Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Право
  • Кто может трудиться лифтером и какие его функции? Кто такой лифтер? Где могут работать лифтеры.

Кто может трудиться лифтером и какие его функции? Кто такой лифтер? Где могут работать лифтеры.

Данная профессия появилась сравнительно недавно, ведь такое приспособление, как лифт, является новым агрегатом, существенно облегчившим жизнь человека. В середине прошлого столетия началось повсеместное внедрение лифтов, которые появились в многоэтажных домах.

Так как конструкция первых агрегатов была достаточно ненадежной и требовала наличия специалиста, который будет управлять лифтом, то было решено создать отдельную профессию , которую и получили лифтеры. Сегодня данная специальность также остается востребованной, хотя подобных специалистов замечают далеко не все.

Что входит в обязанность лифтера?

От того, насколько эффективно специалист будет выполнять свою работу, во многом зависит эффективность эксплуатации оборудования . Следует сразу же избавиться от стереотипного представления о лифтерах, согласно которому это должна быть старушка, которая временами впадает в маразм и больше занята вязанием, чем своей работой.

В действительности такие сотрудники обладают определенным образованием, а также должны обеспечивать работоспособность различных аппаратов, позволяющих гарантировать эффективный подъем устройства.

Среди обязанностей, которые лежат на плечах лифтера, также стоит отметить необходимость в проведении регулярных осмотров, что позволит поддержать лифтовое оборудование. Если такие работы осуществляются без должного внимания, то результаты могут быть катастрофическими.

Специалисту следует только уточнять наличие неисправностей, но лично заниматься починкой оборудования ему не приходится. Если деталь находится в изношенном состоянии, то лифтер должен указать на это руководству, которое и пришлет ремонтную бригаду для восстановления оборудования.

Если же происходит непредвиденная ситуация, в которой подъемник остановился между этажами, то лифтеру следует срочно принять меры, позволяющие эвакуировать попавших в ловушку людей с максимальной скоростью. Тем не менее, заниматься самостоятельным ремонтом даже в такой ситуации лифтеру запрещается . Он может выполнять только те обязанности, которые входят в должностную инструкцию.

Кто может стать лифтером?

Не нужно думать, будто получить подобную работу может решительно каждый человек. Это не так. Если у вас возникло желание стать лифтером, то для начала нужно будет справиться с медицинским осмотром , который включает в себя несколько кабинетов. После этого придется отправиться на курсы, благодаря которым и обеспечивается подготовка специалистов.

Но перед этим лучше пообщаться со знакомым лифтером или задать соответствующий вопрос на форуме, ведь многие молодые люди просто не представляют, какие задачи будет ставить перед ними будущая специальность. Причина столь серьезного отбора заключается в высоком уровне ответственности , при котором приходится действовать специалисту.

Какими качествами должен располагать специалист?

Каждый лифтер должен демонстрировать хладнокровие. В его работе наличие данной черты является одним из ключевых моментов. Если он случайно впадет в панику, то это может привести к человеческим жертвам или повреждениям для пассажиров. Он должен стоически реагировать на любую ситуацию. Следует помнить, что спокойствие в голосе лифтера положительно сказывается и на пассажирах, что позволяет им легче перенести сложившуюся ситуацию.

Коммуникабельность также будет важна для тех, кто решил стать лифтерами. Так как работать придется с людьми, то нахождение общего языка будет играть первостепенную роль. Если лифтер будет грубить или ворчать при каждом обращении, то довольно скоро его снимут с должности, ведь жалобы последуют практически сразу. Человек, который портит настроение с самого утра, обязательно будет объектом порицаний и пренебрежения среди остальных.

Как было отмечено выше, каждому лифтеру важно обладать таким качеством, как ответственность . Смена такого специалиста может продолжаться сутки и на протяжении всего этого времени лифтеру важно оставаться в хорошем расположении духа, а также бодрствовать, что позволит в результате своевременно ответить на поступивший вызов и прийти на помощь пассажирам.

Поэтому человеку и приходится проходить медицинский осмотр, ведь работать не редко приходится в довольно сложных условиях. Лифтеру будет очень слож но, если у него есть проблемы с легкими или диабет. В то же время профессия будет существовать, пока существуют лифты, поэтому без работы опытные лифтеры точно не останутся.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

НОУ НСТШ МО

ДОСААФ России

г.Нягани ХМАО - Югры

Беспалов Ю.В.

ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для подготовки новых рабочих на производстве

Профессия - лифтёр
Квалификация - 1-2 разряды
Код профессии - 13413

Нягань
2011 г.
Пояснительная записка

Программа предназначена для подгоотвки новых рабочих на производстве по профессии «Лифтёр» 1-2 разрядов.

Программа включает квалификационную характеристику, учебный план, программу теоретического и производственного обучения.

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (М., Экономика, 1990) и содержит требования к основным знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.

Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений в квалификационную характеристику включены требования, предусмотренные п.8 «Общих положений» ЕТКС.

Учебные программы разработаны с учетом знаний обучающихся, имеющих среднее (полное) общее образование.

Продолжительнсоть обучения при подготовке новых рабочих установлена 1 месяц.

Программа производственного обучения составлена так, чтобы по ней можно было обучать лифтёра непосредственно на рабочем месте в процессе выполнения им различных производственных заданий.

К концу обучения каждый рабочий должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии.

Квалификационная (пробная) работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости можно изменять в пределах общего количества учебного времени.

Программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять материалом о новом оьборудовании и современных технологиях, исключать устаревшие сведения.

При комплектовании учебных групп из лиц, имеющих высшее, среденее профессиональное образование или родственные профессии, срок обучения может быть сокращен. Корректировка содержания программ и сроков обучения в каждом конкретном случае решается методической комиссией по согласованию с органами Госгортехнадзора России.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия - лифтёр
Квалификация - 1-2 разряды
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: правила техники безопасности; типовые инструкции по эксплуатации грузовых или пассажирских лифтов, утвержденные инспекцией Госгортехнадзора; устройства и правила эксплуатации лифта, номинальную грузоподъемность; назначение и расположение приборов безопасности: дверных замков, дверных и подпольных контактов, ловителей, концевого выключателя; назначение сигнализации аппаратов управления; правила пуска лифта в работу и проверки исправности действия приборов безопасности; безопасные и санитарно-гигиенические методы труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте участке; сигнализацию; производственную (по профессии) инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка; инструкции по охране труда и технике безопасности.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ: Управление лифтами и контроль за их исправным состоянием. Пуск лифта в работу с предварительной проверкой работы телефона или аварийной сигнализации, исправности ссветовой и звуковой сигнализации, автоматических замков на всех остановочных пунктах кнопки «Стоп». Наблюдение за эксплуатацией лифта.При сопровождении пассажиров или грузов наблюдение за посадкой и выходом пассажиров или погрузкой и выгрузкой лифта. Соблюдение номинальной грузоподъемности. Остановка лифта при обнаружении неисправностей в его работе, устранение мелких неисправностей илит сообщение дежурному электромеханику. Содержание в чистоте кабины лифта, этажных площадок на всех остановочных пунктах. Заполнение журнала приема и сдачи смены.
При управлении лифтами, движущимися со скоростью до 1 м/с 1 разряд.
При управлении лифтами, движущимися со скоростью свыше 1 м/с 2 разряд.

УТВЕРЖДАЮ

НОУ НСТШ МО ДОСААФ

России г.Нягани ХМАО - Югры

Беспалов Ю.В.

«_____»________________2011 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Для подготовки новых рабочих по профессии «Лифтёр» 1-2 разрядов.
Срок обучения - 1 месяц

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
Тематический план

ПРОГРАММА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
Значение подъемно-транспортных машин для народного хозяйства.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения.
Тема 2. СВЕДЕНИЯ ИЗ МЕХАНИКИ
Движение и его виды. Понятие о силе. Трение и его виды.

Понятие о механизмах и машинах.
Тема 3. СВЕДЕНИЯ ИЗ ЭЛЕКРОТЕХНИКИ
Основные характеристики электрического тока. Напряжение, ток и мощность. Переменный и постоянный ток.

Принцип действия аппаратов и приборов постоянного и переменного тока. Краткие сведения о проводной связи.
Тема 4 . УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИФТОВ
Классификация лифтов по назначению, конструкция привода, расположение лебедок относительно шахты лифта. Скорость движения кабины и по системам управления.

Основные параметры лифтов; номинальная грузоподъемность, номинальная скорость, высота подъема, число остановок.

Основные элементы электрического лифта: подъемный механизм (лебедка), подъемные канаты, подвески, кабина, двери шахты, направляющие кабины, направляющие противовеса, противовес, башмаки, ловители, ограничитель скорости, механизм открывания дверей кабины и шахты, упоры и буферы, станция управления.

Взаимодействие основных элементов лифта, обеспечивающих его работу.

Назначение и требования к электрооборудованию лифта. Общие сведения об элекроаппаратуре лифтов. Назначение вводного устройства, автоматического выключателя, рубильника, контаторов, реле, датчиков, кнопочных постов, кнопочных панелей, вызывных аппаратов.

Назначение защитной и блокировочной аппаратуры, плавких предохранителей, концевых выключателей, дверных блокировочных контактов, подпольных контактов.

Диспетчерские пульты. Необходимость диспетчеризации лифтов. Задачи, решаемые при диспетчеризации лифтов. Диспетчерские пульты, применяемые только для контроля работы лифтов.

Управление и обслуживание лифтов.

Операции и действия лифтера в начале работы, во время работы и по окончании работы лифта. Проверка лифтов с распашными дверями шахты.

Проверка лифтов с автоматическим приводом дверей. Порядок хранения и выдачи ключей от лифтовых помещений (машинного, блочного и др.)

Правила уборки лифтов.
Тема 5 . ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ
Правила обслуживания и безопасной эксплуатации лифтов. Общие положения и определения. Устройство лифтов (шахта, двери шахты, кабина), управление, сигнализация, освещение, обслуживание и надзор.. Правила эксплуатации лифтов. Ответственность за нарушение правил.

Типовая (должностная) инструкция для лифтеров, лифтёров- обходчиков, диспетчеров и проводников, обслуживающих лифты.

Общие положения, обязанности лифтера, лифтера-обходчика, диспетчера и проводника. Указания по осмотру лифтов лифтерами, лифтерами-обходчиками, диспетчерами и проводниками. Подчиненность лифтера во время его работы.

Неисправности, при которых лифты должны быть остановлены.
Тема 6 . ОХРАНА ТРУДА
Контроль за соблюдением требований безопасности труда, безопасной эксплуатации оборудования, установок и сооружений. Ответственность руководителей за соблюдение норм и правил охраны труда и трудовой дисциплины.

Причины аварий и несчастных случаев на производстве. Травматизм и профзаболевания, меры их предупреждения, порядок расследования и учета.

Запрещенные приемы работы при обслуживании лифтов. Причины аварий и несчастных случаев. Мероприятия, разрабатываемые органами Госгортехнадзора, предприятиями и организациями по предупреждению несчастных случаев на лифтах.

Правила поведения на территории предприятия. Предупреждение травматизма. Значение оградительной техники, предохранительных устройств и приспособлений, предупредительных надписей. Разрешение на проведение работ. Допуски к работам и порядок их выполнения.

Требования безопасности труда на рабочем месте.

Электробезопасность. Виды электротравм. Требования к электроустановкам. Меры и средства защиты от поражения электрическим током. Правила безопасной работы с электроинструментам, переносными светильниками и приборами. Электрозащитные средства и правила пользования ими.

Пожарная безопасность. Причины пожаров. Меры пожарной профилактики. Противопожарный режим на производстве. Правила поведения при пожаре. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ лифтеров.
П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н О Е О Б У Ч Е Н И Е
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОГРАММА
Тема 1 . ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Задачи производственного обучения.

Инструктаж по организации рабочего места и безопасности.

Защитные приспособления, ограждения, средства сигнализации и связи. Ответственность за нарушение безопасности труда.

Соблюдение правил противопожарных мероприятий. Правила пользования средствами пожаротушения.

Электробезопасность.

Ознакомление с объектом, в котором находятся лифты (жилым зданием, предприятием и т.д.), диспетчерским пунктом, месторасположением лифтов, режимом работы лифтов и предприятия.

Ознакомление с лифтами: машинным и блочным помещениями, шахтой, кабиной.

Правила получения инвентаря и спецодежды со склада, правила хранения и обращения с ними.

Ознакомление с необходимыми нормативными документами на рабочем месте и првилами пользования лифтом.

Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой производственного обучения.
Тема 2. ОБУЧЕНИЕ РАБОТАМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТА
Ознакомление с правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

Ознакомление с аппаратми и приборами на рабочем месте. Включение лифта в работу. Проверка освещения кабины, шахты и площадок перед дверями шахты; состояния ограждения шахты и кабины; исправности действия замков дверей шахты, контактов дверей шахты и кабины.

Пользование приспособлениями (шаблонами) для проверки контактов дверей шахты и кабины. Проверка лифтов с автоматическим приводом дверей. Проверка исправности действия подвижного пола и точности остановки кабины на этажах. Контроль исправности действия кнопки «Стоп», светового сигнала «Занято», звуковой сигнализации, двусторонней переговорной связи и сигналов на диспетчерском, а также наличия Правил пользования лифтом, предупредительных и указательных надписей. Выявление неисправностей во время осмотра лифта. Неисправности, при которых лифты должны быть остановлены. Действия лифтера при обнаружении неисправностей лифта. Ведение журнала приема и сдачи смен
Тема 3 . САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ЛИФТЕРА 1-2-го РАЗРЯДОВ
Выполнение в качетсве стажера операций и работ по управлению и обслуживанию лифтов.

Самостоятельное выполнение работ по управлению и обслуживанию лифтов в соответствии с требованиями квалификационной характеристики лифтера с соблюдением типовых (должностных) иснтрукций, утвержденных инспекцией Госгортехнадзора.
Калификационная (пробная) работа.

ЛИТЕРАТУРА
Алиев И.И. Справочник по электротехнике и электрооборудованию.- М.: Высшая школа, 2000
Бугаенко Г.А. Основы классической механики.- М.: Высшая школа, 1999
Вереина Л.И. Техническая механика.-М.: ИРПО, 2000
Обухов А.И, Розенкан Г.Н., Ципин М.Х. Монтаж лифтов. М.: Стройиздат, 1984.
Полковников В.С., Лобов Н.А., Грузинов Е.В. Монтаж и эксплуатация лифтов.-М.: Высшая школа, 1987
Правила устройства электроустановок.- М.: Главэнергонадзор, 1998.
Типовая инструкция лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта. РД 10-360-00. М.: ПИО ОБТ, 2000
Нормативы оснащенности смпециализированных по лифтам организаций. Общие положения.-Информационно-аналитический цент ИКЦ «ИНЖТЕХЛИФТ» и ИЦ «НЕТЭЭЛ»
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. ПБ 10-558-03.-М.: ПИО ОБТ, 2003.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для подготовки лифтеров 1-2 го разрядов
Билет № 1
Вопросы:
1.Понятие о лифте (дать определение лифта).

2.требования к распашным дверям шахты.

3.Порядок допуска к обслуживанию лифта.

4.Освобождение пострадавшего от действия электрического тока.

Билет № 2
Вопросы:
1.Основные характеристики лифта.

2.Назначение и типы.

3.Объем знаний и умений оператора, лифтёра.

4.Первая помощь пострадавшим при ранениях.

Билет № 3
Вопросы:
1.Оборудование, установленное в приямке лифта.

3.Проверка электрических контактов выключателя замка распашных дверей шахты.

4.Порядок оказания первой помощи пострадавшему при кровотечении.
Билет № 4
Вопросы:
1.Запрещенные методы работы при обслуживании лифтов.

2.Точность остановки кабины лифта.

3.требования к автоматическим замкам раздвижных дверей шахты с автоматическим приводом.

4.Общие правила пользования защитными средствами.
Билет № 5
Вопросы:

1.Обязанности оператора, лифтёра в начале смены.

2.Требования к автоматическим и неавтоматическим замках.

3.Требования к распашным дверям кабины.

4.Первая помощь пострадавшему при ожогах.
Билет № 6
Вопросы:
1.Обязанности оператора, лифтера во время смены.

2.Требования к канатам, применяемым джля подвешивания кабины и противовеса, и нормы их браковки.

3.Назначение и устройство редуктора лебедки.

4.Порядок расследования смертельных и тяжелых несчастных случаев на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.
Билет № 7
Вопросы:
1.Обязанности оператора, лифтёра по окончании смены.

2.Требования к устройству сиденья кабины.

3.Автоматический привод раздвижных дверей.

4.Первая помощь при обмороках, отравлении.
Билет № 8
Вопросы:
1.Документация, необходима при эксплуатации лифта.

2.Требования к упорам и буферам.

3.назначение, расположение и устройство ловителей.

4.Несчастные случаи, подлежащие рассмотрению.
Билет № 9
Вопросы:
1.Выключатели безопасности.

2.Назначение, размещение и устройство упоров.

3.Проверка автоматического замка распашной двери шахты.

4.Основные правила оказания первой медицинской помощи от действия электрического тока.
Билет № 10
Вопросы:
1.Порядок проверки лифта при ежесменном осмотре.

2.Характеристика оборудования, расположенного в машинном помещении.

3.Назначение, расположение и устройство канатоведущего шкива.

4.Виды электротравм.
Билет № 11
Вопросы:
1.Действия оператора, лифтера при неисправности лифта.

2.Характеристика оборудования, расположенного в блочном помещении.

3.Назначение и расположение контактов безопасности.

4.Меры и средства защиты от поражения электрическим током.
Билет № 12
Вопросы:
1.Преимущества и недостатки верхнего и нижнего расположения машинного помещения.

2.Назначение и расположение неавтоматических замков дверей шахты.

3.Проверка электрического контакта выключателя фартучного устройства распашной двери кабины.

4.Правила поведения при пожаре.
Билет № 13
Вопросы:
1.Действия оператора, лифтёра во время остановки кабины с пассажирами между этажами.

2.Предохранительные устройства, используемые на лифтах.

3.Назначение, размещение и разновидности буферов.

4.Значение оградительной техники, предохранительных устройств и приспособлений, предупредительных надписей.

Билет № 14
Вопросы:
1.Порядок повторной проверки знаний лифтёра.

2.Назначение и расположение вводного устройства и меры безопасности при его включении (отключении).

3.Проверка электрического контакта выключателя замка распашной двери шахты.

4.Разрешение на проведение работ. Допуски к работам и порядок их выполнения.
Билет № 15
Вопросы:
1.Оборудование, размещенное в шахте.

2.назначение и расположение тормозного устройства.

3.Проверка автоматических замков раздвижных дверей шахты с автоматическим приводом.

4.Запрещенные приемы работы при обслуживании лифтов.
Билет № 16
Вопросы:
1.Лифт самостоятельного пользования.

2.Назначение, расположение и устройство ограничителя скорости.

3.Проверка неавтоматических замков распашных дверей шахты.

4.Ответственность руководителей за соблюдение норм и правил охраны труда.
Билет № 17
Вопросы:
1.Точность остановки кабины на этаже

2.Требования к раздвижным дверям шахты с автоматическим приводом.

3.Проверка электрических контактов выключателей раздвижных дверей шахты с автоматическим приводом.

4.Мероприятия, разрабатываемые органами Госгортехнадзора, предприятиями и организациями по предупреждению несчастных случаев на лифтах.

Билет № 18
Вопросы:
1.Требования к люку в крыше кабины.

2.Действия оператора, лифтёра при аварии или несчастном случае на лифте.

3.Эвакуация пассажиров из кабины лифта с автоматическим приводом дверей.

4.Правила безопасной работы с электроинструментом, переносными светильниками и приборами.
Билет № 19
Вопросы:
1.Порядок ведения журнала приема и сдачи смен оператора, лифтёра.

2.назначение, расположение и разновидности направляющих.

3.Проверка исправности реверса дверей и кнопки «Стоп».

4.Электрозащитные устройства и правила пользования ими..
Билет № 20
Вопросы:
1.Диспетчерский трехсигнальный пульт.

2.Назначение и расположение электрических выключателей распашных и раздвижных дверей шахты.

3.Неисправности, при которых лифтёр должен отключить лифт..

4.обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ лифтёром.

Пояснительная записка 2

Учебный план и программа для подготовки

Новых рабочих по профессии «Лифтёр»

1-2-го разряда 4

Литература 9

Экзаменационные билеты для

подготовки лифтёров 1-2-го

Лифты вошли в жизнь человека очень давно. По некоторым данным, это случилось в 236 г. до н.э., когда со ссылкой на Архимеда о них написал архитектор Витрувий из Рима.

Современные лифты - это сложные механизмы, при помощи которых перемещают и людей, и грузы. Для их управления требуются хорошо обученные и аттестованы сотрудники, которые должны уметь не только управлять ими, но и обслуживать.

Допуск к управлению лифтом может получить любой человек не моложе восемнадцати лет, не имеющий медицинских противопоказаний для выполнения этих работ. Обязательным является обучение лифтеров в специальных образовательных комбинатах, к которым относится и наш учебно-консультационный центр «Развитие».

Профессия лифтера относится к типу «Человек - Техника» и напрямую связана с эксплуатацией таких технических средств. Она предусматривает выполнение физически легкой работы, требующей повышенного внимания и определенных знаний.

В обязанности лифтера, обеспечивающего бесперебойную и безопасную работу лифтов, входит проверка техсостояния закрепленного лифта, его готовности к эксплуатации, соблюдение правил использования механизмов. Он также следит за порядком и чистой кабины, обеспечивает перевозку людей или грузов в соответствии с требованиями действующих нормативов и актов.

Лифтеру необходимо знать правила техники безопасности, всевозможные инструкции, которые регламентируют его деятельность. Обязательно и знание устройства лифтового механизма, назначения приборов безопасности, предохранительных устройств, а также правильного пуска лифта и контроля его исправности.

Такие повышенные требования объясняются тем, что ему приходится обслуживать транспортные механизмы, которые представляют повышенную опасность и для самих лифтеров, и для окружающих. Допускается эксплуатация лифтов, которые находятся в исправном состоянии, имеют обязательную световую и звуковую сигнализацию, 2-стороннюю переговорную связь. Обязательным является наличие в установленных местах противопожарных средств. Лифтер должен уметь оказать доврачебную медицинскую помощь при возникновении такой необходимости.

Работодатели предъявляют требования к претендентам на должности лифтеров по их индивидуальным особенностям. В частности, они хотят, чтобы работники обладали развитым техническим мышлением, долговременной памятью, эмоциональной устойчивостью, быстро ориентировались в любых ситуациях и были ответственными и организованными.

Лифтеры выполняют свои профессиональные функции преимущественно в помещениях. Работа может быт, как односменной, так и двух-трехсменной. Допускается использование скользящих графиков.

Если желаете стать лифтером, то пройдите курс обязательного изучения премудростей профессии. Это позволит стать настоящим профессионалом, который всегда будет востребован на рынке труда, а, значит, обеспечен престижной и хорошо оплачиваемой работой.

Впервые о лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся на Архимеда, который построил подъёмный аппарат, вероятно, ещё в 236 году до н. э.

Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты Монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века (во Франции) и XVII века (лифт Виндзорского замка в Великобритании, «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов). В XVIII веке пассажирские лифты начали применяться в Российской империи (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъёмные стол и кресло в петродворцовском Эрмитаже). В 1795 году И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъёмных и спускных кресел) для Зимнего дворца. В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.

В Российской империи было немного высоких инженерных сооружений в силу большого земельного фонда. Лифты в большинстве случаев использовались только в промышленности. В связи с Первой мировой войной, сменой власти, гражданской войной и экономическим спадом отечественное лифтостроение сильно отставало от зарубежного.

Современные пассажирские лифты могут перемещать до тридцати человек со скоростями от 0,5-4 м/с (обыкновенный лифт), до 18 м/с (высокоскоростной лифт).

Грузовые лифты перемещают до 10 тонн груза со скоростями до 1,5 м/с.

Профессия лифтёра предназначена для контроля безопасной эксплуатации лифтов и их технического состояния.

Лифтёром может работать обученный и аттестованный сотрудник, закреплённый за группой лифтов или за конкретным лифтом, не моложе 18 лет, прошедший медкомиссию, имеющий удостоверение общего образца.

Лифтёры могут контролировать работу пассажирских и грузовых лифтов или сопровождать пассажиров и грузы.


Тип и класс профессии

По предмету труда профессия лифтера относится к типу «Человек – Техника», так как связана с эксплуатацией технических устройств.

Физически легкая работа, требующая повышенного внимания. Работа выполняется по заданному образцу с соблюдением имеющихся правил, инструкций и по характеру труда относится к алгоритмическому (исполнительскому) классу профессий.

Лифтер – это рабочий, обеспечивающий бесперебойное функционирование лифта, в обязанности которого входит:

    проверять техническое состояние лифта и его готовности к работе;

    следить за соблюдением правил эксплуатации лифта;

    не допускать эксплуатацию лифта с повреждениями, которые могут привести к авариям и отказам в работе;

    эвакуировать пассажиров из кабины, застрявшей между этажами;

    выдавать необходимые инструменты по починке конструкции техническим специалистам;

    заносить в журнал регистрации текущие или экстренные неисправности;

    вызывать для устранения неисправностей электромеханика по лифтам или аварийную бригаду.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Лифтер должен знать:

    правила техники безопасности;

    типовые инструкции по эксплуатации грузовых и пассажирских лифтов;

    устройство и правила эксплуатации лифта, номинальную грузоподъемность;

    назначение, расположение приборов безопасности;

    назначение и расположение предохранительных устройств;

    назначение сигнализации и аппаратов управления;

    правила пуска лифта в работу и проверки исправности действия приборов безопасности.

Лифтер должен уметь:

    включать и выключать лифты;

    производить ежесменный осмотр лифта;

    пользоваться световой, звуковой сигнализацией и двусторонней переговорной связью;

    пользоваться имеющимися противопожарными средствами;

    безопасно эвакуировать пассажиров из кабины остановившегося лифта;

    оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшему.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Лифтеру необходимы такие профессионально важные качества, как:

    развитое техническое мышление;

    развитая долговременная память;

    эмоциональная устойчивость;

    способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать решения;

    организованность, ответственность.

Условия работы

К работе лифтером в соответствии с медицинскими показаниями допускаются инвалиды с незначительными нарушениями зрения, так как деятельность связана с техническим оборудованием и обслуживанием людей.

В зависимости от степени сохранности зрительных функций определяется возможность организации трудового процесса. Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня.

Рабочее место лифтера должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку инвалиду по зрению на рабочем месте.

Деятельность лифтера осуществляется в помещении. Работа может быть организована в одну, две или три смены. При сменной работе график может быть скользящим. На рабочем месте обязательно должны присутствовать средства телефонной связи.

Лифтер единичного пассажирского лифта обязан находиться у лифта на основном посадочном этаже.

Лифтер грузового лифта с наружным управлением обязан находиться у лифта на основной погрузочной площадке, где установлен пост управления.

Лифтер, обслуживающий группу пассажирских лифтов, обязан периодически по разработанному маршруту совершать обход закрепленных за ним лифтов в целях проверки их исправности и соблюдения пассажирами Правил пользования лифтом.

Лифтер больничного и (или) грузового лифта с внутренним управлением обязан постоянно находиться в кабине лифта при подъеме и спуске и направлять кабину к месту вызова или месту загрузки (разгрузки); находиться на посадочной (погрузочной) площадке при загрузке (разгрузке) кабины. Лифтер должен носить спецодежду установленного предприятием или организацией образца.

Медицинские противопоказания

Обучение и профессиональная деятельность по данной рабочей профессии имеет медицинские ограничения для лиц, страдающих заболеваниями:

  • сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов или нижних конечностей);

    вестибулярного аппарата, тремором рук;

    психическими заболеваниями;

    стойкими нарушениями артериального давления;

    судорогами, потерями сознания;

    алкогольной и наркотической зависимостью;

    расстройствами и стойкими нарушениями слуха;

    тяжелыми нарушениями зрения;

    стойкими расстройствами речи;

    хроническими инфекционными;

    кожными заболеваниями;

    заболеваниями органов дыхания (туберкулез);

    сахарный диабет;

    выраженными умственными расстройствами и эпилепсией.

Умеренные и незначительные нарушения функций зрения не являются медицинскими ограничениями для данной профессии.

Пути получения профессии

Для того, чтобы овладеть профессией лифтера, достаточно базового начального профессионального образования.

Обучение и аттестация лифтеров производится в профессиональных образовательных учреждениях и других организациях, располагающих базой для теоретического и практического обучения, необходимым числом штатных специалистов (преподавателей), аттестованных в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Аттестация лифтеров может производиться комиссией без участия представителя органа Госгортехнадзора России. Результаты аттестации отражаются в протоколе. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения. Периодическая проверка знаний лифтеров проводится не реже одного раза в 12 месяцев аттестационной комиссией организации, в штате которой они трудятся, или комиссией организации, осуществляющей обучение. Внеочередная проверка знаний проводится: при переходе на другое место работы или по требованию инспектора Госгортехнадзора России.

В городе Москве отсутствуют специализированные организации, осуществляющие обучение лиц с нарушениями зрения, но инвалиды с незначительными нарушениями способны на общих основаниях пройти подготовку в:

    Государственном учебном центре “Профессионал” (срок обучения по программе составляет 6 недель);

    Тушинский учебный комбинат (Учебный центр) (подготовка по специальности «лифтер»);

    Компания «Партнер»(срок обучения по программе «Лифтер» составляет 7 недель);

    Учебный центр «Развитие» (курс по обучению специальности «Лифтер-диспетчер»);

    Учебный и аттестационный центр «Строй-аттестат»;

    Учебный центр индустриальных технологий « УЦИТ» и др.

Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

Области применения профессиональных знаний

Лифтеры, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие сертификат, востребованы:

    в крупных розничных магазинах;

    в торговых центрах;

    на различных производственных предприятиях;

    в учреждениях здравоохранения;

    в компаниях по предоставлению услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования;

    в агропромышленных холдингах;

    промышленных корпорациях;

    в гостинично-офисных комплексах;

    в многофункциональных зданиях с офисами, ресторанами и жилой частью;

    в таможенных производственно-складских комплексах.

Перспективы карьерного роста

Грамотный целеустремленный работник может претендовать на профессию оператора по диспетчерскому обслуживанию лифтов. При этом необходимы навыки работы на персональном компьютере. При освоении дополнительных навыков технического оснащения лифтовых систем возможно занять должности, связанные с осуществлением эксплуатационных, ремонтных работ. Если получить высшее техническое образование, появляется перспектива трудоустройства и карьерного роста в системе разработки, изготовления и модернизации лифтовых конструкций на крупных лифтовых предприятиях и заводах.

Лифтёр – это человек, который обслуживает лифт, а также несёт ответственность за соблюдение всех правил пользования подъёмником. В некоторых городах, с уничтожением лифтового хозяйства, исчезла и профессия лифтёра, что было весьма опрометчиво. Потому как добросовестная работа лифтёра, и как следствие, правильное обслуживание элеватора, может существенно продлить жизнь подъёмника, и улучшить его состояние. В первую очередь, лифтёрами могут служить только совершеннолетние люди, прошедшие обучение, имеющие удостоверение лифтёра, и квалификационную группу по электробезопасности не ниже II. Проверка знаний лифтёров должна проверяться инспекторами Ростехнадзора.

Итак, оператор лифтового оборудования должен:

  • Иметь представление об устройстве и схемах работы лифта;
  • Знать правила пользования подъёмником;
  • Уметь пользоваться, и знать, как работают все аппараты управления, расположенные в кабине самого подъёмника, а также на пассажирских площадках;
  • Эвакуировать людей из застрявшей кабины лифта, знать, как безопасно извлечь пассажиров, и в случае необходимости оказать первую помощь;
  • Уметь включать и выключать лифты.

Обязанности лифтёра также включают в себя ежемесячный осмотр лифтов. Оператор лифтового оборудования – не имеет права ремонтировать или заменять какие-либо части лифтовых механизмов. Он может лишь сообщить о неполадках в организацию, обслуживающую лифт, которая может выслать инженеров для починки подъёмника. Всё, что может и должен делать лифтёр – это ежемесячно проверять, исправны ли все замки и контакты безопасности дверей шахты и кабины, осматривать, насколько точно останавливается кабина лифта, следить за тем, чтобы освещение шахты и посадочных площадок было достаточным, проверять исправность работы кнопок «Стоп».

При этом, лифтёр не имеет права уходить с рабочего места. Исключением являются только случаи, связанные с обслуживанием лифта. Важно также, чтобы лифтёр не допускал в шахту посторонних лиц, следил за тем, чтобы блочное помещение и шахта были всегда заперты на замок.Как уже было отмечено, лифтёр, в сущности не может вмешиваться в работу лифта, за исключением случаев аварии и т. д. Так, к примеру, он не может выходить на крышу кабины, спускаться в приямок, нарушать работоспособность предохранительных устройств, и, наконец, использовать лифт не по назначению.

Лучшие статьи по теме