Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Биография. Спасский игорь дмитриевич – Как вы познакомились с Собчаком

Биография. Спасский игорь дмитриевич – Как вы познакомились с Собчаком

Санкт-Петербург, 2 августа. Игорю Дмитриевичу Спасскому, научному руководителю работ АО «ЦКБ морской техники «Рубин», академику Российской Академии наук, почетному гражданину Санкт-Петербурга сегодня исполнилось 90 лет. Он руководил ЦКБ «Рубин» 33 года (в 1974 - 2007 годах).

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск Московской области. В 1949 году окончил Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского по специальности «инженер-механик». С 1950 года начал работать над созданием подводных лодок, вначале в СКБ-143 (ныне АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), а с 1954 года - в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ "Рубин").

В «Рубине» Игорь Спасский в 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером. В 1974 - 2007 годах – начальник ЦКБ "Рубин" (также с 1983 года – генеральный конструктор).

Участвовал в создании атомных подводных ракетоносцев всех поколений. Разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок.

Под его руководством ЦКБ «Рубин» спроектировало неатомные лодки, которые успешно несут службу в составе ВМФ РФ, а также пользуются стабильным спросом на мировом рынке: проект 877 и 877ЭКМ, проект 636, проект 677 (тип «Санкт-Петербург»).

Во время работы Игоря Спасского главным инженером, затем начальником ЦКБ «Рубин» всего было построено 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрическая.

«Рубин» под руководством Игоря Спасского превратился из узкоспециализированного бюро в многопрофильное предприятие: было начато проектирование морской техники для освоения шельфа и других гражданских морских сооружений (в частности, ЦКБ «Рубин» спроектировало батопорты затвора дамбы Санкт-Петербурга).

С 2007 года Игорь Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на создании военно-морской техники. В настоящее время академик является научным руководителем работ АО "ЦКБ "Рубин".

Игорь Спасский – Герой Социалистического Труда (1978 г.), доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), действительный член Российской Академии наук (1987 г. – тогда Академия наук СССР).

Академик Спасский как руководитель ЦКБ «Рубин» участвовал в сохранении объектов культурного наследия Санкт-Петербурга: Николо-Богоявленского Морского собора, музея-квартиры А.С.Пушкина и Литературного кафе (Вольф и Беранже). Игорь Спасский руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", памятника «Слава Российскому флоту» (1996 г., к 300-летию Российского флота).

В 2002 году академик Игорь Спасский был удостоен звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

С 1953 г. деятельность Игоря Спасского неразрывно связана с ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"). Участвуя в работах по созданию атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений, он прошел по всем ступеням конструкторских должностей от конструктора до главного инженера конструкторского бюро.

В 1974 г. Спасский возглавил Центральное конструкторское бюро "Рубин" сначала как главный, а с 1983 г. - как генеральный конструктор предприятия.

Спасский разработал ряд фундаментальных технических направлений, обеспечивающих эффективность и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок. Вклад Спасского в науку и технику реализован в строительстве почти 200 атомных и дизель-электрических подводных лодок различных проектов.

Позиция Спасского определила в свое время сохранение в составе ВМФ дизель-электрических подводных лодок и создание целого семейства малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, которые пользуются стабильным спросом на мировом рынке вооружений.

Под руководством Спасского узкоспециализированное конструкторское бюро превратилось в современное многопрофильное предприятие. При нем ЦКБ МТ "Рубин" начало проектировать морскую технику для освоения шельфа.

С 2007 г. Спасский отошел от административной работы и сосредоточился на проблемах создания передовой военно-морской техники. В настоящее время академик Спасский является научным руководителем работ по специальной тематике ОАО "ЦКБ МТ "Рубин".

Доктор технических наук (1978 г.), профессор (1984 г.), в 1987 г. Игорь Спасский стал действительным членом Академии наук (АН СССР - РАН).

Деятельность Спасского неразрывно связана с Санкт-Петербургом. При его самом непосредственном участии:

Воссозданы музей-квартира А.С.Пушкина и Литературное кафе (Вольф и Беранже),
- выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора,
- проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге,
- созданы современные высококлассные международные деловые центры на Невском проспекте и Обводном канале; первый в России океанариум.

Петербург украсили музей-памятник "Подводная лодка "Д-2" - филиал ЦВММ, памятники "Слава Российскому флоту", "От "Дельфина" до "Тайфуна", разработкой проектов и созданием которых руководил Спасский. По его инициативе оказывается постоянная адресная помощь ряду культурных центров, детским, медицинским и спортивным учреждениям. Академик Игорь Спасский, член Общественного Совета города, удостоен высшего знака признания петербуржцев - звания "Почетный гражданин Санкт-Петербурга" (2002 г.).

Деятельность Спасского отмечена присуждением Ленинской премии (1965 г.), Государственной премии СССР (1983 г.), Государственной премии РФ (2007 г.), присвоением звания Героя Социалистического Труда (1978 г.). Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" II степени, "Знак Почета", медалями, многочисленными орденами и высшими знаками различных отраслевых и общественных организаций, Русской православной церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

сайт рассказывает о главных проектах и достижениях генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Спасского.

Армия и флот

«У России лишь два союзника: армия и флот», - говорил в XIX веке император Александр III. С тех пор мало что изменилось. Особое место в поддержании статуса великой державы принадлежит в России подводному флоту. Скрытые под толщей воды, под арктическими льдами, невидимые и неуловимые, обладающие огромной мощью оружия, подлодки наводят ужас на все страны мира. В 90-е годы одна подводная лодка класса «Акула» не позволяла силам НАТО посягать на наши границы. Моряки вспоминали, что, когда огромный и бесшумный атомный подводный крейсер выходил в автономное плавание, все армии мира буквально стояли на ушах. И хотя подводники тогда месяцами не получали зарплату, российские субмарины продолжали функционировать и выходить на боевые задания.

Атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей» «Александр Невский» Фото: Commons.wikimedia.org

Создателем подводной мощи страны по праву считается ленинградский конструктор, многолетний глава ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский. Под его руководством было построено около 200 субмарин. Он является вдохновителем и создателем многочисленных проектов в кораблестроении и в других областях науки и техники.

Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в Ногинске. В 1949 году окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, после этого короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе». С 1950 года он участвовал в разработке подводных лодок. Мало кто знает, но поначалу военно-морской инженер Спасский был не очень рад перспективе проектирования субмарин.

«Я готовил себя к военной службе, но по постановлению ЦК КПСС меня распределили в конструкторское бюро. Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подводными лодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся», - говорил он.

Проявил характер

Спасский досконально изучил тонкости существующих тогда подводных лодок. Он на практике знал, что такое аварийное всплытие, погружение, до последнего винтика изучал эти сложнейшие инженерные сооружения. В начале профессиональной деятельности прошел на подводных кораблях более 40 тысяч километров.

С 1953 года Игорь Дмитриевич начал работать в старейшем конструкторском бюро страны «Рубин», тогда оно называлось ЦКБ-18. Талантливый ученый быстро заявил о себе. Поворотный момент в его карьере произошел в 50-е годы, когда новичку поручили доработать одну сложную установку на подводной лодке. Спасский с головой погрузился в работу и вдруг выяснил, что агрегат жутко неэффективный, изобилующий лишними деталями и элементами. Лейтенант не побоялся заявить об этом опытным конструкторам и предложить свой компактный вариант установки.

«Проявил характер, даже и не знаю, откуда он у меня взялся», - признавался годы спустя Игорь Дмитриевич. Сначала изобретатель получил нешуточный разнос, а потом коллеги посоветовались, съездили в Германию, где изготавливалась установка, и убедились, что Спасский прав. С этого момента карьера конструктора начала развиваться стремительно. Через несколько лет его назначили заместителем главного инженера, затем главным инженером. С 1974 года он стал работать главным конструктором, возглавляющим бюро.

Акула из стали

Игорь Спасский был генеральным конструктором и ведущим разработчиком таких атомных подводных крейсеров стратегического назначения, как «Кальмар», «Акула», «Дельфин», «Гранит», «Антей» и других. По его проектам спроектировано 187 субмарин, из них 91 дизель-электрическая и 96 ядерных.

Первый «кулак» подводного флота был создан уже в 60-х годах. Субмарины проекта «Навага» подорвали господство США на просторах океанов, а к середине 70-х «Мурены» окончательно закрепили паритет сверхдержав. Военные историки отмечают, что именно тогда стали возможными предметные переговоры между США и СССР по ограничению стратегических вооружений. Подлодки становились все бесшумнее и неуловимее. Известна шутка времен «холодной» войны, когда на американский авианосец вдруг поступил заказ доставить спагетти и пиццу с русской подводной лодки, которая опекала корабль уже много дней, ничем себя не обнаруживая.

Самая большая в мире стратегическая подводная лодка класса «Акула». Фото: Commons.wikimedia.org

Опытные подводники, которые долгие годы служили на подводных крейсерах, нередко признаются, что не понимают, как можно было придумать и воплотить в жизнь настолько сложные изобретения. И, несмотря на то, что над строительством подводных лодок работают сотни тысяч рабочих и инженеров со всей России, автор у этих уникальных машин один - Игорь Спасский.

«Надо ощущать, что долгое время люди в подводной лодке находятся в замкнутом пространстве, - говорит Игорь Дмитриевич. - До сих пор ищу пути, чтобы моряк чувствовал себя на субмарине комфортно».

И изобретателю это удалось. На подлодках проекта «Акула» есть бассейн, сауна, курилка и другие «излишки» для комфортного проведения моряками автономных походов. Но надо понимать, что «Акула» - это самый большой в мире атомный подводный крейсер. Его высота - выше девятиэтажного дома, а длина - 173 метра: два футбольных поля! Внутри находится два корпуса, спроектированные в виде катамарана. При этом махина практически бесшумна в воде, а значит, неуловима для вражеских радаров. «Акула» способна находиться в автономном плавании до 180 суток, и где она находится, не знает никто, кроме высшего руководства России. На ее борту 20 ядерных баллистических ракет, которые способны стереть с лица земли целый континент. Их боевая дальность - более 8 тысяч километров.

Не допустить войны

Сегодня на смену грозным гигантским «Акулам» пришли более современные ракетоносцы класса «Борей». И хотя этот проект разрабатывался под руководством нового генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Здорнова, наработки Игоря Спасского были использованы в полной мере.

А ведь в 90-е годы конструкторское бюро в условиях рыночной экономики могло и вовсе исчезнуть, если бы не твердая рука Спасского. Все военные предприятия страны остались тогда без работы. Игорь Дмитриевич предложил смелое решение: разместить ракетное оружие на дизельных подводных лодках. В условиях приостановки строительства атомного подводного флота это решение позволило сохранить мощь российской армии. Чтобы сохранить бюро на плаву, Спасский расширил круг его деятельности. ЦКБ «Рубин» участвовал в создании нефтяных платформ, плавучего космодрома и других проектах.

Весь мир, затаив дыхание, наблюдал за сложнейшей операцией по подъему АПЛ «Курск». Фото: wikipedia.org / Загружено участником Schleming

Среди ключевых для Спасского событий, которые потребовали от него сосредоточения всех сил и способностей, особое место занимает подъем погибшего атомного крейсера «Курск». Операция по подъему АПЛ не имела аналогов в истории по сложности, объему работ и риску. Субмарина лежала на глубине 108 метров в Баренцевом море, где почти никогда не утихают шторма. Рассчитать силу подъема было чрезвычайно сложно, кроме того, 154-метровая лодка частично была погружена в грунт. «Курск» был успешно поднят, весь мир, затаив дыхание, наблюдал за этой сложнейшей операцией. Крушение любимого детища Спасского до сих пор отдается ему болью в сердце.

«Но «крылья» опускать нельзя, надо много работать, а главное - не лениться, - говорит 90-летний юбиляр. - Для меня Родина и государство - это основа основ. Военное воспитание дает понимание, что страну надо охранять и беречь. Однако допустить войны никак нельзя, потому что сегодня война - это конец на нашем «шарике».

Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский.

Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.

Народный депутат СССР (1989-1991).

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).

Лучшие статьи по теме