Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Производство
  • Сценарий игровая программа секреты старинного сундука. Сценарий познавательно-игровой программы сокровища зеленого сундука

Сценарий игровая программа секреты старинного сундука. Сценарий познавательно-игровой программы сокровища зеленого сундука

БАБУШКИН СУНДУК

(детская игровая программа)

Программное содержание:

Через восприятие характера музыкальных произведений, и совместного игрового творчества подводить детей к пониманию доброты как основы отношений между людьми.

Развитие музыкального восприятия. Учить детей вслушиваться в музыку, различать музыкальные жанры. Воспитывать потребность и умение импровизировать под музыку

Ход развлечения:

Ведущая:

Много в мире разных стран

И народов много,

Из пустыни в океан

Нас ведет дорога,

Тут закат, а там рассвет –

Мир меняет краски…

Но повсюду места нет,

Где б не жили сказки,

Сочиняет их народ,

И везде на свете

Каждый день и каждый год

Помнят сказки эти.

Рады сказкам малыши,

Рады сказкам деды,

С ними легче беды.

В сказках столько доброты,

Мудрости и ласки,

Что, конечно, я и ты

Тоже любим сказки!

А вы, ребята, любите сказки? Хлопните в ладоши, пожалуйста, те, кто любит сказки. А теперь ногами пусть притопнут те, кто знает сказки. Спасибо! Вы помогли мне сделать вывод, что все собравшиеся в этом зале не только любят, но и знают сказки. Осталось только это проверить. Будьте внимательны! Итак:

На сметане мешен,

На окошке стужен.

Хитрый глаз, румяный бок,

Покатился … (колобок ).

Молодцы! А теперь загадка посложнее:

Поселились в той домушке

Очень мирные зверюшки,

Был у них и лад и толк,

Прижился здесь даже волк,

Но пришел лохматый мишка,

Взгромоздился он на крышку,

И рассыпался домок,

Под названьем …. (теремок ).

Что ж, посмотрим, угадаете ли вы следующую сказку:

Бабушку внучка безмерно любила,

В гости она через лес к ней ходила,

Волк же, злодей, обманул нашу лапочку,

Съел и бабушку, и …. (Красную Шапочку ).

Что же это за дети, все сказки знают! А вот эту:

Возле леса на опушке

Три жильца живут в избушке.

Так уютно там внутри,

И предметов – всех по три:

Стула три, три разных кружки,

Три кровати, три подушки.

Три постели вечерами

Расстилают себе сами

Родственники, не соседи,

Кто жильцы те? (Три медведя ).

Ну, уж про любимицу всех детей курочку Рябу я и спрашивать не буду. Все вы прекрасно знаете, что эта представительница пернатого мира вдруг снесла не простое яичко, а золотое, которое оказалось недолговечным. Но не всем известно, что курочка Ряба, снесла еще одно яичко необычное – волшебное. И тайну этого сказочного яйца хранит вот этот старинный бабушкин сундук, (показывает детям замысловатую шкатулку, стучит пальцами по ее крышке).

Тук, тук, тук, тук,

Здравствуй, бабушкин сундук!

Цок, цок, цок, цок,

Открывай-ка свой замок!

Тук, тук, тук, тук,

Что ты прячешь, старый друг?

Цок, цок, цок, цок,

Мы достаем то яйцо!

(открывает крышку, показывает детям пустую шкатулку).

Не получилось? Только потому, что эту приговорку произносить должны все. Внимание! Когда я подниму правую руку вверх – все девочки дружно говорят: «Тук, тук, тук, тук». А когда я подниму левую руку вверх – мальчики громко все вместе произносят: «Цок, цок, цок, цок». А остальные слова буду говорить я. Приготовились!

Девочки:

Тук, тук, тук, тук.

Ведущая:

Здравствуй бабушкин сундук! И т.д., (произнеся последнюю фразу приговорки: «Достаем мы то яйцо», ведущая открывает сундучок и из-под ложного дна достает расписное яйцо, открывает его и вынимает записку).

Ведущая:

А внутри яйца записка-загадка с зашифрованным названием народной сказки, (читает) «Сидит в земле надежно, крепко, корнеплод огромный… (репка)». Спасибо, ребята, за верный ответ. Давайте попробуем вспомнить сказку «Репка» и сыграть ее по ролям, (обращаясь к кому-нибудь персонально). В роли главной героини «репки» выступите вы. Это совсем не сложно. Наденьте, пожалуйста, на голову ободок из бумаги с изображением репки. В нужный момент прошу вас широко развести руки в стороны и воскликнуть: «Оба-на!».

В огороде много лет корнеплод сажает… (дед). Верно! Вы сказали это первым, значит, вам и быть в нашей сказке дедом. Вот вам его любимая огородная шляпа. Ваша роль совсем проста: в нужный по сценарию момент, потирая руки, скрипучим старческим голосом произнесите: «Так-с»». Пробуем! Хорошо!

Урожаю очень рада его старенькая… (баба). Благодарю вас за верный ответ и предлагаю роль Бабы в нашей сказке. Согласны? Тогда прошу вас в нужный момент, обращаясь к деду и теребя концы платка, подвязанного под подбородком, спросить: «Что, мой свет?». Как у нас получится? Неплохо.

И совсем не белоручка, а помощница … (внучка). Вы абсолютно правы, значит, вам быть в нашей сказке внучкой. Прикрепите, пожалуйста, на голову бант и весело, задорно скажите: «А вот и я!». Больше вам делать вам не придется.

Службу верную несет, сторожит тот огород, если что-то вступит в драку. Догадались, кто? (собака). Конечно! Я просто уверена, что лучше вас никто не справится с ролью Жучки. Держите маску собаки, и попробуем подать голос: «Гав-гав!» Блестяще!

Лапкой грядочки рыхлит, в тени репки часто спит, гулять ходит в огород полосатый, серый… (кот). Конечно, кот! Я думаю, что эта роль вам подойдет. Держите маску. Учим роль: громко, истошно кричим: «Мя-а-у!» Замечательно!

Шалят нервы у котишки, коль скребут за печкой … (мышки). Да! А нашим мышонком Джерри предлагается стать вам. Держите маску мыши и запомните ваш текст: «Пи, пи, пи!».

Итак, роли распределены. Дорогие артисты, не забудьте: то, что вы сейчас репетировали, вы должны будете делать каждый раз, как только я в тексте сказки назову ваш персонаж и обращусь к вам всем своим видом. Короче, дети, играть свой жест и реплику вам придется до конца нашего представления.

Всё, наши герои готовы. А синхронный перевод сказки прошу осуществлять вас, дорогие зрители, когда я буду обращаться к вам. Ваша задача – вместе со мной выполнять те действия, которые делаются в сказке. Актеры – на сцену!

Сказка начинается!

Жили-были дед (показывает рукой на деда, тот поднимается и говорит: «Так-с!» ) и баба (показывает на бабу, та поднимается и теребя концы платка, говорит: «Что, мой свет?» ).

Посадил (обращает руки к залу и наклоном корпуса вперед показывает посадку репки, зал повторяет все следом ) дед (его жесты и реплика ) репку (показывает рукой на репу, та встает, выбрасывает руки в стороны и восклицает: «Оба-на!» ).

Выросла (зал вместе с ведущей поднимает руки вверх, показывая рост репки) репка (та исполняет свою роль) большая-пребольшая (зал показывает размер репки).

Пошел (обращение к залу, зрители топают ) дед (дедкины слова и действия ) репку (ее роль ) тянуть (зал изображает тянущие действия, раскачиваясь туда-сюда ). Тянет – потянет – вытянуть не может (зрители как бы вытирают пот).

Позвал (зрители подносят руки рупором ко рту ) дед (его роль ) бабу (её роль ) репку (обращение к репе ) тянуть (обращение к залу ). Тянут – потянут – вытянуть не могут (зрители изображает тянущие действия, затем вытирают лоб ).

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку; (аналогичным способом обыгрываются все действия, не забывая включать и массовку, т.е. зрителей ).

Помогла в работе трудной

Всем героям нашим … (дружба )

А артистам всем наградой

Будет плитка … (шоколада )

И нет им радостней момента,

Чем в зале гром … (аплодисментов )!

Ваши аплодисменты – лучшая награда не только нашим юным артистам за их творческую работу, за талант, но и вам, ребята, за дружное участие в нашем спектакле, за внимание и терпение.

Рады сказкам малыши,

Рады сказкам деды,

В них и радость для души,

С ними легче беды.

В сказках столько доброты,

Мудрости и ласки,

Очень любим сказки.

После стужи – там тепло,

После мрака – ясно,

Там хорошим – хорошо,

А плохим – ужасно!

Мы прощаемся со сказкой до новой встречи с ней. И напоследок хочу сказать вам: Молодцы, ребята! Браво! Поиграли мы на славу,

От меня вам – комплименты, А от вас - … (аплодисменты )!

Сценарий игровой театрализованной программы

«Сокровища старого пирата»

Цель: Развитие творческой активности и коммуникативных способностей детей.

Познакомить детей с новыми коллективными играми;

Развивать умственные, физические способности, эрудицию;

Воспитывать стремление к развитию позитивных качеств личности: взаимопомощи, доброжелательности, общительности, коллективизма;

формировать у детей навыки работы в группах.

Сценарий «Сокровища старого пирата» был разработан и подготовлен для проведения игровой программы с детьми в дни школьных каникул. Сценарий рассчитан на детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Заранее была проведена подготовительная работа: оформление сцены, репетиции с главными действующими лицами - пиратками, изготовление костюмов для пираток и Стражников, изготовление табличек с названиями пунктов проведения заданий и карты острова, распечатка подсказок, подготовка реквизита к проведению заданий.

Ход игровой программы «Сокровища старого пирата»

Действующие лица:

Оливия - дочь пирата Блада

Крис - дочь пирата Джона Сильвера

Улин - дочь пирата Флинта

Дженни - дочь Джека Воробья

Оформление сцены - «фрагмент острова Брошенных кораблей». Перед началом звучит подборка песен о море и пиратах.

Звучит музыка «Перед штормом», затем саундтрек из к/ф «Пираты Карибского моря». На сцену выходит Улин, осматривается.

Улин - Так вот он какой, знаменитый остров Брошенных кораблей! Нелегко было сюда добраться. А вот и мои подруги.

На сцену выходят Оливия и Крис.

Вместе - Приветствуем тебя, Улин, дочь капитана Флинта!

Улин - И я рада видеть вас. Вы всё-таки получили мои послания! Только кто из вас кто?

Крис - Я - Крис, дочь пирата Джона Сильвера! Мудрая и коварная!

Оливия - Оливия, дочь пирата капитана Блада! Я хоть и самая младшая, но я очень отважная!

Крис - Зачем ты собрала нас на этом острове, Улин?

Улин - Есть очень, очень серьёзное дело.

Оливия - (нетерпеливо) Какое, какое дело?

Крис - Ну рассказывай, не томи.

Улин - Слушайте, всё по порядку. С тех пор, когда мой престарелый отец, один из самых коварных и страшных пиратов капитан Флинт отдал Богу душу, прошло немало времени. Он был очень скрытным и осторожным человеком, и даже мне никогда не раскрывал своих тайн…

Оливия - Ах! Уже страшно.

Крис - Начало интригующее.

Улин - И вот недавно я решила разобрать старые вещи отца, хранившиеся в нашем чулане, чтобы выбросить всё ненужное. Разбираю я их, разбираю, разбираю, разбираю и вдруг!..

Оливия - О-о-о-о…(падает в обморок на руки Крис)

Улин - По-моему ей плохо.

Крис - А по-моему она притворяется! (ставит Оливию прямо).

Оливия - Всё в порядке, девочки. Я просто представила, как Улин вдруг увидела мышь!..

Улин - Ничего подобного. В старом камзоле отца - пирата Флинта, зашитым в подкладку я нашла ЭТО! (достаёт карту) и это (достаёт письмо).

(Крис и Оливия удивлённо ахают)

Оливия - Что это?

Крис - (Крис берёт в руки карту) Что, что, это карта острова Брошенных кораблей, где мы, собственно говоря, и находимся.

Улин - Совершенно верно. И это не просто карта острова, а карта по которой мы можем найти сокровища, спрятанные на этом острове.

Крис - С чего ты взяла?

Улин - Письмо, что я нашла у старого пирата.

Оливия - Ну читай его скорей!

Улин - Слушайте, что он пишет. Так. Ага, вот, и тогда мы вместе с Джоном Сильвером и капитаном Бладом закопали наши сокровища на острове Брошенных кораблей. Карта, на которой указано это место я надёжно спрятал. Йо-хо-хо.

Крис - Сокровища будут принадлежать тому, кто их найдёт!

Оливия - А вам не кажется, что нас подслушивают? (всматриваются в зал).

Улин - Так оно и есть! Это островитяне, отец мне рассказывал о них.

Крис - Они всё слышали! Придётся их…

Оливия - Взять с собой! Нам же нужны помощники.

Крис - Это наши сокровища! И я не собираюсь ни с кем делиться!

Улин - Крис, Оливия права, без помощников мы будем искать их до прихода Чёрной Каракатицы.

Оливия - А когда придёт Чёрная Каракатица?

Улин и Крис - НИ-КОГ-ДА!

(Оливия опять пытается упасть в обморок, но Крис сразу останавливает её, удерживая рукой)

Улин - (разворачивает карту) Смотрите. На карте указано несколько мест. В каком из них находятся сокровища, мы не знаем. Эти места надёжно охраняют Стражники, которых оставил старый Флинт. И только они могут дать нам подсказку. А просто так стражники ничего не делают.

Крис - Хочешь сказать, что нам придётся пройти серьёзные испытания?

Улин - Конечно. И одним нам, похоже, не справиться.

Оливия - Но вместе с островитянами мы справимся со всеми испытаниями в два счёта!

(появляется пиратка Дженни)

Дженни - Я помогу вам!

Улин - Да это же Дженни, дочь Джека Воробья!

Дженни - Да, это я. Я приплыла вслед за вами и тоже всё слышала. Вот что я скажу. Вам действительно одним не справиться, так что придётся брать помощников.

Крис - Что ты этим хочешь сказать?

Дженни - Нам предстоят испытания, которые уготовили для нас Стражники. Все они очень коварные. Кто знает, с чем нам придётся столкнуться. А островитяне отважные и выносливые люди.

Крис - Ладно, уговорили. (Обращаясь к ребятам) Ну что, вы с нами?! Тогда слушайте сюда, поможете получить нам сокровища, так и быть, разделим их поровну.

Улин -Давайте внимательно изучим карту, на ней есть первая подсказка.

Крис - Вот она: - Где низкий берег и песок

С волной вступили в схватку,

Поторопитесь отгадать

Морской звезды загадку!

Изучают карту острова, где подписаны пункты нахождения Стражников: «Залив Морской звезды», «Форт адмирала Бэнбоу», и т.д.

Дженни - Нам нужно идти к заливу Морской звезды!

Оливия - Это наш ШАНС!!!

Вместе - За нами! Йо-хо-хо!!!

Звучит песня из м/ф «Остров сокровищ» «Шанс». Начинается прохождение всех пунктов испытаний с картой острова, которые проводят «стражники». После того, как «стражник провёл своё испытание, он даёт детям следующую подсказку.

Залив «Морской звезды»

(Загадки о морских животных)

Подсказка

Там давно никто уж не был,

Ты желанный будешь гость.

Не боясь, иди в пещеру,

В той пещере чья-то кость!

Пещера «Слоновой кости»

(изготовить бусы для задабривания Духа пещеры и станцевать ритуальный танец)

Подсказка

Без промедления, вперёд

В дорогу отправляйтесь снова,

Вам нужно крепость отыскать,

Что нам оставил друг Бэнбоу.

Форт адмирала Бэнбоу.

(Игра «Запутанный круг»)

Подсказка

Сражение предстоит вам с грозной

И чёрной хищницей морей.

Держите в бухту путь, где давний

Приют уставших кораблей.

Бухта «Чёрной акулы»

(Игра с кеглями. «Выбивание акул» мячом)

Подсказка

Вам предстоит найти ветра,

Те, что в долине песни пели.

Они, куда-то, где гора

Совсем недавно пролетели!

Гора «4-х ветров»

(Дети проходят эстафету)

Подсказка

Сокровища мерцание всё ближе

И путь в лагуну ваш сейчас пойдёт.

Но лишь одно препятствие я вижу-

Лагуну страшный дьявол стережёт!

Лагуна «Морского дьявола»

(Дети выполняют задание - собирают различные слова из отдельных карточек с буквами «Сокровища», например «корова», «роща», и т.д.)

Подсказка

Там, где ветра играют в прятки

И песни тихие поют,

Вас ждёт бескрайняя долина,

Для вечных странников приют.

Долина «Странников»

(Сложить в рюкзак только те вещи, которые пригодятся для путешествия)

Подсказка

Осталось сделать вам последний шаг.

И где находится сундук, без промедления

Лишь одному могу я прошептать,

Он приведёт вас к месту схоронения! (шепчет на ухо пиратке)

Последний стражник указывает место, где находится клад - в зале под пальмой. Дети возвращаются в зал.

Звучит песня «Фортуна - лотерея». Пиратки достают сундук с сокровищами (конфеты), танцуют пиратский танец, затем раздают «сокровища» детям.

Улин - Ну вот, сокровища найдены, и на сегодня наши приключения закончились.

Крис - До новых встреч!

Оливия - До новых приключений!

Дженни - До новых сокровищ!!!

Звучит музыка из к/ф «Пираты Карибского моря».

Музыкальное оформление:

Музыка из к/ф «Пираты Карибского моря»;

Песня «Шанс» из м/ф «Остров сокровищ»;

Песня «Фортуна - лотерея» из м/ф «Остров сокровищ»;

Ведущий.Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.
Нынче к нам на «Родничок »
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок -
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку » и читает:
Здесь, дружок, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие - угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «Письменность».
Ведущий (после разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность - это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого!
Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф.Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь.Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф.Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь.Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю - и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий.Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем, оба, пожав плечами, уходят.
Ведущий.Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Постепенно люди стали изо¬бретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про не¬го совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его от¬крыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется.

Звучит загадка:

«Черные, прямые, от рождения немые,
станут в ряд - заговорят».
После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт.
Ребята, посмотрите, в конверте - буквы, а на конверте написано:
Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех.
На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы: мк еифр о и д л и л й. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга - изображена книга. Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:
Эти буквы - не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай себе любые -
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось?
Крышка - раз - и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь - доставай!
Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2 словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта. После того как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок - символ К.
Ведущий.Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями - дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему?
Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом - скорее всего, символом действия.
Ведущий.Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?
Дети указывают на третье изображение.
Ведущий.Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтобы увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова.
После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет - бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.
А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки - племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого - серебро, красного - воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов.
После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет - бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.
Ведущий.А это - тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа - точнее, целой группы народов - надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь - не один десяток! Это не зна¬чит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом - и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игро¬ка за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово - «Славяне».)
Ведущий.Ребята, славяне - это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди - волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» - черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Листок с этими поговорками - в сундучке!
После составления слов из букв достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. 1-я шифровка - изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «завяжиузелокнапа-мять». 2-я шифровка - изображение топора, а вокруг рисунка, тоже образуя замкнутый квадрат, записаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний.
Ведущий.Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты - древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Они назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.
И вот в 863 г. произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха - два брата - составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на славянский язык несколько книг. За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате - «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Красными буквами записано имя Кирилл, зелеными - Мефодий. Надо догадаться выбрать буквы одного цвета, а затем найти в круге из букв начало каждого слова.)
От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки - «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И, если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.
Достается лист со словами: буки, есть, добро, азь.
Ведущий.Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину названия букв были длинные и напоминали слова. Какое слово можно составить из этих 4 букв? (Беда.) Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв... Кто первым назовет это слово? (Азбука.)
Буквы на плакате - это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие названия. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Вам предоставляется возможность заработать еще по дополнительной карточке. Для этого нужно «всего-навсего»... угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква. На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместите верно, получите еще одну карточку.
На стенде строки:
В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
-«ижица»,
-«фита»,
-«омега»,
-«ять»,
-и букву «пси »,
-и букву «кси »,
-«зело»,
-а также «ер ».
-Писали люди на Руси
-Их на какой манер?
Правильная расстановка букв:

После завершения этого этапа игры и составления слов (работа с плакатом - «ключом») ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу.
Ведущий.А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?
Выясняется, что эти перья - «орудия труда » - предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Затем ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей. На отдельные столики кладется по листу бумаги, перу и ставится чернильница. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по оче¬реди подбегать к столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Команда-победительница поощряется карточками с буквами.
Ведущий. В старину древние писцы (чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей. Конечно, писались книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова!
Во время демонстрации детям раскрытой старинной книги ведущий может читать детям фрагмент из стихотворения М.Богдановича
«Переписчик»:
На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных - фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) -
Украсит он заставки, и концовки,
И заголовки все - ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая челове¬ческая мудрость.
Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте ей найдена была оригинальная замена - какая бы вы думали? На этом стенде - закрытый квадратиками кусочек этого материала - заменителя бумаги в Древней Руси - с напи¬санным на нем названием этого материала. Давайте будем по оче¬реди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?
2-4 игрока по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Причем называют квадрат не перед своим ответом, а перед ответом своего соперника, т.е. говорят, какой квадрат надо открыть для соперника. Под квадратами - кусок «бересты.» (из картона) с написанным по всей его длине словом «береста». Для усложнения задания буквы лучше расположить не в линию, а вразброс, и квадратов сделать больше, чем букв, расположить их в 2-3 ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или вообще чистый кусок «бересты». После угадывания слова береста переворачивается обратной стороной к зрителям, и на ней обнаруживается текст (древнерусскими буквами).
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е А И А Е У А А А Х О Е И А
Ребята, понятна вам берестяная грамота? Да, она «зашифрована». Такую «записку» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что это не что иное, как шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой во время скучного урока и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку. А прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил. Что же написано здесь такое? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором - гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит, надо читать текст... по зигзагу: букву вверху - букву внизу и т.д.
Кто первый прочтет головоломку?
Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита... (далее досадный пропуск)».
Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на клочке бересты были обидные слова в адрес читающего головоломку.
А теперь вернемся к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок - титло.
И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором тоже найдете в этом сундучке. Откроем его нашим способом с помощью слов и до-станем еще одну шифрованную запись.
На листе записано слово «Федоров», но буквы перевернуты на 90°, т.е. лежат горизонтально. После вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игрокам еще по 1 карточке.
Ведущий. Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубокий оказался сундучок. А что же на его дне? Да здесь целая стопка книг! Посмотрите, сколько произведений русских пи¬сателей! Кому же предназначены эти сокровища? А вот записка:
В книгах - своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады.
Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этих книг достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше карточек-букв. (Начинается награждение победителей книгами.)

Кристина Чицварина
Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка»

Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука »

Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Всех привечаем, всех встречаем! По обычаям российским от души поклон вам низкий. С добрым словом, с любовью, и с хлебом солью.

Сейчас я попрошу каждую команду представиться. Конкурс приветствий на старый лад.

Наводила я порядок в избе, нашла бабушкин сундучок .

Ну-ка, ключ, волшебный мой,

Сундучок скорее открой .

Раз, два, три – отопри!

А здесь много чего интересного припрятано. (Показать игрушку медведя) .

Он хозяин леса строгий, а зимою спит в берлоге.

А всю зиму напролет снится ему душистый мёд.

Ой, да это же мой мишка, я им в детстве играла. А вы знаете о том, что на Руси медведей всегда почитали и уважали. Существовало поверье, что медведь, есть человек, превращенный каким-либо волшебством в зверя. Не случайно именно этот мотив отражен в ряде волшебных сказок.

Сейчас я объявляю следующий конкурс – конкурс сказок . Я дам каждой команде картиночки, а вы должны будете собрать из них фрагмент из сказки, наклеить на лист и назвать её.

Что же тут еще в сундучке ? (показать русский музыкальный инструмент) .

На зеленом на лужку, раз нашла я дудочку.

То не дудочка была, веселушечка была.

Ой, да вы посмотрите – это же настоящий русский народный инструмент. Давайте вспомним, ребята, как же звучат русские народные инструменты. Конкурс «Музыкальный» . Сейчас для каждой команды прозвучит свой инструмент, а вам нужно отгадать его.

В сундучок я загляну , куколку я там найду. Да кукла не простая, в детстве она меня оберегала. Много времени уже прошло, а люди до сих пор верят в различные амулеты, талисманы и обереги. А я знаю, что и у вас есть обереги. Давайте на них посмотрим, да расскажем какой из них от чего оберегает.

Спасибо вам, ребята, за ваш труд!

А в сундучке у меня еще много всего. Только теперь я вам загадки по загадываю. В старину любили загадки загадывать, а вы отгадки сами в сундучке ищите .

Конкурс загадок .

1. Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу, соскочу – привечу. (шапка)

2. Из глины свито, дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

3. По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (штаны)

4. Днем обручем, а ночью змеёй. (пояс)

5. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, Греет а не печка. (шуба)

6. Построили хлевец на пятеро овец. (рукавицы)

7. Треплют, катают, а зиму таскают. (валенки) .

Вот и разобрали мы бабушкин сундучок .

А какие у нас сегодня замечательные красные девицы. Девочки – подруженьки! Кумушки – голубушки! Все вы будете хорошими хозяйками. А хорошие хозяйки, должны знать, какое блюдо придает много сил, и издавна считается самым полезным. Какое же это блюдо?

Правильно – это каша – пища наша.

Я приглашаю по одной девице от команды отведать каши, и сказать, из какой крупы она приготовлена.

Заглянули в старину мы – будто дождь омыл сердца

Только не допели струны нашу песню до конца.

В старину говорили : где песня льется, там весело живется. Давайте вспомним русские народные песни. Сейчас будет играть музыку, а вы название песни угадайте. Как только отгадали, поднимайте руку.

Дорогие ребята, вот и подходит к концу наша встреча.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов.

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных.

"Игры из сундучка" Цель. Доставить детям радость. Воспитывать выдержку, терпение, ловкость в играх. Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие,.

С наступившим Новым годом, уважаемые коллеги! Что является самым распространенным украшением новогодней елочки? Как правило, это обыкновенные.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Подготовила и провела: воспитатель Тавинцева Зинаида Ивановна с воспитанниками средней группы Тема: «Морское приключение: вперёд, на поиски.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.

Интеграция познавательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Цель: развитие читательского интереса младших школьников через игру.

Методические приёмы: игровые ситуации, беседа-диалог, игровая деятельность детей.

Ведущие : Баба Яга, Кикимора (возможно привлечь к участию в мероприятии старших школьников или вожатых).

Реквизит : расписной сундук, скатерть-самобранка, волшебное зеркальце, 2 волшебных горшочка, барабан счастья.

Звучит весёлая музыка. На сцену, таща за собой сундук, выходят Баба Яга и Кикимора. Они спорят.

Кикимора: -Это я вытащила волшебный сундук из болота!

Баба Яга :-А я первая увидела!

Кикимора : -А я вытащила!

Баба Яга : -А я увидела!

Кикимора: Спорить не будем! На счет «три» подходим к сундуку и хватаем, кому что понравится.

Баба Яга: Договорились! Раз, два, три! (хватают: Баба Яга - зеркало, Кикимора - скатерть)

(смотрится в зеркало): - Ох, какая я красивая!

Кикимора: И я тоже ничего! Ну, а наши гости? Сейчас каждый посмотрится в зеркало и скажет 2 раза «Ой, какая я красивая» и ни разу не улыбнётся. (победители получают жетоны).

Баба Яга: А тебе что досталось из волшебного сундука?

Кикимора: Да платок какой-то.

Баба яга : Это не платок!

Кикимора : А что?

Баба Яга: Скатерть-самобранка!

Кикимора : Да? Это когда сам берёшь?

Баба Яга: Прежде, чем взять, надо дать.

Кикимора: А что я могу дать?

Баба Яга: Не только ты, но и ребята тоже!

Кикимора: И то верно. Давайте-ка, ребята, вспомним сказки, в которых были волшебные вещи, вот как эта скатерть-самобранка.

(Идёт игра «Аукцион сказок». Из скатерти достаются жетоны и раздаются детям-победителям).

Баба Яга: Ребята, мы совсем забыли про волшебный сундук! Давайте посмотрим, что там ещё есть!

Кикимора: Что это такое?

Баба Яга : Это горшок. Он сам варит кашу.

Кикимора: как сам?

Баба Яга : Есть такая сказка, в которой горшок сам варит кашу. Как называется эта сказка?

Баба Яга: Верно, «Горшок каши» Г.Х.Андерсена.

Кикимора: А давайте мы наших гостей кашей накормим. Я буду варить кашу для своих гостей, а ты для своих. Но для этого ребятам нужно отгадать загадки. Чья команда отгадает, в тот горшок и горошина. (загадывают по очереди)

1. Скачет лошадь непростая:

Чудо-грива золотая.

По горам мальчишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк, по прозванью ….(Горбунок)

2.А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведём.

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла….. («Кошкин дом»)

3.Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку,

Тогда скорей ответь:

Что это за сказка? («Маша и Медведь»)

4.Кто-то за кого-то ухватился цепко.

Ох, никак не вытащить!

Ох, засела крепко!

Но её помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный, общий труд!

Кто сидит так крепко? Может, это…..(«Репка»)

5.С грядки старуха цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке-лепестке есть чудесная сила:

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая? («Цветик-семицветик»)

6.Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Что это за девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь! («Красная шапочка»)

7.Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал!

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь! («Золушка»)

8. Хитро он поймал Жар-птицу

И похитил Царь-девицу.

Он же ездил за кольцом,

Был он на небе послом

И к числу других затей

Спас он тридцать кораблей.

И в котлах он не сварился,

А красавцем учинился,

Да при том еще потом

Он же сделался царём.

(Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок

9. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришёл,

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

10. Ни у кого, ни у кого,

Спросите целый свет,

Нет носа тоньше моего,

Длиннее носа нет!

Ношу я длинный, длинный нос,

Я мальчик непростой,

Сто приключений перенёс,

Но вот, в конце концов, принёс,

Для всех друзей своих принёс

Я Ключик Золотой! (Буратино.)

11. Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя

Звать... (Цокотуха.)

12. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор...

(Айболит.)

13.Из маминой спальни

Хромой выбегает

И мыться грязнуль всех

Водой заставляет.

Он самый известный

В стране умывальник,

Для всех остальных

Очень грозный начальник.

Мочалкам и щёткам

Он всем командир,

Бойца с детской грязью

Зовут... (Мойдодыр.)

14. Строгий она воспитатель детей,

Им не прощает их шумных затей.

С кошкой Матильдой та дама живёт,

Вкусные плюшки та дама печёт.

Плюшечки эти - одно объеденье,

Верит та дама, увы, в привиденья,

Карлсон-проказник её «укрощает»,

Кто эту дамочку строгую знает? (Фрекен Бок.)

15. Приходит он ко всем глубокой ночью,

И зонтик свой волшебный открывает:

Зонт разноцветный - сон ласкает очи,

Зонт чёрный - снов в помине не бывает.

Послушным детям - зонтик разноцветный,

А непослушным - чёрный полагается.

Он гном-волшебник, многим он известный,

А ну скажи, как гном тот называется. (Оле Лукойе)

16.. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

17.. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

18. Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? …

19. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

20. В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка,

И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — …

21. Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? ...

22. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

23.. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

Лучшие статьи по теме