Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Положение об отделе по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами СРО Ассоциации оценщиков «СПО. Регулирование оценочной деятельности рф Контроль за осуществлением оценочной деятельности

Положение об отделе по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами СРО Ассоциации оценщиков «СПО. Регулирование оценочной деятельности рф Контроль за осуществлением оценочной деятельности

Оценочная деятельность как объект правового регулирования представляет с одной стороны услугу оценщиков - независимых экспертов по определению рыночной стоимости, с другой стороны - юридическим фактом, устанавливающим стоимость объекта оценки для определенных в договоре об оценке целей. Так, юридический факт - это факт реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношении. Поэтому оценка, проведенная в соответствии с законодательством РФ может повлечь за собой определенные правовые последствия.

С развитием в России рыночных отношений категория стоимости имущества из объекта планового регулирования переросла в рыночную категорию. Стоимость имущества определяет намного большее число факторов, по сравнению с плановой экономикой. Определение стоимости, в экономике, где основным фактором цены товара является соотношение спроса и предложения, представляет сложный процесс, осуществление которого требует серьезного экспертного исследования. Экспертное установление стоимости имущества необходимо во многих ситуациях делового оборота, а отчет о стоимости, составленный экспертом оценщиком должен иметь доказательственное значение. В целях упорядочивания деятельности экспертов-оценщиков, а также в целях установления их правового статуса Российская Федерация установила ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность.

Если широко определить понятие оценочной деятельности, то оценка представляет собой суждение кого-либо обладающего специальными знаниями об объекте окружающей действительности. Оценка в рамках законодательства РФ об оценочной деятельности рассматривается в контексте установления суждения о стоимости объекта оценки.

Под оценочной деятельностью, в рамках законодательства об оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Исходя из логики законодательства об оценочной деятельности деятельность, направленная на установление рыночной стоимости, осуществляемая не субъектами оценочной деятельности, не подпадает под регулирование законодательства об оценочной деятельности и не может иметь доказательственного значения и не является рекомендуемой для совершения сделок с имуществом. Однако такая деятельность не запрещена законом. На практике инвестиционные, аналитические компании, другие юридические и физические лица, государственные органы определяют и анализируют стоимость отдельных видов имущества, эта деятельность не запрещена и не может быть запрещена законом, однако такое суждение о стоимости не подпадает под сферу правового регулирования законодательства об оценочной деятельности и не может являться независимым экспертным заключением о стоимости объектов оценки, и не имеет законного доказательственного значения. Таким образом, одним из существенных условий признания доказательственной силы суждения о стоимости объектов оценки является осуществление этой деятельности субъектом оценочной деятельности. Косорукова И.В. Учебное пособие по дисциплине «Основы оценочной деятельности». Московская финансово-промышленная академия, 2005.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

  • - определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки;
  • - определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики;
  • - определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству, регулирование оценочной деятельности осуществляется советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (далее - совет по оценочной деятельности), а также национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за деятельностью членов саморегулируемых организаций оценщиков в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики осуществляется этими саморегулируемыми организациями.

Среди них немаловажным является вопрос ответственности оценщиков за результаты их деятельности по оценке, так как риск совершения оценщиком ошибки или упущения при осуществлении своих профессиональных обязанностей является достаточно высоким. Гущин В.В. Правовое регулирование оценочной деятельности. Право и экономика. 2011. № 10 Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности.

Вызывает вопрос создание компенсационного фонда как предназначенного и достаточного для покрытия любых убытков, в частности при возникновении убытков по результатам оценки акций промышленных предприятий - субъектов естественных монополий. В этих случаях убытки могут исчисляться миллиардами рублей.

Идея полного возмещения убытков за счет оценщиков неуместна, следует, как мы считаем, определить иную цель - компенсации в связи с некачественной оценкой ущерба, причиненного клиенту. Образование компенсационного фонда, расширение функций саморегулируемых организаций, а равно и закрепление ответственности за результат оценочной деятельности является фактором, направленным на стимулирование качественного развития рассматриваемых общественных отношений и вытеснение с рынка оценочных услуг недобросовестных оценщиков.

Помимо оценщиков в составе СРО присутствуют работники, которые не вправе заниматься оценочной деятельностью. Они-то, входя в контролирующий орган СРО, и проводят плановые и внеплановые проверки оценщиков.

Плановая проверка не может продолжаться более тридцати дней, а проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Предметом плановой проверки в самом общем виде является соблюдение оценщиком законодательства об оценочной деятельности, стандартов, правил оценки, а также правил деловой и профессиональной этики.

Внеплановая проверка носит более узкий характер, т.к. проводится по мотивированной жалобе, но СРО вправе установить для своих членов и другие основания к проведению проверок этого вида.

СРО уполномочено на привлечение оценщиков к дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из СРО, что означает и прекращение статуса оценщика.

VI. Оценка в налогообложении

Вторая часть Налогового кодекса РФ довольно часто упоминает различные виды и методы (порядки) оценки, разработанные для целей налогообложения и применяемые непосредственно налогоплательщиком .

Разновидности оценки, упоминаемые в НК РФ:

оценка (имущества, материально-производственных запасов, продукции, работ или услуг, месторождений полезных ископаемых, стоимости долей (паев), требований и обязательств);

переоценка (имущества, ценных бумаг, основных средств и нематериальных активов, драгоценных камней, драгоценных металлов, сумм амортизации, финансовых инструментов, основных фондов) - в некоторых случаях используется понятие "уценка";

дооценка (имущества в виде некоторых валютных ценностей; обязательств, выраженных в иностранной валюте).

Методы оценки, упоминаемые в НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль организаций в отношении сырья, материалов и покупных товаров:

а) оценка по стоимости единицы запаса/товара;

б) оценка по средней стоимости;

в) оценка по стоимости первых по времени приобретения;

г) оценка по стоимости последних по времени приобретения.

В отношении покупных товаров указанные методы оценки используются и в упрощенной системе налогообложения.

Порядки оценки, упоминаемые в НК РФ:

в целях исчисления налога на прибыль организаций - порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ);

в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых - порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы (ст. 340 НК РФ).

Виды стоимости, упоминаемые в НК РФ (включая стоимость, определяемую оценщиками):

Расчетная, таможенная, рыночная, остаточная, первоначальная, восстановительная, суммарная, совокупная, покупная, среднегодовая, инвентаризационная, кадастровая.

VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности

В соответствии со ст. 20 Закона РФ «Об оценочной деятельности в РФ» стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности .

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) с учетом международных стандартов оценки.

Разработанные федеральные стандарты оценки направляются Национальным советом для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в срок не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня получения федеральных стандартов оценки обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме.

Уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, вправе отказать в утверждении федеральных стандартов оценки в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

Стандарты и правила оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемой организацией оценщиков и не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

В настоящее время приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, 255 и 254 утверждено три федеральных стандарта оценки (ФСО№1-3). Все федеральные стандарты оценки (ФСО№1-3) разработаны и с учетом международных стандартов оценки и являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности.

ФСО№1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки».

ФСО№1 определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

Регламентируются следующие понятия: объект оценки, цена объекта оценки, стоимость объекта оценки, итоговая стоимость объекта оценки, подходы и методы оценки, дата оценки, экспертиза отчета об оценке и др.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях).

ФСО№2 «Цель оценки и виды стоимости»

Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях.

При использовании понятия стоимости при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки. Виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая.

ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» анализируются в 31-ом вопросе.

При Госстандарте РФ в 1996 г. создан Технический Комитет «Оценка имущества», которым были разработаны следующие ГОСТы:

– Единая система оценки имущества. Основные положения ГОСТ Р 51195.0.01-98;

– Единая система оценки имущества. Термины и определения ГОСТ Р 51195.0.02-98.

В мировой практике оценки разработаны и действуют Международные стандарты оценки (MСО 1-4 - американские) и Европейские стандарты по оценке основных средств.

3. Функции надзорного и регулирующего органов, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков .

Согласно ст. 18. «Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков» (в ред . Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее также - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.

Функциями уполномоченных федеральных органов (ст.19) являются:

Выработка государственной политики в области оценочной деятельности;

Нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;

Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;

Осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона;

Обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Статья 24.5. « Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков»

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится один раз в два года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации оценщиков уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

В случае выявления нарушения требований, установленных частью третьей статьи 22 настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, направляет в саморегулируемую организацию оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.

Саморегулируемая организация оценщиков, выявившая свое несоответствие требованиям части третьей статьи 22 Федерального закона №135-ФЗ, вправе направить в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков мерах по его устранению.

В течение двух месяцев после получения уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, заявления о выявленном несоответствии саморегулируемая организация оценщиков не может быть исключена из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков по указанному в заявлении основанию. В случае, если по истечении указанного срока саморегулируемая организация оценщиков не представит в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, доказательство устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемая организация оценщиков считается исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Оценщики, состоявшие членами саморегулируемой организации оценщиков, исключенной из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, вправе вступить в иные саморегулируемые организации оценщиков.

4. Контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности. Статья 24.3. « Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за осуществлением оценочной деятельности» (в ведена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности. Продолжительность плановой проверки не должна превышать тридцати дней.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

Статья 24.4.« Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков » (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Дисциплинарный комитет обязан рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации оценщиков и дела о нарушении ее членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, требований о внесении обязательных взносов в саморегулируемую организацию оценщиков и дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

Дисциплинарный комитет вправе принять решение о применении следующих дисциплинарных взысканий:

Вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации оценщиков устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

Вынесение члену саморегулируемой организации оценщиков предупреждения;

Наложение на члена саморегулируемой организации оценщиков штрафа в размере, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков;

Иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков меры.

Статья 24.6. «Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор, может указать в договоре на проведение оценки условия принятия на себя обязательства по дополнительному обеспечению обязанности оценщика возместить убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков перед заключившими договор на проведение оценки заказчиком и (или) третьими лицами саморегулируемая организация оценщиков обязана предъявлять к своим членам требования об использовании следующих видов обеспечения такой ответственности:

Заключение предусмотренного статьей 24.7 настоящего Федерального закона договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, размер страховой суммы в котором не может быть менее чем триста тысяч рублей;

Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков, в который каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Статья 24.7. « Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального ущерба, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности.

Статья 24.8.» « Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков» (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Компенсационным фондом саморегулируемой организации оценщиков (далее - компенсационный фонд) является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов ее членов.

Основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.

Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков только в случае совпадения следующих условий:

Для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

Оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба.

Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю не может превышать 600000 (шестисот) тысяч рублей

5. Порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядок предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования. Одной из функций саморегулируемой организации оценщиков (ст.22.1 введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ) является ведение реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности

Согласно ст. 22.3. «Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков»

(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ).

Саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в сети "Интернет":

Учредительные документы;

Стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики;

Положения о коллегиальном органе управления саморегулируемой организации оценщиков, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков, об органе по рассмотрению дел о применении дисциплинарных взысканий в отношении членов этой организации (далее - дисциплинарный комитет), об иных органах и структурных подразделениях и информацию о составе таких органов и подразделений;

Реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, в том числе информацию о каждом ее члене (фамилию, имя, отчество; информацию, предназначенную для установления контакта; трудовой стаж, стаж оценочной деятельности; информацию о фактах применения дисциплинарных взысканий при ее наличии);

Список лиц, членство которых в саморегулируемой организации оценщиков прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, за последние три года деятельности саморегулируемой организации оценщиков;

Информацию о несоответствии саморегулируемой организации оценщиков установленным частью третьей статьи 22 Федерального закона требованиям (в том числе информацию о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации оценщиков указанным требованиям, о мерах, предпринимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией оценщиков для устранения такого несоответствия);

Правила и условия приема в члены саморегулируемой организации оценщиков, размер членских взносов и порядок их внесения, дополнительные требования к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении оценочной деятельности;

Информацию об отчетах своих членов. Состав и сроки размещения такой информации определяются внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с абзацем вторым части третьей настоящей статьи;

Информацию о компенсационном фонде, в том числе информацию о денежной оценке компенсационного фонда, об инвестиционной декларации компенсационного фонда, о фактах обращения взысканий на компенсационный фонд;

Информацию об управляющей компании, с которой заключен договор о доверительном управлении компенсационным фондом (в том числе информацию о ее наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о специализированном депозитарии, с которым заключен депозитарный договор (в том числе информацию о его наименовании, месте нахождения, лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о договорах обязательного страхования ответственности членов саморегулируемой организации оценщиков и информацию о страховщиках, с которыми заключены такие договоры (в том числе информацию об их наименованиях, о месте их нахождения, лицензиях и информацию, предназначенную для установления контакта);

Информацию о приобретении должностными лицами или работниками саморегулируемой организации оценщиков или их аффилированными лицами ценных бумаг, эмитентами которых или должниками по которым являются юридические лица, с которыми члены саморегулируемой организации оценщиков заключили трудовые договоры;

Информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации оценщиков;

Информацию о возникновении конфликта интересов между саморегулируемой организацией оценщиков и ее членами.

Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и порядок ведения саморегулируемой организацией оценщиков этого реестра и размещения содержащейся в реестре информации в информационных системах общего пользования утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

На основании положений закона информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, предоставляется по запросам граждан, юридических лиц в порядке, определенном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков. Срок предоставления такой информации не может превышать семи дней со дня поступления соответствующего запроса.

Новая редакция утверждена
Протокол № 22 от 28 августа 2014 года

Изменения утверждены
Решением Совета НП СРОО «СПО»
Протокол № 33 от 18 декабря 2014 года

Изменения утверждены
Решением Совета НП СРОО «СПО»
Протокол № 26 от 30 сентября 2015 года

Изменения утверждены
Протокол №46 от 19 декабря 2017 года

Изменения утверждены
Решением Совета СРО Ассоциации оценщиков «СПО»
Протокол №60 от 6 декабря 2018 года

Положение об Отделе по контролю
Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки»

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»), иными нормативными актами действующего законодательства Российской Федерации и Уставом Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки» (далее - Ассоциация) и определяет статус, порядок формирования и деятельности специализированного органа Ассоциации - отдела по контролю за осуществлением оценочной деятельности членами СРО Ассоциации оценщиков «СПО» (далее - Отдел по контролю).

Настоящее Положение об Отделе по контролю включает разделы:

Статус, структура и порядок формирования Оотдела по контролю;

Функции Отдела по контролю;

Полномочия начальника Отдела по контролю;

Заключительные положения.

1. Статус, структура и порядок формирования Отдела по контролю

1.1. Отдел по контролю является специализированным органом Ассоциации, реализующим контроль за осуществлением членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.

1.2. Отдел по контролю является структурным подразделением Ассоциации и формируется директором Ассоциации в соответствии со штатным расписанием, согласованным с Советом Ассоциации. Количественный состав Отдела определяется директором Ассоциации. Сотрудники Отдела должны иметь высшее образование и соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством об оценочной деятельности (если такие требования установлены).

1.3. Отдел по контролю осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Дисциплинарным комитетом и органами управления Ассоциации.

1.4. Руководство Отделом по контролю осуществляется начальником Отдела по контролю, подотчетным директору Ассоциации.

1.5. Начальник Отдела по контролю назначается на должность и освобождается от должности соответствующими приказами директора Ассоциации по согласованию с Советом Ассоциации и осуществляет свои функции в соответствии с настоящим Положением.

1.6. В состав Отдела по контролю кроме начальника Отдела входят штатные сотрудники, которые назначаются и освобождаются от должности приказами директора Ассоциации, подчиняются начальнику Отдела по контролю и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Положением.

2. Функции Отдела по контролю

2.1. Отдел по контролю обязан:

Проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения членами Ассоциации требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

Контролировать осуществление членами Ассоциации оценочной деятельности в части соблюдения ими требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», других нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики Ассоциации.

Контролировать осуществление членами Ассоциации обязательного страхования ответственности, выполнение дополнительных не противоречащих законодательству Российской Федерации требований к договорам обязательного страхования ответственности, заключаемым членами Ассоциации;

Осуществлять контроль за соблюдением обязательных условий членства в Ассоциации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов Ассоциации при осуществлении оценочной деятельности;

Осуществлять контроль за недопущением членами Ассоциации действий в ущерб иным субъектам оценочной деятельности, действий недобросовестной конкуренции, действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям услуг членов Ассоциации, действий, наносящих ущерб деловой репутации членов Ассоциации или деловой репутации Ассоциации;

2.2. Отдел по контролю осуществляет:

Сбор Ежеквартальных отчетов о профессиональной деятельности членов Ассоциации и предоставление ежеквартального отчета о результатах проверки деятельности членов Ассоциации для размещения на официальном сайте Ассоциации;

Разработку и представление на утверждение Совету Ассоциации ежегодного плана проверок профессиональной деятельности членов Ассоциации;

Размещение плана проверок на официальном сайте Ассоциации;

Направление уведомлений о проведении проверки с приложением перечня документов, подлежащих проверке, и указанием сроков их предоставления;

Проведение плановых и внеплановых проверок;

Составление Акта проверки и предоставление его на утверждение директору Ассоциации, направление уведомления о результатах проверки члену Ассоциации и иным заинтересованным лицам и, в случае выявления нарушений, передачу материалов проверки в Дисциплинарный комитет;

Осуществление контроля за выполнением решений Дисциплинарного комитета;

Передачу копии решения Дисциплинарного комитета в Совет Ассоциации в случае принятия Дисциплинарным комитетом решения о применении меры дисциплинарного воздействия, требующей рассмотрения и утверждения или отклонения Советом Ассоциации или Общим собранием членов Ассоциации;

Подготовку информации о лицах, в отношении которых принято решение о прекращении членства в Ассоциации, приостановлении деятельности эксперта, и направление копий соответствующих решений Совета Ассоциации физическим и юридическим лицам, в порядке, установленном действующим законодательством об оценочной деятельности, Уставом и внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации;

Представление на рассмотрение членов Совета Ассоциации предложений по совершенствованию внутренних документов Ассоциации в рамках своей компетенции;

Ответственное хранение и архивирование документации Отдела по контролю в соответствии с установленным порядком;

Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим Положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

2.3. Отдел по контролю имеет право:

Истребовать у органов управления Ассоциации, структурных подразделений Ассоциации, членов Ассоциации и третьих лиц необходимую для осуществления своих функций информацию и документы;

Доступа к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка членом Ассоциации, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика либо иной конфиденциальной информации;

Пользоваться базами данных Ассоциации исключительно для целей обеспечения деятельности Отдела по контролю и Ассоциации;

Использовать принадлежащие Ассоциации средства связи и коммуникации, оргтехнику и помещение.

3. Полномочия начальника Отдела по контролю

3.1. Начальник Отдела по контролю:

Организует работу Отдела по контролю, контролирует работу сотрудников Отдела по контролю и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел по контролю функций;

Представляет Отдел по контролю на заседании Совета Ассоциации и во взаимоотношениях с другими органами Ассоциации, организациями, гражданами;

Обеспечивает оформление и хранение документации Отдела по контролю;

Информирует органы Ассоциации и членов Ассоциации о деятельности Отдела по контролю;

Подписывает решения Отдела по контролю;

Направляет директору Ассоциации и органам Ассоциации в соответствии с их компетенцией принятые Отделом по контролю решения, заявления, ходатайства и иные обращения;

Имеет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с действующим законодательством, Уставом Ассоциации, настоящим положением и иными внутренними документами, регламентирующими деятельность Ассоциации.

4. Заключительные положения

4.1.Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Советом Ассоциации и вступают в силу на следующий рабочий день с момента их утверждения Советом Ассоциации.

4.2. Иные условия и порядок деятельности Отдела по контролю, не урегулированные настоящим Положением, определяются Уставом Ассоциации и действующим законодательством Российской Федерации.


Утверждено
решением общего собрания членов
саморегулируемой организации
"__________________________"
Протокол N _____ от "__"___________ ____ г.

Положение 1 о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков "__________________________"

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Уставом саморегулируемой организации оценщиков "_______________" (далее - Организации) и устанавливает порядок образования и осуществления деятельности структурного подразделения, осуществляющего контроль за оценочной деятельностью членов Организации (далее - Подразделение по контролю).

2. Настоящее Положение является внутренним документом Организации.

3. Подразделение по контролю создается в целях обеспечения контроля за осуществлением оценочной деятельности членами Организации.

4. Подразделение по контролю состоит из руководителя Подразделения по контролю и инспектора(ов) Подразделения по контролю.

Число инспекторов Подразделения по контролю определяется Коллегиальным органом Организации с учетом необходимости эффективного и достаточного контроля за осуществлением оценочной деятельности всеми членами Организации - оценщиками, но должно быть не менее одного.

5. Сотрудники Подразделения по контролю должны соответствовать следующим требованиям:

Не должны быть членами Организации;

Не должны входить в состав органов Организации;

Должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям независимости, установленным внутренними документами Организации.

6. Сотрудники в состав Подразделения по контролю принимаются на работу в структурное Подразделение по контролю Организации. С такими лицами заключаются трудовые договоры в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

7. Полномочия работников Подразделения по контролю прекращаются в случаях прекращения заключенных с ними трудовых договоров, в том числе в случаях их расторжения, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

8. Деятельность Подразделения по контролю состоит в проведении контроля за осуществлением оценочной деятельности членов Организации на предмет соблюдения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности оценщиков при осуществлении оценочной деятельности.

9. Подразделение по контролю осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год на основании плана проведения проверок, утвержденного руководителем Подразделения по контролю.

Основанием для проведения Организацией внеплановой проверки может являться направленная в Организацию мотивированная жалоба на нарушение оценщиком требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, а также иные основания, предусмотренные внутренними документами Организации.

10. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

Оценщик обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу Организации в порядке, определяемом внутренними документами Организации.

11. В случае выявления нарушения материалы проверки передаются в дисциплинарный комитет.

12. Саморегулируемая организация оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся решением Коллегиального органа управления Организации и становятся обязательными с момента принятия такого решения.

1 Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на официальном сайте саморегулируемой организации оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль за оценочной деятельностью членов саморегулируемой организации оценщиков.

Похожие документы

Лучшие статьи по теме