Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Некоторые стандарты по проектной деятельности. Стандарты управления проектами: международные ассоциации по управлению проектами Стандарты по управлению проектами бывают

Некоторые стандарты по проектной деятельности. Стандарты управления проектами: международные ассоциации по управлению проектами Стандарты по управлению проектами бывают

Вопрос соответствия деятельности каким-то общепринятым нормам возникает всегда, когда появляется задача оптимизации такой практики. Это в полной мере следует потребностям бизнеса, который активно применяет методы управления проектами. В признании своего профессионального опыта в сообществе коллег и перед потенциальным работодателем заинтересован и руководитель проекта. Он мотивирован интересом к монетизации своих знаний и навыков, а также намерением подтвердить свой статус как профессионала-PM. Поэтому нам важно составить некий обзор стандартов рассматриваемой предметной области.

Виды стандартов управления проектами

Исторически под стандартами принято понимать образцы, эталоны объектов для сопоставления их с другими подобными явлениями. Стандарт также понимается как документ, позволяющий установить в отношении объекта стандартизации комплекс специальных правил, норм и требований. Он отличается от эталона тем, что последний является пределом близости к идеальному образцу рассматриваемого объекта, а стандарт предписывает выполнение норм, которые обеспечивают приближение к заданному эталонному состоянию.

Проектная практика в мире насчитывает уже более пяти десятилетий. Такого рода процедур выполнены миллионы, многие, в том числе уникальные решения, были воспроизведены тысячи тысяч раз. И, естественно, по чисто человеческой природе возникла потребность накопленный опыт выполнения разнообразных проектов каким-то образом обобщить, систематизировать и сделать его менее уникальным. Так начались процессы унификации опыта и знаний. Стали появляться методологии управления проектами как специализированные формальные описания отдельной области менеджмента.

Первоначальными задачами систематизации и стандартизации было как-то определиться с общей терминологией и понятиями, затем возникла необходимость получить и обобщить требования к содержанию работ, к качеству выполняемых процессов. Потребовалось сформировать функциональные блоки технологии управления проектами. Параллельно была осознана необходимость выяснить, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать проектный руководитель для успеха в своей деятельности.

Исходя из этого, стали возникать институты сначала национального масштаба, затем и международного, которые занялись сбором, аккумулированием и структурированием опыта результативной реализации проектов. Лучшие практики были подвергнуты анализу и синтезу, ориентируясь на два управленческих компонента: объектного типа (отдельные проекты, компании в целом) и субъектного (с позиции квалификационных требований к проект-менеджерам). Стандарты управления проектами по мере развития стали представлять собою методологические решения, которые позволяют в современных версиях:

  • четко понимать терминологический базис управления проектами, предмет этой деятельности, роли участников;
  • обеспечить развитие специалистов и руководителей, практикующих проектный вид деятельности, но самое главное, повышать результативность и эффективность новых проектов;
  • в ходе сертификации не только присваивать и подтверждать квалификацию профессионалов, но и оценивать практики проектного управления.

Ниже представлена классификационная таблица видов стандартов в области проектного управления, применяемых в мире. Они делятся на четыре группы по уровням охвата.

  1. Международные стандарты.
  2. Национальные стандарты.
  3. Отраслевые решения.
  4. Корпоративные стандарты.

(нажмите для увеличения)

Институт PMI и его стандарты

60-е годы двадцатого века для США и всего Мира принято считать прорывными в развитии проектной технологии управления. Революция в аэрокосмической отрасли, новые оборонные стратегии, связанные с наступлением атомной эпохи, новейшие технологии строительства и логистики. План управления проектом Polaris, логистические проекты под военную кампанию во Вьетнаме, соревнование с СССР за лидерство в Лунной программе. Все это породило массу исследований в области построения универсальной модели управления в проектной области.

В 1969 году в штате Джорджия США при Технологическом институте была создана некоммерческая организация PMI (Project Management Institute), которая за чуть менее полувековую историю создала группу стандартов, получивших общемировое признание. В настоящее время методология управления проектами PMI объединяет около 3 млн. профессиональных РМ со всего мира. Штаб-квартира института находится сейчас в Пенсильвании. Более 60% членов PMI находится в Северной Америке, остальные 40% достаточно равномерно распределены по Евразии, Южной Америке и Тихоокеанскому региону.

Методы управления проектами как система обобщенного опыта реализации успешных проектов в результате регулярно проводимых исследований находит свое отражение в основном стандарте PMI ANSI PMBoK Guide (Свод знаний по управлению проектами, упрощенно именуемом PMBOK). Руководство является национальным американским стандартом в сфере PM. Тем не менее, границы его применения значительно шире американского континента. Он находится в активном международном использовании и признан большинством компаний в мире. Лучшие практики, самый передовой опыт и глубокое теоретическое обобщение регулярно ложатся в основу новых версий стандарта.

Модель взаимодействия процессов управления проектом. Источник: Руководство PMBOK, Издание 5
(нажмите для увеличения)

Руководство PMBOK основано на теории управления проектами, которая строится на ключевых аспектах процессной модели управления и учитывает основные фазы их жизненного цикла. Кроме того, она задействует выделяемые десять функциональных областей знаний относительно основных управленческих зон воздействия на объект. План управления проектом как область для методологической проработки занимает в стандарте весомое место. Ниже вашему вниманию представлен пример изометрической модели структурных элементов проектного управления. Настоящий пример взят непосредственно из Руководства PMBOK версии 5, в котором рассмотрен вариант предиктивного жизненного цикла строительного проекта. «Предиктивный» означает, что план управления проектом определяет весь его ход событий.

Структурная модель управления строительным проектом по методологии PMI. Источник: Руководство PMBOK 5
(нажмите для увеличения)

Прежде чем возникло Руководство PMBOK как национальный стандарт ANSI в США, прошло два десятилетия с момента учреждения PMI. За 70-е и 80-е годы институт PMI провел гигантскую работу по обобщению накопленного опыта в проектной сфере. Первое издание стандарта появилось в 1986 году, которое за 10 лет претерпело ряд доработок. Всего по сегодняшний день выпущено пять изданий Руководства к Своду знаний PMBOK.

  1. 1986-1996 гг. – первое издание.
  2. 2000 г. – второе издание.
  3. 2003 г. – третья версия Руководства вышла в свет.
  4. 2008 г. – четвертое издание.
  5. 2013 г. – пятая, действующая по настоящее время, версия.
  6. 2017 г. – ожидается шестое издание стандарта.

Отличие ISO 21500:2012 от PMBOK

В мире идет ожесточенная конкурентная борьба за место на «Олимпе проектной технологии управления». Рынок сертификационных и консалтинговых услуг в области методологии управления проектами постоянно развивается, он перспективен. И та корпорация, которая пользуется большим авторитетом, признанием в профессиональном сообществе на государственном уровне, в национальном масштабе, на международном уровне, занимает большую долю этого рынка. Такая команда получает основные преференции, она готовит и сертифицирует большее число специалистов в области управления проектами, и, следовательно, авторитетна уже за счет своих последователей.

ISO (ИСО) – это старейшая и самая мощная международная организация по стандартизации, охватывающая 21 тысячу международных стандартов практически во всех сферах бизнеса и технологии. Как лидер стандартизации мирового уровня ИСО способна интегрировать любой свой новый стандарт в общую систему стандартов ISO. В этом состоит ее ключевое преимущество перед другими системам стандартов в принципе. Действуя в активном сотрудничестве с высшей бюрократией практически всех государств, организация обеспечивает себе безупречный канал продвижения. Это является основной причиной того, что изданный ISO 21500:2012 «Руководство по управлению проектами» имеет все шансы на успех и перспективное лидерство.

Следует заметить, что еще в 2003 году ИСО издало свой первый стандарт в сфере управления качеством проекта ISO 10006:2003. В стандарте были сформулированы основные руководящие принципы по обеспечению надлежащего качества исполнения проектов. Документ должен был получить широкое распространение, но этого не произошло. В сентябре 2012 года, в сотрудничестве с Институтом PMI, ИСО издало во многом повторяющий PMBOK стандарт ISO 21500:2012. Считается, что изданный документ, сохраняя системность и полноту продукта PMI, обладает большим соответствием прикладным потребностям в профессиональной сфере. Стандарт призван:

  • описать оптимальные способы реализации проекта независимо от его специфики;
  • дать ясную картину для всех участников проекта с позиции действенных механизмов и принципов;
  • заложить основу для улучшения проектной практики в субъекте деятельности;
  • стать объединяющим базисом для стандартов в области проектного управления на национальном и корпоративном уровнях.

Как было замечено, стандарты ISO 21500:2012 и Руководство PMBOK очень близки по содержанию. В чем же тогда состоит их отличие друг от друга? В конце 2012 года польский ученый, эксперт в сфере проектного управления Станислав Гашик опубликовал детальный анализ этих двух стандартов на предмет соответствия. Ниже приводится сравнительная таблица, выполненная на основе работы Гашика, она начинается с сопоставления понятий проекта, которые приводятся и в ISO и в PMBOK.

(нажмите для увеличения)

Направление стандартизации ICB IPMA

В 1965 году в Швейцарии была учреждена IPMA (Международная ассоциация управления проектами), ее начальной целью являлся обмен опытом проект-менеджеров из разных стран. В 1998 году была утверждена концепция системы сертификации профессионалов в проектной области. Под эту систему должен был возникнуть стандарт, на основе которого можно было бы устанавливать уровень компетентности специалистов для их сертификации. На основании обобщения накопленного опыта, с учетом национальных требований к компетентности, действующих в ряде Европейских стран, был создан стандарт ICB (International Competence Baseline). Тогда же утвердилась четырехуровневая модель сертификации профессионалов.

ICB IPMA построен не на технологии управления проектом, а направлен на структурирование знаний, опыта, мастерства лидеров-PM. Главное назначение IPMA состоит в том, чтобы установить международные общепринятые требования к компетенции специалистов по проектному управлению. В настоящий момент действует редакция 3.0 стандарта, по которой вся системная компетентность делится на 46 элементов, собираемых в три большие группы.

  1. Техническая компетентность.
  2. Поведенческая компетентность.
  3. Консенсуальная компетентность, выражающаяся в умении PM строить эффективные коммуникации со всеми заинтересованными сторонами.

Диаграмма компетентности ICB IPMA «Глаз»

У стандарта IPMA имеется схематический символ в форме «глаза», в котором расположены обозначенные выше группы компетентности РМ. Руководство стандарта не имеет конкретных описаний методик, технологии, процессов и инструментов управления. ICB IPMA содержит методологию подхода к знаниям, умениям, поведению, коммуникациям. Она позволяет, двигаясь поэлементно, выяснить, насколько профессионал подготовлен к проектной деятельности, и что нужно еще развивать.

Мы с вами видим, что по своей направленности стандарты управления проектами ANSI PMBOK Guide и ICB IPMA отличаются диаметрально, поэтому разнятся и подходы к сертификации. PMI осуществляет сертификацию на звание Project Management Professional (PMP). Требования к сертификации одинаковы во всем мире. В России действуют два сертификационных центра в Москве и Санкт-Петербурге. Сертификация проходит через три этапа, включая предварительную квалификацию, экзамен и собеседование. Экзамен в нашей стране может быть сдан по желанию заявителя на английском или русском языке.

Основываясь на четком функционировании системы управления проектом, американский подход ориентирован на распространении единого комплекса понятий и правил. Знания РМ оцениваются с позиции владения этими правилами, готовности специалиста быть частью предлагаемой методологии. Сертификация IPMA в большей мере ориентирована на личностные и деловые качества кандидата на сертификат, чем на четкое следование букве стандарта.

Особенности стандарта PRINCE 2

Еще одним национальным стандартом, который получил международное признание и активно применяется многими компаниями, является Британский стандарт PRINCE 2 (Торговая марка Офиса правительственной коммерции, OGC). Этот стандарт не может конкурировать на уровне PMBOK, поскольку является частной методикой для специфических видов проектов. PRINCE 2 предлагает вполне надежный, глубоко проработанный метод с пошаговыми инструкциями, строго выполняя которые, можно существенно повысить качество проектной реализации. С учетом имеющихся ограничений сфера применения английского стандарта достаточно обширна.

  1. IT-проекты по разработке и внедрению новых информационных технологий и продуктов.
  2. Разработка и вывод на рынок новых продуктов.
  3. Жилищная сфера.
  4. Инженерные нововведения.
  5. Общественный сектор проектной деятельности.

Обоснование, план управления проектом, организация, качество, риски и т.д. выделяются в методологии PRINCE 2 в отдельные процедурные сектора. Процессная доктрина управления и структурированный подход выгодно характеризуют метод стандарта среди других подобных решений. Также выделяются и другие особенности PRINCE 2 за счет системного представления процессной модели управления, эшелонированной декомпозиции процессов с пошаговыми инструкциями. Большое внимание уделяется идентификации владельцев процессов и системе проектного документооборота. Структурная модель стандарта показана далее в форме разбитого на секторы цилиндра.

Структура методологической системы PRINCE 2

Менеджер проекта, применяющий PRINCE 2, должен соблюдать ряд принципов, держать в фокусе внимания определенный набор тем и следовать процессной технологии, детально описанной в методологии. Принципы стандарта выработаны из Best practice мирового опыта. Темы как специально сформулированные аспекты проекта, требуют того, чтобы постоянно и параллельно быть отслеженными на всем протяжении проектной реализации. При выполнении процессов команда регулярно настраивается на проектную среду, генерирует управленческие продукты, сопровождаемые документацией.

Состав принципов, тем и процессов метода PRINCE 2

Выше показаны основные элементы структуры PRINCE 2, они составляют 7 принципов, 7 тем и 7 процессов. Предметно структурированный подход метода позволяет добиваться лучших результатов при решении проектных задач, и в этом основное достоинство настоящего стандарта. К его недостаткам можно отнести отсутствие проработки управления контрактных поставок, управления заинтересованными сторонами и ряда других процессов, подробно описанных в PMBOK. Предполагается, что при решении данных вопросов менеджер проекта должен ориентироваться на собственный опыт и знания.

Практика выбора и совместного применения стандартов

В нашем повествовании мы практически не коснулись российских национальных стандартов в области проектного управления. Стоит заметить, что Российской ассоциации управления проектами (СОВНЕТ) и национальным требованиям к компетентности специалистов (НТК) на нашем сайте уже был посвящен . В целом в России многие компании, инициируя инвестиции, создавая план управления проектом и реализуя уникальные задачи развития, часто используют те же PMBOK, IBC IPMA, PRINCE 2. Это связано с тем, что в международных стандартах (а PRINCE 2 также используется в международной практике) присутствует системность первоисточника, и доверие к ним выше.

В качестве адаптированных реплик международных стандартов в России принят ряд ГОСТов, касающихся вопросов управления проектами и их качества:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326–2002;
  • ГОСТ Р ИСО 10006–2005;
  • ГОСТ Р 52806–2007;
  • ГОСТ Р 52807–2007;
  • ГОСТ Р 53892-2010;
  • ГОСТ Р 54 869-2011;
  • ГОСТ Р 54 870-2011;
  • ГОСТ Р 54 871-2011;
  • ГОСТ Р ИСО 21500-2014.

Стандарты управления проектами разрабатываются также и на уровне компании. В отдельной статье мы намерены рассмотреть пример такого стандарта. Зададимся вопросом, каким вспомогательным ресурсом в форме международного стандарта можно воспользоваться при проектировании стандарта управления проектами на уровне предприятия? Среди распространенных методик выделяются PMBOK, ISO 21500, ICB IPMA, PRINCE 2. IPMA исключим из этой обоймы, поскольку он нацелен в большей степени на квалификационные требования к PM. Для ответа на данный вопрос неплохо подходят рекомендации компании AXELOS, управляющей Британским «Портфелем Best practice» (включая ITIL и PRINCE 2).

Пирамида задействованных компонент в стандартах.

К каким выводам пришли исследователи, при анализе самых популярных стандартов?

  1. Организация, руководители проектов которой используют PRINCE 2, так или иначе нуждаются дополнительно в более обширной методологии, такой, как, например, PMBOK Guide.
  2. В то же время применение Руководства PMBOK требует локализованного метода под национальную и отраслевую специфику, тот же PRINCE 2 или иной специализированный стандарт.
  3. ISO 21500:2012 или аналогичный ему ГОСТ Р ИСО 21500-2014 устанавливает более лаконичные требования, в соответствии с которыми проще разработать адаптированный корпоративный стандарт. При этом ни PMBOK, ни PRINCE 2 ИСО не противоречат.
  4. Для применения PRINCE 2 и PMBOK Guide на корпоративном уровне эти стандарты нуждаются в процедуре адаптации к реальным условиям и сложившейся культуре управления.

В настоящей статье мы разобрали общую совокупность стандартов, присутствующих на современной рыночной площадке как на международном уровне, так и на национальном. Естественно, что тон задает американский PMI, европейский PM ICB IPMA и активно действующая организация ISO. К сожалению, ГОСТ Р пока развивается в «фарватере» копирования западных образцов с несущественной адаптацией под особенности отечественной школы управления. Остается надеяться, что и в России со временем возникнут сильные решения, но для этого требуется практический прецедент непревзойденной проектной практики, инвестиции в науку и мощное методологическое обобщение.

Управление проектами рассматривается ведущими компаниями как один из важнейших факторов эффективного развития. Количество одновременно реализующихся проектов в компаниях может измеряться десятками и даже сотнями. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, типовыми и уникальными, реализующимися собственными силами или с участием многих внешних исполнителей.

Для обеспечения своевременного и успешного выполнения проектов компаниям необходимо создавать или развивать корпоративные системы управления проектами – механизмы, позволяющие «поставить на поток» процессы развития бизнеса, гарантировать эффективное достижение целей проектов.

Корпоративная система управления проектами (КСУП) – комплексная система, имеющая в своем составе несколько элементов, формализующих основные вопросы управления: «Чем управляем? », «Кто управляет? », «Как управляет? », находящих воплощение в нормативно-методической документации, ИТ-системе, автоматизирующей процессы управления и обученном, компетентном персонале.

Рисунок 1. КСУП состоит из 3-х ключевых элементов

В статье проводится анализ стандартов в области компетенций участников проектной деятельности, существующих на сегодняшний день, их особенностей и применимости для компаний на разных стадиях зрелости системы управления проектами.

Стандарты в области проектных компетенций

Мировые стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных отраслях, и устанавливают требования к составу и уровню владения компетенциями (речь идет о компетенциях, необходимых для успешного участия в проектной деятельности – прим. авторов) сотрудников, участвующих в проектной деятельности компании путем назначения на роли:

  • Руководителей проектов (с учетом сложности / без учета сложности проекта);
  • Руководителей программ проектов (с учетом типа реализуемой программы / без учета типа);
  • Роли в проектных офисах, в крупных проектах и программах (стандарты общего применения).

Перечень существующих стандартов в области проектных компетенций приведен в таблице 1.

Таблица 1. Стандарты в области проектных компетенций

Роль Разработчик Стандарт
Менеджер проекта GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers
AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Manager
Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project Manager Competency Development Framework
Федеральное агентство то техническому регулированию и метрологии РФ ГОСТ 53892-2010 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов
Менеджер проекта, программы, портфеля IPMA — International Project Management Association ICB v3.0 — Internation Competence Baseline
Международная инициатива GAPPS GAPPS Performance Based Competency Standards for Program Managers
Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director
СОВНЕТ НТК — Национальные требования к компетентности специалистов
APM — Association for Project Management APM Competence Framework
Прочие стандарты и практики ISO 21500, P2M, PRINCE2

Компетентность и компетенции

Прежде чем перейти к обзору мировых стандартов и практик в области компетенций участников проектной деятельности, необходимо определить сами термины «компетенция» и «компетентность». Под словом «компетенция» мы будем понимать знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности, и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.

В существующих стандартах термин «компетентность» определяется по-разному:

  1. Стандарт ICB 3.0 — «продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества».
  2. Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework — «совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития».
  3. Британский стандарт APM Competence Framework — «ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции».
  4. Международная инициатива GAPPS , разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – «быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли».

Если проанализировать эти определения, мы можем зафиксировать разницу в определении понятий: «компетенции» — это требования к знаниям, навыкам, качествам сотрудника, «компетентность» же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.

Ключевые компетенции

В таблице 2 сгруппированы все профессиональные (относящиеся к управлению проектами, например, «управление сроками», и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие компетенции (относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз).

Таблица 2. Частота появления компетенций в стандартах

Профессиональные компетенции
Название компетенции
Мониторинг и контроль проекта 15
Интеграция и Управление содержанием 13
Управление заинтересованными лицами 10
Управление человеческими ресурсами 8
Управление коммуникациями 7
Планирование проекта 6
Закрытие проекта 6
Управление стоимостью 5
Управление закупками 5
Инициация проекта 4
Управление сроками 3
Управление изменениями 3
Управление качеством 3
Управление рисками 3
Поведенческие компетенции
Название компетенции Частота появления в стандартах
Эффективность 5
Лидерство 4
Обучение и развитие 2
Переговоры 2
Профессионализм 2
Управление конфликтами 2
Этика 2

Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от Руководителя проекта умений контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умений взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него. Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.

Международная инициатива GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers

Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS) - Международное объединение по разработке Стандартов управления проектами - организация, объединившая множество волонтеров из разных стран, созданная в 2006 году. Организация занимается разработкой квалификационных стандартов для проектных менеджеров (Global Performance Based Standards for Project Managers ).

В настоящее время действующей версией данного стандарта является версия 1.7а, выпущенная в октябре 2007 года. Данный Стандарт определяет два уровня компетентности:

  • Global Level 1 (GL1) - «Руководитель проектов»;
  • Global Level 2 (GL2) - «Руководитель проектов высокой сложности».

Данные уровни соответствуют разным уровням сложности реализованных проектов, по результатам одного из которых и производится оценка компетентности руководителя проектов.

Сложность проекта оценивается с использованием метода CIFTER (Сrawford-Ishikura factor table for evaluating roles ) – метода оценки факторов сложности управления проектом по 4-х бальной шкале.

Основная часть указанного выше стандарта GAPPS - это подробное описание шести областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя проекта. Каждая область компетенций содержит от трех до шести элементов, определяющих ключевые требования к работе и описывающих, что именно должно делаться менеджером в данной области. Каждому элементу компетенции стандарт сопоставляет несколько критериев выполнения, подтверждение реализации каждого из которых представляет собой необходимое условие сертификации руководителя проекта.

Сертификация GAPPS предполагает представление соискателем одного из реализованных им проектов. Менеджер должен собрать и предоставить документальные подтверждения того, что каждый из критериев выполнения был реализован в ходе управления представленным проектом. Именно портфель таких свидетельств и является основным материалом, с которым работают асессоры GAPPS , оценивая уровень компетентности соискателя.

Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project manager competency development framework

Project Management Institute (PMI) - это старейшая некоммерческая профессиональная ассоциация, основанная в США в 1969 году и объединяющая в своих рядах свыше 285 тыс. специалистов в области управления проектами из более чем 170 стран мира PMI занимается разработкой стандартов в различных областях управления проектами. Стандарты сгруппированы в рамках библиотеки стандартов по управлению проектами в три категории:

  • Базовые стандарты;
  • Практические, рамочные стандарты;
  • Расширения к стандартам PMI.

Стандарт Project Management Competency Development Framework (PMCDF) относится к категории практических, рамочных стандартов. Согласно стандарту PMCDF , компетенции менеджера проекта имеют следующую структуру (табл. 3):

Таблица 3. Структура компетенций руководителя проекта

Компетенции руководителя проекта
Знания по управлению проектами Практика применения знаний для управления проектами Персональные компетенции (Поведенческие + Контекстуальные)
Компетенции по девяти областям знаний проектного управления Компетенции по пяти группам процессов выполнения проекта Персональные компетенции (напр. Коммуникативность и т.д.)
Детально не описываются стандартом, требования к элементам устанавливает PMP Examination Specification 30 элементов компетенций 25 элементов компетенций
Критерии выполнения каждого элемента Доказательства владения элементом

Стандарт PMCDF не устанавливает требования к знаниям по управлению проектами, а ссылается на PMP Examination Specification . Данный документ описывает требования к уровню владения знаниями в области управления проектами, описанными в стандарте .

Это знания по процессам из девяти областей знаний и пяти групп процессов управления проектом. Требования структурированы в пять доменов, повторяющих группы процессов управления проектом (инициация, планирование, выполнение, мониторинг и контроль и закрытие проекта). В каждом домене содержится от 6 до 12 задач, от выполнения которых зависит итоговый процент владения знаниями стандарта PMBOK 4 и решение о присвоении статуса PMP – Project Management Professional .

Международная ассоциация по управлению проектами IPMA ICB 3.0 (Российская ассоциация по управлению проектами СОВНЕТ НТК 3.0, Российский представитель IPMA)

International Project Management Association (IPMA) была основана в 1965 году в Цюрихе как некоммерческая профессиональная ассоциация. В настоящее время IPMA объединяет 50 национальных ассоциаций по управлению проектами со всех континентов. Россия в IPMA представлена национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ.

Основным стандартом IPMA по управлению проектами является ICB – IPMA Competence Baseline 3.0 , описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов. Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации IPMA (модель 4-L-C):

  • уровень А - Сертифицированный директор проектов;
  • уровень B - Сертифицированный старший менеджер проектов;
  • уровень С - Сертифицированный менеджер проектов;
  • уровень D - Сертифицированный специалист по управлению проектами.

В третьем издании стандарта ICB 3.0 от 2006 года было выделено 46 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов, все они были разделены на три группы: технические, поведенческие и контекстуальные компетенции.

В России СОВНЕТ разработал соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов - «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами» (НТК 3.0). В июне 2010 года вышло последнее издание стандарта НТК Версия 3.0, который выделяет 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов по четырем группам компетенций (см. Рисунок 2. «Глаз компетенций» НТК 3.0):

  • Объекты управления и контекстуальная компетентность;
  • Субъекты управления и поведенческая компетентность;
  • Процессы управления и техническая компетентность;
  • Общая (базовая) компетеность.

Рисунок 2. «Глаз компетенций» НТК 3.0

Международная инициатива GAPPS: Performance Based Competency Standards for Program Managers

В 2010 году GAPPS разработала и представила стандарт - A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers («Стандарт оценки практической компетентности менеджеров программ»),

Основная часть стандарта GAPPS - это подробное описание восьми областей компетенции, соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя программы проектов. Стандарт разделяет руководителей программ на шесть групп в зависимости от сложности программы, контекста ее выполнения и тех эффектов, на получение которых, она в конечном итоге направлена.

К каждой группе предъявляются соответствующие требования по уровню владения компетенциями, а сами компетенции делятся на ключевые (для роли руководителя программы) и дополнительные (табл. 4):

Таблица 4. Компетенции руководителя программы

Ключевые компетенции Обеспечение руководства программой (Provide Leadership for the Program)
Обеспечение взаимодействия с Заинтересованными сторонами (Facilitate Stakeholder Engagement)
Выполнение программы (Craft the Program)
Организация получения преимуществ (эффектов) программы (Orchestrate the Attainment of Benefits)
Поддержка хода реализации программы (Sustain Program Progress)
Дополнительные компетенции Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change) Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change) Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts) Дополнительные компетенции отсутствуют (None)
Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)
Участие в совместных альянсах (Engage in Collaborative Alliances) Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts)

Каждая компетенция содержит от двух до шести элементов компетенции, которые оцениваются критериями выполнения (Performance Criteria ).

Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director

Австралийский институт управления проектами AIPM (Australian Institute of Project Management ) – профессиональная организация, занимающаяся исследованиями и разработкой стандартов по управлению проектами на территории Австралии. AIPM входит в состав IPMA с 2009 года, а также имеет согласованную с IPMA модель сертификации специалистов в области управления проектами, состоящую из трех уровней:

  • CPPP — Certified Practiсing Project Practitioner (Сертифицированный специалист по управлению проектами);
  • CPPM — Certified Practiсing Project Manager (Сертифицированный Руководитель проекта);
  • CPPD — Certified Practicing Project Director (Сертифицированный Директор проектов).

Стандарт по уровню CPPD (высший уровень компетентности) определяет девять ключевых компетенций Директора проектов, в состав каждой компетенции входят четыре элемента компетенции, которые детализируются с помощью критериев выполнения каждого элемента.

Также, для каждой компетенции, стандарт определяет набор индикаторов выполнения, объем знаний и навыков, требуемых для демонстрации компетенции и доказательную базу (конкретные документы, заполненные оцениваемым сотрудником), подтверждающую наличие компетенции и выполнения предъявляемых требований.

APM – Association for Project Management (Великобритания)

Association for Project Management (APM) - это Ассоциация по управлению проектами Соединенного Королевства, которая является самой крупной в Европе независимой национальной организацией в области управления проектами. В состав Ассоциации входят более 19 700 индивидуальных и 500 корпоративных членов из Соединенного Королевства и других стран Европы.

Основным стандартом APM является The APM Body of Knowledge. Стандарт описывает 52 области знания, которые необходимы для успешного управления проектами. Дополнением к данному стандарту является The APM Competence Framework (2008) - структура компетенций APM, которое является руководством для ранжирования и оценки индивидуальных компетенций. The APM Competence Framework согласована с ICB v3.0 IPMA и выделяет те же самые три группы компетенций - технические, поведенческие и контекстуальные, но отличный (от ICB v3.0 / НТК v3.0) состав и количество элементов компетентности:

  • Технические элементы компетентности: 30 элементов;
  • Поведенческие элементы компетентности: 9 элементов;
  • Контекстуальные элементы компетентности: 8 элементов;

В основе групп компетенций, согласно стандарту, лежат пять ключевых концепций (5 Key concepts), относящихся к окружению проекта. К этим концепциям относится:

  • Управление проектами (Project Management);
  • Управление программами (Programs management);
  • Управление портфелями проектов (Portfolio management);
  • Контекст проекта (Project context);
  • Офис управления проектом (Project Office);

Группы компетенций и ключевые концепции образуют модель – «Колесо компетенций» (The wheel of competence), которая заложена в основу стандарта (рис. 3. Колесо компетенций)

APM Competence Framework использует такую же четырехуровневую модель, что и IPMA для сертификации специалистов по управлению проектами:

  • Директор проектов (Project Director – APM Level A);
  • Старший менеджер проектов (Senior Project Manager – APM Level B);
  • Менеджер проектов (Project Manager – APM Level C);
  • Специалист по управлению проектами (Project Management Associate – APM Level D).

Прочие стандарты и практики в области управления проектами

Стандарт The Office of Government Commerce (OGC) Project In Controlled Environment (PRINCE2TM)

Британская торговая палата, входящая в состав Группы по эффективности и реформированию (Efficiency and Reform Group) в рамках Офиса кабинета министров Соединенного Королевства в 2009 году выпустила пятую версию стандарта PRINCE2 TM , разделив его на две книги: Managing Successful Projects Using PRINCE2 TM («Управление успешными проектами на основе PRINCE2 TM ») и Directing Successful Projects Using PRINCE2 TM («Руководство успешными проектами на основе PRINCE2 TM ») .

Первая книга ориентирована на руководителей, непосредственно управляющих проектами (компетенции руководителя проекта приведены на рис. 4), а вторая - на руководителей проектных комитетов, членов правления и спонсоров проектов. Стоит также отметить, что вторая книга определяет требования к квалификации спонсоров проектов.

Для каждой из входящих в состав команды управления проектом ролей, PRINCE2 TM в разделе Appendix C: Roles and responsibilities устанавливает требования к общим обязанностям (General Responsibilities) на разных этапах выполнения проекта и умениям (Competencies), необходимые для того, чтобы успешно выполнять функции соответствующей проектной роли.

Project Management Association of Japan (PMAJ) – The Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) - Руководство по управлению проектами и программами для внедрения инноваций на предприятиях

Project Management Associationof Japan (PMAJ) - Ассоциация по управлению проектами Японии. К 2001 году был разработан стандарт по управлению проектами - The Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation (P2M) - Руководство по управлению проектами и программами для внедрения инноваций на предприятиях.

Стандарт P2M в настоящее время является базовым стандартом PMAJ для управления проектами и программами. На его основе было разработано руководство для оценки способностей и сертификации специалистов по управлению проектами - Capability Based Professional Certification Guidelines (CPC Guidelines).

Японская ассоциация управления проектами создала четырехуровневую систему сертификации руководителей проектов по модели P2M. Уровни, в модели сертификации, распределяются следующим образом:

  • Координатор проекта (КП) – требуется освоение ограниченного объема знаний по P2M;
  • Специалист в управлении проектами (СУП) – требует освоение полного объема знаний P2M;
  • Сертифицированный менеджер проекта (СМП) – требует демонстрации способностей и подтверждения практического опыта;
  • Архитектор управления программой (АУП) – признание высших способностей и практического опыта менеджера.

Модель компетенций в Р2М состоит из 10 элементов:

  • Целостное мышление;
  • Стратегическое мышление;
  • Интегральное мышление;
  • Лидерство;
  • Способность планирования (компетенция планирования);
  • Способность выполнения (компетенция выполнения);
  • Координация;
  • Навыки взаимоотношений;
  • Нацеленность на достижение результата;
  • Самореализация.

«Guidance on project management»

На сегодняшний день, организация ISO – International Organization for Standardization , является самой крупной международной организацией, разрабатывающей стандарты, в состав которой входят множество национальных организаций по стандартизации, а работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты.

3 сентября 2012 года был издан стандарт ISO 21500:2012 «Guidance on project management», обеспечивающий общее руководство по процессам управления проектами, которые представляют особую важность и влияют на достижение проектами результатов.

  • Технические компетенции, для реализации проектов структурированным образом, что включает использование терминологии, понятий и процессов управления проектами, определенных в стандарте ISO 21500;
  • Поведенческие компетенции, связанные с личными взаимоотношениями внутри определенных границ проекта;
  • Контекстуальные компетенции, связанные с управлением проектом в рамках организационного и внешнего окружения.

Таким образом, стандарт устанавливает только общие рамки для разработки модели компетенций участников проектной деятельности, не детализируя каждую из указанных групп. Данное разделение похоже на то, которое приводится в стандартах ICB 3.0, APM Competence Framework и НТК 3.0. Это объясняется тем, что рабочие группы учитывали наработанный опыт национальных организаций по управлению проектами: Института управления проектами PMI, Британского института стандартов BSI и Международной ассоциации управления проектами IPMA.

Классификация стандартов

Стандарты в области компетенций участников проектной деятельности можно классифицировать по следующим признакам:

  • По ролям в проекте:
    • Устанавливающие требования к компетентности для отдельной проектной роли (Руководитель проекта, Руководитель программы, Руководитель портфеля);
    • Общего применения (без привязки к выделенной проектной роли).
  • По детализации:
    • Стандарты, предъявляющие общие требования к составу компетенций, их типам компетенций (менее детализированные);
    • Высокая степень детализации (приведены более 30 компетенций, даны рекомендации по определению уровня владения каждой из компетенций).
  • По масштабу действия:
    • Международные;
    • Государственные.
  • По структуре модели:
    • Линейная модель;
    • Двухуровневая модель;
    • Трехуровневая модель;
    • Четырехуровневая модель 4-L-C.

Классификация стандартов по детализации

По глубине проработки состава и требований к компетенциям участников проектной деятельности можно выделить следующие три группы стандартов (таблица 5):

Таблица 5. Классификация стандартов по детализации

Глубина проработки состава и требований к компетенциям
Предоставляют общие рекомендации От 10 до 30 компетенций Более 30 компетенций
GAPPS GL1 and GL2 PM
AIPM CPPP
AIPM CPPM
PMI PMCDF
ГОСТ 53892-2010
IPMA ICB 3.0
СОВНЕТ НТК 3.0
GAPPS PBCS Program Managers
AIPM CPPD
APM Competence Frame w ork
OGC PRINCE2
PMAJ P2M
ISO 21500

Классификация стандартов по структуре модели

По подходам к описанию компетенций можно выделить следующие четыре группы стандартов (таблица 6):

Таблица 6. Классификация стандартов по структуре модели

Сложность модели
Линейная модель (одноуровневая) Двухуровневая модель Трехуровневая модель 4-х уровневая модель (4- L C )
GAPPS GL1 and GL2 PM
AIPM CPPP
AIPM CPPM
PMI PMCDF
ГОСТ 53892-2010
IPMA ICB 3.0
СОВНЕТ НТК 3.0
GAPPS PBCS Program Managers
AIPM CPPD
APM Competence FrameWork
OGC PRINCE2
PMAJ P2M
ISO 21500

Классификация стандартов по масштабу действия

По масштабу действия стандарты можно разделить на 2 группы (таблица 7):

Таблица 7. Классификация стандартов по масштабу действия

Международные Государственные
GAPPS GL1 and GL2 PM
GAPPS PBCS Program Managers
ГОСТ 53892-2010
СОВНЕТ НТК 3.0
IPMA ICB 3.0
OGC PRINCE2
APM Competence Framework
PMI PMCDF
AIPM CPPP
AIPM CPPM
AIPM CPPD
PMAJ P2M
ISO 21500

С учетом приведенной классификации стандартов, а также с учетом того факта, что зрелость систем управления проектами в компаниях различна, возможно разделить стандарты по степени применимости каждого из них в зависимости от того или иного уровня организационной зрелости УП:

1. Стандарты, рекомендуемые к применению в компаниях с начальным уровнем зрелости системы управления проектами. На этом уровне зрелости отсутствуют единые подходы к управлению проектами, руководители проектов в первую очередь опираются на личный опыт и успех проекта зависит от них, а также от поддержки проекта высшим руководством и ряда других субъективных факторов. Поэтому, таким организациям необходимо выстраивать систему оценки уровня компетентности с опорой на стандарты, фокусирующиеся на выделенной роли руководителя проекта и не содержащих сложных, многоуровневых моделей компетенций, которые, в конечном итоге, окажутся не соответствующими текущему контексту проектной деятельности этих организаций. К рекомендуемым стандартам относятся:

  • OGC PRINCE 2;
  • GAPPS GL1 and GL2 PM;
  • AIPM CPPP и CPPM;
  • ГОСТ 53892-2010

2. Стандарты, рекомендуемые к применению в компаниях с высоким уровнем зрелости систем управления проектами и развития проектной культуры в целом. К таким организациям относятся компании, разработавшие и применяющие единые (для всех проектов, реализующихся в компании) корпоративные стандарты по управлению проектами, формализовавшие процессы и роли УП достаточно детально. В таких организациях также существуют специализированные организационные структуры – проектные офисы, стратегические и управляющие комитеты. Такие компании, как правило, выстраивают системы долгосрочного планирования и повышения квалификации и карьерного роста специалистов в области управления проектами, которые должны основываться на объективной и релевантной модели компетенций и процедуре оценки уровня компетентности сотрудников, задействованных в проектной деятельности компании. Стандарты, рекомендуемые к применению в таких компаниях:

  • AIPM CPPP, CPPM, CPPD (используется в комплексе, т.к. образуют трехуровневую модель компетентности сотрудника, задействованного в проектной деятельности);
  • GAPPS PBCS Program Manager / GL1 and GL2 PM (используется в комплексе, т.к. образуют двухуровневую модель компетентности сотрудника, задействованного в проектной деятельности);
  • PMI PMCDF;
  • IPMA ICB 3.0 / СОВНЕТ НТК 3.0;
  • APM Competence Framework;
  • PMAJ P2M (используется для высокотехнологичных компаний, реализующих сложные, комплексные инновационные проекты и программы).

Заключение

Рассмотренные нами мировые стандарты в области проектных компетенций являются базой при разработке моделей компетенций специалистов, участвующих в проектной деятельности, для организаций любого типа.

Стандарты содержат в себе рекомендации по составу компетенций, уровню владения, глубине детализации, для ключевых проектных ролей, и обобщают опыт, накопленный при реализации сотен проектов в самых различных областях. И хотя многое в стандартах понятно и прозрачно, есть детальные разъяснения по тем или иным вопросам, связанным с уровнями компетентности и компетенциями специалистов в области управления проектами, они не позволяют учесть, а впоследствии, отразить в модели компетенций, специфику проектной деятельности конкретной организации, для которой разрабатывается модель.

Кроме того, стандарты не разъясняют вопросы, связанные с формализацией процесса оценки, не устанавливают требований к использованию инструментов оценки специалистов, периодику данной оценки и к решениям, принимаемым по итогам оценки.

Крайне важным для нас, как для консультанта, фактом при разработке моделей компетенций участников проектной деятельности компании, является учет следующих ключевых факторов:

  • Рекомендаций, содержащихся в мировых стандартах в области проектных компетенций;
  • Специфики проектной деятельности компании-заказчика;
  • Функции и требований ключевых специалистов, участвующих в управлении проектами компании (напр., руководителей программ проектов, руководителей проектов, руководителей проектных офисов, ключевых специалистов проектных офисов и т.д.).

Стандарты не содержат информацию о том, как разработать сбалансированную модель компетенций специалистов, участвующих в проектной деятельности организации, учесть специфику этой деятельности и отразить ее в модели, они лишь обобщают лучшие практики в области компетенций.

Стандарты должны применяться при разработке моделей компетенций участников проектной деятельности, они должны становится базой и методической опорой, на которой можно построить прочный фундамент компетенций персонала, на котором будет развиваться вся корпоративная система управления проектами организации.

Просмотры: 19 589


Методология управления проектами отражается в стандартах управления проектами . В настоящее время существуют следующие виды стандартов:

  • – международные – стандарты, получившие международное значение в процессе своего развития или предназначенные для международного использования;
  • – национальные – созданные для применения внутри одной страны или получившие общенациональный статус в процессе своего развития;
  • – общественные – подготовленные и принятые сообществом специалистов;
  • – частные – комплексы знаний, пропагандируемые для свободного использования частными лицами, компаниями или учреждениями;
  • – корпоративные – разработанные для применения внутри одной компании или внутри группы родственных компаний.

Международные стандарты представляют собой полные системы, включающие, помимо описания требований к управлению проектами, обучение, тестирование, аудит, консалтинг и другие элементы. Всеохватывающих международных стандартов управления проектами пока не существует, но наиболее известны следующие стандарты.

1. Project Management Body of Knowledge (PMВОК) Американского института управления проектами (Project Management Institute – PMI). Этот стандарт обновляется приблизительно один раз в четыре года. Одна из наиболее распространенных редакций датируется 2000 г., а самая актуальная, четвертая, версия стандарта – The Guide to the PMBOK, 4th Edition – вышла в конце 2008 г. Стандарт был первоначально принят Американским национальным институтом стандартов (ANSI) в качестве национального стандарта в США, а в настоящее время обрел мировое признание.

В основе стандарта лежит процессный подход к управлению проектами. Общее множество возможных процессов представим в виде трехмерного пространства, изображенного на рис. 1.2. По осям координат отложены те измерения, которые упоминаются в рамочных стандартах. Могут быть предложены и другие, например уровни управления, календарные периоды. Каждая точка этого пространства представляет собой элементарный процесс управления. Например, "планирование рисков на стадии внедрения системы".

Выбранные элементарные процессы образуют процедуры управления проектами, которые могут быть построены по "осевому" принципу (здесь имеются в виду абсцисса, ордината и аппликата, обозначенные на рис. 1.2).

Стандарт содержит обобщенные принципы и подходы, используемые в области проектного менеджмента, формализованные и структурированные таким образом, чтобы их можно было использовать в большинстве проектов в большинстве случаев. Детально описываются девять областей знаний, связанных с управлением проектами:

  • – управление интеграцией проекта (Project Integration Management);
  • – управление содержанием проекта (Project Scope Management);
  • – управление сроками проекта (Project time Management);
  • – управление стоимостью проекта (Project Cost Management);
  • – управление качеством проекта (Project Quality Management);
  • – управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management);
  • – управление взаимодействием в проекте (Project Communications Management);
  • – управление рисками проекта (Project Risk Management);
  • – управление контрактами проекта (Project Procurement Management).

Рис. 1.2.

Каждая область знания включает в себя отдельные процессы, выполняемые менеджером при реализации проекта на том или ином этапе. Процессно ориентированный подход в управлении проектами, используемый в стандарте, предполагает четкое, формальное описание входных документов и данных, необходимых менеджеру для реализации процесса, методов и средств, которые он может использовать при его реализации, и перечня выходных документов процесса.

2. IPMA Competence Baseline (ICB) является международным нормативным документом, определяющим систему международных требований к компетентности менеджеров проектов. Этот стандарт разработан международной ассоциацией IРМЛ (International Project Managers Association). На его основе производится разработка национальных систем требований к компетентности специалистов в странах, являющихся членами IPMA. Национальные системы требований должны соответствовать ICB IPMA и официально утверждаться (ратифицироваться) соответствующими уполномоченными органами IPMA. Для 32 стран – членов IPMA он является основой для разработки национальных сводов знаний; в настоящее время утвержденные национальные своды знаний, соответствующие ICB, имеют 16 стран.

ICB, в отличие от РМВОК, придерживается компетентностного, деятельностного подхода, т.е. определяет области квалификации и компетентности в управлении проектами, а также принципы оценки кандидата на получение сертификата. ICB содержит 42 элемента (28 основных и 14 дополнительных), определяющих области требований к знаниям, мастерству и профессиональному опыту в менеджменте проектов.

ICB издан на английском, немецком и французском языках. Основой для него послужило несколько национальных разработок: Body of" Knowledge of АРМ (Великобритания); Beurteilungsstruktur, VZPM (Швейцария); PM-Kanon, PM-ZERT/GPM (Германия); Criteres d"analyse, AFITEP (Франция).

Каждая входящая в IPMA национальная ассоциация ответственна за разработку и утверждение собственных Национальных требований по компетентности (National Competence Baseline – NCB) со ссылкой на ICB и в соответствии с ним, а также с учетом национальных особенностей и культуры. Национальные требования оцениваются специальным Комитетом IPMA на соответствие ICB и основным критериям сертификации согласно стандарту EN 45013.

3. Обращение к вопросам эффективности проектного управления объективно выявило острую потребность в разработке системы управления качеством проекта. При этом особое значение наряду с требованиями к качеству конечного продукта стало придаваться качеству процессов проекта, отсутствие должного внимания к которым приводило к не менее значимым отрицательным последствиям непосредственно для создаваемого продукта.

Стандарт ISO 10006 является основополагающим документом из серии стандартов рассматриваемого профиля, подготовленным техническим комитетом ISO/TC 176 "Управление качеством и обеспечение качества" Всемирной федерации национальных органов стандартизации (члены ISO).

Основной упор сделан на принцип эффективности проектирования оптимального процесса и контроля этого процесса, а не на контроле конечного результата.

В этой серии стандартов процессы сгруппированы в две категории. К первой категории отнесены процессы, связанные с обеспечением продукта проекта (проектирование, производство, проверка). Описанию последних посвящен стандарт ISO 9004–1. Вторая категория охватывает непосредственно процессы управления проектом и представлена стандартом ISO 10006.

Данный стандарт охватывает десять групп процессов управления проектом.

Первая группа представляет процесс разработки стратегии, который фокусирует проект на удовлетворение потребностей заказчика и определяет направление хода работ. Вторая группа охватывает управление взаимосвязями процессов. Остальные восемь групп – это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением (закупками). Более подробно содержание данного стандарта отражено в приложении 1.

Международный стандарт ISO 10006 ориентирован на проекты самого широкого спектра – малые и крупные, краткосрочные и долгосрочные, для различных окружающих условий. Он безотносителен к типу проектируемого продукта (включая технические средства, программное обеспечение, полуфабрикаты, услуги или их сочетание). Это означает, что заложенные в нем рамочные требования требуют последующей адаптации данного руководства к конкретным условиям разработки и реализации отдельного проекта.

Стандарт заимствует ключевые определения из ИСО 8402, включая такие термины, как проект, продукт проекта, план проекта, участник проекта, процесс, оценка хода работ. Для всех процессов управления проектом (планирование, организация, мониторинг и контроль) применяются процессы и задачи менеджмента качества.

На основе международных стандартов разрабатываются и национальные стандарты управления проектами. Отметим, что в России национальный стандарт отсутствует. Однако Ассоциация по управлению проектами России (SOVNET) разработала в 2001 г. на основе стандарта IPMA "Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов". Перевод стандарта ИСО 10006:2003 зарегистрирован, стандарт PMI распространяется в России частным порядком и часто используется как основа для корпоративных стандартов.

Наконец, нужно осветить и стандарты зрелости управления проектами, тоже приобретающие функции международных. В 2004 г. PMI был выпущен стандарт оценки уровня зрелости организации по управлению проектами ОРМЗ (Organization Project Management Maturity Model ), содержащий методологию определения состояния управления проектами в организации.

Термин "организационная зрелость по управлению проектами" описывает способность организации отбирать проекты и управлять ими таким образом, чтобы это максимально эффективно поддерживало достижение стратегических целей компании.

Общая характеристика уровней зрелости организации по отношению к управлению проектами приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Общая характеристика уровней зрелости организации

Уровень зрелости (оценка, балл)

Характеристика уровня

Уровень 1

Начальный, нулевой уровень.

Работники действуют, исходя из своих личных представлений о целях работы. Отсутствуют внутренние регулирующие документы. Действия не документируются, бизнес-знания не отделены от работников (знания пропадают при увольнении работников). Бизнес-процессы в организации не описаны и, соответственно, не классифицированы. Деятельность комании непрозрачна даже для основного персонала

Уровень 2

Уровень осознания.

Руководство компании решило превзойти начальный уровень. Появляются внутренние стандарты, описывающие основные бизнес-процессы компании. Возникает повторяемость – выполнение новых проектов основывается на опыте выполнения предыдущих проектов

Уровень 3

Уровень управляемости.

В организации задокументированы и стандартизированы все бизнес-процессы. Система управления оказывается отделенной от всего персонала организации, т.е. появляется внутренний "свод законов". Этим законам следует весь персонал организации, включая топ-менеджмент

Уровень 4

Уровень измеряемости.

В компании вводится количественная система оценки эффективности бизнес-процессов (используются как финансовые, так и натуральные показатели). Одновременно используется та или иная система оценки работы персонала, например, система ключевых показателей. Обе системы, описание бизнес-процессов и оценки персонала синхронизированы между собой – эффективная деятельность компании приводит к стимулированию персонала

Уровень 5

Уровень совершенствования.

На основе анализа количественных показателей в компании проводится корректировка (реинжиниринг) бизнес-процессов. Коррекции отражаются во внутренних документах. Важно то, что процесс коррекции носит постоянный, системный характер

ОРМЗ – это стандарт, представляющий собой всесторонний подход, который помогает организациям оценивать и развивать свои возможности по эффективной реализации проектов. Он является своего рода ключом к организационной зрелости управления проектами и содержит три взаимосвязанных элемента:

  • элемент "знание" (knowledge ) представляет собой сотни лучших практик по управлению проектами, характеризующих те или иные уровни организационной зрелости управления проектами;
  • элемент "оценка" (assessment ) является инструментом, помогающим организациям оценить текущую зрелость управления проектами и определить области улучшения;
  • если организация принимает решение развивать практики управления проектами и переходить на новые более высокие уровни зрелости, то в дело вступает элемент "улучшение" (improvement ), который помогает компаниям построить схему развития управления проектами таким образом, чтобы обеспечить максимально эффективное достижение своих стратегических целей.

Основное назначение ОРМЗ – быть стандартом для корпоративного управления проектами и организационной зрелости по управлению проектами.

Основная отличительная черта ОРМЗ – это наличие уникальной базы данных, которая содержит сотни лучших практик, описание тысяч ключевых факторов успеха, результатов и другой информации, характеризующей развитие зрелости управления проектами в организации.

ОРМЗ спроектирован таким образом, чтобы быть легким в понимании и использовании, масштабируемым, гибким и настраиваемым на потребителя. Основываясь на базе ОРМЗ как стандарта управления проектами, организация может успешно перейти к такому состоянию, когда проекты будут достигать поставленных целей в рамках бюджета, сроков и, что более важно, преследуя корпоративные стратегические цели.

Чтобы вам было проще - объединил информацию по ним в одну таблицу. Включил в виды сертификации то, что достаточно распространено в России, и может помочь вам в вашей карьере.Если говорить в целом, то есть 3 направления сертификации:

  • управление проектами - общий подход к управлению проектами. Наиболее известная сертификация - Project Management Professional (PMP )
  • ж изненный цикл программного средства (Application Lifetime Management, ALM) - включает такие подходы к созданию ПО как RUP и MSF
  • отдельные программные средства для управления проектом
Вид обучения Описание Требования к опыту управления проектами Язык Примерные затраты на сертификацию Сроки Где посмотреть информацию
PMP и PMI-АСР 3 года управления проектами Английский / Русский От 20000р до 60000р 1.5 – 3 месяца pmi.org
pmi.ru
PRINCE2 Международная сертификация по управлению проектами нет Английский От 12000р (PRINCE2 Foundation) 1,5 - 3 месяца ---
PME Российский аналог PMP нет Русский От 7000р. Если проходили обучение в pmexpert – от 3000р 1.5 – 3 месяца pmexpert.ru
IPMA A/B/C/D Европейская сертификация по управлению проектами IPMA C – 3 года управления Русский IMPA C – стоимость экзамена 25 000р 1-3 месяца sovnet.ru
MCTS 70-632, 70-633, 70-634 Сертификация Microsoft по использованию MS Project/Server Нет Английский От 1700р. 1 – 2 месяца microsoft.com
ITIL Сертификация по управлению услугами IT Нет Английский Базовая ступень ITIL Foundation – 6600р 1-2 месяца itexpert.ru
CompTIA Project+ Управление проектами Нет Английский От 9000р 1.5-3 месяца certification. comptia.org
MCP 70-301 Microsoft Solution Framework Нет Английский От 1700р 1.5-3 месяца microsoft.com

Если у вас возникли вопросы по тому как пройти ту или иную сертификацию, пишите в комментах. Могу проконсультировать по получению PMP/PME и MCTS. И та и другая сертификация проводятся через Prometric . Сдать PMP можно по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге. MCTS 70-632 в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Бийске, Брянске, Екатеринбурге, Иркутске и ещё ряде городов (полная информация на сайте Prometric).

В России представлены три классические, наиболее популярные сертификации: PMI, IPMA, PRINCE2.

Эти системы похожи, но направлены на решение разных задач и имеют разную целевую аудиторию.

Сертификация PMI

Сертификация PMI представляет процессную школу в управлении проектами.

В процессной школе основное внимание уделяется стандартизации процессов. Представители этой школы считают, что для получения качественного результата достаточно построить качественный процесс. Соответствующие стандарты описывают процессы, инструменты и техники, которые в этих процессах применяются.

Наиболее известной организацией, представляющей процессную школу, является Институт управления проектами (Project Management Institute – PMI). Институт выпускает свой стандарт Project Management Body Of Knowledge (PMBOK)® – Свод знаний по управлению проектами.

В книге описываются процессы, которые менеджер проекта должен применять, чтобы держать под контролем проект. Для каждого процесса описаны:

  • вводные данные,
  • результаты,
  • инструменты,
  • техники,
  • методы.

После успешного прохождения сертификации кандидат получает звание Project Management Professional (PMP)® – профессионал управления проектами.

Для получения сертификата PMP нужно не только подтвердить, что вы знаете и понимаете содержание PMBOK®, но и подтвердить наличие определенного опыта в управлении проектами.

Экзамен проходит в форме компьютерного тестирования и длится 4 часа. Из 200 вопросов в зачет идут 175, проходной балл составляет 61%, стоимость экзамена – 555 $.

Сертификат PMP действует в течение 5 лет, по окончании этого срока его можно продлить. Продлевать сертификат необходимо каждые три года, для продления необходимо получить 60 PDU (Professional Development Units – единиц профессионального развития). Учет и начисление PDU осуществляется в личном кабинете специалиста на сайте PMI. Получить PDU можно за участие в образовательных мероприятиях и профессиональных конференциях, за волонтерскую деятельность.

Наличие сертификата PMP говорит о том, что его обладателю можно доверить серьезный, масштабный, дорогой проект. Подобно тому как мы, выбирая, например, стоматолога, стремимся оценить его профессиональную квалификацию – и для этого проверяем наличие у него профессиональных сертификатов и дипломов о специальном медицинском образовании, также и собственник бизнеса стремится убедиться в том, что доверяет свой проект и свои деньги настоящему профессионалу. И эту уверенность ему дает наличие у кандидата на роль менеджера проекта сертификата PMP.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 000 PMP.

Пример вопроса из сертификации PMI:

Сертификация IPMA

Другое широко известное направление в управлении проектами – это компетентностная школа.

Основное внимание здесь уделяется компетенциям менеджеров проектов. Соответствующие стандарты описывают качества, знания и навыки людей, работающих в управлении проектами.

Главной организацией, представляющей компетентностную школу в мире, является Международная ассоциация управления проектами IPMA (International Project Management Association).

IPMA широко представлена по всему миру через сеть национальных ассоциаций – на сегодняшний день их насчитывается более 60.

Представители этой школы считают, что стандартизировать нужно не процессы, а человека. Если специалист обладает определенным набором элементов компетентности, то, независимо оттого, выстроены или нет процессы в организации, его можно бросать на любой проект – наличие ключевых компетенций позволит ему сориентироваться, собрать команду, выбрать инструменты и успешно завершить проект.

Такой подход нашел отражение в разработанном IPMA стандарте PM ICB – Project Management International Competence Baseline. ICB содержит требования к компетентности специалистов в области управления проектами.

В настоящее время каждая из национальных ассоциаций разрабатывает свой адаптированный к местным условиям, но основанный на ICB национальный стандарт. В России IPMA представляет некоммерческая организация СОВНЕТ, которая разработала и поддерживает НТК – Национальные требования к компетентности в области управления проектами.

Сертификация IPMA включает четыре уровня:

  • Уровень A. Сертифицированный директор проектов. Уровень топ-менеджера организации, который держит под контролем весь портфель проектов компании. На сегодняшний день в России насчитывается всего 150 специалистов этого уровня.
  • Уровень B. Сертифицированный старший руководитель проектов. Уровень куратора проекта – руководителя, одновременно контролирующего ряд проектов. Это специалист, который ставит контрольные точки, запрашивает информацию, организует работу на проектах.
  • Уровень C. Сертифицированный руководитель проектов. Наличие сертификата уровня C подтверждает, что специалисту можно доверить самостоятельное управление проектом. Для того, чтобы получить сертификат уровня C, кандидат должен подтвердить практический опыт работы на проектах.
  • Уровень D. Сертифицированный специалист. Это сертификат базового уровня, наличие которого подтверждает, что специалист обладает всеми необходимыми компетенциями для работы в качестве участника команды проекта. При прохождении сертификации на уровень D не требуется подтверждать наличие практического опыта работы на проектах.

На рисунке ниже представлена структура и стоимость прохождения экзамена для разных уровней сертификации IPMA.

Экзаменационная сессия длится три дня:

  • В первый день проводится письменное тестирование. Тест включает закрытые и открытые вопросы: отвечая на закрытые вопросы, кандидат выбирает один из предложенных вариантов; отвечая на открытый вопрос, пишет эссе объемом в одну страницу. Причем, даже отвечая на закрытые вопросы, кандидат может оставлять комментарии к ответу. Ответы оценивает не компьютер, а асессор, и в спорных ситуациях он может учитывать то, что написано в комментариях, и снимать с кандидата штрафные баллы.
  • Во второй день сертификационной сессии проводится деловая игра (для уровней C, B и A). Из кандидатов формируются команды, каждая из команд получает кейс и разрабатывает ключевые управленческие документы для этого кейса. Во время игры асессоры наблюдают за кандидатами: кто как общается, как команда распределила работы, как команда определила лидера, и т.д., и делают соответствующие выводы. По завершении игры команда делает презентацию, выполняется формальная оценка выполненной работы и асессоры выносят свой вердикт.
  • В третий день оценочной сессии проводятся личные собеседования: сначала кандидат представляет свой опыт на примере одного из своих проектов, асессоры задают вопросы, и выносят окончательное решение.

Пример закрытого вопроса из сертификации IPMA

Разработка концепции управления предметной̆ областью проекта не включает в себя:

  1. Анализ проблемы и потребности в проекте;
  2. Анализ причин вызывающих отклонения в предметной̆ области проекта;
  3. Уточнение основных характеристик проекта;
  4. Все вышеперечисленное;
  5. A и B;
  6. A и C;
  7. B и C;
  8. Ни один из вариантов.

Пример открытого вопроса из сертификации IPMA

Как связаны объем работы, её скорость и количество ресурса?

Сертификат IPMA действует в течение 5 лет, для его продления необходимо сдавать экзамен. Всего в мире насчитывается около 500 000 обладателей таких сертификатов.

Сертификация PRINCE2®

Существует еще одна популярная международная система сертификации менеджеров проектов, которая не относится ни к одной из вышеперечисленных школ – PRINCE2®.

Это метод, который был разработан в конце1980-х гг. в правительстве Великобритании как способ управления проектами информатизации. Со временем этот метод перешел на новый качественный уровень и стал универсальным, применимым для проектов любого типа. Метод используется на правительственном уровне практически во всех странах Евросоюза для реализации важных масштабных проектов.

В качестве примера можно привести недавно реализованный проект реконструкции морского порта в г. Роттердам (Нидерланды). PRINCE2® – это официальный метод реализации всех проектов ООН, очень похожий метод используется в Еврокомиссии.

Руководство Managing successful projects with PRINCE2® – это инструкция к действию, которая описывает три вещи:

  • Принципы управления проектами
  • Инструменты управления проектами
  • Последовательность действий при управлении проектами

На сегодняшний день этот метод является наиболее популярным в сфере управления проектами благодаря своей практичности и возможности адаптации для крупных и небольших проектов.

Всего в мире насчитывается более 1 500 000 сертифицированных специалистов по PRINCE2®.

Система сертификации включает три уровня:

  • PRINCE2® Foundation. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства по PRINCE2® и правильно понимает все профессиональные термины. Экзамен длится 1 час, включает 75 вопросов, для получения сертификата необходимо правильно ответить на 50% вопросов. Стоимость сертификации составляет 12 000 рублей.
  • PRINCE2® Practitioner. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства и умеет адаптировать метод к своему проекту. Данный экзамен сложнее, поскольку проверяет не знание книги, а умение применить знания в конкретной ситуации. Кандидат получает кейс и отвечает на 80 вопросов по этому кейсу. Чтобы получить сертификат, он должен правильно ответить на 55% вопросов за 2,5 часа. Стоимость сертификации составляет 16 000 рублей.
  • PRINCE2® Professional. Самый «продвинутый» уровень сертификации, пока недоступный в России. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист не только знает и умеет применять метод на практике, но и способен внедрить метод в той или иной организации. Чтобы получить сертификат, кандидат должен пройти трехдневную экзаменационную сессию в асессмент-центре, в том числе личное собеседование с асессорами.

Пример вопроса из сертификации PRINCE2® Practitioner

В конце стадии инициации менеджер проекта обновил план проекта, чтобы показать, как и когда будут измерены и зафиксированы все ожидаемые выгоды от рекламного календаря.

Является ли это надлежащим применением PRINCE2® в этом проекте?

  1. Нет, потому что все изменения в плане проекта должны быть утверждены управляющим советом проекта.
  2. Нет, потому что большая часть ожидаемых выгод будет достигнута после того, как проект будет закрыт.
  3. Да, поскольку очень важно определить способ измерения каждой выгоды, чтобы можно было внести измеримые улучшения.
  4. Да, поскольку ожидаемые выгоды от рекламного календаря можно измерить на протяжении жизненного цикла проекта.

Первая российская национальная сертификация ПМ СТАНДАРТ

Сертификация ПМ СТАНДАРТ – первая национальная система сертификации в области управления проектами, задуманная как сертификация по российским ГОСТам:

  • ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Руководство по менеджменту качества при проектировании»
  • ГОСТ Р 54869 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»
  • ГОСТ Р 54871 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
  • ГОСТ Р 54870 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
  • ГОСТ Р ИСО 21500 – 2014 «Руководство по проектному менеджменту»

На сегодняшний день доступен базовый уровень сертификации.

Готовятся к выпуску еще 5 уровней. Сертификация для руководителей проектов будет доступна уже в конце марта 2017 г.

Стоимость сертификации базового уровня – 7 000 рублей, что выгодно отличает ее от других представленных на российском рынке систем.

Тестирование проводится в региональных центрах сертификации с помощью специально разработанной информационной системы сертификации.

Экзамен базового уровня длится 90 минут, включает 60 закрытых и 2 открытых вопроса. Закрытые вопросы могут включать несколько правильных вариантов ответа и предусматривают возможность оставлять комментарии.

Ответы проверяют и компьютер, и асессор, который может добавлять баллы в спорной ситуации.

Чтобы получить сертификат, кандидат должен правильно ответить на 70% вопросов. Сертификат действует 5 лет, для продления необходимо пересдать экзамен.

На день публикации материала (9 месяцев с момента старта), уже сертифицировано более 400 человек, в том числе руководители и сотрудники проектных офисов ряда органов государственных власти и госкомпаний.

Поскольку сертификация ПМ СТАНДАРТ в рамках организации позволяет внедрить единый язык проектного управления, основным интересантом проведения этой сертификации является организация, в отличие от трех вышеописанных систем, где основным интересантом является кандидат.

Пример закрытого вопроса сертификации ПМ СТАНДАРТ БАЗОВЫЙ

Какие из приведенных утверждений являются верными?

(Укажите несколько вариантов ответа)

  1. Ограничения оказывают влияние на принимаемые управленческие решения по проекту Ограничения и требования взаимосвязаны между собой.
  2. При сокращении сроков проекта необходимо либо увеличить затраты, либо уменьшить объем требуемых результатов, либо и то, и другое
  3. Успех проекта зависит, в том числе, от того, будет ли достигнуто согласие и одинаковое понимание ограничений ключевыми Заинтересованными сторонами
  4. На проекте существует только четыре ограничения: содержание проекта, качество результатов, график и затраты

Competence Baseline (ICB) – это основной стандарт, разработанный IPMA, который каждая национальная ассоциация трансформирует в собственные национальные требования к компетентности специалистов (NCB – National Competence Baseline). В нашей стране это Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами.

Competence Baseline (ICB) – это основной стандарт, разработанный IPMA, который каждая национальная ассоциация трансформирует в собственные национальные требования к компетентности специалистов (NCB – National Competence Baseline). В нашей стране это Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами.

В прошлом номере нами были рассмотрены требования к компетенции специалистов в области управления проектами.

В 2013 году IPMA был разработан еще один стандарт: Organizational Competence Baseline (OCB) – Требования к компетентности организации в области управления проектами. Данный стандарт переведен на русский язык и опубликован в 2014 году. Стоит особо отметить, что стандарт IPMA OCB – первый документ, описывающий требования к компетентности именно организации в области управления проектами. Если организация планирует использовать проектно-ориентированный подход в менеджменте, то ей необходимо иметь представление о том, какими компетенциями нужно обладать в области проектного управления, даже если речь идет о нескольких проектах организации, таких как внедрение или развитие СЭД, ECM и т.д. Кроме того, одна из основных задач документоведов и делопроизводителей заключается в организации документационного обеспечения управления организацией. Уже неоднократно в статьях по документированию проектов была высказана мысль, что проектный менеджмент является одной из составных частей общего менеджмента. Соответственно стандарты, регламентирующие проектную деятельность, не могут не влиять на документирование деятельности организации в целом. Эта статья даст делопроизводителям и документоведам общее представление о том, какими компетенциями должна обладать проектно-ориентированная организация и каким образом их можно совершенствовать.

Читайте также:

В статье были рассмотрены основные аспекты IPMA OCB – Требований к компетентности организации в области управления проектами. Их можно учитывать при разработке внутренних нормативных документов по управлению проектами, по документированию проектов. И самый важный вывод статьи, на котором автор хотела бы акцентировать внимание читателей: в проектно-ориентированной организации, постоянно наращивающей компетентность в проектном менеджменте и следующей постулатам IPMA OCB, проекты (включая проекты по внедрению СЭД, ECM, EIM) всегда будут реализованы на более высоком и качественном уровне.

Надежда Артонкина, менеджер проектов ИТ-компании, член ассоциации СОВНЕТ

Лучшие статьи по теме