Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Труд как фактор производства. Теории труда

Труд, - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно прежде вceго пo их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Ясно, что использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в.стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

Особенности, труда, как фактора производства обусловли­вают тесную связь фазы обмена рабочей силы, с фазой ее потреб­ления, которая проявляется через ко операцию труда, под которой понимается объединение рабочих сил в едином процессе труда. Без кооперации такой процесс оказывается невозможным. Например, при ручной погрузке. 200-килрграммрвый может быть под­нят лишь четверкой рабочих. : Сложный узел к машине может быть изготовлен лишь при совместной работе токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и слесарей.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда; Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Оче­видно, что увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом, недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот.

Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде" человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда, о возможностях которой деле увеличения объема производства мы уже говорили. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Тем не менее, можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора/производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала,

В целом же производительность определяется одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не, обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Есть факторы, без которых понятие производство не имело бы смысла, причем это факторы, влияющие на объем производства. Факторы эффективности производства довольно многообразны, поскольку ресурсов для него существует великое множество. Выделяют три основные группы факторов: земля, труд и капитал. Вода, леса, поля, полезные ископаемые и т.д., то есть что-то, данное природой или сотворенное человеком (например, осушенные болота) – это земля.

Труд как фактор производства очень важен и актуален, поскольку это означает участие человека в процессе производства, использование его собственной энергии и потенциала. К основным элементам труда относятся предметы труда, средства и целесообразная деятельность человека. Основные результаты труда: экономические блага, развитие человека (физиологическое и умственное), условия жизни человека, накопление знаний и опыта.

Труд – это не просто двигатель прогресса, труд – это основа существования и жизнедеятельности человека, поскольку под его воздействием развивается мозг, речь, накапливается опыт, совершенствуются умения.

Труд как фактор производства имеет содержание и характер. По содержанию различают низкоквалифицированный, средней квалификации и высококвалифицированный труд.

У труда есть количественные и качественные характеристики. Качественные характеристики - это уровень квалификации сотрудников, количественные – это затраты (количество работающих, интенсивность трудовой деятельности, рабочее время). Чем больше времени требуется на обучение и подготовку специалиста, тем большей квалификацией он обладает.

Для того, чтобы определить характер труда, нужно провести тщательный анализ соединения рабочей силы и средств производства, уточнить кто и в каких количествах присваивает результаты труда. С учетом этого выделяют три основных социальных вида труда: свободный, наемный и принудительный. Принудительный труд – это работа по принуждению (труд рабов). В настоящее время встречаются первые два вида трудовой деятельности.

Свободный труд носит добровольный характер. Это трудовая деятельность на самого себя, когда хозяин и работник выступают в одном лице. Типичный пример такой деятельности: предприниматель, фермер и т.д. Если трудовая деятельность носит наемный характер, значит, работодатель и работник – это разные люди, их отношения оформляются трудовым договором, иногда соглашением или контрактом, а по результатам труда работник получает определенное денежное вознаграждение.

Долгое время оставался спорным вопрос, выступает ли труд как фактор производства или это рабочая сила. Физические, умственные и интеллектуальные способности человека- это рабочая сила. Если работодателя интересует способность человека к труду, значит, фактором производства является рабочая сила. Если для него важна продолжительность рабочего времени, значит, этим фактором является труд. Чтобы качественно трудиться, человек должен обладать определенным здоровьем, способностями и умениями, отсюда следует, что рабочая сила существует до начала процесса труда.


Производительность труда – это отношение результата труда (количество произведенных продуктов) в определенный промежуток времени. Производительность труда, в свою очередь, зависит от ряда факторов, которые могут на нее повлиять.

33. Капита́л (от лат. capitalis - главный, главное имущество, главная сумма) - совокупность активов, используемых для получения прибыли в будущем . Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями .

Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал - имущество дли­тельного пользования (здания, машины, оборудование), исполь­зуемое фирмой в ее деятельности. Различают основной и оборот­ный физический капитал. Основной капитал - реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.).Оборотный капитал - реальные активы, стоимость кото­рых полностью переносится на стоимость нового товара и воз­вращается в денежной форме к предпринимателю при реализа­ции товара в каждом цикле (сырье, топливо, материалы, полу­фабрикаты). Человеческий капитал - физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Иными словами, человеческий капитал - осо­бая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом на рынке факторов производства подразумевают материальные фак­торы, капитальные блага. Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является общим знамена­телем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого ак­тива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Капитал, вопло­щенный в средствах производства, называетсяреальным капита­лом . Денежный капитал , или капитал в денежной форме, пред­ставляет собой инвестиционные ресурсы. Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредст­венно в производстве использовать нельзя, однако можно ис­пользовать для покупки факторов производства.

35. Предприниматель­ство - способ ведения бизнеса на самостоятельной независи­мой основе.

К числу основных функций современного предприниматель­ства принято относить:

Ведение финансов и учета . Управление финансами предпо­лагает мобилизацию капитала, накопление доходов от предпри­нимательской деятельности, управление использованием капи­тала и доходов. Главная задача предпринимательства - обеспе­чение максимальной отдачи предпринимательской деятельности при минимальном риске.

Кадровую функцию . Управление кадрами включает отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом организации. Управление персоналом - система управленческой дея­тельности в сфере социально-трудовых отношениях коллектива организации.

Конкурентные преимущества кик всей страт, так отдельного предприятия сегодня во многом определяются человеческими ресурсами. По расчетам Всемирного байка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (зда­ния и и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19 51, природные ресурсы - 5% человеческий капитал - 76 %. В Западной Европе соответствующие показатели - 23,2 и 74 %. В России - 10, 40 и 50 %. Кроме того, растут вложения в чело­веческие ресурсы, что обуславливает важность проблемы их оку­паемости.

Материально-техническое обеспечение . Эта деятельность ох­ватывает операции по приобретению сырья и материалов, ма­шин и оборудования. Главной задачей на данном этапе является бесперебойное снабжение производства необходимыми ресурса­ми при минимальных затратах.

Производственную функцию . Производство предполагает превращение сырья, материалов и полуфабрикатов в готовый продукт. Управление производством связано с техническими в технологически ми аспектам и направлено на поиск такой комбинации факторов производства, которая при минималь­ных издержках производства позволила бы максимизировать прибыль.

Маркетингу предполагающий определение нужд потребите­лей . Маркетинг - система учета потребительских предпочтений и воздействия на потребителя, призванная обеспечить сбыт про­дукции на рынке. На данном этапе задачей предпринимателя становится выявление предпочтений потребителей, а зачастую и формирование новых.

Научно-исследовательскую деятельность , направленную на создание новых технологий, обновление системы управления, разработку и выпуск новой продукции. В век научно-техниче­ской, а затем и информационной революции научные открытия и их технологическое применение играют все более важную роль и во многом определяют положение предприятия на рынке, а следовательно, и величину предпринимательского дохода.

Связи с общественностью , подразумевающие управление от­ношениями между фирмой и общественными структурами (ор­ганами государственной власти, обществами потребителей, профсоюзами, средствами массовой информации).

37. Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός - длинный, большой , οἶκος - дом и Nόμος - закон ) - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом . Макроэкономическими проблемами можно назвать :

§ Экономический рост, экономические циклы : Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

§ Безработица : Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

§ Общий уровень цен : Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

§ Денежное обращение, уровень ставки процента : Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

§ Государственный бюджет : Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

§ Торговый баланс : Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Труд - это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный - ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный - это труд то­каря, продавца, врача, учителя - и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий "трудоспособный возраст" и "трудоспособное состояние" в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой - от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности. Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно по их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в стране дошкольного воспитания професси­онального образования и - всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день - это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда. Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя - время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом: недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот. Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это - его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект - убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала. В целом производительность определяется одновременно несколькими факторами: если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

В товарном хозяйстве труд одновременно является общественным и частным. Первая особенность труда связана с его специализацией и соответствующим разделением труда товаропроизводителей. Труд отдельных производителей предстает как часть общественного труда, создающего общественный продукт. Он является трудом для удовлетворения потребностей других людей, то есть трудом на общество.

При этом труд одного производителя оказывается связанным с трудом других, что характеризует обобществление труда. Благодаря обобществлению труда экономика превращается в единую общенациональную систему, именуемую в экономической теории народным хозяйством. Так что системность экономики, ее народнохозяйственный характер обеспечиваются обобществлением труда, обусловленным развитием товарного производства.

Вторая особенность труда заключается в том, что он выступает как труд обособленных, экономически самостоятельных товаропроизводителей, имеет частный характер.

В основе этого характера труда лежит частная собственность на капитал как фактор производства и на производимый товар. Она обусловливает то, что производство того или иного товара является частным делом владельца капитала как товаропроизводителя. Лишь рынок через покупку товара признает труд его производителя общественным - трудом на общество. Но произведенный товар могут не купить на рынке, что означает его непризнание обществом. В этом случае вложенный в него труд так и остается частным.

Следующая характерная особенность труда в товарном производстве заключается в его подчиненном положении по отношению к капиталу. Это обусловлено тем, что именно собственность на капитал как фактор производства определяет собственность на произведенный товар, и именно собственники товаров, включая деньги как товар-эквивалент, являются субъектами рынка. Отсутствие капитала обусловливает и отсутствие возможности выхода на рынок с произведенным товаром. В этом случае единственным товаром, который можно продать, становится способность человека к труду, то есть рабочая сила. Покупателем такого товара становится владелец капитала, достаточно крупного, чтобы привлекать для обеспечения его функционирования дополнительную рабочую силу.

Труд в системе социально-экономических отношений может быть свободным, либо наемным.

Свободным является труд собственников капитала, которые сами определяют условия труда, его напряженность и продолжительность. Товарный характер производства обусловливает такую особенность данного труда как его единство с предпринимательской деятельностью. Эта деятельность включает выбор вида товара, который нужно производить, организацию производства такого товара и его реализацию.

Подобное единство труда и предпринимательской деятельности характерно для мелкотоварного производства, именуемого простым товарным производством. Его представителями являются ремесленники, фермеры (крестьяне), торговцы.

При достаточно крупных размерах капитала необходимый для его использования труд может быть возложен на наемных работников, а за собственниками капитала остается чисто предпринимательская деятельность. Так возникает отделение труда работников от предпринимательской деятельности, отражающее отношения найма.

Наемный труд возникает при трех основных условиях.

Первое условие. Личная свобода работников как собственников своей рабочей силы, которая позволяет им распоряжаться ею по своему усмотрению, в том числе продавать на рынке труда. Такой возможностью не обладали в свое время ни рабы, ни крепостные крестьяне, так как не были лично свободны.

Второе условие. Лишение работников собственных средств производства в виде земли и капитала, а также средств существования. Так, в свое время развитию наемного труда способствовало освобождение крепостных крестьян без земли. Мы также знаем уже, что могут лишиться собственных средств производства и разорившиеся в результате действия закона стоимости мелкие товаропроизводители.

Третье условие. Сосредоточение крупного капитала как фактора производства в руках отдельных людей, именуемых капиталистами. Этот процесс получил название «первоначальное накопление капитала». В результате данного процесса появляются владельцы крупных капиталов, не способные обеспечить его функционирование собственным трудом без привлечения наемных работников.

В целом, отношения найма возникают при наличии, с одной стороны, массы людей, лишенных собственных средств производства и средств существования и обладающих лишь рабочей силой, потому вынужденных идти в наем, а с другой - крупных капиталов, требующих для своего функционирования значительных затрат труда. Сам характер данных отношений обусловливает подчиненное положение труда по отношению к капиталу - ведь именно владельцы капитала нанимают носителей труда, а не собственники рабочей силы нанимают капитал.

Рабочая сила как товар

Отношения найма предполагают сделку между работником и собственником капитала о предоставлении в распоряжение второго рабочей силы первого за определенную плату.

С точки зрения отношений собственности, рабочий, как владелец рабочей силы передает право ее использования, распоряжения и присвоения результатов ее использования владельцу капитала. По-существу, это не что иное, как сделка купли-продажи рабочей силы как товара.

Существование рабочей силы как товара предполагаетналичие у нее характерных всем товарам свойств: стоимость и потребительная стоимость.

Стоимость товара «рабочая сила» определяется вложенными в ее производство затратами:

    Затраты на необходимые рабочему и его семье средства существования.

    Затраты на образование рабочего, как общие, так и профессиональные.

    На восстановление способности к труду.

    Затрат на содержание детей рабочих.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» может себя проявить лишь в процессе ее потребления, то есть в процессе труда. Ее полезность оценивается покупателем – владельцем капитала. Для последнего эта полезность заключается в способности рабочей силы производить нужный товар. Однако, только этим ее полезность ограничиться не может. Ведь производство организуется владельцем капитала ради дохода, получаемого от продажи произведенных товаров. Причем такое производство для владельцев капитала приобретает экономический смысл, если стоимость произведенных товаров превышает стоимость затраченных факторов производства этих товаров, то есть получается дополнительная, или прибавочная стоимость.

Поскольку прибавочная стоимость - часть стоимости производимого товара, то она также создается трудом. Значит, рабочий, создавая стоимость товара, создает и прибавочную стоимость. В этой способности создавать прибавочную стоимость заключается главная полезность рабочей силы для владельцев капитала.

Ценой рабочей силы является заработная плата. Она предстает как денежное выражение стоимости рабочей силы.

Наемный труд применяется на сравнительно крупных предприятиях, которые в условиях товарно-денежных отношений имеют преимущества перед мелкими и средними предприятиями. С развитием товарного производства возрастает доля наемного труда. Это обуславливает социально-экономическую значимость отношений между владельцем капитала и наемными рабочими. Центральное место в этих отношениях занимают отношения, касающиеся производства и распределения стоимости производимых товаров, включая прибавочную стоимость.

Процесс труда как процесс производства стоимости и прибавочной стоимости

Процесс производства товара требует использования всех факторов производства. Использование наемного труда предполагает, что функцию организации производства выполняет владелец капитала непосредственно либо опосредованно черед передачу факторов в распоряжение специалистов по управлению – менеджеров.

При анализе процесса труда следует учитывать его двойственный характер. Одновременно он предстает как труд конкретный и как абстрактный.

Будучи конкретным, труд создает потребительную стоимость товара со всеми его физическими свойствами и качествами.

Одновременно труд является абстрактным, выступая в виде затрат энергии работника, его мускулов, нервов и т.п. как таковой он создает новую стоимость.

Труд наемного работника делится на две части. Одна создает стоимость, равную стоимости их рабочей силы, другая – прибавочную стоимость. Это означает деление труда не необходимый и прибавочный. На необходимое и прибавочное время делится и рабочий день. Результат необходимого труда достается рабочему в виде заработной платы, а прибавочного – владельцу капитала. Для владельца капитала особую ценность представляет способность рабочей силы создавать стоимость больше собственной на величину прибавочной стоимости.

Дополнительный доход можно рассматривать как дополнительную или избыточную прибавочная стоимость. Возможность получения избыточной прибавочной стоимости выступает в качестве стимулятора роста производительности труда рабочего.

Факторы — это главные причины и условия протекания производства. Вся суть производства состоит в использовании производственных факторов и создании с их помощью, на их основе экономического продукта. Так что — это движущая сила производства, составные части производственного потенциала.

В простейшем представлении совокупность производственных факторов сводят к триаде земля, труд, капитал , воплощающей участие природных и трудовых ресурсов, средств производства в создании продукта хозяйственной деятельности. В качестве четвертого фактора ряд авторов книг по экономике называют предпринимательство. Но и расширение количества производственных факторов с трех до четырех не исчерпывает их возможный перечень. Остановимся на анализе производственных факторов несколько подробнее.

Природный фактор отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны. Природная среда как фактор производства воплощает возможность вовлечения в производство определенных видов и объемов природных богатств, превращаемых в сырьевой материал, из которого изготовляется все многообразие материально-вещественных продуктов производства. Природа, включая не только Землю, но и Солнце, представляет энергетическую кладовую производства, которое, как известно, не способно функционировать без подпитки энергией. Природное окружение, Земля есть одновременно производственная площадка, на которой и в которой размещены средства производства, трудятся работники. Наконец, природа важна для производства как фактор не только ныне действующего, но и будущего производства.

При всей важности, значимости природного фактора применительно к производству он выступает в роли более пассивного, чем труд и капитал. Природные ресурсы, будучи в основном исходным сырьем, претерпевают превращение в материалы и далее в основные средства производства, выступающие в роли собственно активных, созидающих факторов. Поэтому в ряде факторных моделей природный фактор как таковой зачастую не фигурирует в явной форме, что нисколько не уменьшает его значимости для производства.

Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников. Соединение труда с остальными факторами производства инициирует производственный процесс как таковой. При этом в факторе «труд» воплощено все многообразие видов и форм трудовой деятельности, направляющей производство, сопровождающей его и представляющей его в виде непосредственного участия в преобразовании вещества, энергии, информации. Так что все участники, прямо или косвенно задействованные в производстве, вносят в него свой труд, а от этого общего труда зависят и ход производства, и его конечный результат.

Хотя фактором производства является собственно труд, учитывая выраженную ресурсную природу экономических факторов производства, довольно часто в виде производственного фактора рассматривают не сам труд как затраты физической и умственной энергии человека или рабочего времени, а трудовые ресурсы , численность занятых в производстве либо трудоспособное население. Такой подход часто используется в макроэкономических факторных моделях. Важно также знать и понимать, что трудовой фактор производственной деятельности проявляется не только в количестве работников и затратах труда, но и в не меньшей степени — в качестве и эффективности их труда, в трудовой отдаче. В реальных расчетах учитывается не только затраченный труд, но и его производительность.

Фактор « » представляет задействованные в производстве и непосредственно участвующие в нем средства производства. Трудовой фактор в виде трудовых ресурсов, рабочей силы участвует в производстве лишь одной стороной своего существования, так называемым живым трудом. При этом труд для человека есть скорее одно из условий, а не цель, предназначение, образ его существования. Что же касается средств производства, то они именно для производства созданы, предназначены и целиком отдают себя производству. В этом смысле капитал как фактор производства стоит даже выше трудового фактора.

Капитал как производственный фактор может выступать в разных видах, формах и по-разному же измеряться. Уже отмечалось, что в производственном капитале олицетворяются и физический , и превращающийся в него денежный капитал . Физический капитал представлен в виде основного капитала (основных средств производства), но правомерно присоединять к нему и оборотный капитал (оборотные средства), который также играет роль фактора производства как важнейший материальный ресурс и источник производственной деятельности (отдельные авторы не относят материалы к капиталу и рассматривают их как самостоятельный фактор). При рассмотрении долговременных, будущих факторов производства в качестве таковых часто рассматривают капиталовложения, инвестиции в производство. Такой подход правомерен, так как в долговременном периоде денежные и иные вложения в производство превращаются в производственные факторы.

Четвертый фактор производства отражает воздействие предпринимательской активности на результаты производственной деятельности. Предпринимательская инициатива сказывается благоприятным образом на итогах производственной деятельности. Вместе с тем количественно установить, измерить эффект воздействия этого фактора довольно трудно. Сам фактор, именуемый предпринимательством или предпринимательской активностью, не обладает в отличие от труда и капитала общепринятыми количественными измерителями. Уже поэтому судить о воздействии этого фактора на объем или другие результаты производства приходится скорее в качественном, чем в количественном плане. Предпринимательская инициатива повышает отдачу трудового фактора в производстве.

Назовем еще один значимый производственный фактор. Обобщенно его именуют научно-техническим уровнем производства . По своей экономической сущности научно-технический (технико-технологический) уровень выражает степень технического и технологического совершенства производства. В последующем разделе настоящей главы об этом факторе сказано более подробно. Высокий научно-технический уровень производства приводит к повышению отдачи трудового фактора (производительности труда) и капитала (основных средств), т.е. проявляется через другие факторы. Одновременно научно-технический уровень производства представляет и самостоятельно действующий фактор. Способствуя повышению технического уровня и качества производимой продукции, технико-технологический прогресс позволяет увеличить спрос на нее, а это приводит к росту цен и объема продаж, стоимости реализуемого продукта производства. Так что научный, технический, технологический прогресс, поднимая технический уровень производства, создаст в его лице еще один значимый производственный фактор.

Как упоминалось выше, в составе факторов могут быть выделены как самостоятельные, рассматриваемые отдельно от капитала (основных средств) материалы , используемые в производстве.

Производственная функция и её факторы

Теория факторов производства опирается в определенной степени на использование математического, модельного аппарата, каковым являются факторные модели в виде математической зависимости, связывающей величину получаемого результата производства со значениями производственных факторов, обусловивших этот результат. Наиболее распространенным видом таких факторных моделей стали так называемые . Типичным видом такой функции является зависимость, формула, связывающая максимальный выпуск продукции (объем производства) Q с факторами, от которых зависит этот выпуск. В общем виде производственная функция может быть представлена в следующей записи:

Q = Q(L, К, М, Т...),

где L , К, М, Т... - факторы производства: труд, капитал, материалы, технический уровень и др.

Производственные функции могут быть использованы в макроэкономике, где они отражают зависимость совокупного объема производства в денежном выражении от общих, интегральных значений факторов производства, исчисленных для экономики в целом. В то же время производственные функции применимы к отдельным отраслям, видам производства и даже к производству в масштабе предприятия. Если производственная функция применяется в микроэкономике, то она обычно отражает связь между объемом производимой продукции (его максимальным значением) и величинами, используемых в производстве факторов.

Широко известна производственная функция Кобба-Дугласа, представляющая распространенную экономическую модель. Эта функция имеет вид

Q = a L α К β ,

  • Q - объем выпускаемой продукции за определенный период, например годовой выпуск;
  • а — постоянный коэффициент;
  • L - фактор труда, объемный показатель величины трудовых ресурсов;
  • К - величина используемого капитала (стоимость основных средств или объем вложений капитала в производство);
  • α,β — показатели степени, удовлетворяющие соотношению α + β= 1.

Приведенная производственная функция представляет двухфакторную модель, в которой на объем производства влияют только переменные труд и капитал. Желаемый объем производства Q можно получить при различных сочетаниях факторов L и K , что видно на рис. 1, где изображены кривые,характеризующие комбинации значений переменных факторов, обеспечивающих получение заданного объема выпуска продукции.

Рис. 1. Объемы выпуска продукции при разных значениях факторов производства

Так, например, достичь объема производства Q = Q 0 можно при сочетаниях факторов L 1 и K 1 , L 2 и К 2 , L 3 и К 3 , и т.д. Если же необходимо увеличить объемы выпуска до значений (Q = Q 1 , или Q = Q 2 то при заданных коэффициенте а и показателях α и β в производственной функции придется наращивать значения факторов L и K и находить другие их сочетания, соответствующие, например, положению точки А на кривойQ = Q 1 , или точки В на кривой Q = Q 2 .

Кривые, точки которых соответствуют сочетаниям производственных факторов, обеспечивающих выпуск одного и того же объема продукции, называют . Так что на рис. 1 изображены три изокванты.

Производственные функции входят в арсенал экономико-математического аппарата микро- и макроэкономики, используемого преимущественно в теоретических исследованиях, но они имеют и практическое применение.

Введение……………………………………………… ……………………..3

    Место труда в системе факторов производства: классическая, марксистская, маржиналистская теории и теория постиндустриального общества …………………………………….…..4
    Характеристика труда как фактора производства…………….……….9
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства.9
      Содержательные характеристики труда как фактора производства……………………………………………… ……..….14
    Заключение……………………………...……………… ………………….21
    Литература…………………………………………………… …………….22
    ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из актуальных объектов исследований экономической теории является труд. Обусловлено это несколькими причинами.
Экономическая теория по своей сути является наукой изучающей использование людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (частью которых является труд), для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
Труд является центральным элементом общественного производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики. Он, наряду с такими факторами, как природа, капитал и предпринимательство, участвует в формировании цены товаров и услуг в экономике в целом, и, в частности, оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Так как труд по своим характеристикам многоаспектен, это подразумевает необходимость его исследования различными науками с различных сторон: экономических закономерностей построения и осуществления трудовых процессов, факторов и условия их эффективности, экономических отношений людей, возникающих по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке – на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.д.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы данного исследования, посвященного труду как фактору производства.
    МЕСТО ТРУДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: КЛАССИЧЕСКАЯ, МАРКСИСТСКАЯ, МАРЖИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИИ И ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство – «процесс изготовления материальных благ» 1 . Производя продукт, человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. То есть, другими словами, производство – это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.
Основополагающим вопросом при анализе сущности производства является вопрос о том, какие факторы участвуют в изготовлении благ.
В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта, очень много. Причем для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Поэтому возникает потребность их классифицировать, объединить в большие группы.
Существуют различные подходы в выделении факторов и их классификации в отдельные группы.
Классическая школа, одним из основателей которой является французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832), выдвинувшего в труде «Трактат политической экономии» (1803) теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы:
    труд,
    земля,
    капитал.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы - совокупности физических, интеллектуальных и духовных способностей человека. То есть, труд здесь рассматривается как процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.
Вторым фактором производства является земля.
Термин «земля» употребляется в широком смысле слова как совокупность природно-климатических условий производственной деятельности. Она охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Как подчеркивал английский экономист В. Петти, «труд - отец богатства, земля – его мать» 2 .
Следующий фактор производства – капитал. Наиболее употребляемым определением капитала в современной науке принято следующее:
«Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг и приносящие прибыль» 3 .
Указанные факторы, согласно классической теории, соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что
заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что
мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование.

В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе:
    вещественные факторы (совокупность средств производства),
    личный фактор (рабочая сила).
Личный и вещественный факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. При этом технология выражает взаимодействие между главными факторами производства. Она предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда.
Для марксизма это деление принципиально важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.
Современной переработкой марксистской теории о факторах производства, является система факторов, рассматривающая их натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу (см. рис. 1) 4:
    первый фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.
    второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага.
В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Ставное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (здания, дороги и т. д.).
    третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которому не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Рисунок 1
Внутренняя структура факторов производства 5

Иногда в данную систему также добавляется как фактор производства научно-технический прогресс. Обуславливается это тем, что в условиях НТР наука не просто сосуществует с традиционными факторами производства: она в корне преобразует их.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов:
    земля (природные богатства, залежи ископаемых, пахотные земли, леса и т.д.) – естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности,
    труд – интеллектуальная и физическая деятельность, направленная на изготовление благ и оказание услуг,
    капитал (инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д.) – совокупность благ, используемых в производстве товаров и услуг
    предпринимательская деятельность - фактор производства, предполагающий использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.
В экономической теории постиндустриального общества также системообразующими остаются три фактора – труд, земля, капитал, но также выделяют дополнительно информационный и экологический факторы.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов в различных комбинациях, которые могут меняться в своей величине все вместе или в отдельности, что обуславливает появление исследований, посвященных поиску их оптимального сочетания и соотношения.
Подводя итоги данного краткого анализа системы факторов, где составляющим элементом является труд, необходимо отметить еще несколько положений, прямо вытекающих из вышеизложенного
Техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции определяется экономической теорией как производственная функция.
При добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название «возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства».
    ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства
Труд является основой жизнедеятельности человеческого общества. Он опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Анализ исследований по экономической теории показывает, что при рассмотрении труда каждый исследователь создает свое определение труда. Некоторые из них уже были приведены выше, но приведем еще несколько:
«Труд представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Именно труд выступает решающим источником богатства и благосостояния любой нации» 6 .
«Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы» 7 .
Исходя из данных определений, а также других, можно сделать вывод, что труду человека присущи следующие специфические черты:
    целенаправленность. Любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком. Прежде чем приступить к работе, даже самый неграмотный исполнитель мысленно представляет готовый результат своего труда, т. е. всегда работает по плану – намеченной последовательности своих действий. Этим и отличается труд человека от инстинктивной деятельности животного. Именно действие по цели, сама специфика цели определяет способ и характер труда;
    общественность. Это означает, что, даже трудясь в одиночку используются не только некоторые инструменты и орудия, сделанные другими членами общества, но и, главное, накопленный человечеством производственный опыт, технологии и знания.
    созидательность или результативность - его конечная цель предполагает производство благ или получение определенных результатов, в качестве которых выделяют: а) экономические блага; б) физиологическое и умственное развитие человека; в) накопление знаний и опыта; г) условия жизни человека.
    способность создавать орудия труда,
    затратность – в процессе труда осуществляются затраты человеческой энергии, мускулов, интеллекта. Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками. Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс. В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.
Как фактор производства, труд также может анализироваться через количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть «напряженностью труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени» 8 .
Интенсивность труда тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении последнего интенсивность труда может падать. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени. В условиях комплексной автоматизации и механизации производства снижается расход физической энергии работника, зато повышаются затраты умственной и нервной энергии
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.
К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в Украине к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.
К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.
Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.
Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.
Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и наоборот.
Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов к его затратам в единицу времени характеризует производительность труда или производительность труда. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на:
    субъективные,
    объективные.
К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный. Другим фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.
К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства.
При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.
Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности, определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда, а во втором - о производительной силе земли или капитала. Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.
Таким образом, в процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою рабочую силу, т.е. способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. То есть можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.
      Содержательные характеристики труда как фактора производства
При анализе содержания труда необходимо обращать внимание не только на сам труд, но и на те экономические условия, в которых происходит соединение рабочей силы и капитала, на доминирующие экономические интересы участников производства, а также на то, кто и в каких пропорциях присваивает результаты самого труда. Все это означает, что необходимо исследовать характер труда.
Характер труда обнаруживается через способ включения человека в трудовой процесс, т. е. через экономический метод соединения рабочей силы и средств производства.
С учетом характера труда выделяются три основных социальных типа труда:
    труд свободный;
    труд наемный;
    труд принудительный (или подневольный).
Для свободного труда присущ «домашний», или добровольный, характер. Это труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание, самоорганизацию трудового процесса. Во многих случаях домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности. Имеет воспитательный характер, когда посильное участие в труде вместе со взрослыми принимают и дети.
Свободный характер труда присущ для предпринимателя, а также для фермера и в других случаях, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.
Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором или контрактом. Это труд за конкретное денежное вознаграждение. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучатель. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.
Чтобы вступить в отношения найма, работник должен быть 9:
    лично свободным. Именно поэтому он имеет возможность продавать свою способность к труду, договариваться о размере предстоящего вознаграждения и о продолжительности самого труда;
    вынужден продавать свою способность к труду, потому что лишен других источников существования, то есть он не имеет собственных средств производства. При отсутствии таковых единственным способом добыть средства существования становится продажа собственной рабочей силы, причем не навсегда, что превратило бы его в раба, а повременно.
Начиная с первой промышленной революции в Англии, знаменовавшей начало перехода от феодализма к капитализму, и по настоящее время во всем мире преобладает наемная форма труда.
Что касается принудительного труда, то такой труд исторически выступал, например, в виде рабского труда, подневольного труда зависимого крестьянина и т. д.
Длительный период времени в экономической литературе был дискуссионным вопрос о том, что все же является фактором производства - труд или рабочая сила.
Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда.
Все свои способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Если считать, что объектом интереса со стороны предпринимателя выступают именно способности работника к труду (физические, умственные, духовные, то в этом случае фактором производства выступает рабочая сила. Если считать, что работодателя (хозяина) и работополучателя (наемного работника) в первую очередь интересует продолжительность рабочего времени, то при таком подходе фактором производства признается труд как процесс.
Станок делают на заводе и потом уже не переделывают. В формировании земли как фактора производства участвует природа. Иное дело обстоит с рабочей силой. Рабочая сила выступает как непрерывно формирующийся фактор производства.
Дело в том, что объем предложения рабочей силы находится под прямым воздействием социально-экономических условий. Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Чтобы быть вовлеченной в процесс производства, рабочая сила должна пользоваться спросом со стороны предпринимателей.
Совокупная рабочая сила. На предприятии обычно трудится много людей. В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Со средствами производства соединяется м совокупная рабочая сила. Результаты такого соединения непосредственно зависят от качества вовлекаемой в производство рабочей силы, т. е. от человеческого капитала и предприимчивости.

Наконец, рассматривая содержательные характеристики труда, необходимо обратить внимание на проблемы, тесно связанные с данным фактором – стоимость рабочей силы и заработная плата.
В свое время, марксизм исходил из факта продажи рабочей силы, тогда как большинство иных теорий полагают, что рабочий продает свой труд.
Рассмотрим аргументы Маркса. Труд не может быть товаром, поскольку до процесса производства он еще не существует. Процесс труда начинается уже после совершения договора о найме рабочей силы. Далее, труд не может иметь стоимости, поскольку стоимость сама определяется затратами труда (нельзя определять одно понятие через другое и наоборот, получается тавтология). Наконец, Маркс использует доказательство от обратного. Предположим, что труд может быть товаром. Если он продается по стоимости и рабочий получает полный эквивалент своего труда, то исчезает смысл найма работника предпринимателем, исчезает прибыль. Если же полагать, что труд оплачивается ниже стоимости (чтобы была прибыль у предпринимателя), то это нарушает закон стоимости, закон эквивалентности рыночного обмена.
Обосновав, что продается не труд, а способность к труду, К.Маркс дает характеристику рабочей силы как товара. Рабочая сила имеет определенную стоимость и потребительную стоимость (полезность).
Стоимость рабочей силы определяется общественно необходимым временем на воспроизводство рабочей силы, то есть, произвести все те жизненные блага, товары и услуги, которые требуются работнику и его семье для поддержания своей жизнедеятельности и способности к труду в нормальном и даже повышающемся качестве. Таким образом, стоимость рабочей силы определяется как стоимость жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства.
и т.д.................

Лучшие статьи по теме