Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Проблемы трудоустройства молодежи. Индивидуальная карта учащегося по обществознанию на тему "Занятость и безработица" (11 класс) Советы по трудоустройству молодежи

Проблемы трудоустройства молодежи. Индивидуальная карта учащегося по обществознанию на тему "Занятость и безработица" (11 класс) Советы по трудоустройству молодежи

Дискуссионный круглый стол по вопросам поддержки и трудоустройства молодых специалистов в регионах РФ состоялся 15 марта 2016 г. в пресс-центре Парламентской газеты.

Открывая мероприятие, В. Трапезников, депутат ГД, член Центрального штаба ОНФ, задал тон всему последующему обсуждению:

— Если не ставишь цель в жизни — это неправильно. Чтобы полноценно участвовать в жизни государства, нужно участвовать и в законотворчестве.

— Сейчас молодому человеку устроиться на работу очень сложно, имея гуманитарное образование. С техническим образованием устроиться на работу существенно легче.

В дискуссии также приняли участие начальник отдела трудовой мобильности и миграции Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке А.Албагачиев, руководитель открытой общественной правовой энциклопедии «НародныйВопрос.рф» О.Долгова, молодые лидеры из регионов РФ - члены Молодежного парламента при ГД РФ (организатора круглого стола).

Молодые лидеры и гости круглого стола обсудили широкий спектр тем, связанных с содействием занятости и профориентации молодежи, включая такие вопросы, как:

— Какие методы поддержки молодых специалистов необходимы сегодня в условиях непростой экономической ситуации?

— Как современные информационные технологии и социальное партнерство ВУЗов и НКО оказывают содействие трудоустройству молодых специалистов?

Учитывая переизбыток на рынке труда выпускников гуманитарных специальностей, участники обсудили проблематику, связанную с завышенными ожиданиями молодых специалистов юридических и экономических специальностей по стартовому размеру заработной платы, и вместе с этим серьезными расхождениями между ожиданиями работодателей и реальными компетенциями начинающих специалистов.

В качестве одного из работающих механизмов, способных оказать влияние на устранение такого дисбаланса, был приведен опыт проекта «НародныйВопрос.рф ». В своем выступлении руководитель проекта О. Долгова рассказала о том, как можно на практике воздействовать на повышение ценности на рынке труда молодых юристов.

Проект, изначально ориентированный на оказание первичной юридической помощи гражданам из сельской местности и удаленных регионов Российской Федерации, оказался интересным инструментом для внедрения в образовательный процесс юридических ВУЗов инновационных форм студенческой практики.

— Мы являемся аналогом сервиса Uber или Яндекс.Такси для юридических ВУЗов - такая метафора прозвучала в начале выступления О.Долговой.

При поддержке Международного юридического института на базе НКО, реализующего проект «НародныйВопрос.рф », выстраивается инновационная система студенческой практики. При этом реализуется схема win-win, в которой выигрываю все участники процесса. Граждане , изначально являвшиеся аудиторией проекта, получают первичную юридическую консультацию, качество которой верифицировано преподавателем ВУЗа-партнера. Студенты, оказывающие первичную юридическую консультацию, получают практические навыки взаимодействия с реальной аудиторией, работая по темам, которые в настоящее время они проходят в рамках основного курса, или по направлениям, заданным руководителем производственной практики на период практики. По итогам практической работы студентов формируется рейтинг и присваивается «электронный сертификат», который он впоследствии может предъявить потенциальному работодателю. Работодателям предоставляется возможность проверки степени подготовки молодого специалиста: по номеру «электронного сертификата» работодатель может получить ретроспективный доступ ко всем «активностям» студента - ответам на вопросы, публикациям, благодарностям пользователей. ВУЗ , в свою очередь, получает современный и эффективный инструментарий для организации практических занятий, кейсы которых основаны на реальных жизненных ситуациях граждан. При этом у преподавателя появляется дополнительный фактор оценки работы студента с заданиями - оценка пользователя, задавшего вопрос: понял ли он ответ, смог ли воспользоваться рекомендацией молодого юриста, помогла ли она ему.

Завершало мероприятие выступление Н. Кувшиновой, председателя Молодежного парламента:

— Давайте попробуем обобщить весь этот опыт, и донести до федерального уровня, — резюмировала Наталья, — нам очень хотелось бы, чтобы органы власти федеральные, региональные, — слышали общественный заказ, слышали мнение молодежи, слышали мнение предприятий. Вот в такой связке - общественные организации, предприятия и органы власти, — нужно разговаривать и приходить к оптимальным решениям.

По итогам круглого стола, в ходе которого о своих проектах и идеях рассказали молодые лидеры из Биробиджана, Волгограда, Красноярска, Магадана, Москвы, Ростова-на-Дону, Саратова, Томска и других регионов России, будет подготовлена и опубликована резолюция.

Примечание:

При реализации проекта «НародныйВопрос.рф» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.15 N 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1 . Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2 . Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3 . Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.


ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

(индивидуальная карта урока)

План урока:

    Рынок труда

    Причины и виды безработица

Задание 1. Используя текст параграфа дайте определение терминам:

Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений.

Заработная плата – это форма материального вознаграждения наемных работников за труд в течении определенного времени.

МРОТ – минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум – уровень дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Трудоустройство – система мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями и специальными предприятиями, по содействию населению в поиске работы, направлении и устройстве на нее в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Задание 2. Составьте кластер по пункту – рынок труда.

Задание 3. Заполните таблицы:

виды безработицы

Виды безработицы

Причины возникновения

Фрикционная

Структурная

Циклическая

Сезонная

Зависимость безработицы от сезона.

Институциональная

Когда имеются вакансии, но работодатель не доводит информацию до соискателя.

Государственная политика в области занятости

Вид политики

Средства для проведения

Активная

Пассивная

Задание 4. Работа с документом с. 113.

Задание 5. Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Задание 6. Пользуясь памяткой составьте резюме.

ПАМЯТКА

    Личные данные соискателя

Контактная информация (адрес, телефон, электронная почта). Город проживания. Желательно также указать возраст - в том случае, если он говорит в вашу пользу (несмотря на законодательный запрет дискриминации по полу, возрасту и т. д., многие работодатели с опаской относятся к «возрастным» кандидатам). К личным данным можно отнести и фото. Разместите в резюме строгую цветную фотографию. Это особенно важно для должностей, где внешний вид играет не последнюю роль: директор, офис-менеджер, продавец-консультант, промоутер.

87% работодателей предпочитают резюме с фотографией.

    Пожелания к будущей работе

Название должности, на которую претендуете (такое же, как заявлено у работодателя). Если же вас интересует несколько вакансий, нужно написать отдельное резюме под каждую из них. Можно указать желаемый минимальный уровень зарплаты, и обязательно упомянуть, что это - стартовый оклад.

    Опыт работы

Перечислите в обратном хронологическом порядке (последнее место в начале списка) все места работы. Укажите период работы, название компании, сферу ее деятельности, занимаемую должность, круг обязанностей и при наличии - достижения. Если трудовой стаж слишком большой, ограничьтесь 3-4 последними местами работы либо опишите наиболее значимый опыт. При описании достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, увеличил, сэкономил или сократил. Использование цифр и процентов выгодно выделяются в резюме. Например, увеличил объем продаж на 25%, выполнял план продаж в 300 000 рублей.

    Образование

Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. В первую очередь укажите образование, которое позволяет вам претендовать на указанную должность. Сведения о дополнительном образовании (курсы, тренинги) уместны, только если они связаны с вакансией.

    Профессиональные навыки

В этом блоке подводится итог всему, чему вы научились за время работы или обучения в вузе. Отдельно указывают степень владения компьютером и иностранными языками, при этом важно конкретизировать: вместо «владею компьютером» - напишите, какими именно программами владеете. Также и с языками - проясните, что именно вы можете - свободно говорить, читать техническую литературу или вести деловую переписку. Меньше лестных самооценок: «большой опыт работы», «умение работать в команде». Желательно, чтобы менеджер сам сделал нужные вам выводы из резюме. При описании навыков в частности и составлении резюме в общем воспользуйтесь методом зеркала: просмотрите объявление о вакансии и примените в своем резюме те же ключевые слова, что и работодатель в описании вакансии.

    Дополнительные сведения

В данной графе упоминают о возможности переезда в другой город, готовности к командировкам или сверхурочной работе. Если уместно, пишут о наличии водительских прав, возможности использовать личный автомобиль в служебных целях, загранпаспорте, семейном положении и увлечениях. Можно включить в этот раздел краткую характеристику своих личностных качеств, например: коммуникабельный, ответственный, инициативный и т. п. Здесь же можно указать на возможность предоставления рекомендаций.

Проблемы трудоустройства молодежи - актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие.

Молодежь - будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь и безработица

Возрастные рамки социально-демографической группы, называемой молодежью, выделить сложно. Условно относят к молодым людям лиц от 14 до 29 лет. Но ведь молодость - это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Проблема трудоустройства современной молодежи стоит остро еще и потому, что этот круг лиц составляет треть от общего числа безработных. Статистика здесь неумолима, а ведь еще существует скрытая безработица, определить рамки которой практически невозможно.

Почему молодежи так сложно устроиться на работу?

Сразу определим, что по закону граждане до 16 лет не могут признаваться безработными. Так же как и лица трудоспособного возраста, но учащиеся по очной программе.

На сегодняшний день в России более 22 % молодого населения. Конечно, похвально стремление подростков к получению высшего образования. Но проблемы молодежи во время трудоустройства начинаются уже после того, как молодой специалист выходит из ВУЗа с дипломом. Найти вакансию практически нереально, поэтому многим приходится работать не по специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи в России связаны еще и с конкретными особенностями данной социальной группы. Молодым людям приходится несладко и в других сферах: социальное самоопределение, проблемы с жильем, сложности адаптации к экономической среде, и т. п. Складывается парадокс: российская молодежь, самая перспективная и сильная категория, оказывается одновременно и самой уязвимой.

У них и у нас

В зарубежной практике активно повышают возрастной порог, с которого человек должен начать свою трудовую жизнь. У нас же все наоборот: вступать на этот тернистый путь молодые люди вынуждены все раньше и раньше. По официальным данным, свой первый заработок получают более 80 % лиц до 18-ти лет. С одной стороны, в подростке должна вырабатываться инициативность и трудовая мотивация, однако с другой у него нет возможности получить надлежащий уровень образования, что автоматически снижает уровень будущей квалификации.

Распределение кадровой политики происходит неравномерно: чаще всего молодежь задействована в предпринимательской сфере и сфере услуг. Тогда как на производстве и в бюджетной отрасли остро чувствуется нехватка кадров. Чем дальше молодежь уходит в теневую экономику, тем сильнее страдает весь трудовой потенциал нашей страны. Согласитесь, с данной точки зрения, решение проблемы трудоустройства молодежи представляется весьма и весьма необходимым.

Специфика рынка молодежного труда

  • Отсутствие баланса между спросом и предложением. Это связано с колебанием трудовой ориентации молодых людей, которым сложно подчас определиться с выбором будущей профессии.
  • Низкая конкурентоспособность. У молодежи на всем трудовом рынке - самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую.
  • Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На этом фоне количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет.
  • Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку.
  • Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией.
  • Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Политика работодателей

Дополнительные проблемы трудоустройства молодежи возникают из-за повышенных требований, которые предъявляются к кадрам без квалификации. Многие работодатели просто считают молодых людей бесперспективным, относятся к ним без должного уважения и не видят возможностей дальнейшего роста.

Конечно, решение проблемы трудоустройства молодежи в данном случае - задача государства. Важно обеспечить социальную поддержку выпускников, смягчив для них критерии приема на работу или обеспечив гибкий трудовой график тем, кто еще учится. Возможность трудоустройства даже без опыта работы - еще один принципиально важный критерий, так как в противном случае получается замкнутый круг.

Частое явление в системе занятости молодежи - по факту специалист трудоустроен, а юридически он до сих пор находится в состоянии безработицы. Работодатель дает ему возможность трудиться лишь неполный день или официально вовсе не регистрирует. Многие эксперты считают, что решением данной проблемы может стать развитие малого и среднего бизнеса - особенно в малонаселенных пунктах.

А продуктивна ли система образования?

На государственном уровне сложно переоценить степень важности, которым обладает своевременное трудоустройство молодежи. Проблемы и перспективы его являются отражением эффективности самой образовательной системы. Ведь нет ничего хорошего в том, когда государство вкладывает средства в обучение и подготовку молодых специалистов, а потом переобучает их заново и финансово содержит как безработных.

Поэтому заинтересованность в труде выпускников по специальности - задача самих учебных заведений. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, тесно сотрудничать с кадровыми инстанциями, и конечно, внедрять грамотную информационную политику с самими молодыми людьми.

Так ли плохо работать не по специальности?

В высших учебных заведениях, увы, часто выпускники получают лишь базовые знания, а вот уровень практических навыков минимален. Впрочем, это связано еще и с тем, что динамичный рынок труда меняется буквально каждый день. Профессия, которая была востребована в начале обучения, к моменту получения диплома может оказаться никому не нужной. Поэтому работать молодые люди идут не туда, куда «нужно», а туда, где можно хорошо заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако получить недостающие навыки даже в принципиально иной сфере и частично решить этим проблемы занятости трудоустройства молодежи сегодня совсем несложно. Есть масса переквалификационных курсов, да и работодатели часто предоставляют возможность предварительного обучения.

Конечно, лишние знания еще никому не вредили. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он прославился, благодаря своему художественному таланту. Однако знаменитый мастер еще сделал массу открытий в медицине, механике, литературе и естественных науках. Это, пожалуй, лучший пример того, как разносторонне развитому человеку удалось подойти к решению проблемы трудоустройства с различных сторон.

Профессии для молодежи: предложение и спрос

На сегодняшний день в производительном труде молодые специалисты практически не заинтересованы. Наибольший интерес вызывают такие сферы занятости, как менеджмент, программирование, предпринимательство, юридическая и экономическая отрасль. Спросом пользуются и творческие профессии.

Наиболее остро проблемы по трудоустройству молодежи стоят в сельской местности и малонаселенных городах. Частая смена специальности приводит к нарушению баланса профессиональной структуры. Продуктивному рабочему труду предпочитается материальная выгода. Все это на повышении экономики страны положительно сказаться, конечно же, никак не может.

Самые востребованные сферы деятельности для молодежи включают в себя продажи, информационные технологии, экономическую отрасль. С другой стороны, молодым специалистам предлагаются должности администраторов, секретарей, бухгалтеров. Грамотный выпускник с техническим образованием тоже никогда не останется без работы.

Проблема трудоустройства молодежи и пути ее решения

Поскольку проблема эта стоит достаточно давно, государство постоянно совершенствует пути выхода из кризиса на рынке молодежного труда. Создаются специальные службы занятости, задача которых - регулировать и оперативно решать все вопросы в трудовой отрасли. Именно трудоустройство молодежи является самым приоритетным направлением таких центров занятости, которые присутствуют в каждом регионе.

С целью решить проблемы трудоустройства молодежи открываются также узкоспециальные биржи труда. Их задача - помочь подросткам найти постоянную или хотя бы временную работу. Помимо этого, в социальных учреждениях широкого профиля можно получить интересующую информацию и юридическую поддержку, пройти психологический тренинг и еще массу других полезных услуг. Все это делается для того, чтобы создать благоприятные условия для интеграции молодых специалистов в трудовой рынок и помочь им снизить социально-экономическую напряженность.

Какие конкретно меры предпринимаются?

Проблемы трудоустройства молодежи и пути их решения весьма разносторонни. Государством проводится целый ряд мер в данной отрасли:

  • Создаются правовые предпосылки для того, чтобы предотвратить рост безработицы.
  • Молодым специалистам помогают пройти социально-психологическую адаптацию и выйти на современный трудовой рынок.
  • Молодежь стараются трудоустроить, исходя из способностей и индивидуальных интересов каждого.
  • Проводится широкая политика правового просвещения.
  • Осуществляются профилактические меры в сфере правонарушений среди подростков.
  • Всячески поддерживаются молодые семьи.
  • Обеспечивается свобода выбора профессии и охрана труда молодого специалиста.
  • Молодежь защищена от ничем не аргументированного отказа в приеме на работу или увольнения, на законодательном уровне.

Причем каждый человек может рассчитывать на помощь в поиске подходящей работы и всяческую поддержку в данной отрасли совершенно бесплатно.

Гарантии молодого специалиста

Если вы молодой специалист, достигший возраста 18-ти лет и оказавшийся без работы, вы обязаны знать, на что вправе рассчитывать.

  • Получение услуг по профориентации, повышению квалификации и переподготовке. Напомним, абсолютно бесплатно.
  • Психологическая и социальная поддержка в службе занятости.
  • Компенсация финансовых затрат, если вас направили на обучение или работу в другой город.
  • Бесплатное медицинское обслуживание при трудоустройстве.

На выплате компенсаций стоит остановиться отдельно. Государство гарантирует безработным молодым специалистам не только выплаты по безработице, но и стипендии на этапе прохождения профподготовки или переподготовки. При этом вы можете участвовать в общественном труде, который оплачивается. А если вы согласитесь по предложению службы занятости полностью переехать для трудоустройства в другой населенный пункт, государство обязано возместить все материальные затраты.

На какие профессии можно устроиться?

Проблемы молодежи во время трудоустройства часто связаны с тем, что подросток просто не знает, на какую сферу стоит обратить свое внимание. Рекомендуем смотреть не только на предполагаемую зарплату, но и отталкиваться от собственных интересов и навыков. В целом выбор профессий, на которые можно пойти даже без квалификации, не так уж мал.

Много молодежи устраивается курьерами. Если вы отлично знаете свой город, это станет плюсом, если нет - появится возможность исследовать все незнакомые участки. К тому же это отличный способ поддерживать хорошую физическую форму.

Промоутер - вакансия для тех, кто хорошо ладит с людьми и умеет убеждать в своей правоте. Дополнительным преимуществом станет возможность улучшить навыки общения, что обязательно пригодится в будущей, более серьезной профессии.

Девушкам, да и парням тоже, можно устроиться приходящей няней. За границей это одна из самых востребованных подростковых профессий, предполагающая самый настоящий заработок. А чем мы хуже? Если есть таланты к преподавательству, можно также попробовать себя в качестве репетитора. Умение находить общий язык с детьми, терпение и настойчивость скажутся на такой работе наилучшим образом.

Если вы социальный и общительный человек, можно всегда найти подработку в кафе или ресторане. Ну а тем, кто привык проводить время в одиночестве или обществе компьютера, можно попробовать себя в роли копирайтера. Конечно, для этого необходимы творческие задатки и отличное чувство языка.

Проблемы трудоустройства молодежи в России могут коснуться каждого выпускника. Поэтому желательно еще на этапе учебы заняться мониторингом рынка и поиском будущего рабочего места. А когда придет время профессиональной практики, стоит заводить как можно больше полезных знакомств и всерьез присмотреться к потенциальным вакансиям.

В идеале, молодому человеку не мешало бы еще до поступления в вуз проанализировать экспертные прогнозы: востребована ли данная профессия, будет ли она популярна после окончания обучения, есть ли уверенность в последующем удачном трудоустройстве и т. п.

Конечно же, не стоит забывать о саморазвитии и отстаивании собственной жизненной позиции. Искусству преподносить себя с лучшей стороны, в том числе, и на собеседованиях, тоже нужно учиться.

Кто нужен современному рынку?

Жаловаться на социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи бессмысленно. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Поэтому юным специалистам ничего не остается, как можно точнее соответствовать данным тенденциям, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.


Приведено с некоторыми сокращениями

Проявляя постоянную заботу о вовлечении подрастающего поколения в общественное производство, Советское государство устанавливает для молодежи дополнительные гарантии беспрепятственной реализации права на труд и права на бесплатную профессиональную подготовку. Для всех предприятий и организаций введена броня приема на работу и на производственное обучение молодежи (минимум рабочих мест, зарезервированный за молодежью для планового приема ее на работу и обучения при посредничестве органов по трудоустройству).
Бронирование рабочих мест, установленное ст. 182 КЗоТ БССР, проводится с целью трудоустройства той части молодежи, которая закончила общеобразовательную или профессиональную подготовку, а также несовершеннолетних, прервавших обучение по тем или иным причинам.
Вовлечение молодежи в общественное производство осуществляется в нашей стране в плановом порядке. Планы трудоустройства молодежи по каждому городу и району разрабатывают, утверждают и доводят до предприятий Советы народных депутатов.
Привлечение молодежи к участию в общественном труде обеспечивает система органов по трудоустройству, среди которых большую часть работы выполняют созданные при исполкомах Советов комиссии по трудоустройству молодежи и комиссии по делам несовершеннолетних.
Эти органы разрабатывают мероприятия по трудоустройству лиц, окончивших школу или прервавших обучение, и других подростков, выясняют причины прекращения подростком обучения и возможность использования всех мер для его продолжения, проверяют правильность использования молодежи, поступающей на работу по окончании школ и училищ, оказывают молодым рабочим помощь в производственном обучении, имеют право входить с представлениями в исполкомы Советов о выделении определенного количества мест для полного обеспечения трудоустройства несовершеннолетних в счет установленной брони, заслушивать на своих заседаниях сообщения должностных лиц по вопросам трудоустройства и применения труда подростков.
Направление на работу, выданное органом по трудоустройству, имеет для администрации обязательную силу и порождает для юношей и девушек, получивших направление (путевку), право требовать приема на работу. Обязанность руководителей предприятий заключить с ними трудовой или ученический договор. В соответствии с законодательством необоснованный отказ в приеме на работу или на производственное обучение юноше или девушке, получившим направление в счет брони, не допускается.
Система бронирования обеспечивает молодежи возможность получить работу, соответствующую желаниям и наклонностям, и обучиться определенной профессии и специальности.
Вместе с тем бронирование повышает ответственность администрации предприятий за выделение подросткам рабочих мест, соответствующих имеющейся или получаемой в ходе обучения специальности, создание им условий для последующей успешной работы, т. е. содействует закреплению молодых рабочих и служащих на предприятиях.
В нашей стране не существует проблем, связанных с поисками работы, ни для молодых рабочих, ни для молодых специалистов, окончивших учебные заведения.
КЗоТ БССР устанавливает дополнительные гарантии для молодых рабочих, окончивших профессионально-технические и технические училища, и молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, законодательно закрепляет принцип использования их по специальности и квалификации, полученным в процессе обучения. Устанавливая такую гарантию, государство возлагает обязанности по обеспечению их работой по специальности и квалификации на администрацию предприятий и на руководителей соответствующих министерств (ведомств).
Выпускники профессионально-технических училищ направляются для работы по специальности в соответствии с народнохозяйственными планами. Направление молодых рабочих, окончивших училища, производится по путевкам, выдаваемым выпускникам.
При направлении выпускников профессионально-технических и технических училищ на работу в другую местность предусмотрена оплата им за счет предприятия стоимости проезда и провоза багажа, а также выплата суточных за время нахождения в пути. При выезде по направлению на предприятия и стройки угольной, металлургической, нефтяной промышленности, промышленности строительных материалов, а также на некоторые другие предприятия семейным молодым рабочим возмещается стоимость проезда членов семьи и провоза багажа.
Выпускникам училищ до начала работы предоставляется отпуск с оплатой из расчета тарифной ставки по присвоенному разряду или соответствующего должностного оклада за счет предприятий, на которые они направлены. Для лиц моложе 18 лет отпуск установлен в 1 календарный месяц, для остальных выпускников - из расчета отпуска, установленного для работников данной профессии (специальности).
Предприятия, совхозы, колхозы, строительные, транспортные и другие организации в соответствии с законодательством обязаны предоставлять окончившим профессионально-технические и технические училища работу в соответствии с присвоенной им профессией и квалификацией. На них также возложена обязанность создавать выпускникам училищ необходимые жилищно-бытовые условия и в дальнейшем способствовать повышению их производственной квалификации. Направление на работу выпускников высших и средних специальных учебных заведений производится комиссией по персональному распределению молодых специалистов. Комиссия обеспечивает выполнение плана распределения, предоставление работы всем выпускникам в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении, с учетом академической успеваемости, семейного положения, состояния здоровья, а также участия в научной, исследовательской и общественной работе. Законодательство устанавливает, что в отдельных случаях при несоответствии предоставленных мест работы специальности и квалификации, полученным в ходе учебы, или при необеспечении молодых специалистов необходимой жилой площадью, комиссия с согласия министерства (ведомства) может направить молодых специалистов на другие места работы (в том числе и вне плана).
Не позднее чем через 5 дней после окончания учебного заведения молодым специалистам одновременно с дипломом вручаются удостоверение о направлении на работу и денежные средства для оплаты проезда к месту работы, оплаты провоза багажа, суточные и единовременное пособие (для работника и членов его семьи).
Руководители министерств, ведомств, предприятий и организаций несут ответственность за правильное использование молодых специалистов на работе в соответствии со специальностью и квалификацией, а также за создание им необходимых жилищно-бытовых условий и условий для быстрейшего приобретения практического опыта и повышения квалификации.
Важной мерой, связанной с трудоустройством молодых специалистов, является запрещение в течение 3 лет по окончании учебного заведения использования их в управленческом аппарате, принимать на работу, не связанную со специальностью, а также увольнять с работы без разрешения министерства (ведомства), которому подчинено данное предприятие.
Если молодой специалист в течение этого срока по какой-либо причине не может быть использован на предприятии, куда он направлен, или предприятие не обеспечивает условий трудового договора, зафиксированных в удостоверении и направлении на работу, министерство, в ведении которого находится данное предприятие, обязано предоставить молодому специалисту другую работу или по его просьбе откомандировать его на работу в систему другого министерства по согласованию с последним. Специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения без отрыва от производства, при отсутствии на предприятии работы по полученной специальности могут быть, по их желанию, направлены соответствующим министерством для работы по специальности на другие предприятия и в организации в порядке, установленном трудовым законодательством .
Одной из организационно-правовых форм вовлечения молодежи в производство, получивших широкое распространение в последние годы, является общественный призыв. С помощью этой формы, основанной на добровольном желании юношей и девушек участвовать в сооружении важнейших строек и авторитете общественных организаций, не только решается задача обеспечения кадрами наиболее важных объектов хозяйственного строительства, но и реализуются дополнительные гарантии трудоустройства подростков, создания им необходимых материальных и культурно-бытовых условий.
Одобряя инициативу общественных организаций по проведению общественного призыва, государство придает этой форме распределения трудовых ресурсов организованный характер. Численность лиц, направляемых на работу в порядке общественного призыва, включается в плановые задания, путевки, выдаваемые общественными организациями, имеют обязательную силу для предприятий и строек, куда направляется молодежь. Администрация последних обязана заключить трудовой договор с юношей или девушкой, имеющими комсомольскую путевку, обеспечить им благоприятные условия для успешного труда, предоставить льготы, установленные для лиц, привлекаемых к работе в порядке общественного призыва.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Лучшие статьи по теме