Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Презентация на тему адаптивная физкультура для инвалидов. Презентация на тему "адаптивная физическая культура"

Презентация на тему адаптивная физкультура для инвалидов. Презентация на тему "адаптивная физическая культура"

1 слайд

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» Физкультура для всех составитель: Р.Ф.Суринова Программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера г. Ленинск-Кузнецкий 2006

2 слайд

Задачи программы Формирование у обучающихся личной ответственности за свое здоровье; Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; Освоение основных двигательных навыков и качеств; Воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой; Разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.

3 слайд

Структура занятия АФК Подготовительный этап проводится в виде тестирования. Основной этап включает в себя: упражнения по совершенствованию функций дыхания; общеразвивающие упражнения (ОРУ); корригирующие упражнения; тренировки мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.. Заключительный этап. Подводятся итоги занятия, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

4 слайд

5 слайд

Тестовые упражнения для выявления изменений функционального состояния организма (ФСО) Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определяется функциональной пробой, состоящей из 20 приседаний. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания определяется задержкой дыхания (вдох) на предельно возможное время. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении «стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты» (упражнение «цапля»). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия. Оценка силы мышц-сгибателей туловища определяется количеством подъемов ног за 10 секунд в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45º и опускаются до касания ковра. Оценка силы мышц-разгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении «лежа на животе, руки вытянуты вперед». Руки и грудь не касаются ковра, поясницу необходимо прогнуть, ноги также не касаются ковра (упражнение «лодочка»). Оценка силы мышц плечевого пояса определяется количеством сгибаний рук в упоре лежа за 10 секунд. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах в упражнении «складка». Испытуемый делает наклон в положении «сидя на полу, ноги на ширине плеч», руками касаясь сантиметровой ленты. Рост. Вес. Артериальное давление, пульс.

6 слайд

Средства адаптивного физического воспитания Двигательный режим (ежедневные прогулки) Ближний и дальний туризм Оздоровительные и развивающие физические упражнения Подвижные игры Адаптивный спорт Закаливание (воздушные, солнечные и водяные процедуры).

Яковлева Елена

В работе представлены цели, задачи, формы и средства адаптивной физической культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптивная физическая культура Презентацию подготовила ученица 11 «Б» класса: МАОУ СОШ № 15 Яковлева Елена. г. Набережные Челны-2014 год.

Понятие Адаптивной Физической Культуры Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Цель: Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть определена так: 1. Максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

2. Цель должна быть наполнена внутренним содержанием, в осмыслении телесности как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации.

Задачи: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

Средства АФК: В современной практике адаптивной физической культуры для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал средств физических упражнений: 1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки. 2. Общеразвивающие упражнения: 3. Без предметов. 4. С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.); 5. На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры - механотерапия и т.д.)

6. Упражнения на формирование навыка правильной осанки 7. Упражнения для укрепления сводов стопы. 8 Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем 9.Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. 10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения;

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: 1. Гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); 2. Естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Методы АФК: 1. Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности учащихся. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

3. Метод наглядности. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия. 2. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед» и т.д

4. Метод стимулирования двигательной активности. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха.

Функции: Функции адаптивной двигательной рекреации Педагогические функции Социальные функции Гедонистическая Оздоровительно- восстановительная Развивающая Ценностно-ориентационная Творческая Самовоспитания Коммуникативная Интегративная Социализирующая Функциональные связи с другими социальными институтами

Принципы адаптивной физической культуры Социальные Специально методические гуманистической направленности непрерывности физкультурного образования социализация интеграции приоритетной роли микросоциума Общеметодологические научности сознательности и активности наглядности доступности систематичности диагностирования дифференциации и индивидуализации коррекционно-развивающейся направленности компенсаторной направленности прочности адекватности, оптимальности и вариативности учета возрастных особенностей

Виды адаптивной физической культуры Адаптивная физическая культура Адаптивное физическое воспитание Адаптивный спорт Адаптивная физическая реабилитация Адаптивная двигательная рекреация

Заключение: Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Используемая литература: Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии /Вестник Балтийской академии, 1966, вып. 9, с. 7-15. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1989. N 4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. - М.: Медицина, 1995. - 400 с. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000 Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

Функции
адаптивной физической культуры

По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции
физической культуры это объективно присущие
ей свойства воздействовать на человека и
человеческие
отношения,
удовлетворять
и
развивать определенные потребности личности и
общества».
Реализуются функции в процессе физкультурной
деятельности, в них раскрывается истинное
содержание
физической
культуры.
Являясь
отражением ее сущности, функции раскрывают не
только двигательную сферу человека, но и все уровни
его
организации
анатомо-физиологический,
психологический, социальный, мировоззренческий,
личностный.

Исходя из философской категории взаимосвязи
структуры и функции, каждому структурному
элементу присуща конкретная функция:
адаптивному физическому воспитанию -
преимущественно
образовательная,
адаптивной
двигательной
рекреации
оздоровительно-поддерживающая,
адаптивному спорту - совершенствования,
физической
реабилитации
-
лечебновосстановительная,
креативным
телесноориентированным
практикам
-
творческая,
экстремальным
видам
двигательной активности - престижная.
При этом, являясь частью общечеловеческой
культуры, АФК выполняет, в первую очередь,
культурную
функцию,
включающую
освоение
широкого
спектра
ценностей,
связанных с удовлетворением многообразных

Все функции АФК реализуются через
деятельность: движение => двигательные
действия (физические упражнения) =>
двигательная активность => двигательная
(физкультурная) деятельность, в основе
которой
лежат
деятельностные
способности занимающихся, полученные
ими
от
природы,
но
ограниченные
влиянием той или иной патологии.
В
АФК
выделены
группы
функций:
педагогические, свойственные только ей
и реализуемые в процессе занятий
физическими
упражнениями,
и
социальные как результат совместной
деятельности с другими социальными
институтами.

Педагогические функции
Коррекционно-компенсаторная функция
Многообразие коррекционных задач позволило выделить следующие
основные направления:
1) коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной,
слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной и др.);
2) коррекция психических нарушений: внимания, памяти, речи,
представлений, восприятия, эмоционально-волевой сферы, поведения,
мотивации, личностных установок.
3) коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других
деформаций телосложения, дыхания, сердечно-сосудистой системы и тд;
4) коррекция координационных способностей: согласованности движений
отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в
пространстве, равновесия, расслабления и др.;
5) коррекция нарушений физической подготовленности - целенаправленное
«подтягивание»
отстающих
в
развитии
физических
качеств,
ограничивающих двигательную активность;
6) коррекция техники основных движений (пространственных, временных,
динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках и тд).

Педагогические функции
Профилактическая функция.
Общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая
координации информационной, просветительской работы среди
населения,
создания
технологий
широкомасштабных
мер
оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п.
Заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов
двигательной активности, а также гигиенических и природных
факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную
жизнь. Разъяснительная работа касается соблюдения двигательного
режима, отдыха и рационального питания, сохранения и
формирования осанки, ликвидации вредных привычек и др.
В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на
предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или
ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание
возможных вторичных отклонений в системах организма.
Перспективным, но малоизученным средством профилактики
состояний фрустрации, депрессии являются экстремальные виды
двигательной активности.

Педагогические функции
Образовательная функция.
В широком смысле - удовлетворение потребности в
специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в
области физической культуры. Это непрерывный процесс
физического образования личности в течение всей жизни. В
узком смысле - формирование знаний и двигательных умений
на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека
уровне. Эта функция пронизывает все виды АФК, но особенно
ярко она выражена в адаптивном физическом воспитании и
адаптивном спорте.
Для детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными
нарушениями - это обучение основным видам физических
упражнений, освоение «школы движений» и, в первую очередь,
обучение естественным локомоциям: ходьбе и бегу, так как они
служат основным способом перемещения и составной частью
многих физических упражнений.

Педагогические функции
Образовательная функция.
Трудности решения образовательных задач обусловлены характером
основного дефекта. Важной стороной учебно-познавательной деятельности
детей является интеллектуализация этого процесса. В качестве наиболее
существенных выступают следующие теоретические сведения: знания об
элементарных движениях, частях тела, суставах, с которыми они связаны
(названия, понятия, роль в движении), о целостных движениях (бег, метания,
прыжки и др.), их технике и влиянии на организм, знания о телосложении,
требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и
одежды, закаливанию, значению движения в жизни человека и
самостоятельных занятиях физическими упражнениями на улице и дома для
сохранения и улучшения здоровья, развлечения и спортивной подготовки.
В адаптивном спорте подготовка требует от спортсмена не только
напряженной физической деятельности, но и огромного объема знаний о
рациональном построении индивидуальной спортивной техники и
тренировочного процесса в целом, планировании нагрузки, тактике и этике
спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функционального
состояния, врачебно-педагогическом контроле и т. п.

Педагогические функции
Развивающая функция.
Физическое развитие человека как естественный процесс изменения
морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли
человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного
развития. Закономерность развития моторики проявляется в ее неуклонном
и положительном изменении в детские и юношеские годы и таком же
неуклонном угасании в зрелом и пожилом возрасте (В.К. Бальсевич, 1988).
Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования
жизненно важных двигательных функций.
У детей с нарушениями развития несформированность и отставание
двигательной сферы, несовершенство управления движениями находятся в
тесной зависимости от тяжести основного дефекта, нарушающего
структуру и функции всех систем и органов. Развивающая функция АФК
заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы,
быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных
способностей. Развивающая функция реализуется во всех видах АФК.
Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для
разностороннего развития физических способностей и двигательных
навыков, формирует предпосылки для их дальнейшего развития.
Адаптивный спорт дает возможность полнее раскрыть эти способности.

Педагогические функции
Воспитательная функция.
Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие
ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных,
интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.
Исходная позиция воспитания по отношению к данной категории людей воспринимать их личностями, обладающими возможностями формировать
себя, осознавать свое поведение, усваивать знания и строить жизнь в
человеческом обществе. Специалист АФК определяет педагогические
задачи:
- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью,
систематическим занятиям физическими упражнениями;
- формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и
потребности к физкультурной деятельности;
- воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование
коммуникативных отношений;
- воспитание ответственности, инициативы, целеустремленности, творчества,
настойчивости в преодолении трудностей;
- воспитание дисциплины, умения управлять своими эмоциями, подчиняться
общим правилам и нормам социального поведения;
- формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины,
самонаблюдения,
самооценки,
самоконтроля,
самоограничения,
самовнушения, самопобуждения, саморегуляции, самореабилитации и др.
Самовоспитание личности в последующие годы является предпосылкой

Педагогические функции

Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием,
поддержанием,
восстановлением,
самореализацией
физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве
деятельности реализуется культурно-духовные потребности,
формируются
умения
и
навыки,
способности,
самовоспитание,
коммуникативные
отношения,
самоопределение в обществе. Но для каждого отдельно
взятого человека имеют значение ценности индивидуального
существования, которые включают познание самого себя,
отношение к физкультурной деятельности и реальное
поведение. Отношение к физкультурной деятельности
отражает
уровень
потребностей,
мотивации,
заинтересованности в ней. Оно может быть позитивным и
негативным.

Педагогические функции
Ценностно-ориентационная функция.
Сдерживающими факторами являются: общая ослабленность
организма, неуверенность в своих силах, физическая
неполноценность
и
психологический
дискомфорт,
депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки
заниматься физическими упражнениями, предпочтение
другим видам деятельности (ремеслу, чтению, музыке).
Позитивными факторами является внутренняя установка
человека не на уход в болезнь и инвалидность, а наоборот - на
выздоровление, активную полноценную жизнь. Ценностные
ориентации как отражение внутренних установок и желаний
людей еще не гарантируют успеха, хотя и выступают как
специфический объект освоения. Физкультурная деятельность
в сфере адаптивного физического воспитания, адаптивного
спорта, адаптивной двигательной рекреации и физической
реабилитации направлена на реализацию этих потребностей и
ценностных ориентаций.

Педагогические функции
Лечебно-восстановительная функция.
Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное
применение
физических
упражнений
основывается
на
педагогических,-психологических
и
физиологических
закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная
цель - восстановление человека как личности, ускорение
восстановительных процессов после травм, заболеваний и др.,
предотвращение или уменьшение инвалидизации. Ее достижение
обеспечивается реализацией следующих положений:
-применением обоснованных методов патогенетического лечения;
-дифференциацией задач и направлений воздействий физическими
упражнениями;
-ранним активным использованием восстановительного лечения;
-активным участием больного в этом процессе.
В
адаптивном
спорте
лечебно-восстановительные
процедуры
(физиотерапия, ЛФК, массаж и др.) проводятся в случае микротравм во
время или после тренировочных и соревновательных нагрузок высокой
интенсивности и продолжительности преимущественно для инвалидов
с поражениями опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика,
баскетбол в колясках, волейбол сидя и др.)

Педагогические функции
Профессионально-подготовительная функция.
Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании
учебного заведения (школы, ПТУ, техникума, вуза) перед
инвалидами
встает
проблема
занятости,
конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения
потребности в деятельности, экономической независимости.
При участии большого количества специалистов в
профессиональной подготовке инвалидов часть ее является
самостоятельным разделом адаптивного физического
воспитания. За счет целенаправленной активности
максимально улучшить общее физическое состояние, помочь
овладеть необходимыми формами движений, подготовить
сенсорные и вегетативные системы к новым условиям труда,
развить физические и психические качества, необходимые в
конкретной профессиональной деятельности. В условиях
стационара эти задачи решаются средствами лечебной
физической культуры и трудотерапии.

Педагогические функции
Творческая функция
Заключается в раскрытии многогранных способностей людей с
ограниченными возможностями в разных видах физкультурной
деятельности. Так, физическая рекреация - наиболее массовая и
демократичная форма активного отдыха инвалидов - часто
строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует
специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в
организации
и
использовании
физических
упражнений,
модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий,
удовлетворяющих двигательные и эмоционально-эстетические
потребности разных возрастных и нозологических групп
инвалидов. В адаптивном спорте творчество проявляется особенно
ярко в освоении индивидуальной спортивной техники и тактики,
приспособленных к дефекту, в подготовке технических средств,
поиске оптимальных величин допустимой нагрузки, эффективных
способов лечебно-восстановительной и профилактической работы и
др. Однако наибольшее развитие творческая функция получает в
креативных
(художественно-музыкальных)
телесно-

Педагогические функции
Рекреативно-оздоровительная
функция
реализуется
как
удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном
развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности,
восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичными
формами физической рекреации являются занятия в условиях быта и
семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и
отдыха. Двигательная рекреация утоляет двигательный и
эмоциональный «голод» и больше всего соответствует интересам и
потребностям данной категории людей, так как является
добровольной, доступной и естественной формой реализации своих
физических возможностей, где главное не результат, а сам процесс. В
адаптивном спорте рекреативные занятия проводятся с целью
восстановления сил, разгрузки и переключения спортсмена на другие
виды деятельности, интересный досуг и общение. Общение имеет
особое значение для инвалидов. Занятия часто объединяют детей и
взрослых, здоровых и людей с различными патологическими
нарушениями, что создает благоприятный психологический климат и
условия равной личности, при этом удовлетворяется потребность в

Педагогические функции
Гедонистическая функция проявляется в тех видах
двигательной деятельности, которые доставляют радость,
восторг, ощущение счастья. Люди с различными
нарушениями и ограничениями в движении острее
переживают даже малейшие успехи в своих двигательных
способностях. Они искренне выражают свои чувства,
радуются возможности ходить, играть, соревноваться,
общаться, побеждать. Задача специалиста АФК состоит в
том, чтобы создать атмосферу психологического
комфорта, доверия, доброжелательности, свободы,
раскованности, дать возможность радоваться, получать
удовольствие от физических упражнений.

Педагогические функции
Спортивная и соревновательная функция.
Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем
мире, включает
в
себя три основные разновидности:
паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское
движения.
Для данного контингента тренировочный процесс и
участие в соревнованиях является действенными способами
физической, психической, социальной адаптации. Учебнотренировочный
процесс
рассматривается
как
врачебнопедагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении
функционируют
лечебные
и
педагогические
факторы,
обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального,
эмоционально-психического
потенциала
спортсмена-инвалида,
удовлетворяющие
эстетические
и
этические
потребности,
стремление к физическому совершенству.
В спорте инвалидов выделились два направления: спорт высших
достижений и рекреативно-оздоровительный спорт. В первом
направлении технология тренировочного процесса
строится на основе закономерностей срочной и долговременной
адаптации организма к физической нагрузке, принципов и

Педагогические функции
Спортивная и соревновательная функция
В рамках второго направления адаптивный спорт выполняет
оздоровительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод
эффективного здорового отдыха - восстановления и поддержания
оперативной работоспособности, развития физических качеств и
способностей в избранном виде спорта, организации интересного
эмоционально го досуга. Типичными чертами оздоровительнорекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в
неделю), специализация, как правило, в одном виде спорта, участие в
соревнованиях и др. В зависимости от того, в какой социальной сфере
культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий
модифицируется соответственно условиям, составу групп (однородные
по нозологии или интегрированные), по возрасту, интересам
занимающихся (школьный, студенческий, спорт инвалидов зрелого
возраста). Главные стратегические принципы в оздоровительнорекреативном спорте следующие: адекватность содержания физической
подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека,
гармонизация и оптимизация нагрузки, свобода выбора вида спорта в
соответствии с личными склонностями и способностями.

Социальные функции
Гуманистическая функция.
Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей
его телесной и духовной неповторимости. Гуманизация физкультурного
образования выражается в его цели: формирование физической культуры
личности как системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни.
Гуманистическая функция в сфере АФК предполагает ориентацию на
личностное развитие:
- формирование осознанного отношения и потребности к любым формам
двигательной активности как необходимому условию жизне обеспечения;
- формирование знаний, двигательных умений, физических качеств и
способностей для создания предпосылок к полноценной самостоятельной
жизни, учебной, профессиональной и другим видам деятельности;
- освоение интеллектуальных, валеологических, нравственных, этических,
эстетических ценностей физической культуры, способствующих созданию
условий равной личности, свободы самопроявления, самореализации и
самоактуализации.
Истинный гуманизм в адресной полезной деятельности и таких
нравственных категориях людей, как человеколюбие, сострадание,
милосердие, благородство, терпение, самоотверженность.

Социальные функции
Социализирующая функция.
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь
общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения,
социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и
социальные группы. АФК для данной категории людей выступает как
фундаментальная основа подготовки к самостоятельной жизни и
необходимое условие жизнеобеспечения, духовного и физического
развития. Процесс социализации продолжается всю жизнь, в ходе
которой человек учится быть членом семьи, группы, класса,
производственного коллектива, команды, общества. Активные занятия
АФК решают сложнейшие задачи социальной адаптации личности,
приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества,
воспитания психических и нравственных качеств, рациональной
организации досуга, активного отдыха, общения и т. п. Отмечается
особая роль игры в социализации личности. Игра как средство АФК
синтезирует в себе функции, которые сопутствуют социализации
ребенка-инвалида. Особенно ярко социализация проявляется в
адаптивном спорте, где на предельном уровне физических сил
проявляются биологические, адаптационные, духовные возможности

Социальные функции
Интегративная функция.
Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов
в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для
здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и
деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей.
Но человек социализированный, т. е. подготовленный к жизни в обществе,
может оказаться не интегрированным, не востребованным обществом.
Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи. Конечной
целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
включает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с
отклонениями в развитии;
- активное участие в данном процессе самого ребенка (субъектив нообъективная роль);
- совершенствование самого общества, системы социальных отношений,
которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам
оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Социальные функции
Интегративная функция.
Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы
обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное
обучение с обучением детей нормального развития. Выделяет два
типа интеграции: интернальную и экстернальную. Адаптивная
физическая культура и адаптивный спорт, в частности,
представляют собой уникальные формы интеграции, которых не
существует ни в одном виде деятельности инвалидов. Эталоном,
ставшим всеобщей ценностью для спортсменов разных стран,
являются идеи олимпизма, проповедующие стремление к
истинному совершенству, взаимопониманию и миру на земле.
Столь высокие цели и жизненные идеалы, возможности общения,
самопроявления и признания дают полное основание считать
спорт высших достижений инвалидов наиболее мощным
средством социализации и интеграции личности в общество.

Социальные функции
Коммуникативная функция.
Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов,
поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В
общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в
проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации,
ощущении включенности в какую-либо деятельность.
Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные
возможности общения, т.к. многие из них имеют отклонения в развитии
речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
заикание, при которых в качестве вторичных нарушений выступают
ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой
функции, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Коррекции
дефектов произношения, речи, письма придается большое значение,
осуществляют ее логопеды, врачи, психологи. Л.С. Выготский считал, что
центральной областью коррекции и компенсации дефекта является речь
как средство общения. Средствами коммуникативного общения являются
речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. В процессе занятий
физическими упражнениями используются вербальные и невербальные
способы общения.

Социальные функции
Зрелищная и эстетическая функции.
Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в
специфической
деятельности,
связанной
с
эстетическим,
эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с
нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре,
зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста
ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к
ней. В АФК эта потребность реализуется в процессе занятий
физическими упражнениями. Все дети хотят иметь красивую фигуру,
уверенную осанку, сильное тело, для многих это является основным
мотивом занятий. Спортивные и физкультурно-оздоровительные
мероприятия сопровождаются показательными выступлениями, шоуконцертами, конкурсами моды, выставками-ярмарками творчества
детей. Трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов,
всегда переполнены. Эстетические и эмоциональные переживания
зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством,
настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой
воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в
сознании людей.

В заключении...
Таким образом,
АФК, являясь частью физической и общечеловеческой
культуры,
выполняет
важные
социальные
и
педагогические функции духовного и физического
развития инвалидов и лиц с ограниченными
функциональными возможностями. Все педагогические
функции имеют предметное выражение в деятельности,
сущность которой заключается в многообразном
использовании
физического
упражнения
универсального
средства
и
метода
инициации
двигательной активности инвалидов. Социальные
функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая
духовную сферу, интеллектуальные, психические
способности, формируя активное отношение к ценностям
физической культуры, здоровому стилю жизни.

Адаптивная физическая культура и спорт: потребность общества и государства, стратегия развития Кострома. Круглый стол «Адаптивный спорт как путь социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья Докладчик: вице – президент Паралимпийского комитета России А.В. Царик 1


Еще менее трех десятилетий тому назад занятия инвалидов спортом воспринимались значительной частью нашего общества как нечто непонятное, нередко как нонсенс. Сегодня общепризнано, что АФК - реальное и эффективное средство реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в жизнь 2


В современном мире, в том числе в России, число инвалидов составляет примерно 10% от численности населения. В России насчитывается от 10 до 13 млн. инвалидов. Численность лиц, впервые признанных инвалидами в России Годы Впервые признаны инвалидами (тыс. человек)




Последние годы отношение к людям с инвалидностью со стороны государства и общества имеет явную тенденцию к улучшению. На международной спортивной арене мы вышли на передовые позиции как на Паралимпийских, так и Сурдлимпийских играх – благодаря передовым и прогрессивным регионам и, прежде всего, энтузиастам адаптивного спорта в них, людям не равнодушным, с добрым сердцем. Но, к сожалению, дело вглубь не пошло. 5


Разрыв между спортивными достижениями на международном уровне и массовостью спорта инвалидов, а также между темпами ее прироста и требованиями Стратегии-2020 по развитию массовости спорта инвалидов углубляется Годы Число занимающихся в секциях и группах физической культуры и спорта (всех инвалидов) 211,3 тыс.чел.221,0 тыс.чел 267,1 тыс.чел Число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом за последние 4 года хотя и возросло на 56 тысяч человек и достигло 267 тысяч, но темп прироста составил в среднем всего 14 тыс. чел в год. 6


7 Особенно неблагоприятное положение с охватом занятиями спортом детей- инвалидов. Из каждых 100 спортивных школ страны в 93-х нет ни отделений, ни групп для детей - инвалидов. На 230 детей, занимающихся спортом в спортивных школах, приходится только один спортсмен – инвалид (по соотношению числа детей-инвалидов к числу всех детей в стране их должно быть минимум в 20 раз больше).


Численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях образования (на 1 января 2011 года - Форма 3-ФК) Учреждения, осуществляющие работу с инвалидами Количество учреждений, предприятий, организаций, (всего ед.) Численность занимающихся Всего в том числе: Спорт слепых Спорт глухих Спорт лиц с поражением ОДА Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования


Численность инвалидов занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования детей, училищах олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов и центрах спортивной подготовки Учреждения, осуществляющие работу с инвалидами Количество учреждений, предприятий, организаций Численность инвалидов занимающихся физической культурой и спортом Всего в том числе: Спорт слепых Спорт глухих Спорт лиц с поражение м ОДА из них: -ДЮСШ СДЮСШОР ДЮСАШ СДЮСАШ ДООЦ Училища олимпийского резерва Физкультурно-оздоровительные клубы инвалидов Центры спортивной подготовки


Численность инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся паралимпийскими видами спорта (по данным статистической отчетности на 1 января 2011 года, Форма3-ФК) Паралимпийские виды спорта Массовый спортСпорт высших достижений Академическая гребля4116 Баскетбол на колясках25931 Бочча4664 Волейбол сидя Горнолыжный спорт6526 Конный спорт Легкая атлетика Лыжные гонки13240 Настольный теннис Парусный спорт75 - Пауэрлифтинг Плавание Пулевая стрельба Керлинг на колясках6730 Хоккей-следж9852 Теннис на колясках19331 Футбол лиц с заболеванием ДЦП Стрельба из лука22047 Танцы на колясках19039 Теннис992 Фехтование


Численность инвалидов по зрению, занимающихся паралимпийскими видами спорта (по данным статистической отчетности на 1 января 2011 года, Форма 3-ФК) Паралимпийские виды спорта (спортивные дисциплины) Спорт слепых Массовый спорт Спорт высших достижений Велоспорт - тандем17 - Голбол Горнолыжный спорт 5620 Дзюдо Легкая атлетика Лыжные гонки Плавание Футбол 5х5 (В1)


Некоторые проблемы, обусловившие сложившееся положение 1.Низкая доступность инвалидов к спортивным объектам Сегодня из 248 тысяч спортивных сооружений страны только 31 тысяча более-менее приспособлены для занятий инвалидов. Это значит, что 80% из общего числа спортивных сооружений остаются даже по статистике недоступными для наших граждан, имеющих ту или иную инвалидность. Имеет место прямое нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят более 15 лет тому назад. 12


2. Недостаточная мотивация самих инвалидов в занятиях спортом и роль СМИ Низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом прямо связана с недостаточным освещением паралимпийского и сурдлимпийского движения в СМИ, особенно по телевидению. Замалчивание и полу-замалчивание адаптивного спорта в СМИ по-прежнему грубо тормозит его развитие. Вместе с тем, за успехами и неудачами наших паралимпийцев и сурдлимпийцев следит сегодня более 40 миллионов россиян. 13


3. Отношение к массовости адаптивной физической культуры и спорта, а также к подготовке резерва сборным командам России и субъектов Российской Федерации по «остаточному принципу» доминирует в ряде регионов страны Если сегодня это отношение мы коренным образом не пересмотрим, то не только не выполним задач, поставленных в Стратегии-2020, но уже через один паралимпийский цикл можем утратить лидирующие позиции на Паралимпийских играх. 14


1. Мы должны и убеждать СМИ, прежде всего, телевизионные компании и, одновременно, требовать от их руководителей изменить отношение к освещению спорта инвалидов, так, как это имеет место в других цивилизованных странах. Здесь без помощи власти не обойтись. 2. В планах развития муниципальных образований должно предусматриваться создание как минимум одной детско-юношеской спортивно-адаптивной школы или хотя бы отделения спорта для инвалидов в существующих спортивных школах. Во всех специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны работать спортивные группы и секции для детей-инвалидов Предложения (рекомендации) 3. Доступными для инвалидов должны быть все спортивные сооружения. Это снимает необходимость создания локальной, только для них спортивной базы. 15


Современная мировая теория и практика социальной адаптации инвалидов и паралимпизма не приемлет изоляцию инвалидов от остального населения (в Западной Европе в этом случае применяют слово «резервации»). Потому что это противоречит как самим целям социальной адаптации инвалидов, как и целям инклюзивного воспитания. 16



Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача. Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:

Медицинский работник образовательного учреждения систематически, не реже 1 раза в месяц, посещает занятия физической культурой для оценки влияния нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся.

Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами, засчитывается лучший результат из трех попыток; Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Результатом является расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1 метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча. Броски выполняются одной рукой, ловля – двумя руками. Засчитывается количество пойманных мячей.

Лучшие статьи по теме