Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Кто будет работать в жкх. Особенности профессии «мастер ЖКХ»

Кто будет работать в жкх. Особенности профессии «мастер ЖКХ»

Сегодня многие готовы работать в фирмах, где дают жилье за работу.

И, хотя на первый взгляд подобный «заработок» может выглядеть странно, он вполне применим и в современных условиях.

За что дают квартиры в России

В Советском Союзе при небольших зарплатах люди вряд ли могли позволить себе собственную недвижимость, однако об этом позаботилось государство: отстояв многолетнюю очередь, семьи могли рассчитывать на бесплатную недвижимость или на улучшение жилищных условий.

Сегодня ситуация в корне изменилась, и люди должны позаботиться о собственном угле самостоятельно: купить, обменять, снять его.

Но некоторые организации по-прежнему стараются помочь ценному специалисту решить жилищный вопрос, хоть и другими способами.

Обратите внимание: получение жилья за работу возможно и в государственных, и в частных фирмах.

Работа за квартиру или что такое служебное жилье

Получить служебную квартиру могут военные

Служебная квартира является настоящим спасением для многих государственных служащих, которые по долгу службы вынуждены были переехать в другой населенный пункт.

Чтобы им не пришлось тратить всю зарплату на съем жилья, государство предоставляет им временное.

Служебным жильем называют квартиру, в которой будет проживать сотрудник с семьей, пока работает на государственное предприятие.

Примите к сведению: отдельные комнаты в общежитии или совместное проживание в одной квартире нескольких семей не является служебным жильем – они не могут быть предоставлены на все время работы.

В зависимости от должности и состава семьи квартиры могут различаться по площади и месту расположения. Немаловажную роль играет и возможности самой фирмы: обычно в государственных структурах количество свободных квартир ограничено.

Список профессий

Претендовать на жилье могут и врачи

По закону государственное служебное жилье положено следующим специалистам:

  • депутатам и чиновникам;
  • военнослужащим, переведенным по службе в другой город или закрытое поселение;
  • сотрудникам МВД, а также таможенникам, судьям, налоговикам;
  • врачам;
  • учителям и воспитателям детских садов;
  • сотрудникам аварийно-спасательных служб: пожарным, сотрудникам МЧС;
  • лесникам и егерям;
  • рыболовам в рыбацких хозяйств;
  • сотрудникам ЖКХ: чаще всего это относится к дворникам, но также жилье могут получить и электрики, и слесари.

Всем этим специалистам государство обязано предоставить жилплощадь, если они решили поехать жить и работать в другой город и не могут сами найти квартиру.

Важно знать: указанные выше специалисты имеют право пользоваться жильем только пока состоят на государственной службе.

Часто жилье предоставляют:

  • сотрудникам, работающим в других городах вахтовым методом, например, рабочим, занятым на нефтяных месторождениях;
  • строителям;
  • крупные фирмы, заинтересованные в конкретном специалисте или топ-менеджере, могут также снимать для него квартиру, оплачивая из своего «кармана».

Порядок предоставления


Служебное жилье помогает привлечь людей на не самые перспективные работы, например, в дворники

Чтобы получить служебное жилье, необходимо обратиться с заявлением в местное Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

В нем необходимо указать, что заявитель является сотрудником государственного предприятия и не имеет собственного жилья.

Вместе с заявлением необходимо собрать следующие документы:

  1. Паспорт служащего.
  2. Документы, касающиеся нынешнего жилья заявителя. Например, договор аренды или документы, в которых отмечено, что собственником является родственник заявителя, а не он сам.
  3. Справка из госреестра о наличии или отсутствии жилья.
  4. Справка об отсутствии у семьи собственного жилья или о его неудовлетворительном состоянии.
  5. Письмо руководителя сотрудника о необходимости последнему получить служебное жилье.

Примите во внимание: если жилье предлагает негосударственная компания, список документов и порядок выдачи может значительно отличаться.

Кроме министра, решение о выдаче служебного помещения может предпринимать администрация предприятия. В этом случае лучше обратиться напрямую туда и узнать, какие документы потребуется подготовить.

Рассмотрение запроса осуществляется в течение месяца. После этого решается вопрос о площади жилья и его месторасположении, затем заключается договор найма.

Причины для выселения


После окончания трудового договора семья должна съехать из служебной квартиры в течение месяца

Причинами для выселения жильцов могут стать следующие причины:

  1. Прекращение трудового договора: это может быть связано с окончанием срока действия договора, или добровольным уходом.
  2. Намеренная порча имущества или самой квартиры.
  3. Неуплата коммунальных платежей в течение полугода.
  4. Невозможность другим жильцам проживать с сотрудниками на одном этаже или в одном доме: это может быть аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и многое другое.

Стоит отметить: некоторые причины для выселения прописываются в договоре или определены законом.

Если принимается решение о выселении, семья должна съехать довольно быстро — в течение месяца.

Когда нельзя выселить


Вместе с военнослужащим в служебную квартиру въезжает и его семья

В некоторых случаях семья не может быть выселена «в никуда» — им необходимо предоставить равноценное жилье.

К ним относятся:

  • сотрудники, чей трудовой стаж составил более 10 лет;
  • семья умершего сотрудника, который имел право на служебное жилье;
  • одинокие сотрудники с несовершеннолетними детьми;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ и лица, ставшие инвалидами из-за боевых действий;
  • инвалиды труда.

Еще одним условием является нахождение на момент 1 марта 2005 года в очереди на улучшение жилищных условий или проживание в ужасных условиях, которые позволяют в любой момент встать в очередь.

Обратите внимание: работодатель обязан предоставить взамен жилплощадь в том же населенном пункте.

Можно ли приватизировать


Приватизация служебной квартиры происходит крайне редко

Жилищный Кодекс запрещает служащим приватизировать служебные квартиры – это было сделано в целях борьбы со злоупотреблением возможностями приватизации.

Но вторая часть этого же закона позволяет собственникам жилого помещения решать вопрос о приватизации самостоятельно: то есть предприятие, которому принадлежит недвижимость, может решить самостоятельно, может ли быть проведена приватизация.

Однако организации практически никогда не дают согласие на приватизацию, что, впрочем, неудивительно. Квартиру могут согласиться передать сотруднику с большим стажем или опытному и ценному специалисту.

Полезно знать: для отказа организации в приватизации даже не требуется называть причину.

Для приватизации квартиру необходимо будет перевести со служебного статуса в муниципальный, передать сотруднику и после приватизировать.

Работа за квартиру в Москве и Санкт-Петербурге

Найти работу, при которой можно получить квартиру, непросто, особенно в столице и области.

Это связано с большим количеством коммерческих, а не государственных предприятий, которым невыгодно отдавать недвижимость просто так.

Чаще случается, что для ценных иногородних нуждающихся специалистов снимают отдельные жилплощади, но в этом случае они уже точно не смогут быть приватизированы.

Если желание получить квартиру все же велико, стоит выбрать одну из указанных в начале статьи профессий: они помогут временно «зацепиться» за жилье, а при хорошем отношении начальства – и вовсе остаться там.

Получение служебной квартиры – это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а вот с приватизацией дела обстоят хуже. Чаще всего владельцы недвижимости отказывают в этом сотрудникам, полагая, что те будут злоупотреблять доверием. Впрочем, надежда на благоприятный исход остается всегда.

Смотрите видео, в котором опытный юрист разъясняет особенности приватизации служебного жилья:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

Мастер участка ЖКХ наиболее близок к проживающим в многоквартирных домах (далее – МКД) собственникам и нанимателям как представитель обслуживающей организации.

Мастер ЖКХ — это штатный сотрудник коммунального предприятия,который всегда на виду, и к которому обращаются в случае проблем.

Профессия мастер ЖКХ предполагает, что он ведет приемы жильцов и решает их проблемы в пределах своей компетенции, или же объясняет, как и к кому обратиться.

Часто мастер является одновременно и смотрителем зданий и сооружений, определяющим, где в первую очередь нужно подремонтировать крышу, восстановить штукатурку фасада дома, заменить люк на колодце и пр.

Профессия мастер жилищно-коммунального хозяйства предоставляет этому представителю ЖКХ возможность командовать рабочими, и быть постоянно на связи с руководством – получать задания и докладывать обстановку.

Должностная инструкция мастера ЖКХ

Мастер участка ЖКХ относится к руководящему составу, его квалификационный уровень – специалист.

Принять на эту должность могут только обладателя диплома ВУЗа по строительному или коммунальному профилю, отработавшему не менее 2-х лет в аналогичной структуре.

Имеют значение и личностные качества: мастером должен быть человек общительный, коммуникабельный, умеющий не только руководить рабочими, но и вести диалог с жильцами, не допуская развития конфликтной ситуации.

По своему участку мастер является главным представителем ЖКХ и должен уметь погасить пламя недовольства обслуживанием, по максимуму решая возникающие вопросы .

Для того, чтобы рабочие смогли провести любой ремонт, нужны материалы, запчасти, и все эти материальные ценности находятся на подотчете именно у мастера участка.

Взаимодействуя с находящимися в его подчинении рабочих, это представитель ИТР ЖКХ отвечает за соблюдение правил ТБ и охраны труда, пожаробезопасности.

Должностная инструкция мастера участка ЖКХ управляющей компании имеет такие разделы:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

В разделе «Общие положения» указывается, какими знаниями по своей профессиональной деятельности, а также какими законодательными и нормативными актами должен владеть этот руководитель, кому непосредственно подчиняется, кто его заменяет во время отпуска или болезни.

Должностные обязанности мастера участка ЖКХ состоят в следующем:

  • обеспечивать техобслуживание и ремонт конструкций здания, а также оборудования и внутридомовых коммуникаций – сантехнических, электротехнических и пр.;
  • производить осмотры лестниц, подъездов, подвалов, чердаков, лифтов, крыш, теплопунктов, электрощитовых и др. помещений на предмет выявления недостатков, требующих срочного вмешательства – ремонтов, замены остекления, замены или ремонта деталей, узлов;
  • контролировать содержание в должном санитарном состоянии общедомовых помещений и территории, проводя уборку, очистку от снега и мусора, льда, посыпку тротуаров песком в холодное время года и пр.;
  • предупреждать травматизм жильцов, ограждая места проведения ремонта, земляных работ и других опасных зон;
  • участвовать в приеме жильцов и обеспечивать выполнение их заявок;
  • контролировать расход энергоресурсов на своем участке;
  • своевременно обеспечивать рабочих спецодеждой, инструментами, средствами индивидуальной защиты при проведении ремонтных работ и техобслуживания;
  • контролировать экономное расходование материалов;
  • оформлять своевременно первичную документацию, сдавать в бухгалтерию приходные накладные, вести учет рабочего времени подчиненных по табелю;
  • контролировать производственную и трудовую дисциплину подчиненных, выполнять расстановку людей в соответствии с принятыми руководством планами и решениями;
  • проводить списание израсходованных материалов, отчеты по работе за месяц;
  • участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов;
  • следить за соблюдением подчиненными правил и норм охраны труда, ТБ и пожаробезопасности;
  • вести документацию по ТБ и охране труда.

Мастер ЖКХ, обязанности которого скрывают в себе кропотливую работу с документами и каждодневную результативную деятельность, свою работу выполняет добросовестно, так как спрос за нее требуют не только руководители ТСЖ, но и жильцы.

Положение об охране труда

В хозяйстве ЖКХ мастеру участка приходится проводить под свои руководством работы разных направлений, среди которых многие требуют особого вниманию по охране труда – монтажные, сварочные, каменные, земляные, электромонтажные и пр.

Даже штукатурку и отделку нужно выполнять, используя только надежные и испытанные леса, подмости, не говоря об иных работах .

Инструкция по охране труда для мастера участка жкх содержит массу пунктов, среди них должны быть и все те, которые учтены Правилами, утвержденными .

Теперь это главный документ, регламентирующий ТБ и охрану труда в сфере ЖКХ.

Инструкция по охране труда для мастера участка ЖКХ содержит следующие основные пункты:


Для мастера участка ЖКХ степень ответственности чрезвычайно высока, так как этому специалисту придется руководить такими работами:

  • ремонты со сваркой, резкой;
  • производить осмотры и ремонты в колодцах, где могут скапливаться вредные газы;
  • ремонтировать и производить замены узлов теплового оборудования с теплоносителем, температура которого 70-90 градусов;
  • производить аварийные работы;
  • чистить от снега, льда, грязи проезжие части улиц при непрекращающемся движении транспорта, и пр.

Любое действие по охране труда требует фиксации его в соответствующих бумагах, и это не только обязанность мастера, но и его личная страховка на случай проверки или несчастного случая.

Уровень заработной платы

Огромный список обязанностей, мера ответственности, особенно с учетом мероприятий по охране труда, делают эту должность непростой и нелегкой.

Именно поэтому в сфере ЖКХ так велика текучесть кадров на этой должности, и постоянно есть вакантные места.

Уровень зарплаты мастера участка ЖКХ таков:

  • в Москве – 32-35 тыс. руб.;
  • в Санкт-Петербурге – 26-30 тыс. руб.;
  • в Калининграде, Екатеринбурге – 25-28 тыс. руб.;
  • в Туле – 22-25 тыс. руб.

Грамотный, исполнительный и дисциплинированный мастер участка в сфере ЖКХ ценится на вес золота, ведь это работа, требующая не только специальных знаний и умения пользоваться нормативной и законодательной базой, но и способности ладить с людьми по обе стороны – и с подчиненными, и с жильцами.

Надеемся, в нашей статье Вы узнали о том, что за профессия мастер ЖКХ и каковы его обязанности. Удачи!

Управляющие компании не пользуются большой любовью у населения. Мы редко обращаем внимание на профессиональную и слаженную работу коммунальщиков – тепло и свет есть, мусор убирают, и ладно! Зато любые недочеты управляющих организаций моментально вызывают шквал народного гнева, особенно, если УК месяцами не торопятся с решением проблем. Тарифы на ЖКХ регулярно растут, и потребители рассчитывают, что качество коммунального обслуживания также будет улучшаться. Полезные факты, которые нужно знать об управляющих компаниях, читайте в нашей статье.

Факт 1. Управляющие компании начнут лицензировать

Плохие управляющие компании должны исчезнуть с рынка. Это – одна из главных целей новой системы лицензирования, которая ждет коммунальные организации с 1 января 2015 года. До мая всем УК придется получить лицензии на право осуществления своей деятельности. Документ будет бессрочным и обойдется в 50 тысяч рублей, но получить его будет не так просто. Чтобы пройти аттестацию УК должна:

  • Обладать материально-техническими ресурсами для управления домом
  • Не иметь административных взысканий от Госжилинспекции
  • Иметь в штате сертифицированного руководителя, который сдал обязательный экзамен Минтруда

Выдачей лицензий займется региональный орган государственного жилищного надзора. Решение о судьбе каждой управляющей организации будет принимать специальная комиссия, на треть состоящая из представителей госорганов. Кроме того, в процессе аттестации будет создан федеральный реестр лицензий УК, в котором потребители смогут найти всю необходимую информацию об управляющей организации, которая претендует на обслуживание их дома. Прежде всего, это сведения о том, за сколько зданий несет ответственность организация, и есть ли у неё штрафы или предписания надзорных органов.

В идеале запуск механизма лицензирования должен очистить рынок услуг ЖКХ от непрофессиональных управленцев. По оценкам специалистов, минимум 10% УК не смогут пройти государственную аттестацию.

Факт 2. Лицензирование УК может стать проблемой

В отличие от чиновников Минтруда, независимые эксперты видят в грядущем лицензировании не только плюсы, но и минусы. Самые скептические прогнозы связаны с коррупционной составляющей этой процедуры – специалисты опасаются, что с рынка как раз исчезнут профессиональные УК, а на их место придут организации, аффилированные с государственными структурами. Иными словами, вместо повышения качества услуг ЖКХ аттестация может убить независимую конкуренцию в коммунальной сфере. Дополнительные расходы в виде вероятных взяток региональным комиссиям при этом автоматически лягут на плечи потребителей. Скорее всего, недобросовестная УК найдет способ заложить их в общедомовые траты или списать иным образом.

Другая проблема связана с обслуживанием зданий в аварийном и предаварийном состоянии. Авторы закона о лицензировании предлагают предусмотреть определенные поблажки для УК, которые решатся работать с ветхим фондом, но на деле эта схема пока не проработана. Если до мая управляющие компании не получат четких условий и дополнительных стимулов, такие дома могут массово остаться без жилконтор – коммерческие организации не захотят рисковать лицензией и брать на себя проблемные объекты.

Третий вопрос, который вызывает опасения у специалистов, - отсутствие какого-либо «переходного периода» при введении лицензирования, а также в момент принудительного лишения УК лицензии. Если руководство жилконторы будут дисквалифицировать и штрафовать по суду, не ясно, что должно мотивировать управляющего не бросить дом на произвол судьбы, а дождаться появления новой УК и аккуратно передать ей дела. Никакого временного специалиста, который мог бы взять на себя ответственность за обслуживание дома на промежуточном этапе, законом не предусмотрено.

Факт 3. Поменять управляющую компанию станет проще

Качество ЖКХ в целом по стране оставляет желать лучшего. В прошлом году граждане отправили в различные инстанции 170 тысяч жалоб на коммунальщиков. В подавляющем большинстве случаев после покупки недвижимости претензии связаны именно с управлением домом – УК разными способами увиливали от выполнения своих обязанностей или работали спустя рукава.

Сейчас, чтобы сменить управляющую компанию, потребуется провести общее собрание. Для этого инициативная группа жильцов должна заранее связаться со всеми соседями, организовать встречу в удобное время в удобном месте и подготовить убедительный перечень нарушений УК - отказ в предоставлении нужных документов или невыполнение указанных в договоре услуг. Если большинство соседей поддержат свержение неугодных коммунальщиков, договор с управляющей компанией может быть расторгнут. Но на деле, как правило, проще дождаться срока окончания действия этого документа.

В ходе реформы ЖКХ и введения лицензий избавиться от недобросовестной УК и заставить коммунальщиков качественно работать, теоретически, станет проще. По задумке Минстроя, процесс аннулирования лицензии будет запускаться в том случае, если по одному дому на управляющей компании «висит» хотя бы 2 административных постановления Госжилинспекции. С этого момента положение УК будет становиться всё более шатким. Однако принципиально, чтобы все предписания жилищных инспекторов были закреплены судебными постановлениями, на этом этапе могут возникнуть непредвиденные коррупционные факторы.

Как только в активе УК наберется более 15% «проблемных» домов с недовольными потребителями, органы жилищного надзора вправе подать иск в суд о полном аннулировании лицензии. А виновному руководителю коммунальщиков будет грозить дисквалификация и штраф в 500 тысяч рублей. После того, как коммунальщиков лишат лицензии, жители дома смогут нанять новую УК. Впрочем, Минстрой предлагает оставить за право вето на отзыв сертификата в случае, если они готовы дать жилконторе еще один шанс.

Факт 4. Управляющую компанию можно оштрафовать

Управляющие компании очень любят вести себя с собственниками жилья по-хозяйски: диктовать свои условия и выполнять обязательную работу под видом высочайшего одолжения. Но гражданам стоит иметь в виду: управдом – всего лишь наёмный работник, на которого, между прочим, распространяются требования закона «О защите прав потребителей». На деле это значит, что с коммунальщиков можно и нужно требовать денег: не только перерасчета за некачественно оказанные услуги, но и компенсации морального ущерба.

Причиненный вред обойдется УК в 50% от суммы, которую переплатил потребитель. К примеру, если в доме не было воды или отопления, а коммунальщики всё равно выставили счёт, они обязаны вернуть не только несправедливо полученные деньги, но и заплатить жильцу штраф в размере 50 % от этой суммы. Причем эти деньги жилконтора должна будет взять из собственных средств – по закону коммунальщики не вправе повышать квартплату после того, как были вынуждены заплатить штраф.

В подобных случаях официальные инстанции достаточно часто становятся на сторону потребителей, которые предоставляют доказательства нарушения своих прав. Судиться с УК имеет смысл, к примеру, из-за низкой температуры в квартире или вовремя не ликвидированной протечки кровли, из-за которой в квартире случился потоп. Потребитель может рассчитывать взыскать с коммунальщиков только сумму ущерба и штраф за моральный вред.

Факт 5. Вместо управляющей компании можно организовать ТСЖ

По мнению некоторых экспертов, введение лицензирования управляющих компаний может стимулировать развитие ТСЖ как более эффективной схемы заботы о многоквартирном доме. В отличие от УК, для товариществ собственников жилья никакой аттестации не предусмотрено – соседи смогут создавать такие некоммерческие структуры совершенно свободно и переходить к непосредственному управлению имуществом.

На первом этапе организовать ТСЖ сложнее, чем выбрать новую управляющую организацию, зато такая схема дает гораздо больше гарантий на будущее. На общем собрании все соседи принимают решение о создании товарищества и выбирают председателя из числа самых активных жильцов. Этот человек возьмет на себя все управленческие функции и ответственность, за что будет получать установленную зарплату.

Кроме председателя ТСЖ должно нанять грамотного бухгалтера, открыть банковский счёт и выбрать программу, которая позволит управлять деньгами дистанционно, перезаключить все соглашения с поставщиками ресурсов и подрядными организациями по вывозу мусора, уборке, техобслуживанию и благоустройству территории. «Богатое» ТСЖ, образованное жителями сотен квартир, может позволить себе содержать собственный штат водопроводчиков, уборщиков или садовников, а более мелким конторам выгоднее нанимать подрядчиков для этих услуг. Главное преимущество, которое получают все жители здания после организации ТСЖ, - оперативный контроль над расходами и качеством работ. Грамотный председатель, который живет в доме, лично заинтересован в том, чтобы вовремя чинить трубы, выбирать профессиональных и недорогих подрядчиков, контролировать незаконные перепланировки, озеленять газоны и вывозить отходы. А некомпетентного начальника ТСЖ легко сменить.

Специально для The Village корреспондент журнала «Коммерсант. Деньги» Анастасия Каримова выяснила, с какими трудностями сталкиваются частные управляющие компании, как они противодействуют чиновникам, почему их сотрудники взаимно недовольны жильцами и каково это - обеспечивать москвичей жилищно-коммунальными услугами.

Николай Бабич

руководитель Управляющей
компании

Частные управляющие компании
в системе ЖКХ

Я работаю в системе ЖКХ с 1986 года. До этого я был инженером, заместителем руководителя по производству на одном из заводов в Москве. Получилось так, что я пришёл на работу в Институт атомной энергии им. Курчатова. У Курчатовского института жилой фонд в Щукине состоял из сотни зданий. Это примерно треть всего жилфонда района. Мне доверили возглавить жилищно-коммунальный отдел (ЖКО) - поработай, мол, пару месяцев, а там посмотрим, если не справишься, найдём тебе замену. Пришлось браться за дело, вникать во все вопросы, начал работать - затянуло, да так, что остался в этой сфере на 28 лет. В то время в одном только ЖКО было 560 человек, а я подчинялся руководителю института, академику Анатолию Петровичу Александрову.

С 2000-го года началась реформа ЖКХ в Москве. Одним из её результатов стало решение о передаче в 2002 году всего жилого фонда Курчатовского института муниципальным органам власти. При этом всё, в том числе энергоносители и ресурсы, было передано городским службам - появились Мосгортепло, Мосводоканал. Раньше все сети были у нас на балансе, теперь они на балансе соответствующих компаний.

ОКОЛО 10 % НАШИХ ЖИТЕЛЕЙ ПЛАТЯТ ЗА ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ АБЫ КАК

С 2002 года на месте бывшего ЖКО Курчатовского института была создана ДЕЗ (Дирекция единого заказчика), основная задача которой, как и всех существовавших в городе, - управление, эксплуатация и надлежащее техническое содержание жилого и нежилого фонда Курчатовского института, в том числе путём привлечения других специализированных организаций - подрядчиков. Отсюда и название - ДЕЗ. Все дирекции в городе были муниципальными предприятиями - ГУПами. На этом можно поставить точку существованию ведомственного жилого фонда Курчатовского института. С этого момента всю ответственность за содержание этого жилого фонда взял на себя город Москва.

Изменения в жилищном законодательстве позволили нам в конце 2006 года зарегистрироваться в качестве частной управляющей компании и заявить о себе как о возможной альтернативе муниципальному управлению жилым фондом. Иными словами, мы решили взять в управление жилой фонд, на котором лично я проработал уже 20 лет. Многие, в том числе отдельные руководители района и округа, не могли разобраться в появлении частных управляющих компаний, не хотели оказывать содействие в переводе управления жилым фондом на коммерческую основу. Приходилось чуть ли не с боем отстаивать своё право на возможность заниматься деятельностью, которая декларирована законом.

Взаимодействие частных
УК с чиновниками

Практически любая частная управляющая компания, которая смогла пройти все необходимые процедуры и стать таковой, сталкивалась на местах с мощным противодействием со стороны отдельных чиновников районного и окружного масштаба. К сожалению, существовавшая в то время система управления городским хозяйством и нормативная база не совсем была готова к появлению компаний, с мнением которых надо было считаться при общении с жителями района. Собственники жилья проводили общие собрания, чтобы выбрать нас как управляющих, и в 2008 году мы уже заключили договоры управления многоквартирными домами с собственниками, получили свидетельство о том, что мы включены в Единый реестр по управлению многоквартирными домами города Москвы. Такой путь проделали многие частные управляющие компании, бывшие ДЕЗы, пять-шесть лет назад. Сегодня в Москве около 70 % жилого фонда осталось в управлении предприятий городского подчинения.

Сейчас идёт некий поворот в приоритетах в пользу государственных управляющих компаний. Почему это происходит - это тема отдельного разговора. Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что компания наша частная, в своей работе мы руководствуемся федеральным и городским законодательством, при расчёте с жителями применяем ставки и расценки, утверждённые правительством города. Сами расчёты и выставление платёжных документов производим через городскую организацию, которая имеет в своём составе ЕИРЦ.

Проблемы частных УК

Сейчас у нас в управлении 54 многоквартирных дома, более 13 тысяч человек населения, 400 тысяч квадратных метров. В самой организации вместе с сотрудниками подрядных организаций работают около 300 человек: техники-смотрители, уборщики, маляры, плотники, электромонтёры, сантехники, кровельщики и инженеры по всем направлениям, сотрудники мусоровывозящей компании, специалисты, обслуживающие системы противопожарной охраны и дымоудаления, аварийная служба, лифтовое хозяйство, дератизационная обработка подвальных помещений, юристы, экономисты, ну и, конечно, управленческий персонал.

Есть проблемы, которые специфичны для каждой управляющей компании. Например, нам приходится сталкиваться с такой особенностью, как старый жилой фонд. Основная масса домов - постройки 1950-х годов. Чтобы жителям бесперебойно поставлять свет, воду, тепло, все инженерные коммуникации должны быть исправными. Произвести замену полностью невозможно, потому что на это нужны колоссальные финансовые средства. Мы по мере возможности ведём замену трубопроводов участками, наши подрядчики всё время начеку: при возникновении сложной ситуации они готовы произвести ремонт в любое время суток, в праздники и выходные. Содержание изношенного жилого фонда - дело непростое и затратное. Даже при ремонте мы сталкиваемся с полнейшим физическим износом всех коммуникаций, начиная от электрики и заканчивая водо- и теплоснабжением, канализацией.





Не секрет, что около 10 % наших жителей платят за жилищные и коммунальные услуги абы как, есть такие, которые и вовсе не платят. Конечно, мы как управляющая компания, ведём с ними постоянную работу, напоминаем о необходимости оплаты, подаём иски в суд, следим за тем, как проходит исполнительное производство, и так далее. Но тем не менее дефицит в поступлении финансовых средств ощущается. Если за год мы перечисляем поставщикам услуг около 180 миллионов рублей, то не трудно подсчитать, сколько мы теряем. А по существующим сегодня правилам мы должны вернуть поставщикам оплату за весь ресурс, отпущенный на дом (вода, тепло), заплатить подрядчикам за оказанные ими услуги, невзирая на то, что есть жители-неплательщики. Это одна из основных проблем в работе управляющих компаний. Чем больше у тебя домов в управлении, тем значительнее средства, которые фактически попадают в разряд убытков управляющей компании. Сегодня у нас в отношении отдельных злостных неплательщиков есть на руках по два-три судебных решения, но взыскать их мы не можем из-за пассивности судебных приставов.

Городские власти пытаются выстроить систему объективной оценки и контроля за деятельностью управляющих компаний, в большей степени частных. Но понятных и однозначных критериев до сих пор нет.

Проверки и штрафы

У меня есть правило - занимать активную позицию при проведении различного рода проверок. При проведении проверки отстаивать свою точку зрения, при малейших основаниях - обжаловать незаконные, с нашей точки зрения, постановления о привлечении к административной ответственности. Достаточно часто нам удаётся добиться в судах отмены актов Мосжилинспекции как противоречащих закону. Что, в свою очередь, порождает ответные шаги в наш адрес как к «строптивой организации».

Согласно Закону города Москвы, одной из основных задач Мосжилинспекции является предотвращение возникновения аварийных ситуаций в жилых домах, а среди главных мероприятий - «оказание организационно-технической и практической помощи собственникам, управляющим <...> в техническом обслуживании и ремонте помещений, конструкций и инженерных систем и оборудования». А на деле выходит, что главная задача - привлечь Управляющую организацию к ответственности и наказать штрафом, то есть пополнить бюджет за счёт штрафных санкций. Зачастую выносится заведомо невыполнимое предписание, по которому УК должна провести работы капитального характера. Но в смете доходов и расходов Управляющей организации нет такого рода затрат, и структура планово-нормативной ставки за содержание и ремонт общего имущества собственников (утверждённая, кстати, постановлением правительства Москвы) не предусматривает затраты капитального характера. А при обращении в Управу района с просьбой включить данный адрес в программу капремонта на 2014 год мы получили отказ, так как техническое состояние данного многоквартирного дома, согласно мониторингу Мосжилинспекции, признано удовлетворительным. Всё. Получается замкнутый круг. Но это не помешает Мосжилинспекции снова применить к нам штрафные санкции, не вдаваясь в ситуацию. Хотелось бы, чтобы жилинспекция из карающего органа превратилась в помощника в наведении порядка в домах.

Многие жалуются на высокие тарифы ЖКХ. Нашей вины тут нет: дорого стоят ресурсы

Вот пример: один из жителей написал обращение на портал жилинспекции, что холл в его подъезде захламлён. Выяснилось, что там всего лишь стоит детская коляска соседа. Это был период, когда сайт работал плохо, и мы не смогли отчитаться в срок. Жилинспекция нас оштрафовала по нераскрытию информации на 300 тысяч рублей. Или вот недавний случай: на нашем стенде инспекция нашла отчёт бухгалтерии, в котором не все листы были должным образом заверены печатью. Тоже подпадает под «нераскрытие информации», тоже штраф до 300 тысяч. Все суды мы проигрываем, только один раз нам снизили штраф с 300 тысяч до 250. Штрафы заложены в бюджете, поэтому нас штрафуют особенно активно к концу года: выполняют норматив.Чиновники не понимают, что таким образом отнимают деньги у жителей, ведь мы на эти деньги могли бы провести, например, ремонт подъездов.

Приходится платить зарплаты юристам, тратить силы и время на суды. Однажды мы отказались подписывать договор с Мосгазом, который требовал от жителей дополнительных расходов. Мы были единственной компанией, которая решила с ним судиться. К нам сразу же пришли с внеплановыми проверками.

О тарифах ЖКХ

Многие жалуются на высокие тарифы ЖКХ. Нашей вины тут нет: дорого стоят ресурсы, а не наши услуги. А ресурсы у нас в стране такие дорогие, потому что ими распоряжаются монополисты. Заморозка тарифов на ЖКХ - очень печальное явление. Инфляцию ведь никто не отменял. Как мы будем рассчитываться за уборку и вывоз мусора? Урезать объёмы?

Я затрудняюсь сказать, насколько должны подорожать ЖКУ, чтобы столичные подъезды выглядели более опрятно. Это от дома зависит: некоторым домам 20 лет, другим 60 лет, у одних есть мусоропровод, у других нет, где-то нужно менять трубы, где-то нет.

Есть выход из ситуации: принятие жильцами собственных ставок по содержанию и ремонту. Например, жильцы могут решить, что они будут платить 40 рублей с квадратного метра вместо установленных сегодня городом 24 рублей, чтобы жить достойно и иметь более уютные подъезды. Но никто сам себе повышать квартплату не будет. Ещё нужно учитывать, что при добровольном повышении ставок жильцами город перестанет платить за льготников, и мы лишимся бюджетных денег.

Работа тяжёлая, но лично я уже давно работаю в ЖКХ и привык к различным трудностям. Я знаю многих жителей, которые выбрали нас, оказали нам доверие. Знаю всех дворников, электриков. Я знаю, как развивался район. Жаль всё это бросать.

Сейчас УК под жёстким контролем государства. Рынок уже выдавил непорядочные компании, которые незаконно обогащались на жителях. Но общая репутация из-за таких проходимцев пострадала.

Лучшие статьи по теме