Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

Глава 2 Сущность управления в рыночной экономике

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение в главу. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекции «Изменение управленческой парадигмы». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности управления в технических, биологических и социальных системах?

2. Что такое субъект и объект управления? Когда одно и то же лицо может выступать в качестве субъекта и объекта управления?

3. В чем состоят особенности новой парадигмы управления?

4. Верен ли тезис о том, что отношения управления базируются на более глубинных отношениях ¾ экономических или морально-этических, и почему?

5. В чем проявляется сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление»?

6. Какие подходы к понятию «менеджмент» вы знаете? В чем их сущность?

7. Как бы вы обосновали следующее утверждение: «Не всякое совершенствование или рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию управления»?

8. Верен ли тезис о том, что не существует оптимального, наилучшего для всех ситуаций способа управления?

9. В чем различие, а в чем сходство подходов к определению понятия «система»?

10. Каковы основные принципы системности?

11. Правомерно ли рассматривать предприятие как социально-экономическую систему?

12. Каковы основные положения американской модели менеджмента?

13. В чем состоят особые отличительные черты японского менеджмента?

14. Какие основные достижения западноевропейской модели менеджмента вы знаете?

15. Какие причины побуждают искать новые методы и подходы к управлению организацией?

16. Какой должна быть организация будущего и новые управленческие идеи?

Потребность и необходимость управления в деятельности человека

Управление как явление и сфера человеческой деятельности возникло задолго до того, как стало предметом научного изучения. Необходимость объединения усилий двух и более людей для достижения общих целей обусловила возникновение управления , т. е., чтобы действия этих людей носили согласованный характер, кто-то должен был взять на себя работу по их координации. Следовательно, вполне обоснованно отметить, что управление старо как мир. Оно зарождается и развивается вместе с цивилизацией, являясь ее неотъемлемым элементом и в то же время фактором успешного формирования.


Управление ¾ категория чрезвычайно изменчивая. Особый интерес представляет точка зрения на данное явление древних историков, в том числе грека Полибия и китайца Сым Цяня (145 или 135 - ок. 86 гг. до н. э.), некоторые идеи которых по данному вопросу не устарели до настоящего времени.

В работе «Всеобщая история» Полибий (ок. 210 - ок. 122 гг. до н. э.) подробно анализирует смену форм государственной власти, имевших место у его народа, ¾ эллинов. Он выделяет положительные, прогрессивные формы власти и отрицательные. Это деление происходит не только по количественному признаку (в зависимости от того, в скольких руках эта власть находится), но и по качественному.

Царство, аристократия и демократия у Полибия ¾ категории положительные. Им он противопоставляет монархию, олигархию и охлократию. Царство и монархия представляют собой «власть одного». Однако в первом случае ¾ это власть, основанная на рассудке, власть достойнейшего, который действует по доверенности народа, а во втором ¾ власть узурпатора. Аристократия и олигархия ¾ «власть немногих». Под аристократией понимается власть самых рассудительных и справедливых, выбранных народом, а под олигархией ¾ кучка захватчиков, действующих по собственному произволу. По такому же принципу различаются и оставшиеся две формы власти. Демократия ¾ это народовластие, при котором жизнь и интересы каждого индивида подчинены общим интересам, а охлократия ¾ тоже власть народа, но действующего не как единое целое, а как стихийная масса, толпа.

Согласно Полибию, отрицательные формы власти связаны с положительными по закону природы: каждая положительная форма переходит в отрицательную. Когда царское управление заменяется соответствующей ему извращенной формой, т. е. монархией, тогда на развалинах этой последней вырастает аристократия. Когда затем и аристократия выродится в олигархию и разгневанный народ выместит обиды, нанесенные правителями, тогда нарождается демократия. Необузданность народной массы и пренебрежение ее к законам порождают с течением времени охлократию. Демократия разрушается и, в свою очередь, видоизменяется в беззаконие и господство силы. Толпа властвует, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Таков, по мнению Полибия, круговорот государственного общежития, порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.

Смену форм государственной власти Полибий считает закономерностью. То, что эта смена в целом протекает по принципу перехода противоположностей одна в другую, для него ¾ конкретное содержание этой закономерности, обусловленное принадлежностью человеческой жизни к общей жизни всего сущего, в которой действует «порядок природы» ¾ общий закон смены противоположностей. Однако для исторического процесса характерно действие не только закономерности, но и ее случайности.

Для Сым Цяня главными являлись вопросы: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном царстве установилась на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели? К их решению он подошел очень своеобразно. Власть в его представлении ¾ это управление людьми, поэтому первое, что должен знать правитель, ¾ природу человека. Затем можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую можно управлять людьми. Сым Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения управления являются следующие свойства человеческой натуры: прямодушие ¾ чистая и в этой чистоте благая непосредственность; инстинкт почитания; действующее в человеке культурное начало ¾ стремление к творчеству. История, в представлении Сым Цяня, показала, что можно, используя эти свойства человеческой природы, управлять людьми и двигать вперед общественную жизнь. Однако каждое из этих свойств несет в себе свой «вред». В конечном счете эти принципы правления приводят к кризису: дикости, т. е. к интеллектуальной и моральной первобытности в первом случае; слепому культу власти ¾ во втором; приверженности к внешнему, показному ¾ в третьем. Поэтому история и отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим.

Представляет интерес философский взгляд на природу и сущность современного управления японского менеджера О. Моримасы.

Отойдя от дел после более чем сорокалетней работы, японский менеджер О. Моримаса, занимавший управленческие посты на протяжении 20 лет, по собственному признанию, вдруг однажды задался вопросом: что же такое управление? Оглянувшись на пройденный путь, он пришел к заключению, что управление ¾ это нечто похожее на дерево в бурю. Если сравнивать с деревом, то успех управления заключен в листьях. Пышная зеленая крона дерева управления говорит о том, что в настоящее время дела идут хорошо. Однако состояние окружающей дерево среды меняется очень быстро. То же самое можно сказать и об управлении. Окружающая обстановка постоянно претерпевает значительные изменения. Период быстрых темпов роста можно сравнить со временем, когда стоит благоприятная для роста дерева погода. И находящимся сейчас в благоприятных условиях предприятиям в один прекрасный день неизбежно придется повстречаться с бурями. Каким бы большим ни было дерево, в бурю падают листья и ломаются ветви. Возрождение зависит от того, насколько силен ствол.

Размышляя таким образом об управлении, Моримаса сделал вывод о том, что в самом основании ствола лежат идеи управления. А выше расположено то, что называют политикой, целями, стратегиями, призванными соединить усилия всего персонала при реагировании на внешние бури. Политика, цели и стратегии должны быть четко сформулированы и глубоко осознаны персоналом фирмы.

По мнению Моримасы, развитие управления в большой степени зависит от того, насколько творчески к нему подходят. Важным звеном управления является лидерство и гибкость реагирования на перемены. Наконец, самым важным в управлении является его жизненность. В основе жизненности должна лежать мечта. Без мечты и видения далекого будущего менеджмент не станет жизненным, как бы ни соблюдались остальные условия.

Однако сейчас, в период резких перемен, ситуация изменилась. Если нет долгосрочного планирования, основывающегося на четком предвидении и стратегии, то очень велика вероятность того, что мечта, разрастаясь в своих размерах, станет такой, что ее будет невозможно охватить. Поэтому необходимо долгосрочное планирование совершенствования внутренней структуры организации .

Эти моменты являются частями ствола дерева управления. Все части этого ствола абсолютно необходимы, но именно идеи управления, лидерство и мечта, материализуемые в форме стратегий, структур и долгосрочного планирования, должны быть надежно усвоены как чисто свои, своеобразные, а не заимствованные путем подражания элементы управления. Более того, по мнению Моримасы, здесь нельзя полагаться на чужой ум и принимать советы. 1

По мнению современного ученого О. С. Виханского, управление можно представить как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта, а второй ¾ объекта управления. Субъект направляет объекту управленческие команды, в соответствии с которыми он должен действовать. Субъект управления получает данные управленческие воздействия и функционирует согласно полученной информации. В основе управления лежит, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управлять, а с другой ¾ потребность и возможность объекта выполнять эти управленческие воздействия.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «управлять» значит направлять ход, движение кого-либо или чего-либо. Управлять можно кораблем, конем, оркестром, государством, хозяйством, производственным процессом и т. д. Таким образом, управление ¾ это широкое понятие, объектом которого могут быть разнообразные по своей природе явления, процессы и предметы.

В «Советском энциклопедическом словаре» управление трактуется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление определяется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.

Таким образом, можно выделить три класса управления:

1) в неживой природе (технических системах);

2) живой природе (биологических системах);

3) обществе (социальных системах).

В неживой природе (технических системах) осуществляется управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин, которые изучают главным образом технические науки.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

В обществе (социальных системах ) происходит управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления, которая является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление ¾ свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности вызвано прежде всего появлением и развитием разделения труда , которое специализировало труд производителей и коллективов.

Совместная работа многих лиц во взаимодействии друг с другом в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда ¾ кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив работающих. Управление присуще всякому общественному труду. С увеличением масштабов все больше возрастает роль управления.

Таким образом, управление в социальных системах можно представить как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской либо предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. До эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Однако в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, охватывающей как сферу материального производства, так и сферу духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. 2

Управленческие решения всегда принимаются и реализуются исходя из свойств объекта управления и представлений о них. В связи с этим необходимо разграничить управленческую деятельность, выполняемую отдельным, использующим свои индивидуальные навыки и способности человеком, и управление как институционализированную деятельность. Оба вида деятельности необходимы. Основной момент заключается в том, что организации формализуют и структурируют способ, с помощью которого осуществляется управление. Организации институционализируют менеджмент, именно они являются источником механизмов, процедур и правил, с помощью которых определяется содержание управления, осуществляется его процесс и контроль. Управление инициирует создание организаций, воплощающих в своих процедурах и системах многие из видов деятельности, которые могут выполнять управляющие.

Организации состоят из индивидов, которые для достижения определенных целей стремятся повлиять на других людей, создающих материальные блага или способствующих росту благосостояния, посредством различных процессов, технологий, структур и культур. Различные организации оказывают огромное воздействие на все стороны жизни каждого человека.

Организация ¾ это устойчивая система отношений между субъектами, основанная на совокупности достигнутых ими соглашений. Термины, используемые в данном определении, нуждаются в дополнительном пояснении:

1) «…устойчивая система отношений». Устойчивость ¾ это способность системы сохранять требуемые характеристики и свойства в условиях действия возмущающих факторов;

2) «…система отношений». Любая организация представляет собой исключительно сложный для изучения объект, полный объем свойств и параметров функционирования которого принципиально непознаваем. Исследователь всегда имеет дело с некой абстракцией, моделью организации, отражающей отдельные аспекты жизни реального объекта. Представление организации как системы отношений есть одна из возможных ее моделей;

3) «…отношений между субъектами». В контексте организации между индивидами формируется множество типов отношений ¾ от производственных до социально-психологических;

4) «…основанная на совокупности достигнутых ими соглашений». Соглашения между субъектами также могут иметь разный характер ¾ от официально утвержденных обязательств, регламентов работы и поведения до неформальных договоренностей и создания «скрытых» коалиций.

Существует также ряд признаков, являющихся возможными, но не обязательными признаками организации.

1. Заданный правовой статус. Принятие решения о государственной регистрации организации как юридического лица приводит к следующим основным результатам: формируется легитимная система управления собственностью юридического лица; договорные отношения между учредителями, а также между организацией и контрагентами становятся юридически значимыми; сама организация как юридическое лицо становится объектом правоотношений.

2. Наличие идентифицируемых границ. В заданном контексте термин «граница» нуждается в уточнении. К. Бенсон утверждает, что реальностью является только организационная конструкция в умах организационных деятелей. Это полностью соответствует базовым положениям теории систем, согласно которым границы системы как абстрактного объекта задает разработчик ее модели.

3. Коллектив, команда. До последнего времени наличие коллектива или даже команды работников считалось неотъемлемым свойством организации. При этом особое значение всегда придавалось наличию и важности межличностных отношений между членами коллектива, собственно и превращающих множество индивидов в команду . Однако новые тенденции мировой практики дают повод усомниться в корректности данного утверждения. К ним относятся:

· создание распределенных групп работников, взаимодействующих исключительно в «цифровом пространстве» и не знающих друг друга лично;

· аутсорсинг, т. е. передача функций по реализации отдельных бизнес-процессов сторонним организациям;

· практика неполной занятости, субподряды.

Коллективные, командные формы работы позволяют создавать комплексные продукты (товары, услуги), реализовывать сложные проекты, но сами по себе они уже не определяют «лицо» организации.

4. Единое название, бренд. Существует два подхода к формированию бренда ¾ восточный, характерный для стран Азии, особенно Японии, и западный, получивший распространение в экономически развитых государствах Америки и Европы. Восточная модель основана на идее интеграции, объединения ресурсов и продуктов под общей торговой маркой. Западный подход предполагает создание и продвижение брендов отдельных продуктов или продуктовых линий. Характерной чертой последних лет стало взаимопроникновение данных подходов. 3

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2011


Введение 3

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 4

2. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России 8

3. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности 10

4. Список используемой литературы 14

Введение

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин «менеджмент».

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических). Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования;

Гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

  • ориентации на человеческий фактор;
  • высокого профессионализма;
  • творчества менеджера.

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на совершенствование окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели.

Среди компонентов деятельности выделяют:

Мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

Цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

Операции, с их помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.), развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. В рыночной экономике организация сама принимает решения. Она самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие др. Таким образом, организации имеют все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления.

Деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за ее пределами.

Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

Изготовление продукта;

Передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Зигерт В. дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

Взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

Управление и внешняя среда организации;

Лидерство.

Таким образом, управление является неотъемлемой частью человеческой деятельности в современных рыночных условиях.

Управление - это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — писал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таблица 1.

Различия в характере труда работников общественного производства

Показатели

Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ

Работники, занятые управлением

1. Предмет труда

Сырьё и материалы

Информация, связи, отношения

2. Объект труда

Средства труда

Коллектив работников

Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями

На работников через исполнительные механизмы

4. Результаты труда

Продукция и услуги

Управленческие решения

5. Отношение к процессам управления

Не составляют профессиональной обязанности

Профессиональная обязанность

Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», — это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

2. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России

Наша страна в 2000 гг. проходила процесс глубокой экономичес-кой, социальной и политической ломки. Если взять основ-ные вопросы экономической политики и вероятные, прин-ципиальные ответы на них, то на их базе можно выстро-ить две концепции политики, составляющие как бы две крайние альтернативы. Одна из них либеральная, дру-гая — государственная.

Рассмотрим характеристики двух концепций:

Таблица 2.

Вопросы экономической политики

Концепции

Либеральная

Государственная

1. Роль государства

а) минимум вмешательства в экономику;

б) функции государства: + законодательство и обеспечение исполнения законов;

  • денежная политика;
  • контроль за естественными монополиями;

минимум социальных гарантий

а) активное госрегулирование, особенно в переходный период, включая регулирование цен (стратегические и ос-новные потребительские товары), крупные госзаказы, бюд-жетная поддержка приоритетных отраслей науки;

б) широкое применение налоговых и иных льгот;

в)обеспечение высокого уровня социальных гарантий

2. Макроэкономическая политика

а)борьба с инфляцией — безусловный приоритет;

б)бездефицитный бюджет, жесткое регулирование де-нежной массы;

в)низкие налоги

а)умеренная инфляция в течение ряда лет как специфика России вследствие структурных деформаций и моно-полизации экономики;

б)сокращение бюджетного дефицита — не самоцель

3. Внешнеэкономическая политика

а)открытая экономика;

б)регулирование внешнеэкономических связей только
тарифными методами;

в)последовательное сокращение импортных тарифов

а)защита отечественных товаропроизводителей, высо-кие импортные тарифы, применение квот и лицензий на экспорт и импорт

4. Собственность и приватизпция

а)приоритет частной собственности, в том числе на зем-лю;

б)высокие темпы приватизации, защита прав собственников и акционеров в приватизированных предприятиях

а)многоукладная экономика, высокая доля госу-дарственного сектора, особенно в базовых отраслях;

б)высокая роль трудовых коллективов, реализация
принципов самоуправления;

в)ограничения в собственности на землю, запрещение
ее купли-продажи.

5. Структурная и инвестиционная политика

а)структурные сдвиги должны быть следствием действия рыночного механизма;

б)упор на частные инвестиции, привлечение иност-ранных инвесторов;

в)минимум госинвестиций, только на социальные объ-екты и инфраструктуру, непосильную для частного бизнеса

а)активная структурная политика, планомерное изме-нение структуры экономики, поддержка приоритетных от-раслей, высокий уровень государственных инвестиций, прежде всего в производство, науку, стимулирование про-изводства наукоемкой, высокотехнологичной продукции

6. Социальная политика

а)адресная социальная поддержка нуждающихся, воз-можность заработать, создание рабочих мест — важнее ин-дивидуальных социальных гарантий;

б)развитие частных пенсионных фондов,страховых компаний, минимизация государственных социальных выплат

а)государство обязано гарантировать всем определен-ный уровень жизни, занятость, пенсии и пособия не ниже
прожиточного минимума;

б)опора на государственное пенсионное обеспечение и
социальное страхование

Необходимость совершенствования организации управления в России

Прежняя концепция управления базировалась на мар-ксистской трактовке экономического развития.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходи-мость централизации управления, моноцентрической сис-темы хозяйствования, прямого управления предприятия-ми со стороны государства, ограничения хозяйственной - са-мостоятельности, жесткой системы распределения и свя-зей между предприятиями.

2. Проведение рыночных реформ в России потребовало формирования новой управленческой концепции. Ее основ-ные положения:

>> децентрализация системы управления на базе со-четания рыночного и государственного регулирования со-циально-экономическими процессами;

>> переход к полицентрической системе хозяйство- вания. С одной стороны, это приводит к увеличению коли-чества и сложности решаемых в регионах задач, с дру-гой — упрощает систему управления народным хозяйством;

>> сочетание рыночных и административных мето- дов управления предприятиями государственного сек-тора;

>> формирование и функционирование рыночных хо- зяйствующих субъектов как открытых, социально ориен-тированных систем

3. Роль управления в развитии экономики, производства и общества. Основные черты и содержание предпринимательской деятельности.

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных условиях термин «экономика » используется в нескольких значениях, как:

  • хозяйство района, страны, группы стран или всего мира;
  • наука, точнее, комплекс наук, занимающихся изучением
    народного хозяйства в целом, отдельных отраслей или экономических субъектов, а также некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т.д.);
  • исторически определенная совокупность экономических
    (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Из приведенных значений понятия «экономика» со всей очевидностью следует, что в нее входят вопросы управления.

Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).

Управленческие отношения , возникающие при целенаправленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической системе, восходят и к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики или видах экономического выбора:

. что следует производить и в каком количестве?

  • как, каким образом следует производить; кто и какую работу должен при этом выполнять?
  • для кого должны быть предназначены результаты производства или кто будет покупать товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Поэтому менеджмент особенно стал развиваться и как сфера деятельности, и как наука на определенной ступени развития производительных сил и обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями рынка совершенной (свободной) конкуренции. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего и управляющего фактора производства (рис. 1.1). Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

Рис. 1.1. Соединение факторов производства (управление ими) предпринимателем

Производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляются не стихийно, а подчиняются как объективным, не зависящим от людей, так и установленным (правильно или неправильно) людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые проявляются в отношении собственности. Отношения собственности — коренные в производственных отношениях, это источник власти и управления.

В статье второй части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Как видим, в этом определении предпринимательства присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость , однако ничего не сказано о третьей отличительной черте - что эта деятельность основана на инновациях . Таким образом, предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги;

2) путем выполнения посреднических функций по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель , взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками.

Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

Список используемой литературы:

  1. Агеев А. И.: «Предпринимательство: проблемы собственности и культуры». /М.: Наука, 1991.
  2. Бусыгин А.В.: «Предпринимательство: Учебник». /М.: Бусыгин, 2003
  3. Волков О.И.: «Экономика предприятия. Учебник». /М.: ИНФРА-М, 2001
  4. Гражданский кодекс РФ (с изменениями от 19.07.2007г. N 197-ФЗ и от 24.07.2007г. N 218-ФЗ). /Гросс-Медия, 2009
  5. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А.: «Экономика организации (предприятия)». /М.: КноРус, 2007
  6. Пиленко Н.Н., Татарский Е.Л.: «Основы менеджмента». /М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг».
  7. Хизрич Р., Питерс М., Загашвили В. С.: «Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха» Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство / М.: Прогресс-Универс, 1993.

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики 3. Предпосылки развития менеджмента

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность Первые формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые «управленцы» - старейшины и вожди родов и племен

Согласно Большой советской энциклопедии, управление - это элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. По мнению JI. H. Бережного «управление представляет собой такую организацию какого-либо процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей» .

О. И. Волков дает следующее определение: «Управление - направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласия и корректировки действий исполнителей» Все вышеуказанные определения позволяют сделать вывод, что управление - это действие, направленное на достижение целей.

Управлять можно: техникой, химическими и биологическими процессами, поступками людей Таким образом, управление существует в различных формах: Управление в живой природе. Управление в неживой природе. Управление в обществе

Управление в живой природе - управление физическими, биологическими, химическими, биоэнергетическими процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов (является предметом изучения естественных наук). Управление в неживой природе - управление в технике, то есть управление машинами, механизмами, технологическими процессами (предмет изучения технических наук)

Управление людьми называется социальным управлением. Социальное управление- это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития, непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Социальное управление можно разделить на государственное, военное, хозяйственное и т. д. Хозяйственное управление в системах регулирования экономики может быть командным или рыночным.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином «менеджмент»

Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-эконо мических). Например, мы говорим: «менеджмент пред приятия» или «управление предприятием» , но только управление автомобилем » . Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения - система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское «manus») - «рука» . По мнению некоторых исследователей, слово manage означало «объезжать лошадей» . Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление» . В книге «История менеджмента» А. И. Кравченко отмечает, что «английское слово manage означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться»

В Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» трактуется как: способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода «умелость» и административные навыки; орган управления, административная единица. М. Мескон определяет менеджмент как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, Необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целой организации»

Предметом науки менеджмент являются: общественные отношения, возникающие между людьми в процессе управления; законы, принципы и методы деятельности менеджеров при управлении организациями; законы, принципы и методы построения и функционирования организаций; деятельность менеджеров по управлению организацией; требования, предъявляемые к современным менеджерам и персоналу

Менеджмент можно рассматривать как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство. Менеджмент как явление представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности

Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации

До начала XX в. в управлении промышленными предприятиями использовался сугубо прагматический подход, основанный на собственном опыте, интуиции, индивидуальных особенностях владельцев предприятий и их управляющих. В разные периоды времени перед руководителями различных производств возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало их обращаться за помощью к ученым. Менеджмент как область самостоятельных знаний сформировался в конце XIX в. Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX в. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления» . С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой

промышленная революция в Англии. Вторая половина XIX в. и начало XX в. - бурно развивается машинное производство, но новая техника не вписывается в производство, основанное на старых методах организации труда и значительной продолжительности рабочего дня; появление гигантских монополий, работа которых требовала организации и координации действий;

отсутствовали необходимые знания о принципах организации труда и производства, об оптимальном составе и последовательности рабочих операций, об оптимизации режима работы оборудования. Индустриальная революция XVIII-XIX вв. стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Однако родиной управления как науки становится не Англия, а Америка;

Под управлением принято понимать целенаправленное воздействие органа управления на субъект управления для достижения каких-либо целей.

Таким образом, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение, как минимум, трех условий:

наличие органа управления;

наличие объекта управления;

наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

Последнее предполагает делегирование объектом управления части своих полномочий органу управления. Следовательно, человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

сложности управляемой системы;

компетенции органа управления;

возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

Поэтому главной задачей которую следует решить при создании новой системы является определение оптимального объема делегируемых функций и установление жестких критериев оценки эффективности деятельности органа управления.

  1. Личность менеджера;

Личность – это система взаимосвязанных, устойчивых, соц. значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению, имеющий специальную подготовку, не только знающий механизм управления производством определенной продукции, но и обладающий навыками работы по изучению положения на рынке сбыта, поиску перспективных покупателей производимой продукции, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль. Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить. Задачей является умение обеспечивать индивидуальную и групповую мотивацию трудового поведения каждого работника при решении проблем на основе максимально стандартизированных приемов и навыков.

Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

На уровне задач деятельности менеджера; - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Основными организаторскими качествами являются:

1. Психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;

2. Критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;

3. Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;

4. Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

5. Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;

6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди вторичных организаторских качеств следует отметить:

1. Целеустремленность

2. Гибкость

3. Работоспособность

4. Настойчивость

5. Самостоятельность

6. Дисциплинированность

7. Инициативность

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

- служебно-товарищеское – общение между руководителями-коллегами.

- дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

- самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

- социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

Управление – это древний вид человеческой деятельности. Необходимость в управлении возникла с того момента, как люди начали осуществлять коллективную деятельность, стали объединять свои силы для ведения производства.

На протяжении все жизни человек занимается разнообразными по содержанию и формам видам деятельности. На основе различий в содержании можно выделить следующие виды деятельности:

  • государственная;
  • хозяйственная;
  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • культурная;
  • педагогическая и др.

Управленческой деятельности принадлежит особое место среди этого разнообразия. Как самостоятельный вид управленческая деятельность исторически сложилась под влиянием складывающихся социально-экономических условий (способ производства, развитие технологий производства, а также содержание и характер труда), в процессе разделения труда. Известны слова К. Маркса из его труда «Капитал»:

Цитата

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Распределенная между подразделениями и отдельными исполнителями работа на предприятии, нуждается в том, чтобы кто-то координировал действия сотрудников для достижения общей цели деятельности. Таким образом, возникает потребность в отделении управленческой деятельности от исполнительной. Управление предприятием начинается с момента определения конечной цели, осуществляется при организации, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и функционировании предприятий. Целью управления является конечный желаемый результат деятельности. После определения цели она начинает «подчинять себе людей», стремящихся ее достичь, тем самым, оказывая влияние на выбор методов и средств. Однако цель управления обязательно должна быть достижимой, представлять собой конкретную форму выражения, быть для всех понятной и стабильной, т. е. она не должна меняться в процессе продвижения к ней.

Представления об управлении

Менеджмент, управление, можно рассматривать в трех ипостасях:

  1. научная дисциплина, имеющая теоретические основы (теории, принципы, методы) и впитывающая отдельные положения других наук;
  2. практика, представляющая собой совокупность видов и процедур управленческой деятельности, выполнение которых осуществляется в определённой последовательности и известных задолго до появления теоретических основ;
  3. искусство, проявляющееся в степени мастерства руководства в области управления.

Определение

Сам термин «менеджмент» английского происхождения, в переводе на русский язык интерпретируется как управлять, руководить. В научной литературе и практической деятельности понятие «менеджмент» зачастую отождествляется с понятием «управление». Однако это обстоятельство можно поставить под сомнение, т. к. научное толкование этих терминов не полностью совпадает. Приведем некоторые определения понятия «менеджмент ».

  • В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть, искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
  • «Толковый словарь русского языка» трактует «менеджмент» как искусство управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
  • В «Современном экономическом словаре» менеджмент понимается как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления.

Термин «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы (организации, предприятия и др.), где обязательными элементами выступают человек и его целенаправленная деятельность. Таким образом, здесь происходит управление взаимоотношениями людей в рамках их совместной трудовой деятельности.

С точки зрения эволюции управленческой деятельности, то менеджмент возник на заре становления капитализма, а управление является, по сути, древним видом человеческой деятельности. Человечество всегда испытывало потребность в данном виде деятельности.

Менеджмент как управление хозяйственной деятельностью может существовать только в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление же в свою очередь может быть реализовано и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, общественной деятельностью, идеологией, религиозной деятельностью).

Еще одно отличие лежит в области кадрового состава управленческой деятельности. Менеджмент представляет собой деятельность профессиональных управляющих – менеджеров, а управлением может заниматься не только профессионал, но и любой специалист, каждый человек.

Производительность управленческого труда

Потребность в управлении определяется также в рамках вопроса о производительности деятельности человека. Однако мы хотим рассмотреть не функциональный труд, а именно управленческую деятельность. Повышение эффективности управленческого труда влечет за собой повышение эффективности всей организации в целом, всей человеческой деятельности. Таким образом, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции, а именно – принятие решений и контроль за их исполнением – было поручено одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. В этой связи, можно сказать о том, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. Следовательно, при таких условиях достигается максимально эффективное использование трудовых ресурсов – субъекта и органа управления. Результат деятельности обоих звеньев:

  • в рамках государства - создание национального дохода;
  • в рамках отдельного предприятия – конкретной продукции, работ или услуг.

Вывод

Таким образом, мы можем видеть, что деятельность человека издавна нуждается в управлении, в необходимости четкого определения целей, постановки задач и отслеживания всего процесса достижения этой цели. При наличии человека, взявшего на себя функции управленца, мы, тем самым, помогаем сами себе достичь лучших результатов. Однако существует еще такая особенность, как внутренний контроль, внутреннее управление. Человек, способный следовать своему внутреннему контролю, обладает огромной силой воли и духа. Здесь речь также идет об управлении, однако это уже не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация, двигающая человека в сторону достижения поставленных целей и выполнения задач.

Лучшие статьи по теме