Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Питание
  • С приближением весны изменилось поведение зимующих птиц. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки

С приближением весны изменилось поведение зимующих птиц. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки

Поведение зимующих птиц,

прилетающих на кормушки

Летом и на зимних каникулах я живу у дедушки и бабушкив красивом поселке «Раздолье». С ранней весны до поздней осени поселок утопает в зелени. Дедушкин дом расположен на окраине. Вокруг него растут березы, сосны, черемуха, рябина, сирень, калина, жимолость, малина, смородина. Летом здесь всюду много разных птиц, они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек.

В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Без помощи людей не смогут пережить длительные снегопады и морозы нашей суровой зимы.

Вот поэтому я решила помочь птицам.

Спасенья птицы ждут от нас.

Попросила дедушку помочь мне из бумажных пакетов из-под молока, сока сделать первые кормушки. Сделали и подвесили на куст сирени, который растет перед окном. Так зимой легче будет даже из окна наблюдать за птицами. Когда все было готово, насыпала в кормушку семечек – подсолнечных, арбузных, дынных, кому, что понравится.

Ну вот, повесили кормушки, насыпали корма, я любуюсь, птиц приглашаю: «Где вы, птицы? Столовая открыта!». А они тут как тут: сначала прилетела одна синичка, потом – другая, увидели кормушку и давай туда нырять. Вскоре их набралось уже четыре или пять. Не заставили себя ждать и воробышки – прилетели, подбирают оброненные синичками зернышки. В зимние каникулы я каждый день записывала, какие птицы и сколько их прилетает покормиться, а затем данные наблюдений занесла в таблицу.

Названия птиц

1-ый день

2-ый день

3-ый день

4-ый день

5-ый день

6-ый день

7-ый день

1

Синички

4

8

10

11

12

14

15

2.

Воробей

6

7

9

10

12

10

12

3.

Поползень

-

-

2

2

3

4

4

4.

Буроголовые синички (пухляки)

-

-

-

1

2

2

2

5.

Снегири

1

2

2

2

4

5

6

За этими птичками я наблюдала каждый день. Как они правильно называются, и описать их мне помогла бабушка и книга «Юный натуралист».

Вот они…

Большая синица.

Большая синица – голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке – черные, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые.


Поползень обыкновенный.

Поползень – птица с коротким хвостом, сильными лапками и острым клювом. Он ловко лазает по стволу и веткам деревьев и дажеможет спускаться по стволу вниз головой, чего не умеют делать другие птицы. У него однотонные голубовато-серые голова и спинка, белая нижняя сторона, черная полоска от глаза к уху.


Воробей полевой (деревенский).

У воробья на темени шапочка коричневая, на крыльях две светлые полоски, на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. Получил свое название, что он обитает в сельской местности.

Снегири.

У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья, которые хорошо заметны на фоне белого снега. Они прилетают к нам только зимой. И называются они «Снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета.


Буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляки относятся к синичкам. Это – небольшая птичка с серой спинкой, черно-бурой шапочкой на голове,черным пятном под клювом и яркими белыми щечками. Клюв у нее похож на шило.


Меню для птиц.

Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я узнала, какой корм они охотнее поедают и как часто прилетают к кормушке. Для корма я брала самые разнообразные зерна и семена: семечки подсолнечника, высушенные арбузные и тыквенные семечки, комбикорм, пшено, семена сорняков, например, крапивы, репейника, крошки белого хлеба. Подвешивала кусочки несоленого сала, мяса. Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я сделала такие выводы.

Поползень ухватит самое крупное семечко – и полетит с ним на березу или штакетник. Затем начинает кружить по стволу в низ головой, найдет трещину, воткнет в нее семечко и начнет колоть скорлупу, высоко замахиваясь головкой и раскидывая крылья, а когда подлетает к салу, то все синички уступают ему место.

Синички и пухляки ни секунды не сидят на месте. Деловито осматривают кустики сирени, повисают внизголовой, затем слетают за семечкой, взлетают на ветку повыше, зажимают добычу между лапками и начинают стучать клювиком по семечку, вытаскивая зернышко. Любят клевать и кусочки мяса, сала.

Снегири прилетали ежедневно, но на кормушку первое время не садились, а кормились семенами сирени, клевали и ягоды рябины.

Воробьи прилетают целыми стаями. Чтобы часть корма не съедалась ими, для них отдельно на столике насыпала комбикорм (размолотые семена овса, пшеницы), пшено и труху от сена, где много семян сорняков.

Затем я стала класть в кормушки корм в определенные часы дня (завтрак в 10 00 часов, обед в 2 00 часа, в 5 00 часов ужин). И птицы собираться около кормушек в эти часы дня. По их поведению видно, что они ждут корма.

Так же я заметила, что клювы у птиц разные. У синичек тоненькие, длинные, похожие на шило. У поползней клювик посильнее, похожий на кинжальчик.У снегирей коротенький и потолще.

Вести наблюдения за птицами очень интересно, эту работу я

· Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

· Следи, чтобы корм в кормушке был посто­янно.

· Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

· Следи,чтобывкормушкенебылоснега.

· Не клади в кормушку куски хлеба, мака­роны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят. Помни, что птицам нужны се­мечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки бе­лого хлеба.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Кононова Анастасия (7 лет)

В широтах с холодным и умеренным климатом хорошо выражены сезонные явления в природе.

В течение года здесь резко изменяются продолжительность светлой части суток и интенсивность освещения, температура и влажность, существенно меняются разнообразие и количество пищи, возможность ее добывания. Таким образом, жизнь птиц протекает в условиях периодически меняющейся обстановки. Периодические изменения среды (погоды, защитных условий, обеспеченности кормами и т. п.) определяют ритм, закономерно следующих друг за другом состояний организма птицы. Эта периодичность формирует сезонные изменения уровня и характера метаболизма, поведения, складывающихся в годовой цикл жизни. Вся жизнь птиц подчинена сезонным закономерностям. Однако время начала, продолжительность и формы проявления отдельных фаз цикла неодинаковы как у разных видов (что зависит от пищевой специализации, продолжительности инкубации яиц и роста птенцов и других экологических особенностей), так и у особей одного вида, находящихся в разных географических районах или отличных друг от друга местообитаниях.

В годовом жизненном цикле можно выделить следующие основные периоды: подготовка к размножению (приходящаяся у наших птиц на весну), размножение (конец весны, лето), подготовка к зиме (осень), зимовка. Только в период размножения, когда птицы заняты охраной своих гнездовых участков, постройкой гнезд, откладкой и насиживанием яиц, выкармливанием птенцов, и колониальные, и одиночногнездящиеся виды прочно связаны с определенной территорией. В это время каждая пара держится в одном месте, а все птичье население, подчиняясь строгим правилам территориальных отношений, более или менее равномерно рассредоточено по площади леса. Птиц в это время нетрудно сосчитать, пройдя несколько раз по определенному маршруту и отмечая встреченные особи на плане участка. Однако этот период «иммобильности» птиц завершается, когда полностью оперенные, приобретшие способность к полету молодые птицы начинают самостоятельную жизнь. Связи между взрослыми и молодыми птицами в это время прерываются (за редкими исключениями) и, сбившись в стаи или поодиночке, они начинают перемещаться по лесам, постепенно все дальше и дальше удаляясь от родных мест. Такие послегнездовые перемещения обычно совпадают с сезонными (осенними) изменениями среды обитания. Сокращение продолжительности светлой части суток, уменьшение интенсивности дневного света, понижение температуры воздуха заметно ухудшают возможности птиц в отыскании корма; эти же причины обусловливают прекращение роста и вегетации большинства растений, их постепенный переход в состояние покоя, «уход» на зимовку насекомых и других беспозвоночных. Таким образом, резко сокращается и имевшаяся до этого кормовая база птиц: огрубевшие листья и стебли, засохшие цветы теряют свое кормовое значение; спрятавшиеся в почву, под мох и в другие места беспозвоночные становятся недоступными для большинства птиц, а кладки насекомых (чешуекрылых и многих других, которые к концу лета заканчивают цикл своего развития и, отложив яйца, погибают) из-за большой рассредоточенности в пространстве и мелких размеров яиц - энергетически малоценная пища. В этих условиях (когда к тому же уменьшившаяся длина дня сокращает продолжительность поисков корма в течение суток) возможности для обеспечения пищей в пределах гнездового участка у птиц заметно снижаются, что и побуждает их расширить поиски корма за пределами своей территории. Определенное значение имеет, по-видимому, и сокращение в пределах ограниченного участка запасов корма за счет его «выедания» в течение длительного периода от постройки гнезда до вылета из него птенцов. Так начинаются сезонные миграции, по характеру которых птиц принято подразделять на оседлых, кочующих и перелетных.

К оседлым лесным птицам относятся рябчики, глухари, тетерева и некоторые другие, как правило, хорошо обеспеченные зимними кормами.

Эти птицы после размножения довольно широко перемещаются в поисках пищи и укрытий, не удаляясь, однако, на большое расстояние от «родных» мест. Например, в лесах центра европейской части нашей страны рябчик кочует на ограниченном пространстве, доходящем до 800 км 2 ; тетерев отлетает осенью и зимой на 50 - 60 км от мест своего гнездования; глухарь отлетает от мест вывода на более чем на 100-120 км. Серая ворона здесь оседла лишь частично (не считая городских популяций, которые теперь гнездятся в самом городе и по его окраине). Отдельные старые особи остаются у населенных пунктов невдалеке от своих гнезд, большинство же молодых птиц, как показывает кольцевание, откочевывают далеко в юго-западном направлении, их замещают особи, прилетевшие с севера и северо-востока.

Кочующие - это птицы, которые покидают места, где гнездились, и в поисках пищи, доступные запасы которой резко сокращаются с наступлением холодов, а особенно после выпадения снега, беспрерывно перемещаются, оказываясь часто в нехарактерных для них биотопах леса, вылетая на луга, поля, околицы деревень и т. п., удаляясь от своих гнездовий на сотни километров. К кочующим птицам относятся некоторые виды синиц, отчасти обыкновенная пищуха и обыкновенный поползень, клесты, снегирь, свиристель, сойка и многие др.

Перемещение оседлых птиц и довольно далекие миграции кочующих - приспособление для расширения добывания пищи. Однако в конце лета и осенью количество доступных кормов (в частности, насекомых) сокращается так сильно, что очень многие неперелетные виды переходят на питание становящимися обильными в осенне-зимний период ягодами, семенами, а также вегетативной пищей (почками, хвоей и т. п.).

Таким образом, на смену преобладавшим в летний период в питании птиц животным кормам приходят растительные, которые в осенне-зимнее время наиболее обильны и доступны для оседлых и кочующих в наших лесах в это время года птиц.

Сделанные подсчеты показывают, что большинство видов лесных птиц, способных менять состав кормов, ведет оседлый и полуоседлый образ жизни или предпринимает кочевки, как правило, не выходящие за пределы лесной зоны нашей страны. Например, среди птиц, гнездящихся на северо-западе Московской обл., смена кормов свойственна 100% видов оседлых птиц, 86% полуоседлых, 64 % кочующих и только лишь 18% перелетных.

В поисках семян и других растительных кормов птицы перемещаются в те леса, где в осенне-зимний период эта пища более обильна: происходит перераспределение птиц по местам обитания.

К перелетным относится большая часть лесных птиц нашей страны: голуби, кукушка, козодой, лесной конек, горихвостка, соловей, зарянка, пеночки, камышовки, славки и многие другие птицы, которые в зимнее время оказываются неспособными ни добывать характерные корма (обычно насекомых) в местах летнего обитания, ни переключиться на другую пищу. После размножения такие птицы покидают родину и совершают длительный, измеряемый сотнями, а иногда и тысячами километров перелет (обычно в южном направлении) к местам зимовок. На местах зимовок перелетные птицы проводят всю зиму, не предпринимая более или менее значительных перемещений, и лишь весной пускаются в обратный путь на север - к местам гнездовий.

Защитные и кормовые условия для птиц в лесу значительно лучше и разнообразнее, чем на открытых пространствах, а поэтому, несмотря на отлет на юг перелетных птиц, в зимнем лесу разнообразие и обилие птиц сравнительно велико. Однако и в лесах видовой состав и плотность населения птиц существенно изменяются по сезонам года.

Смена кормов (переход на растительную пищу) в осенне-зимний период ведет к перемене способов добывания пищи и в конечном итоге, к перемещению птиц из биотопов, где они держались летом, в более кормные осенью и зимой участки леса. В это время птицы часто посещают места, где в летнее время их не было из-за отсутствия подходящих для гнездования условий.

Осенью больше всего птиц встречается в кустарниковых зарослях, по опушкам, в смешанном лесу, особенно у полян, вдоль просек и лесных дорог, в разреженных участках древостоя. По мере листопада разнообразие и обилие птиц в лиственных лесах сокращается параллельно ухудшению кормовых и защитных условий. Такая неравномерность размещения птиц, например, в лесах Московской и Калининской областей становится заметна уже в конце июля.

В наиболее кормных, с хорошими защитными условиями местах перемещающиеся по соседнему лесу выводки птиц начинают встречаться еще в конце июня - начале июля, в конечном итоге возникают стаи. Жизнь в стае дает несомненные преимущества: сообща легче находить пищу и избегать врагов. Птица, которая держится вне стаи, больше времени тратит на наблюдение за окрестностями, но все равно хищнику легче напасть на нее, чем незамеченным приблизиться к стае. Поэтому одиночные птицы меньше кормятся и менее упитаны, чем особи в стаях. Чечетки, снегири, свиристели, дрозды, синицы и многие другие виды, составляющие подавляющую часть птичьего населения леса в осенне-зимнее время, встречаются исключительно стаями.

Стайный образ жизни основной части птиц обусловливает неравномерное - пятнистое (конгрегационное) размещение их в лесу начиная с конца лета. Особенно заметной такая пятнистость становится зимой: можно пройти не один километр по заснеженному лесу и не увидеть ни одной птицы, а потом встретить большую синичью стайку и услышать, как перекликаются в ней буроголовые гаички и хохлатые синицы, попискивают корольки, шуршит, перебираясь вверх по стволу, пищуха, увидеть мелькнувшего в кроне сосны малого пестрого дятла, подвесившуюся на конце еловой лапы московку или шествующего вниз головой поползня.

С конца лета и всю осень идет пролет на юг гнездившихся севернее птиц. В лесах средней полосы европейской части СССР многие из этих мигрантов нередко подолгу задерживаются в подходящих местах. Поскольку летят они не все сразу, «волна», состоящая из раньше покидающих места гнездования видов, сменяется «волнами» более поздних мигрантов, осенью разнообразие и обилие птиц в лесах претерпевают постоянные и быстрые изменения. Одновременно с пролетом начинается массовый отлет местных перелетных птиц. Лишь в конце осени - начале зимы, когда в лесах, например, центра европейской части нашей страны станут регулярно попадаться прикочевавшие сюда из более северных мест своего ареала синицы-московки, снегири, чечетки, свиристели - говорят, что установился зимний аспект авиафауны.

Только в середине ноября - в начале декабря устанавливается зимний аспект авифауны в Московской обл. Из почти трехсот видов и форм птиц, зарегистрированных в этом регионе, зимой встречаются 92 (около 32%), из которых всего 27 попадаются здесь ежегодно. Это (в порядке убывания численности) - сизый голубь, домовой и полевой воробьи, серая ворона, буроголовая гаичка, желтоголовый королек, снегирь, хохлатая синица, обыкновенная чечетка, чиж, большая и длиннохвостая синицы, обыкновенная овсянка, обыкновенный поползень, галка, большой пестрый дятел, сойка, сорока, обыкновенная пищуха, рябчик, воробьиный сычик, ястреб-перепелятник, малый пестрый дятел, серый сорокопут, тетерев и глухарь, мохноногий сыч. Большинство видов зимней авифауны - птицы древесно-кустарниковых насаждений. С установлением зимнего аспекта авифауны в лесах соотношение населения отдельных видов (до весны, когда начинается миграция птиц к местам гнездования) остается более или менее постоянным. Происходит лишь некоторое снижение общей численности птиц, обусловленное в основном их повышенной смертностью в этот период. Однако непериодические появления в огромных количествах таких «бродячих» видов, как клесты, московка, дрозд-рябинник, а также чечетка, чиж и другие, вносят резкие изменения в обычное соотношение населения отдельных видов птиц, зимующих в лесах Московской обл. Иногда уже в октябре численность клестов в ельниках превышает 10% всего птичьего населения; в ноябре численность московки в хвойных лесах соответственно может составить 8-12%. В такие годы доля населения «бродячих» видов зимой бывает очень высокой: в 1958 г. в западном Подмосковье, например, в январе-феврале чечетки составляли 50- 70% населения мелколиственного леса, клесты - 25-40% в хвойном лесу (50% - в зрелых ельниках).

Обычно в таежных и смешанных лесах основная часть зимующих птиц - виды растительноядные и со смешанным питанием; насекомоядные составляют менее четверти авифауны. Однако в лесах и парковых древостоях, примыкающих к населенным пунктам, где птицам легче прокормиться, видов, остающихся зимовать, значительно больше. В парках и древостоях на окраинах Москвы, Ленинграда, Калинина и других городов средней полосы регулярно зимуют грач, обыкновенный скворец и даже майна. В таких местах численность птиц и зимой бывает очень высокой. По наблюдениям М. Г. Сорокина, в высокоствольном разреженном сосняке пригорода Калинина, где посещающие лес жители систематически подкармливают животных, плотность населения птиц зимой (368-407 экз/км 2) только немного ниже, чем в гнездовой период (432 экз/км 2), хотя видовой состав значительно беднее (соответственно 14 и 35 видов).

Кроме перечисленных сезонных изменений, происходит и перераспределение птиц между разными по составу древостоя лесами. Если в гнездовой период мелколиственные леса немного уступают хвойным по обилию птиц (а в широколиственных лесах, особенно дубравах, обилие птиц в весенне-летнее время заметно выше, чем в хвойных), то зимой плотность птичьего населения хвойных лесов примерно вдвое больше, чем в лиственных. Таким образом, большая часть птичьего населения лесов зимой концентрируется в хвойных древостоях (особенно в ельниках), создающих максимум кормовых и защитных условий для большинства видов птиц. Таким образом, сезонные изменения пернатого мира в лесу очень глубоки и имеют качественный характер.

В конце зимы небольшие перемещения (от мест ночевки к местам кормежки) перелетных птиц и ненаправленные передвижения кочующих птиц постепенно перерастают в направленные миграции к местам размножения. В конце зимы и весной, например, в лесах средней полосы СССР можно видеть, как постепенно исчезают прикочевавшие с севера (зимовавшие) птицы и появляются пролетные и гнездящиеся.

Общие закономерности сезонных изменений размещения и численности птиц хорошо иллюстрируют подробные наблюдения, сделанные в Центрально-Черноземной зоне. Из 269 видов птиц, зарегистрированных на территории Среднего Подонья, зимуют около 60 (22,3%). Это живущие оседло и кочующие зимой, а также прилетевшие с севера виды (большой и малый пестрые дятлы, обыкновенная пищуха, большая и длиннохвостая синицы). Большинство видов зимней авифауны - птицы древесно-кустарниковых насаждений. Однако далеко не все типы леса могут обеспечить условия для существования птиц зимой.

Сосняки (особенно молодые) Среднего Подонья очень слабо заселены птицами. Зимой здесь обычны лишь кочующие стайки синиц (в основном больших и гаичек), желтоголовый королек, обыкновенная пищуха, большой пестрый дятел. Иногда встречаются клесты-еловики, а по широким просекам - мелкие стайки обыкновенных овсянок, юрков, чечеток.

В противоположность чистым соснякам смешанный лес наиболее богат птицами в течение всей зимы. Кроме видов, встречающихся в сосняках, здесь обычны ястреба, обыкновенная неясыть, обыкновенный поползень, московка и крапивник. Почти всегда можно встретить чечеток и чижей, снегирей, а у опушек - серого сорокопута. В чистолиственном лесу попадаются те же виды, что и в смешанном, но численность их значительно ниже. Корольки и клесты избегают эти древостой, а длиннохвостые синицы их предпочитают.

В зарослях по берегам лесных речек постоянно держатся снегири, чижи и чечетки. Здесь обычны седоголовый, белоспинный и малый пестрый дятлы, а также зеленая лазаревка; чаще, чем в других местах, зимой встречаются ястреба, неясыть и серый сорокопут. На незамерзающих участках речек в некоторые годы зимуют утки.

Весной, еще задолго до прилета первых грачей, по поведению зимующих птиц можно уловить признаки наступающего оживления природы. Морозными февральскими ночами в старом лесу раздаются брачные крики филинов и неясытей, а безветренными солнечными днями далеко слышно пение больших синиц, барабанная дробь большого пестрого дятла. В первой декаде марта начинают отлетать на север пуночки и лапландские подорожники, а вслед за ними пускаются в путь на север стаи зимовавших чижей, снегирей, чечеток. Резко меняется поведение длиннохвостых синиц - они, как и другие зимовавшие птицы, начинают готовиться к периоду размножения. В это время «поют» сойки и сороки, издавая тихое неторопливое щебетание и другие звуки, совершенно не вяжущиеся с их обычными грубыми криками. В середине - конце марта в Среднее Подонье прилетают скворцы, коноплянки, а немного позже жаворонки, ушастая сова, обыкновенная пустельга и другие дневные хищные птицы; начинается прилет водоплавающих птиц, концентрирующихся в поймах лесных рек. Здесь на полузатопленных половодьем деревьях останавливаются на отдых стаи пролетных рябинников и других дроздов, скворцов. В лесу в это время еще много снега, но склоны поймы уже свободны от него, поэтому именно по берегам лесных рек и озер можно услышать на вечерних зорях первые песни зарянок, черного и певчего дроздов, увидеть первую тягу вальдшнепов. На лесных болотах слышны голоса серых журавлей, а над водой с криками носятся кулики-черныши. Пойменный лес уже полон звонкими трелями зябликов, песнями обыкновенной овсянки и зеленушки, а в прибрежных зарослях подстерегают свою добычу ястребы - тетеревятник и перепелятник. В середине апреля такое тяготение лесных птиц к поймам затухает. В глубине леса уже слышна звонкая капель пеночки-теньковки, у полян и в разреженных участках древостоя - пение лесных коньков, а по опушкам в кустарниках шмыгает огромное количество пеночек-весничек. В лесу в это время встречается масса пролетных дроздов-белобровиков, вертишеек.

В конце апреля прекращается пролет водоплавающих птиц, убывает количество мигрирующих на север куликов; начинается пролет мелких лесных насекомоядных птиц (мухоловок, пеночки-трещотки и др.), продолжается массовый полет теньковки, веснички, появляются соловей, садовая овсянка. Временами похолодание приостанавливает их дальнейшее перемещение к местам размножения, и тогда в садах, байрачных лесах, полезащитных лесополосах на одну-две недели скапливается огромное количество птиц. Но проходит ненастье, и масса пернатых странников покидает свои временные пристанища, которые кажутся тогда опустевшими, несмотря на значительное количество оставшихся на своих гнездовых местах птиц.

В начале мая в лесах Среднего Подонья появляются горлица, кобчик, козодой, кукушка. Характерно почти полное отсутствие пролетных, не гнездящихся на территории края видов птиц. Последними, ко времени полного облиствения деревьев и кустарников, пышного развития травянистой растительности (дающих приют ранним насекомым, которыми питаются большинство прилетающих в первой половине мая птиц), появляются сплюшка, иволга, чечевица, сорокопуты, славки, камышевки, береговая ласточка.

К концу пролета (вторая декада мая) гнездовая фауна Среднего Подонья бывает уже почти полностью сформировавшейся: у большинства видов идет насиживание, у части - выкармливание птенцов, а у некоторых - появляются слетки. Наступает непродолжительный период относительной стабильности состава авифауны, длящейся до второй декады июня. В этот период все гнездящиеся птицы прочно привязаны к местам размножения. Видовой состав птиц по сравнению с зимним периодом гораздо разнообразнее. Но уже в первой половине июня замолкают многие певчие птицы, а лес наполняется тревожными криками взрослых птиц, беспокоящихся за своих еще едва перепархивающих птенцов, и писком самих птенцов, выпрашивающих пищу у взрослых.

У многих видов птиц привязанность к местам гнездования частично или полностью утрачивается уже через несколько дней после вылета молодняка. Например, скворцы покидают древостой, где гнездились, и переселяются в поймы рек, возвращаясь в ближайшие насаждения только для ночевки; грачи днем широко кочуют по полям, возвращаясь в свои грачевники только на ночь. Другие птицы (синицы), после того как птенцы покинут гнездо, еще долго держатся вблизи гнездовых мест. А такие поздно гнездящиеся виды, как чечевица, жулан, чернолобый сорокопут, садовая овсянка, начинают откочевывать к югу вскоре после вылета молодняка. Во второй половине июня в поймах лесных рек попадаются выводки дубоноса, питающиеся плодами в зарослях черемухи. Немного позже (в июле) здесь появляются кочующие выводки уток, зимородков. В конце июля по лесным опушкам, дорогам, просекам можно встретить стаи зябликов и маленькие стайки щеглов.

Осенний аспект авифауны Среднего Подонья, характеризующийся коренной ее перестройкой, в некоторой мере схож с весенним. Оба они формируются за счет летующих, оседлых, пролетных и зимующих видов; весной и осенью ярко выражены динамизм видового состава авифауны, существенные изменения, происходящие за короткие сроки в населении птиц. Но между осенним и весенним аспектами авифауны есть и заметные отличия.

Период осеннего отлета и пролета более растянут, чем период весеннего пролета и прилета, и происходит в порядке, обратном тому, который бывает весной: первыми обычно покидают Среднее Подонье те виды птиц, которые весной прибыли в числе последних. Однако в этом нет столь четкой последовательности, наблюдавшейся весной. По разному реагируют весной и осенью пролетные птицы на изменение погоды: если весеннее похолодание задерживает пролет, то осенние холода ускоряют, заставляя птиц сокращать остановки. Влияют погодные условия осенью и на размещение птиц. Например, в пасмурную теплую погоду малая мухоловка, горихвостка, зарянка, пеночка-весничка и некоторые другие лесные птицы кормятся в лесу, а в ясные солнечные дни после ночных заморозков эти же птицы собирают пищу исключительно на освещенных солнцем опушках, где повышенная температура обусловливает более высокую и длительную активность насекомых.

В сентябре интенсивность пролета птиц через Среднее Подонье достигает своего максимума и заметно снижается в октябре, когда начинают прибывать зимующие здесь виды - снегирь, чечетка, желтоголовый королек, серый сорокопут, свиристель и др. В это же время за счет появления мигрантов из более северных территорий возрастает численность таких «оседлых» видов, как длиннохвостая синица, пищуха, поползень, серая ворона. В середине ноября заканчивается пролет последних летующих птиц: гусиных, дроздов, грачей; начинается откочевка к югу обыкновенной овсянки, полевого воробья. И снова авифауна вступает в период длительной относительной стабилизации, характерной для зимы.

Таким образом, сезонные явления в природе, приводя к изменению состояния и активности птиц, обусловливают в конечном итоге количественные соотношения между отдельными группами видов на одной и той же территории в разные периоды года.

150 миллионов лет назад от предков динозавров произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобретали разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разные экологические ниши.

Чтобы попасть в царство пернатых, человеку не нужно отправляться за тридевять земель. Птицы – рядом с нами. Всё время на глазах у человека.

Чную литературу о повадках зимующих птиц.

Птицы – одни из самых своеобразных животных, населяющих нашу планету. Птицы удивительно разнообразны по внешнему облику, встречаются во всех без исключения уголках земного шара и наиболее многочисленны среди всех наземных животных. Орнитологи – специалисты, изучающие птиц, - насчитывают около 8700 видов.

Птицы – одни из наиболее заметных представителей животного царства. Даже в центре крупных городов, где практически не осталось естественных зеленых насаждений, отсутствует почвенный покров, много людей и транспорта, можно встретить снующих под ногами воробьев и голубей или услышать в воздухе голоса стремительно летающих стрижей и ласточек.

Фауна птиц нашей республики разнообразна и насчитывает около 300 видов из 19 отрядов.

Они являются неотъемлемой частью природы и населяют различные лесные территории, поля и луга, сады и огороды, берега водоемов, города и селения. Наиболее многочисленными являются мелкие воробьинообразные, или воробьиные. Многие представители этого отряда птиц хорошо известны и узнаваемы в природе, например синицы, ласточки, соловьи, щеглы, снегири.

1. 2. Зимующие птицы.

Бывают птицы разными: К их перышкам взъерошенным

Одни боятся вьюг Не пристают снежинки,

И улетают на зиму Они и под порошами

На добрый, теплый юг. Резвятся для разминки.

Другие – те народ иной: Но если долго снег идет

В мороз над лесом кружат, И долго длится вьюга,

Для них разлука с родиной Тогда, друзья, приходится

Страшнее зимней стужи. Пичугам нашим туго.

Синичкин день.

Много на Руси памятных дней и праздников. Одним из таковых является и Синичкин день, который, по народному календарю, выпадает на 14 ноября. В этот день прилетают зимние птицы, а зимним гостям люди рады, как и весенним. И всех их встречает Синичка.

Из всех пернатых синицы наиболее полезны. Замечено, что синички не боятся ни раскачивающихся на ветру подвесок, ни узких лазов к корму.

Лучший корм для синиц – семечки подсолнуха, зёрна конопли, репейника. Любят синицы и обрезки мяса, сыра, а в холода – несолёные жир и сало. Кусочки сала подвешивают к ветке с помощью большой проволочной булавки. Жир можно горячим залить в пластмассовые баночки, а после застывания подвесить в опрокинутом виде.

Это мои любимые птички. У них красивое оперение: жёлтое брюшко, чёрная шапочка и очень беленькие щёчки, крылышки в чёрных и белых полосках.

Много у нашего народа любимых птиц, а вот снегири, самые любимые. Снегирей мы чаще видим зимой. Они хорошо видны на фоне выпавшего снега и очень красивы в своих ярко-красных нарядах.

В отличии от синиц, они – птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Снегири ещё и «рыцари»: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Клест считается святой птицей. Если присмотреться, клюв его похож на крестик. Обитают клесты в еловых и сосновых лесах и кормятся семенами хвойных растений, которые созревают именно зимой. В феврале у клестов появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замерзли.

Свиристель.

Свиристели имеют ярко-бурую окраску и завидный хохолок на голове. Всю зиму они перелетают с места на место, подъедая урожай ягод и плодов с различных деревьев и кустарников.

Воробьи живут стаями, гнезда устраивают в различных укрытиях в зданиях, жилищах. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны, воробьи и галки ночуют стаями прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А тетерева и рябчики прячутся под снегом.

1. 3. Зимняя подкормка птиц.

Трудно птицам жить зимой, Вот в этот самый трудный час

Корм себе найти. Спасенья птицы ждут от нас!

Кто их может кроме нас Кормите их! Согрейте!

От голода спасти? Повесьте домик на суку,

Сугробами засыпаны Рассыпьте крошки на снегу,

Бугры, дворы, дорожки, А то и манной кашки

Не могут пташки отыскать И оживут бедняжки.

Ни зернышка, ни крошки. По небу весело скользя,

И вот летают все слабей Взлетят пернатые друзья

Ворона, галка, воробей. И пропоют, чирикая:

Скорей на помощь, дети! «Спасибо вам великое!»

15 января – самая середина зимы – традиционно отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми - практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А хороший слой жира под кожей еще и образует дополнительную защиту от морозов.

Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой, даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Глава II. Мои наблюдения.

Наблюдать за птицами я начала с 14 ноября. Кормушку мы вешаем каждый год в середине ноября, а снимаем, как только растает снег. Кормим птиц пшеном, потому что хлеб, семечки, рис, гречу они едят плохо. Зерно насыпаем в определенное время три-четыре раза в день, поэтому птицы знают, когда им ждать еду. Количество корма зависит от температуры на улице. Когда холодно, насыпаем больше корма. За зиму они съедают примерно тридцать килограммов пшена.

Этой зимой ее первая половина выдалась на редкость мягкой. Но вот в начале января ударили морозы, выпал снег, и теперь птицам стало трудно добывать себе корм. При взгляде на какую-нибудь пичужку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям, благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить брать пищу с рук.

В кормушку прилетали в основном воробьи, синиц было совсем мало. Но когда мы повесили кусочек свежего несоленого сала, которое очень любят синицы, их стало в птичьей столовой гораздо больше. Что важно – сало обязательно должно быть несолёным, иначе птичка может погибнуть. Синички очень забавно держатся за него своими крохотными лапками и отщипывают по кусочку. Две-три едят, остальные ждут на ветках своей очереди.

Синички гораздо культурнее воробьев, они не устраивают у кормушки потасовок. Воробьев прилетает много. Их трудно считать, они непоседливы, ведут себя шумно, постоянно дерутся. Их часто гоняют галки. Им тоже хочется корма. Когда мы замечаем это безобразие, то обязательно приходим на помощь воробьям.

Выводы и предложения

Подводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров, через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.

Самые простые в изготовлении кормушки из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить на веревочке к дереву.

Заключение.

Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели и проанализировали поведение птиц в зимний период используя научные источники и собственное наблюдение.

Цель исследования: Проанализировать поведение птиц в зимний период достигнута. Птицы разных видов отдают предпочтение определенному виду корма. Количество птиц возле кормушки в разную погоду не одинаково. В холода птиц больше.

Гипотеза: Количество птиц, прилетающих к кормушке, зависит от погодных условий и вида корма, выдвинутая вначале работы, подтвердилась полностью.

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте.

Поведение птиц весной (гнездование)

март 1 неделя

h4]Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»

Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Как вы думает, почему он так называется?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили! Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

В. Берестов

Почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?

Почему птицам трудно найти корм зимой?

Почему птицы зимой часто погибают?

Как мы помогали птицам пережить зиму?

Какие изменения произошли в природе?

Почему птицам сейчас легче живётся, чем зимой?

Какие изменения произошли в поведении воробьёв весной?

Сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.

Вспомним с вами, как жили птицы зимой.

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями) .

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

март 2 неделя

Целевая прогулка в сквер (парк) «В Иванов день птицы гнёзда обретают».(9 марта)

Задачи. Формировать интерес детей к народным приметам. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Развивать любознательность, наблюдательность.

Рассказ педагога (в группе, перед прогулкой).

По народному календарю 9 марта – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?

Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить.

Цель нашей прогулки: поведение птиц в марте. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы всё ещё нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога. Весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретают, то есть начинают гнёзда строить. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - лето будет холодным.

март 3 неделя

Рассказ педагога «Почему так говорят “Грач на горе – так и весна на дворе”»

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Обогащать представления детей о птицах. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе - так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?

Грач – это кто?

Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной грачам не очень-то сытно живётся.

Но вот пройдёт неделя, другая, подсохнут поля, выйдут земледельцы землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков. Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят. Поэтому русский народ грача уважает.

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнёздах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле.

Как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?

Почему грачи живут ближе к деревням?

Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу.

Весёлые упражнения «Грачи».

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали. // Взмахи руками, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили. //

Ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели. //

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают. // Наклоны вперёд.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи. // Руки на пояс, поворот туловища вправо, поворот влево.

март 4 неделя

Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. А вы как думаете?

Дети слушают пение птиц.

Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?

Цель. Упражнять в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы.

Руководство.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Чик-чирик, чив-чив»? (Воробей). Что делает воробей?. (Чирикает).

«Стр-стр, ча-ча-ча!»? (Сорока). Что делает сорока?. (Стрекочет).

«Кар-кар»? (Ворона). Что делает ворона?. (Каркает).

«Свири-свир»? (Свиристель). Что делает свиристель?. (Свиристит)

«Рюм-рюм-рюм»? (Снегирь). Что делает снегирь?. (Рюмит).

Всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Ках» или «Крах».

Весёлые упражнения «Грачи».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Можно перелётным птицам домой возвращаться?

Или лучше им на юге остаться?

Дайте точный мне ответ,

Возвращаться им, иль нет.

Вопрос: можно ли перелётным птицам вернуться домой. Выяснить: есть ли корм для птиц. Задание понятно?

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Вывод. Земля оттаяла, в ней можно найти червяков, появляются насекомые. Перелётным птицам можно возвращаться домой.

Рассказ педагога. Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть фиолетовые и зеленоватые отливы в оперении. Перья скворца покрыты белыми пятнышками. Клюв длинный и острый, весной жёлтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Рассказ педагога Народный праздник «Жаворонки». (22 марта)

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление о народных культурных традициях. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в группе. Дети открывают глаза, ищут колокольчик. Тот, кто первый найдёт, поднимает колокольчик, и говорит «Я – жаворонок!». Игра повторяется.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

Насекомоядные птицы улетели, потому что исчез корм, которым они питались: насекомые. Водоплавающие птицы улетели, потому что замёрзли реки и озёра, где они кормились.

Наступила весна. Как вы думаете, перелётные птицы вернутся домой?

Почему вы считаете, что перелётные птицы вернутся домой?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие перелётные птицы уже вернулись из тёплых стран? (грачи, скворцы, жаворонки)

Наступила весна. Появляются насекомые, поэтому насекомоядные птицы возвращаются на Родину. Первыми прилетели грачи, а за ними скворцы, жаворонки. А скоро прилетят и другие птицы.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц весной».

Задачи.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Цель нашей прогулки: поведение птиц весной. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые прилетели в наш город весной. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Присесть, встать, руки вверх, через стороны вниз (раскрывается цветок).

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, ищут места для гнёзд, некоторые птицы строят свои гнёзда.

Исследование «Чем заняты воробьи?»

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробьи громко чирикают, собирают с земли веточки, травинки, лоскутки, бумажки и всё это несут на деревья.

Рассказ педагога.

Во второй половине марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда - дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Вопрос: что изменилось в поведении птиц весной. Выяснить: как ведут себя птицы весной и почему они так себя ведут. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Солнце весной светит ярче, греет сильнее, много тепла и света. Птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Рассказ педагога.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо - это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве.

Крупные птицы, например, орлы, аисты, строят гнёзда из толстых веток. Кажется, что это просто куча мусора. Но внутри гнездо выстлано мягкой травой и пухом. Есть среди птиц настоящие мастера. Например, одни ласточки выкапывают себе лапками норки в глинистом берегу, другие лепят своё гнездо – корзинку из сырой земли и слюны и прикрепляют гнездо к крыше дома.

А маленькая птичка ремез плетёт своё гнездо из пуха, шерсти, трав. Гнездо ремеза похоже на варежку, только вместо большого пальца вход в гнездо. В таком гнезде птенчиком тепло и безопасно. Ни какой хищник не достанет птенцов.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.

Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?

Как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?

Городские воробышки строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби строят свои гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов, в нишах среди лепных украшений.

Где легче найти корм: в лесу или возле людей?

Где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?

Какие хищные животные угрожают птицам в городе?

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?

Птицы живут рядом с людьми потому, что они защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Разговор-размышление «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Журавлики-журавли,

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах

Побывали».

Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

«Мы в далёкой стране,

По родной стороне

Тосковали».

Платон Воронько

Тёплые края, чудесные леса, почему же птицы возвращаются в родные края, туда, где они родились? (ответы детей)

Педагог выслушивает мнение всех детей, уточняя источник полученной информации.

А какие перелётные птицы вернутся в наши края?

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Платон Воронько

Мудрая народная пословица говорит "Всякому мила своя сторона". Птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились.

Рассказ педагога.

Журавли летят клином и громко курлычут, приветствуя родные края. Немного отдохнув после долгого перелёта, журавли огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавль с журавлихой подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в весёлый пляс.

К нам, в Челябинскую область прилетают из тёплых краёв белые журавли, серые журавли и журавель-красавка. Журавель-красавка редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Импровизация «Танец журавля».

Представьте, что вы журавли. Вы танцуете, высоко поднимая колени, подпрыгиваете, приседаете, перебираете ногами, машете крыльями. Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Жизнь птиц зависит от смен времён года и строго подчиняется природным циклам, и зима - самый сложный период в жизни птиц.

Наблюдения за живой природой покажут, как с приближением весны изменилось поведение зимующих птиц.

Быстрая навигация по статье

Зимующие птицы и приближение весны

Следя за изменениями в поведении зимующих птиц, можно найти признаки приближающейся весны: ясными солнечными февральскими днями слышно звонкое пение синиц, оживляются вороны, в лесу слышно дробь дятла. Однако главным признаком наступления весны считают прилёт грачей.

В марте зимующие птицы меняют своё поведение на более заметное: длиннохвостые синицы подолгу греются на солнышке и в их пении появляются новые весенние нотки. С приближением весны птицы начинают готовиться к периоду гнездования, поэтому новые "песни" можно услышать даже от зимующих у нас соек и сорок.

С появлением первых проталин и сходом снега с полей, начинается массовый прилёт перелётных птиц и в "птичьем царстве" начинается заметное оживление и суета. Зимующие птицы и прилетевшие активно ищут место для гнезда. С приближением весны у птиц начинается период токования — всё громче и веселее слышен птичий щебет.

Наблюдение за птицами

Наблюдать за изменением поведения птиц лучше всего на лесных опушках — лес ещё укрыт снегом, зато на опушке снег уже сошёл. По вечерам зимующие птицы собираются в стайки (ночью ещё холодно).

Вечерний воздух наполняется птичьим гамом и щебетом, а днём на лесных опушках наступающая весна приготовила для птиц природные кормушки - проталины.

Весенние ненастья и временные возвращения холодов, возвращают птиц к зиме. Их поведение изменяется: они снова тянутся к жилищу человека — перелетают небольшими стайками с дерева на дерево и в их щебете не слышно весенних песен.

К концу апреля у большинства зимующих птиц в гнёздах уже отложены яйца.

Ведя наблюдения за природой, можно увидеть первые весточки приближения весны даже по тому, как изменяется поведение зимующих в наших краях птиц.

Лучшие статьи по теме