Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Цели и средства регулирования внешней экономической деятельности. Тема: Регулирование внешнеэкономической деятельности

Цели и средства регулирования внешней экономической деятельности. Тема: Регулирование внешнеэкономической деятельности


Введение…………………..………………………………………………………3

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД…………4

2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6

3. Методы государственного регулирования ВЭД……………………...……...7

4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…12

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение


В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка.

Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

Поэтому изучение государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую актуальность.

Цель работы состоит в изучении государственного регулирования ВЭД.

Определить понятие, изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть правовые основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

Изучить методы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД


Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов .

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает:

Законодательно-правовую базу регулирования;

Институционно-организационную структуру регулирования;

Государственное программирование ВЭД;

Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

Сертификацию импортных товаров;

Регистрацию некоторых экспортных контрактов;

Обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

Таможенное регулирование;

Валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;


2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика.

Эта совокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами, а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон «О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Большое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органов власти, её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.

К органам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Однако наиболее значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительная власть. Также в контексте рассмотрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и Президента РФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Исходя из этого, разделим органы исполнительной власти на 4 уровня: президентский, правительственный, ведомственный и региональный.


3. Методы государственного регулирования ВЭД


Баранов Д.Е. выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Таможенно-тарифное регулирование;

Нетарифное регулирование;

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности .

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные .

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.

а) Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:

1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режимпредполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).

3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

4) Импортные депозитыэто требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);

б) Экспортная субсидия или субсидия на производство:

1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

3) Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

в) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:

1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;

2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;

3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;

4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;

5) Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке;

д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

е) Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:

1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;

2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

3) Таможенные формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.


4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России


Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

Количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

Соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством .

Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

Неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. На удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1999 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2009 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1999 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2009 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.

Малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

Мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику .

Заключение


Таким образом, внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ.

Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными.

Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия.

Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, стал мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.

Список литературы


1. Конституция РФ 1333 г. – М.: Норма, 2002.

2. О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Н90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 67.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. с. 88.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2003. С. 99.

О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 89.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 99.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2008. – С. 89.

Внешнеэкономические связи как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными дирек­тивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основа­нии двухсторонних правительственных соглашений и законодательных ак­тов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнетор­говой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопаснос­ти, политических, экономических и военных интересов, а также выполне­ния международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массо­вого уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискри­минация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внеш­неторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

Таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;

Нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицен­зирования и т.п.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности.* Другие методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установ­ления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в ча­стности международного инвестиционного сотрудничества, производствен­ной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществля­ется соответствующими федеральными законами и иными правовыми акта­ми РФ.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных струк­турных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспор­тные таможенные пошлины.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ог­раничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в ис­ключительных случаях Правительством РФ в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограни­чений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкур­са или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правитель­ством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, ме­ста регистрации, положения на рынке.

В случае, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Прави­тельство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или пре­дотвращения угрозы причинения такового.

Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные повышенные таможен­ные пошлины.

Основанием для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения произ­водителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, не­посредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Пра­вительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.

Как действие защитной меры ее досрочная отмена или продление, а так­же все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливаются Правительством РФ с уче­том международных обязательств РФ.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов РФ;

защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограни­чениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

выполнение международных обязательств РФ.

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и эко­логическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю. Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

Не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установ­ленным в РФ;

Не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

Запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

Имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промыш­ленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внеш­неторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и то­варов двойного назначения, а также соблюдения международных обяза­тельств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране дей­ствует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федераль­ными законами.

Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполни­тельной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обяза­ны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе прин­ципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Уни­тарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная пра­вом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на пригра­ничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельны­ми государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в от­ношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможен­ного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспорт­ных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализиро­ванные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.

Смотрите также:

    Цели, принципы регулирования ВЭД.

    Органы государственного регулирования ВЭД в РФ.

    Организация негосударственного регулирования ВЭД.

    Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД.

    Методы стимулирования экспортного производства.

1. Цели, принципы регулирования вэд.

Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами:

национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и международных обязательств РФ.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": “О валютном регулировании и валютном контроле”; “О таможенном тарифе”; “Об иностранных инвестициях”; “Таможенный кодекс Российской Федерации”.

Основные цели национального законодательства по ВЭД:

Использование ВЭС как инструмента ускорения развития отечественной экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынке (лицензии, патенты, новые технологии, знаний);

Содействие экспортерам в выходе на мировой рынок и защита их интересов на м/н уровне (организационно, финансово, информационно);

Создание и поддержание благоприятного режима сотрудничества с международными организациями и государствами.

Основные принципы:

Единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;

Единство систем госуд. и негосуд. регулирования и контроля за его реализацией;

Приоритет экономических методов регул. ВЭД над административными;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в управлении ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие положения по разграничению полномочий между Федерацией и Субъектами Федерации. В соответствии со статьей 71 (пункты "к", "л") "внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира", "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" находятся в ведении Российской Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов относятся: "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (пункт "о" части 1 статьи 72).

Субъекты федерации

Компетенция субъектов Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, соглашениями о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей, которые заключаются Правительством Российской Федерации с правительством субъекта Российской Федерации.

Государственные власти области заключают соглашения в сферах торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, в области культуры, спорта и образования, здравоохранения, туризма, курортного дела и других сферах, находящихся в компетенции области.

Следует отметить, что обычно соглашения субъектов Федерации с иностранными партнерами носят "рамочный" характер. В таких соглашениях определяются направления и принципы сотрудничества. Никаких конкретных обязательств из таких соглашений не возникает. Более того, данные соглашения предусматривают, что для их выполнения будут заключаться договоры между юридическими лицами и (или) гражданами обеих сторон.

Что касается соглашений, которые заключаются субъектом Федерации как субъектом публичной власти в целях установления принципов сотрудничества с иностранным партнером по определенным вопросам, то к такого рода соглашениям международное частное право неприменимо. Порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения данных соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами должен регулироваться федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законодательством субъектов Федерации о соглашениях субъектов Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Если соглашение с иностранным партнером заключается субъектом Федерации по поводу имущественных отношений и из такого соглашения возникает конкретное обязательство (например, передать какое-либо имущество), то ответственность по данному обязательству должен нести субъект Федерации, исходя из положений Главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по таким обязательствам ее субъекта за исключением случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по его обязательствам.

Если же субъект Российской Федерации, заключая соглашение с иностранным партнером, нарушает нормы международного права, международно-правовые обязательства Российской Федерации, то международно-правовую ответственность за такие действия субъекта Российской Федерации будет нести Российская Федерация как субъект международного права.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Субъекты ВЭД

Тема: «Цели и принципы государственного

регулирования ВЭД».

Выполнила студентка

6 курса заочного отделения

35 группы

Калининград 2010г.

Введение

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД;

2. Особенности принципов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности:


2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

Заключение

Библиографический список

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни.
Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей.
Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи. Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

2. Особенности принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при 1 осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации 2 ;
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. 3 ;
- единство таможенной территории Российской Федерации 4 .
Комментируемый принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона "Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Политика экспортного контроля осуществляется в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является обеспечение единства политики экспортного контроля.
Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 комментируемого Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 комментируемого Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
В 1999 году был принят Федеральный закон "Об экспортном контроле", который установил принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определил права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие "таможенная граница". Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" 5 . Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.
Принцип единства таможенной территории нацелен на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма. Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ.
Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности; содержится запрет на установление внутренних таможенных границ, а также в статье 71 (п. "ж"), в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации.
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: "На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу". Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования 6 .

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и т.д.);
4) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
7) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и/или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
8) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций.
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены 7 .
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.
Комментируемый принцип приобретает особое значение также в связи со следующим обстоятельством. Российская Федерация и ее субъекты (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа) выступают во внешнеторговой сфере в двух основных качествах - в качестве носителя государственной власти (нормативное регулирование внешнеторговой деятельности, лицензировании внешнеторговых операций и т.п.) и в качестве субъекта хозяйственной деятельности (становясь непосредственными участниками внешнеторговой деятельности, они вступают в отношения гражданско-правового характера с иностранными внешнеторговыми контрагентами). При этом государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), вступая в гражданско-правовые отношения во внешнеторговой сфере, действует как равноправный субъект, наряду с другими участниками внешнеторговой деятельности. Соответствующее положение гарантируется нормами Конституции РФ (ст. ст. 8 и 34), комментируемого Закона, а также Гражданского кодекса РФ:
- ст. 1 п. 1: "Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты";
- ст. 1 п. 2: "Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства";
- ст. 124 п. 1: "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации... а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами".
В упомянутой статье Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон до сих пор не принят.

2.7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.
Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета.
Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. В соответствии со статьей 24 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер.

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 34) закрепила: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.
Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в статье 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Очевидно, что указанным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность как таковая. В Законе речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Заключение

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает.
Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере, прежде всего, осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы. Поэтому регулирование внешнеэкономической деятельности и в частности знание и соблюдение принципов данного регулирования нужно не только проводить, но и постоянно совершенствовать.

Библиографический список

1. Конституция РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ;

4. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об экспортном контроле" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008);

5. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 08.12.2010) "О таможенном тарифе"

6. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005)

7. Костин А.А. Субъекты внешнеэкономической деятельности / А.А. Костин, Р.М. Ходыкин, Н.К. Гайнаева // Учебник по публичному и частному праву. Т.2: Частное право / Под ред. А.А. Костина. - М.: Статут, 2008. - С. 466-482.

1 ст. 1 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

регулирования внешнеэкономической деятельности Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД ) следует понимать... тех или иных глобальных целей . Основными принципами государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации на...
  • Организационная структура государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ВЭД

    Закон >> Экономика

    ... …………………………………………………………………………...3 Цели и принципы государственного регулирования ВЭД ………………4 Органы, регулирующие ВЭД в РФ…………………………………5 Организации, содействующие развитию ВЭД …………………….9 Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой...

  • Государственое регулирование ВЭД

    Реферат >> Экономика государственного регулирования ...
  • Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

    2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

    Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

    Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

    1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

    2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

    3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;

    4) единство таможенной территории Российской Федерации;

    5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

    7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

    8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

    26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

    автора

    Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности 6.2. Источники финансирования инновационной деятельности 6.3. Развитие венчурного финансирования 6.4. Зарубежный опыт инновационного

    Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

    7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

    автора Коллектив авторов

    Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

    Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

    Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

    Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

    7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

    автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Глава 1 Организация внешнеэкономической

    Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

    Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

    2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами: ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и

    Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

    9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

    Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

    автора Альбова Татьяна Николаевна

    77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий

    Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

    116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

    Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

    10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

    Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

    Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В

    Лучшие статьи по теме