Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Деревянное зодчество руси презентация. Презентация - деревянное зодчество

Деревянное зодчество руси презентация. Презентация - деревянное зодчество

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревянное зодчество Старшая группа Составила воспитатель Чирухина Галина Владимировна 2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района города Санкт – Петербурга

Русское деревянное зодчество. На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси. Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.

Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений. Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно-архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.

Что такое изба? Слово «изба» произошло от древнего « ызба », « истьба », « изъба », « истобка », « истопка » (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью. В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней. В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени». Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха. Места добрые и недобрые. Выбор деревьев для строительства. «Без Троицы дом не строится». С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям дом? Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву. Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.

Вспомните, что символизировал образ коня? Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев. Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.

Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные». Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром. Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблённой, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.

Вслушайтесь в это слово: " наличник" – "находящийся на лице ". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок. Орнамент - язык тысячелетий, поэтому выбор узоров избы не случаен. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.

Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников. Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции. Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Постройка из брёвен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но всё так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах…» Жан Соваж Дьеппский французский путешественник

3 слайд

Описание слайда:

В старину плотники на Руси строили дома без единого гвоздя: дороги они были в те далекие времена, да к тому же быстро ржавели и разрушали древесину. На протяжении многих столетий крепостные стены и башни, дома и дворцы, храмы и мосты – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилище. Из него мастерили домашнюю утварь – мебель, посуду, орудия труда, делали сани, телеги и лодки. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Дерево заменяло бумагу – на бересте писали.

4 слайд

Описание слайда:

1.Русская земля всегда была богата лесами. 2.Строительный материал был очень дешёвым 3.Легко поддается обработке, 4.Строительство идет очень быстро. (Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день). 5.Деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. .

5 слайд

Описание слайда:

6. По общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. (Оно "дышит«). 7.В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. (Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.) 8. Дерево близко и понятно человеку. (Его поверхность, чуть шероховатая и теплая на ощупь, сродни человеческой коже. Нам приятен смолистый запах деревянных изделий. Мы с интересом разглядываем замысловатый рисунок деревянных волокон. Любая деревянная поделка сохраняет память о тенистом, ароматном лесе)

6 слайд

Описание слайда:

Огонь Очень многие деревянные сооружения прошлого погибли в огне пожарищ. Летописи XII-XVI вв. отмечают более тридцати крупных пожаров в Москве. Статистика бесстрастна: в 1331 г. сгорел Кремль; в 1365 – "великий пожар" снова уничтожил Кремль, посад и Замоскворечье; в 1457 – огонь выжег треть города; в 1547 г. погорел Кремль, Китай-город, посады. За каждым из этих скупых фактов истории – трагедия тысяч людей, лишившихся крова, имущества, а нередко и жизни.

7 слайд

Описание слайда:

Влага, Микроорганизмы, Жучки-древоточцы Вот почему среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX в., очень редки храмы, поставленные раньше XVII в.

8 слайд

Описание слайда:

Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Лиственница, редкий ныне обитатель лесов Европейской части России, особенно устойчива к сырости. Из лиственничных бревен старались сложить если не весь дом, то хотя бы нижние венцы, лежащие на земле.

9 слайд

Описание слайда:

Сосна ценится за свою удивительную прямизну. Недаром во времена парусного флота лучшие корабельные мачты делали из сосны. Ель хуже сопротивляется влаге, поэтому ее охотнее используют для внутренней отделки. Все хвойные деревья смолисты, мало подвержены гниению. В них почти не бывает дупел, они легко расщепляются на доски.

10 слайд

Описание слайда:

В строительном деле используется немало и лиственных пород. Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в качестве строительного материала для сооружения в XIV в. новых стен и башен Московского Кремля.

11 слайд

Описание слайда:

Давно замечено, что при намокании осина набухает, уплотняется и хорошо "держит" воду. Лучший лемех – фигурные дощечки для кровли – делали из осины. Кроме того, осиновый лемех очень красив. Со временем он приобретает металлический отлив. Кровли, крытые осиновым лемехом, в зависимости от времени суток меняют свою окраску: в солнечный полдень они серебрятся, а на закате отливают золотом.

12 слайд

Описание слайда:

До недавнего времени практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Глагол "срубить" не случайно заменяет привычные ныне"построить", если речь идет о деревянном строительстве. Раньше основным и чуть ли не единственным инструментом плотника был топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и обтесывали, и расщепляли на доски.

13 слайд

Описание слайда:

Пилой не работали, хотя она известна с незапамятных времен. Широкое распространение пила получила лишь во второй половине XIX в. Объяснение простое: при распиливании концы бревен махрятся, а значит, будут быстро впитывать влагу, гнить. При обработке же топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают воду.

14 слайд

Описание слайда:

Несколько "секретов" из многовекового опыта деревянного строительства: чем суше дерево, тем долговечнее будет постройка. Поэтому заготовку леса обычно делали поздней осенью или зимой, когда древесина суше. Не случайно славяне называли январь – "сечень". Бревна складывали в штабеля, а весной с них снимали кору, выравнивали поверхность, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а то и до следующей весны. Только после этого приступали к строительству. На постройку добротного дома уходило 150-170 бревен.

15 слайд

Описание слайда:

По принципу колодца строили дома и древние мастера. Чуть отступив от конца бревна, они вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Так постепенно возводились стены сруба или "клети" – коробки будущей избы.

16 слайд

Описание слайда:

Горизонтальный ряд бревен сруба называется "венец". Для того чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в каждом из них плотник вырубал продольный желобок и закладывал для теплоизоляции мох. Желобки делались в нижней части бревна, чтобы не затекала вода. Вот так возводились стены без гвоздей. На Руси крыши были высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживались.

17 слайд

Описание слайда:

Над торцовыми стенами дома возводили треугольные бревенчатые фронтоны. Параллельно боковым стенам плотник врубал в них "слеги" – бревна, поддерживающие всю кровлю. Концы прикрывали специальной доской – причелиной. Поперек слег врезали "курицы" – тонкие стволы молодых елей с вертикально отходящим на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы – вот и пошло название "курица". На эту "курицу" укладывали водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши.

18 слайд

Описание слайда:

Саму кровлю делали из теса – отесанных топором досок. Нижним концом они упирались в водотечник, а верхний прижимался тяжёлым бревном – охлупнем. Плотник обычно придавал концу охлупня форму конской головы, отсюда и его название – "конек". Такая конструкция деревянной крыши позволяла полностью обходиться без гвоздей.

19 слайд

Описание слайда:

В старые времена под деревянными домами фундаментов не делали. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда, под углы дома подкладывали большие камни или пни крупных деревьев. Но зато русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы.

20 слайд

Описание слайда:

Средние века на Руси – это бесконечная череда войн и кровавых столкновений: набеги печенегов и половцев, агрессия ливонских и шведских рыцарей, монголо-татарское нашествие, княжеские усобицы. Только за надежными стенами городов люди могли найти спасение. А возводились они из дерева. Древнейшие укрепления Киева, Новгорода, Москвы были деревянными. В 1238 г. татары семь недель не могли взять штурмом деревянные стены Козельска. Даже в XVII в., когда каменное строительство стало теснить деревянное, в Сибири продолжали строить остроги – деревянные крепости.

21 слайд

Описание слайда:

Основу крепостной стены – "города" – составлял деревянный сруб – "городня", заполненный землей и камнями. Мастеров, сооружавших крепости, называли городниками. Они ставили городни вплотную друг к другу, образуя стену. Поверх нее проходил боевой ход, защищенный снаружи "забралом" – деревянной оградой с бойницами. Крепость окружал глубокий ров, часто заполненный водой. Из земли, добытой при рытье рва, насыпали вал. На нем-то и возводили городни. Крепостные стены дополняли деревянные башни. Внутри каждая из них была разделена на несколько этажей – боевых ярусов – с бойницами для стрельбы. Самые высокие башни надстраивали дозорными вышками.

22 слайд

Описание слайда:

Коломенское слыло любимой загородной резиденцией царя Алексея Михайловича. Новый дворец был заложен здесь в мае 1667 г. Он состоял из семи хором: для царя, царицы, царевича и четырех царевен. К осени плотники вчерне закончили постройку. Всего один год шли отделочные работы. Наконец, взору очевидцев предстало невиданное зрелище: трех- и четырехэтажные хоромы, увенчанные шатровыми, луковичными, бочкообразными кровлями. Один из шатров украшал флюгер в виде двуглавого орла. Галереи и переходы соединяли хоромы в живописную композицию. 3 000 окон дворца обрамляли нарядные наличники. Каждый вход украшало резное крыльцо.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Силуэт почти 40-метровой пирамиды, составленной из 22 луковичных глав. Основу сооружения составляет восьмерик с четырьмя пристройками по сторонам – прирубами. На них друг над другом в несколько ярусов располагается большая часть глав. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что их размеры различаются по ярусам, а венчает композицию самая большая, центральная глава.

26 слайд

Описание слайда:

У каждой главки своя "шея", поставленная на бочкообразную кровлю. Все главки и сама кровля покрыты серебристым осиновым лемехом. На украшение верхов храма пошло 30 тыс. таких лемешин. С трех сторон Преображенская церковь окружена просторной галереей-гульбищем. Двумя рукавами поднимаются к ней нарядные лестницы крыльца. Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой". И слова его оказались пророческими.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Из сохранившихся памятников русского деревянного зодчества самый древний – церковь Святого Лазаря, установленная ныне в Кижах. Некоторые ученые считают, что она была построена в конце XIV в. В летописях есть упоминание и о значительно более ранних деревянных храмах. Например, еще в 989 г. в Новгороде из дуба была сооружена Софийская церковь "о тринадцати верхах". Конечно, она не сохранилась. Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало.


Содержание Вступление. 1.Свято-Преображенская церковь (Кижи).1.Свято-Преображенская церковь (Кижи) 2.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (Кижи). 3.Часовня Богоматери всех Скорбящих… 4.Дом Ошевнева.4.Дом Ошевнева 5.Церковь Спаса. 6.Церковь Собора Богоматери.6.Церковь Собора Богоматери 7.Никольская церковь.7.Никольская церковь 8.Успенская церковь.8.Успенская церковь 9.Вознесенская церковь.9.Вознесенская церковь Заключение.


Вступление На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.




Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники 19 век (Кижи) Деревня Подъельники – часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (19 в.) – очень живописная, производящая неизгладимое впечатление. Эта часовня стоит на горке, окруженная могучими елями. Диаметр самой большой более 1 метра, другие деревья меньшего диаметра.


Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом


Дом Ошевнева.1876 год.Деревня Ошевнево. (Фрагмент веранды) Один из наиболее распространенных в заонежье домов- комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.




Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания


Никольская церковь из Тухоли. В окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"


Успенская церковь из деревни Никулино. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой,


Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.


Заключение Единственный инструмент, которым пользовались, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить. Я надеюсь, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.

Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • Лучшие статьи по теме