклеивать напольную разметку, наводить порядок, сокращать время переналадки и разбираться в причинах низкого качества продукции. Этих задач хватит, чтобы трудоустроить одного человека. Лин-менеджер может сделать так, чтобы каждый сотрудник организации внедрял систему 5S на своем участке, сокращал время переналадки в своем процессе и разбирался в причинах низкого качества продукции. И этого хватит, чтобы продолжать трудоустраивать и нанимать новых сотрудников организации.

Уже после интервью я узнал, что мой оппонент придерживался другого мнения. Из письма-отказа следовало, что менеджер по бережливому производству должен фокусироваться только на процессах и внедрении изменений. Сроки, числа, рутина, выполнение...

Я действительно считаю, что следует фокусироваться на людях, и готов отстаивать свою точку зрения, но, поверьте, получить отказ с таким пояснением было обидно. Хотелку отобрали, невеждой обозвали… осадок остался надолго, но сейчас я понимаю, что это был, вероятно, лучший урок в моей жизни.

Что я ответил на этот вопрос на следующем собеседовании? О, нет. Я больше не дожидался этого вопроса – я задал его сам. Это позволяет мне понять, подходит ли мне предлагаемая работа? Соответствует ли моим ожиданиям?

Мой совет лин-менеджерам: не бойтесь спорных и неоднозначных вопросов на собеседованиях. Ваши ответы лучше собеседуют потенциального работодателя, чем вас. Вы можете не получить желаемую работу, зато сможете избежать нежелаемой – работы, которая не даст вам реализовать себя.


PS: не согласны с тем, что основная роль лин-менеджера в развитии людей? Что ж, дело хозяйское. Я и не утверждаю, что прав на 100%, но ничего более эффективного не вижу.

PPS: а какие у вас были интересные собеседования?

Лучшие статьи по теме