Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Кафе на колесах. Как открыть мобильное кафе

Ресторан на колёсах или передвижное кафе - относительно новая для российских условий . Заведения этого типа постепенно занимают свою определённую нишу среди ресторанов и кафе и становятся популярными у населения. В предложенном материале подробно изложены все нюансы открытия подобной закусочной.

Особенности открытия бизнеса

У ресторана на колёсах есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать как при планировании предприятия, так и в процессе хозяйственной деятельности. При правильной расстановке хозяйственных акцентов он может приносить неплохую прибыль и представлять серьёзную конкуренцию для стационарных заведений общественного питания.

Среди основных задач, которые возникают при открытии ресторана на колёсах, условно можно выделить несколько важных моментов, что подробно освещены ниже.

Состав посетителей

Уже на стадии проектирования такого специфического бизнеса, как мобильный ресторан, необходимо чётко представлять, кто будет его посетителями. В зависимости от ориентирования на определённые категории клиентов выстраивается концепция будущей деятельности передвижной закусочной.


При оформлении ресторана необходимо учитывать, кто будет его посетителями

Если рассчитывать на молодых людей, студентов и школьников старших классов, то нужно, к примеру, предусмотреть демократичные цены, молодёжную современную кухню с множеством бодрящих тонизирующих напитков. Целесообразно оформить в соответствии с молодёжными вкусами ― с модной музыкой, молодёжными развлекательными программами по телевизору.

Если же ресторан ориентирован на туристов, как это предпочитают делать в западноевропейских странах, необходимо иметь более изысканную и высококалорийную кухню, а также предусмотреть наличие гида, рассказывающего о достопримечательностях, мимо которых проезжает кафе на колёсах.

Маршруты передвижения

Кафе на колёсах являются одним из важнейших факторов успешности такого рода бизнеса. Поэтому схемы передвижения по крупному городу, на природу или по какому-либо туристическому маршруту необходимо очень тщательно проработать.

Туристические маршруты зависят от тематики, продолжительности, времени года и других факторов. Необходимо учитывать , состояние дорог, возможности остановок. Целесообразно предусмотреть осмотр исторических достопримечательностей, проезд мимо красивых природных ландшафтов, выезд в живописное место для проведения корпоративов и так далее.

Кухня

Не менее важным вопросом при обслуживании клиентов в мобильных ресторанах или кафе на колёсах является состав меню.

Когда основными посетителями передвижного заведения являются молодые люди, то рекомендуется исключать из кухни крепкие алкогольные напитки. В основном меню лучше ориентироваться на блюда, которые не разливаются при тряске или поворотах и легко разогреваются без потери вкусовых качеств. Для передвижного питания лучше всего подходят горячие выпечки, бутерброды, различные кондитерские изделия.

При этом необходимо сделать так, чтобы в меню постоянно присутствовало какое-нибудь фирменное блюдо, которое подавалось только в этом заведении и было бы визитной карточкой ресторана.

Передвижной ресторан работает более успешно, если имеет дополнительную собственную стационарную кухню. Чаще всего передвижные кафе являются дополнительной торговой точкой для уже существующих ресторанов. Этот вариант позволяет приготовить наиболее подходящие к специфике блюда. Кроме того, на стационарной кухне можно быстро приготовить большое количество блюд для большой вечеринки.

В случае отсутствия классического заведения с оборудованной кухней, рекомендуется иметь постоянного поставщика, который бы обеспечивал подвижный ресторан вкусной пищей в нужных количествах.

Кроме специального рациона блюд, необходимо иметь в виду, что посуда для передвижного ресторана должна быть небьющейся. Лучше всего подходит одноразовая посуда. Удобно, когда она имеет специальные крышки, препятствующие проливанию.

Оборудование

Основной для передвижного ресторана является транспортное средство, на котором устанавливается . Для этого необходимо перестроить автобус. Имеется, конечно, более экзотический вариант, который заключается в покупке франшизы. Например, у известной западной фирмы TheBus. Но этот вариант окажется ловушкой, когда выйдет из строя какая-либо деталь фирменного двухэтажного автобуса или закончится срок франшизы, а продать автобус будет невозможно.

Поэтому лучшим выбором будет переоборудование какого-либо отечественного автобуса.

Для этого необходимо смонтировать в транспортном средстве кондиционер с преобразователем напряжения на 220 вольт, а также холодильник и кофеварку. Не помешает покрытие кузова автобуса специальным звукоизолирующим покрытием. Кроме этого, нельзя обойтись без качественной аудиосистемы с достаточно мощными усилителями звука и, конечно, без широкоэкранного телевизора. Не забудьте установить и удобные столики.

Персонал

Команда ресторана на колёсах обычно состоит из трёх ― четырёх человек. Она включает администратора, бармена, официанта и водителя. Администратор может совмещать свои обязанности с работой бармена, а идеальный администратор одновременно должен обладать знаниями хорошего экскурсовода и навыками тамады. Особое внимание при подборе персонала необходимо обратить на кандидатуру водителя, который, кроме профессиональных навыков, должен отлично знать план города и его окрестностей.

Финансовые затраты

Неразрывными составными частями финансовой стороны мобильного ресторанного бизнеса являются:

  • первоначальные затраты;
  • текущие затраты;
  • планируемые доходы.

Первоначальные затраты включают стоимость автобуса, стоимость оборудования и расходы по созданию необходимого экстерьера и интерьера. Примерные затраты на мобильный ресторан составляют около 3 млн рублей, куда включается стоимость автобуса - 2,8 млн рублей, стоимость установки оборудования - 120 тыс. рублей, дизайн интерьера помещения - 100 тыс. рублей.

Текущие расходы состоят из стоимости топлива, технического обслуживания автобуса и оборудования, а также зарплаты персонала. Если принять величину ежедневного среднего пробега ресторана на колёсах в 100 км, расход бензина в 30 литров на 100 км при стоимости 35 рублей за литр, то стоимость топлива в месяц составит около 31,5 тыс. руб.

Исходя из отечественного опыта подобного бизнеса, ежемесячные расходы на техническое обслуживание ресторана на колёсах составляют приблизительно 15 тыс. рублей, а расходы на зарплату - 60 тыс. рублей.

Таким образом, можно принять сумму общих ежемесячных расходов в размере 100–110 тыс. рублей.

Вышеуказанные расходы по созданию и ведению ресторанного бизнеса на колёсах окупятся в течение двух лет, если в течение этого срока закусочная будет давать не менее 125–150 тыс. рублей чистого дохода. Расчёты показывают, что такая прибыль вполне достижима. Для этого необходимо, чтобы кафе обслуживало не менее 120 посетителей ежедневно, а средний чек при наценке 50% составлял приблизительно 100 рублей.


Ресторан выйдет на самоокупаемость при соблюдении среднего чека и количества посетителей

Несмотря на кажущуюся экзотичность, мобильный ресторан - вполне рентабельный бизнес. А с учётом того, что подобная форма предпринимательства в России ещё не сильно распространена - у любого предпринимателя есть шанс занять свободную нишу.

Если у вас есть собственный опыт открытия ресторана на колёсах, вы можете рассказать о нём в комментариях к этой статье.

Мобильные кафе - перспективный вид бизнеса. Несмотря на обилие передвижных точек, этот сегмент рынка еще не заполнен и с годами будет только расширяться. Если вы учтете все тонкости этого дела и найдете собственные фишки, успех будет гарантирован.

Развитие рынка мобильных кафе в России происходит стремительными темпами. В данное время русского потребителя обслуживает больше 30 000 кафе на колесах. И это весьма приблизительная цифра.

Эксперты сходятся во мнении, что данная ниша бизнеса будет постоянно расширяться. Это довольно интересный тип предпринимательской деятельности, и в данной статье мы расскажем об основных его нюансах. После развала СССР как-то незаметно пропали многочисленные закусочные, пельменные и блинные.

Это освободило большую нишу для мобильных кафе. Передвижное кафе – это, в первую очередь, прицеп, оснащенный всем необходимым для приготовления пищи.

Раньше такие фургоны закупались за рубежом и стоили весьма внушительно – до 25 000$. Сегодня цена на них упала более чем в два раза, и на российском рынке такой фургон стоит около 9 000$. На территории России несколько фирм являются ведущими в производстве фургонов для мобильных кафе.

Это, во-первых, знаменитая компания «Тонар», изготавливающая более 10 лет разные модели прицепов. «Тонаром» стали называть любой прицеп, независимо от его производителя, часто даже не думая, что это имя собственное. Это название даже стали употреблять в постановлениях руководства различных городов и областей, касающихся данного вида торговли.

Но, к сожалению, модели фирмы «Тонар» не подходят напрямую для открытия кафе , так как требуют довольно существенного дополнительного дооснащения. Их основное достоинство – низкая цена – 3-4 тысячи долларов.

Еще одно предприятие, выпускающее аналогичную продукцию – «МАЗ-Купава». Имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей этого производителя могут без дополнительной доработки использоваться для торговли продуктами гриль и шаурмой.

Стоимость такого прицепа колеблется в пределах 5-6 тысяч долларов. Еще один лидер в производстве данной продукции – компания «Автохолод». Она выпускает больше 70-ти моделей передвижных кафе на базе прицепа «МАЗ-Купава». Продукция от «Автохолода» обойдется в 5-12 тысяч долларов.

Оснащает любые прицепы оборудованием для мобильного кафе русская компания «Деловая Русь». В среднем, стоимость оснащенного всем необходимым для работы мобильного кафе составляет примерно 10 тысяч долларов. Примерно 5 тысяч стоит простейшая модель, оснащенная только для приготовления кур гриль и шаурмы.

Кстати, именно такие кафе быстрее всего окупаются – их продукция относительно дешевая, и покупается охотно. Основные покупатели – низшая прослойка среднего класса, самая многочисленная в России.

По оценке специалистов, срок годности прицепа при интенсивной эксплуатации – 5 -6 лет. Это нужно учесть бизнесменам, которые не планируют бросать это дело через пять лет. Выбор пищи, которой может торговать мобильное кафе, ничем не ограничен.

Прицеп без проблем оснастят оборудованием для выпечки, барбекю, шашлыка, приготовления блинов, картошки, пирожков. Предпринимателю останется только позаботиться о технологичности продукции и полуфабрикатах. Итак, на продукцию ограничений нет.

Но есть целый ряд трудностей и нюансов, с которыми необходимо считаться. В первую очередь, передвижное кафе – бизнес большого города. Если население города не превышает 100-200 тысяч, то открывать такое заведение практически бесперспективно. В таких городах у людей другой менталитет – им проще и дешевле сходить пообедать домой.

На более-менее приличный доход можно рассчитывать только в случае больших праздников и в местах большого скопления народа. Второе – это производственная база и наличие полуфабрикатов. В случае с шаурмой и курами гриль все просто – покупается полуфабрикат и готовится на гриле.

А более сложная в приготовлении продукция – блины, пирожки, или картошка с начинкой уже требуют присутствия собственной производственной базы. В этом случае расходы окупятся только при наличии сети из пяти кафе как минимум.

Третий, самый злободневный пункт – это отношение к данному виду бизнеса властей. Руководство практически любого города относится к мобильным кафе как неизбежному злу, которое надо перетерпеть до лучших времен, когда появятся стационарные места общественного питания. Такое отношение к передвижным кафе присутствует даже в столице.

И это несмотря на то что, сами власти привлекают кафе к организации больших праздников – 9 Мая, Дня Города, Нового Года, и.т.д. Из-за отсутствия нормативов деятельности для передвижных кафе чиновники сами определяют политику относительно данного вида бизнеса.

Отсюда совершенно разная ситуация не только в разных городах, а даже в столичных округах. Для Москвы разработано около 30-ти постановлений относительно деятельности мобильных фаст-фудов, в ряде случаев противоречащих друг другу.

По этой причине этого в столице часто вспыхивают скандалы, связанные с мобильными точками питания. К примеру, в Северном округе столицы префект, ссылаясь на определенное постановление, потребовал вывозить прицепы на ночь. Если бы продавцы выполнили требование, это привело бы к большим дополнительным расходам с их стороны. Все «Тонары» подключены к электросети. При перемещении их надо было бы отключать.

Продукты в холодильниках могли испортиться, владельцам пришлось бы нанимать шоферов. Кроме того, отбуксированные прицепы надо еще где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, «кто в доме хозяин». По мнению специалистов, развитию сетей быстрого питания на колесах больше всего мешает отсутствие конкретной законодательной базы. Особенно это касается вопроса о земле.

В Москве, например, владельцы мобильных кафе платят не арендную плату, а плату за использование земли на основе декларации Москомзема. Данное разрешение действительно до трех месяцев.

По его истечении запросто могут или отказать в продлении или передвинуть куда-нибудь точку. Из-за такой неопределенности владельцы и экономят на дополнительных вложениях в бизнес. Данным видом бизнеса почти невозможно заинтересовать банки, так как отсутствуют долгосрочные гарантии.

А отношение федеральных властей вообще достойно отдельной главы. К примеру, на данный момент приняты общероссийские санитарные нормы. Исходя из их требований, передвижные кафе должны быть подключены к системам городской канализации. Исключений нет. В некоторых городах России данный вид бизнеса уже запретили, ссылаясь именно на эти нормы.

Хорошая проходимость – залог успеха

Пока данный бизнес получил наибольшее распространение только в Москве. В столице работает около 3 000 передвижных кафе. И ни о какой конкуренции речь пока не идет.

Рентабельность этого бизнеса пока очень высока. Первые вложения в этот бизнес не превышают 15 тысяч долларов (на организацию одной точки). Сюда включены затраты на приобретение прицепа, его оснащение, покупка посуды и полуфабрикатов.

Срок окупаемости кафе – около 8-ми месяцев. Все зависит от места его расположения в городе. Кроме Москвы, есть города, в которых мобильные кафе чувствуют себя практически не хуже. Это Екатеринбург, Сочи, Нижний Новгород, Краснодар. Хоть в этих городах доход населения несколько ниже столичного, это компенсируется огромным интересом к передвижным кафе.

Так что в некоторых регионах этот бизнес развивается достаточно бурно. По словам представителя «Автохолода», предприниматели из данных городов постоянно возвращаются для покупки и оснащения новых прицепов.

С точки зрения профессионалов, каждую мобильную точку характеризует всего два показателя – средний размер чека и проходимость (количество покупателей в день). Кафе, расположенное в не очень хорошем месте, может обслужить в день до 60-ти покупателей. Средний размер чека в таком случае может быть 25-30 рублей.

Точка, расположенная в прибыльном месте, обслуживает в среднем 200-300 клиентов (при максимальной пропускной способности в 500). Средняя стоимость чека в любом случае не превышает 150 рублей, таково ограничение платежеспособности россиян.

Важную роль в работе передвижных точек быстрого питания играет сезонность. Например, «глухие» месяцы – январь и февраль. А в морозные дни выручка может упасть до нуля. Резкое повышение интереса к мобильным кафе происходит обычно между теплым и холодным сезоном – ранней весной и поздней осенью.

Бизнес этот очень интересен — и наше издание расскажет вам, как им заняться.

Основа бизнеса — прицеп

В начале 90-х годов в российских городах незаметно исчезли многочисленные когда-то блинные, пельменные и закусочные. Но именно тогда появилась новая рыночная ниша для кафе на колесах, остававшаяся до кризиса 1998 года практически незанятой. В Москву в 1994 году пришла фирма «Маркон — Сити», владеющая сетью быстрого питания Steff, которая продавала жителям столицы фирменные хот-доги — до кризиса у нее практически не было конкурентов. Steff и по сей день остается самой крупной российской сетью, в ее состав входит 115 мобильных кафе. По мнению Евгения Кобзаря, возглавляющего Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания, именно на примере этой сети-первооткрывательницы учились последователи, число которых все увеличивается.

Кстати, в этом году известная сеть «Крошка-картошка» обогнала Steff по оборотам.

Основа любого передвижного кафе — прицеп, оснащенный необходимыми аппаратами для приготовления пищи. Например, фургоны, привозимые Steff из-за рубежа, обходились ей в 25 тысяч долларов. С тех пор цена заметно упала: полный аналог того прицепа сейчас на российском рынке стоит 9 тысяч долларов. В России есть несколько ведущих фирм, которые поставляют такую продукцию. Во-первых, это легендарная орехово-зуевская компания «Тонар», которая вот уже 10 лет изготавливает различные модели прицепов. Легендарная она потому, что «Тонарами» зачастую зовут вообще любые прицепы, предназначенные для торговли, не подозревая, что это имя собственное. Название проникло даже в постановления властей различных городов, посвященные вопросам мелкорозничной торговли. К сожалению, ни одна модель «Тонара» не подходит напрямую для открытия мобильного кафе — прицепы фирмы требуют серьезного дооснащения. Зато эти прицепы — самые дешевые; стоят они 3-4 тысячи долларов. Второе предприятие — это белорусский завод «МАЗ-Купава», который имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей «Купавы» уже могут без доработки использоваться для торговли простейшими продуктами — такими, как, например, гриль и шаурма. Обойдется подобное кафе на колесах в пять-шесть тысяч долларов.

Еще один лидер в изготовлении прицепов для мобильных кафе, на котором можно завершить обзор этого рынка, — компания «Автохолод». Она делает около 70 разных модификаций кафе на базе прицепов «Купавы». Стоит продукция «Автохолода» от 5 до 12 тысяч долларов. А оснащением любых прицепов оборудованием для приготовления пищи занимается компания «Деловая Русь» .

Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст-фуда составляет 10 тысяч долларов — по крайней мере, по такой залоговой стоимости прицепы предоставляются для открытия кафе по франчайзингу. На ваше средство производства вам придется отложить как минимум 5 тысяч долларов. Столько стоят простейшие модели, оснащенные только грилем, которые чаще всего используются для изготовления кур-гриль. По мнению Владимира Сорокина, владеющего тремя прицепами для торговли курами-гриль, именно эти кафе быстрее всего окупаются — и по причине дешевизны, и из-за популярности среди представителей низшей прослойки среднего класса, самой многочисленной, по крайней мере, в столице, категории покупателей.

Специалисты считают, что срок годности прицепа — 5-6 лет: именно через такое время интенсивная эксплуатация приводит к изнашиванию. Это свойство надо учитывать предпринимателям, по крайней мере тем, кто не планирует оставлять этот бизнес через пятилетку.

Ограничений на то, чем может торговать мобильное кафе, сейчас практически нет — прицеп без проблем оснастят всем необходимым для изготовления выпечки, пиццы, барбекю, блинов, картошки, пончиков, разнообразных национальных блюд. Получить представление о потенциальном разнообразии продукции можно, познакомившись с ассортиментом вышеупомянутой «Деловой Руси». Дело только в вашей фантазии. Правда, ни в коем случае нельзя упускать из виду и более прозаические основы успешности вашего будущего бизнеса, вроде технологичности продукции и возможности постоянно иметь под рукой полуфабрикаты.

Ограничений на продукцию нет, зато есть ограничения другого рода. О них нам рассказал Евгений Кобзарь, который является к тому же руководителем «Автохолода» — собственника сети прицепов «Пирожки из печи». Во-первых, мобильные кафе — это бизнес больших городов. В городе с населением 200 тысяч жителей, где у людей другой менталитет и где они могут запросто ходить обедать домой с работы, открывать кафе на колесах — занятие малоперспективное. В таких городах кафе могут приносить доход только в местах массового отдыха да на городских праздниках и, как правило, летом. Во-вторых, массовое распространение кафе, продающих кур-гриль, шаурму (или, по-питерски, шаверму) и хотдоги, имеет вполне прозаическое объяснение. Полуфабрикаты для изготовления описанной продукции можно легко приобрести и нет необходимости держать отдельную заготовительную базу. Более сложная продукция, вроде картошки с начинкой или блинов, требует организации своей производственной базы, которая будет окупаться только в случае открытия сети из 5-6 передвижных кафе.

Закон для фаст-фуда не писан

Третью проблему, самую большую, можно описать двумя словами — отношение властей. То, что для получения разрешения на право торговли нужно пройти 15 инстанций, а при попытке перебазирования этот круг надо будет повторить (что ставит под сомнение само понятие «мобильности» точки), тут вовсе не самое главное. По словам Евгения Кобзаря, свое отношение к прицепам «пиво-воды-сигареты» как к неизбежному временному злу, которое надо терпеть до организации нормального количества точек стационарной торговли, власти многих городов распространяют и на точки мобильного фастфуда. Подобное отношение сохраняется и в столице, несмотря на то, что передвижные кафе активно привлекаются для помощи в организации городских праздников: 9 мая, День города, праздники «МК» и Фестиваль пива.

Отсутствие нормативов организации деятельности мобильного фаст-фуда на федеральном уровне приводит к тому, что власти городов сами определяют политику в отношении кафе на колесах. Поэтому и ситуация меняется от города к городу. В Москве, например, действует около 30 постановлений, которые иногда просто противоречат друг другу. За последнее время в столице было несколько громких скандалов, связанных с мобильными точками. Так, в Северном округе префект потребовал вывозить «тонары» на ночь — именно так говорится в одном из постановлений.

Если бы префект добился своего, это означало бы, что торговцы были бы ввергнуты в значительные дополнительные расходы. Ведь «тонары» подключены к электросети и их надо было бы каждый день отключать (что случится при этом с продуктами из холодильников, представить несложно), владельцам пришлось бы нанимать шоферов, а отбуксированные прицепы надо было бы где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, кто в округе хозяин. В другом округе у владельцев кафе вдруг потребовали убирать территорию радиусом 30 метров вокруг прицепа. Таких случаев наверняка множество и в других городах.

По мнению специалистов Московской ассоциации предприятий быстрого питания, на данный момент развитию бизнеса мобильных кафе больше всего мешает неурегулированность вопроса с землей. Например, в столице владельцы кафе на колесах получают в Москомземе земельную декларацию и платят не арендную плату, а плату за использование земли. Разрешение дается на одинтри месяца. По прошествии этого срока никто из предпринимателей не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут.

Именно из-за такого подвешенного состояния, как считают эксперты, владельцы точек экономят на дополнительных вложениях в развитие бизнеса. К тому же, из-за отсутствия долгосрочных гарантий этим бизнесом трудно заинтересовать банки — даже быстроразвивающиеся сети не могут это осуществить.

Показательно и отношение федеральных властей. Уже приняты новые российские санитарные нормы, которые требуют от предприятий общественного питания подключения к городским системам канализации и водопровода, и никаких исключений для кафе на колесах не сделано. Санэпидемнадзор отсрочил пока введение в действие этих норм до февраля следующего года — за это время проблему надо решить. А пока городские власти Ярославля, к примеру, вообще запретили такой бизнес, как мобильные кафе, ссылаясь именно на эти санитарные нормы.

Хорошее кафе на колесах отличается повышенной проходимостью.

Наибольшее распространение этот бизнес получил пока в Москве. Здесь работают 3000 кафе на колесах, 300 из которых принадлежат различным сетям. Несмотря на такое количество точек, о серьезной конкуренции на этом рынке речи не идет и рентабельность его очень высока. Первоначальные инвестиции на открытие мобильной точки фаст-фуда составляют от 5 до 15 тысяч долларов (на организацию сети таких точек, затраты на порядок выше). Сюда входит приобретение оснащенного прицепа, покупка кассового аппарата, одноразовой посуды и полуфабрикатов. Окупается кафе на колесах через 6-8 месяцев, в зависимости от месторасположения в городе. Как рассказал Евгений Кобзарь, есть города, в которых мобильное кафе окупается именно за этот срок — так же, как и в столице. Это Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Хотя там покупательная способность несколько ниже, чем в Москве, это компенсируется повышенным интересом клиентов к передвижным кафе. Бизнес этот в регионах развивается достаточно бурно. Евгений Кобзарь, который руководит компанией «Автохолод», рассказывает, что предприниматели из городов России, которые начали этот бизнес 2-3 года назад, сейчас регулярно возвращаются для покупки все новых и новых прицепов-кафе.

Каждую точку профессионалы характеризуют двумя показателями — проходимостью (сколько покупателей прошло за день) и средним размером чека (средней стоимостью одной покупки). Не очень удачно расположенная точка обслуживает 50-60 покупателей в день, а средний размер чека составляет 15-25 рублей. Прибыльная точка обслуживает 200-300 клиентов (физический предел — 500 покупателей). Стоимость одной покупки в среднем составляет 50 рублей и ограничена 100 рублями даже в столице — из-за нынешней покупательной способности россиян.

Что касается сезонности, то январь и февраль не очень удачные месяцы для этого бизнеса (а в морозные дни выручка просто стремится к нулю). Всплески интереса к мобильным кафе происходят ранней весной и поздней осенью, на стыке холодного и теплого сезонов.

Многие предприниматели мечтают о своем бизнесе в сфере общественного питания. Одной из довольно неплохих идей бизнеса является кафе на колесах.

Такое кафе необычное по своему виду и привлекает низкими ценами. Заведение такого вида может составить довольно неплохую конкуренцию обыкновенным кафе и ресторанам.

Бизнес-идеи на колесах новы для нашей страны. На воплощение в реальность такой идеи уйдет не так много затрат. Можно выполнять такие желания гостя, какие не сможет обычный ресторан - приехать к своему гостю.

Специфика мини-кафе на колесах

Перед тем как открыть заведение такого типа, необходимо определиться с контингентом посетителей. Исходя из типа вашего заведения и цен на продукцию, к вам чаще будут ходить дети, школьники и студенты.

Каждый предприниматель такого бизнеса должен придумать оригинальный стиль своего заведения. Прежде всего, надо обдумать интерьер кафе на колесах. Так как кафе передвижное, надо позаботиться о звукоизоляции, чтобы она не беспокоила ваших клиентов.

Неплохо бы смотрелись аудио- и видеоакустика, которую можно использовать не только при проведении банкета, но и в будние дни. Если вы решитесь проводить мероприятия в своем заведении, которые принесут вам немаленькую дополнительную прибыль, то не забудьте о развлекательной программе и банкетном меню.

Также заранее надо обдумать маршруты кафе, не забудьте обо всех достопримечательностях вашего города. Можно придумать различные акции, подходящие к вашему заведению, например, постоянным клиентам скидки, а также скидки в дни рождения. Не забудьте сделать книгу постоянных клиентов, которых вы бы оповещали о своих акциях по СМС или по телефону.

Меню кафе на колесах

Что касается меню, то здесь нужен особенный подход для такого заведения. Для ваших посетителей необходимо исключить алкогольную продукцию. В крайнем случае можно включить слабоалкогольные коктейли. Мобильное кафе на колесах не может иметь своей кухни, а это значит, что кафе будет работать на полуфабрикатах высокой степени готовности, т. е. которые нужно просто разогреть.

Это могут быть такие блюда: супы, гарниры и хлебобулочные изделия. Можно заключить договор с любым рестораном, кафе и даже со столовой - решать вам. Если бюджет будет позволять, то, конечно, лучше заказать в хорошем заведении. Не забывайте, что, купив в ресторане жареного лосося по одной цене, вы не сможете продать его у себя по этой же, для вашего кафе это будет слишком дорого.

Наем работников

Для обслуживания клиентов вам будет необходим водитель, официант и так называемый повар, который будет разогревать и готовить кофе. Если вы хотите, чтобы ваше заведение работало без выходных, а это желательно, то надо взять по 2 или 3 человека (1 человек в смену). Желательно, чтобы водители были с опытом работы.

Необходимая кухонная утварь

Для кафе на колесах нужно подобрать необходимое оборудование, но учтите следующее: если вдруг замарается сильно, мыть его будет негде. Ваше кафе двигается, а стоящий стеклянный стакан на столе в любой момент может упасть. Разбив 100 стаканов, придется считать убыток.

Необходимое оборудование для кафе:

  • Кухня.
  • 2 стола для оборудования.
  • Микроволновая печь.
  • Кофемашина.
  • Пара холодильников.
  • Шкафы для хранения посуды.
  • Посудомоечная машина (если посуда многоразовая) либо контейнеры под использованную одноразовую посуду.
  • Вилки, ложки, тарелки полупорционные, мелкие столовые, блюдце, подносы, салфетницы, хлебницы, и др.
  • Стулья и столы пластиковые или деревянные. Всю мебель необходимо прикрутить к стене и полу автобуса.

Необходимые условия для кафе

Не забываем об отоплении зимой, подогреве нижних ступенек, а в жаркую погоду - кондиционере. Что касается стоянки, то о ней можно договориться с одним автотранспортным предприятием своего города. Существует два способа организации такого рода бизнеса:

  • Купить франшизу.
  • Создать самому свою марку.

Цена франшизы довольно велика, она составляет 90 тыс. евро, на сегодняшний день это 4 410 000 р. Сюда включают: двухэтажный автобус (американского производства), право на использование торговой марки, первоначальную рекламную кампанию и рецептуру. Но в России с таким видом транспорта стараются не связываться, а покупают наши отечественные и делают кафе-автобус по своему вкусу. Кроме этого, нужно собрать необходимые документы:

  • Разрешение на открытие кафе в автобусе.
  • Справка медосмотра всех сотрудников.
  • Разрешение от органов пожарной безопасности.
  • Лицензия для продажи товаров и алкоголя.
  • Документ с положительными результатами санитарных проверок.

Планируемые начальные затраты

Автобус - 2 800 000 рублей.
Оборудование - около 150 тысяч рублей в зависимости, сколько будете ставить.
Оформление кафе и интерьера - 90-120 тысяч рублей.
Всего: 3 050 000-3 070 000 рублей.

Ежемесячные расходы:
На горючее - (расход 30л/100 км, 100 км в день, 25 руб. за литр) – 23,25 тысячи рублей.
Обслуживание автобуса - 15 тысяч рублей.
Заработная плата работников: 2 водителя - 20 тысяч рублей, официант - 15 тысяч рублей, повар - 10 тысяч рублей, бухгалтер - 7 тысяч рублей.
Всего: 142,25 тысячи рублей.

Прибыль предприятия

Если взять в среднем, что мобильное кафе на колесах окупится за пару лет, то каждый месяц можно получать 125 тыс. рублей выручки. При среднем чеке в сто рублей с клиента и наценкой 50% заведение должно обслужить каждый день 100-120 посетителей, эти цифры совершенно реальны. При такой прибыли предприятие не будет работать в убыток для себя.

Проблемы открытия необычного кафе

Кафе-автобус - необыкновенное заведение и довольно интересное, но к сожалению, под большим вопросом стоят санитарно-эпидемиологическая станция и другие станции, отвечающие за чистоту предприятия. Стоит вопрос о том, а может ли такой вид бизнеса оказаться невоплотимым в реальность. Может, даже легко, рассмотрим причины.

Роспотребнадзор будет против такого автобуса, чтобы он разъезжал по городу, ведь предприятие общепита должно быть подключено к городским коммуникациям. Правила пожарной безопасности гласят, что на предприятиях общественного питания, без исключения, должно быть наличие двух эвакуационных выходов, а в автобусе только одни двери.

Если в вашем городе количество населения не превышает 200 тыс. человек, то такое кафе не следует открывать. У населения таких городов свое мнение, им дешевле сходить пообедать домой, нежели идти в кафе. К следующей проблеме относятся российские дороги. Любая остановка провоцирует разлив напитков и горячих блюд. Исходя из этого, в меню кафе должны присутствовать только упакованные блюда.

Положительные стороны передвижного кафе

Не каждый день и не каждый сезон будет доходным. Например, в теплое время года ваш бизнес будет полезным для населения, а в морозные или буранные дни к вам никто не пойдет. Хоть и власти сами относятся к такому роду бизнеса отрицательно, но такое кафе пригодилось бы в большие праздники, такие как парад на 1 и 9 мая, да и другие мероприятия.

Перечислив все недостатки такого заведения, мы сомневаемся, а окупится ли такой бизнес и принесет ли он вообще прибыль. Нормальную прибыль приносит заведение с 50 посадочными местами и более, а такой автобус помещает около 20-30 человек. Несмотря на это, целеустремленного предпринимателя ничто не сможет остановить, и он воплотит это в реальность. Приложив немало усилий и терпения, можно сделать такой бизнес довольно неплохим.

В разных странах передвижное кафе на колесах считается приемлемым, например, в Японии. Только в этой стране готовят такие закуски, как шарики из теста «такояки», основным компонентом которых является осьминог. Кроме кафе на колесах, по миру существует много бизнеса такого рода, взять, к примеру, Сан-Франциско.

Там имеется передвижной ресторан, сделанный из старенького автобуса для школьников, и такой ресторанчик пользуется огромной популярностью. Его расценивают больше как развлекательный вариант с ассортиментом меню фастфуда.

Первый проект такого передвижного ресторанчика был запущен в Лос-Анжелесе в 2008 году шеф-поваром Рой Чой. Он предлагал посетителям корейскую и мексиканскую кухню. Такой бизнес есть еще и в Китае, где он тоже пользуется большой популярностью из-за огромной численности населения.

Несколько лет назад правительство Москвы дало добро предпринимателям на открытие такого бизнеса, но там пока подают только напитки. По многим городам России ездят в летний период кафе-трамваи или кафе-троллейбусы. Такой вид заведения хорошо будет смотреться в городах с большим наплывом туристов. Если население будет желать видеть такой вид предприятий общественного питания, то правительство разрешит существовать такому бизнесу в каждом городе.

Если человека сопровождает настойчивое желание организовать уникальный ресторанный бизнес, можно рассмотреть такой вариант, как ресторан на колёсах. Это , уже пустившая корни в мировом пространстве, но пока ещё не являющаяся достаточно распространённой, поэтому своей новизной и необычностью передвижное кафе или ресторан смогут вызвать неподдельный интерес среди жителей страны.

Практика создания передвижных ресторанов

Мобильный ресторан - совершенно не эксклюзивный бизнес, поскольку существует несколько примеров, когда предприимчивые бизнесмены переоборудовали транспортное средство под заведение общепита.

Успешные примеры

Самый первый передвижной ресторан появился в Лос-Анджелесе. Его организовали два друга, переоборудовав двухэтажный автобус. На первом этаже была организована кухня, а на втором - зал. На первом этаже также было оборудовано специальное окошко, через которое во время остановок осуществлялся торговый процесс, как в обыкновенном ларьке.

В Сан-Франциско старый школьный автобус подлежал списанию, однако нашлись те, которые решили реанимировать его и одновременно создать собственный необычный бизнес. Благодаря стараниям и невероятному желанию всё успешно сложилось, и старый школьный автобус превратился в передвижной ресторан. Безусловно, нельзя сравнивать такое заведение на колёсах с элитными кафе и ресторанами по разнообразию предлагаемых блюд, но, тем не менее, своих клиентов предприимчивые бизнесмены смогли найти. Маршрут следования такого необычного транспортного средства каждый раз изменялся, автобус следовал в те места, где наблюдалось большое скопление людей, именно там он совершал остановку.

Это не единственный пример успешной организации такого бизнеса. В Москве в качестве ресторанного пространства был использован трамвай, который переоборудовали, оснастив удобными столиками на двоих. Внешнее и внутреннее оформление было подобрано умело, поэтому весть о таком трамвае быстро разлетелась по всей Москве, поспособствовав увеличению желающих посетить такой ресторан на колёсах.

В Бельгии идея ресторанного бизнеса на колёсах подверглась успешному расширению, вследствие чего стали организовывать настоящие гастрономические туры для приезжих. Действительно, путешествовать по городу, знакомиться с местными достопримечательностями, сидя за удобными столиками, гораздо комфортнее, к тому же в течение экскурсии подают национальные блюда, позволяя отведать и оценить местную кухню.

Специфика ресторана на колёсах

Приняв решение организовать такой бизнес, предпринимателям следует внимательно изучить специфику ресторанного бизнеса на колёсах, чтобы предусмотреть возможные риски, обезопасить свой бизнес от банкротства.

Прежде всего, важно учитывать, что каждое заведение общепита ориентируется на определённый контингент посетителей. Учитывая то, что это передвижное кафе или ресторан не сможет предложить посетителям разнообразное меню, то на первоначальных этапах придётся довольствоваться школьниками и студентами, выступающими в качестве постоянных клиентов. Соответственно, цены на продукцию должны быть адаптированы под них. Впоследствии, когда бизнес будет раскручен, появится возможность разнообразить меню, владельцы ресторанного бизнеса смогут расширить и контингент своих посетителей.

Чтобы кафе на колёсах привлекло внимание современных жителей, следует продумать внешнее оформление транспортного средства, а также внутреннее. Должное внимание придётся уделить шумо- и звукоизоляции, поскольку вряд ли кому-то понравится принимать пищу и наслаждаться её удивительным вкусом под грохот проезжающего мимо транспорта.

Забота о клиентах всегда находит позитивное отражение в предпринимательской деятельности, поэтому рекомендуется оповещать посетителей об устраиваемых акциях, о , которые готов предоставить клиентам передвижной ресторан.

Правила организации ресторана на колёсах

Самыми первыми шагами в организации такого бизнеса будут действия, связанные с проведением тюнинга транспортного средства, от успешности которого во многом зависит успешность всего ресторанного бизнеса. Важно, чтобы интерьер отличался удивительной броскостью, неординарностью, тогда стойкий интерес обязательно проявится у возможных клиентов.

Необходимое количество сотрудников

Любой бизнес предполагает приём работников, которые будут выполнять функциональные обязанности, направленные на успешное развитие бизнеса.

Предпринимателям придётся побеспокоиться о приёме квалифицированных сотрудников, количество которых может быть разным и зависеть от бюджета. Однако большое количество точно не понадобится, поэтому не предполагается тратить много финансов на выплату заработных плат. Если владелец передвижного ресторана ограничен возможностями бюджета, он может принять на работу только двух сотрудников. Первый будет выполнять обязанности повара, а второй - его помощника. Третьим должен быть водитель, управляющий таким необычным транспортным средством, но в целях экономии обязанности водителя может успешно совмещать либо повар, либо его помощник.

Когда же бизнес наберёт необходимые обороты, расширить штат сотрудников всё-таки придётся. На работу следует принять минимум трёх водителей, чтобы заведение смогло осуществлять свою деятельность без выходных. Также следует принять ещё по одному повару и официанту, чтобы организовать работу в две смены.

Финансовые затраты

Организация любого бизнеса сопровождается расходами, ресторанный бизнес на колёсах не является исключением, поэтому начинающим бизнесменам следует , в котором учесть все предполагаемые расходы.

Опытные специалисты ориентировочно подсчитали, что на оформление интерьера придётся потратить около 120 тысяч рублей, на закупку специального оборудования практически такую же сумму. Если у бизнесмена нет транспортного средства, возникнет необходимость приобрести и его, а это обойдётся в достаточно круглую сумму, равняющуюся приблизительно трём миллионам рублей.

Также следует учесть ежемесячные растраты, связанные с ведением бизнеса. В частности, деньги следует выделять на приобретение топлива, техническое обслуживание автобуса, заработную плату сотрудникам заведения. В общей сумме ежемесячные растраты ориентировочно будут составлять около 140 тысяч рублей.

Несмотря на такие внушительные расходы, ресторанный бизнес на колёсах сможет окупить себя в течение нескольких лет. Специалисты подсчитали, что, даже только реализуя одно мороженое, можно успешно процветать, безусловно, расширяя круг клиентов.

Недостатки бизнеса

К сожалению, передвижной бизнес не сопровождается только одними положительными моментами. Существуют также недостатки, которые важно учесть перед открытием такого ресторана.

Прежде всего, организовывать такой бизнес можно только в крупном городе, количество населения которого достигает или превышает 200 тысяч. В маленьких городах люди предпочитают обедать и ужинать дома, нежели посещать кафе.

Местные дороги далеки от совершенства, поэтому обеспечить поездку без вибрации невозможно. Вследствие этого может разбиваться посуда, а также посетители могут высказывать недовольство. Чтобы избежать этого, следует внимательно разрабатывать маршруты, избегая местности, характеризующейся некачественными дорогами.

Могут поджидать со стороны Роспотребнадзора, поскольку правилами определено, что любое заведение общепита должно быть подключено к городским коммуникациям, что невозможно осуществить в передвижном ресторане.

Также правилами противопожарной безопасности определено обязательное наличие двух дверей в местах, где возможно скопление людей. Однако все такие сложности можно преодолеть, важно только иметь огромное желание стать владельцем настоящего передвижного кафе или ресторана.

Юридическое оформление бизнеса

Самым простым способом является приобрести франшизу, благодаря которой многие проблемы сразу исчезают. Франшиза включает предоставление автобуса, проведение рекламной кампании, разработку рецептуры. К сожалению, практически все бизнесмены отвергают такой способ, поскольку сумма франшизы невероятно велика, достигает практически 4,5 миллионов рублей.

Если же самостоятельно , предпринимателю придётся осуществить государственную регистрацию, получить разрешение на право осуществления такой деятельности от всех обозначенных правилами вышестоящих организаций, оформить лицензию на продажу алкогольных напитков и сигаретной продукции, а также обеспечить прохождение медосмотра всеми сотрудниками.

Все приложенные старания не пройдут бесследно, ресторанный передвижной бизнес продемонстрирует хорошие результаты, клиенты будут готовы заказывать проведение банкетных мероприятий именно в таком заведении. Коллективные мероприятия, сопровождающиеся одновременным выездом на природу, также смогут найти отражение в таком бизнесе.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Лучшие статьи по теме