Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Необходимость управления в деятельности человека. Потребность и необходимость управления Потребность и необходимость управления

Необходимость управления в деятельности человека. Потребность и необходимость управления Потребность и необходимость управления

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики 3. Предпосылки развития менеджмента

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность Первые формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые «управленцы» - старейшины и вожди родов и племен

Согласно Большой советской энциклопедии, управление - это элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. По мнению JI. H. Бережного «управление представляет собой такую организацию какого-либо процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей» .

О. И. Волков дает следующее определение: «Управление - направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласия и корректировки действий исполнителей» Все вышеуказанные определения позволяют сделать вывод, что управление - это действие, направленное на достижение целей.

Управлять можно: техникой, химическими и биологическими процессами, поступками людей Таким образом, управление существует в различных формах: Управление в живой природе. Управление в неживой природе. Управление в обществе

Управление в живой природе - управление физическими, биологическими, химическими, биоэнергетическими процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов (является предметом изучения естественных наук). Управление в неживой природе - управление в технике, то есть управление машинами, механизмами, технологическими процессами (предмет изучения технических наук)

Управление людьми называется социальным управлением. Социальное управление- это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития, непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Социальное управление можно разделить на государственное, военное, хозяйственное и т. д. Хозяйственное управление в системах регулирования экономики может быть командным или рыночным.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином «менеджмент»

Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-эконо мических). Например, мы говорим: «менеджмент пред приятия» или «управление предприятием» , но только управление автомобилем » . Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения - система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское «manus») - «рука» . По мнению некоторых исследователей, слово manage означало «объезжать лошадей» . Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление» . В книге «История менеджмента» А. И. Кравченко отмечает, что «английское слово manage означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться»

В Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» трактуется как: способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода «умелость» и административные навыки; орган управления, административная единица. М. Мескон определяет менеджмент как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, Необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целой организации»

Предметом науки менеджмент являются: общественные отношения, возникающие между людьми в процессе управления; законы, принципы и методы деятельности менеджеров при управлении организациями; законы, принципы и методы построения и функционирования организаций; деятельность менеджеров по управлению организацией; требования, предъявляемые к современным менеджерам и персоналу

Менеджмент можно рассматривать как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство. Менеджмент как явление представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности

Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации

До начала XX в. в управлении промышленными предприятиями использовался сугубо прагматический подход, основанный на собственном опыте, интуиции, индивидуальных особенностях владельцев предприятий и их управляющих. В разные периоды времени перед руководителями различных производств возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало их обращаться за помощью к ученым. Менеджмент как область самостоятельных знаний сформировался в конце XIX в. Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX в. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления» . С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой

промышленная революция в Англии. Вторая половина XIX в. и начало XX в. - бурно развивается машинное производство, но новая техника не вписывается в производство, основанное на старых методах организации труда и значительной продолжительности рабочего дня; появление гигантских монополий, работа которых требовала организации и координации действий;

отсутствовали необходимые знания о принципах организации труда и производства, об оптимальном составе и последовательности рабочих операций, об оптимизации режима работы оборудования. Индустриальная революция XVIII-XIX вв. стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Однако родиной управления как науки становится не Англия, а Америка;

Глава 2 Сущность управления в рыночной экономике

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение в главу. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекции «Изменение управленческой парадигмы». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности управления в технических, биологических и социальных системах?

2. Что такое субъект и объект управления? Когда одно и то же лицо может выступать в качестве субъекта и объекта управления?

3. В чем состоят особенности новой парадигмы управления?

4. Верен ли тезис о том, что отношения управления базируются на более глубинных отношениях ¾ экономических или морально-этических, и почему?

5. В чем проявляется сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление»?

6. Какие подходы к понятию «менеджмент» вы знаете? В чем их сущность?

7. Как бы вы обосновали следующее утверждение: «Не всякое совершенствование или рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию управления»?

8. Верен ли тезис о том, что не существует оптимального, наилучшего для всех ситуаций способа управления?

9. В чем различие, а в чем сходство подходов к определению понятия «система»?

10. Каковы основные принципы системности?

11. Правомерно ли рассматривать предприятие как социально-экономическую систему?

12. Каковы основные положения американской модели менеджмента?

13. В чем состоят особые отличительные черты японского менеджмента?

14. Какие основные достижения западноевропейской модели менеджмента вы знаете?

15. Какие причины побуждают искать новые методы и подходы к управлению организацией?

16. Какой должна быть организация будущего и новые управленческие идеи?

Потребность и необходимость управления в деятельности человека

Управление как явление и сфера человеческой деятельности возникло задолго до того, как стало предметом научного изучения. Необходимость объединения усилий двух и более людей для достижения общих целей обусловила возникновение управления , т. е., чтобы действия этих людей носили согласованный характер, кто-то должен был взять на себя работу по их координации. Следовательно, вполне обоснованно отметить, что управление старо как мир. Оно зарождается и развивается вместе с цивилизацией, являясь ее неотъемлемым элементом и в то же время фактором успешного формирования.


Управление ¾ категория чрезвычайно изменчивая. Особый интерес представляет точка зрения на данное явление древних историков, в том числе грека Полибия и китайца Сым Цяня (145 или 135 - ок. 86 гг. до н. э.), некоторые идеи которых по данному вопросу не устарели до настоящего времени.

В работе «Всеобщая история» Полибий (ок. 210 - ок. 122 гг. до н. э.) подробно анализирует смену форм государственной власти, имевших место у его народа, ¾ эллинов. Он выделяет положительные, прогрессивные формы власти и отрицательные. Это деление происходит не только по количественному признаку (в зависимости от того, в скольких руках эта власть находится), но и по качественному.

Царство, аристократия и демократия у Полибия ¾ категории положительные. Им он противопоставляет монархию, олигархию и охлократию. Царство и монархия представляют собой «власть одного». Однако в первом случае ¾ это власть, основанная на рассудке, власть достойнейшего, который действует по доверенности народа, а во втором ¾ власть узурпатора. Аристократия и олигархия ¾ «власть немногих». Под аристократией понимается власть самых рассудительных и справедливых, выбранных народом, а под олигархией ¾ кучка захватчиков, действующих по собственному произволу. По такому же принципу различаются и оставшиеся две формы власти. Демократия ¾ это народовластие, при котором жизнь и интересы каждого индивида подчинены общим интересам, а охлократия ¾ тоже власть народа, но действующего не как единое целое, а как стихийная масса, толпа.

Согласно Полибию, отрицательные формы власти связаны с положительными по закону природы: каждая положительная форма переходит в отрицательную. Когда царское управление заменяется соответствующей ему извращенной формой, т. е. монархией, тогда на развалинах этой последней вырастает аристократия. Когда затем и аристократия выродится в олигархию и разгневанный народ выместит обиды, нанесенные правителями, тогда нарождается демократия. Необузданность народной массы и пренебрежение ее к законам порождают с течением времени охлократию. Демократия разрушается и, в свою очередь, видоизменяется в беззаконие и господство силы. Толпа властвует, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Таков, по мнению Полибия, круговорот государственного общежития, порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.

Смену форм государственной власти Полибий считает закономерностью. То, что эта смена в целом протекает по принципу перехода противоположностей одна в другую, для него ¾ конкретное содержание этой закономерности, обусловленное принадлежностью человеческой жизни к общей жизни всего сущего, в которой действует «порядок природы» ¾ общий закон смены противоположностей. Однако для исторического процесса характерно действие не только закономерности, но и ее случайности.

Для Сым Цяня главными являлись вопросы: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном царстве установилась на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели? К их решению он подошел очень своеобразно. Власть в его представлении ¾ это управление людьми, поэтому первое, что должен знать правитель, ¾ природу человека. Затем можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую можно управлять людьми. Сым Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения управления являются следующие свойства человеческой натуры: прямодушие ¾ чистая и в этой чистоте благая непосредственность; инстинкт почитания; действующее в человеке культурное начало ¾ стремление к творчеству. История, в представлении Сым Цяня, показала, что можно, используя эти свойства человеческой природы, управлять людьми и двигать вперед общественную жизнь. Однако каждое из этих свойств несет в себе свой «вред». В конечном счете эти принципы правления приводят к кризису: дикости, т. е. к интеллектуальной и моральной первобытности в первом случае; слепому культу власти ¾ во втором; приверженности к внешнему, показному ¾ в третьем. Поэтому история и отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим.

Представляет интерес философский взгляд на природу и сущность современного управления японского менеджера О. Моримасы.

Отойдя от дел после более чем сорокалетней работы, японский менеджер О. Моримаса, занимавший управленческие посты на протяжении 20 лет, по собственному признанию, вдруг однажды задался вопросом: что же такое управление? Оглянувшись на пройденный путь, он пришел к заключению, что управление ¾ это нечто похожее на дерево в бурю. Если сравнивать с деревом, то успех управления заключен в листьях. Пышная зеленая крона дерева управления говорит о том, что в настоящее время дела идут хорошо. Однако состояние окружающей дерево среды меняется очень быстро. То же самое можно сказать и об управлении. Окружающая обстановка постоянно претерпевает значительные изменения. Период быстрых темпов роста можно сравнить со временем, когда стоит благоприятная для роста дерева погода. И находящимся сейчас в благоприятных условиях предприятиям в один прекрасный день неизбежно придется повстречаться с бурями. Каким бы большим ни было дерево, в бурю падают листья и ломаются ветви. Возрождение зависит от того, насколько силен ствол.

Размышляя таким образом об управлении, Моримаса сделал вывод о том, что в самом основании ствола лежат идеи управления. А выше расположено то, что называют политикой, целями, стратегиями, призванными соединить усилия всего персонала при реагировании на внешние бури. Политика, цели и стратегии должны быть четко сформулированы и глубоко осознаны персоналом фирмы.

По мнению Моримасы, развитие управления в большой степени зависит от того, насколько творчески к нему подходят. Важным звеном управления является лидерство и гибкость реагирования на перемены. Наконец, самым важным в управлении является его жизненность. В основе жизненности должна лежать мечта. Без мечты и видения далекого будущего менеджмент не станет жизненным, как бы ни соблюдались остальные условия.

Однако сейчас, в период резких перемен, ситуация изменилась. Если нет долгосрочного планирования, основывающегося на четком предвидении и стратегии, то очень велика вероятность того, что мечта, разрастаясь в своих размерах, станет такой, что ее будет невозможно охватить. Поэтому необходимо долгосрочное планирование совершенствования внутренней структуры организации .

Эти моменты являются частями ствола дерева управления. Все части этого ствола абсолютно необходимы, но именно идеи управления, лидерство и мечта, материализуемые в форме стратегий, структур и долгосрочного планирования, должны быть надежно усвоены как чисто свои, своеобразные, а не заимствованные путем подражания элементы управления. Более того, по мнению Моримасы, здесь нельзя полагаться на чужой ум и принимать советы. 1

По мнению современного ученого О. С. Виханского, управление можно представить как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта, а второй ¾ объекта управления. Субъект направляет объекту управленческие команды, в соответствии с которыми он должен действовать. Субъект управления получает данные управленческие воздействия и функционирует согласно полученной информации. В основе управления лежит, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управлять, а с другой ¾ потребность и возможность объекта выполнять эти управленческие воздействия.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «управлять» значит направлять ход, движение кого-либо или чего-либо. Управлять можно кораблем, конем, оркестром, государством, хозяйством, производственным процессом и т. д. Таким образом, управление ¾ это широкое понятие, объектом которого могут быть разнообразные по своей природе явления, процессы и предметы.

В «Советском энциклопедическом словаре» управление трактуется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление определяется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.

Таким образом, можно выделить три класса управления:

1) в неживой природе (технических системах);

2) живой природе (биологических системах);

3) обществе (социальных системах).

В неживой природе (технических системах) осуществляется управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин, которые изучают главным образом технические науки.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

В обществе (социальных системах ) происходит управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления, которая является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление ¾ свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности вызвано прежде всего появлением и развитием разделения труда , которое специализировало труд производителей и коллективов.

Совместная работа многих лиц во взаимодействии друг с другом в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда ¾ кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив работающих. Управление присуще всякому общественному труду. С увеличением масштабов все больше возрастает роль управления.

Таким образом, управление в социальных системах можно представить как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской либо предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. До эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Однако в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, охватывающей как сферу материального производства, так и сферу духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. 2

Управленческие решения всегда принимаются и реализуются исходя из свойств объекта управления и представлений о них. В связи с этим необходимо разграничить управленческую деятельность, выполняемую отдельным, использующим свои индивидуальные навыки и способности человеком, и управление как институционализированную деятельность. Оба вида деятельности необходимы. Основной момент заключается в том, что организации формализуют и структурируют способ, с помощью которого осуществляется управление. Организации институционализируют менеджмент, именно они являются источником механизмов, процедур и правил, с помощью которых определяется содержание управления, осуществляется его процесс и контроль. Управление инициирует создание организаций, воплощающих в своих процедурах и системах многие из видов деятельности, которые могут выполнять управляющие.

Организации состоят из индивидов, которые для достижения определенных целей стремятся повлиять на других людей, создающих материальные блага или способствующих росту благосостояния, посредством различных процессов, технологий, структур и культур. Различные организации оказывают огромное воздействие на все стороны жизни каждого человека.

Организация ¾ это устойчивая система отношений между субъектами, основанная на совокупности достигнутых ими соглашений. Термины, используемые в данном определении, нуждаются в дополнительном пояснении:

1) «…устойчивая система отношений». Устойчивость ¾ это способность системы сохранять требуемые характеристики и свойства в условиях действия возмущающих факторов;

2) «…система отношений». Любая организация представляет собой исключительно сложный для изучения объект, полный объем свойств и параметров функционирования которого принципиально непознаваем. Исследователь всегда имеет дело с некой абстракцией, моделью организации, отражающей отдельные аспекты жизни реального объекта. Представление организации как системы отношений есть одна из возможных ее моделей;

3) «…отношений между субъектами». В контексте организации между индивидами формируется множество типов отношений ¾ от производственных до социально-психологических;

4) «…основанная на совокупности достигнутых ими соглашений». Соглашения между субъектами также могут иметь разный характер ¾ от официально утвержденных обязательств, регламентов работы и поведения до неформальных договоренностей и создания «скрытых» коалиций.

Существует также ряд признаков, являющихся возможными, но не обязательными признаками организации.

1. Заданный правовой статус. Принятие решения о государственной регистрации организации как юридического лица приводит к следующим основным результатам: формируется легитимная система управления собственностью юридического лица; договорные отношения между учредителями, а также между организацией и контрагентами становятся юридически значимыми; сама организация как юридическое лицо становится объектом правоотношений.

2. Наличие идентифицируемых границ. В заданном контексте термин «граница» нуждается в уточнении. К. Бенсон утверждает, что реальностью является только организационная конструкция в умах организационных деятелей. Это полностью соответствует базовым положениям теории систем, согласно которым границы системы как абстрактного объекта задает разработчик ее модели.

3. Коллектив, команда. До последнего времени наличие коллектива или даже команды работников считалось неотъемлемым свойством организации. При этом особое значение всегда придавалось наличию и важности межличностных отношений между членами коллектива, собственно и превращающих множество индивидов в команду . Однако новые тенденции мировой практики дают повод усомниться в корректности данного утверждения. К ним относятся:

· создание распределенных групп работников, взаимодействующих исключительно в «цифровом пространстве» и не знающих друг друга лично;

· аутсорсинг, т. е. передача функций по реализации отдельных бизнес-процессов сторонним организациям;

· практика неполной занятости, субподряды.

Коллективные, командные формы работы позволяют создавать комплексные продукты (товары, услуги), реализовывать сложные проекты, но сами по себе они уже не определяют «лицо» организации.

4. Единое название, бренд. Существует два подхода к формированию бренда ¾ восточный, характерный для стран Азии, особенно Японии, и западный, получивший распространение в экономически развитых государствах Америки и Европы. Восточная модель основана на идее интеграции, объединения ресурсов и продуктов под общей торговой маркой. Западный подход предполагает создание и продвижение брендов отдельных продуктов или продуктовых линий. Характерной чертой последних лет стало взаимопроникновение данных подходов. 3

Феномен управления известен еще с античных времен и изучал­ся многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значитель­но позже (в начале XX в.). Появление управления как вида человеческой деятельности связано с необходимостью координировать деятельность людей в процессе охоты, ведения войны, повседневной жизни. Первыми управленцами можно назвать племенных вождей. Углубление общественного разделения труда, развитие кооперации, увеличение масштабов производства усложнили процесс управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.

Слово «управление» произошло от старорусского слова «управа», т. е. способность с кем-то управляться.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники (Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента// https://online.muiv.ru/media/lib/books/osnovyi-menedzhmenta-ch1/xbook032/book/index/index.html

То есть исходя из данного определения различают естественное, техническое и социальное управление.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. Основы социального управления: Иванов, В.Н. и др.

Социальный менеджмент: Учебное пособие. Издательство: М.: Высшая школа; Издание 2-е, перераб. и доп.-2002 г.

· Выделяют разнообразные виды человеческой деятельности: государственная;

· хозяйственная;

· производственная;

· военная;

· социальная;

· образовательная;

· научная;

· культурная;

· предпринимательская;

· педагогическая;

· другие.

Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении

Так государственное управление – это управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовую, исполнительную, судебную системы).

Каждому необходимо умение управлять. Успешно управлять - значит уметь справляться с заданиями и выполнять их достаточно хорошо для того, чтобы получить желаемый результат. Это означает, что результат достигается благодаря тщательно обдуманным действиям, а не случайным образом. файоль управление совещание

Управление включает в себя множество разнообразных действий, таких как планирование, распределение ресурсов, решение проблем, принятие решений, управление операциями и контроль.

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародился феномен управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами. Оно необходимо возникает вместе с появлением потребности в кооперации, т. е. в простом соединении различных социальных элементов. Возникновение и существование управления обусловлено, таким образом, общественным устройством жизнедеятельности людей и его иерархическим характером.

В специальной литературе обычно указывается множество определений управления - факт, свидетельствующий о концептуальной фрагментарности и эклектичности управления как научной дисциплины. Управление определяется как наука (область человеческого познания), искусство (практика выполнения работы), функция (вид деятельности), процесс (деятельность по выполнению функций управления). В повседневной практике управление чаще всего идентифицируется с особой группой лиц, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями людей для достижения поставленных целей, а также с его аппаратом, который является составной частью любой организации. Гвишиани Д.М. Организация и управление.М.,1972.с.36

Принимая во внимание столь неоднозначную трактовку управления, неудивительно, что в устах представителей различных дисциплин управление получает разное толкование. Так, с точки зрения экономистов, управление является одним из факторов производства наряду с землей, трудом и капиталом, который к тому же со временем замещает как труд, так и капитал. Специалист в области администрирования склонен считать, что управление представляет собой, прежде всего, систему власти в организации, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными. По мнению же социологов управление является одним из элементов социальной структуры и системы социальных статусов.

В теории управления сущность управления обычно раскрывается, с одной стороны, через понятия «деятельность» и «процесс», с другой - с помощью категории «воздействие». В первом случае управление сводится к действиям и процессу по подготовке и исполнению управленческих решений и по проведению организационно-управленческих мероприятий. Во втором - к воздействию, которое указывает на реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. Управление проявляется в виде влияния некоего субъекта на объект, в ходе которого происходит его преобразование, переход из одного состояния в другое, изменение направленности его движения или развития. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. с.15

На мой взгляд, обе трактовки представляют собой отражение механистического взгляда на процессы, связывающие управляющих и управляемых. Наиболее существенным недостатком его является восприятие управления в целом как одностороннего процесса целевого влияния руководителя на подчиненного, хотя и с признанием наличия обратной связи, но только в виде индикатора эффективности управленческих воздействий и канала информации о состоянии объекта управления и внешней среды.

В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Сущность управления невозможно раскрыть без рассмотрения сферы его осуществления. В этой связи следует различать следующие три сферы объективной действительности и соответственно им: управление в неживой природе; управление в биологических системах (организмах); управление в человеческом обществе (социальное управление).

Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты.

Процессы управления, присущие человеческому обществу, весьма разнообразны. Условно можно выделить: политическое управление, управление государством и управление экономикой или составляющими ее частями. В условиях рыночной экономики главным объектом управления является предприятие. Традиционно проблемы управления исследуются на крупных предприятиях, поэтому, когда говорят о "бизнес-менеджменте", прежде всего речь идет об управлении крупными корпорациями. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М. : ТК Велби, Издательство «Проспект», 2007.с. 58

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (см. Приложение 1).

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

Хотя управление образует особую, специфическую область человеческой деятельности, оно не существует само по себе как совершенно самостоятельный процесс, а включено в более широкую систему, определяющую видовые особенности управления. Видовые особенности формы управления определяются тем, каков предмет управления. Это не значит, что не существует общих принципов, закономерностей управления, относящихся ко всем его разновидностям. Эту группу закономерностей, как известно, рассматривает кибернетика, которая, исходя из общего, имеющего универсальное значение понятия управления, формулирует принципы, применимые в любой качественно своеобразной системе.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимость управления деятельности человека очень высока, так как управление не только обеспечивает поддержание системы в заданном состоянии, но и переводит её в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Итак, управление представляет собой сложное субъектно-объектное соотношение. Управленческая деятельность становится все более научно- обоснованной благодаря развитию теории управления, но в то же время она остается также областью творчества, искусства. А эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладеть искусством творческого применения в конкретных ситуациях научных принципов управления.

Принятие управленческих решений 22

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления 26

Тема 11. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления 29

Тема 12. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. 34

Тема 13. Личность менеджера 41

Тема 14 Лидерство и стиль управления 43

Тема 15. Власть и партнерство 46

Тема 16. Групповая динамика и разрешения конфликтов 48

Тема 17. Формальное и неформальное управление 54

Тема 18. Ресурсы, качество и эффективность управления 58

Тема 19 Система информационного обеспечения управления 61

Тема 20. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента 64

Тема 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.

Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.

Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Тема 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.

Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально экономическими процессами на уровне фирмы

Действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении не предпринемательскаих организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.

Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Менеджмент как научная дисциплина за сто летний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный динамичный менеджмент, в котором используются принципы, методы и инструментарий, формировавшийся в течение всего ХХ в.

Развитие управления менеджмента как науки представляло собой формирование разных подходов, которые не всегда совпадали, и поэтому позволяют рассматривать системы управления с разных сторон. Успехи в теории управления зависили от других, связанных с управлением наук, в частности математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики, философии, политологии.

Тема 3. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента

К.19в - 1920-е гг. Рыночный спрос на бол-во видов продукции был устойчив и предсказуем. Стабильность пр-ва постоянного ассортимента продукции. Контрольная модель упр-я - соблюдении стандартов и правил - текущий контроль технологических процессов, сбыта, поставок. 2.1920-70-е гг. В эк-ке - нестабильность, но будущее еще оставалось предсказуемым на основе статистических и математических моделей. Плановая модель упр-я - реализация долгосрочных и текущих планов и допускающая их корректировку с учетом изменения ситуации. 3.С 1970-х гг. - период нестабильности рын. среды – непредсказуемость хоз-ой жизни. Появление стратегического упр-я

Зарождение менеджмента как науки произошло в конце Х1Х в. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивались под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социообщественных факторов.

Классификация школ менеджмента.


Школа

Вклад в развитие науки

Выдающиеся представители

Внешняя среда

Классическая школа (школа научного управления)

Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др.

Г. Гант (1908), Ф. Тейлор 1911),Ф. и Л. Гилберт (1911),А. Файоль (1916),Дж. Муни (1931),Л. Урвик (1943) и др.

Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриальная революция, рост влияния менеджеров

Поведенческая школа (школа человеческих отношений)

Учет собственности конкретного индивидуума, мотивация труда, управление в целом и др.

Э.Мэйо(1945),П. Друкер,(1945),М. Вебер (1947),А. Маслоу (1960)

Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах

Школа управленческой науки

Исследование операций, теория игр, теория решений и др.

Н.Винер (1949),Г. Саймон (1955),Д. Мак-Грегор (1960),И. Ансоф (1965),Л. Канторович (1976) и др.

Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса

Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.)

Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения , информационные изменения и др.

Д.Томпсон (1967),П. Лоренс (1967),В. Оучи (1975), Г. Мицберг (1973),Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980) и др.

Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации

Школа научного управления . В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. В области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда- все это рассматривалось как средство совершенствование производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Школа научных отношений . Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии, Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.

Школа управленческой науки . Суть подхода- исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации.

Тема 4. Особенности российского менеджмента

В международной практике широко известны американская и японская модели менеджмента. В России до настоящего момента не было проведено систематического исследования российской модели менеджмента. Необходимо определить отличительные характеристики и использовать преимущества российского ведения бизнеса. Мощный заряд креативности российским руководителям дает та исключительно жесткая среда, в которой они работают. Как только она нормализуется, творческая жилка может ослабнуть. Хотя это может нас ожидать только в далеком будущем. Гуманитарный тип культуры дает российскому менеджеру огромные преимущества в плане гибкости, ведь ему требуется гораздо меньше специальных методик, программ и бюджетов, чтобы погрузиться в любую культурную среду. Наличие разных культур в компании он рассматривает не как неизбежное зло, а как естественное продуктивное состояние. По мнению ряда специалистов, стремление к гармонии является сущностью российской модели менеджмента. Большинство перспективных российских сотрудников представляют собой людей самореализующихся. Таким типом людей нелегко управлять нажимая лишь на материальные или карьерные рычаги. В настоящее время бизнес проецирует такие черты современного государственного управления, как отсутствие экономической стратегии и правовая незащищенность собственников. Средства массовой информации, наоборот, возможно благодаря политическому заказу, нагнетают обстановку, постоянно информируя о произошедших катастрофах и их последствиях. Неуверенность в завтрашнем дне сказывается на стиле управления: пассивным, безответственным сотрудникам нет смысла делегировать полномочия. Заменять авторитарный стиль управления на более демократичный становится неэффективно. В нашей стране личностные отношения преобладают над профессиональными. Профессиональные отношения возникают в течение длительного времени на основе установившегося доверия. Однако при неформально-дружеских отношениях довольно сложно выстроить систему. Но даже на этом уровне во многих компаниях менеджеры не научились использовать отличительные черты тех или иных сотрудников в интересах бизнеса. Возможны три российские модели менеджмента. Первая модель наиболее вероятна. Небольшая компания (с точки зрения глобальной экономики) с авторитарным лидером во главе, который является менеджером и собственником в одном лице. Подобный руководитель будет принимать решения исходя из изменений во внешней среде. При этом будут учитываться краткосрочные, субъективные цели. Вторая модель. Компания вовлечена в глобальный бизнес, при этом во главе находится авторитарный лидер, подавляющий любую инициативу. Стратегия фирме навязывается извне. Компания прямо или косвенно занимается обслуживанием вредного производства, экспорта природных ресурсов. Преобладание данной модели возможно при ухудшении позиций России на мировой арене. Третья модель – это оптимистичный вариант. Компания будет вовлечена в глобальный бизнес. Конкурентоспособность ей придает профессиональный менеджмент. Основная задача управления – дать возможность каждому сотруднику реализоваться. Дополнительную гибкость менеджерам в данном случае может придать гуманитарный склад ума, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем. Как таковой российской модели менеджмента не существует по причине того, что менеджмент в России - симбиоз европейского и азиатского методов руководства. Можно выделить основные причины отсутствия общей концепции в российском менеджменте: 1) недостаточная развитость рыночных отношений в России в сравнении с иностранными государствами; 2) существования такого явления как "откаты" для предприятий; 3) криминализация самых доходных отраслей предприятий; 4) высокие налоги и бюрократия; 5) размеры страны, а также её многонациональность и различия в территориальных законодательствах влекут за собой весомые потери, из-за которых поддержка и расширение предприятий становится такой же затратной, как создание филиалов предприятия за границей;

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте

Менеджмент как интеграционный процесс представляет собой действие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях:

  • Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

  • Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений , интуиции или научного аппарата;

  • Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

  • Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени ;

  • Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

  • Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

  • Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

  • Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

  • Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Тема 6. Внешняя и внутренняя среда организации

Внешняя среда.

Факторы внешней среды – это факторы, которые находятся вне организации и не зависят от чьей-то субъективной воли.

По степени воздействия они делятся на факторы прямого влияния (микросреда), непосредственно определяющие деятельность организации, и факторы косвенного влияния , действующие опосредованно, через факторы прямого влияния (макросреда).

К факторам прямого влияния относятся покупатели, поставщики, конкуренты и государство в его законодательной и регулирующей деятельности (схема 1).

Покупатели – важнейшее условие существования организации, т.к. только если продукция или услуга пользуются спросом можно осуществлять меры по повышению ее эффективности.

При всей самостоятельности покупателя организация располагает определенными возможностями воздействия как на общую массу покупателей, так и на отдельные группы. К таким мерам воздействия можно отнести прежде всего цены, особенно на товары первой необходимости, единства цен и качества товаров. Активно действуют все виды рекламных мероприятий: реклама, пробные продажи по сниженным ценам, выставки-продажи; очень важную роль играют льготы и стимулы для постоянных покупателей, периодические уценки, разного рода лотереи, которые привлекают покупателей возможностью бесплатно или по сниженной цене приобрести интересующий их товар. Очень важным фактором влияния является качественный сервис, систематический учет требований покупателя при обновлении производства и организации торговли, личная деятельность продавцов.

Поставщики – обеспечивают организацию необходимыми для ее деятельности товарами и услугами (производители сырья, топлива, оборудования, транспортные организации, банки, кадровые агентства, наемные работники).

Степень воздействия поставщика и складывающиеся с ним взаимоотношения зависят от многих факторов, главными из которых являются: степень монополизации поставщиком поставляемых материальных ценностей и услуг и доля поставщика в удовлетворении потребности данной организации. В том случае, когда поставщик является монополистом (в условиях России это государство при поставке электроэнергии, осуществлении железнодорожных перевозок), он диктует цену на реализуемый продукт, условия поставки и другие взаимоотношения.

Если поставщик не является монополистом, но без его продукции деятельность организации будет неэффективной (поставщик тары для фирм производящих соки, безалкогольные напитки и т.д.) преодоление монополизма достигается наличием у фирмы-производителя нескольких поставщиков, способных заменить друг друга. Во всех остальных случаях взаимоотношения между поставщиком и покупателем регулируются соотношением спроса и предложения.

Конкуренты – организации, производящие аналогичные или взаимозаменяемые товары и услуги. Понятие конкуренции включает в себя несколько явлений. Во-первых, внутриотраслевая, то есть между предприятиями, производящими определенный вид продукции (металл, уголь, хлеб, ткани). Она складывается из конкуренции внутри стратегических групп и между стратегическими группами. Стратегическая группа – это совокупность фирм, работающих в одной ценовой нише, с примерно одинаковым ассортиментом, удовлетворяющим одну группу потребностей.

Конкуренция между стратегическими группами возникает в пограничных слоях потребителей, т.е. тех, кто еще не достиг по уровню доходов ВИП-покупателей, но выше среднего дохода, а также в специфических условиях. Например, производители электротоваров «Бош» и «Электролюкс», относящиеся к разным стратегическим группам, конкурируют на тендерах, объявляемых строительными компаниями.

Помимо этого действует межотраслевая конкуренция – конкуренция разных отраслей, выпускающих товары для удовлетворения одной потребности (соки, безалкогольные напитки, бутилированная вода, пиво). И, наконец, конкурентная борьба за направление расходов покупателей (холодильник, телевизор, стиральная машина).

Взаимоотношения с конкурентами могут строиться на основе достаточно широкого спектра альтернатив: от ожесточенной конкурентной борьбы до различных временно возникающих союзов, направленных на раздел рынка, вытеснение общего конкурента, и для решения других маркетинговых задач. Особенно сложными и интересными являются взаимоотношения между конкурентами в настоящее время при возникновении виртуальных и паутинных сетей, в которых одни и те же фирмы могут выступать в одном случае как непримиримые конкуренты, а в другом случае как временно, но очень тесно сотрудничающие организации.

Государство – фактор императивный, не предполагающий инициативы и альтернативных действий со стороны организации, поскольку законы, инструкции, постановления подлежат исполнению. В микросреде государство выступает в следующих ролях:

Властная структура, в функции которой входит разработка правовой основы предпринимательства, контроль за соблюдением законодательства;

Менеджмент экономического регулирования, включающий в себя утверждение единых общих правил поведения хозяйствующих субъектов, установление дифференцированных правовых и экономических режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, использование отдельных административных актов управления;

- собственник государственного имущества , осуществляющий распоряжение и управление им (создание, ликвидация, продажа, покупка).

Внутренняя среда.

Внутренняя среда включает в себя ресурсы, структуру, коммуникации и организационную (корпоративную) культуру.

Ресурсы – это условия производства, в которые организация вкладывает денежные средства.

Можно выделить следующие виды ресурсов:

- Материальные – ресурсы, которые используются в одном производственном цикле или в течение одного календарного года (сырье, материалы, энергия, вода, инструменты и т.д.).

- Инвестиционные – средства, вложенные в те элементы производства, которые служат в течение всего производственного цикла или более года, т.е. в основные фонды (здания, сооружения, станки, оборудование).

- Информационные – вложения в получение необходимой информации (каталоги, справочники, реклама, обучение персонала и повышение его квалификации, обследования, заказываемые сторонним организациям).

- Человеческие – самый важный с точки зрения менеджмента вид ресурсов, поскольку именно он является объектом управления. Разнообразие людей безгранично, однако можно выделить некоторые признаки, подлежащие контролю при формировании коллектива: способности, склонности, потребности и ожидания, страхи, предрассудки, культурные, социальные, религиозные особенности. Влияние коллектива на личность.

В зависимости от сферы функционирования организации, размера организации, используемой технологии состав ресурсов может быть весьма различен. Точно так же будет различаться и их структура, то есть удельный вес каждого из видов ресурсов в общей их сумме.

Необходимость расчета структуры связана с тем, что для обеспечения эффективности производства следует оптимизировать расход ресурсов и начинать этот процесс следует с того вида ресурсов, который занимает наибольший удельный вес.

Тема 7. Факторы прямого и косвенного воздействия

Факторы прямого воздействия

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование методов ограничения запасов, т.е. фирмы исходят из того, что необходимые для следующего этапа производственного процесса материалы должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В то же время в других регионах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить многие сектора компьютерной промышленности. Многие фирмы вынуждены были искать дешевую рабочую силу в других странах.

Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров. В проведенных исследованиях при ранжировании по степени важности ряда факторов руководители фирм выделили в первую очередь: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.

Законы и государственные органы

Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные учреждения влияют на организацию. В преимущественно частной экономике взаимодействие между

покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Законотворчество местных органов управления. Регулирующие постановления местных органов власти также усложняют ситуацию. Местные органы власти требуют от предприятий приобретения лицензий , ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи и страхования, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системой местных установлений.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф.Друкер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в этом смысле. Так, правительство государства и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией, однако в период предвыборных кампаний граждан рассматривают как потребителей, которых нужно “купить”.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным.

Конкуренты

КОНКУРЕНТЫ - это важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Факторы косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности.) Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики

Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может пойти на увеличение запасов ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, чтобы сдержать рост издержек. Оно также может решить сделать заем, так как при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной мгновенного обогащения или обнищания фирмы.

Социо-культурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы , и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию. Так, например, в системе ценностей американского общества дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их нельзя рассматривать как противозаконные. Однако, в некоторых других странах такая практика может считаться вполне нормальной.

На основании специальных исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации. Эти факторы обусловили и появление должности по общественным проблемам корпорации.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером может служить производство одежды. Другой пример - это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на многих, связанных с этим фирмах.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

По замечанию Р.Джоунса, бывшего председателя правления фирмы “Дженерал Электрик”, организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. А это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в организацию, приспособленную к новой среде.

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

Другой элемент политической обстановки - это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (или даже к национализации) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение денег, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки.

Отношения с местным населением

Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ и общественных организаций, благотворительной деятельности, в поддержке молодых дарований и т.п.

Международные факторы

Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.

Так же следует учитывать и международные факторы:

Изменение валютных курсов;

Политические решения стран-инвестеров;

Принимаемые решения международных картелей

Тема 8. Система менеджмента: функции и организационные структуры

1.Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

2.Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений, интуиции или научного аппарата;

3.Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

4.Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени;

5.Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

6.Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

7.Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

8.Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

9.Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Организационная структура:

Проектирование организационной структуры

Построение структуры организации определяется выбором стратегии, т.е. структура строится от стратегии. Структура обеспечивает реализацию стратегии, т.к. с течением времени стратегия меняется, следовательно, меняется и структура организации.

Структура разрабатывается сверху вниз. Вначале руководители должны разделить организацию на широкие сферы, а затем поставить конкретные задачи, поэтому последовательность следующая:


  1. деление организации на широкие блоки по горизонтали (деление по функциональным областям, что соответствует стратегии). При этом принимаются решения, какие виды деятельности выполняются линейными подразделениями и какие штабными;

  2. устанавливается разделение по вертикали и соотношение полномочий различных должностей, т.е. решается вопрос по степени реализации системы (централизованная она или децентрализованная); по норме управления и единоначалия, а также о штабных и аппаратных полномочиях;

  3. определяются особенности должностей как совокупность задач и функций, а также производится расстановка кадров по должностям;

  4. в зависимости от степени стабилизации условий работы определяется степень гибкости организации, вплоть до создания адаптивных структур.
Появившаяся в результате разработки организационная структура должна быть открытой к изменениям при изменении стратегии.

Основные элементы создания оптимальной структуры организации:


  1. исходная информация:

    1. общая характеристика организации, как объекта управления в соответствии со стратегиями;

    2. материальные связи организации;

    3. информационные связи организации;

    4. состав задач управления.

  2. определяемые параметры:

    1. число уровней управления;

    2. количество подразделений;

    3. количество подчиненных;

    4. распределение обязанностей;

    5. расстановка кадров;

    6. степень автоматизации работ;

    7. маршруты движения информации.

  3. оценочные параметры:

    1. затраты на содержание систем управления;

    2. напряженность труда в подразделениях;

    3. время обработки информации;

    4. время реагирования на различные сбои;

    5. время решения задач управления.

Тема 9. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений

Цель - идеальное или желательное состояние организации (индивида), достижение которого ориентирована на процесс управления.

Ф-ции цели: 1 Отражают философию орг-ции, концепцию ее функционирования и развития. 2 .Задают направления деятельности орг-ции. 3 .Уменьшают неопределенность, становясь ориентирами, помогают приспособиться. 4 .Концентрация на цели позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами. 5 .Цели, особенно великие, независимо от того, реальны ли они, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения.

Классификация целей : 1 .по уровням : низший уровень - объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших социальных целей; 2 .по источникам : на заданные из вне и сформировавшиеся внутри организации: внешние цели, которые обычно ставит официальное руководство, учитывают потребности более широкой социальной общности, в которой орг-ция функционирует; внутренние - на удовлетворение потребностей коллектива. 3 .с точки зрения комплексности : простые и сложные цели; 4 .по степени важности : стратегические и тактические: стратегические (решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации (выход на международные рынки)); тактические цели (отражают отдельные этапы достижения стратегических). Бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий). 5 .с учетом времени : на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). 6 .по содержанию : личные и институциональные. Личные - связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д. Институциональные цели - производственно-хозяйственной деятельности. Делятся на технологические (повышении качества товара), экономические (рост прибыльности), административные (достижение высокой дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (завоеванием рынков сбыта), научно-технические (разработка и внедрение новых образцов, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников 7 .по направленности : на конечный результат (выпуск определенного объема продукции); на осуществление той или иной деятельности (совершенствование технологии); на достижение определенного состояния объекта (приобретение работником новой профессии); 8 .по форме выражения - описываемых количественными показателями (продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе); 9 .по степени обязательности : цели-задания и цели-ориентиры. 10 .с точки зрения масштабности : глобальные, общие и частичные цели; 11 .по степени реальности : действительные и мнимые.

Процесс принятия решений

Решение – выбор одной альтернативы из нескольких.

Принятие решения – технология, необходимая для выполнения любой функции менеджмента.

Классификация управленческих решений:


  1. по источнику возникновения:

    1. инициативные;

    2. по предписанию.

  2. по способу доведения решения:

    1. устные;

    2. письменные.

  3. по субъекту принятия решения:

    1. индивидуальные;

    2. коллективные.

  4. по степени новизны:

    1. рутинные;

    2. новаторские.

  5. по наличию информации:

    1. определенные;

    2. вероятностные;

    3. неопределенные.

  6. по методу разработки решений:

    1. количественные;

    2. эвристические.

  7. по целевой направленности:

    1. одноцелевые;

    2. многоцелевые.

  8. по содержания решения:

    1. экономические;

    2. технические;

    3. социальные;

    4. организационные.

  9. по периоду действия:

    1. оперативные;

    2. долговременные.
Организационные решения – выбор, который должен сделать руководитель организации, для обеспечения движения ее к конечным целям. Бывают:

  • стандартные (с высокой степенью структурирования);

  • нестандартные (необычные ситуации, условия и пр.).
Интуитивные решения – выбор, сделанный только на ощущении того, что он правильный.

Решения, основанные на суждениях, обусловлены знаниями, опытом, навыками.

Алгоритмическое (рациональное) решение – решение, принимаемое на основе логически взаимосвязанной последовательности операций.

Модель принятия управленческого решения.

1 – определение цели;

2 – диагностика исходных ситуаций;

3 – формирование проблемы;

5 – формулирование задачи;

6 – поиск (выборка) альтернатив решения задачи;

7а – выбор критериев;

7б – формулирование ограничений;

8 – выбор оптимального решения;

9 – композиция проблемы на основе решенных задач;

10 – разработка программы деятельности.

Этапы 3, 4 и 9 могут быть пропущены при работе модели.

Тема 10. Механизмы менеджмента: средства и методы управления

Средства управления - это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления.

Методы управления - это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов Управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

Лучшие статьи по теме