Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Право
  • Презентация на тему новая экономическая политика. Презентация на тему нэп - новая экономическая политика

Презентация на тему новая экономическая политика. Презентация на тему нэп - новая экономическая политика

Слайд 2

Домашнее задание

Слайд 3

Новая экономическая политика

  • Слайд 4

    План урока

    Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны Переход к НЭПу Социально-экономические итоги НЭПа Социальные противоречия НЭПа Экономические противоречия НЭПа

    Слайд 5

    1. Уроки Кронштадта. Последствия гражданской войны

    События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис «Кронштадтский мятеж был опаснее для, большевистской власти чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые» В Кронштадтском мятеже стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. И недовольство это совпадало с лозунгами меньшевиков и эсеров.

    Слайд 6

    2 урока Кронштадтского восстания необходимо идти на соглашение с крестьянством необходимо ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами Для сохранения своей власти «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить - какая это мера и какие пределы»В.И. Ленин

    Слайд 7

    2. Переход к НЭПу

  • Слайд 8

    Переход к НЭПу - новой экономической политике - был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Отмена продразверстки 1. Вводился натуральный продналог Продналог вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производствазерна. 2. Вводилась свободная внутренняя торговля (внешняя торговля оставалась монополией государства) Отменен декрет о полной национализации промышленности 3. Мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки

    Слайд 9

    4. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешено было взять в аренду частным лицам. Допускалось также созданиеконцессийс привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. КОНЦЕССИЯ - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности; само предприятие, организованное на основе такого договора Отмена принудительного труда 5. Введения рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы (введения тарифной системы оплаты труда) В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.

    Слайд 10

    В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. 6. 1922-1924 гг. – денежная реформа (взамен обесценившихся денег был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте) Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Была проведена под руководством наркома финансов Григория ЯковлевичаСокольникова

    Слайд 11

    7. В 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости 8. 1922 г. - Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье - три года, при четырехполье - четыре года и т. д.). 9. Использование крестьянами наемного труда допускалось если все трудоспособные члены хозяйства наравне с наемным рабочими принимают участие в работе Зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла слишком разворачивать хозяйство.

    Слайд 12

    Слайд 13

    3. Социально-экономические итоги нэпа

    К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России Пятилетии - с 1909 по 1913 г. К 1927 г. довоенный уровень в целом был достигнут и в животноводстве. В 20-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), кулаков насчитывалось 3- 4%, бедняков - 22-26%, батраков – 10-11%. НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел - основное средство производства.

    Слайд 14

    Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г.страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня Реальная заработная плата рабочих к 1925-1926 гг. в среднем составляла 93,7% их довоенного заработка. Продолжительность рабочего дня равнялась 7 чпри 6-дневной рабочей неделе. Ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но еще больше обострился

    Слайд 15

    4. Социальные противоречия НЭПа

    Введение нэпа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей новая советская буржуазия - «нэпманы», «совбуры» Они были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза Они остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Поэтому доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились прежде всего в торговлю. И если оптовая торговля контролировалась в основном государством, то в розничной безраздельно господствовал частник.

    Слайд 16

    В 1920 г., по официальным данным, в России насчитывалось 1,7 млн. промышленных рабочих, причем кадровые рабочие составляли не более 40%, т.е. около 700 тыс. человек. Но уже к 1928 г. общая численность рабочего класса увеличилась в 5 раз Основную массу рабочего пополнения составляла сельская молодежь Резкое увеличение бюрократического аппарата. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. - 2,5 млн. Передел земли, а также политика сдерживания роста зажиточных хозяйств и государственная поддержка малоимущих привели к осереднячиванию деревни

    Слайд 17

    5. Экономические противоречия НЭПа

    Значительные темпы экономического роста в период НЭПа во многом объяснялись «восстановительным эффектом» В промышленности - введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось В сельском хозяйстве - восстановлением заброшенных пахотных земель Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности Привлекать иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Иностранные предприниматели не хотели рисковать своими капиталами. Они помнили опыт безвозмездной национализации

    Слайд 18

    В таких условиях частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику Государственный сектор, хотя и считался приоритетным, был малорентабельным. РЕНТАБЕЛЬНЫЙ - оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства: зачем напрягаться, если на вырученные деньги нечего купить?

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    * Выполнила: Свистунова Ольга Федоровна. Учитель истории и обществознания. г. Новотроицк Оренбургской области

    Cлайд 2

    Прочитайте текст «В декабре 1920 г. курс рубля упал в 13 тысяч раз по сравнению с уровнем 1913 г. В мае 1920 г. в Тамбове на крестьянском губернском съезде принята программа вооруженного восстания против власти. Программа включала свержение коммунистической партии, созыв Учредительного собрания и образование Временного коалиционного правительства, состоящего из представителей всех антибольшевистски настроенных партий, прекращение продразверстки, передача земли тем, кто ее обрабатывает В августе 1920 г. восстание вспыхнуло и до января 1921 г. охватило Воронежскую и Тамбовскую губернии. На подавление брошена Красная Армия во главе с прославленным полководцем М.Н.Тухачевским. Восстание было подавлено.» *

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    *

    Cлайд 5

    Причины перехода к нэпу Глубокий социально-экономический и политический кризис власти Массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте Крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путем ликвидации рыночных отношений Стремление удержать власть любой Спад революционной волны на Западе *

    Cлайд 6

    В марте1921 г. на Х съезде РКП(б) В.И.Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу) *

    Cлайд 7

    НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений Решения X съезда РКП/б/, март 1921 г. Цели: Восстановление хозяйства, выход из кризиса Привлечение крестьян на сторону Советской власти Предоставление экономических свобод, предприимчивости, инициативы *

    Cлайд 8

    НЭП Мероприятия: Замена продразверстки продналогом Разрешение свободной частной торговли Перевод государственных предприятий на хозрасчет Допущение государственного капитализма (аренда, концессии), кооперация Переход от натуральной к денежной оплате труда Денежная реформа («золотой червонец») - конвертируемость рубля *

    Cлайд 9

    Социально-экономические итоги нэпа Первые итоги НЭПа (раздел § 14, стр. 139-141) Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта Возрождение торговли Рост численности городского населения Повышение производительности труда рабочих Повышение уровня жизни *

    Cлайд 10

    Социально-экономические итоги нэпа Первые итоги НЭПа (раздел § 14, стр. 139-141) Ускоренная социальная дифференциация в городе Появление «новой буржуазии» Ускорение расслоения крестьянства Нарастание экономической нестабильности Регулярные экономические кризисы Рост безработицы *

    Cлайд 11

    *

    Cлайд 12

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    *

    Cлайд 15

    *

    Cлайд 16

    *

    Cлайд 17

    *

    Cлайд 18

    Точки зрения (стр. 141 §14) В советский период преобладали сложившиеся при И.В. Сталине суждения о нэпе, согласно которым он, обеспечив восстановление экономики, исчерпал себя и должен был смениться политикой индустриализации и коллективизации. *

    Cлайд 19

    Точки зрения (стр. 141 §14) В 1980-е гг., в условиях перестройки, высказывалась иная позиция: отказ от нэпа признавался ошибкой, поскольку он открывал возможность сочетания преимуществ рыночной экономики с активной социальной политикой государства и не исключал проведения индустриализации. *

    Cлайд 20

    Точки зрения (стр. 141 §14) Комментарий: Однако в СССР в 1920-е гг. продолжение политики нэпа едва ли было возможным. К отходу от него партию большевиков подталкивал целый ряд обстоятельств. К их числу относились сложное положение в правящей партии и обществе, неустойчивость международной ситуации и противоречивость политики НЭПа. *

    Cлайд 21

    Нэповская общественная модель ЭКОНОМИКА Либерализация экономической жизни при сохранении командных высот в руках партии - государства Замена продразверстки продналогом Отход от насаждения коммун на селе Допущение рыночных отношений Отмена трудовой повинности Переход от натуральной оплаты труда к денежной Введение элементов хозрасчета на уровне государственных трестов и объединений («хозрасчет для начальников») Введение тарифной системы оплаты труда Относительная стабилизация финансов Развитие внешней торговли Создание концессий *

    Cлайд 22

    Нэповская общественная модель ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Сохранение и укрепление авторитарной диктатуры Завершение разгрома оппозиционных политических партий Относительная демилитаризация общества Сужение сферы непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь Политические процессы над оппозицией *

    Cлайд 23

    Нэповская общественная модель ДУХОВНАЯ СФЕРА Насильственное внедрение в сознание марксистской идеологии Реформирование системы образования (ограничение доступа к образованию «бывшим») Ужесточение идеологического контроля Введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения Усиление борьбы с неграмотностью Активизация антирелигиозной кампании Высылка за границу виднейших представителей интеллигенции *

    Cлайд 24

    Кризисы НЭПа и их причины * Некомпетентность основной части управленческого аппарата Ограничение крупного и среднего предпринимательства Ограниченность инвестиций в промышленность Кризис сбыта 1923 г. Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1925 г. Товарный кризис и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Курс на экономическую автаркию (политика хозяйственного обособления страны, добровольная или вынужденная изоляция от мирового рынка) Бюрократизм и чиновничья волокита Перекачивание средств из села в город

    Cлайд 25

    Противоречия нэпа (стр. 142-144 §14) * Политическая монополия большевиков Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов Курс на строительство социализма в одной стране Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром Проведение индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости Усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

    Cлайд 26

    *

    Cлайд 27

    Борьба в руководстве большевистской партии * Годы Противоборствующие группировки 1923-1924 И. В. Сталин Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев Л. Д. Троцкий 1925 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев («новая оппозиция») 1927 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков Г. Е. Зиновьев Л. Б. Каменев Л. Д. Троцкий («объединенная оппозиция») 1928-1929 И. В. Сталин Н. И. Бухарин А. И. Рыков М. П. Томский («правый уклон»)

    Cлайд 28

    Документальные материалы Из письма Л. Д. Троцкого членам ЦК и ЦКК РКП(б) от 8 октября 1923: Крайнее ухудшение внутрипартийной обстановки имеет две причины: а) в корне неправильный и нездоровый внутрипартийный режим и б) недовольство рабочих и крестьян тяжелым экономическим положением, которое сложилось не только в результате объективных трудностей, но и в результате явных коренных ошибок хозяйственной политики. Сейчас уже не может быть никакого сомнения в том, что одной из основных причин нынешнего торгово-промышленного кризиса является самодовлеющий, т.е. не подчиненный общему хозяйственному плану, характер нашей финансовой политики. Чудовищное несоответствие цен, при тяжести единого налога, вызвало снова крайнее недовольство крестьян. Это, последнее, отразилось на настроении рабочих и прямо и косвенно. Наконец, изменившееся настроение рабочих захватило низы партии. Дайте анализ документа. В чем Л.Д. Троцкий видел причины трудностей в экономической и политической жизни страны? * ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич (1883-1936) - сын мелкого предпринимателя Херсонской губернии, получил домашнее образование, работал конторщиком. Увлекся революционными идеями, с 1903 г. - член РСДРП(б), участвовал в революции 1905-1907 гг., стал профессиональным революционером, жил в эмиграции, вошел в став руководства партии большевике. В 1917 г. выступал против вооружение восстания, но затем пересмотрел СВОЮ позицию. В декабре 1917 г. возглавил Петроградский Совет, явился одним из организаторов красного террора. В 1919-1926 гг. возглавлял Исполком Коминтерна. Вступив в конфликт с И.В. Сталиным, был снят со всех постов. В 1934 г. - арестован и в 1936 г. расстрелян по обвинению в антисоветской деятельности. *

    Cлайд 31

    ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953). В социал-демократическом движении с 1898 г., большевик. Сын сапожника, учился в духовной семинарии. Вел революционную деятельность в Закавказье, неоднократно арестовывался, ссылался в Сибирь. Возглавлял боевую организацию большевиков. С 1912 г. - член руководства РСДРП(б). Активный участник революции 1917 г., член Совнаркома. В годы Гражданской войны - член РВС Республики. С апреля 1922 г. - Генеральный секретарь ЦК РКП(б). Невысокий рост, тихий голос с заметным грузинским акцентом, слабые ораторские способности мешали ему быть укротителем неорганизованной массы. Его стилем стала «закрытость». Используя ее, он напускал на себя мистический ореол всезнающего лидера. Этому способствовала налаженная им служба слежки за собственным окружением. Он был абсолютно нетерпим к выражению несогласия с его позицией, считая такое несогласие предательством интересов социализма, но умел выжидать, чтобы создать благоприятные условия для расправы с оппонентами. *

    Cлайд 32

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §14 - изучить Вопросы к §14 Здание 2 к §14: Перечислите мероприятия, связанные с политикой военного коммунизма и новой экономической политикой (в виде таблицы). Сравните политику военного коммунизма и НЭПа: в чем они принципиально различались, что в них было общего? Анализ в виде вывода. *



















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: Урок-беседа

    Форма урока: изучения новой темы

    Цель урока:

    • Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
    • Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
    • Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
    • Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
    • Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
    3. Изучение нового материала.
    4. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
    5. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
    6. Результат НЭПа.
    7. Закрепление материала.
    8. Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Продолжительность занятия (время реализации): 45минут

    Среда POWERPOINT и SMART Board

    Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
    2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.

    Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).

    Карта урока

    Комментарий хода урока Время (мин) № слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
    Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
    I. Организационный момент 2 минут Слайд №1 Внимание ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники.
    II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” 5 минут Слайд № 2

    Презентация SMART Board Слайд № 1

    Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске.
    III Изучение нового материала 30 минут Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской.
    3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. 10 минут Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2) .
    3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). 10минут Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2) . Записываю понятие продналог в тетрадь.
    3.3. Результат НЭПа. 10 минут SMART Board Слайд № 2-3 Внимание, речь, память, мышление Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской.
    IV. Закрепление нового материала 5 минут SMART Board Слайд № 4 Внимание, речь, память, мышление Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются.
    V. Сообщение домашнего задания

    Подведение итогов урока.

    2 мин Презентация POWERPOINT Слайды 18 Внимание, память,

    ясная речь,

    организованность

    Ученики записывают домашнее задание
    VI. Рефлексия 1 мин. SMART Board Слайд № 5 Внимание, память, мышление. Ученики работают с интерактивной доской.

    Ход урока

    Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.

    Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.

    Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)

    Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

    Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.

    Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.

    Изучение нового материала (30 минут)

    Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)

    Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

    Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)

    Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.

    Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

    Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.

    Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).

    Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут

    Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.

    Результат НЭПа.

    Работа с раздаточным материалом и учебником.

    Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1 ) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3 , Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.

    Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.

    21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.

    Закрепление материала.

    Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.

    Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.

    Слайд № 18

    Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.

    Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.

    Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:

    А) если урок понравился – солнышко.

    Б) Если урок не понравился – серый круг.

    Урок истории в 9 классе

    Тема урока : Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭП

    Цели и задачи: дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени

    Тип урока : изучение нового материала

    Основные понятия : НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия

    Оборудование: Презентация, учебник П.18,

    Форма урока: урок-презентация, практическое занятие (самостоятельное добывание знаний) с элементами лекции

    Ход урока

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.

    Устный развёрнутый ответ на вопрос: Каковы причины, проекты, значение образования СССР?

    Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?

    В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?

    Изучение нового материала

    План

    1. Причины введения НЭП.

    2. Суть и основные мероприятия НЭП.

    3. Итоги и значение НЭП.

    4.Противоречия НЭП.

    Задача: выяснить, чем отличалась НЭП от политики «военного коммунизма»?

    Задание для обучающихся: на основе текста учебника П18 сформулировать и записать причины введения НЭП:

    Проверка записей в тетради, комментарии учителя.

    Причины введения НЭП:

    Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти

    Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны

    Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

    Слово учителя.

    В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.

    На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.

    Физминутка.

    Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника П18

    Задание для обучающихся: На основе текста учебника выделить мероприятия новой экономической политики:

    Словарная работа: аренда, концессия, продналог, хозрасчёт

    Мероприятия НЭП

    Проверка самостоятельной работы с комментариями учителя: Мероприятия НЭП

    В сельском хозяйстве

    В промышленности

    В сфере распределения и труда

    Замена продразверстки натуральным продналогом;

    Возможность аренды земли, техники кооперативами, частными лицами;

    Развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской)

    Перевод государственных предприятий на хозрасчет,

    Возможность открыть одному владельцу кустарное или про-мышленное производство;

    Возможность аренды предприятий, помещений, техники кооперативами, частными лицами;

    Заключение договоров с зарубежными предпринимателя-ми и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;

    Налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;

    Отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;

    Прекращение бесплатных услуг населению;

    Замена натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;

    Материальное стимулирование рабочих;

    Создание банка акций, ценных бумаг;

    Денежная реформа;

    Гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;

    Государственную монополия внешней торговли

    Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.

    Задание: выяснить социально-экономические итоги НЭП.

    Итоги НЭП

    Положительные

    Отрицательные

    Увеличились объемы с/х;

    Восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;

    Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;

    Рост середняцких хозяйств (60%);

    Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;

    Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).

    Нехватка промышленных товаров;

    Увеличение цен - тормозился рост жизненного уровня населения;

    Безработица;

    Обострение жилищного вопроса;

    Аграрное перенаселение.

    Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи - намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).

    Причины свёртывания НЭП:

    1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.

    2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.

    3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.

    4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)

    5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”. Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.

    6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”

    4. Итог урока. Закрепление изученного.

    В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?

    Задание для учащихся: заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»:

    Вопросы

    Военный коммунизм

    НЭП

    Отношение к крестьянству

    Продразверстка, ликвидация частной собственности

    Способ производства

    Национализация промышленности

    Обмен

    Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива,жилья и др.

    Способ распределения и потребления

    Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система

    Характер труда

    Всеобщая трудовая повинность

    Варианты ответов:

    Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли, наемный труд;
    - допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
    -Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
    -Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда.

    Учащиеся формулируют вывод:
    Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д.) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)
    Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.
    НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.
    ИТОГ:
    противоречия и причины свёртывания НЭП сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.

    Выставление, комментирование оценок. Домашнее задание П18, вопросы и задания к П18, выучить термины.

    Новая Экономическая политика 9 класс

    Стеблюк Алёна Ивановна


    • усвоение причин, сущности и итогов нэпа;
    • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;
    • формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;
    • составление опорного конспекта по теме.

    • Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.
    • Курс на новую экономическую политику:
    • а) нэп в области сельского хозяйства; б) преобразования в области промышленности и финансов.
    • Социально-экономические итоги нэпа.

    Повторение пройденного материала:

    • Когда и чем закончилась гражданская война?
    • Почему победили большевики?
    • Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
    • Изменилась ли политика большевиков после войны?

    • Обосновать необходимость нэпа.
    • Сравнить политику “военного коммунизма” и нэп. Какая из них прогрессивнее и почему?

    • потеря 25% национальных богатств
    • -сокращение населения(не более 135млн)
    • -снижение жизненного уровня(зарплата с 23 рублей до 49 копеек)
    • -миграция населения из города(?!)
    • -кризис в управлении(уголовники и бездари)»Дилетанты во всех своих специальностях» Н. Суханов

    • Продналог.
    • Оплата по труду.
    • Отмена трудовой повинности.
    • Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
    • Разрешение наёмного труда.
    • Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке
    • Существование нескольких форм собственности.
    • Создание концессий
    • “ Командные высоты сохранились в руках государства”

    • 22.05.1922 г . ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР».
    • 1.01.1923 г . был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР , который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.
    • ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинается практика заключения концессионных договоров, по которым иностранным компаниям предоставлялось право использования государственных предприятий

    • В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

    • В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов

    Исторические проблемы

    Задача учащихся

    • “ Разорение, нужда, обнищание” В.И. Ленин
    • Подтвердите слова Ленина фактами.
    • В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые.
    • Объяснить слова Ленина, используя фактический материал.
    • “ Республика висит на волоске” Н.И. Бухарин
    • “ Военный коммунизм” или “демократический социализм”?
    • Обосновать вывод Бухарина.
    • Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера.

    Военный коммунизм

    Социальные:

    Социальные:

    • «Потребительский коммунизм»
    • Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени
    • Снижение дохода населения.
    • Недовольство населения

    Экономические:

    Экономические:

    • Необходимость мобилизации всех ресурсов
    • Нехватка продовольствия
    • Дефицит
    • Спад производства
    • Рост внешней задолженности

    Политические:

    Политические:

    • Борьба с контрреволюцией
    • Стремление Советской власти продержаться до мировой революции
    • Старение руководства
    • Отсутствие необходимых реформ
    • Однопартийная система

    Сравните «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И « НОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ»

    военный

    новая экономическая

    коммунизм”

    политика

    • бестоварное производство
    • государственная собственность
    • принуждение к труду
    • командно-административная экономика
    • рыночные отношения
    • многообразие собственности
    • экономическая свобода
    • рыночная экономика

    Итоги НЭПа

    Положительные

    Отрицательные

    • - увеличились объемы с/х;
    • - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.;
    • - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.;
    • - рост середняцких хозяйств (60%);
    • - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.;
    • - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня).
    • - нехватка промышленных товаров;
    • - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения;
    • - безработица;
    • - обострение жилищного вопроса;
    • - аграрное перенаселение

    Причины свертывания НЭП

    В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства , руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.

    • Обострение внешнеполитической ситуации

    Юридически НЭП был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

    • Усиление внутрипартийной борьбы
    • Формирование авторитарной системы

    Противоречия НЭПа

    В.В. Маяковский

    • В экономике : нехватка капиталов и невозможность их привлечения

    «…Жуй ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй…»

    • В социальной сфере: усиление расслоения появление нэпманов
    • В политике : Нэп - это временное отступление или всерьёз и надолго?

    Выполнить задания в рабочей тетради

  • Лучшие статьи по теме