Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Подходы к оценке бизнеса. Оценка и ее роль в современной школе Согласование результатов оценки

Подходы к оценке бизнеса. Оценка и ее роль в современной школе Согласование результатов оценки

В 2017 году был принят новый закон – Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации. Обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Как проводить независимую оценку квалификации в 2018 году?Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.

Понятие

Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.

Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации .

Нововведения закона

Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

Названный закон разъясняет:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Зачем нужна и по чьей инициативе проводится

ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).

Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:

  1. непосредственно в самом центре;
  2. дистанционно.

Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.

В 2018 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.

Информация об НОК в документах

Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:

  • письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта.
    Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Кто оплачивает прохождение экзамена

«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:

  1. работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
  2. сам работник изъявил желание пройти аттестацию.

Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).

В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:

  • ОСНО;
  • ЕСХН.

Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.

Андрей Тихомиров

Для того чтобы разобраться в том, что понимается под оценкой бизнеса, рассмотрим четыре основных вопроса:

  • Для чего нужна оценка бизнеса?
  • Кто осуществляет оценку бизнеса?
  • Что является предметом оценки?
  • Как осуществляется оценка бизнеса?

Для чего нужна оценка бизнеса?

Оценка бизнеса, как и любого другого актива, нужна не сама по себе, а только в ситуации выбора и принятия решения. Принято думать, что оценка предшествует принятию решения, осуществляется с целью последующего принятия решения. На самом деле оценка – важнейшая часть этого решения: в ее процессе взвешиваются последствия принятия или непринятия того или иного решения. Оценка нужна, чтобы получать взвешенные, экономически выгодные решения.

Кто осуществляет оценку бизнеса?

Оценивает бизнес тот, кто находится в ситуации выбора, у кого есть право принимать решения. Такое право есть у того, кто обладает правами собственности в отношении объекта оценки или возможностью приобрести эти права. Экономическую оценку могут также осуществлять по поручению собственников или заинтересованных лиц агенты по оценке (оценщики) и управлению собственностью (менеджеры).

Что является предметом оценки?

Если цель оценки – принятие решения, то ее предметом является экономическая выгода от решения. Объектами оценки могут быть разные виды собственности, любой актив, но предметом в любом случае выступает экономическая выгода. Другими словами, оценке подвергается не сам бизнес (актив) как таковой, как некая "вещь в себе", а набор возможных действий в отношении актива, связанный с наличием актуальных или потенциальных прав, и экономическая выгода от предполагаемых действий по покупке, продаже или управлению бизнесом.

Как осуществляется оценка бизнеса?

Экономическая выгода оценивается путем сравнения ценности альтернативных возможностей использования собственности. Но сути, любая оценка – это взвешивание (сравнение) ценности альтернативных благ.

Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.

При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход – это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.

Данный подход считается наиболее приемлемым по инвестиционным мотивам, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из набора материальных и нематериальных активов, а поток будущих доходов, позволяющий ему получить прибыль, окупить вложенный капитал и повысить свое благосостояние.

Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.

Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают в себя: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных.

Затратный подход наиболее приемлем для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает в себя данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне заработной платы, стоимости материалов, расходах па оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов. Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.

Подход

Преимущества

Недостатки

Доходный

Учитывает будущие ожидания инвестора. Позволяет учесть экономическое устаревание предприятия. Дает возможность учесть доходность вложений в бизнес с учетом объемов выручки от реализации продукции и затрат, а также рыночный аспект, так как требуемая ставка дохода основывается на рыночных данных.

Не позволяет точно определить ставку дисконтирования будущих доходов предприятия из-за недостатка рыночных данных и нестабильности экономики. Ограничен отсутствием достаточной информации по текущим и будущим чистым доходам предприятия.

Сравнительный

Отражает фактически достигнутые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Реально показывает спрос и предложение на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее точно учитывает ситуацию на рынке.

Игнорирует перспективы развития предприятия, так как базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Имеет ценность только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм-аналогов. Трудоемкость расчетов и корректировок и их обоснования. Низкая достоверность полученной информации.

Затратный

Наиболее привлекателен, когда типичные продавцы и покупатели в своих решениях серьезно ориентируются на строительные затраты. Однако, если затратный подход показывает, что затраты на строительство могут оказаться заметно меньше затрат на приобретение объекта, определенных доходным подходом, то этот факт может заставить инвестора сделать выбор в пользу строительного варианта.

Статичность и невозможность учесть перспективы развития предприятия. Не учитывает местоположение оцениваемого имущественного комплекса. Сложность точной оценки всех форм износа.

Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода – ставки дисконтирования и коэффициенты капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся:

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 и др.

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Выделяют следующие виды стоимости объекта оценки:

1) рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

2) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

3) стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

4) стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

5) стоимость объекта оценки при существующем использовании – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

6) инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

7) стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

8) ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

9) утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

10) специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Под объектами оценки понимаются любые объекты гражданских прав, участвующие в гражданском обороте.

К объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Выделяют два вида оценки :

1) обязательная оценка;

2) инициативная (добровольная) оценка.

Обязательная оценка осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Инициативная (добровольная) оценка осуществляется в случаях, не предусмотренных законодательством.

21.2. Субъекты оценочной деятельности

К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.

1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.

К оценочной деятельности физических лиц предъявляются следующие требования:

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

Наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

К оценочной деятельности юридических лиц предъявляются следующие требования:

Соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

Государственная регистрация в качестве юридического лица;

Наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Оценщики обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года, а также заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности (ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

2. Потребители услуг оценщиков (заказчики) – любые физические и юридические лица, заключившие договор об оказании услуг по оценке определенного объекта оценки.

3. Государственный орган, осуществляющий регулирование оценочной деятельности (Министерство экономического развития и торговли РФ).

Функциями уполномоченных в данной сфере органов являются:

Контроль за осуществлением оценочной деятельности;

Регулирование оценочной деятельности;

Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

Согласование проектов стандартов оценки;

Согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Саморегулируемые организации оценщиков. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

Защищать интересы оценщиков;

Содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

Содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

Разрабатывать собственные стандарты оценки;

Разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

21.3. Правовое положение оценщика

Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Оценщик имеет право :

1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

6) отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

7) требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик обязан :

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования законодательства об оценочной деятельности;

2) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

3) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

4) предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

5) предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

8) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

1) в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

2) оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Обязательным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, является страхование гражданской ответственности оценщиков . Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки (ст. 17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

21.4. Порядок проведения оценки

Проведение оценки включает в себя ряд этапов.

1. Заключение с заказчиком договора об оценке . Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

Основания заключения договора;

Вид объекта оценки;

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

2. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки . При этом оценщик осуществляет сбор и обработку:

Правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц;

Данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

Информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

Информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки;

3. Анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор;

4. Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов . При этом оценщик использует следующие подходы к оценке:

Затратный подход– совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

На данном этапе оценщик осуществляет также необходимые расчеты того или иного вида стоимости объекта оценки с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшающих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рисков), и другой информации.

5. Обобщение результатов , полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки .

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

6. Составление и передача заказчику отчета об оценке .

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком – индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте оценочную деятельность как один из видов предпринимательской деятельности.

2. В каких случаях проводится обязательная оценка?

3. Каково правовое положение оценщика?

4. Перечислите полномочия государственного органа, осуществляющего государственное регулирование оценочной деятельности.

5. Охарактеризуйте порядок проведения оценки.

Государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель, а также для целей налогообложения и иных, установленных законом целей.

ГКОЗ основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

При ГКОЗ принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном, судебном порядке.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельский поселений, садоводческих и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. ГКОЗ сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. ГКОЗ иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

Актуализация и корректировка ГКОЗ осуществляется как постоянно действующая система мероприятий, обеспечивающих обновление сведений о кадастровой стоимости земель.

Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, определяется согласно Методическим указаниям, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.06 №222 с применением удельных показателей кадастровой стоимости соответствующей категории земельных участков.

Все сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются в форме кадастровой выписки о земельном участке. Для получения кадастровой выписки необходимо обращаться в территориальные отделы Управления Росреестра по месту нахождения земельного участка с соответствующим заявлением. Заявление может быть представлено заявителем при личном обращении, путем его отправки по почте, а также в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет.

Во исполнение п.п. 12-13 ст. 396 Налогового кодекса РФ, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, Управление передает сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Обеспечение эффективного взаимодействия между Управлением Росреестра и Федеральной налоговой службой в области информационного обмена сведениями регламентируется Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы (далее - Соглашение) от 03.09.2010 №ММВ-27-11/9/37. В целях реализации Соглашения предусмотрен Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Федеральной налоговой службы от 12.08.2011 №П/302/ММВ-7-11/495 (далее - Порядок). Согласно п. 2.1 Порядка Управление Росреестра в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляет указанные сведения в Управление ФНС России по Ростовской области по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Понятие государственной кадастровой оценки четко определено Законом об оценочной деятельности Российской Федерации. Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов оценки, отбор исполнителя работ, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение их в государственный кадастр недвижимости и доведение их до сведения налогоплательщиков. Государственная кадастровая оценка - это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости.

В настоящее время система государственной кадастровой оценки земель основывается на наличии сформированной методической базы, которая обеспечивает процесс ее проведения. В качестве такой методической базы выступают утвержденные приказами Минэкономразвития Российской Федерации методики государственной кадастровой оценки земель всех категорий и технические указания, которые являются практическим руководством по применению данных методик. Все методики по государственной кадастровой оценке земель основаны на подходах и методах оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. К различным категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков применяются различные методы оценки в зависимости от факторов, влияющих на их оценку, в целом это методы массовой оценки, базирующиеся на системе массового определения стоимости и включающие метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Так, например, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения до настоящего времени основывалась на основе капитализации рентного дохода.

Оценочный метод – это способ измерения предмета оценки согласно установленным критериям.

Критерий – признак, мерило оценки. Им может быть «объект, правило, стандарт, тест для формирования мнения…; поведенческая цель, с помощью которой выявляется уровень прогресса; эталон, по которому устанавливается мера в терминах идеала…, цели……, рассматриваемые как желательные и указывающие направление деятельности человека».

Критерии оценки должны быть:

– статичными на определенном промежутке времени;

– динамичными, поскольку деятельность работников изменяется с течением времени;

– индивидуальными, т. е. учитывать индивидуальные особенности работников для максимального использования и развития потенциала персонала.

Для оценки используются:

– единственный критерий;

– набор независимых критериев;

– сводный (композиционный) критерий.

Применение единственного критерия упрощает процесс оценки, однако один признак недостаточен для полной и правильной оценки деятельности. Поэтому наиболее приемлема комбинация критериев.

Набор независимых критериев (например, множество экономических показателей, отражающих трудовые достижения работников) расширяет поле оценки, но имеет и свои лимиты. Оценка по неинтегрированным критериям не допускает сравнения работников для принятия решений о продвижении по службе, вознаграждениях и т. д.

Сводный критерий, который рассчитывается по формуле 1 путем суммирования взвешенных субкритериев, исключает этот недостаток.

где С – сводный критерий; Кi – i-й субкритерий; i = 1, 2…, n; Вi – вес i-го субкритерия.

Веса субкритериев могут быть равными или разными, исходя из их важности. «Взвешивание» субкритериев осуществляется с помощью экспертной оценки, факторного анализа, корреляции. Количественное измерение субкритериев выражается баллами или коэффициентами, что дает возможность оценить любые параметры предмета оценки, даже не имеющие естественных измерителей. Балльное измерение субкритериев производится в соответствии с заранее установленной шкалой, градация которой может быть единой для всех субкритериев или различной для каждого из них. Применение коэффициентов предполагает сравнение фактического значения субкритериев с заданным нормативным уровнем.

Возможность ранжирования работников с помощью сводного критерия также осложняется рядом проблем: сводный критерий, выражающийся суммой баллов или единым коэффициентом, маскирует сильные и слабые стороны деятельности работников, а неоптимальный набор субкритериев или ошибки в определении их веса искажают точность измерений. Несмотря на это, преимущества использования сводного критерия для оценки деятельности всех категорий работников намного превышают описанные недостатки, что объясняет широкое его применение в оценочных методах.

В целях систематизации оценочных методов предлагается ряд классификаций.

История развития оценки, связанная с изысканием и изобретением более точных способов измерения, как бы «подсказывает» разделить все известные методы на традиционные (применявшиеся на первых этапах развития оценки), использование которых сопряжено с высоким уровнем субъективизма в оценивании, и современные, обеспечивающие более объективную оценку деятельности.

Исходя из индивидуальной или сравнительной направленности измерений, оценочные методы разделяются на две группы: 1) методы, с помощью которых оценивается деятельность работника в индивидуальном порядке на основе установленных стандартов, целей и т. д. и 2) методы, применение которых предполагает сравнение деятельности нескольких работников, выполняющих идентичную или близкую по функциональным признакам работу.

Упрощенная модель деятельности индивида (рис. 5.27) включает: 1) работника как носителя личных и деловых качеств, профессиональных знаний, умений и навыков; 2) демонстрируемое рабочее поведение; 3) результаты деятельности; 4) трудовую ситуацию. Согласно выбору предмета оценки, оказывающего непосредственное влияние на индивидуальную деятельность, выделяются методы, ориентированные на оценку:

1) личных и деловых качеств работников;

2) рабочего поведения;

3) результатов труда.

Лучшие статьи по теме