Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Особенности разных видов нко, их различия и цели создания. Как создать некоммерческую организацию Некоммерческое общественное учреждение

Особенности разных видов нко, их различия и цели создания. Как создать некоммерческую организацию Некоммерческое общественное учреждение

Общественная организация - это некоммерческая организация. Ее статус регулируется параграфом 6 главы 4 Гражданского кодекса РФ, в котором содержатся нормы о некоммерческих корпоративных организациях, и специальными законами: «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - закон № 7-ФЗ) и «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее - закон № 82-ФЗ).

Цели создания общественной организации

При создании общественной организации (далее — ОО) необходимо ориентироваться на нормы закона № 82-ФЗ, так как в п. 3 ст. 6 закона № 7-ФЗ общественная организация хотя и признается одной из форм некоммерческих организаций, но за уточнением особенностей ее статуса делается отсылка к закону № 82-ФЗ.

В ст. 123.4 Гражданского кодекса дается такое определение: ОО — это объединение граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Цель создания ОО — удовлетворение нематериальных и духовных потребностей, представление и защита тех интересов, которые являются общими, и реализация иных целей, не противоречащих законодательству.

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ ОО является одной из форм общественных объединений и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединенных граждан. При сравнении с нормами ГК РФ видно, что в законе № 82-ФЗ не рассматриваются такие цели создания, как:

  • представление интересов;
  • удовлетворение нематериальных потребностей;
  • реализация целей, не являющихся уставными.

Согласно принципу «Lexspecialisderogatgenerali» («специальное право отменяет общее»), подтвержденному постановлением Конституционного суда от 08.11.2005 № 439, говорящему о том, что в случае коллизии между законами приоритет должен отдаваться более позднему закону и специальному закону, в этом случае действует закон № 82-ФЗ.

Таким образом, ОО не вправе в своей деятельности ставить перед собой цели, не являющиеся уставными. Аналогично необходимо действовать при выявлении иных несовпадений в тексте ГК и закона № 82-ФЗ.

Процедура создания общественной организации

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ при создании ОО количество ее учредителей не может быть менее 3. Ст. 18 закона № 82-ФЗ конкретизирует, что должно быть не менее 3 физических лиц, остальными учредителями могут быть и юридические лица — общественные объединения.

Для создания новой некоммерческой организации учредителям придется созвать съезд, конференцию или общее собрание, где они будут обязаны:

  • принять решение о создании;
  • утвердить устав;
  • создать органы управления и контрольно-ревизионные органы.

ОО считается созданным и будет вправе осуществлять свою деятельность в качестве общественного объединения, то есть защищать интересы членов и действовать для достижения общих целей с момента принятия всех этих решений. Права юридического лица она получает только после государственной регистрации (ст. 18 закона № 82-ФЗ) в Министерстве юстиции РФ (ст. 13.1 закона № 7-ФЗ).

Документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев с момента утверждения устава, если учредители приняли решение о регистрации и дальнейшей работе в качестве юридического лица (см. п. 9 ст. 21 закона № 82-ФЗ). С момента принятия решения учредители приобретают статус членов.

При создании также должен быть решен вопрос о территориальной сфере деятельности ОО. В соответствии со ст. 14 закона № 82-ФЗ она может быть:

  • местной;
  • региональной;
  • межрегиональной;
  • общероссийской.

Если ОО создается в качестве общероссийской, она может использовать в своем названии слова «РФ» или «Россия» без соответствующего разрешения Правительства РФ, как, например, общественная организация «Всероссийское общество автомобилистов».

Устав некоммерческой общественной организации

Устав является единственным учредительным документом общественной организации, учредительный договор ее члены не заключают. В п. 2 ст. 123.5 ГК РФ указано, что устав некоммерческой общественной организации в обязательном порядке включает в себя:

  • наименование;
  • местонахождение (город или иной населенный пункт);
  • цели создания и деятельности;
  • условия членства;
  • данные о порядке управления;
  • сведения о правах ее членов, связанных с имуществом;
  • информацию о процедуре распределения активов ОО после ее ликвидации.

Аналогичные нормы содержит ст. 29 закона № 82-ФЗ, дополняя перечень сведениями о территории и структуре общественной организации. Устав может, помимо основных, включать любые пункты по усмотрению ее членов, не противоречащие действующему законодательству.

Если ОО использует в своей деятельности какую-либо символику, ее описание должно быть включено в устав, возможно в виде приложения. Устав вместе с приложениями оформляется в виде единого документа, если организация имеет территориальные подразделения, они обязаны принять устав головной ОО.

О порядке подготовки устава можно прочитать в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2017-2018 года» . Изменения в устав вносятся в том же порядке, в котором происходит его принятие, решением высшего органа управления (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом.

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16).

Членство в общественных организациях

Общественная организация — это некоммерческая организация, основанная на принципе членства. Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ членами ОО могут быть и физические, и юридические лица, в свою очередь являющиеся общественными объединениями. Ограничения для юридических лиц или их типов могут быть установлены уставом ОО, законом № 82-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 123.6 ГК РФ член ОО несет обязанности и осуществляет корпоративные права, в том числе имеет право на безвозмездное пользование услугами организации. Согласно ст. 6 закона № 82-ФЗ намерение стать членом или присоединиться к целям, декларируемым общественной организацией, должно быть выражено в заявлении или ином документе, который позволит руководству ОО вести учет членов.

Все члены ОО равноправны. Они могут быть избраны в руководящие и ревизионные органы на равном основании. Неисполнение обязанностей или злоупотребление правами может повлечь за собой исключение из ОО в порядке, который должен быть описан в уставе.

Управление в общественной организации

Для ОО согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ используется 2-звенная структура управления: руководящие и исполнительные органы. Руководящие органы формируются в 2 видах:

  • Высший орган — конференция или общее собрание.
  • Постоянно действующий орган — выборный коллегиальный. Он отчитывается перед конференцией.

Помимо высших органов управления в ОО формируются исполнительные органы. Обычно управляет ОО единоличный орган (председатель или президент, как рекомендует п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), но если закон или устав обязывает к этому, в организации формируется коллегиальный исполнительный орган, который может называться правлением, советом или президиумом, что также рекомендуется в упомянутой статье.

Высшему органу принадлежит исключительное право принятия решений по вопросам:

  • определения размера членских взносов (п. 1 ст. 123.7 ГК РФ);
  • определенным в п. 2 ст. 65.3 ГК (среди них изменение устава, образование органов управления, реорганизация и ликвидация).

Согласно ст. 8 закона № 82-ФЗ между высшим коллегиальным органом и постоянно действующим коллегиальным органом может быть разделена компетенция по вопросам:

  • утверждения готового отчета и отчетности;
  • участия в капиталах других юридических лиц;
  • создания филиалов;
  • определения аудитора;
  • образования единоличного исполнительного органа и прекращения его полномочий.

Из смысла статьи вытекает, что создание коллегиального исполнительного органа, избрание его членов полностью остается в ведении высшего органа — конференции или общего собрания.

Имущество общественной организации

Согласно ст. 30 закона № 82-ФЗ ОО может владеть на праве собственности любыми активами, в том числе акциями. Отдельно выделено право ОО на владение средствами массовой информации и издательствами. Эти активы должны организовываться или приобретаться за счет собственных средств ОО.

Источниками создания имущества выступают:

  • взносы членов;
  • добровольные пожертвования от третьих лиц;
  • доходы от проводимых мероприятий и общественной деятельности.

Члены ОО полностью утрачивают право на внесенное ими в ОО имущество, в том числе на вступительные и членские взносы. Даже при ликвидации общественной организации они не имеют права на получение части имущества, оставшегося после ликвидации. Данное имущество направляется на цели, соответствующие целям деятельности ликвидированной ОО (ст. 26 закона № 82-ФЗ).

Собственником имущества является общественная организация. Свои территориальные подразделения она вправе на основании ст. 32 закона № 82-ФЗ наделять имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Преобразование и ликвидация общественной организации

Согласно п. 4 ст. 123.4 ГК РФ ОО может быть преобразована:

  • в ассоциацию (союз);
  • фонд;
  • автономную некоммерческую организацию.

Ликвидация ОО может быть произведена в добровольном и принудительном порядке. Деятельность ОО согласно нормам ст. 42 закона № 82-ФЗ может быть приостановлена в случае нарушения законов или ведения деятельности, не соответствующей нормам устава. Если требования представления не выполнены, подготовивший его орган может приостановить деятельность ОО на период до 6 месяцев.

Если и после этого нарушения не были устранены или ОО существенно нарушила закон, причинила ущерб охраняемым законом интересам, то по нормам ст. 44 закона № 82-ФЗ ОО может быть ликвидирована в судебном порядке. Споры о принудительной ликвидации некоммерческих юридических лиц рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам КАС РФ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64).

Добровольная ликвидация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 26 закона № 82-ФЗ, по решению высшего органа управления. Оставшееся после ликвидации имущество должно быть израсходовано на цели, указанные в уставе, а в случае принудительной ликвидации судьба имущества может быть определена на основании решения суда. Решения ликвидационной комиссии о судьбе имущества публикуются в печати.

Существование общественной организации как одной из форм некоммерческих организаций регулируется нормами нескольких нормативных актов. Соответствие ее работы их требованиям контролируется государством, и их несоблюдение, например занятие предпринимательской деятельностью, может стать причиной для ликвидации.

Здравствуйте друзья! Разговор пойдет об НКО - Некоммерческих организациях. Мы постоянно регистрируем и сопровождаем НКО (более 200 в год), это наша главная специализация и любимая работа. На просторах интернета по теме создания НКО полно старой, не профессиональной и банально устаревшей информации. Если Вас интересует тема связанная с оформлением в 2019 году и дальнейшей работой НКО, тут Вы найдете ответы на главные вопросы. Или узнаете ответы, которые обязательно надо знать.

Вот список вопросов людей, которые задумались об оформлении НКО:

НКО - что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Некоммерческие организации следуя из названия являются организациями, цель которых, некоммерческая деятельность в определенных направлениях. У НКО нет бенефициаров или собственников, которые получают проценты, доход или дивиденды. НКО не может иметь в целях ведение предпринимательской деятельности, действует в некоммерческом поле по направлениям, которые закон четко описывает.

Если проще НКО действует в области: образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, экологии, благотворительности, защиты законных прав и свобод и.т.д. Все эти виды деятельности являются социально-ориентированными и полно прописаны в статье 31.1 .

Некоммерческие организации подчиняются двум главным законам, Закон о некоммерческих организациях и ГК Глава. А главным контролирующим органом является Министерство юстиций.

НКО имеет также ряд преимуществ. Она действуя в некоммерческом поле, во многих случаях, имеют преимущество перед коммерческими организациями. Часто поступления полностью освобождаются от налогообложения. Имеет преимущество при взаимодействии с государственными органами. Возможность участие в грантах и получение государственной поддержки выделенных специально для НКО. Получение площади от государства, например офисной или спортивной, для реализации своих целей. Наличие социального вычета НДФЛ, который могут получить физические лица спонсирующие некоммерческие организации.

По сути цели государства и НКО часто совпадают, например развитие науки или спорта. И если Некоммерческая организация добивается в своей деятельности успехов, то в интересах государства помочь ей, через гранты, премии или субсидии. Это в свою очередь помогает некоммерческим организациям реализовывать свои программы.

Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

Следствием отсутствия собственников НКО, является то, что всё имущество Некоммерческой организации принадлежит только ей. Фактически управлением занимается Руководитель, которым может называться председателем, директором, президентом или как либо еще. Главное, что Руководителя выбирают члены НКО, все члены равны, и ограничивать кого либо из членов законом запрещено.

Важно сказать, что видов НКО довольно много. Разделить их можно по двум главным признакам. Первый - место регистрации, куда подается пакет документов на регистрацию и в дальнейшем изменения в уставных документах. Это Федеральная налоговая служба или Минюст. Второй признак - основана ли организация на членстве. Когда Вы создаете НКО не основанную на членстве, это Ваш проект, и Вы имеете возможность его контролировать, вкладывая в него ресурсы и силы. В основанной на членстве НКО это сделать очень сложно, Вы, по сути, являетесь инициатором проекта, который в будущем будет развиваться силами и видением многочисленной группы людей. Удержать управление можно лишь оставаясь лидером движения и своим авторитетом.

1 Группа. Регистрируемые в Минюсте не основанные на членстве:

  • (Автономная некоммерческая организация)

2 Группа. Регистрируемые в Минюсте основанные на членстве:

  • Казачьи общества

3 Группа. Регистрируемы в ФНС основанные на членстве.

  • Потребительские кооперативы

4 Группа. Регистрируемы в ФНС не основанные на членстве.

  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Важно сказать, что очень сложно, вернее в большинстве случаев невозможно. Проще учредить новую НКО. Ответственно подойдите к выбору формы НКО.

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Необходимо ответить себе на несколько главных вопросов и иметь необходимые документы.

Необходимо определиться, в какой некоммерческой области Вы будете действовать и главное как вы будете реализовывать свои цели.

Ответив на первый вопрос, Вы сможете определиться с формой НКО, которую Вам необходимо создать.

В зависимости от формы, Вам потребуется минимум от одного до трех паспортов учредителей.

Определиться с составом органов управления НКО, их должности и копии паспорта.

Полное и сокращенное название Вашей будущей НКО.

Иметь данные для юридического адреса, это может быть офис (Гарантийное письмо от собственника офиса) или домашний адрес одного из учредителей (при условии, что он владелец квартиры).

4000 рублей на государственную пошлину

Примерно 3600 рублей на услуги Нотариуса.


Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

Вы решили создать НКО, и первый вопрос с чего начать:

Для регистрации необходим как минимум один учредитель, в некоторых формах два, но необходимо три человека в обязательный коллегиальный орган управления. Т.е. один человек может быть учредителем, руководителем и членом коллегиального органа управления и еще двое только членами коллегиального органа управления. Все главные вопросы решает именно коллегиальный орган управления, а не учредитель.

- Выбираем название для нашей НКО.

Вопрос сложнее, чем Вам может показаться. Во первых, наименование должно быть уникальным. Во вторых состоять из трех частей: организационно-правовой формы, отражением характера вашей деятельности, само название. Например: АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВА "ЗАРЯ", как видите оно состоит из трех обязательных частей. Название должно определять характер вашей деятельности, как следствие ваши цели и состав будущего Устава. Отсюда следует важное ограничение, фактически названием будут определены виды вашей деятельности и заниматься всеми социально-ориентированными видами деятельности вы не сможете. Например спортивная организация не сможет заниматься экологией. Также нельзя просто так международный, всевозможные названия органов государственной власти, другие формы (фонд, союз, ассоциация) и т.д. Не допускаются иностранные символы и слова. Если используется редкое название или малоизвестное русское слово, лучше приложить пояснительное письмо с его описанием. Не каждый знает что такое Фарахруд, в том числе сотрудники Минюста, которые могут принять его за иностранное слово.

- Определяемся с юридическим адресом.

Юридический адрес является официальным местом нахождения организации, и регистрация АНО происходит по месту нахождения юридического адреса. Так где его взять? Есть несколько путей.

Самый простой способ, юридический адрес предоставляет один из учредителей на свою квартиру, обязательное условие, квартира должна быть в собственности. Если в собственности доля, то обязательно согласие остальных участников.

Второй способ - юридическим адресом будет офис по договору аренды, т.к. организация еще не создана, собственник офиса выдает Вам гарантийное письмо, что заключит с вами договор аренды и согласен с тем, что там будет юридический адрес организации.

Существует на практике третий способ, самый сомнительный - "покупка юридического адреса", собственник предоставляет Вам гарантийное письмо, но после регистрации обеспечивает Вам лишь почтовое сопровождение организации. Это дешевле чем снимать офис, но идти по этому пути стоит только с проверенными партнерами. Можно попасть на " черный-резиновый" адрес и получить отказ в Минюсте или после оформления НКО иметь возможности открыть расчетный счет.

- Оформление документов для подачи в Министерство юстиции.

Далее самый сложный этап. Оформление пакета документов для регистрации НКО. Этот пакет документов подается в региональный Минюст, не путать с Минюстом России. Например в Москве, это Минюст Москвы. Минюст по Московской области находится тоже в Москве.

Минимальный пакет для регистрации состоит из:

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом - 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем - 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Отдельно хотелось бы уделить внимание Уставу НКО.

Устав должен отражать именно ваш характер деятельности, цели и задачи организации, виды деятельности. Все эти пункты формируются в согласии с наименованием организации! В Уставе указывается: Наименование некоммерческой организации, место нахождения, цели и предмет деятельности, сведения о филиалах и представительствах. Также устав определяет порядок внесения изменений, реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, порядок контроля деятельности организации.


Процедура регистрации НКО в Минюсте

Процедура регистрации НКО в Министерстве юстиции в корне отличается от регистрации ООО. Сама регистрация состоит из четырех этапов, и часто Вы можете слышать только сроки некоторых, что вводит людей в заблуждение.

Скажу проще, полный срок регистрации, с момента подачи документов в Минюст, занимает не меньше 1,5 месяца. И эти полтора месяца состоят из пяти этапов, в которых принимают участие минимум 4 человека. Это одна из причин, почему ускорить регистрацию очень сложно, и если у вас это получится, это будет всего несколько дней. Опишу эти этапы:

1. Подаются документы в Министерство юстиции, принимает их в окошке "специалист на приемке".

  • Первый вариант "Отказ" в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант "Доработка", если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После "Доработки" экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

3. Минюст сам отправляет пакет документ в ФНС (Налоговую), идут они около недели.

4. Документы проходят проверку в ФНС, она не такая строгая как в Минюсте. И тут решений может быть только два. Положительное или отрицательное решение. Если отрицательное, то вы попадаете в начало пути. В случае положительного решения присваиваются регистрационные номера ИНН и ОГРН, с внесением в единый реестр юридических лиц. С этого момента НКО существует. Вы можете взять выписку из ЕГРЮЛ и на основании нее совершать некоторые действия.

5. Документы созданной организации еще неделю едут обратно в Минюст.

6. Минюст получив документы из ФНС, выпускает дополнительно Свидетельство о регистрации некоммерческой организации. Важно сказать, что это свидетельство подписывает лично начальник Минюста. В связи с чем этот этап может легко растянусь с одной до двух или трёх недель, и любые взывание к совести специалиста в "окошке" или на телефоне, ситуацию не изменят. Он просто не осмелится доложить ваше недовольство высшему руководству.

Получив пакет документов в Минюсте обязательно проверьте, не допущено ли ошибок при внесении основных данных в ЕГРЮЛ, например в Ф.И.О. учредителей и руководителей, адресе, названии, и.т. д.

Потом изготавливаете печать, это сделать обязательно. Освобождены от печатей могут быть только ООО и ИП. И обязательно получаете в РОССТАТЕ (Статистике) "Уведомление" с кодами статистики.

Собираем, что получилось в красивый пакет и открываем расчетный счет в понравившемся нам банке. Делает это руководитель и лучше это сделать сразу. Без расчетного счета НКО редко может существовать, и с течением времени делать это становится все сложнее. НКО без расчетного счета, это вообще отдельная статья для разговора.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Пройдем по мере возникновения. После незначительных расходов связанных с подготовкой документов, бумага и чернила. Идут нотариальные расходы и составляют минимум 3500р, если у нас 1-2 учредителя. Далее государственная пошлина составляет 4000р., которую необходимо оплачивать в банке по квитанции. Расходы связанные с открытием расчетного счета составляют примерно 2-3 т.р., надо заметить, что в государственных банках цены выше чем в коммерческих, но и надежность их не вызывает сомнений. Учтите, что при отзыве лицензии у банка, организация в 95% случаев теряет свои денежные средства на расчетных счетах.

Отдельно хотелось бы сказать. После создания организация будет нести постоянные расходы связанные с ведением расчетного счета 1-3,5 т.р. в зависимости от банка. А также ведение бухгалтерского учета НКО достойным бухгалтером выйдем минимум в 2000р в месяц.

Правила работы и обязанности НКО.

Эта тема очень объемная, постараемся разобрать соответственно три главных вопроса:

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

В Уставе любой НКО прописывается территориальная сфера деятельности, если попроще - это те регионы в которых НКО может действовать. По умолчанию главным регионом будет тот, в котором находится Ваш юридический адрес. В дополнительных регионах НКО действует на основании филиалов или отделений. В зависимости от формы НКО, можно открыть отделения, филиалы или одновременно оба этих вида. Важно сказать, что для каждой формы расширение территориальной сферы деятельности реализуется по разному. Об этом необходимо читать отдельно. Я обозначу в чем их отличие.

Филиалы это независимые структурные единицы со своими регистрационными данными и расчетными счетами в банках. Их создание приводит к новой редакции устава НКО. Структура организации и принцип управления при наличии филиалов полностью меняется. Филиалы открывают например АНО.

Отделения создаются внутренними документами, не приводят к созданию новой редакции устава и не приводят к коренным изменениям в НКО. Но не во всякой форме НКО, возможно открытие отделений. Отделения например можно открыть в Общественной организации.

Есть формы, которым территориальный признак не так важен, например фонды. Фонды по своей сути, собирают и распределяются средства. Их деятельность построена на содействии или совместной реализации социальных проектов с другими НКО. У них как правило, просто нет необходимости в филиалах или отделениях. Они отлично достигают своих целей, опираясь на один единственный регион, перераспределяя собранные ресурсы.

Отдельно нужно сказать про Общероссийские организации и НКО, которые Просто так, его использовать нельзя, для каждой формы НКО существуют свои правила. Для общественной организации, это действие на территории более 43 регионов России, например открытие более 43 отделений. Для Ассоциации (союза), это срок деятельности более 5 лет, более трети регионов и уникальная деятельность, которую еще надо доказать.


Международный статус и использование соответствующего названия. Для этого надо сделать три шага. Создать НКО. Потом создать представительство вашей НКО в другой стране по её законам. Третий шаг, имея все документы на созданное представительство, подать документы в МИНЮСТ РОССИИ на новый устав, наименование и статус. Часто спрашивают, как создать "ВСЕМИРНУЮ НКО", ответ никак, сделать это невозможно и понятия такого в законе нет.

Кто контролирует работу НКО?

Деятельность НКО несколько сложнее, чем деятельность коммерческих организаций. НКО контролирует в основном Минюст и Налоговая (ФНС). Принцип и цели контроля сильно у них отличается. Если описывать все тонкости не хватит и книги, но главные принципы, постараемся обозначить.

Минюст контролирует, соответствует ли деятельность НКО, закону о некоммерческих организация. Проверяется соответствует ли деятельность НКО её уставу и правомерно ли расходуются средства. Именно Минюст принимает жалобы на деятельность НКО и принимает решение о её принудительной ликвидации. Ежегодно получает отчетность от НКО о подтверждении деятельности, основных финансово-экономических показателях и составе органов управления. Проверяет целевое использование полученных денежных средств и законность их использования в рамках некоммерческого поля. По сути Минюст несет надзорную функцию, в случае несоответствия, выносит предписание устранить недочеты или ликвидирует НКО.

Налоговая (ФНС) исполняет несколько другие функции. Все НКО, в рамках своего устава, могут заниматься деятельностью приносящий доход, которая облагается налогами. В налоговую ежеквартально предоставляются отчеты и декларации. На основании отчетности и анализа состава операций расчетного счета, ФНС проверяет правильность начисления и уплаты налогов. Другими словами ФНС исполняет фискальные функции контроля. И в случае выявления нарушений штрафует НКО, блокирует расчетные счета, требует пояснений от руководителя, если данные были предоставлены неполные, противоречивые или недостоверные.

Также всеми НКО отчетность предоставляется в ПФР, ФСС и РОССТАТ, даже в том случае, если деятельности или сотрудников НКО не имеет.

Принцип деятельности НКО

После создания или ежегодно НКО проводит общее собрание членов. На этом собрании в рамках устава НКО, определяется план развития НКО в текущем году. Проще говоря, члены решают главные принципы и цели деятельности их НКО, определив цели следующего года, возможно разработав определенную программу. Возможно определяется механизм реализации социально-ориентированных мероприятий.

Второй важный вопрос, как заданные цели будут достигаться, за счет каких средств. Определяются приорететные источники формирования поступлений. Соответственно для привлечение денежных средств, могут быть запланированы мероприятия и акции, например приуроченные к праздникам или торжественным датам. Возможно главным источником средств предполагается деятельность приносящая доход, и необходимо описание развития этого направления.

Третий вопрос, это смета на текущий год. Определив, цели некоммерческой организации и источники за счет которых, они будут реализовываться. Члены собрания формируют смету с планируемыми размерами поступлений по каждой статье и их целевое использование на планируемые цели. Важно сказать, что смета не должна точно исполниться в течении года, это лишь план. По итогу года, составляется фактическая смета, члены собрания изучают сметы планируемую и фактическую, с тем чтобы учесть опыт прошедшего года и иметь возможность качественнее спланировать следующий год.

Хотелось бы заметить, что сметы в НКО может и небыть вовсе, т.к. финансовые операции отсутствую полностью, а уставная деятельность, цели и задачи, полностью реализуются. Например Общественная организация действует за счет своих членов и волонтеров, которые безвозмездно действуют или за свой счет, полностью реализуя цели по просвещению и консультированию населения о его правах. Как видите финансовые операции могут быть минимальны или даже полностью отсутствовать.

Отдельно замечу, что налогами в основном облагается деятельность приносящая доход (доход от реализации товаров и услуг), которая является источником формирования поступлений НКО. Получать доход, допустимо только в рамках тех видов деятельности, которые есть в уставе (записать чисто коммерческие виды деятельности в устав, как торговлю, агенские услуги, строительство зданий и сооружений и т.д. Минюст Вам не даст при регистрации или изменениях). Сама по себе эта деятельность не может быть целью НКО. Исключением является построение деятельности некоторых АНО. Когда они осуществляют деятельность приносящюю доход, например предоставление услуг по занятиям спорту, а секции по себестоимости. Не получая какого либо финансового результата, АНО сразу же исполняет свою главную уставную цель - развитие спорта, т.е. цели у такого АНО не меняется, это развитие спорта, просто получается, что и уставная деятельность и деятельность приносящая доход, сливается в исполняются пораллельно.

Заключение.

Здесь были описаны основы знаний о некоммерческих организациях, которые надо знать каждому, кого интересует эта тема. Отдельно по каждой форме НКО, у нас есть свои разделы, также стоит ознокомиться с развернутыми статьями по вопросам, которые здесь подняты в общих чертах.

Если у Вас есть, что сказать, пишите в комментариях, с радостью ответим.

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Такми образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Подробнее

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Перечень некоммерческих организаций

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (ст. 123.26 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.

Субъект хозяйствования с правами юридического лица, выполняющий социально значимые функции.

Источником материального обеспечения субъектов данной категории выступают членские взносы, гранты и пожертвования. Цели образования некоммерческих предприятий прописывают в учредительных документах или статутах, а деятельность — подчиняется положениям статей 116-121 Гражданского Кодекса РФ.

Отличительные особенности

Некоммерческие предприятия — компании (группы лиц), сформированные для решения социально значимых задач в области правовой защиты и культурного развития населения. Для получения данного статуса организация должна на протяжении более одного года предоставлять определенные услуги и своевременно оплачивают установленные законом налоги.

Некоммерческие организации от субъектов предпринимательства отличают следующие признаки:

  • бесприбыльность;
  • мораторий на занятие определенными видами деятельности;
  • запрет на учреждение организаций некоторых форм хозяйствования;
  • разрешение на занятие предпринимательством исключительно в объемах, необходимых для выполнения прописанных в статуте организации целей;
  • отсутствие возможности инициации процедуры банкротства и погашения обязательств перед кредиторами через продажу собственности компании (не распространяется на потребительские кооперативы).

Имущество некоммерческих предприятий формируется из пожертвований участников организации и третьих лиц. Учредители не имеют права использовать переданные объединению активы для получения собственной выгоды за исключением случаев создания фондов по сбору средств на лечение или материальное обеспечение родственников членов группы.

Если учредитель принимает решение об упразднении субъекта, вырученные от реализации его собственности средства направляются на выполнение обозначенных в статуте целей.

Виды

Гражданским Кодексом РФ предусмотрены две классификации некоммерческих предприятий:

  • По источникам финансирования. Организации, которые получают средства или материальные ценности от зарубежных компаний, иностранцев или лиц без гражданства, называют иностранными агентами. Предприятия, финансируемые из государственных программ, пожертвований компаний с регистрацией в пределах РФ или от россиян, являющихся частными лицами, закон классифицирует как некоммерческие организации (НКО).
  • По роду деятельности и организации работы. Категория включает потребительские кооперативы, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации, а также союзы и ассоциации юридических лиц.

Потребительские кооперативы представляют собой группу частных и юридических лиц, объединенных по принципу членства на основе паевых взносов, направляемых на обеспечение материальных, духовных и иных нужд участников. В названии компании должны отображаться цели его учреждения, а также фигурировать фразы «потребительское общество», «потребительский союз» или слово «кооператив». Организации разрешено заниматься предпринимательством в рамках реализации определенных в уставных документах задач.

Фонд — НКО, выполняющая общественно полезные задачи за счет использования имущества, предоставленного ее учредителями. Подобные компании не предполагают членства или обязательных паевых взносов. Они могут организовывать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонды обязаны регулярно предоставлять попечительскому совету отчеты о целях и методах использования вверенного им имущества. Под общественными и религиозными организациями понимают союз трех и более граждан, добровольно объединившихся в соответствии с утвержденным государством порядком для реализации общих интересов нематериального характера. К категории относят:

  • предполагающие членство организации;
  • движения без возможности получения членства;
  • предприятия, созданные для защиты материальных интересов участников;
  • объединения, сформированные для решения социальных проблем, которые возникают у членов организации;
  • политические движения, учрежденные с целью отстаивания конституционных прав граждан через митинги, акции, пикеты.

Ассоциация (союз) — вид объединения юридических лиц, сформированный на основании учредительного договора и устава для координирования предпринимательской деятельности коммерческих предприятий и защиты их имущественных интересов.

Лучшие статьи по теме