Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Личностная мотивация включает в себя устойчивые мотивы. Понятие мотива и мотивации

Личностная мотивация включает в себя устойчивые мотивы. Понятие мотива и мотивации

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны. Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом. В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя. В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала. Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т. п.).

Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Понятие мотива и мотивации

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин «мотивация» - более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смыс-ле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Обнаружение и описание причин устойчивых измене-ний поведения - ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существова-ния и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Второе после потребности по мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизирован-ность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Задача возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII - XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII - XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствуюших лагеря - материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З.Фрейд, И.П.Павлов и др.). Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей.

В 20-е годы 20 столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологичес-кие потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у живот-ных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

В эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные эволюционным учением Ч.Дарвина, открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механиз-мов восприятия, внимания и мотивации.

Теория органических потребностей животных развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодей-ствия, уважения, унижения, защиты, доминирования, - привлечения внима-ния, избегания вредных воздействий, избегания неудач и др.

Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена А. Маслоу. У человека последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей: Потребности физиологические (органические). Потребности в безопасности. Потребности в принадлежности и любви. Потребности уважения (почитания). Познавательные потребности. Эстетические потребности. Потребности в самоактуализации.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются следующие положения: Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека. Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационный источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен, что источники его имманентной активности - мотивации - находятся в нем самом, в его психологии. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Вывод сознательной регуляции человеческих поступков на первый план. Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей), когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли и др.). Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической депривации, физических стимулов типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний. Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих для человека и не повторяющих недостатки приемов, при помощи которых исследуется мотивация животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека - его отличительными особенностями.

В психологии России вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.

Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.

Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.

От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.

Потребность – познавательная.

Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).

Деятельность – чтение.

Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.

Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:

  1. Почему я делаю что-либо?
  2. Какие потребности мне хочется удовлетворить?
  3. Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
  4. Что заставляет меня действовать определенным образом?

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

  • По источнику мотивов.

Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

  • По результатам действий.

Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).

Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

  • По устойчивости.

Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).

Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

  • По охвату.

В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.

Сферы применения понятия

Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные . Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

Время чтения 14 минут

Мотивация для развития личности – залог достижения успеха и финансового благополучия. Ведь возможность достичь этих ценностей фактически мало определяется внешними обстоятельствами. Генри Форд говорил:

Что бы вы ни думали – «я могу» или «я не могу» - вы всегда будете правы. ©

Главные факторы, позволяющие достичь цели – упорство и самодисциплина. Здоровый человек не нуждается в дополнительной мотивации извне – он и так постоянно находится в процессе работы, общения с людьми, достижения целей. Но бывает и так, что вследствие обстоятельств «внутренний двигатель» человека начинает работать медленнее.

В этой статье мы рассмотрим эффективные способы повышения мотивации, взаимосвязь мотивации с другими личностными чертами (смелость, уровень интеллекта), некоторые исследования, посвященные этому многогранному явлению.

Что такое мотивация? Инстинкты и подсознание

Мотивация, которая заложена в каждом живом существе, направлена на удовлетворение его насущных потребностей – жажды, голода. Человек, в отличие от животных, обладает также социальными потребностями, которые вначале могут осознаваться как «знаемые», но необязательные. Реальное побуждение к действию может сформироваться искусственно – с помощью положительного подкрепления, похвалы.

К примеру, дети знают, что нужно делать уроки. Но вначале ребенок может не заниматься домашним заданием, пока не появится другой стимул – похвала или угроза наказания. Привязанность к человеку противоположного пола может представлять собой следствие влечения, а может быть результатом добродушного отношения с его стороны.

Исследователи, которых интересовало, что такое мотивация и в чем заключаются ее основные механизмы, давали этому явлению разные определения. Самое распространенное из них звучит так: мотивация – это стремление человека прилагать усилия для достижения результатов в значимой для него жизненной сфере.

Иногда за деятельность по достижению цели могут приниматься такие действия, которые ничего общего, на самом деле, с ней не имеют. К примеру, мужчина типа казанова коллекционирует женщин, стремясь «завоевать» как можно большее их число. Или женщина пытается во что бы то ни стало изменить супруга. Но эта деятельность, которая кажется намерением достичь цели, редко приносит ощущение счастья и внутреннего комфорта.

Р. Стернберг – ученый, которого интересовала мотивация для развития личности в русле когнитивной психологии – исследовал причины, по которым люди с высоким коэффициентом интеллекта не могли добиться хороших результатов в работе. Оказалось, что желание достигать цели практически в любой работе играет не меньшую роль, чем уровень IQ.

Еще одно исследование принадлежит Б. Коллинс – американской исследовательнице. Ее опыты показали: вера в свои силы определяет хорошее отношение к математике больше, чем реальные способности. Эксперимент проходил на нескольких группах школьников – с высокой и низкой самооценкой математических способностей. Те ученики, которые были уверены в своих умениях, быстрее отказывались от ложного пути в решении задач, работали над ними дольше. Они достигали более высоких результатов, чем те ученики, которые имели одинаковые с ними способности, но низкую самооценку.

Мотивация: дерзкий или смелый?!

Смелость – это качество, которое способно привести к успеху самых обычных людей. Мотивация для развития личности будет гораздо выше у тех, кто обладает решительностью. Именно она позволяет делать те действия, которые кажутся невероятными и немыслимыми. Что такое мотивация для того человека, у которого нет необычайных талантов или счета в банке? В первую очередь, это решимость и мужество сделать то, что на первый взгляд выходит за рамки приемлемого и кажется опасным.

Посредственность – враг успеха. Довольствуясь средней и обыденной жизнью, человек никогда не потерпит сокрушительного поражения. Но он никогда и не сможет превзойти свой результат. При этом посредственность способна практически полностью лишить душевных сил.

Зачем для достижения успеха необходима смелость? Сегодня вы находитесь на вершине мира, довольствуясь достигнутым успехом. Завтра – прозябаете на дне. Лишившись всего, человек снова оказывается на дне вместе с осколками разбитых амбиций. Он снова оказался там, откуда пришел – во вселенной под названием «посредственность». Выбраться из этого ущелья может помочь только решительность и смелость.

Методики личностного роста – это инструменты, которые подобны альпинистскому снаряжению. С их помощью желающий имеет шанс выбраться из ущелья усредненной жизни. Такой человек выбирает экстраординарную жизнь. Слово «экстраординарный» является термином, обозначающим ту жизнь, которая выше уровня посредственности.

Со временем обычный человек понимает, что его повседневность больше не удовлетворяет требованиям, которые предъявляет к нему жизнь. И он начинает делать больше, чем от него ожидается – он обретает смелость. И так день за днем, месяц за месяцем. Это – единственный путь достичь высоких, а не усредненных результатов.

Негативное мышление как положительный фактор развития личности

Люди хотят проходить через трудности, стиснув зубы и героически встречая любые препятствия. По крайней мере, таков идеал – ворчать и жаловаться многие считают неприемлемым поведением. Мотивация и личностный рост – это удел сильных людей, которые никогда не жалуются на погоду, стойко перенося боль и страх.

Но постойте! На самом деле любое новое действие – даже если оно не является потрясением судьбы – вызывает боль и страх неудачи. Приходя на собеседование, открывая свой бизнес, в первый раз набирая номер понравившейся девушки, люди ощущают весь спектр проявлений страха и волнения. Сердцебиение предательски учащается, ладони покрываются потом. Появляются «бабочки в животе», или повышается артериальное давление.

Знает ли в этот момент наш организм о том, что нам просто необходимы ворчание и жалобы? Вопрос риторический – ведь об этом сигнализируют все психофизиологические симптомы. Те, кого интересует мотивация для развития личности, часто считают, что должны быть идеальными. Но иногда переживаемые чувства позволяют сделать только одно – то, что делает каждая уважающая себя актриса, когда наступает день премьеры. Она закатывает грандиозную истерику.

Нытье и недовольство реальностью в течение истории человечества обретали и культурную форму. Например, блюз в музыке, цыганское фламенко. Негативный настрой свидетельствует об энергии со знаком «минус». Взрослые забывают о том, какую разрядку может дать вспышка гнева (естественно, без нанесения вреда окружающим людям и окружающей обстановке).

Если нарядить злую и гневную девочку в кружевное белое платье и посетить с ней официальное мероприятие – можно быть уверенным, что она сорвет все планы. Если же одеть ребенка в грязный костюм и позволить ему бегать, кричать и выплескивать накопившиеся эмоции, а потом дать ему поспать – через некоторое время перед вами будет умиротворенное и отдохнувшее дитя, которое можно спокойно вести куда угодно.

Мотивация для развития личности: разрабатываем план

Подумайте над несколькими фактами:

  • Глобальные намерения лишены смысла, если они не претворяются в практические действия. Можно принять решение посвящать спортивным тренировкам один час в день. Но если этого не делать, то намерение так и останется «воздушным замком». Кроме того, неподкрепленное действием, это намерение может серьезно понизить самооценку;
  • Люди чаще переоценивают свою способность к волевым усилиям, чем недооценивают ее. Они часто хотят измениться, но получается это у единиц. Это происходит по причине переоценки своей способности к переменам, силы своих мотивов личностного роста;
  • Небольшие, но регулярные действия – это гораздо лучше, чем полное их отсутствие. Маленькие, но постоянные шаги также намного эффективнее работы над задачей «в один присест». Эта эффективность объясняется тем, что регулярные действия позволяют создать привычку, которая со временем становится стилем жизни.

Все эти утверждения позволяют сделать следующий вывод: небольшие намерения эффективнее грандиозных планов.
Здесь необходимо небольшое отступление. Маленькие шаги – хорошая мотивация для развития личности в позитивном отношении. С их помощью можно создать хорошие полезные привычки, которые помогут сделать деятельность намного более эффективной. Но они не помогут избавиться от привычек негативных – наркомании, алкоголизма, курения. В этом случае нужна помощь нарколога и психотерапевта. Но если необходимо перебороть лень, страх, склонность к пустой трате времени, то небольшие шаги окажутся незаменимыми.

Они являются мини-версией ваших грандиозных намерений. Например, желание тренироваться по часу в день преобразуется в десятиминутную разминку. Запланированная два месяца назад генеральная уборка – в мытье посуды. Желание научиться мыслить в позитивном русле сокращается до двух хороших мыслей в день. В общем, это должны быть смешные и отчасти дурацкие версии глобальных планов.

В чем заключается сила небольших шагов?

Почему небольшие привычки обладают мощью преобразовать весь образ жизни? Они повышают мотивацию к личностному росту, дают веру в свои силы. Для их воплощения требуется совсем немного волевых усилий. Маленькие шаги имеют несколько преимуществ.

  1. Во-первых, они существенно увеличивают шансы на то, что если вы сделаете одно небольшое действие, то продолжите работу. Так случается потому, что после первого шага внутреннее сопротивление уменьшается;
  2. Во-вторых, даже если после десяти минут разминки вы не будете продолжать заниматься, то даже она со временем войдет в привычку. Поэтому увеличивать число подходов станет гораздо легче;
  3. Третье преимущество мини-шагов состоит в том, что они не разрушают самооценку. Если приняться за огромный пласт работы сразу, то велики шансы потерпеть неудачу. Маленькие шаги позволяют постепенно добиваться хороших результатов без чувства вины и собственной несостоятельности.

Исследования показывают, что при помощи привычек формируется порядка 45% человеческих действий. На самом деле, роль привычек гораздо больше – они во много раз усиливают пользу полезного действия и вред плохого. Привычка тренироваться по 20 мин. в день позволяет сохранить хорошую физическую форму, а привычка употреблять каждый день здоровую пищу способствует долголетию и хорошему самочувствию.

Если писать всего лишь по одной тысяче слов каждый день, то можно написать 365 тыс. слов в течение года. Конечно, этот результат немного поменьше, чем 580 тыс. слов, написанные Львом Толстым в романе «Война и мир». 365 тысяч слов в год приблизительно равно объему семи небольших романов по 50 тысяч слов, что равно объему многих признанных произведений. Например, «Великий Гэтсби» Фитцджеральда содержит 50061 слово.

Мотивация – истинная или искусственная

Для многих тренинги по мотивации, приемы самовнушения, визуализации цели оказываются ценным инструментом. Но существует и другое мнение, согласно которому мотивация для развития личности является не более, чем фикцией. Например, известно высказывание дизайнера Артемия Лебедева, который отвечает на вопрос «Как мотивировать себя?» довольно саркастичным образом.

Отчасти с этой точкой зрения нельзя не согласиться. Мотивация представляет собой внутренний импульс к действию, благодаря которому человек делает то, что делает. Но мысленная визуализация всегда остается в воображении. Точно так же, как и позитивные аффирмации. Такая мотивация называется искусственной.

Кроме того, существует понятие внутреннего удовлетворения от работы – оно с успехом применяется не только в психологии, но и в других отраслях – например, в менеджменте организации. Когда сотрудник получает удовольствие от работы, то все остальное – слава, деньги, престиж – отступает на второй план. Человек работает не просто для того, чтобы отсидеть свои положенные девять часов в стенах офиса – он занимается достижением своих целей.

Еще одно свойство искусственной мотивации – ее не долгосрочный эффект. Посетители психологических тренингов могут возвращаться к своей повседневной жизни окрыленными, получившими порцию энергии – но это не означает, что такое состояние продлится долго. Поэтому искусственные источники мотивации могут увлечь, и человек будет постоянно стремиться к ним, чтобы поддерживать мотивацию к личностному росту.

Преимущества и типы искусственной мотивации

Но случается и так, что приходится создавать мотивацию к действию искусственным путем – например, из-за плотного рабочего графика, когда у человека не остается времени и энергии на мотивацию естественную. Искусственная мотивация бывает двух типов: мотивация «к» и мотивация «от». Современные методики личностного роста часто используют оба типа мотивации.

Первый вид, как следует из названия – это стремление к определенной цели. Например, вам необходимо срочно похудеть к началу пляжного сезона. В мотивации «к» есть существенный момент. Если вы работаете над собой сами - тренируетесь, ограничиваете себя в питании – то результат может быть одним. Если вы пойдете в спортзал и наймете частного тренера – совершенно другой. Во-первых, вы не сможете пропускать занятия – деньги окажутся выброшенными на ветер. Во-вторых, теперь за результат будет отвечать тренер – и схалтурить на тренировке уже вряд ли получится.

Мотивация для развития личности, направленная к цели, покупается за деньги. Но если у вас есть ощущение, что вы не сможете держать ответ сами перед собой, ее вполне можно использовать для быстрого и эффективного достижения результатов.

Еще одним типом мотивации является мотивация «от». Возьмем тот же пример – вы хотите похудеть. Но теперь вами движет не желание сбросить пару килограммов к отпуску, а стремление избежать проблем со здоровьем. В этом случае движущей силой является страх. К сожалению, мотивы личностного роста этого типа намного мощнее.

Совершенно необязательно дожидаться, когда действительно появится мотивация «от». Можно использовать этот тип с менее болезненными затратами. Для этого необходимо рассмотреть имеющиеся трудности – те, что возникли по причине отсутствия мотивации. Для этого создайте в своем воображении самую устрашающую картину того, чем чревато бездействие.

Затем прикиньте навскидку, сколько затрат и ресурсов понадобиться, чтобы решить эту раздувшуюся проблему в будущем, и сколько тех же ресурсов потребуется на данном этапе. Хорошей иллюстрацией для поддержания мотивации к личностному росту служит поговорка: «Лучшее время для действия было вчера, а следующее – прямо сейчас».

Теория выученной беспомощности М. Селигмана

Каковы причины того, что одни люди не сдаются при возникновении трудностей, в то время как другие капитулируют очень быстро? Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дала теория американского психолога Мартина Селигмана. Его концепция объясняет причины неуверенности в себе – и при этом она подтверждена множеством экспериментов.

Будучи еще студентом, Селигман попал в психологическую лабораторию университета в Пенсильвании. В это время Р. Соломон, руководивший лабораторией, занимался проведением ряда экспериментов над собаками, которые изначально были разработаны И. П. Павловым. Целью одного из экспериментов Соломона было формирование у животных условнорефлекторной реакции на звуковой сигнал. Чтобы это сделать, собак подвергали не сильным, но ощутимым ударом тока, которые следовали за звуком.

Ученые предположили, что собаки со временем начнут реагировать на него так же, как на электрический раздражитель – спасаться бегством. Но животные не делали этого. Вместо элементарного бегства после звука они ложились на пол и скулили, еще не дождавшись удара током. Селигман высказал предположение о том, что во время эксперимента животные, не имевшие никакой возможности избежать электрических ударов, смирились с их неизбежностью – выучили чувство беспомощности.

Теория выученной беспомощности получила свое развитие в изучении проблемы мотивации и личностного роста и у людей. Было подтверждено, что выученная беспомощность существенно влияет на различные сферы человеческой жизни – то, какие цели перед собой ставит человек, как относится к собственному здоровью, в каком свете воспринимает окружающий мир. В дальнейшем Селигманом и его помощниками было установлено, что выученная беспомощность оказывает влияние и на иммунную систему.

Выученная беспомощность у людей

Исследователи Э.Лангер и Д.Роден продолжили его эксперименты, и получили новые результаты. Их опыт проходил в частной лечебнице для людей преклонного возраста. Психологи имели возможность вносить коррективы в жизнь пациентов. На двух этажах лечебницы они дали постояльцам практически одинаковые инструкции. На первом этаже старики имели большую свободу выбора – на завтрак они могли выбрать то блюдо, которое хотели, могли смотреть кино в тот день, когда им удобнее. Также у пациентов была возможность самостоятельно выбрать цветы для своей палаты и ухаживать за ними.
На другом этаже инструкция немного отличалась. Старики не могли выбирать себе завтрак, а кино показывали только по определенным дням. Они также не имели возможности обустраивать интерьер своей палаты, как это могли делать их соседи.

Медсестры выбирали цветы сами, и ухаживали за ними. Иными словами, в ходе эксперимента одна часть испытуемых получала возможность влиять на свою жизнь, а другая такой возможности не имела. Результаты, которые исследователи получили через полтора года, оказались поразительными. Та группа, которая обладала правом выбора, по итогам тестов оказалась более счастливой и психологически благополучной. Среди этих испытуемых умерло меньше людей, чем в другой. Шанс выбирать и контролировать ситуацию спасает жизнь, а беспомощность, возможно, может и убивать.

Как поддерживать высокий уровень мотивации?

Поддерживать мотивацию на должном уровне бывает особенно тяжело из-за усталости, низкого интереса к выполняемой работе. Для некоторых значимую роль играет отсутствие результатов на первых порах.

Мы рассмотрели две методики личностного роста, принадлежащие к искусственной мотивации. Это неудовлетворенность текущим положением вещей («мотивация от») и стремление достичь результата («мотивация к»). Но, в конечном счете, не столь весомо, каким образом мы добиваемся своих целей – важность имеет результат. Если человек не имеет естественного стремления работать над поставленными задачами, ему вполне подойдет мотивация для развития личности второго типа.

Мотивируем себя искусственно

Искусственная мотивация для кого-то может быть чем-то сродни чашки кофе с утра. Как ее повысить?

  1. Найти весомые причины для работы над задачей . Иногда люди настолько погружаются в повседневную рутину, что уже не видят леса за деревьями – своей конечной цели. Ответьте на вопросы: каковы мои мотивы? Что такое мотивация для меня сегодня, как она поможет мне в решении завтрашних проблем? Чего я добьюсь в итоге?
  2. Фиксируйте достигнутые результаты . Есть разные методики личностного роста, с помощью которых можно увеличить мотивацию при помощи записи достигнутых результатов. Например, ведение дневника – для этого понадобится только блокнот. Можно также нарисовать линию на листе бумаги А4, конечная точка которой будет обозначать намеченную цель. Периодически необходимо отмечать на линии прогресс;
  3. Вознаграждайте себя за небольшие достижения . Вряд ли кто-то со стороны будет поддерживать своим вниманием ваш успех. Поэтому это лучше делать самостоятельно. Нередко бывает и так, что в процессе работы над достижением цели необходима остановка и отдых. Когда кажется, что больше вы не можете выжать из себя результатов, лучше отдохнуть и отвлечься;
  4. Перед выполнением объемной, трудоемкой работы, обманите сознание. Представьте, как хорошо у вас получается ее выполнить. В спорте такая визуализация позволяет повысить результаты до 45%;
  5. Окружите себя напоминаниями о желаемой цели . Смените заставку на телефоне и компьютере. Наклейте стикер с мотивирующей фразой на зеркало или холодильник. Этой уловкой пользуются даже спортсмены международного уровня.

Заключение

Мотивация для развития личности – это одна из форм побудительной энергии, которая, на самом деле, присуща всем живым организмам. Мотивация может быть естественной (замерзший человек всегда стремится в тепло, уставший – хочет отдохнуть) и искусственной. Эксперименты, проведенные многими учеными, позволили выявить особенности мотивации у людей, которые можно с успехом использовать в обычной жизни.

Самомотивация является необходимой, когда у человека истощены резервы мотивации внутренней. Она является хорошим подспорьем, чтобы всегда обладать энергией и желанием добиваться целей.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и ϲʙᴏе иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, кᴏᴛᴏᴩая наиболее ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами ϲʙᴏего удовлетворения, т.е. та, кᴏᴛᴏᴩая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм ϶ᴛᴏго перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность)

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда будет мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — ϶ᴛᴏ то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, кᴏᴛᴏᴩая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

К примеру, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. При этом для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, кᴏᴛᴏᴩые индивид желает достичь в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, кᴏᴛᴏᴩые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некᴏᴛᴏᴩые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В данных мотивах пробудет направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - ϶ᴛᴏ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — ϶ᴛᴏ то, что принадлежит субъекту поведения, будет его устойчивым личностным ϲʙᴏйством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, ϶ᴛᴏ система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, кᴏᴛᴏᴩый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, кᴏᴛᴏᴩая содержит в себе такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации ϲʙᴏего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов) Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают итрадиционно достигают лучших результатов в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Мотивация — ϶ᴛᴏ один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), кᴏᴛᴏᴩый обеспечивает успех в деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некᴏᴛᴏᴩые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - ϶ᴛᴏ процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — ϶ᴛᴏ то, что движет живым существом, ради чего оно тратит ϲʙᴏю жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу)

В случае если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. К примеру, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, кᴏᴛᴏᴩый стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — ϶ᴛᴏ относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. К примеру, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него пробудет познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Стоит заметить, что он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, кᴏᴛᴏᴩые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, ɥᴛᴏбы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, кᴏᴛᴏᴩые определяют направленность поведения или деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Потребность — ϶ᴛᴏ необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не в силах задать деятельности четкого направления. К примеру, наличие у человека эстетической потребности создает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую избирательность, но ϶ᴛᴏ еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения ϶ᴛᴏй потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. В случае если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно данные действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, кᴏᴛᴏᴩые определяют направление деятельности или поведения) Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Можно сказать, что мотив — ϶ᴛᴏ побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Важно заметить, что одни мотивы будут основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, кᴏᴛᴏᴩые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе ϲʙᴏего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, кᴏᴛᴏᴩые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, кᴏᴛᴏᴩые им отвечают и в кᴏᴛᴏᴩых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — ϶ᴛᴏ реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах ϲʙᴏего труда, реализовать себя в труде, ощущать ϲʙᴏю значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и будет специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то ϶ᴛᴏ свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать ϲʙᴏи силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

При всем этом результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В ϶ᴛᴏм случае на первый план выступают цели, намерения, кᴏᴛᴏᴩые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — ϶ᴛᴏ значительный мотивационный фактор, кᴏᴛᴏᴩый стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) крайне важно прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Важно заметить, что один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. К примеру, подростки, кᴏᴛᴏᴩые интересуются спортом, отличаются от ϲʙᴏих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. По϶ᴛᴏму возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - ϶ᴛᴏ потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, ɥᴛᴏбы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, кᴏᴛᴏᴩые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека пробудут в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать ϲʙᴏи потребности. Учитывая зависимость от ϶ᴛᴏго мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание кᴏᴛᴏᴩых выражает предмет потребностей и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно направленность устремлений личности. Сила ϶ᴛᴏго мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. К примеру, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь)

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение ϲʙᴏему поведению, действиям. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — ϶ᴛᴏ понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на базе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — ϶ᴛᴏ широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, кᴏᴛᴏᴩые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, кᴏᴛᴏᴩые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, кᴏᴛᴏᴩые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - ϶ᴛᴏ мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. К примеру, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Материал опубликован на http://сайт
Это значит, что он выбрал ϲʙᴏю профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по ϲʙᴏим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. При этом если обобщенность и устойчивость — характерные признаки ϲʙᴏйств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к ϲʙᴏйству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают исключительно основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Лучшие статьи по теме