Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • Прощание с "леной". Прощание с "леной" Назначение и особенности

Прощание с "леной". Прощание с "леной" Назначение и особенности

Годах в специальном конструкторском бюро СКБ-197 (впоследствии ОАО «ФНПЦ « » - ННИИРТ) под руководством главного конструктора Е. В. Буквалова. Станция была принята на вооружение в году и серийно выпускалась ОАО «Нижегородский телевизионный завод им. В. И. Ленина» - ОАО «НИТЕЛ ». При мощности в импульсе 180 кВт РЛС П-12 обеспечивала обнаружение самолетов на дальности около 200 км, летящих в диапазоне высот до 25 км.

П-18 была создана на основе РЛС П-12МП путем перевода ее аппаратуры на новую элементную базу. Одновременно было проведено сопряжения РЛС с созданной к тому времени новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-2М». После успешных испытаний новая РЛС П-18 в году была принята на вооружение Советской армии .

Назначение и особенности

Назначение

РЛС П-18 предназначена для своевременного обнаружения и сопровождения воздушных объектов, в том числе выполненных по технологии «стелс», в пределах зоны видимости, определения государственной принадлежности и выдачи их координат (дальность, азимут) потребителям информации о воздушной обстановке.

Особенности

В отличие от прототипа (РЛС П-12), РЛС П-18 обеспечивает выдачу более точного целеуказания наземным средствам поражения воздушных целей, а также наведение истребительной авиации на самолеты противника. Кроме того, эта станция имеет улучшенную помехозащищенность от радиоэлектронных помех. В 1979 г. в комплект РЛС П-18 был введен новый запросчик , размещенный на самоходной отдельной автомобильной базе. Высокие технические характеристики, удобство эксплуатации, надежности и высокая мобильность обусловили большую известность РЛС П-18 и спрос на нее войсках России и за рубежом. Вся аппаратура РЛС размещена на самоходной базе двух автомобилей, на одном из которых размещается радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором - антенно-мачтовое устройство (АМУ). Для автономного электропитания используются два агрегата АД-10 размещенные в прицепах.

Основные характеристики РЛС П-18

  • Дальность обнаружения МиГ-21 (в помехах): на высоте 500 м - до 60 (40) км на высоте 10000 м - До 180 (90) км на высоте 20000-27000 м - до 260 (170) км
  • Точность определения координат: по дальности - 1400 м по азимуту - 47 угл. мин.
  • Коэффициент подавления активных шумовых помех - н/д пассивных помех - 20 дБ
  • Время развертывания - 45 мин.
  • Потребляемая мощность - 10 кВт
  • Расчет - 4 чел.
  • Среднее время наработки на отказ - 140 час.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Радиолокационная станция П-18" в других словарях:

    П 8 («Волга») советская наземная радиолокационная станция дальнего обнаружения, работавшая в метровом диапазоне волн. Первая советская РЛС кругового обзора. По сравнению с существующими советскими станциями (РУС 2, РУС 2с и П 3), новая станция… … Википедия

    П 10 («Волга А») советская наземная радиолокационная станция дальнего обнаружения, работавшая в метровом диапазоне волн. Результат усовершенствования РЛС П 8. В 1953 году прошла полевые испытания, после чего была принята на вооружение… … Википедия

    РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ. (РЛС, радар, радиолокатор), радиоэлектронная система для определения направления движения и дальности объектов. Первые разработки РЛС были сделаны британскими и немецкими учеными во время Второй мировой войны. РЛС… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (РЛС; радиолокатор, радар), устройство для обнаружения и определения местоположения объектов методами радиолокации. Первая радиолокационная станция создана в Великобритании в 1936. Применяются в военном деле, на речном, морском, воздушном… … Современная энциклопедия

    П 3 советская наземная радиолокационная станция обнаружения и наведения. Прошла полевые испытания в августе 1944 года, в течение того же года 14 готовых комплектов РЛС поступило в советские войска. Позднее технология была передана Горьковскому… … Википедия

    - (радиолокатор радар), устройство для наблюдения за различными объектами (целями) методами радиолокации. Основные элементы: антенная система, передатчик (в пассивных радиолокационных станциях его нет), приемник со световым индикатором и (в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (РЛС) радиотехническое устройство, предназначенное для обнаружения, опознавания и определения местоположения в пространстве различных объектов (кораблей, самолетов) с помощью отраженных от этих объектов радиоволн, т. е. методом радиолокации.… … Морской словарь

    РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ - (РЛС, радиолокатор, радар) радиотехническое устройство для обнаружения, опознавания, определения местоположения и удалённости различных объектов на Земле, воде, в воздухе и космосе методом (см.). Основные элементы РЛС: мощный радиопередатчик,… … Большая политехническая энциклопедия

    - (РЛС) радиолокатор, радар, устройство для наблюдения за различными объектами (целями) методами радиолокации (См. Радиолокация). Основные узлы РЛС передающее и приёмное устройства, расположенные в одном пункте (т. н. совмещенная РЛС) или в … Большая советская энциклопедия

    Радар Запрос «РЛС» перенаправляется сюда; о регистр … Википедия

Книги

  • , Гарин Е.Н. , В учебнике изложены общие сведения о РЛС П-18Р, ее устройстве, принципах работы отдельных систем и блоков. Особое внимание уделено описанию физического смысла процессов, происходящих при… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: ИНФРА-М , Производитель: ИНФРА-М ,
  • Военно-техническая подготовка. Устройство РЛС РТВ ВВС. Радиолокационная станция П-18Р. Учебник. В 2-х частях. Часть 1 ,

В ночь с 26 на 27 декабря 1969 года в ходе акробатической операции в тылу врага израильские десантники похитили русский радар П-12 и переправили его на вертолетах в Израиль.

После победы Израиля в Шестидневной войне 1967 года на Ближнем Востоке установилось затишье. Тотальный разгром армий арабских стран, которых поддерживал и вооружал Советский Союз, лишил арабов огромных арсеналов русских вооружений – израильтянами были уничтожены или захвачены более четырех тысяч русских танков, БТР, стволов артиллерии и других тяжелых вооружений. Потери военно-воздушных сил арабских стран составили более 400 боевых самолетов русского производства.

Впрочем, тотальный разгром арабских союзников не остановил руководство СССР. Уже вскоре после Шестидневной войны СССР подписал тайное соглашение с арабами, по которому обязался полностью восстановить военный потенциал разгромленных армий арабских стран. И вновь к арабам потекло русское оружие, объемы поставок достигли почти 10 миллиардов долларов.

Сегодня трудно понять, чем руководствовалось советское руководство, одаривая столь ненадежных союзников, какими были арабы, оружием, к которому вскоре присоединились десятки тысяч русских военнослужащих, направленных на войну против Израиля в рядах арабских армий. (Советская помощь арабам оказалась «не в коня кормом» – уже в 1972 году Египет разорвал союзнические отношения с СССР и в крайне унизительной форме изгнал десятки тысяч русских военнослужащих.)

В 1968 году, восстановив с помощью СССР свой военный потенциал, арабы развернули боевые действия против Израиля по всей линии разделения арабских и израильских войск. Арабы сознавали свою неготовность к полномасштабной войне против Израиля и потому использовали тактику авианалетов, артиллерийских обстрелов и диверсионных операций, надеясь, таким образом, измотать израильские войска. Расчет строился на ограниченности экономических и людских ресурсов Израиля, чье население тогда едва превышало два миллиона человек. Потому боевые действия в зоне Суэцкого канала и Голанских высот, продолжавшиеся около двух лет, получили название «Войны на истощение».

Израиль принял брошенную перчатку. Израильские войска, захватив полное господство в воздухе, приступили к массированным авианалетам на военные, промышленные, энергетические центры арабов. В глубоком тылу противника действовали подразделения израильских парашютно-десантных войск. (В конце концов, и в Войне на истощение арабы вновь потерпели поражение и опять СССР спас их от катастрофы).

В ходе Войны на истощение израильские пилоты обнаружили, что у противника появилось некая новая радиолокационная станция (РЛС), позволявшая обнаруживать самолеты на низких высотах и на большей дальности. Надо сказать, что во время Шестидневной войны в руках израильтян в качестве трофеев оказались русские РЛС П-10 (Волга А) и П-35 (Сатурн). Израильские специалисты детально изучили их и разработали средства радиоэлектронной борьбы, позволившие самолетам беспрепятственно преодолевать системы ПВО противника.

Однако новая таинственная РЛС, судя по всему, имела значительно более качественные характеристики, и представляла серьезную угрозу действиям израильской авиации. Вскоре израильской разведке стали известны точные сведения о новом русском радаре – это была РЛС П-12 «Енисей» (дальность обнаружения целей - до 250 км, высота обнаружения - до 25 км).

Теперь оставалось найти и уничтожить эту столь опасную РЛС. По данным разведки было выявлено место развертывания РЛС П-12 в районе Рас-Гариб и 24 октября 1969 года израильские самолеты нанесли бомбовый удар. Впрочем, якобы разбомбленная в клочья РЛС продолжила свою работу. Значит, израильские ВВС были введены в заблуждение и удар был нанесен по искусно подставленной ложной цели.

Истинное расположение РЛС П-12 было выявлено случайно – 22 декабря 1969 года самолет израильских ВВС произвел аэрофотосъемку некоего подозрительного объекта в 5 километрах от ложной цели. Два молодых офицера-дешифровщика из отдела аэрофотосъемки штаба ВВС, изучая полученные снимки местности при большом увеличении, внезапно обнаружили станцию в глухом уголке пустыни – на выжженном солнцем холме, на котором стояли два «бедуинских шатра». Вблизи этого места не было дорог и к нему вела только тропа, по которой бедуины перегоняли стада коз и овец. Никаких следов средств ПВО или укреплений охраны обнаружено не было – зато на снимках были ясно видны хорошо замаскированные станция, антенна, бункер и палатка.

Анализируя аэрофотоснимки, офицеры-дешифровщики пришли к выводу – стремление полностью замаскировать РЛС сыграло с противником злую шутку – она была расположена изолировано, без надлежащей охраны, к ней не было проложено дорог – все перемещения личного состава осуществлялись скрытно и только ночью. У офицеров-дешифровщиков возникла идея – не просто уничтожить РЛС, а попытаться похитить ее и переправить в Израиль: зная ее характеристики, можно было скрыть самолеты от радаров противника. Офицеры-дешифровщики изложили свою неожиданную идею в рапорте по команде.

Уже 24 декабря начальник генштаба израильской армии генерал Хаим Бар-Лев провел совещание высших офицеров сухопутных войск и ВВС. Выяснилось, что подобных операций не было в мировой военной практике.

Ближайшим аналогом можно было назвать только операцию британских коммандос во время 2-ой мировой войны, когда феврале 1942 года в районе французского побережья Ла-Манша был похищен германский радар «Вюрцбург» и морским путем переправлен в Великобританию.

Совещание у начальника Генштаба пришло к выводу: Операция по захвату радара подразделением парашютно-десантных войск и переправка его на вертолетах в Израиль крайне рискованная, но есть неплохие шансы на успех.
Руководство и планирование операцией было возложено на командующего парашютно-десантными войсками генерала Рафаэля Эйтана. За авиационную поддержку отвечал заместитель начальника штаба ВВС генерал Давид Иври.

Они и спланировали дерзкую операцию по захвату русского радара и переправке его в Израиль, получившую название Тарнеголь (Петух)-53 и больше похожую на сценарий военно-приключенческого блокбастера.

Генерал Рафаэль Эйтан пользовался непререкаемым авторитетом среди десантников – на его счету были десятки операций в глубоком тылу врага, его отличали личное мужество, суровость и жесткая требовательность к подчиненным.

Генералу Эйтану было привычно действовать в тылу врага в стиле «круши и убивай». Именно такой была проведенная незадолго до этого, 10 сентября 1969 года, десантная операция «Равив». В ходе ее на египетский берег Суэцкого канала была скрытно переброшена израильская десантная группа на шести трофейных русских танках Т-54 и трех БТР-50, которая прошлась огненным валом по тылам врага, оставив после себя сотни трупов, уничтоженные позиции ракетных войск и артиллерии, РЛС, склады и воинские лагеря. Теперь требовалось действовать иначе.

Генерал Эйтан знал каждого из своих офицеров – от взводных до командиров парашютно-десантных бригад. Потому для выполнения столь ответственного задания он выбрал разведроту 50-го батальона 35-ой бригады парашютно-десантных войск. Командиром 50-го батальона был боевой офицер подполковник Арье Циммель (Цидон). Циммель происходил из семьи немецких евреев (еки, как их иазывают в Израиле), для которых характерны педантичность, пунктуальность и точность – качества, столь необходимые для успешного проведения такой ювелирной операции. Подполковнику Циммелю было доверено вести в бой своих солдат.

На подготовку операции понадобился всего один день. 25 декабря прошла тренировка десантников. В качестве условного обьекта использовалась трофейная русская РЛС П-10, захваченная во время Шестидневной войны. Чтобы ограничить число людей, знающих о готовящейся операции, десантники действовали по-десантному – они скрытно проникли на территорию армейского склада, где хранилась трофейная РЛС и под носом часовых похитили ее. У себя на базе десантники тренировались в захвате и демонтаже РЛС. Им были приданы офицер, специалист по радиолокаторам, и мастера-сварщики, которым предстояло, в случае нужды, разрезать станцию автогеном.

Сложнее было летчикам. Для доставки десанта было решено использовать три вертолета Super Frelon, а вот с доставкой РЛС были проблемы.

РЛС П-12 была размещена на самоходной базе двух автомобилей ЗиЛ, на одном из которых находилась радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором - антенно-мачтовое устройство. Для автономного электропитания использовались агрегаты,размещённые в прицепах. Общий вес всего оборудования превышал 7 тонн.

В качестве грузовых вертолетов планировалось использовать вертолеты СН-35, но согласно технической документации их грузоподъемность не превышала 3 тонн. Впрочем, израильские летчики в ходе тренировок убедились, что этот вертолет может взять и до 4 тонн нагрузки.

Операция Тарнеголь-53 началась в 9 часов вечера 26 декабря 1969 года с массированной бомбардировки израильскими самолетами египетских войск, расположенных в районе запланированной операции. Этим маневром отключалось внимание противника от радара.

Pусский офицер Игорь Куликов находился в этот момент в расположении 504-го батальона египетской армии, радиотехнической роте которого и принадлежала злополучная РЛС П-12. Он стал невольным очевидцем разворачивающихся событий:
» Начался воздушный налет. Часы показывали двадцать пять минут первого.
— Что сообщают с «радара»?.
— Их тоже бомбят.
О том, что радиотехническую роту бомбят, мы знали и сами, поскольку видели красные нитки трассеров зенитных снарядов — с батареи ложного радара вели огонь.
Интенсивность авианалета нарастала. В какие-то моменты казалось, что до утра мы просто не дотянем. Одна из бомб разорвалась между землянкой комбата и пунктом связи батальона. Где-то в половине второго ночи на связь с нами вышел командир радиотехнической роты. Он сообщил, что видит пожар на позиции РЛС. По его словам, «сама станция, видимо, уничтожена попаданием бомбы, так как с ней нет связи». После этого связь прервалась.»

В реальности события вокруг РЛС развивались следующим образом. Под прикрытием авианалета вертолеты с израильскими десантниками, оставшись необнаруженными противником, приземлились в заданной точке.
Разбившись на три группы, десантники двинулись к расположению РЛС. Одна из групп выполняла боевое охранение и минировала тропу, по которой прошли десантники.

Вскоре десантники достигли горы, на которой находилсь РЛС. Тут им помог шум работающего генератор станции – из-за него часовые не слышали приближающихся бойцов. Десантники сняли часовых, после чего атаковали палатку, бункер и автомобили с аппаратной: палатка была прошита автоматными очередями и забросана гранатами, ворвавшиеся в бункер десантники забросали его гранатами. В ходе скоротечного боя было уничтожено до 18 солдат и офицеров противника.

В бункере были взяты в плен три офицера, оказавшиеся персоналом РЛС, полезным для разработки. После краткого интенсивного допроса все трое пленных согласились сотрудничать и предоставили полный комплект технической документации. Пленных забрали с собой в Израиль.

Очистив территорию от противника, десантники приступили к демонтажу РЛС.
Тут возникла задержка – по плану демонтаж должен был быть закончен 01:45, но из-за возникших проблем с демонтажем высокой антенны работы затянулись до 02:43. После чего были вызваны вертолеты.

Первый вертолет СН-53 приземлился в 02:55. Демонтированные аппаратные были закреплены на наружных подвесках к вертолетам, и переправлены в Израиль.
Перед уходом десантники взорвали все, что находилось на территории РЛС и, не забыв установить мины-ловушки, в 04:00 на вертолетах улетели домой.

Операция Тарнеголь-53 успешно завершилась без потерь со стороны израильских десантников.

В это время на КП 504-го батальона царила паника и неразбериха. Игорь Куликов пишет:
«В половине пятого утра один из рядовых сообщил о странном звуке. Выбежав наверх, мы услышали очень мощный и характерный рокот работы двигателей вертолетов. Первое предположение: «Противник под прикрытием авиации намеревается высадить десант!»
Минут через тридцать — сорок раздался телефонный звонок.
— Евреи украли радар! «

* * * * * * * * * * * * * * *

КАК ИЗРАИЛЬТЯНЕ У ЕГИПТЯН РАДАР УКРАЛИ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЕННОГО ПЕРЕВОДЧИКА
НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
Игорь Куликов
Журнал «Солдат удачи» № 1 / 2000 г.

Это невероятное событие произошло в конце 1969 года в Египте, в разгар так называемой «войны на истощение». В ночь с 26 на 27 декабря на побережье Красного моря группа израильских коммандос сумела захватить египетскую радиолокационную станцию советского производства и при помощи вертолетов переправить ее на Синайский полуостров. Тридцать лет спустя редакции удалось найти одного из непосредственных свидетелей этого чрезвычайного происшествия…

Для меня, слушателя Военного института иностранных языков, командированного в Египет в качестве военного переводчика, эта арабо-израильская война началась 30 ноября 1969 года. В тот день ранним утром вместе с майором Тарасом Панченко, советником из 3-й механизированной дивизии, мы выехали из Каира на фронт. Путь наш лежал в далекий, как казалось, романтичный Красноморский военный округ* [* – в ВС Египта территория также делилась по округам]. Как и Суэцкий канал, он также считался зоной боевых действий, хотя и менее активных.

Заафарана. Суэцкий залив. Первый день на фронте. 30 ноября 1969 года
К вечеру, преодолев почти 300 км, мы благополучно добрались до расположения 19-й отдельной пехотной бригады, дислоцированной на побережье Суэцкого залива. Своими оборонительными позициями она перекрывала широкую Заафаранскую долину, протянувшуюся в глубь Аравийской пустыни почти до самого Нила.
В сентябре – начале октября бригаду жестоко бомбили. Во время одного из налетов погиб наш советник. Сейчас же здесь было относительно спокойно. О трагических событиях тех дней напоминали лишь остовы сгоревшей техники да огромные воронки от тысячефунтовых израильских бомб. Этот отдаленный район, как и все побережье Красного моря, не прикрывался египетскими ПВО, и израильские летчики чувствовали себя здесь очень уверенно, как на полигоне.
Рассматривая полуметровой длины и в палец толщиной саблевидные осколки от бомб, я понял, что купаться, загорать и ломать кораллы на сувениры, видимо, не придется. Спокойная каирская жизнь со всей экзотикой большого восточного города как-то сразу осталась в прошлом, а ближайшие перспективы нашей новой жизни уже не представлялись столь радужными.

504-Й БАТАЛЬОН

В штабе бригады выяснилось, что 504-й пехотный батальон, где нам предстояло работать, переброшен на 145 км южнее, в район Рас-Гариба – небольшого поселка египетских нефтяников.
Прибыв на место и выслушав энергичный инструктаж старшего советника бригады, мы остановились на ночевку в «хабирской» землянке* [* – хабирами египтяне называли всех советских советников и специалистов]. С утра стали готовиться к отъезду.
Для работы нам выделили видавший виды грузовик ГАЗ-63. В его крытый кузов, весь посеченный осколками, поставили две простые солдатские кровати с матрасами, полными клопов. Таким образом на первое время у нас имелись и транспортное средство, и даже крыша над головой. Отведав на дорожку кваса, изготовленного из сухих египетских лепешек, и тепло распрощавшись с бригадными советниками, мы отправились в путь.
Честно говоря, наблюдая в пути дорожные пейзажи совершенно дикой, но по-своему красивой природы красноморского побережья, мрачных предчувствий мы не испытывали. Однако и особой радости от пребывания на этом «курорте», куда ныне завлекают российских туристов, тоже не ощущали. Батальону предстояло действовать в отрыве от главных сил, в случае резкого ухудшения оперативно-тактической обстановки на помощь бригады рассчитывать не приходилось.
Вдоль пути у обочин стояли черно-бурые корпуса сгоревшей техники. Особенно запомнился египетский БТР-152. Он стоял, уткнувшись в придорожную скалу. В заднем борту зияла большая рваная дыра от израильского НУРСа, выпущенного самолетом типа «Скайхок» или «Мираж». Было видно, что «работал» летчик-профессионал. Вспомнилось напутствие одного из наших заафаранских коллег: «В случае чего, бросайте машину и бегите в разные стороны в пустыню. По отдельному человеку они ракеты пускать не будут».
Командир батальона подполковник Мустафа Зибиб и другие египетские офицеры встретили нас радушно. Батальон лишь недавно пришел в Рас-Гариб и теперь занимался инженерным оборудованием позиций. Землянок здесь, как в Заафаранеу. еще не было – ж просто не успели вырыть. Поэтому какое-то время нам предстояло ночевать под тентом, снятым с нашего грузовика. Сверху тент мы прикрыли маскировочной сетью. Сразу же выяснилось, что у нас нет многих вещей, крайне необходимых для жизни в полевых условиях. В этом плане египтяне очень помогли нам на первых порах. Другой Неожиданностью для нас стал начавшийся тогда Рамадан* [* – в дни Рамадана мусульманам запрещено принимать пищу от восхода до захода солнца].
Завтрак привозили лишь поздно вечером. Уже в темноте, сидя на кроватях под своим тентом, мы ели непривычную арабскую пищу, которая к тому же была изрядно сдобрена песком. Что же касается обеда и ужина, то ради сна мы предпочли от них и вовсе отказаться. Так что пришлось нам невольно поститься, как всем правоверным мусульманам.
На второй день начали детально знакомиться с обстановкой, силами и средствами, имевшимися в нашем распоряжении, а также районом, в котором предстояло действовать 504-му батальону.
Батальон отвечал за прикрытие участка побережья – 120 км по фронту и 80 км в глубину, что не укладывалось ни в какие тактические нормативы. Согласно боевой задаче, эта египетская часть предназначалась для предотвращения возможной высадки морского десанта противника на побережье и обеспечения безопасности «важных объектов» в секторе. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности радиолокационной станции. На усиление батальона из состава бригады придали дополнительные силы: роту танков Т-34, батарею 120-мм минометов и смешанную противотанковую батарею 57-мм пушек и безоткатных орудий Б-11. Однако для отражения налетов авиации противника имелось всего три пулемета ДШК.
Помимо нашего пехотного батальона, в районе Рас-Гариба стоял батальон «Народной обороны», укомплектованный солдатами предпенсионного возраста. Эта своеобразная «вохра» занималась охраной объектов местной нефтяной компании, и реальной пользы от таких бойцов, честно говоря, было немного.
Нефть и все связанное с ней у нас особого беспокойства не вызывало. По нашей информации, между Египтом и Израилем существовала негласная договоренность – не трогать подобные объекты. Тем более что рядом, в Шукейре, та же египетская компания добывала нефть совместно с американцами.
Настоящей же «головной болью» для нас явилась радиотехническая рота. Точнее, не сама рота, а ее радиолокационная станция, которую арабы называли просто – «радар».
Расположенная на холмах в 8 км от побережья и в 5–6 км от нашего батальона, РЛС вела разведку воздушных целей в центральном секторе Суэцкого залива. Охрана станции – десяток солдат, для которых не было даже отрыто окопов. Сам же командир роты находился на позиции так называемого «ложного радара», ближе к побережью, примерно в 2 км от настоящей станции.
Ложный радар представлял собой насыпной бугор с какой-то воткнутой в него железкой, изображавшей, видимо, радиолокационную антенну. Прикрывали объект ряды колючей проволоки с сигнальными минами и пять батарей спаренных зенитных пулеметных установок советского и американского производства.
На этой позиции размещалось более 400 человек личного состава. Считалось, что подобным образом противник будет введен в заблуждение относительно истинного расположения РЛС.
Столь «мудрый» замысел командира роты был соответствующим образом оформлен на большом листе ватмана и утвержден витиеватой росписью командующего египетскими радиотехническими войсками. Естественно, что мы сразу же сообщили о своем категорическом несогласии с этой ситуацией старшему советнику бригады, который обещал разобраться.
К тому времени практически вся территория Красноморского военного округа являлась зоной активных действий не только израильской истребительно-бомбардировочной авиации, но и вертолетов. Именно вертолеты представляли реальную угрозу, так как летали на низкой высоте, вне зоны видимости РЛС.

РЛС П-12
Надо сказать, что в Заафаране, в районе расположения бригады, находилась вторая подобная радиолокационная станция. Израильтяне бомбили ее неоднократно, но так и не смогли уничтожить – египетская зенитная артиллерия заставляла израильских летчиков подниматься до двух-трех тысяч метров, из-за чего точность бомбардировки резко снижалась. Нас же авиация противника пока не беспокоила. Но с некоторых пор с наступлением темноты и особенно в лунные ночи в нашем секторе начали появляться вертолеты.
Заходя со стороны моря, между Заафараной и Рас-Гарибом, они входили в глубь пустыни и возвращались обратно на Синай только к трем-четырем часам утра. О цели их появления у нас и характере возможных действий можно было только догадываться. Считали вполне вероятной высадку вертолетного десанта противника в районе расположения РЛС с целью ее уничтожения. Чтобы не допустить проведения такой операции, мы предусмотрели возможность выдвижения одной из рот батальона к позиции «радара». Вскоре в присутствии начальника штаба бригады даже провели тренировку с личным составом роты.
С утра и до позднего вечера мы занимались так называемой организацией боя: проводили рекогносцировки, уточняли задачи подразделениям на местности, определяли огневые позиции для орудий и минометов. Ночами же, при очередном появлении вертолетов противника, сидели в землянке комбата и с тревогой ожидали сообщений об их действиях. С рассветом, убедившись, что вертолеты покинули наш район, усталые, шли спать под свой тент.
В течение нескольких недель обстановка в секторе практически не менялась. В ночное время приходилось думать не только о возможном отражении десанта, но и о собственной безопасности. Для нас уже подготовили землянку. Правда, дверь в ней не запиралась, к тому же отсутствовала и охрана. Каждую ночь мне приходилось на всякий случай брать автомат у нашего шофера Сулеймана. Забавно было вспоминать, как еще в Каире перед отъездом на Красное море какой-то важный чин из политработников стращал нас своим напутствием: «Только попробуйте попасть в плен к евреям – партбилеты на стол положите…»
Через некоторое время в небе довольно часто стал появляться самолет-разведчик. Все говорило о том, что израильтяне тщательно изучают район. Однако обстановка на побережье оставалась спокойной.
Вечером 26 декабря, после ужина, как всегда пришли в землянку комбата. Предстояло обсудить план работы на следующий день. Около двадцати двух часов поступила телефонограмма о том, что в 50 км севернее расположения батальона в глубь нашей территории проникли два вертолета противника. Подобное бывало и раньше, так что особого значения этому сообщению мы, к сожалению, не придали. В ходе разговора о текущих делах майор Панченко неожиданно предложил комбату поднять первую роту по тревоге и провести ночную тренировку по выдвижению к предполагаемому месту высадки условного десанта противника.
Честно говоря, даже сегодня, тридцать лет спустя, мне трудно с полной уверенностью сказать, что тогда было лучшим для нас: проводить или не проводить эту тренировку. Если бы такое учение действительно состоялось, мы, вероятно, сорвали бы операцию противнику. Другой вопрос: «Какие последствия ожидали бы нас?» Наверняка на следующий день израильтяне ударами своей авиации смешали бы батальон с песком.
В таком предположении нет преувеличения. Знакомый батальонный советник, участник Великой Отечественной войны, реально познавший на практике всю мощь израильских бомбардировок на Суэцком канале, как-то сравнил обмен ударами египетских и израильских войск: «Если араб из рогатки выбивает еврею стекло в окне, то еврей берет дубину и вышибает в доме араба оконную раму».
Позже я убедился, что ответ израильтян действительно всегда был мощнее и масштабнее по своим последствиям. Мы, конечно, были готовы выполнить свой воинский долг и решить задачи, поставленные командованием, но и умирать в этих диких красноморских песках никому не хотелось.
Так или иначе, но судьба распорядилась по-своему. Подполковник Зибиб, узнав о наших намерениях провести тренировку, высказал свое недовольство.
Думаю, комбату просто не хотелось заниматься этим: тренировка закончилась бы лишь к утру.
Дискуссия завершилась тем, что нам показали официальную инструкцию, запрещавшую проведение каких-либо занятий в случае объявления той или иной степени боевой готовности. Батальон же тогда действительно находился во второй степени такой готовности. Новых сообщений о появлении вертолетов противника больше не поступало, и все успокоились.

Еще до полуночи комбат предложил всем идти спать, что мы и сделали. Сам же Зибиб с начальником штаба остался дежурить в землянке.
Устав за день, я сразу заснул. Тарас же, как выяснилось, не спал. Позже он рассказал, что тогда у него появилось какое-то нехорошее предчувствие. Среди ночи он неожиданно разбудил меня: «Игорь! Слышишь? Гул самолета. Выйди наружу. Посмотри, что там?»
Полусонный, я нехотя поднялся с кровати, сунул нога в ботинки и в одних трусах и майке вышел из землянки. Было зябко. С моря дул холодный ветер. Ярко светила полная луна. Вдалеке действительно послышался необычно сильный гул реактивных двигателей нескольких самолетов.
– Это, наверное, разведчик! – прокричал я, даже не подумав: «Какая такая воздушная разведка может быть ночью?».
Гул становился все сильнее. Один из самолетов находился где-то совсем близко, хотя его и не было видно. Когда я уже собирался спускаться по ступенькам вниз, в двухстах метрах от меня раздался сильный взрыв, а через секунду – второй. Яркие вспышки обозначили места разрывов.
Начался воздушный налет. Часы показывали двадцать пять минут первого.
– Тревога, бомбят! – заорал я и кубарем скатился вниз в землянку.
Быстро одевшись и выскочив наружу, побежали в сторону землянки комбата, до которой было метров триста. Рев реактивных двигателей терзал воздух. Справа и слева рвались авиабомбы и выпущенные с самолета ракеты.
В землянке, где, кроме комбата, находились начальник штаба, офицер разведки и офицер связи, мы первым делом попросили сообщить об обстановке.
– Какая может быть обстановка, – нервно ответил подполковник Зибиб. – Вы разве не видите, что нас бомбят?
– Что сообщают с «радара»? – спросил Тарас.
– Их тоже бомбят.
О том, что радиотехническую роту бомбят, мы знали и сами, поскольку видели красные нитки трассеров зенитных снарядов – батареи ложного радара вели огонь. Наш же пулеметный взвод молчал. Комбат объяснил это тем, что самолетов в темноте все равно не видно и вести огонь нецелесообразно.
– Если же откроем огонь, то противник будет бомбить еще сильней, – заметил Зибиб.
Арабы, опасаясь, что свет в землянке могут заметить с воздуха, погасили лампы. По телефону связались с ротами и командиром радиотехнической роты. По радио попытались установить связь и с нашим «засадным» взводом, который еще до налета, в двадцать два часа, должен был занять назначенную ему позицию вблизи РЛС.
Выяснилось, что все это время взвод в нарушение приказа находился не в засаде, а на позиции ложного радара. Командир взвода, как мы узнали позже, распивал чай с командиром роты. К настоящей же РЛС взвод начал выдвигаться лишь с началом воздушного налета. Последнее сообщение командира взвода: «Дальше двигаться не могу. Меня бомбят». В дальнейшем на наши вызовы старший лейтенант не отвечал.
Через пару дней во время тщательного обследования района на маршруте выдвижения взвода мы не обнаружили ни одной воронки.
Интенсивность авианалета нарастала. В какие-то моменты казалось, что до утра мы просто не дотянем. Одна из бомб разорвалась между землянкой комбата и пунктом связи батальона. Где-то в половине второго ночи на связь с нами вышел командир радиотехнической роты. Он сообщил, что видит пожар на позиции РЛС. По его словам, «сама станция, видимо, уничтожена попаданием бомбы, так как с ней нет связи». После этого связь прервалась. Вскоре прекратилась проводная связь и со всеми остальными ротами. Послать связистов комбат отказался: «Солдаты могут погибнуть».
В половине пятого утра один из рядовых, выставленный комбатом для наблюдения, сообщил о странном звуке. Выбежав наверх, мы услышали очень мощный и характерный рокот работы двигателей вертолетов. Первое предположение: «Противник под прикрытием авиации намеревается высадить десант!» Бегом поднялись на вершину ближайшего холма, откуда на какие-то секунды заметили темные силуэты, удалявшиеся в сторону пустыни. Тогда мы так и не узнали, почему же рота не открыла огонь по этим вертолетам…
Вскоре наступила тишина. Слышен только одиночный гул приближающегося самолета. Стоя на вершине холма, мы даже не успели обсудить увиденное. Все произошло неожиданно. С каким-то шипением и свистом выпущенные с самолета ракеты пролетели над нами, когда мы сломя голову уже неслись прочь.
Выпустив боезапас и включив форсаж, самолет ушел в сторону Синайского полуострова. Вновь наступила тишина.
С трудом передвигая ноги от усталости, мы поплелись в свою землянку. Там сидел наш водитель.
– Ну как, Сулейман, страшно было? – как можно веселее спросил я. В ответ солдат лишь как-то криво улыбнулся:
– Страшно.
Не раздеваясь прилег на кровати. Минут через тридцать – сорок раздался телефонный звонок.
– Мистер Игорь, – обратился ко мне комбат. – Евреи украли радар.
От неожиданности я даже не сразу понял.
– Как украли? Что конкретно украли? Ответ был невразумительным: украли то ли какую-то важную часть, то ли блок РЛС, то ли еще что-то…
Через несколько минут мы вновь были в землянке подполковника Зибиба. Дела обстояли очень скверно. Это мы поняли сразу, едва увидели расстроенное лицо комбата. Из сбивчивых объяснений Зибиба следовало, что «на позиции радиолокационной станции больше нет». Она просто исчезла! Об этом сообщил по радио командир взвода, который лишь теперь наконец добрался до места своей «засады».
Решили, что с рассветом съездим на радар и посмотрим сами. Узнали, что в результате налета в батальоне погибли два солдата, более десятка получили ранения.
Договорившись, что комбат сообщит нам о времени отъезда, мы вернулись к себе в землянку. Немного вздремнули. Однако часов в девять утра нас разбудил майор, прибывший из штаба бригады на разбор происшествия.
Расследованием произошедшего занимались до нового года. Абсолютно точной картины проведенной израильтянами операции мы так и не получили, но выяснились некоторые подробности.
Вспомнили частые появления израильских вертолетов и самолетов-разведчиков – противник тщательно готовился к операции. Интересно, что дней за десять до случившегося в батальон по каналам военной разведки пришло шифрованное сообщение о тренировках израильских десантников на Синае – они отрабатывали захват какого-то объекта. Комбат тогда нам об этой шифротелеграмме ничего не сообщил.
Выяснилось, что перед началом авиаудара, около двадцати трех часов или несколько позже, в район позиции РЛС прилетели два тяжелых вертолета французского производства «Супер Фрелон» (самый грузоподъемный вертолет в израильских ВВС того времени) с группой захвата. Именно об этих вертолетах и сообщил нам пост воздушного наблюдения. Следы колес одного из них мы обнаружили в месте посадки, в глубокой лощине в 300 м от станции. По специфическим следам на песке и был определен тип вертолета.
Радиолокационная станция в тот момент не работала, а сам расчет занимался техническим обслуживанием в аппаратной, так что приближение вертолетов противника осталось незамеченным. Позже от сержанта нашего хозвзвода я случайно узнал, что тот лично видел пролет двух вертолетов еще до начала бомбежки и даже сообщил об этом по телефону комбату. Но тот сказал ему: «Тебе все померещилось. Ты просто трус». До сих пор не знаю, почему Зибиб не рассказал нам тогда о своем разговоре с сержантом.
Так или иначе, но к полуночи позиция РЛС была уже захвачена противником. По следам десантных ботинок израильтян на песке удалось установить маршруты их выдвижения к станции. Неподалеку нашли и позиции пулеметчиков, прикрывавших действия десантников. Два солдата охраны РЛС были убиты, оставшиеся в живых убежали в пустыню.
Основная часть операции проводилась уже под прикрытием ракетно-бомбовых ударов авиации. Противник, видимо, допускал обнаружение высадки десанта и поэтому предпринял авианалет: прижать батальон к земле, не дать ему возможность выдвинуться к радару. На всякий случай израильтяне бомбили даже выход из Заафаранской долины на дорогу в Рас-Гариб. Всего же в эту ночь израильская авиация совершила 36 самолетовылетов.
После захвата позиции РЛС туда прибыли еще три тяжелых вертолета. Их появление также было замечено постами воздушного наблюдения. Разрезав автогеном крепежные скобы, израильтяне очень профессионально демонтировали обе части радиолокационной станции: аппаратную и антенно-мачтовое устройство РЛС – и на внешней подвеске двух «Супер Фрелонов» перебросили их на Синайский полуостров. На позиции сиротливо остались лишь шасси двух автомобилей ЗИЛ-157.
Дизель-генератор, запитывающий РЛС, десантники взорвали. Вот этот горевший дизель-генератор и увидел командир роты с ложного радара.
Вместе со станцией был захвачен в плен и похищен ее расчет. Прежде чем улететь на Синай, израильтяне тщательно заминировали позицию: здесь были и фугасы замедленного действия, и обычные противопехотные мины. В кабинах ЗИЛов саперы обнаружили мины-«сюрпризы».
Вся эта мрачная эпопея с кражей радара наделала много шума. Среди наших советников и специалистов в Каире только и разговоров было о том, «как на Красном море евреи украли радар».
Позже с большим удивлением мы узнавали все новые и новые подробности той израильской операции. Один из таких «знатоков» всех событий поучал нас: «Раз вы знали, что высадился десант противника, то надо было сесть на танк и лично возглавить выдвижение роты к радару. Уничтожив десант, вы могли бы заработать по «Красной звезде»…»
Позже, как бы отвечая на этот монолог, Тарас раздраженно заметил: «Лучше вообще не иметь этих «звезд», нежели получить их на алых подушечках».
Слишком серьезными были последствия произошедшего. Противнику удалось похитить вполне современную радиолокационную станцию П-12ПМ, стоявшую в то время на вооружении не только египетских, но и советских ПВО. Станция работала в метровом диапазоне и имела дальность обнаружения около 200 км. В войсках она использовалась не только для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказаний различным средствам ПВО, но и для сопряжения с комплексами автоматизированного управления ЗРК войск ПВО страны «Воздух».
С захватом станции противник получил возможность детально ознакомиться с нашей системой опознавания государственной принадлежности самолетов «Кремний-1», установленной на РЛС.

КОМУ НУЖНА СТАНЦИЯ?

Проведенную операцию сами израильтяне предпочли не афишировать. Во всяком случае, «Голос Израиля» из Иерусалима на русском языке, любивший комментировать новости об успехах израильской армии, по этому поводу упорно молчал. Лишь спустя пару месяцев радио «Би-би-си» сообщило, что «в Израиле находится группа американских специалистов, которая занимается изучением советской радиолокационной станции, похищенной израильскими десантниками на побережье Красного моря». Таким образом, свое подтверждение получило предположение, которое высказывали наши специалисты из радиотехнических войск: «Станция была нужна не столько израильтянам, сколько американцам».

Тем временем над нашими головами продолжали сгущаться тучи. Говорили, что дело якобы находится под контролем самого президента Насера. И выводы действительно вскоре последовали. Все главные участники событий – командир нашего 504-го батальона, командир радиотехнической роты, командир взвода «засады», командующий РТВ, командир радиотехнического батальона, в состав которого входила рота, и восемь солдат-беглецов были отданы под суд. С треском с должности был снят и уволен из армии командующий военным округом.
По личному указанию Насера новым командующим округом был назначен один из лучших египетских генералов того времени – генерал-майор Саад эд-Дин Шазли, участник «шестидневной войны» 1967 года и боевых действий в Йемене. В составе египетского экспедиционного корпуса он командовал специальными войсками и считался большим знатоком тактики действий израильских десантников. Позже, накануне октябрьской войны 1973 года, его назначат начальником Генерального штаба.
Заседание военного трибунала состоялось уже в январе. Оно проходило в одном из помещений штаба «Красноморского военного округа» в Эль-Гардаке. Мы с Тарасом также были там. Комбат взял нас с собой в качестве свидетелей. Однако на суд нас так и не пригласили, лишь на беседу с одним из штабных чинов.
Сначала мы думали, что все обойдется и приговоры не будут слишком суровыми. Однако все оказалось гораздо хуже, прежде всего для Зибиба. До сих пор я помню, как этот уже немолодой подполковник в последнюю встречу с нами, еще до окончания суда и объявления приговора, заплакал навзрыд, повторяя лишь одно слово: «иадам» (смертная казнь). Видимо, он уже знал свою судьбу.
Действительно, на следующий день трибунал приговорил подполковника Зибиба и двух других рас-гарибских офицеров к расстрелу. Командующий радиотехнических войск и командир радиотехнического батальона получили по двадцать пять лет тюрьмы. Столь суровое решение суда вызвало тогда большой резонанс среди египетских офицеров, которые в целом с сочувствием отнеслись к осужденным. В связи со случившимся в Рас-Гарибе военный министр издал специальный приказ, который был доведен до всего офицерского состава египетских вооруженных сил.
Через месяц в Рас-Гариб привезли новую радиолокационную станцию. Теперь ее окружили не только колючей проволокой и зенитными батареями, но и подготовили к взрыву, хотя вторично «красть» такую же станцию, думаю, израильтяне вряд ли собирались.
Спустя два года во время уже второй командировки в Египет я случайно встретил в Каире бывшего командира пулеметной роты из нашего батальона. От него я узнал, что новый египетский президент Анвар Садат помиловал осужденных и подполковник Зибиб находится в добром здравии. К тому времени в Союзе станции этого типа модернизировали, еще с десяток лет простояли они на вооружении внутренних округов ПВО.

Станция метрового диапазона волн П-14 со значительной энергетикой и большой дальностью обнаружения ушла в историю

В 2003 г. практически незамеченным прошло одно событие в жизни радиотехнических войск - ушла из боевого состава последняя РЛС П-14 - без преувеличения любимая радиолокационная станция войск, последняя из 731 РЛС, изготовленных в 1959-76 гг.

Создание станции метрового диапазона волн со значительной энергетикой и большой дальностью обнаружения (ОКР "Лена") было задано Постановлением СМ СССР № 526-321 от 14.03.55 г. и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1371-632 от 6.12. 57 г. В роли генерального заказчика выступало ГРАУ МО, исполнителем - СКБ Горьковского телевизионного завода им. В.И. Ленина.

Создание

Главным конструктором РЛС был назначен Василий Иванович Овсяников. СКБ ГТЗ к тому времени имело богатый и уникальный опыт создания и сопровождения производства РЛС метрового диапазона волн П-3, П-8, П-10, П-12.

Естественно, что весь этот опыт в полной мере был использован при создании новой РЛС. В рамках ОКР "Лена" пришлось выполнять ряд НИР. Это была этапная для коллектива работа, значительно превосходящая по техническому уровню и объему все предыдущие.

Потребовалась разработка новой мощной генераторной лампы, разрядников, ВЧ кабеля высокой электрической прочности, высоковольтных источников электропитания, новых изоляционных материалов и других комплектующих изделий.

Объем аппаратуры (около сотни блоков) не позволял использовать ранее применявшийся метод монтажа радиоэлементов на громоздких шасси и шкафах. Конструкторами и технологами были разработаны унифицированные типовые стойки и шасси блоков, которые вставлялись в эти стойки. Блочно-функциональный метод построения позволил значительно снизить трудоемкость изготовления аппаратуры, повысить ремонтопригодность станции, обеспечить проведение монтажно-регулировочных работ широким фронтом.

Однако, несмотря на напряженную работу коллектива, появилось отставание в сроках разработки и, прежде всего, - на этапе изготовления образца. Явно не хватало мощности экспериментального цеха. Не обеспечивалась поставка основных комплектующих изделий и материалов.

Рабочее место оператора РЛС 5Н84А "Оборона".
Фото:

Макет основной аппаратуры был изготовлен в условиях экспериментального цеха, антенна выполнена без стапеля, антенно-фидерный тракт (кабели, токосъемник, переходы) не выдерживал полной нагрузки. Основная тяжесть работ была перенесена на полигон. В коллективе ощущалась напряженность: СКБ могло не выполнить задание по разработке основной станции РТВ ПВО.

Летом 1957 г. руководство ОКБ, главный конструктор В.И. Овсяников и начальник управления СНХ были вызваны на заседание Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме СМ СССР с отчетом о состоянии работ по ОКР "Лена". На предприятии, естественно, от этой процедуры ничего хорошего не ожидали.

После доклада главного конструктора и объяснений причин отставания в изготовлении образца академик А.Н. Щукин, видный специалист в радиолокации, неожиданно предложил для сокращения цикла "разработка-производство" изготовить не один образец, а целых пять. Представители завода были поражены, вспоминая, с каким трудом был выполнен только макет. Однако решение было принято.

Вместе с тем Комиссия дала ряд поручений Министерству электронной промышленности, Совету народного хозяйства, Министерству электротехнической промышленности по обеспечению ускоренного изготовления образцов РЛС. Были выделены фондовые извещения (с "красной полосой") на дефицитные комплектующие изделия и даже автотранспорт. После решения ВПК работа значительно ускорилась.

Часть аппаратуры изготавливалась в цехах завода, антенны - на авиационном заводе, привод вращения антенны - на заводе фрезерных станков. После изготовления основной аппаратуры центр тяжести работ переместился на полигон, где была организована круглосуточная работа. Заводские испытания завершились довольно быстро - летом 1958 г. Общими усилиями задача по отработке и сдаче заказчику пяти образцов была выполнена.

Один опытный образец РЛС был направлен на государственные испытания на Донгузский полигон ГРАУ, расположенный в степях Оренбургской области. Испытания станции проходили успешно. Однако не обошлось без ЧП, в результате которого госиспытания были прерваны. Расчет станции своевременно не включил систему обогрева для снятия обледенения с панелей антенного зеркала. Это привело к разрушению панелей и самой системы обогрева. Госкомиссия, тем не менее, претензий не предъявила, т.к. было решение о специальной проверке прочности антенны в экстремальных условиях. Экспериментальный цех в течение 10 дней изготовил усиленные панели, которые спецрейсом были доставлены на полигон. За три дня антенна была восстановлена.

В начале 1959 г. три из первых четырех РЛС были отправлены железнодорожным транспортом в войска. Одна из них - на мыс Фиолент в 20-ти км от Севастополя, другая - в район озера Хасан на Дальнем Востоке, третья - в п. Северо-Восточный Банк (Азербайджан). Пятый комплект был направлен на периодические контрольные испытания.

После успешных Государственных испытаний Постановлением СМ СССР № 640-283 от 16.6.59 г. и приказом МО СССР от 20.07.1959 г. № 0057 РЛС П-14 была принята на вооружение.

В 1959 г. на Горьковском телевизионном заводе им. В.И. Ленина началось серийное производство станций, которое продолжалось до 1976 г. Всего был выпущен 731 комплект. 24 комплекта поставлено на экспорт.

Первые образцы РЛС поставлялись в войска с двумя комплектами антенн, одна из которых устанавливалась на основной позиции, другая - на запасной. Впоследствии запасные антенны довольно широко использовались для подключения к РЛС П-12, серьезно увеличивая ее зону обзора.

Особенности конструкции

Как известно, энергетический потенциал РЛС определяется мощностью передатчика, чувствительностью приемника и усилительными (по сравнению с элементарным диполем) свойствами антенны. В создаваемой РЛС П-14 приемник принципиально в сравнении с П-12 не изменился, а передающее устройство и антенна стали качественно новыми и более мощными.

Передающее устройство было построено по классической схеме того времени:

генератор СВЧ с самовозбуждением на мощной металлостеклянной радиолампе-триоде ГИ-5Б и колебательной системой в виде набора коаксиальных латунных труб повторял конструкцию генератора РЛС П-12, только трубы были больше в диаметре, по размеру ГИ-5Б. Генератор вырабатывал немодулированные "гладкие" импульсы СВЧ мощностью не менее 700 кВт, длительностью 10 мксек;

модулятор - с полным разрядом накопителя (искусственной длинной линии) и ионным коммутатором - тиратроном ТГИ-700-1000/25.

Для защиты от активных помех использовалась система перестройки на четыре запасные частоты в выделенном диапазоне частот. Посредством синхронно-следящих приводов на сельсинах исполнительными электродвигателями перестраивались четыре элемента в генераторе СВЧ и один элемент в блоке усилителя высокой частоты в приемном устройстве. Система автоматической подстройки частоты обеспечивала необходимое сопряжение частот гетеродина приемника и генератора СВЧ передатчика во всем диапазоне перестройки.


РЛС 5Н84А "Оборона" и РЛС нового поколения "Противник-Г" в Ашулуке.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Конструктивно модулятор размещался в наборе одинаковых больших блоков-кубиков, стоящих в один ряд: высоковольтный выпрямитель, блок зарядного дросселя, блок импульсного трансформатора с субблоками тиратрона и выпрямителя, два блока накопителей. Сверху этих блоков на раме из стального швеллера горизонтально лежала "труба" генератора СВЧ с автоматами системы перестройки частоты генератора.

Антенна РЛС была совершенно необычной для РЛС метрового диапазона волн - зеркального типа. Зеркало представляло собой вырезку из параболоида двойной кривизны размером 32 на 11 метров. В фокусе антенны на длинной ферме размещался облучатель (два полуволновых вибратора с контррефлектором). Коэффициент направленного действия антенны равнялся 600. Антенна формировала косекансквадратную диаграмму направленности при потолке зоны (с одним провалом) в 45 км.

Появление столь мощной антенны позволило впервые в реальных РЛС использовать Солнце как источник радиоизлучения для снятия диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости. Корректировка зоны осуществлялась перемещением облучателя в вертикальной плоскости.

Также впервые был введен такой параметр, как чувствительность приемного тракта, получивший в войсках жаргонное наименование "чувствительность по большому кругу". Для измерения параметра в фиксированном месте у зеркала антенны крепилась специальная измерительная антенна - контрольный диполь.

На него по коаксиальному кабелю подавался калиброванный сигнал от генератора стандартных сигналов. Излученный диполем сигнал принимался антенной РЛС, проходил весь антенно-фидерный тракт и поступал в приемник. Уровень подаваемого с ГСС сигнала при достижении заданного соотношения сигнал/шум на выходе приемника определял значение чувствительности приемного тракта. Этот параметр позволял объективно оценить состояние антенно-фидерного тракта при малых уровнях сигнала и являлся хорошим инструментом диагностики при поиске в нем неисправностей.

Конструкция антенны состояла из двух стволов - вертикального и горизонтального. Стволы собирались на болтах из секций, сваренных из стальных профилей и труб. К горизонтальному стволу крепились плоские фермы из дюралевых трубок; на трубках, образующих внутреннюю поверхность зеркала, крепились на шпильках керамические изоляторы. На этих изоляторах крепилась оцинкованная стальная проволока диаметром 0,8 мм. Несмотря на большие размеры, антенна монтировалась без использования подъемного крана - все необходимое для монтажа оборудование имелось в комплекте поставки.

Для борьбы с обледенением по этой проволоке мог пропускаться электрический ток (30 кВт). Для обеспечения необходимой силы тока на вертикальном стволе размещалось несколько понижающих трансформаторов.

Однако следует признать, что в европейском Заполярье и на дальневосточном побережье, где обильные осадки в виде мокрого снега и дождя при минусовых температурах воздуха - довольно частое явление, было разрушено немало антенн.

СВЧ-энергия передавалась по коаксиальному кабелю диаметром около пяти сантиметров, в свинцовой оболочке. Для передачи энергии от неподвижной части антенны к подвижной использовался специальный коаксиальный высокочастотный токосъемник.

Следует отметить, что сочленения высокочастотного тракта были наиболее слабым и ненадежным местом РЛС. В месте малейшего нарушения контакта быстро происходило обгорание перехода с расплавлением полиэтиленового изолятора. А высокочастотный токосъемник и кабель постоянно были дефицитными элементами.

Значительная мощность передающего устройства в сочетании с зеркальной антенной большого размера позволяла сформировать зону видимости с коэффициентом реализации радиогоризонта, близким к единице. РЛС уверенно обнаруживала как низколетящие цели, так и космические аппараты на восходящих и нисходящих участках траектории полета. Именно для этих целей впоследствии был добавлен масштаб 1200 км.

Наличие большой антенны, имевшей значительную инерцию, потребовало применения оригинальной системы ее вращения.

У дальнего торца здания № 1 (о размещении станции чуть ниже) на бетонном фундаменте стояло основание антенны (наподобие этажерки высотой около 4 метров), собранное из металлоконструкций.

Наверху основания лежал верхний редуктор. Зеркало антенны через крестовину опиралось на большую шестерню верхнего редуктора. Верхняя точка вертикального ствола антенны посредством подшипника удерживалась в вертикальном положении шестью оттяжками (стальными тросами), натягиваемыми ручными лебедками, стоящими на бетонных фундаментах.


В фокусе антенны РЛС 5Н84А на длинной ферме размещается облучатель - два полуволновых вибратора с контррефлектором.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Примерно посередине "этажерки" на раме из стального уголка крепилась большая коробка скоростей с набором шестеренок. Впервые были применены электромагнитные муфты для дистанционного переключения скоростей. Вал верхнего редуктора соединялся с выходным валом коробки скоростей посредством мощного карданного вала с двумя крестовинами.

К коробке с одной стороны подсоединялись два мощных электродвигателя переменного тока, соединенные "вал в вал"; с другой стороны коробки рядом стояли электромашинный усилитель ЭМУ-100 и электродвигатель постоянного тока МИ-100.

Система работала в трех режимах: режим "пуск" (привод постоянного тока плавно "разгонял" антенну из остановленного положения до скорости 2 об/мин); рабочий режим вращения антенны от привода переменного тока со скоростью 2, 4, 6 об/мин; режим установки на заданный азимут (при этом использовался привод постоянного тока, в обычной одноканальной системе ССП на сельсинах).

Для защиты от пассивных помех использовалась когерентно-импульсная система селекции движущихся целей (СДЦ). Справедливости ради надо вспомнить, что система первоначально называлась СПЦ (селекция подвижных целей). Схема череспериодной компенсации (ЧПК) была построена на вычитающих потенциалоскопах ЛН-5 (ЛН-9) и могла работать в режимах однократного или двукратного вычитания.

В режиме однократного вычитания первый потенциалоскоп использовался для выделения сигналов несинхронных импульсных помех и их компенсации в зоне обзора вне пассивных помех. Применение потенциалоскопов в схеме ЧПК позволило легко применить несимметричный запуск для снижения зоны "слепых" скоростей системы СДЦ.

Включение аппаратуры СДЦ производилось вручную, путем установки особых зон - "стробов", в которых на индикаторы подавалось эхо, прошедшее аппаратуру защиты. Всего таких зон можно было сформировать три: зону строба "местные" - вкруговую по азимуту от нуля до 600 км - для компенсации отражений от местных предметов; две зоны стробов "дипольные" (устанавливаемые на любую дальность, протяженность и ширину по азимуту).

Размеры зон стробов "дипольные" были одинаковыми и отличались только положением по азимуту. В зонах стробов "дипольные" имелась возможность компенсации доплеровской добавки частоты из-за смещения пассивной помехи в пространстве под действием ветра.

Установка размеров стробов, регулировка схемы компенсации ветра производились вручную посредством органов управления (переключателей и ручек) на блоках РЛС.

Индикаторная аппаратура РЛС состояла из трех одинаковых индикаторов: одного индикатора кругового обзора (ИКО) в здании РЛС и двух выносных ИКО (ВИКО), размещаемых на КП (ПУ) подразделения (на удалении до 1 километра от РЛС).

С 1967 г. в РЛС стали устанавливать новый блок с электронно-лучевой трубкой диаметром 45 см взамен 35-сантиметрового, что существенно улучшило условия наблюдения за воздушной обстановкой. В этой же стойке размещался индикатор контроля, на экране которого можно было наблюдать сигналы с выходов приемного устройства, системы ЧПК, а также использовать как встроенный осциллограф при настройках и ремонте аппаратуры. Следует отметить, что оба индикатора обеспечивали хорошо сфокусированную и контрастную "картинку", создавая комфортную обстановку работы оператору, а использовать придаваемый осциллограф практически не было повода.

Отличие ВИКО от ИКО было обусловлено различными первичными питающими напряжениями. Кроме того, для обеспечения необходимой точности передачи информации о текущем азимуте антенны использовался двухканальный синхронно-следящий привод на сельсинах, в отличие от одноканального на ИКО.

ВИКО соединялся с РЛС двумя кабелями - высокочастотным коаксиальным и многожильным сигнальным.


Вид экрана индикатора кругового обзора РЛС 5Н84А "Оборона".
Фото: Фотоархив ВКО

Для определения принадлежности летательных аппаратов к своим Вооруженным Силам в РЛС имелся наземный радиолокационный запросчик НРЗ-14М ("Тантал-М"), представлявший собой модификацию НРЗ-15 от РЛС П-15. Для обеспечения размеров зоны опознавания не менее зоны обнаружения РЛС для НРЗ-14М была разработана новая антенна, представляющая собой пассивную фазированную антенную решетку.

Аппаратура была построена на элементной базе первого поколения, всего использовалось около 360 радиоламп.

Электропитание РЛС осуществлялось от электроагрегатов питания на базе очень надежного, неприхотливого в эксплуатации четырехцилиндрового дизеля ЯМЗ-204Г производства Ярославского моторного завода. Питающее напряжение было нестандартное - 200 Вольт, 400 Гц. Одновременно работали два из четырех агрегатов - один на аппаратуру, другой на систему вращения антенны. Для обогрева зеркала антенны использовался один из резервных агрегатов. Для питания ВИКО в комплекте поставлялись два бензоагрегата, вырабатывающих 3-фазное напряжение 220 В 50 Гц.

В остальном РЛС не имела принципиальных отличий от хорошо зарекомендовавших себя и ставших классическими принципов построения той же РЛС П-12.

Необходимо отметить наличие хорошо отработанной и удобной эксплуатационной документации. Разбивка систем РЛС на небольшие по размерам функционально законченные блоки позволило создать удобное в изучении и эксплуатации изделие. Электрические принципиальные схемы блоков РЛС отличались хорошо читаемым и понятным построением и обеспечивали быстрое восстановление отказавших блоков и систем. В войсках у РЛС было еще одно имя - "Дубрава".

Дом для станции

Размещение РЛС в стационарном здании также не было новым явлением. Все РЛС метрового диапазоны от П-3 до П-12 выпускались и в стационарных "упаковочных" вариантах и разворачивались в приспособленных помещениях.

Впервые для массово производившейся РЛС строились специально спроектированные здания - пост № 1 для размещения аппаратуры и пост № 2 для электростанции.

Основная часть кирпичного здания № 1 была разделена на 4 комнаты. Вдоль длинных стен справа и слева размещались неширокие вентиляционные помещения; посередине самое большое помещение со всей приемно-индикаторной аппаратурой; слева от нее, между левой вентиляционной и аппаратной, находилось помещение для передающего устройства со шкафом системы настройки без излучения. Остальной объем здания занимал коридор, помещение для кочегарки (водяное отопление) и комнатой ЗИП. Впрочем, помещение под ЗИП чаще всего использовали как класс. Последние две комнаты в разных проектах зданий имели различные размеры и размещение. Существовал проект здания, сооружаемого из деревянного бруса.

Антенна устанавливалась возле здания поста № 1 на отдельно стоящей металлической мачте высотой около двух метров на специальном опорно-поворотном устройстве с исполнительным двигателем постоянного тока МИ-32. Одноканальный синхронно-следящий привод с электромашинным усилителем обеспечивал синхронное и синфазное вращение антенны НРЗ с антенной РЛС.

В кирпичном здании поста № 2 размещалась дизельная электростанция. В основном просторном помещении в один ряд, радиаторами к вентиляционным окнам в длинной стене здания, устанавливались четыре дизель-агрегата. Для заправки агрегатов в здании монтировалась система снабжения дизельным топливом с трубопроводами, ручным насосом и баком-отстойником. Запас дизтоплива хранился в двух обвалованных металлических емкостях-цистернах по 25 кубометров каждая.

В обоих зданиях имелась система отопления с водогрейными котлами. Но в здании поста № 2 отопление чаще всего не использовалось: хватало тепла от прогрева дизель-агрегатов.

Доработки и модернизации

За долгую жизнь в РЛС производилось несколько доработок.

Примерно с 1967 г. поставлялись комплекты индикаторной аппаратуры на электронно-лучевой трубке 45ЛМ1В. Но все же основное количество дорабатывалось при проведении капитального ремонта. Одновременно с этим вводился масштаб 1200 км, используемый для обнаружения космических аппаратов на траектории спуска.

На некоторые станции поставлялся комплект "Коммутатор", состоящий из двух агрегатов - преобразователей сетевой частоты ВПЛ-30 (ПСЧ-30) и коммутационной аппаратуры, обеспечивающей питание РЛС от промышленной сети и переход на питание от дизель-агрегатов.

В начале 1970-х гг. заменялся субблок тиратрона в модуляторе передающего устройства. В новом субблоке стоял новый тиратрон ТГИ-1000 вдвое меньшего (по сравнению с ТГИ-700) объема, что позволило сократить время включения РЛС с 8,5 мин до 4,5. В середине 1970-х гг. в РЛС П-14 встраивалась аппаратура защиты от самонаводящихся противорадиолокационных снарядов "Коммутатор-14".

В это же время силами войск осуществлялась известная в свое время доработка "Конденсатор" или "АРП" - схема автоматической регулировки порога в видеотракте РЛС, позволявшая простым способом заметно улучшить наблюдаемость отметок от целей на фоне активных шумовых помех.

Впервые на РЛС П-14 был опробован и получил путевку в жизнь профилактический ремонт агрегатным методом. Это позволило продлить ресурс станции на один-два года. Такой вид войскового ремонта впоследствии получил некоторое распространение и на других образцах радиолокационной техники.

Высокая ремонтопригодность конструкции РЛС позволяла проводить два- три капитальных ремонта станции. Качество ремонта, выполняемого Самарским ремонтным предприятием УКВР ПВО, было достаточно высоким.

Впервые на РЛС П-14 был встроен имитатор целей и помех, обеспечивающий начальную подготовку операторов, особенно в тех районах страны, где отсутствовали интенсивные полеты авиации.

РЛС оказалась очень надежной и удобной в эксплуатации. Сказались как применение отработанных схемно-конструкторских решений, так и стационарное размещение аппаратуры, обеспечивающее стабильный температурный режим работы аппаратуры.

П-14 отличал целый ряд несомненных достоинств:

стационарное размещение обеспечивало комфортные условия жизнеобитания расчету станции;

большая мощность передающего устройства в сочетании с уникальной для метрового диапазона волн большой антенной позволили сформировать очень хорошую беспровальную зону обнаружения;

стабильно работающая аналоговая система СДЦ в сочетании с хорошей зоной обзора сделало РЛС незаменимой для надежного обнаружения низколетящих целей;

дальнее обнаружение и устойчивая проводка радиолокационных целей при четкой и контрастной отметке на ИКО содействовали популярности РЛС в среде авиационных штурманов наведения.

В расчет станции входили два офицера. Это обеспечивало (при большой загруженности офицеров подразделений РТВ ПВО вопросами несения боевого дежурства и жизнеобеспечения) непрерывную квалифицированную техническую эксплуатацию аппаратуры. Капитанская категория должности начальника РЛС обеспечивала достаточно высокую стабильность кадров и хороший уровень подготовки.

При всех положительных качествах, отличавших "Лену" от остальных РЛС радиотехнических войск ПВО, налицо был один явно очевидный недостаток - стационарность станции.

После реорганизации Министерства обороны гензаказчиком радиолокационной техники для Войск ПВО становится 4-е ГУ МО (в дальнейшем ГУВ ПВО). В августе 1967 г. генеральный заказчик Войск ПВО выдал предприятию новые тактико-техническим требования на модернизацию РЛС П-14, получившей название П-14Ф "Фургон" (5Н84). Опытный образец РЛС разработан и изготовлен на основании решения Минрадиопрома и ГУВ В ПВО от 25.2.1967 г. Серийно РЛС стала выпускаться с 1968 г. Главный конструктор - Флаум А.М.

Аппаратура РЛС разместилась в трех прицепах ОдАЗ-828 (АП-1 - с передающим устройством, АП-2 - со всей остальной аппаратурой, кроме ВИКО, АП-3 - полупустая кабина, в которой размещались два ВИКО, аппаратура сопряжения с АСУ. Кроме того, в ней могли размещаться шкафы индикатора радиовысотомеров.

Из принципиальных новшеств можно отметить возможность оперативного изменения угломестного положения зоны обзора (режимы "штатный"-"высотный") за счет введения дополнительного третьего вибратора с быстродействующим высокочастотным переключателем в облучатель антенны.

Основные тактико-технические характеристики РЛС не изменились.

Модернизированная РЛС, став перевозимой, утратила все достоинства стационарного размещения, но приобрела и новые качества. Проще осуществлялось оснащение войск (не требовалось долговременное и затратное капитальное строительство). Появилась возможность изменять место дислокации, упростилась отправка РЛС в капитальный ремонт.

В 1960 г. коллектив СКБ за разработку РЛС П-14 был удостоен высокой награды - Ленинской премии. Лауреатами премии стали В.И. Овсяников, Р.М. Глухих, Н.И. Полежаев, Ю.Н. Соколов, А.М. Клячев, И.Ц. Гросман, А.И. Смирнов.


Эдуард ГОНЧАРОВ
полковник, начальник РЛС П-14 в 1972-76 гг., в 1978-1995 гг. проходил службу в инженерно-радиолокационной службе Управления начальника РТВ ПВО.

История создания

В 1954-1956 гг. в СКБ-197 ГКРЭ была разработана РЛС дальнего обнаружения метрового диапазона "Енисей" (П-12). Главным конструктором станции был Е. В. Буквалов. Дальность обнаружения самолетов этой РЛС составила примерно 200 км. Самолеты могли быть обнаружены на высотах до 25 км. Мощность импульсного излучения станции составляла 180 кВт. РЛС П-12 была оборудована рядом аппаратурных средств помехозащиты (системой СДЦ и аппаратурой перестройки частоты) и наземным радиолокационным запросчиком. Станция имела три индикатора: встроенные ИКО и индикатор высоты, а также выносной ИКО, который мог устанавливаться на КП обслуживаемого формирования ПВО, ВВС и ВМФ.

РЛС П-12 после полигонных испытаний в 1956 г. была принята на вооружение и поставлена на серийное производство для замены практически всех ранее созданных мобильных станций обнаружения метрового диапазона, используемых в ПВО страны, войск и флота. РЛС П-12 стала использоваться не только для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказаний ЗА и ИА Войск ПВО, средствам ПВО ВМФ (станция устанавливалась на крейсерах классах "Свердлов"), но и появившимся в 50-е годы в системах ПВО страны, войск и флота зенитным ракетным комплексам С-75. Именно эта станция стала впервые широко применяться в войсковой ПВО - на РЛП из состава радиотехнических батальонов, на КП (в батареях управления) зенитных артиллерийских и ракетных формирований оператив-ного звена. Пройдя ряд модернизаций, эта станция до настоящего времени продолжает успешно эксплуатироваться в указанных войсковых органах ПВО СВ.

К числу наиболее существенных модернизаций РЛС П-12 относится установка на ней новой антенно-фидерной системы, имеющей диапазонные "волновые каналы" облегченной конструкции. В каждом из двух этажей новой антенны имелось по шесть таких "волновых каналов", которые позволили снизить уровень боковых лепестков ДНА до 4 % (по мощности). Одновременно в станцию введены автомат точной подстройки частоты, схема накопления полезного сигнала и ряд других конструктивных изменений.

Основные отличия РЛС П-12 от П-10:

  • изменен диапазон частот;
  • автоматическая перенастройка на одну из 4-х ранее настроенных частот;
  • более точное определение координат;
  • увеличена дальность и потолок обнаружения;
  • улучшена защита от активных и пассивных помех.

С РЛС серии П-12 начались поставки за рубеж.

Модернизированная РЛС П-12М в 1958 г. успешно прошла испытания и была принята на вооружение. В 1959 г. в станции П-12М был произведен сдвиг диапазона рабочих частот на 10 МГц. В 1962 г. производились полигонные испытания РЛС П-12МП с повышенной надежностью, уменьшенным побочным излученим и возможностью сопряжения с РЛС обнаружения сантиметрового диапазона, а также с комплексом автоматизированного управления группировкой ПВО "Воздух-Ш". В 1970 г. в РЛС П-12МП были введены новые дополнительные элементы: аппаратура мерцания для защиты от противорадиолокационных ракет (ПРР) типа "Шрайк", схема ШАРУ в приемнике. Обеспечено сопряжение с РЛС П-15 при работе на общий выносной ИКО.

С учетом всех доработок и модернизаций за годы серийного производства разработана новая РЛС П12-НА (на двух автомобилях) и П-12НП (в двух автоприцепах).

РЛС П12-НА является дальнейшим развитием РЛС П-12МА ("Сура").

Некоторые отличия П-12НА(НП) от П-12МА(МП):

  • увеличен потолок и дальность обнаружения;
  • впервые задано в технических условиях (ТУ) требование по надежности;
  • введена полная экранировка аппаратного кузова и скрытая настройка передатчика на эквивалент антенны;
  • предусмотрена совместная работа по запуску и вращению с другими РЛС и системами.

В ходе работ по улучшению характеристик РЛС П-12НА были проведены следующие модренизации:

  • внедрено дистанционное управление с удаленностью от РЛС на 500 м;
  • внедрена защита от самонаводящихся снарядов (СНС);
  • время включения сокращено с 5 до 3 минут.

В результате модернизации в РЛС внедрены:

  • новых блоков 5;
  • доработано блоков 13;
  • доработано шкафов 5;
  • увеличена надежность в 1,7 раза;
  • значительно улучшены оcновные параметры РЛС по дальности обнаружения, по потолку обнаружения, по точности определения координат;
  • сокращено время развертывания;
  • обеспечена работа на высоте до 4000 м над уровнем моря.

РЛС типа П-12 принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Сообщается, что во время позиционной войны в декабре 1969 года между Египтом и Израилем израильские коммандос выкрали антенный пост РЛС П-12 с позиции в районе города Рас Гареб (Ras Ghareb).

Одновременно проводились работы по переводу станции П-12МП на новую элементную базу и сопряжению ее с новой системой опознавания государственной принадлежности самолетов ("Кремний-2М"). В результате такой модернизации станция получила наименование РЛС П-18 ("Терек", 1РЛ131) и после испытаний в 1971 г. была принята на вооружение.

Тактико-технические данные

Источники информации

С. Петухов, И. Шестов. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО сухопутных войск России. Издательство "ВПК". 1999

Лучшие статьи по теме