Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Перечень товаров через электронный аукцион. Работаем с новым аукционным перечнем

Перечень товаров через электронный аукцион. Работаем с новым аукционным перечнем

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров /работ/ услуг, при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион . Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень - на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года). Для многих поставщиков данная информация не является актуальной, т.к. подавляющее количество исполнителей даже не заметит этого нововведения. По сути в очередной раз правительство РФ внесло очередную порцию пиши «для размышления», которая на наш взгляд не дает больше понимания и прозрачности, а наоборот наводит на вопросы такого типа: «для какой цели вообще и без того сложный перечень товаров/работ/услуг нужно постоянно дополнять и видоизменять». С другой стороны причин этому много, одна из которых переход с системы ОКПД на ОКПД 2. А учитывая что все заказчики обязаны при формировании планов-графиков и составления перечня предполагаемых конкурентных процедур опираться на информацию из ОКПД, то модернизация этого ОКПД обязывает и перечень ТРУ, согласно которого обязаны проводить исключительно аукционы, претерпеть поправки и изменения. Вы можете пролистать НОВЫЙ ПЕРЧЕНЬ товаров/работ/услуг которого, должны публиковаться в формате электронного аукциона, и если вдруг найдете в нем «себя», т.е. ваше направление, то просто имейте ввиду, что особо в вашей жизни ничего не изменится, просто чаще возможно придется сталкиваться с такой формой конкурентных торгов, как аукцион в эл.форме) ну а про аукционы мы ранее много писали и снимали видео, так что проблем лишних возникнуть не должно.

Но также есть направления деятельности, ОКПД которых в новом перечне отсутствуют, а это означает что скорее всего по этому направлению чаще будут проводить запросы котировок или конкурсы.

Начнем с определения. Аукционный перечень — список товаров, работ и услуг, при приобретении которых необходимо воспользоваться таким способом закупки, как электронный аукцион.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют аукционный перечень по 44-ФЗ 2019 года — это Федеральный закон № 44-ФЗ и распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р.

44-ФЗ регламентирует проведение электронного аукциона в тех случаях, когда предмет закупки входит в список, утвержденный распоряжением Правительства РФ. Однако такой перечень имеют право устанавливать и ответственные представители региональных структур (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Если заказчик планирует закупать товары, работы и услуги для нужд субъекта, необходимо проверить наличие территориальных нормативных актов, утверждающих такие аукционные списки.

Состав аукционного перечня

Объекты закупок (товары, работы, услуги) включаются в перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ по критериям:

  • объект закупки подлежит точной формулировке и точному описанию;
  • победитель аукциона может быть определен по количественным и денежным признакам.

В новый список включены, к примеру:

  • продукция и услуги сельского хозяйства и охоты;
  • рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства;
  • сырая нефть и природный газ;
  • руды металлические;
  • пищевые продукты;
  • текстиль и текстильные изделия;
  • кожа и изделия из кожи;
  • бумага и изделия из бумаги;
  • электрическое оборудование.

Однако закупка посредством электронного аукциона для объектов, включенных в перечень аукционных товаров по 44 ФЗ, проводится не всегда. С учетом требований 44-ФЗ и письма от 13.04.2017 №ОГ-Д28-4336 ряд закупок можно провести путем запроса котировок или же запроса предложений. При попадании условий торгов под положения статьи 93 44-ФЗ заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком. Товары из списка не могут быть приобретены только путем конкурсных процедур. Однако распоряжение №471-р допускает ряд исключений, о которых будет рассказано далее.

Исключения

Существует ряд исключений для более частных кодов аукционного перечня. Например, код 43 - работы строительные специализированные исключает код 43.13 - работы буровые и разведочные, а также аукцион может не проводиться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений при условии, что начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере свыше 150 млн. руб. для государственных нужд и 50 млн. руб. для муниципальных нужд.

Среди исключений также закупки, которые могут быть организованы при помощи конкурса с ограниченным участием, а также двухэтапного конкурса. Таким способом могут приобретаться пищевые продукты для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и прочих.

Также аукцион не обязателен и при проведении закупочных процедур по обеспечению питанием, сервисному обслуживанию ритуальных, обрядовых мероприятий, по обмену жилого недвижимого имущества, по приобретению сувенирных и подарочных наборов, а также бюллетеней для голосования.

На это стоит обратить внимание при выборе способа определения поставщика. Напомним, что за неверный выбор способа приобретения товаров, работ и услуг, закрепленных в списках, утвержденных Правительством РФ или субъектами РФ, Федеральная антимонопольная служба может наложить штрафные санкции на должностное лицо в размере 50 000 рублей.

Наиболее многочисленной частью аукционного перечня по 44-ФЗ является список товаров, для осуществления госзакупок которых необходимо обязательное проведение электронного аукциона. В их число входят:

    Сырье. Достаточно большая группа товаров, включающая нефть и нефтепродукты, природный газ и уголь и продукцию коксовых печей, разнообразные химические вещества и продукты, металлы в готовом и рудном виде, продукцию прочих горнодобывающих предприятий, а также древесину, пиломатериалы и другую продукцию лесоводческих и лесозаготовительных производств.

    Продукты питания. Эта категория товаров, включенных в аукционный перечень, охватывает разнообразные пищевые продукты и напитки, рыбу и продукцию рыболовецких и рыбоводческих хозяйств, а также связанных с ними перерабатывающих производств, природную и очищенную воду, а также поставку льда, холодного воздуха и охлажденной воды.

    Одежда. Включает текстиль и текстильные изделия, предметы одежды и обуви, кожу и изделия из нее.

    Оборудование. В данный раздел перечня входят различные виды оборудования, включая компьютерное, оптическое и электронное, а также специализированное медицинское. В отдельную группу выделено промышленное и заготовительное оборудование.

    Другое. Достаточно разнообразная категория товаров, которая включает продукцию сельскохозяйственных и охотоведческих хозяйств, бумажной промышленности и изделия из бумаги, картона и других подобных материалов, различные лекарственные и медицинские препараты, материалы и инструменты.

Наличие аукционного перечня значительно упрощает грамотное применение 44-ФЗ на практике. Это связано с тем, что любой заказчик или поставщик при помощи этого документа может достаточно быстро определить, является ли электронный аукционной обязательной процедурой при проведении госзакупки того или иного товара.

Новый аукционный перечень: как применять Суть изменений Правительство утвердило новый список товаров, работ, услуг, закупаемых через электронный аукцион. Изменения в аукционном перечне связаны с введением новых кодов ОКПД2. Однако есть важный нюанс. Закон по-прежнему не запрещает закупать товары из перечня и другим способом. Как не ошибиться в выборе способа закупки с учетом нововведений читайте в разъяснении. Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р, вступил в силу 21.03.2016 года. Это повод напомнить заказчикам, что есть такие товары и услуги, для закупки которых обязательно надо проводить электронный аукцион. Что такое аукционный перечень Закон № 44-ФЗ предписывает заказчикам проводить электронный аукцион в случае, если объект закупки входит в список, утвержденный Правительством РФ. Не стоит забывать о том, что такой перечень вправе установить и региональные власти (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Поэтому если вам предстоит закупка для нужд субъекта, проверьте наличие нормативных актов, утвердивших перечни в вашем регионе. Товары и услуги включают в перечни по следующим признакам: существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку. Всегда ли проводят аукцион для товаров из перечня НА ЗАМЕТКУ Закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 18.01.2016 № Д28и-132) Нет. Можно провести запрос котировок или запрос предложений. А если условия закупки подпадают под действие одного из пунктов ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то торги и вовсе можно не проводить, заключив контракт с единственным поставщиком. Получается, на товары из аукционного перечня нельзя проводить только конкурс. Если же товар - в перечне, а проводить электронный аукцион вы не готовы, тщательно проверьте, не нарушите ли нормы Закона № 44-ФЗ, объявив запрос котировок. Ведь такой способ закупки подходит только в том случае, если НМЦК менее 500 тыс. руб., годовой объем таких закупок не превышает 10% СГОЗ и не составляет более 100 млн руб. (письмо Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3712). Запрос предложений можно провести также в строго определенных Законом № 44-ФЗ случаях: не состоялся повторный конкурс (должен быть признан несостоявшимся исключительно по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ (например, не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены); не состоялся электронный аукцион; необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта; требуется закупить товары и услуги, указанные в пп. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Например, закупка лекарственных препаратов, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Выбирая в качестве способа закупки запрос предложений, учитывайте высокую вероятность проверки. Ведь перечень оснований для его проведения - закрытый Как проверить входит ли товар в перечень В новом перечне товары, работы, услуги указаны в соответствии с их кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014 (КПЕС 2008). Таким образом, задача заказчика по поиску объекта закупки в списке упрощается. Ведь в соответствующих позициях структурированного плана-графика коды такие же. ПРИМЕР Учреждение планирует закупить одежду и обувь. В аукционный перечень входят коды 14 «Одежда» (за исключением детской одежды) и 15.2 «Обувь». Заказчик обязан провести электронный аукцион или запрос котировок (если НМЦК менее 500 тыс. руб.). И только для закупки детской одежды учреждение вправе провести открытый конкурс. Внимание! Штрафы За неправильный выбор закупки товаров, включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ или субъектами РФ, ФАС России может привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности и оштрафовать на сумму 50 тыс. руб. Обратите внимание, что для заказчиков по Закону № 223-ФЗ перечень закупок, которые надо проводить в электронной форме - свой. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В конце 2015 года его отредактировали с учетом новых кодов ОКПД2.

Торги, проводимые на электронной площадке, — наиболее популярный способ определения поставщика в рамках отношений в сфере контрактной системы. За 2016 г. из 3 млн заказов 58 % приходятся на электронный аукцион с общей ценой размещенных лотов чуть более 3,8 трлн рублей. Рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан и вправе проводить электронные торги, каким распоряжением утвержден действующий аукционный перечень и какие товары, работы, услуги в него включены.

Нормативная база

Ч. 2 ст. 48 44-ФЗ закрепляет приоритетность проведения открытого конкурса, по сравнению с другими способами определения поставщика. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ст. 59, раскрывающей содержание процедуры электронного аукциона (ЭА).

Обязанность проводить закупки определенных товаров и работ только ЭА установлена ч. 2 ст. 59. Список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р , а также может дополнительно устанавливаться субъектом РФ.

Помимо случаев, указанных в Распоряжении, ч. 3 ст. 59 Закона содержит положения о праве заказчика проводить заказ электронным способом и при отсутствии в перечне необходимого предмета.

Перечень закупок аукционным способом по 44-ФЗ

Обязанность проведения электронной процедуры установлена, в том числе, на следующие объекты:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы и др.

Список, установленный Правительством, довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2. Полный перечень аукционных товаров по 44-ФЗ представлен в упомянутом выше распоряжении Правительства.

Исключения из правил

Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.

1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.

К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99 , имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.

2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.

3. При закупке детской одежды.

4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.

5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).

6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.

7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.

Особые условия

Заказчик вправе провести закупки объектов, включенных в аукционный перечень, иными способами в следующих случаях:

  • при НМЦК, не превышающей 500 000 рублей, — запрос котировок (либо согласно ст. 75, 76 независимо от размера НМЦК на территории иностранного государства или для оказания медицинской помощи);
  • при заказах у единственного поставщика, согласно ст. 93. К примеру, при НМЦК, не превышающей 100 000 рублей;
  • при проведении запроса предложений, согласно ст. 83. К примеру, при признании повторного ЭА не состоявшимся.

В большей степени аукционный перечень является ограничением для проведения процедуры открытого конкурса, а не условием проведения аукциона.

Ответственность за выбор способа закупки

Ст. 7.29 КоАП устанавливает ответственность при неверном принятии решения в выборе способа определения поставщика в виде наложения административного штрафа в размере до 50 000 рублей.

Лучшие статьи по теме